Новое слово в живописи сказал художник Федотов. Близкий друг Федотова, художник Жемчужников, в воспоминаниях пишет: «Но увлекался Гаварни не я один, начинающий юноша. Павел Федотов – русский художник, академик живописи, яркий представитель плеяды русского романтизма в российской живописи, заложивший краеугольный камень в создание критического реализма в отечественном искусстве. Над этой картиной Федотов работал почти год, сказывалась неопытность художника.
Вскоре академию известили из полиции, что «при части содержится сумасшедший, который говорит, что он художник Федотов». Увлекался им и такой художник, как Федотов, который говорил: ежели нам нравится, мы увлечены и копируем, значит это выше нас». Однако, несмотря на то, что к концу1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание, даже в этот, лучший период творчества Федотова не всё было безоблачно.
Рисунки П. А. Федотова» вышла в СПБ в 1857 году, уже после смерти художника. 4 июля родился Павел Андреевич Федотов (1815-1852) – выдающийся мастер кисти, художник, обладающий великолепным литературным даром, основоположник юмористического направления в русской живописи.
к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Майами, США. n2012, Март: Участие в международных выставках: «ART NAPLES» (23 – 26 марта) и Sea Fair «SARASOTA» (30 марта – 2 апреля), США. n2013, Январь: Участие в международной выставке "MIAMI SEA FAIR 2013". Но и выйдя в отставку, некоторое время художник Федотов картины свои посвящает армии. Портрет был написан в Москве, когда Федотов получил отпуск, впервые за три года службы и неслыханно продолжительный, с 20 августа по 20 декабря — «по домашним обстоятельствам», фактически же в поощрение дальнейшей работы над картиной Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года, эскиз которой понравился Михаилу Павловичу. — А. П. Новицкий, "История русского искусства", Москва, 1899—1903 гг. Далее, он упросил одного из снисходительных товарищей посидеть смирно и срисовал его очень похоже это возбудило охоту посидеть смирно и в других — похоже опять и вот стали уже говорить, что портреты, которые рисует Федотов, всегда похожи" ("Автобиографическая заметка П. А. Федотова").
В Москве Федотовым жилось плохо: оттуда приставали с присылкою денег. — Л. М. Жемчужников, "Воспоминания" ("Артист", 1893 г., март). — "Для биографии П. А. Федотова" ("Москвитянин", 1853 г., т. II, 5, кн.
«Портрет отца» можно понять, лишь вникнув в подробности биографии Федотова: отец протирает очки, собираясь читать газету и газета эта вовсе не простая — это, если вглядеться в мелкие, тщательно выписанные буквочки, номер «Русского инвалида» от среды 13 декабря 1833 года, того самого дня, когда сын был произведен в прапорщики, получил первый офицерский чин, — дня триумфа родительских упований. Г. Флуг, около 1850, Н. П. Жданович, 1849 – оба в ГРМ). Первое произведение художника, написанное маслом – «Свежий кавалер» – относится к 1846 году. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. В то же время это прямая реализация свободы. Одиннадцати лет Павла Федотова отдали в кадетский корпус.
Профессор требовал рутинной компоновки, той вылощенности и вылизанности в изображении солдат, какой требовало их начальство на майских парадах. Расставшись сэполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, наниматьнатурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. Издатель: «Галерея Валентина Рябова». n2008: Проект «Сергей Федотов в Москве» – экспозиция картин художника на выставке «Арт-Манеж2008» выставка в залах «Галереи Валентина Рябова» в ЖК «Золотые ключи -2» (декабрь, Москва). n2011, Ноябрь: Публикация альбома художника, 260 страниц, вступительная статья доктора искусствоведения, члена-корреспондента Российской академии художеств Толстого А. В. — "Иллюстрация", 1861 г., 183, стр. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился.
Но он не унывал экономил на всем даже на пропитании, снимал дешевое жилье, продолжая работать и совершенствовать себя в живописи и рисовании с натуры, посещал академические классы. Придя в рассудок недели за две до своей кончины, он скажет врачу: Судьбой недоволен. — А. О., "Несколько слов о Федотове" ("Светопись", 1858 г., 12).
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. (Miami, Florida, USA). n2013, Январь: Участие в международной выставке "LA Art Show2013". В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. Можно сказать, что «Портрет отца» гораздо примитивнее, чем следовало бы ожидать от Федотова в 1837 году: он несколько робок и даже коряв. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников.
А. Федотов, его жизнь и художественная деятельность", СПб., 1893 г. ("Жизнь замечательных людей", биографическая библиотека Ф. Павленкова). Он умер тридцати семи лет в психиатрической лечебнице. На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом. Заказ оказался роковым. Послушавшись этого совета Крылова, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины:«Свежий кавалер» (1848, другое название:«Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и«Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова).
Наступил самый тяжелый период в его жизни. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. — Е. Б., "Заметки для биографии академика Федотова и письмо его" ("Современник", 1859 г., том LXXVII, 9). За последнюю картину художника удостоили званием академика.
Задетое самолюбие побуждало Ф. серьезно заняться рисованием. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала».
В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. — Н. В. Гербель, "Русские поэты в биографиях и образцах", СПб., 1873 г. (4-й период). Так, в Завтраке аристократа (1849, ГТГ) напряженная поза светского хлыща, показанного в центре, торопливый жест его рук, прячущих кусок хлеба от нежданного гостя, раскрывают никчемность и ничтожество аристократа, промотавшего состояние. Когда картины Федотова были показаны больномуБрюллову, знаменитый художник их принял восторженно. В 1850 году, когда русский художник ездил в Москву по делам своей овдовевшей сестры, возник замысел картины.
В то же время он не покидал общества товарищей. ассигн. На выставке 1849 года впервые появились и эти две картины и новая, гораздо более совершенная – Сватовство майора.
Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие. На вернисаже 1848 года возле полотен «Разборчивая невеста», «Свежий кавалер» и «Сватовство майора» всегда стояла толпа народа. В прессе началась травля художника. Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»). Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса.
Кроме стихотворных объяснений к своим картинам (из них сохранилось и напечатано только объяснение к картине "Сватовство майора"), Ф. сочинял басни, элегии, романсы (к которым сам же сочинял музыку), альбомные стихотворения, солдатские песни и т. д. Некоторые из его басен являются перефразой басен Крылова, которые Ф. очень любил. В ней художник отказывается от карикатурной манеры изображения, присутствующей в «Свежем кавалере». — Ф. И. Булгаков, "Павел Андреевич Федотов и его произведения художественные и литературные", фототипическое и автотипическое издание, СПб., 1893 г. (в тексте этого издания, кроме извлечений из некоторых статей и воспоминаний о Федотове разных авторов, помещены: "О значении П. А. Федотова и об издании его произведений", статья Ф. Булгакова очень подробный список художественных произведений Федотова, с указанием места их нахождения стихотворения, басни, романсы и песни (с нотами) Федотова. Сюда присоединилось значительное усложнение служебных занятий Ф. (будучи в это время уже ротным командиром, он постоянно был занят учениями, смотрами, распоряжениями по хозяйству и выправкой своей роты) и выяснившаяся полная невозможность соединять со службой серьезные занятия живописью. Он случайно увидел эскизы Федотова и, несмотря на всю свою лень, даже написал художнику письмо, убеждая оставить навсегда лошадок и солдатиков и приняться за настоящее дело — за жанр.
Родился в Москве 22 июня 1815 года. Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова. Рисунки Федотова не имели успеха, то есть их не воспроизводили. В июне он посетил несколько домов, в каждом из которых сватался, получив какие-то деньги, пропал. 1, стр.
Картина эта называлась Свежий кавалер. Почти сразу Гренев умирает. Да так, что он за три месяца создал шедевр. 1—23). После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг. В последнии минуты жизни с ним был только его преданный слуга и друг денщик Коршунов.
Однако такое отступление стоит подороже иных побед. В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому. «Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве. Лучший из них -- портрет Н. П. Жданович (1849, ГРМ).
— А. Дружинин, "Воспоминание о русском художнике Павле Андреевиче Федотове", СПб., 1853 г. (в "Собрании сочинений", т. VII, СПб., 1865 г. ). На следующий день его не стало. Это было мрачное время николаевского произвола, жестокого цензурного террора. Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество.
Положение усугубилось-скончался отец. Он работал лихорадочно быстро.
К лету 1852 г. болезнь Ф. развилась еще более. Кандинский, П. Мондриан, К. С. Так родился замысел серии Нравственно-критических сцен из обыденной жизни исполненных в технике сепии: Первое утро обманутого молодого, Житие на чужой счет, Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант, Модный магазин, Мышеловка Болезнь и смерть Фидельки, Крестины (1840-е, ГТГ). Наступал последний, самый трудный период в жизни художника.
В последние дни своей жизни он пришел в сознание. Об этом рассказывает М. Азадовский в 4 журнала «Русский библиофил» за 1916 год. Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова.
— Маркова, "Свидание друзей с Федотовым в частной лечебнице" ("Иллюстрированная Газета", 1871 г., 1 и 2). Он остается без средств к существованию. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. В нем он говорил о частом несоответствии внешнего вида человека его сущности. V, стр. — В. Толбин, "П.
Лос-Анджелес, США. n2015, Февраль: Картины художника Сергея Федотова представлены на ярмаркe в West Palm Beach (США). А. Федотов и современное значение живописи бытовых сцен" ("Северное Сияние", 1862 г., 4). Самые оригинальные и известные – В. В.
Еще более последнее влияние чувствуется на другой картине Разборчивая невеста, написанной на текст известной басни Крылова. (Издатель – Галерея Валентина Рябова). n2011, Декабрь: Персональная выставка и презентация альбома художника Сергея Федотова. В последующих произведениях исполненных уже маслом (Свежий кавалер, 1846. Но основным увлечением было все же рисование.
Он жил только для искусства и для других людей, но не для себя. Плакал и убивался на его могиле больше всех его денщик Коршунов. в месяц и потребовать от него письменного на это ответа".
Так он прослужил десять лет. Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам и демократическому зрителю. Просидевшие всю ночь за игорным столом трое игроков разминают затекшие части тела. Федотов получил билет на право посещения рисовальных классов Академии художеств, благо казармы от нее располагались неподалеку. — В. В. Жерве, "К биографии П. А. Федотова" ("Исторический Вестник", 1901 г., 3, стр. Родился Павел Федотов в Москве 22 июня 1815 года, в приходе Харитония, что в Огородниках.
— П. С. Лебедев, "Несколько слов о русском художнике Павле Андреевиче Федотове" ("Русский Инвалид", 90—92 и отдельно СПб., 1853 г. ). При более пристальном взгляде видно, что на стенах висят пустые рамки.
Издатель: «Галерея Валентина Рябова». n2007: Персональная выставка художника в Областном художественном музее г. Тула при поддержке «Галереи Валентина Рябова» (Тула). n2008: Персональная выставка художника в башне «Федерация», при участии «Галереи Валентина Рябова» и компании «MIRAX Group» (апрель, Москва). n2008: Публикация о художнике в журнале «Артхроника». n2008: Картины художника опубликованы в альбоме «150 работ современных российских художников», том 3. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации. Явленский, У. Бочиони, Ф. Маринетти и д. р. Жесть, масло. Подобный материал не характерен для Федотова.
Цензура не позволила Некрасову и Панаеву создать серию иллюстрированных альманахов. Ему было всего 37 лет. Через непродолжительное время он начал новую акварельную картину: "Освящение знамен в обновленном (Зимнем) Дворце", но командировка помешала ему окончить ее. Веселый и добрый нрав Федотова во многом помогает ему, он верит в себя. Он отмечал, что многое может открыться, если застать его врасплох.
Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя». После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Нет помощи семьи. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в1857 году вЛейпциге, была запрещена для распространения в России. К работам этого рода относится эскиз "Мадонна с Младенцем" и известная картина "Вдовушка".
21—32). В свободное от службы время Федотов занялся карикатурами и портретами, которые были чрезвычайно удачны и обратили на себя внимание ценителей. Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации.
В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Любое проявление критической мысли преследовалось, запрещалось. Кроме того, великий князь посоветовал гвардейцу оставить армию ради живописи и сказал, что предоставит ему определенное содержание. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. Ф. стал посещать классы профессора батальной живописи Зауервейда, у которого стал изучать анатомию и движения лошади.
Особым вниманием пользуются картины Павла Федотова в свойственной ему стилистике критического реализма. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации. 1102—1125). Картины этого периода художественной деятельности Ф., являющегося периодом расцвета его таланта, обращают на себя внимание всегда удачно выбранным искусным расположением композиции, типичностью в изображении лиц и законченностью общего настроения картины (этому периоду принадлежат: "Сватовство майора", "Утро чиновника, получившего первый орден", "Разборчивая невеста" и другие работы).
Вскоре закрыли журнал Современник, в котором сотрудничал и Федотов. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему«Казарменная жизнь», сочинённых под влияниемХогарта. Разборчивая невеста, 1847. В отставку Павел Андреевич вышел в 1843 году в звании капитана, поселился на Васильевском острове.
Лос-Анджелес, США. n2014, Апрель: Галерея Валентина Рябова представила Сергея Федотова на ArtExpo2014. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. — "Русская портретная галерея Мюнстера", том II.
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. В возрасте 29 лет Павел Андреевич в чине капитана покидает армию и посвящает себя живописи. Был похоронен на Смоленском православном кладбище в мундире капитана лейб-гвардии Финляндского полка. М—ф, "Павел Андреевич Федотов" ("Исторический Вестник", 1893 г., 10, стр. Валентин РЯБОВ, арт-критик. n «Художник Сергей ФЕДОТОВ.
Москва. n2013, Март: В издании «The Huffington Post» (США) опубликована стататья Брюса Хиландера (Члена Национального совета по культуре Белого дома США, художника, арт-критика, главного редактора "The Art Economist") о творчестве художника". n2013, Апрель: Посещение мастерской Сергея Федотова Заместителем Директора ГМИИ им. За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика. Его произведения, осмеивающие разные темные стороны общественной жизни, являются первыми образцами разработки гражданских мотивов в произведениях живописи они играют ту же нравственную роль, что и произведения сотрудника-публициста, но они большинству доступнее этих произведений.
Он был так доволен своим изображением, что подарил художнику бриллиантовый перстень. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ. Картина была создана в год трагической смерти художника. его стихотворение: "К моим читателям, стихов моих строгим разбирателям"). Первым законченным произведением Федотова, написанным маслом, явилась картина Свежий кавалер или Утро чиновника, получившего первый орден (1846, ГТГ). Он убеждал его оставить военную службу, бросить солдатиков и лошадок и отдаться своему настоящему призванию. В конце 40-х гг. Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству.
Кто-то видел, как художник заказывал гроб. Федотов Павел Андреевич (Fedotov Paul) (1815-1852), выдающийся русский художник и рисовальщик. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. Выход в отставку дал Ф. возможность всецело посвятить себя любимому искусству. Не без основания роль Ф. в истории русской живописи сопоставляют с ролью Гоголя в истории русской литературы.
ассигнациями в месяц». Павел Андреевич Федотов (1815-1852 гг. ) был очень одаренным человеком, ему удавалось многое. 176—190). Наряду с занятиями в Академии Художеств Ф. усердно пополнял свой рисовальный альбом, куда заносил сцены из казарменной жизни, солдатские типы, эпизоды лагерного времени, картины офицерского и солдатского быта, карикатуры на товарищей (последние не обижались на Ф. за эти карикатуры, ценя их остроумие и безобидность). Через год Федотов еще одну картину — «Разборчивая невеста». В 1936 году прах художника был перезахоронен в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры с установкой нового памятника.
Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. Стоящий на постое где-то в глуши офицер забавляется. Неизвестный альбом Федотова».
Художник предпочитал холст или бумагу. Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника.
После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Но еще и в это время он не переставал обсуждать и подготовлять новые работы. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. Следующая картина, которую в 1849 году нарисовал Федотов, – «Завтрак аристократа».
Десять лет Федотов прослужил вФинляндском полку, однако натретий год службы онуже начал посещать вечерние уроки вАкадемии художеств, атакже активно упражняться дома, рисовать сослуживцев, сцены полковой жизни, карикатуры, атакже зарисовывать великого князя Михаила Павловича, проявлявшего кего полку особое внимание. Любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели— стать настоящим художником. Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно.
Теперь ему хотелось внести в своё творчество, направленное перед этим к обличению пошлых и тёмных сторон русской жизни, новый элемент— истолкование явлений светлых и отрадных. На первый взгляд картина как картина. — П. Ге, "Павел Андреевич Федотов" ("Вестник Всемирной Истории", 1901 г., 10, стр.
Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. — "Воспоминание о Павле Андреевиче Федотове" ("Семейные Вечера", 1873 г., 6, стр. Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог.
Но радость была недолгой и не всё у художника было суждено осуществиться. Поселившись в небольшой квартире, Ф. предался занятиям живописью. 349—360).
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. В связи с этим решением он задумал большую и сложную картину: "Прибытие дворцового гренадера в свою бывшую роту Финляндского полка" эта картина, которую Ф. намерен был написать акварелью, так и осталась, однако, ненаписанной и дело ограничилось лишь сочинением рисунка для нее. В России наступило мрачное время николаевского произвола и цензурного террора. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти в печати. 22). Завтрак аристократа (Не в пору гость) Предельно выразительной становится и композиция в картинах Федотова, которая служит выявлению основного смысла, концентрирует внимание на главных персонажах. Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой. Такая принципиальность художника. Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию.
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников. — "Рисунки П. A. Через девять месяцев усидчивой работы Ф. закончил картину "Свежий кавалер" или "Утро чиновника, получившего первый орден", а через несколько месяцев (весной 1848 г. ) и другую картину "Разборчивая невеста". 1—68).
как и Брюллов, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись. Считается, что тем самым они чтили память русского художника. А. Федотов" ("Русский Художественный Листок", 1853 г., 19).
Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением. Посыпались заказы, замыслы будущих картин возникали у него один за другим.
Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. В последние годы жизни Федотов обращается к созданию портретов. Решение далось не просто. Застали и что. В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова.
Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. — Александр Бенуа, "Русская живопись" ("История живописи в XIX веке" издание т-ва "Знание"), выпуск II, СПб., 1903 г. — В. В. Стасов, "Тормазы русского искусства" ("Вестник Европы"). Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей русского романтизма. Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой.
После пяти месяцев мучений Павел Андреевич Федотов скончался 14 (26) ноября 1852 года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей. Все поэтические произведения Ф. стоят неизмеримо ниже его живописных и рисовальных работ. Очень удавались ему портреты любимца армии, великого князя Михаила Павловича.
— "Новости", 1902 г., от 14 ноября. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. Портреты всегда были очень похожими, но особенно хорошо изучил Федотов черты лица и фигуру великого князя Михаила Павловича изображения которого, выходившие из-под его кисти, охотно покупались продавцами картин и эстампов. (Los Angeles, USA). n2013, Март: Выставка художника Сергея Федотова на открытии «Художественного центра на Саввинской».
И сам Ф. не придавал серьезного значения своим литературным опытам (см. А. И. Сомов отмечает, что художник-литограф Александр Козлов пытался наладить издание федотовских рисунков, но Федотов к этому времени уже увлекался живописью: он «находя слишком долгим и скучным для себя отделывать нарисованное, полагал пригласить для дополнения отделки и приведения, как он выразился, его композиций в грамматику опытного рисовальщика». С течением времени произведения Ф. все более и более теряют свою карикатурность. — B. В. Стасов, "25-летие русского искусства" ("Вестник Европы").
— П. Петров, "П. Средств у Павла Федотова не было никаких и тянуться за товарищами в кутежах он не мог. Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом. К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание.
Портрет Анастасии Михайловны Гриневой. В11лет онпопал вКадетский корпус, который окончил сотличием. Поздравляю вас, -- сказал он Федотову, -- Вы меня обогнали. В июне 1852 года у художника случилось психическое расстройство. Успеху картин Ф. способствовало отчасти то обстоятельство, что он, подражая раешнику, читал на выставке стихотворное объяснение своей картины "Сватовство майора" (а может быть и двух других) собственного сочинения.
— Л. К. Дитерихс, "П. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Никогда еще он не порывался изобразить реального человека в подробностях занимающего его реального, пусть и незначительного, дела и реальной же обстановки — домашнего садика, куда старик, почувствовав себя немного лучше, вышел прямо в халате и сел за простой стол, на который положил газету и оказавшийся ненужным теплый картуз.
90х100, 2008) продана на одном из старейших российских аукционов живописи "Мангум Арс". n2013, Ноябрь: Открытие персональной выставки Сергея Федотова в галерее ArtHouse-429 (Майами, США). n2013, Ноябрь: Сергей Федотов провёл мастер-класс живописи в Центре креативного обучения г. Вест Палм Бич, США. n2014, Январь: Галерея Валентина Рябова представила Сергея Федотова на LA ART SHOW 2014. Замыслы будущих картин возникали у него один за другим, но не всем из них было суждено осуществиться. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. Да и герой картины не очень достоин насмешки. Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России. Долгое время он не мог остановиться на выборе рода живописи.
Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск). 245—254). Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России.
Последняя работа художника «Игроки» – картина совсем не однозначная. Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский художник и график. Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью.
Две свечи, внесенные слугой, освещают лицо проигравшего, близкого к сумасшествию. В рисунках Федотов достигает линейного и ритмического совершенства, продолжая работать над серией графических листов нравственно- критического содержания., 1851-52, – оба произведения в ГТГ Игроки, 1852, Киевский музей русского искусства). Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году. Утро. Федотов верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник.
Издатель: «Галерея Валентина Рябова». n2007: Выставка картин в «Галерее Валентина Рябова» (Москва). n2007: Картины художника опубликованы в альбоме «150 работ современных российских художников», том 2. То есть эта картина является визитной карточкой художника. Павел Андреевич долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью, но, наконец, подал прошение об отставке и 3 января 1844 году был уволен с производством в чин капитана и правом носить военный мундир.
Вот таким образом в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году. Одно время Ф. пробовал подражать в форме стихосложения русским народным песням (см. Статья М. Азадовского называется «Дневник художника. Так были признаны заслуги Федотова как художника-жанриста.
Работать художнику приходилось много: рука была непривычна к правильному рисунку изломалась на постоянной карикатуре и Брюллов на первых порах заподозрил, что у Федотова нет способности к живописи. 122—123. Картина эта называлась Свежий кавалер. Портреты всегда были очень похожими, но особенно хорошо изучил Федотов черты лица и фигуру великого князя Михаила Павловича изображения которого, выходившие из-под его кисти, охотно покупались продавцами картин и эстампов. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе.
Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды. — О., "П.
Художник полностью отдал себя искусству. ассигнациями в месяц».
В 1900-е годы открытие – в начале в Испании, а потом и во Франции- первобытного и чуть позднее традиционного («примитивного») искусства решительно меняет представление о значении условных форм в изобразительном искусстве. nnВозможности цвета, раскрытые французскими импрессионистами, с выходом живописи в абстракцию были развернуты еще шире. nnЖивопись – это процесс, мир открытых возможностей – остановленных мгновений, явления вожделенных образов, приключений, конфронтации, размышлений, освобождения от избыточности, восполнение недостаточности, это акт самоутверждения и прямая проекция интуиции, демонстрация мастерства и возможность открытий. Федотова пришлось поместить в лечебницу для душевнобольных и там он окончил свое грустное существование изредка посещаемый приятелями иногда кроткий иногда буйный. Всем и каждому он готов был оказать какую бы то ни было услугу и отдать последнее. По возвращении в Петербург он снова принялся за прежнюю трудовую жизнь.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет. Такой же огромный, если не больший, успех имела эта картина в Москве. За долги семья вынуждена была продать дом. АБСТРАКТНЫЕ ФОРМЫ СТАРОГО ИСКУССТВА И СОВРЕМЕННАЯ АБСТРАКЦИЯ». nnПредставляя на суд требовательного зрителя тот или иной проект, Галерея Валентина Рябова стремится в первую очередь к тому, чтобы показать мастеров имя которых определяет сегодняшнее лицо современного искусства. nnСергея Федотова, чья первая персональная выставка состоялась в 2001 г., сегодня можно причислить к наиболее ярким представителям современного абстрактного беспредметного искусства.
Ларионов, Ф. Пикабиа, Ф. Кушка, П. Клее, Ф. Марк, А. Г. — А. Витковский, "Воспоминание о П. А. Федотове" ("Русское Слово", 1862 г., 4, стр. Нет чувств, нет желания. Картину эту Ф. поднес великому князю, который пожаловал ему за это бриллиантовый перстень. Началась замкнутая одинокая жизнь.
Анкор, еще анкор. Помимо усердных занятий службой, он в свободные часы стал заниматься рисованием, чтением, стихотворством, музыкой (он играл то на фортепиано, то на флейте, то на скрипке, причем на всех этих инструментах выучился играть самоучкой). Позволив себе небольшой отдых во время выставки, Ф. снова горячо взялся за работу. Им была задумана новая картина Возвращение институтки в родительский дом. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. Федотов был похоронен наСмоленском православном кладбище.
И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Многому бы народ научил, -- писал художник в те годы, -- да цензура мешает. Персональная выставка в ЦДХ (октябрь, Москва). n2002: Коллективная выставка Арт-Манеж (декабрь, Москва). n2003: Коллективная выставка Арт-Cалон в ЦДХ, (март, Москва). n2005: Коллективная выставка, Галерея «Ombres et lumires» (май, Париж). Произведения Ф., относящиеся к началу его серьезной художественной деятельности, представляют почти исключительно рисунки и эскизы, главное достоинство которых в их неподдельном юморе, едкой иронии в то же время в них видны недостаточное уменье владеть рисунком, часто излишняя сложность композиции, утрировка в изображении поз и выражений лиц вообще — это работы карикатурного характера (из работ этого рода укажем на упомянутые выше рисунки: "Житье на чужой счет", "Модный магазин", "Мышеловка или Опасное положение бедной, но красивой девушки", "Болезнь Фидельки", "Смерть Фидельки" и т. д. ).
Павел Андреевич Федотов – великий русский художник, художник, график. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом.
Среди них: Р. Делоне, М. Ф. С уверенностью можно говорить о том, что между 1910 и 1915годами многие европейские художники пробовали себя в беспредметных, нефигуральных композициях (в живописи, рисунке, скульптуре).
Многие картины остались незавершенными. Но лучше всего ему удавались жанровые сценки. В январе 1834 года в чине прапорщика был направлен на службу в лейб-гвардии Финляндский полк в Санкт-Петербург, где прослужил 10 лет. Художник оказался в трудном материальном положении, без средств к существованию.
К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг. ) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. По абсолютно случайным причинам при его смерти не присутствовал никто, кроме его денщика-друга Коршунова. Творческий метод художника – ни шагу без натуры. В декабре 1833 года Павел оканчивает кадетский корпус.
После пяти месяцев мучений художник Павел Андреевич Федотов умер 14 ноября 1852 года, забытый всеми, кроме близких друзей. — "Несколько слов о П. А. Федотове" ("Северные Цветы", 1857 г., отд. 540—543.
Они были знакомы с родной сестрой Павла Федотова, а деньги предназначались ей в помощь. Успех этих двух картин окончательно укрепил решение Ф. оставить военную службу. Всё было естественно и натурально. Все эти 3 картины были выставлены в академии и получили положительные отзывы руководства академии и общественности. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова.
Ф. делал опыты работ высокодраматического и фантастического характера, причем пробовал подражать в них приемам исторических живописцев, но эти опыты были неудачны, так как не согласовались с характером таланта художника. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. Один художник чутко угадал другого Федотов поверил баснописцу и бросил Академию.
При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву. Хоронили художника 18 ноября 1852 года и большая толпа почитателей шла за его гробом. Запрещены были и литографии с его картин. Будучи военным, он все свободное время отдавал рисованию. А. Федотов" ("Пантеон", 1854 г., том XIII, 1, стр. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя.
Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье.
В Москве его ожидает теплый прием. В Свежем кавалере.
Следуя этому совету, Ф. подал по начальству рапорт с просьбой о разрешении ему продолжать службу, с тем чтобы Высочайше предоставленное ему право было сохранено за ним в течение одного или полутора года. В Москве ему удалось в значительной степени устроить благосостояние своих родных. Быстрый и шумный успех картин Ф. влил в него новую энергию, новые надежды. Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846— 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848). Однако со временем увлечение живописью все больше захватывает его.
Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом».
В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. Художественная деятельность Ф. продолжалась, в сущности говоря, всего восемь лет и весьма вероятно, что если бы он был поставлен в лучшие жизненные условия, его художественная деятельность была бы еще более блестяща и значительна. Федотов с юных лет любил писать стихи, басни, элегии, альбомные пьесы, романсы, которые сам перелагал на музыку и, в пору своего офицерства, солдатские песни. Не увидели свет рисунки Федотова из Нравственно-критической серии.
Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве. Благодаря влиянию Брюллова, покровительствовавшего Ф., последнему было выдано от Академии пособие в 700 рублей для выполнения заданной программы (на расходы на натурщиков, костюмы, материалы и т. д. ). Сам чиновник изображен в убогом халатике, с головой, завитой в папильотки, необутым и пререкающимся с кухаркой, которая показывает ему проносившиеся подошвы его сапог. Никогда еще он не всматривался в человека с таким пристальным, как бы замедленным вниманием и не силился, робея от ответственности перед натурой, пренебрегая заученностью навыков, передать его точь-в-точь таким, каков он есть, Тут в Федотове проглянуло что-то неожиданное — от другого, будущего Федотова. От множества разрозненных наблюдений, которые сначала фиксировались в альбомах, Федотов перешел к созданию целостных произведений. В глубокой задумчивости стоит она, облокотясь о комод. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Но не мог найти того, что мне хотелось. Персональная выставка в ЦДХ (июнь, Москва). n2005: Персональная выставка в ЦДХ (декабрь, Москва). n2006: Коллективная выставка в музее Колодзей Арт Фаундейшн (апрель, Хайланд-Парк, Нью-Джерси, США). n2006: Картины художника опубликованы в альбоме «150 работ современных российских художников», том 1.
— "О П. А. Федотове" ("Почтальон", 1902 г., 8). — А. Н. Андреев, "Живопись и художники", стр. Жизнь Федотова кончилась трагически. В 1852 году появилась одна из первых драматических картин художника -- Вдовушка (ГТГ).
Поражает работоспособность художника. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45).
III). Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным. Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких.
Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния.
Важное место в творчестве Федотова занимали портреты из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу.
Возрастающий успех Ф. все более и более склонял его к выходу в отставку. Чего не поняли Брюллов и Зауервейд, то понял Иван Андреевич Крылов — эта чисто славянская лениво-мощная натура. А. С. Пушкина. n2013, Октябрь: Картина Сергея Федотова "Цветы" (холст, масло. Все эти работы производили в Москве фурор и Ф. едва не носили на руках.
Картина была представлена великому князю, который пожаловал художнику за неё бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». его грациозное стихотворение "Ку-ку").