монографию А. И. Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения. В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова. Следует отметить особенность становления творческого метода и мировоззрения Федотова: в отличие от большинства художников, обучавшихся в Академии с детства, он пришел в живопись взрослым, состоявшимся человеком. Весной 1852 г. он стал обнаруживать различные странности, ясно свидетельствовавшие об его умственной ненормальности.
Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась Сватовство майора (1848, ГТГ). Это он проектирует надгробный памятник собачке в Последствии смерти Фидельки, это его постигает жестокая судьба в Художнике, женившемся без приданого в надежде на свой талант, это его черты мы узнаем в портрете умершего мужа Вдовушки. Федотов с юных лет любил упражняться в поэзии. На этой картине исполненной с замечательной законченностью акварелью, кроме портрета великого князя, были помещены портреты многих участников встречи. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Необычным путем пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов. В Москве ему удалось в значительной степени устроить благосостояние своих родных.
Они сильно отзываются влиянием Хогарта. На следующий день его не стало. Не увидели свет рисунки Федотова из "Нравственно-критической серии".
Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно.
Чтоб поздравление было. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Необычным путем пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине.
основной фонд моего дарования. Но все же для Федотова важнее не обличительство, с которым он очень скоро порывает, а тот незыблемый положительный идеал, та нравственная норма, от которой отклонился маятник общественной морали. Вслед за «Вдовушкой» Федотов создает картины «Анкор, еще анкор. » (1851-1852 гг. ) и «Игроки» (1852 г. ). Около этого времени им были исполнены акварельные рисунки: "Французские мародеры в русской деревне в 1812 г. ", "Вечерние увеселения в казармах", "Казарменная жизнь" и многие другие. Первое произведение художника, написанное маслом – «Свежий кавалер» – относится к 1846 году. к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году. III).
С течением времени произведения Ф. все более и более теряют свою карикатурность. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику.
В последние дни своей жизни он пришел в сознание. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России.
Эта картина была готова к академической выставке 1848 года, на которой и появилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». Отыскивая натуру для действующих лиц своей картины изображаемой комнаты и аксессуаров, Ф. целые дни расхаживал по Петербургу, знакомился к купцами, ходил к ним в гости, присматривался к их жизни, на Толкучем и Андреевском рынках он разыскивал старух, горничных и сидельцев знакомый офицер позировал ему в позе изображенного на картине офицера разноцветные стеклышки на люстре, пирог, бутылка шампанского с подносом и еще более незаметные мелочи были изучаемы им самым внимательным образом. 349—360). в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Сомова Павел Андреевич Федотов (отдельный оттиск из журнала Пчела за 1878 г. ) и альбом Ф. И. ассигнациями в месяц».
Через 3-4 года службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств, где усердно изучал формы человеческого тела, срисовывая их с гипсовых моделей. 122—123. Задетое самолюбие побуждало Ф. серьезно заняться рисованием. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Поселившись в бедной квартире «от жильцов» в одной из дальних линий Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голод и холод, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах и, дабы расширить круг своих батальных сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади, под руководством проф. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву.
Федотов считается родоначальником критического реализма в русском изобразительном искусстве. В 1847 году Федотов пишет картину «Разборчивая невеста» (ГТГ) на сюжет басни Крылова того же названия. Работая над картиной, Федотов прежде всего шел от жизни.
Так родился замысел серии «Нравственно-критических сцен из обыденной жизни» исполненных в технике сепии: «Первое утро обманутого молодого», «Житие на чужой счет», «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант», «Модный магазин», «Мышеловка» «Болезнь и смерть Фидельки», «Крестины» (1840-е, ГТГ). На первый раз он задумал представить образ привлекательной женщины, постигнутой великим несчастьем, потерею любимого мужа и в 1851—1852 годах написал картину «Вдовушка», а затем принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», вскоре им брошенную и замененную другим сюжетом: «Приезд государя в патриотический институт», оставшимся также разработанным только наполовину. Быт московского купечества мне несравненно знакомее, чем быт купцов в Петербурге рисуя фигуры добрых старых служителей, дядей, ключниц и кухарок, я, сам не зная почему, переношусь мыслью в Москву Сила детских впечатлений, запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, составляют, если будет позволено так выразиться, основной фонд моего дарования». Булгакова Павел Андреевич Федоров и его произведения (Санкт-Петербург, 1893).
— "Иллюстрация", 1861 г., 183, стр. ассигн. Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение Следствие кончины Фидельки (1844). Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника.
Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. В бедности, постоянной нужде протекало его детство. Целыми днями просиживал мальчик на сеннике, видел соседние дворы, улицы и «все сцены на них происходившие, оказывались перед глазами наблюдателя, как на блюдечке». При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Журнал опубликовал статью московского профессора Леонтьева, который считал живопись Федотова «временной» и «злобной», ей не может быть места в «христианском обществе». Родился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика. ассигнациями в месяц».
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. понимаешь.
Павел стал задумчивым и молчаливым. И Федотов решает отдать свои работы на суд К. П. Брюллову, слава о котором разнеслась по всей Европе. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. — Ф. И. Булгаков, "Павел Андреевич Федотов и его произведения художественные и литературные", фототипическое и автотипическое издание, СПб., 1893 г. (в тексте этого издания, кроме извлечений из некоторых статей и воспоминаний о Федотове разных авторов, помещены: "О значении П. А. Федотова и об издании его произведений", статья Ф. Булгакова очень подробный список художественных произведений Федотова, с указанием места их нахождения стихотворения, басни, романсы и песни (с нотами) Федотова.
Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Выход в отставку дал Ф. возможность всецело посвятить себя любимому искусству.
— "Для биографии П. А. Федотова" ("Москвитянин", 1853 г., т. II, 5, кн.
Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу. Разборчивая невеста, 1847. Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова.
Абсолютное разорение семьи Федотовых очень сильно на него подействовало и окончательно надломило его здоровье. в месяц и потребовать от него письменного на это ответа". Но главным для художника были не мелочные подробности, а поиски выразительного, типичного.
Любое проявление критической мысли преследовалось, запрещалось. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». На полу, на столе и на стульях — остатки вчерашнего пира: осколки тарелок, бутылки, гитара. При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву.
Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский художник и график. Летом 1837 года великий князь, вернувшийся в Санкт-Петербург из поездки за границу для лечения, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили князя шумной овацией. Одно время Ф. пробовал подражать в форме стихосложения русским народным песням (см. Едва ли какой-либо русский художник до Федотова (и немногие после него) предстает перед нами в своей человеческой сущности столь искренне и столь драматически. — Л. М. Жемчужников, "Воспоминания" ("Артист", 1893 г., март).
Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям), пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. — П. Петров, "П. Во Вдовушке же сатира окончательно исчезает. Возможно, Федотов где-нибудь и подглядел эту сцену, а может быть, вспомнилось ему первое представление гоголевского «Ревизора» в Александрийском театре, где городничего играл Михаил Семенович Щепкин — превосходный русский актер.
Сила воздействия, сила экспрессии в этих рисунках огромна. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. Острое сатирическое начало в творчестве мастера наиболее ярко проявилось в самых известных его работах: «Сватовство майора» (1848). Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры. В отставку Павел Андреевич вышел в 1843 году в звании капитана, поселился на Васильевском острове.
Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
К этому времени относится и начало занятий Федотова в вечерних классах Академии художеств. В 1851 году, чтобы заработать денег, художник принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», незаконченную им и заменённую другим сюжетом: «Приезд Николая I в патриотический институт», также оставшимся разработанным только наполовину. Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Свеча в сумерках интерьера — довольно выразительная деталь и быта и жизни в целом. Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю.
Он работал лихорадочно быстро. Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника. 1—23). Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась «Сватовство майора» (1848, ГТГ).
Всем и каждому он готов был оказать какую бы то ни было услугу и отдать последнее. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов.
Наряду с занятиями в Академии Художеств Ф. усердно пополнял свой рисовальный альбом, куда заносил сцены из казарменной жизни, солдатские типы, эпизоды лагерного времени, картины офицерского и солдатского быта, карикатуры на товарищей (последние не обижались на Ф. за эти карикатуры, ценя их остроумие и безобидность). Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. Художник полностью отдал себя искусству.
— П. С. Лебедев, "Несколько слов о русском художнике Павле Андреевиче Федотове" ("Русский Инвалид", 90—92 и отдельно СПб., 1853 г. ). В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников. А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении. в год из суммы, ассигнуемой Кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников.
У художника ухудшилось зрение, он стал страдать приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по годам и в самом его характере происходила всё более заметная перемена: весёлость и общительность сменились задумчивостью и молчаливостью. — "Воспоминание о Павле Андреевиче Федотове" ("Семейные Вечера", 1873 г., 6, стр. В 1952 году у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства. Усиленные занятия, а также постоянная тревога за участь своих родных губительно действовали на здоровье Ф. Уже вскоре после приезда из Москвы он стал обнаруживать первые признаки душевной болезни, сведшей его через два с лишним года в могилу. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта.
Но сознание тяжелого положения своих родных и невозможность в достаточной мере помочь им всю жизнь угнетали его и, без сомнения, в значительной степени ускорили его смерть. Окончив в 1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834--1844) Но главным увлечением по-прежнему остается живопись и каждую свободную минуту он посвящает рисованию. — B. В. Стасов, "25-летие русского искусства" ("Вестник Европы").
Родился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика. Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры. — В. Толбин, "П. Произведения Федотова произвели необыкновенное впечатление на современников. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск).
Сатирическая острота в рисунках: «Квартальный чиновник», «Начальник и подчиненные», «Озябшие и продрогшие», «Как люди садятся» (ГРМ) и другие. И сам Ф. не придавал серьезного значения своим литературным опытам (см. «Я выдаю дочку не за какого-нибудь простого дворянина.
— А. О., "Несколько слов о Федотове" ("Светопись", 1858 г., 12). Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Считается, что тем самым они чтили память русского художника. Сатирическая острота в рисунках: "Квартальный чиновник", "Начальник и подчиненные", "Озябшие и продрогшие", "Как люди садятся" (ГРМ) и другие.
— "Русская портретная галерея Мюнстера", том II. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Тяжелое материальное положение художника усугубилось после смерти отца.
Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Здесь Федотов и умер 14 ноября того же года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей.
22)., 1851-52, – оба произведения в ГТГ Игроки, 1852, Киевский музей русского искусства). Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина.
В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. Советом Академии Федотов был выдвинут на звание академика и получил денежное пособие, что позволило ему продолжить начатую картину «Сватовство майора» (1848, 1851 — второй вариант). Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве. Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье.
Произведения Ф., относящиеся к началу его серьезной художественной деятельности, представляют почти исключительно рисунки и эскизы, главное достоинство которых в их неподдельном юморе, едкой иронии в то же время в них видны недостаточное уменье владеть рисунком, часто излишняя сложность композиции, утрировка в изображении поз и выражений лиц вообще — это работы карикатурного характера (из работ этого рода укажем на упомянутые выше рисунки: "Житье на чужой счет", "Модный магазин", "Мышеловка или Опасное положение бедной, но красивой девушки", "Болезнь Фидельки", "Смерть Фидельки" и т. д. ). Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением.
Это было мрачное время николаевского произвола, жестокого цензурного террора. Над этим же заставило художника глубоко задуматься письмо известного баснописца И. А. Крылова, который, увидев работы молодого офицера, был поражен его талантом и настоятельно советовал бросить военную службу, чтобы «отдаться своему настоящему призванию — изображению народного быта». Порожденное этим временем, оно стало и обвинением его. Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала».
Последний показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. Сватовство майора принесло Федотову успех, которого он так долго ждал. Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений. Кроме стихотворных объяснений к своим картинам (из них сохранилось и напечатано только объяснение к картине "Сватовство майора"), Ф. сочинял басни, элегии, романсы (к которым сам же сочинял музыку), альбомные стихотворения, солдатские песни и т. д. Некоторые из его басен являются перефразой басен Крылова, которые Ф. очень любил. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. ассигнациями в месяц». Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя. Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Благодаря влиянию Брюллова, покровительствовавшего Ф., последнему было выдано от Академии пособие в 700 рублей для выполнения заданной программы (на расходы на натурщиков, костюмы, материалы и т. д. ). Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения. Самая идея, ложившаяся в основу композиции, становилась всё более серьёзной и близкой к жизни. Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Но главным для художника были не мелочные подробности, а поиски выразительного, типичного.
Окончив в 1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834--1844). Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным. Федотов много бродил по Москве, наблюдал жизнь. Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения.
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Первым законченным произведением Федотова была картина «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый орден» (1846 г. ). Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Отказываясь от сатиры, Федотов создаёт образы, проникнутые сочувствием к человеку, новым пониманием живописных и графических проблем (Вдовушка, 1851-52, Анкор, ещё анкор. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава).
В 1806 году, после потери первой жены, снова женится на Купеческой вдове Наталии Алексеевне Калашниковой, матери Павла Федотова. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Далее, он упросил одного из снисходительных товарищей посидеть смирно и срисовал его очень похоже это возбудило охоту посидеть смирно и в других — похоже опять и вот стали уже говорить, что портреты, которые рисует Федотов, всегда похожи" ("Автобиографическая заметка П. А. Федотова").
К лету 1852 г. болезнь Ф. развилась еще более. В основном это портреты семьи Жданович, лучший из них — портрет Н. П. Жданович за клавесином (1849). Здесь о гармонии не может быть и речи. В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. (1851 – 52).
После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг. Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Особенно старался реакционно настроенный «Москвитянин». Пустые рамы в Игроках (1852) — знак такой же пустоты человеческого сознания, в котором подавлено достоинство и убита всякая мысль. 1—68).
Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя. В 1846 году Федотов создал картину «Свежий кавалер», первую значительную работу из серии остро драматических и комических сюжетов, посвященных жизни «маленьких» людей. Эволюция творчества Федотова и есть история этого пробуждения, становления, стремления осмыслить мир и свое место в нем, место маленького человека в искусстве и жизни. Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю.
В январе 1834 года в звании прапорщика был направлен на службу в лейб-гвардии Финляндский полк в Санкт-Петербург, где прослужил 10 лет. Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. В Москве его ожидает теплый прием. Был похоронен на Смоленском православном кладбище в мундире капитана лейб-гвардии Финляндского полка. За долги семья вынуждена была продать дом.
А. Федотов и современное значение живописи бытовых сцен" ("Северное Сияние", 1862 г., 4). Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»). Вскоре закрыли журнал Современник, в котором сотрудничал и Федотов. Через непродолжительное время он начал новую акварельную картину: "Освящение знамен в обновленном (Зимнем) Дворце", но командировка помешала ему окончить ее.
Поселившись в небольшой квартире, Ф. предался занятиям живописью. — Е. Б., "Заметки для биографии академика Федотова и письмо его" ("Современник", 1859 г., том LXXVII, 9). Художник оказался в трудном материальном положении, без средств к существованию. его стихотворение: "К моим читателям, стихов моих строгим разбирателям"). — "Рисунки П. A. Федотова называют Гоголем в русской живописи. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, а также «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации.
Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск). Сюда присоединилось значительное усложнение служебных занятий Ф. (будучи в это время уже ротным командиром, он постоянно был занят учениями, смотрами, распоряжениями по хозяйству и выправкой своей роты) и выяснившаяся полная невозможность соединять со службой серьезные занятия живописью. В бедности, постоянной нужде протекало его детство.
Когда ему исполнилось десять лет, отец, мечтавший, чтобы сын был военным, определил его в Московский кадетский корпус. Позволив себе небольшой отдых во время выставки, Ф. снова горячо взялся за работу. его грациозное стихотворение "Ку-ку"). В июне 1852 года у художника случилось психическое расстройство.
Популярность его картин объясняется тем, что художник изображал реальную действительность. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. Они не похожи на все предыдущие работы художника.
Первые опыты -- портреты друзей, карикатуры -- оказались удачными. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. 1851). Наступал последний, самый трудный период в жизни художника. Г. Флуг, около 1850, Н. П. Жданович, 1849 – оба в ГРМ). Внимательно ознакомившись с рисунками Федотова, Брюллов благословил молодого художника, сказав ему на прощание: «Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд».
Оно вызывало желание воздействовать на нравы в сепиях, оно порождало печальные размышления о суетности мира в Завтраке аристократа (Не в пору гость, 1849-50), оно же явилось источником внутреннего конфликта Вдовушки (три варианта, 1851-52). Успех этих двух картин окончательно укрепил решение Ф. оставить военную службу. Силы не выдерживают. В то же время он не покидал общества товарищей. Картина эта была готова к академической выставке 1849 года, на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника.
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Долгое время он не мог остановиться на выборе рода живописи. Заботы и разочарование вместе с постоянным напряжением ума и воображения и с беспрерывным занятием руки и глаз, особенно при работе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное влияние на здоровье Федотова: он стал страдать болезнью и слабостью зрения, приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по годам и в самом его характере происходила все более и более заметная перемена: веселость и общительность сменились в нём задумчивостью и молчаливостью. В бедности, постоянной нужде протекало его детство. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова.
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Все поэтические произведения Ф. стоят неизмеримо ниже его живописных и рисовальных работ.
Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам и демократическому зрителю. Лишь в 1844 году Федотов, побуждаемый любовью к живописи, вышел в отставку. А. Федотов" ("Пантеон", 1854 г., том XIII, 1, стр. В результате — литографии с картин Федотова были запрещены, не стало заказов на рисунки.
В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, любовался, смеялся и плакал. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. V, стр. В этом выборе художнику отчасти помогло письмо баснописца Крылова, который видел некоторые работы Федотова и посоветовал ему заняться жанровой живописью.
После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству. Несмотря на истощение, вызванное непрерывной тяжелой работой, Ф. не переставал трудиться через силу. Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего за 3 месяца написал большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 года написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест» и «Разборчивая невеста».
Эти напутственные слова не прошли бесследно: после этого с удвоенной энергией принимается Федотов за работу, стараясь сделать намного больше. А. Федотов, его жизнь и художественная деятельность", СПб., 1893 г. ("Жизнь замечательных людей", биографическая библиотека Ф. Павленкова). Сатирическая острота в рисунках: Квартальный чиновник, Начальник и подчиненные, Озябшие и продрогшие, Как люди садятся (ГРМ) и другие. Родился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика.
То есть эта картина является визитной карточкой художника. Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале. Они страдают излишними длиннотами, тяжеловатостью и неправильностью стиха, натяжкою рифм, хотя и отличаются остроумием и живостью содержания, а иногда и картинностью описаний.
(1851 — 52). Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя. На картине «Свежий кавалер» – не молодой хвастливый чиновник, а человек много старше. Любое проявление критической мысли преследовалось, запрещалось. Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 года написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест» и «Разборчивая невеста».
— В. В. Жерве, "К биографии П. А. Федотова" ("Исторический Вестник", 1901 г., 3, стр. Словом, преобладающий элемент этих работ — карикатура.
Теперь ему хотелось внести в своё творчество, направленное перед тем к обличению пошлых и тёмных сторон русской жизни, новый элемент — истолкование явлений светлых и отрадных. Вехами на пути Федотова к критическому реализму явились его картины: Свежий кавалер (1847), Разборчивая невеста (1847), Сватовство майора (1848). 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. Родился в Москве 22 июня 1815 года.
Так продолжалось до тех пор, пока письмо баснописца Крылова не открыло ему глаза. Отличала его лишь удивительная быстрота профессионального усовершенствования, способность извлекать уроки мастерства не только из занятий в рисовальных классах, которые он посещал крайне нерегулярно (или, по его словам, «прерывисто»), но из собственной любительской практики и из всех мало-мальски художественных впечатлений, которые дарила ему окружающая жизнь. А. Заурвейда. Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846— 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848). Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. — А. Дружинин, "Воспоминание о русском художнике Павле Андреевиче Федотове", СПб., 1853 г. (в "Собрании сочинений", т. VII, СПб., 1865 г. ).
Успеху картин Ф. способствовало отчасти то обстоятельство, что он, подражая раешнику, читал на выставке стихотворное объяснение своей картины "Сватовство майора" (а может быть и двух других) собственного сочинения. Словом, преобладающий элемент этих работ – карикатура. Однако со временем увлечение живописью все больше захватывает его.
(1851—52). Годом ранее Федотов написал поэму «Женитьба майора или поправка обстоятельств», где рассказывалось о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери.
«Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, — писал впоследствии Федотов, — составляет основной фонд моего дарования». Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. Всё было естественно и натурально.
В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Первые опыты — портреты друзей, карикатуры — оказались удачными. Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве. Картина эта была готова к академической выставке 1849 года, на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой».
М—ф, "Павел Андреевич Федотов" ("Исторический Вестник", 1893 г., 10, стр. — А. Витковский, "Воспоминание о П. А. Федотове" ("Русское Слово", 1862 г., 4, стр. Так продолжалось до тех пор, пока письмо баснописца Крылова не открыло ему глаза. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. — О., "П.
Павел Андреевич Федотов часто изображал самого себя в придуманном им мире. На этом пути картины Федотова становятся все более метафоричными. Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Необычным путем пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов.
— "Несколько слов о П. А. Федотове" ("Северные Цветы", 1857 г., отд. Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Через девять месяцев усидчивой работы Ф. закончил картину "Свежий кавалер" или "Утро чиновника, получившего первый орден", а через несколько месяцев (весной 1848 г. ) и другую картину "Разборчивая невеста". Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти в печати. ассигнациями в месяц». Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. В Сватовстве майора (1848) всеобщее притворство объединяет сцену единым лейтмотивом имеющим, конечно, более широкий смысл. 176—190). Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных.
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. «Завтрак аристократа» (1849-50) и последней его картине «Анкор. Началась замкнутая одинокая жизнь. Наступал последний, самый трудный период в жизни художника.
Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. — А. П. Новицкий, "История русского искусства", Москва, 1899—1903 гг. Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве.
в месяц». Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. 245—254). Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Федотов полностью отходит в них от линейного стиля, в котором были созданы самые совершенные, самые гармоничные его рисунки.
Картины этого периода художественной деятельности Ф., являющегося периодом расцвета его таланта, обращают на себя внимание всегда удачно выбранным искусным расположением композиции, типичностью в изображении лиц и законченностью общего настроения картины (этому периоду принадлежат: "Сватовство майора", "Утро чиновника, получившего первый орден", "Разборчивая невеста" и другие работы). Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье.
Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика. К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание. «Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве. Это было мрачное время николаевского произвола, жестокого цензурного террора.
Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего в три месяца окончил большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Федотова называют Гоголем в русской живописи.
А. Федотов" ("Русский Художественный Листок", 1853 г., 19). Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. "Многому бы народ научил, -- писал художник в те годы, -- да цензура мешает". Сентенция художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их» относится непосредственно к персонажам «Анкора» и «Игроков».
Вехами на пути Федотова к критическому реализму явились его картины: Свежий кавалер (1847), Разборчивая невеста (1847), Сватовство майора (1848). 21—32). Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения. Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Особое место среди этих портретов занимает портрет Е. Г. Флуга (посмертный, 1850).
Русский художник, представитель бытового жанра. ассигнациями в месяц». Теперь ему хотелось внести в своё творчество, направленное перед этим к обличению пошлых и тёмных сторон русской жизни, новый элемент — истолкование явлений светлых и отрадных. Люди в них всегда естественны, чистосердечны, внутренне ясны.
К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг. ) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение Следствие кончины Фидельки (1844). Все эти работы производили в Москве фурор и Ф. едва не носили на руках. Потянулись годы однообразного и утомительного, учения.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. — А. Н. Андреев, "Живопись и художники", стр. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. — П. Ге, "Павел Андреевич Федотов" ("Вестник Всемирной Истории", 1901 г., 10, стр. А вот акварель «Передняя частного пристава накануне светлого праздника» и это уже не простая уличная сценка, а рассказ возмущенного молодого художника о взяточниках. На картине «Вдовушка» (1851, 1852 – второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем – потерей любимого мужа – полон сожаления об утраченном счастье.
— писал много лет спустя Стасов. — Злость, чванство, бездушие, боготворение ордена. — Александр Бенуа, "Русская живопись" ("История живописи в XIX веке" издание т-ва "Знание"), выпуск II, СПб., 1903 г. — В. В. Стасов, "Тормазы русского искусства" ("Вестник Европы"). Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации. Последний показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигн.
Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом». Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей русского романтизма. Запрещены были и литографии с его картин.
Так родился замысел серии "Нравственно-критических сцен из обыденной жизни" исполненных в технике сепии: "Первое утро обманутого молодого", "Житие на чужой счет", "Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант", "Модный магазин", "Мышеловка" "Болезнь и смерть Фидельки", "Крестины" (1840-е, ГТГ). Впрочем, Федотов не придавал большого значения своим стихам и не пускался с ними в печать, позволяя их списывать только приятелям и близким знакомым. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова).
Если вдуматься в происходящее на картине «Сватовство майора» — нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком. Кто-то видел, как художник заказывал гроб. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Трогательны и лиричны миниатюрные портреты близких и друзей художника, среди которых особым обаянием отличается «Портрет Н. П. Жданович» (1849). На картине «Вдовушка» (1851, 1852 — второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем — потерей любимого мужа — полон сожаления об утраченном счастье. Скоро Ф. по требованию великого князя представил свою начатую картину для осмотра государю и через некоторое время последовала следующая резолюция: "Государь Император, удостоив внимания способности рисующего офицера, Высочайше повелеть соизволил предоставить ему добровольно оставить службу и посвятить себя живописи, с содержанием по 100 руб. К работам этого рода относится эскиз "Мадонна с Младенцем" и известная картина "Вдовушка".
Сначала Федотов подумывал заняться батальной живописью. По возвращении в Петербург он снова принялся за прежнюю трудовую жизнь. Теперь на плечи Павла Андреевича лег весь груз забот о семье (двух сестрах и племянниках). Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой.
Но вскоре недостаток материальных средств, а еще более сознание своих нравственных сил побудили его предаться более серьезному образу жизни. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя».
Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). — Маркова, "Свидание друзей с Федотовым в частной лечебнице" ("Иллюстрированная Газета", 1871 г., 1 и 2). В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. — Л. К. Дитерихс, "П.
Вот таким образом в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году. Его отец, Федотов Андрей Илларионович, был отставным прапорщиком, в армии служил в екатерининские времена. Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха.
— Н. В. Гербель, "Русские поэты в биографиях и образцах", СПб., 1873 г. (4-й период). Запрещены были и литографии с его картин. Да так, что он за три месяца создал шедевр.
Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Отец русского художника, Андрей Илларионович Федотов, был чиновником – титулярным советником. Вскоре закрыли журнал "Современник", в котором сотрудничал и Федотов. Не увидели свет рисунки Федотова из Нравственно-критической серии.
Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию. Искусство Федотова тесно граничит с самой атмосферой сороковых годов. В 1847 году Федотов пишет картину Разборчивая невеста (ГТГ) на сюжет басни Крылова того же названия. За долги семья вынуждена была продать дом. Простота и жизненная убедительность композиционного решения отличают рисунок «Набережная Васильевского острова зимой».
В самом деле, начав с беспомощных попыток писать акварелью, он вскоре овладел этой капризной техникой едва ли не на уровне работавших тогда опытных профессионалов, мастеров распространенного в России камерного портрета, настолько, что решился даже немного подработать исполняя на продажу изображения особ императорского дома, главным образом Николая I (офицерского жалования с трудом хватало на издержки службы в привилегированном гвардейском 1815, Москва— 14ноября1852, Санкт-Петербург)— русский художник и график, академик живописи, родоначальник критического реализма в русской живописи. Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. Он жил только для искусства и для других людей, но не для себя. Многому бы народ научил, -- писал художник в те годы, -- да цензура мешает. Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Картину эту Ф. поднес великому князю, который пожаловал ему за это бриллиантовый перстень.
Быстрый и шумный успех картин Ф. влил в него новую энергию, новые надежды. Важное место в творчестве Федотова занимали портреты из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году. еще анкор. ». Возрастающий успех Ф. все более и более склонял его к выходу в отставку.
Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась "Сватовство майора" (1848, ГТГ). основной фонд моего дарования".
Творческое наследие Федотова сыграло видную роль в развитии русской живописи второй половины XIX в. Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя». К этому времени относится и начало занятий Федотова в вечерних классах Академии художеств. Ср.
Простота и жизненная убедительность композиционного решения отличают рисунок Набережная Васильевского острова зимой. Художник оказался в трудном материальном положении, без средств к существованию. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика. В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, любовался, смеялся и плакал.
Стихотворение к «Сватовству майора» справедливо считалось его знакомыми самым удачным произведением федотовской поэзии. Среди них выделяется «Портрет Надежды Павловны Жданович, в замужестве Вернер, за клавесином» (1849, Русский музей, Санкт-Петербург). Последний показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб.
В декабре 1833 года Павел оканчивает кадетский корпус. Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербург. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Гогарта. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Поселившись в бедной квартире «от жильцов» в одной из дальних линий Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голод и холод, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах и, дабы расширить круг своих баталических сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади, под руководством проф. А. Заурвейда. Он работал лихорадочно быстро.
Помимо усердных занятий службой, он в свободные часы стал заниматься рисованием, чтением, стихотворством, музыкой (он играл то на фортепиано, то на флейте, то на скрипке, причем на всех этих инструментах выучился играть самоучкой). 1102—1125). — "О П. А. Федотове" ("Почтальон", 1902 г., 8). «Взгляните этому чиновнику в лицо.
Но еще и в это время он не переставал обсуждать и подготовлять новые работы. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Не будь Ф., не было бы, быть может и Перова, Прянишникова, Трутовского, Чернышева, В. Маковского и целого ряда других известных русских жанристов. В них он отказывается от развитого действия — содержание как бы уходит в подтекст. 1, стр.
Но интересует уже не только как стороннего наблюдателя. Работая над картиной, Федотов прежде всего шел от жизни. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика.
Через год Федотов еще одну картину — «Разборчивая невеста». "Это была снова трагедия, -- писал В. В. Стасов, -- грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы". В последующих произведениях исполненных уже маслом (Свежий кавалер, 1846. Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. И все-таки его искусство глубоко индивидуально. Академическая выставка 1848 года доставила Павлу Андреевичу, кроме почёта и известности, небольшое улучшение материального положения: в дополнение к пенсии государственного казначейства было отпущено по 300 руб.
— "Новости", 1902 г., от 14 ноября.
Так родился замысел серии Нравственно-критических сцен из обыденной жизни исполненных в технике сепии: Первое утро обманутого молодого, Житие на чужой счет, Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант, Модный магазин, Мышеловка Болезнь и смерть Фидельки, Крестины (1840-е, ГТГ). «Это была снова трагедия, — писал В. В. Стасов, — грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы». Такой же деликатностью отличаются и портреты Федотова. Ситуация в Свежем кавалере воспринята еще достаточно буквально. Кухарка насмешливо протягивает ему стоптанный, дырявый сапог, который несет чистить.
Произведения Федотова произвели необыкновенное впечатление на современников. Когда выставка была открыта для публики известность его быстро распространилась по всему Петербургу. Из-за долгов он был вынужден продать родительский дом.
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербурге. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. В конце 40-х гг. Потянулись годы однообразного и утомительного, учения. Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений.
Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России. 540—543. И те и другие по справедливости считали объяснение к «Сватовству майора» самым удачным произведением Федотовской поэзии и охотно сообщали его всем и каждому. В 1847 году Федотов пишет картину "Разборчивая невеста" (ГТГ) на сюжет басни Крылова того же названия. Родоначальник критического реализма в русской живописи.
(В настоящее время все три картины находятся в Третьяковской галерее, в Москве).