Последнему произведению посвятил сатирические поэмы «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» и «Рацея» (Объяснение картины «Сватовство майора»). его стихотворение: "К моим читателям, стихов моих строгим разбирателям"). Картина была создана в год трагической смерти художника. В декабре 1833 года Павел оканчивает кадетский корпус.
В 1846 году Федотов создал картину «Свежий кавалер», первую значительную работу из серии остро драматических и комических сюжетов, посвященных жизни «маленьких» людей. Федотов с юных лет любил писать стихи, басни, элегии, альбомные пьесы, романсы, которые сам перелагал на музыку и, в пору своего офицерства, солдатские песни. Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви.
Ср. — "Для биографии П. А. Федотова" ("Москвитянин", 1853 г., т. II, 5, кн. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество. — А. Н. Андреев, "Живопись и художники", стр. Поселившись в бедной квартире «от жильцов» в одной из дальних линий Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голод и холод, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах и, дабы расширить круг своих баталических сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади, под руководством проф.
Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский художник и график. В Москве ему удалось в значительной степени устроить благосостояние своих родных. — "Иллюстрация", 1861 г., 183, стр. Все эти работы производили в Москве фурор и Ф. едва не носили на руках. Окончив в 1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834--1844) Но главным увлечением по-прежнему остается живопись и каждую свободную минуту он посвящает рисованию.
Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича. Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846— 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848). Сатирическая острота в рисунках: «Квартальный чиновник», «Начальник и подчиненные», «Озябшие и продрогшие», «Как люди садятся» (ГРМ) и другие. Сюжеты своих произведений он берет из окружавшей его действительности, рисуя портреты и бытовые сцены из жизни купцов, мелких чиновников, военных (т.
Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова. С 1844 в творчестве художника начался новый этап. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Нет чувств, нет желания. Годы напряженного труда не пропали даром, художник научился виртуозно передавать материальность предметов -- блеск красного дерева, переливы шелкового платья невесты, позолоту рам, мягкую ворсистость ковров. Именно эта картина принесла ему огромную славу именно как живописцу.
1851). На картине «Вдовушка» (1851, 1852 — второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем — потерей любимого мужа — полон сожаления об утраченном счастье. В 1847 году живописцем была написана первая картина, которую Федотов решился представить на суд профессоров. В 1844 вышел в отставку в чине штабс-капитана. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников.
Центральные работы этого периода – Анкор, еще, анкор. Эта картина была готова к академической выставке 1848 года, на которой и появилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». 349—360).
В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Годом ранее Федотов написал поэму «Женитьба майора или поправка обстоятельств», где рассказывалось о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери. Но лучше всего ему удавались жанровые сценки.
Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Чтоб поздравление было. Но основным увлечением было все же рисование. Анкор, ещё анкор.
22). Характером замысла продиктована и тревожная, напряженная цветовая гамма картины Анкор, еще анкор. Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась «Сватовство майора» (1848, ГТГ). В Свежем кавалере. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении.
В 1833 окончил обучение в чине прапорщика, поступил на службу в лейб-гвардии Финляндский полк. — Н. В. Гербель, "Русские поэты в биографиях и образцах", СПб., 1873 г. (4-й период). Запрещены были и литографии с его картин. — "Несколько слов о П. А. Федотове" ("Северные Цветы", 1857 г., отд. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Портрет был написан в Москве, когда Федотов получил отпуск, впервые за три года службы и неслыханно продолжительный, с 20 августа по 20 декабря — «по домашним обстоятельствам», фактически же в поощрение дальнейшей работы над картиной Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года, эскиз которой понравился Михаилу Павловичу.
Тяжелое материальное положение художника усугубилось после смерти отца. Герой картины не сливается с роскошной обстановкой, а противостоит ей, она осталась ему от предков, совсем не бедных людей. еще анкор. ».
Он создаёт сатирический карикатурный, но очень реалистический, образ. Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом. Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг. ) был очень одаренным человеком, ему удавалось многое. Наконец, однажды у Аничкина моста я встретил осуществление моего идеала и ни один счастливец, которому было назначено на Невском самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху.
Ее тематику подсказала увиденная молодым художником встреча гвардейцев с великим князем Михаилом Павловичем в Красносельском лагере. Острое сатирическое начало в творчестве мастера наиболее ярко проявилось в самых известных его работах: «Сватовство майора» (1848). Друзья и академическое начальство поместили его в одну из частных петербургских лечебниц для душевностраждущих, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500руб., повелев прилагать всевозможные старания к исцелению несчастного. Настроение картины: скука, бессмысленность бытия, безысходность. В 1847 году Федотов пишет картину «Разборчивая невеста» (ГТГ) на сюжет басни Крылова того же названия.
Успеху картин Ф. способствовало отчасти то обстоятельство, что он, подражая раешнику, читал на выставке стихотворное объяснение своей картины "Сватовство майора" (а может быть и двух других) собственного сочинения. Выйдя в отставку, в первое время Павел Андреевич избрал для себя батальный жанр как область искусства, в которой уже успешно попробовал свои силы и которая в николаевскую эпоху сулила почёт и материальное обеспечение. Федотова называют Гоголем в русской живописи.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса.
В 1826 отдан в Первый Московский кадетский корпус. Кроме стихотворных объяснений к своим картинам (из них сохранилось и напечатано только объяснение к картине "Сватовство майора"), Ф. сочинял басни, элегии, романсы (к которым сам же сочинял музыку), альбомные стихотворения, солдатские песни и т. д. Некоторые из его басен являются перефразой басен Крылова, которые Ф. очень любил. Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля.
В 1852 году появилась одна из первых драматических картин художника -- Вдовушка (ГТГ). В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Лишь в 1844 году Федотов, побуждаемый любовью к живописи, вышел в отставку. Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего в три месяца окончил большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества.
Федотов был похоронен наСмоленском православном кладбище. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». 1, стр. Завтрак аристократа (Не в пору гость) Предельно выразительной становится и композиция в картинах Федотова, которая служит выявлению основного смысла, концентрирует внимание на главных персонажах. В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности. Здесь Федотов и умер 14 ноября того же года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей. Отличала его лишь удивительная быстрота профессионального усовершенствования, способность извлекать уроки мастерства не только из занятий в рисовальных классах, которые он посещал крайне нерегулярно (или, по его словам, «прерывисто»), но из собственной любительской практики и из всех мало-мальски художественных впечатлений, которые дарила ему окружающая жизнь.
В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере». 122—123. Однако со временем увлечение живописью все больше захватывает его. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе.
Успех этих двух картин окончательно укрепил решение Ф. оставить военную службу. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. «Завтрак аристократа» (1849-50) и последней его картине «Анкор. — А. Дружинин, "Воспоминание о русском художнике Павле Андреевиче Федотове", СПб., 1853 г. (в "Собрании сочинений", т. VII, СПб., 1865 г. ). Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему«Казарменная жизнь», сочинённых под влияниемХогарта. Через непродолжительное время он начал новую акварельную картину: "Освящение знамен в обновленном (Зимнем) Дворце", но командировка помешала ему окончить ее.
Послушавшись этого совета Крылова, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины:«Свежий кавалер» (1848, другое название:«Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и«Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Жесть, масло. Подобный материал не характерен для Федотова. Сватовство майора (1848) – знатность женится на богатстве – майор (дворянин) сватается к богатой купеческой дочке.
После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству. Родоначальник критического реализма в русской живописи. Так родился замысел серии «Нравственно-критических сцен из обыденной жизни» исполненных в технике сепии: «Первое утро обманутого молодого», «Житие на чужой счет», «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант», «Модный магазин», «Мышеловка» «Болезнь и смерть Фидельки», «Крестины» (1840-е, ГТГ). Да и герой картины не очень достоин насмешки. В11лет онпопал вКадетский корпус, который окончил сотличием.
в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки. Написано полотно было под влиянием фельетона, автором которого, как выяснилось позже, был И. Гончаров. Но он не сознавал этого, компонуя бытовые сцены, так сказать, между делом, для собственного развлечения и для забавы приятелей.
Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». — "Русская портретная галерея Мюнстера", том II. Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. «Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве. — О., "П.
Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербург. К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг. ) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. Любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели— стать настоящим художником. В России наступило мрачное время николаевского произвола и цензурного террора.
У художника ухудшилось зрение, он стал страдать приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по годам и в самом его характере происходила всё более заметная перемена: весёлость и общительность сменились задумчивостью и молчаливостью. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». — А. О., "Несколько слов о Федотове" ("Светопись", 1858 г., 12). Вдовушка (1851-1852) – появление трагических ноток в живописи. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды. — "Воспоминание о Павле Андреевиче Федотове" ("Семейные Вечера", 1873 г., 6, стр. — П. Петров, "П.
Обожавшие князя воспитанники, настолько радостно приветствовали высокую персону, что те эмоции, которые возникли при этом общении, поразили будущего художника. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – «Завтрак аристократа». В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников. Основная тема творчества Федотова – судьба маленького человека. Особым вниманием пользуются картины Павла Федотова в свойственной ему стилистике критического реализма.
Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным. В 1849 представил на очередную академическую выставку три свои работы — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». Решение далось не просто. Он жил только для искусства и для других людей, но не для себя. Наряду с занятиями в Академии Художеств Ф. усердно пополнял свой рисовальный альбом, куда заносил сцены из казарменной жизни, солдатские типы, эпизоды лагерного времени, картины офицерского и солдатского быта, карикатуры на товарищей (последние не обижались на Ф. за эти карикатуры, ценя их остроумие и безобидность). То, что осталось вдове – комод икона, пяльцы, портрет мужа (Федотов на нём изобразил самого себя, что дало исследователям повод говорить о том, что художник напророчил себе раннюю смерть) сдвинуты в угол комнаты, как бы исторгнуты из неё ибо и дом уже её не принадлежит (дверь опечатана).
Они не похожи на все предыдущие работы художника. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях.
как и Брюллов, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись., 1851-52, – оба произведения в ГТГ Игроки, 1852, Киевский музей русского искусства). Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 года написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест» и «Разборчивая невеста». Потянулись годы однообразного и утомительного, учения. Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48х42 см. В последующих произведениях исполненных уже маслом (Свежий кавалер, 1846. Назначенным ему государем скромным содержанием, к которому присоединялся незначительный заработок за небольшие заказы, он должен был оплачивать жизнь своих родных в Москве, свою собственную жизнь и расходы, связанные с художественными занятиями. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова. Но любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели — стать настоящим художником. V, стр. Одно время Ф. пробовал подражать в форме стихосложения русским народным песням (см. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова).
Он работал лихорадочно быстро. В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, любовался, смеялся и плакал. Однако такое отступление стоит подороже иных побед. Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Если вдуматься в происходящее на картине «Сватовство майора» — нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком.
Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя». При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
Так продолжалось до тех пор, пока письмо баснописца Крылова не открыло ему глаза. Первым законченным произведением Федотова, написанным маслом, явилась картина Свежий кавалер или Утро чиновника, получившего первый орден (1846, ГТГ). Портрет Анастасии Михайловны Гриневой.
Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника. Ввиду плохого ухода за ним в лечебнице приятели выхлопотали перевод его осенью 1852 года в больницу Всех скорбящих, что на Петергофском шоссе. Нет помощи семьи.
Павел Андреевич обличал, порицал иронизировал над окружающими его людьми, умея, самое главное, достоверно показать, раскрыть образы, типажи этих людей. Но радость была недолгой и не всё у художника было суждено осуществиться. Родился в Москве 22 июня 1815 года. Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии.
Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Стоящий на постое где-то в глуши офицер забавляется. Особенно старался реакционно настроенный «Москвитянин». Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в1857 году вЛейпциге, была запрещена для распространения в России. На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом.
Так, в Завтраке аристократа (1849, ГТГ) напряженная поза светского хлыща, показанного в центре, торопливый жест его рук, прячущих кусок хлеба от нежданного гостя, раскрывают никчемность и ничтожество аристократа, промотавшего состояние. Когда картины Федотова были показаны больномуБрюллову, знаменитый художник их принял восторженно. — Л. К. Дитерихс, "П. К этому времени относится и начало занятий Федотова в вечерних классах Академии художеств. Творческий метод художника – ни шагу без натуры.
176—190). Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Необычным путем пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов. Художник предпочитал холст или бумагу. А. Федотов и современное значение живописи бытовых сцен" ("Северное Сияние", 1862 г., 4).
Советом Академии Федотов был выдвинут на звание академика и получил денежное пособие, что позволило ему продолжить начатую картину «Сватовство майора» (1848, 1851 — второй вариант). Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам и демократическому зрителю. Первым законченным произведением Федотова была картина «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый орден» (1846 г. ). К лету 1852 г. болезнь Ф. развилась еще более. Так родился замысел серии Нравственно-критических сцен из обыденной жизни исполненных в технике сепии: Первое утро обманутого молодого, Житие на чужой счет, Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант, Модный магазин, Мышеловка Болезнь и смерть Фидельки, Крестины (1840-е, ГТГ). «Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, — писал впоследствии Федотов, — составляет основной фонд моего дарования».
В июне 1852 года у художника случилось психическое расстройство. В 1848 за картину «Разборчивая невеста» был удостоен звания «назначенного» в академики. Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России.
«Портрет отца» можно понять, лишь вникнув в подробности биографии Федотова: отец протирает очки, собираясь читать газету и газета эта вовсе не простая — это, если вглядеться в мелкие, тщательно выписанные буквочки, номер «Русского инвалида» от среды 13 декабря 1833 года, того самого дня, когда сын был произведен в прапорщики, получил первый офицерский чин, — дня триумфа родительских упований. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. Заказ оказался роковым. Через девять месяцев усидчивой работы Ф. закончил картину "Свежий кавалер" или "Утро чиновника, получившего первый орден", а через несколько месяцев (весной 1848 г. ) и другую картину "Разборчивая невеста".
После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг. При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву.
Он демонстрирует служанке свою первую награду – крестик, приколотый к халату. — А. П. Новицкий, "История русского искусства", Москва, 1899—1903 гг.
— П. Ге, "Павел Андреевич Федотов" ("Вестник Всемирной Истории", 1901 г., 10, стр. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина.
(1850-1851), Игроки (1852), Вдовушка (1851). 540—543. ассигн.
Можно сказать, что «Портрет отца» гораздо примитивнее, чем следовало бы ожидать от Федотова в 1837 году: он несколько робок и даже коряв. Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Федотова издаваемые Г. Семечкиным", 1857 г. — "Каталог художественного отдела русского музея императора Александра III", СПб., 1899 г. Федотов много бродил по Москве, наблюдал жизнь.
В прессе началась травля художника. Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов. Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник. Картина эта была готова к академической выставке 1849 года, на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». Из-за долгов он был вынужден продать родительский дом.
Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой. В них он отказывается от развитого действия — содержание как бы уходит в подтекст. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. Около этого времени он, по заказу наследника цесаревича исполнил две картины из военной жизни: "Бивак лейб-гвардии Павловского полка" и "Бивак лейб-гвардии Гренадерского полка", за которые он получил второй бриллиантовый перстень.
Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. Они были знакомы с родной сестрой Павла Федотова, а деньги предназначались ей в помощь.
Федотов не придавал большого значения своим стихам и не печатал, позволяя переписывать их только знакомым. Журнал опубликовал статью московского профессора Леонтьева, который считал живопись Федотова «временной» и «злобной», ей не может быть места в «христианском обществе». в месяц и потребовать от него письменного на это ответа".
Сюда присоединилось значительное усложнение служебных занятий Ф. (будучи в это время уже ротным командиром, он постоянно был занят учениями, смотрами, распоряжениями по хозяйству и выправкой своей роты) и выяснившаяся полная невозможность соединять со службой серьезные занятия живописью. Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России. Многие картины остались незавершенными. Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха. ассигн. Поздравляю вас, -- сказал он Федотову, -- Вы меня обогнали. Далее, он упросил одного из снисходительных товарищей посидеть смирно и срисовал его очень похоже это возбудило охоту посидеть смирно и в других — похоже опять и вот стали уже говорить, что портреты, которые рисует Федотов, всегда похожи" ("Автобиографическая заметка П. А. Федотова").
Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным.
За долги семья вынуждена была продать дом. Разборчивая невеста, 1847.
Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом». Произведения Ф., относящиеся к началу его серьезной художественной деятельности, представляют почти исключительно рисунки и эскизы, главное достоинство которых в их неподдельном юморе, едкой иронии в то же время в них видны недостаточное уменье владеть рисунком, часто излишняя сложность композиции, утрировка в изображении поз и выражений лиц вообще — это работы карикатурного характера (из работ этого рода укажем на упомянутые выше рисунки: "Житье на чужой счет", "Модный магазин", "Мышеловка или Опасное положение бедной, но красивой девушки", "Болезнь Фидельки", "Смерть Фидельки" и т. д. ). — B. В. Стасов, "25-летие русского искусства" ("Вестник Европы"). Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Считается, что тем самым они чтили память русского художника. В 1952 году у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства. Поселившись в небольшой квартире, Ф. предался занятиям живописью. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких.
Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава). Посыпались заказы, замыслы будущих картин возникали у него один за другим.
И Федотов решает отдать свои работы на суд К. П. Брюллову, слава о котором разнеслась по всей Европе. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. Словом, преобладающий элемент этих работ – карикатура. Свежий кавалер. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году. Он умер тридцати семи лет в психиатрической лечебнице.
С 1846 начал работать в технике масляной живописи. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве.
Федотов с юных лет любил упражняться в поэзии. Выход в отставку дал Ф. возможность всецело посвятить себя любимому искусству. В бедности, постоянной нужде протекало его детство.
Ему было всего 37 лет. Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»).
Картины этого периода художественной деятельности Ф., являющегося периодом расцвета его таланта, обращают на себя внимание всегда удачно выбранным искусным расположением композиции, типичностью в изображении лиц и законченностью общего настроения картины (этому периоду принадлежат: "Сватовство майора", "Утро чиновника, получившего первый орден", "Разборчивая невеста" и другие работы). Не стало и богатства федотовских красок. Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Картина была представлена великому князю, который пожаловал художнику за неё бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию. — Маркова, "Свидание друзей с Федотовым в частной лечебнице" ("Иллюстрированная Газета", 1871 г., 1 и 2).
Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти в печати. В том же году за картину «Сватовство майора» избран академиком бытовой живописи. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. В1846 году Федотов создал эту замечательную картину (Утро чиновника, получившего первый крестик). Первые опыты — портреты друзей, карикатуры — оказались удачными. — Александр Бенуа, "Русская живопись" ("История живописи в XIX веке" издание т-ва "Знание"), выпуск II, СПб., 1903 г. — В. В. Стасов, "Тормазы русского искусства" ("Вестник Европы").
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. III). ассигнациями в месяц». Художник полностью отдал себя искусству. 21—32).
«Это была снова трагедия, — писал В. В. Стасов, — грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы». То есть эта картина является визитной карточкой художника. Анкор, еще анкор. Любое проявление критической мысли преследовалось, запрещалось. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве.
Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение Следствие кончины Фидельки (1844). (1851—52). Утро. Увлечение Ф. произведениями именно этих художников объясняется не сознанным еще в то время им сродством их таланта с его талантом.
Над этим же заставило художника глубоко задуматься письмо известного баснописца И. А. Крылова, который, увидев работы молодого офицера, был поражен его талантом и настоятельно советовал бросить военную службу, чтобы «отдаться своему настоящему призванию — изображению народного быта». На первый раз он задумал представить образ привлекательной женщины, постигнутой великим несчастьем, потерею любимого мужа и в 1851—1852 годах написал картину «Вдовушка», а затем принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», вскоре им брошенную и замененную другим сюжетом: «Приезд государя в патриотический институт», оставшимся также разработанным только наполовину. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45). Так он прослужил десять лет. Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу.
Павел Андреевич Федотов – великий русский художник, художник, график. Началась замкнутая одинокая жизнь. — писал много лет спустя Стасов. — Злость, чванство, бездушие, боготворение ордена. Помимо усердных занятий службой, он в свободные часы стал заниматься рисованием, чтением, стихотворством, музыкой (он играл то на фортепиано, то на флейте, то на скрипке, причем на всех этих инструментах выучился играть самоучкой). Представленные на суд совета Академии Художеств, эти картины вызвали восторженные похвалы Брюллова и других профессоров Академии и дали Ф. звание назначенного в академики.
в год из суммы, ассигнуемой Кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Возрастающий успех Ф. все более и более склонял его к выходу в отставку. В последнии минуты жизни с ним был только его преданный слуга и друг денщик Коршунов. В Москве его ожидает теплый прием. Лучший из них -- портрет Н. П. Жданович (1849, ГРМ).
Благодаря влиянию Брюллова, покровительствовавшего Ф., последнему было выдано от Академии пособие в 700 рублей для выполнения заданной программы (на расходы на натурщиков, костюмы, материалы и т. д. ). Почти сразу Гренев умирает. За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика. 1102—1125). Наступал последний, самый трудный период в жизни художника.
Такая принципиальность художника. Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова).
А. Заурвейда. Постоянные напряжения рук, глаз и мозга, особенно когда работал по ночам и вечерам, отразились на здоровье Павла Андреевича. В конце 40-х гг. В последние годы жизни Федотов обращается к созданию портретов.
Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей русского романтизма. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие части тела. — Ф. И. Булгаков, "Павел Андреевич Федотов и его произведения художественные и литературные", фототипическое и автотипическое издание, СПб., 1893 г. (в тексте этого издания, кроме извлечений из некоторых статей и воспоминаний о Федотове разных авторов, помещены: "О значении П. А. Федотова и об издании его произведений", статья Ф. Булгакова очень подробный список художественных произведений Федотова, с указанием места их нахождения стихотворения, басни, романсы и песни (с нотами) Федотова.
понимаешь. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. — "Рисунки П. A.
В глубокой задумчивости стоит она, облокотясь о комод. Художник смеётся над героем вместе с нами, но его смех не злой. А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении.
Изображенный им чванливый чиновник в халате и босиком, в папильотках и с орденом на груди стал едкой сатирой на чиновничье-бюрократические слои общества. Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет. Теперь на плечи Павла Андреевича лег весь груз забот о семье (двух сестрах и племянниках). Федотов показал их Брюллову, всесильному в те годы в Академии художеств, который пришёл в восторг.
Павел стал задумчивым и молчаливым. Важное место в творчестве Федотова занимали портреты из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. А. Федотов" ("Пантеон", 1854 г., том XIII, 1, стр. 1—68). Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования.
И сам Ф. не придавал серьезного значения своим литературным опытам (см. Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию. В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Трогательны и лиричны миниатюрные портреты близких и друзей художника, среди которых особым обаянием отличается «Портрет Н. П. Жданович» (1849).
Зарисовывал людей, отдельные сценки: вот чиновник идет в должность, ведут пьяного, улица во время дождя. К работам этого рода относится эскиз "Мадонна с Младенцем" и известная картина "Вдовушка". Внимательно ознакомившись с рисунками Федотова, Брюллов благословил молодого художника, сказав ему на прощание: «Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд». Вскоре закрыли журнал Современник, в котором сотрудничал и Федотов.
монографию А. И. Задетое самолюбие побуждало Ф. серьезно заняться рисованием. Ф. стал посещать классы профессора батальной живописи Зауервейда, у которого стал изучать анатомию и движения лошади. Жизнь Федотова кончилась трагически.
Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. На следующий день его не стало. По возвращении в Петербург он снова принялся за прежнюю трудовую жизнь. — "Новости", 1902 г., от 14 ноября.
С 1834 служил в Петербурге. Самая идея, ложившаяся в основу композиции, становилась всё более серьёзной и близкой к жизни. — "О П. А. Федотове" ("Почтальон", 1902 г., 8). Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Гогарта. Кухарка насмешливо протягивает ему стоптанный, дырявый сапог, который несет чистить. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
Он остается без средств к существованию. В 1851 году, чтобы заработать денег, художник принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», незаконченную им и заменённую другим сюжетом: «Приезд Николая I в патриотический институт», также оставшимся разработанным только наполовину. Стихотворение к «Сватовству майора» справедливо считалось его знакомыми самым удачным произведением федотовской поэзии. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика. Положение усугубилось-скончался отец. Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью.
Они сильно отзываются влиянием Хогарта. Творческое наследие Федотова сыграло видную роль в развитии русской живописи второй половины XIX в. Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя». А. Федотов, его жизнь и художественная деятельность", СПб., 1893 г. ("Жизнь замечательных людей", биографическая библиотека Ф. Павленкова). его грациозное стихотворение "Ку-ку").
Переполненный доброты, в высшей степени общительный и прямодушный, он бодро, без ропота и без ложного стыда переносил свое тяжелое материальное положение. С течением времени произведения Ф. все более и более теряют свою карикатурность. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. Но не мог найти того, что мне хотелось.
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Свеча в сумерках интерьера — довольно выразительная деталь и быта и жизни в целом.
Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены. Веселый и добрый нрав Федотова во многом помогает ему, он верит в себя. Придя в рассудок недели за две до своей кончины, он скажет врачу: Судьбой недоволен. На стуле в глубине комнаты стоит горящая свеча.
Быстрый и шумный успех картин Ф. влил в него новую энергию, новые надежды. Почти все вещи осквернены казённым сургучом. в месяц». Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу.
Отрешённость, горечь утраты и покорность судьбе в фигуре молодой женщины, ждущей ребёнка. Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа.
Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог. Вехами на пути Федотова к критическому реализму явились его картины: Свежий кавалер (1847), Разборчивая невеста (1847), Сватовство майора (1848). Художник оказался в трудном материальном положении, без средств к существованию. Застали и что.
Многому бы народ научил, -- писал художник в те годы, -- да цензура мешает. Интерьер купеческого дома художник подсмотрел в одном из трактиров.
Он строил планы о том, как он перевоспитает общество своей художественной деятельностью, передаст ему свою любовь к жизненной правде хотел ехать в Англию, чтобы изучать там Уилки и Гогарта, наиболее сродных ему живописцев. В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому. Картину эту Ф. поднес великому князю, который пожаловал ему за это бриллиантовый перстень. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. Но еще и в это время он не переставал обсуждать и подготовлять новые работы.
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Целыми днями просиживал мальчик на сеннике, видел соседние дворы, улицы и «все сцены на них происходившие, оказывались перед глазами наблюдателя, как на блюдечке». В 1851 г. Федотов пишет картину, напоминающую о судьбе сестры. Сентенция художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их» относится непосредственно к персонажам «Анкора» и «Игроков». Первое произведение художника, написанное маслом – «Свежий кавалер» – относится к 1846 году. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
После пяти месяцев мучений Павел Андреевич Федотов скончался 14 (26) ноября 1852 года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей. Он был так доволен своим изображением, что подарил художнику бриллиантовый перстень. А вот акварель «Передняя частного пристава накануне светлого праздника» и это уже не простая уличная сценка, а рассказ возмущенного молодого художника о взяточниках.
Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. Да так, что он за три месяца создал шедевр.
Это было мрачное время николаевского произвола, жестокого цензурного террора. «Взгляните этому чиновнику в лицо. Всё было естественно и натурально. Простота и жизненная убедительность композиционного решения отличают рисунок «Набережная Васильевского острова зимой».
"Первым опытом его передразнивать натуру был простой и пустой вид из окна потом карандаш задел и прохожих. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений. Наступил самый тяжелый период в его жизни.
Возможно, Федотов где-нибудь и подглядел эту сцену, а может быть, вспомнилось ему первое представление гоголевского «Ревизора» в Александрийском театре, где городничего играл Михаил Семенович Щепкин — превосходный русский актер. Знаменитый И. А. Крылов, которому попало в руки несколько таких рисунков, оценил многие подмеченные им особенности их, угадал истинное призвание Ф. и написал последнему письмо, в котором убедительно просил его стараться развить в себе наблюдательность и симпатию к воспроизведению картин будничной жизни. Будучи военным, он все свободное время отдавал рисованию. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Родился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика. (В настоящее время все три картины находятся в Третьяковской галерее, в Москве).
Все поэтические произведения Ф. стоят неизмеримо ниже его живописных и рисовальных работ. Кто-то видел, как художник заказывал гроб. (1851) – на картине изображён офицер, квартирующий в деревне. Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве.
Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. — Е. Б., "Заметки для биографии академика Федотова и письмо его" ("Современник", 1859 г., том LXXVII, 9). Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином. к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Вслед за «Вдовушкой» Федотов создает картины «Анкор, еще анкор. » (1851-1852 гг. ) и «Игроки» (1852 г. ).
Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать. Позволив себе небольшой отдых во время выставки, Ф. снова горячо взялся за работу. На ней официальные лица грели сургуч. И те и другие по справедливости считали объяснение к «Сватовству майора» самым удачным произведением Федотовской поэзии и охотно сообщали его всем и каждому. И тут приходит письмо от известного баснописца И. А. Крылова, пораженного талантом молодого офицера.
Долгое время он не мог остановиться на выборе рода живописи. Сначала Федотов подумывал заняться батальной живописью. Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. 245—254). В результате — литографии с картин Федотова были запрещены, не стало заказов на рисунки.
Не увидели свет рисунки Федотова из Нравственно-критической серии. М—ф, "Павел Андреевич Федотов" ("Исторический Вестник", 1893 г., 10, стр. — П. С. Лебедев, "Несколько слов о русском художнике Павле Андреевиче Федотове" ("Русский Инвалид", 90—92 и отдельно СПб., 1853 г. ). Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет.
— В. В. Жерве, "К биографии П. А. Федотова" ("Исторический Вестник", 1901 г., 3, стр. На первый взгляд картина как картина. — А. Витковский, "Воспоминание о П. А. Федотове" ("Русское Слово", 1862 г., 4, стр. Последняя работа художника «Игроки» – картина совсем не однозначная. До сих пор русская жизнь, как она есть, во всей ее реальной откровенности, не появлялась еще в живописи.
Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. Булгакова Павел Андреевич Федоров и его произведения (Санкт-Петербург, 1893).
Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации. Сомова Павел Андреевич Федотов (отдельный оттиск из журнала Пчела за 1878 г. ) и альбом Ф. И. К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание. — Л. М. Жемчужников, "Воспоминания" ("Артист", 1893 г., март). Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно. Одновременно посещал рисовальные классы ИАХ.
Получив разрешение Николая I, оставил службу, чтобы целиком посвятить себя искусству. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). Вошел в круг литераторов журнала «Современник», познакомился с Н. А. Некрасовым. Вот таким образом в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году. к. сам служил), мещан.
Хоронили художника 18 ноября 1852 года и большая толпа почитателей шла за его гробом. А. Федотов" ("Русский Художественный Листок", 1853 г., 19). Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, а также «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох. «Я выдаю дочку не за какого-нибудь простого дворянина.
По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. В то же время он не покидал общества товарищей. В 1848 году П. Федотов пишет картину Сватовство майора (Поправка обстоятельств женитьбой). 1—23). Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова.
Среди них выделяется «Портрет Надежды Павловны Жданович, в замужестве Вернер, за клавесином» (1849, Русский музей, Санкт-Петербург). На картине «Свежий кавалер» – не молодой хвастливый чиновник, а человек много старше. Всем и каждому он готов был оказать какую бы то ни было услугу и отдать последнее.
В самом деле, начав с беспомощных попыток писать акварелью, он вскоре овладел этой капризной техникой едва ли не на уровне работавших тогда опытных профессионалов, мастеров распространенного в России камерного портрета, настолько, что решился даже немного подработать исполняя на продажу изображения особ императорского дома, главным образом Николая I (офицерского жалования с трудом хватало на издержки службы в привилегированном гвардейском 1815, Москва -- 14 ноября 1852, Санкт-Петербург) -- русский художник и график, один из крупнейших представителей русского романтизма, родоначальник критического реализма в русской живописи. Картина эта называлась Свежий кавалер. В последние дни своей жизни он пришел в сознание.
В Москве Ф. встретил не только радушный, но прямо восторженный прием, приобрел себе там много знакомых и друзей. Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения. Словом, преобладающий элемент этих работ — карикатура.
Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры. Через год Федотов еще одну картину — «Разборчивая невеста». ассигнациями в месяц». Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю.
Пяльцы заботливо обёрнуты тряпицей и напоминают о мирных семейных досугах. Так были признаны заслуги Федотова как художника-жанриста.
Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением. Г. Флуг, около 1850, Н. П. Жданович, 1849 – оба в ГРМ). — В. Толбин, "П. Русский художник, представитель бытового жанра.