— Энциклоп. Учился в петербургской Академии художеств (1766–1773). «Сложность композиций второй сюиты петербургских видов дает, таким образом, Алексееву возможность сочетать общее и частное также в смысле соединения пейзажа города с повествованием об его архитектуре и быте».
В 1800-1801 годах аналогичное задание Алексеев выполняет в Москве.
Орлова-Чесменского и брата его гр. По возвращении в Санкт-Петербург, работает живописцем при Театральном училище.
— Энциклоп.
Первоначальное образование Алексеев как солдатский сын получил в гарнизонной школе. Постепенно публика начинает забывать стареющего художника. Любителей произведений Алексеева при Александре -м можно насчитать довольно много.
Присутствуя (с 22-го мая 1803 г. ) в совете Академии, Алексеев получил заказ написать 13 видов: 1) Московского Кремля, с каменным мостом 2) С. -Петербургской биржи (за эти две картины, поднесенные Государю, художник был награжден перстнем) 3) Московского воспитательного дома из-за Москвы-реки, с видом Кремля вдали 4) входа в храм Спаса за золотой решеткой 5) Китая-города от Николаевских ворот 6) вида от Троицких ворот из Кремля 7) Воскресенских ворот, от Тверской, с Иверскою часовнею 8) Ивана Великого и Успенского собора 9) вида на Николаевские ворота из Китая-города 10) Спасской площади с воротами и Василием Блаженным 11) Спасских ворот из Кремля 12) другого вида на каменный мост из-за Москвы-реки и 13) внутренней части Кремля с Грановитою палатою и соборами Успенским и Архангельским. На берегу видны лодки, строения и множество человеческих фигур. Все дело было в потребных в данный момент специальностях. Родился в Петербурге в семье сторожа Академии наук. Половцов Алексеев, Федор Яковлевич (1753—1824) — русский художник сын сторожа при Академии наук.
В манере письма того полотна и в вытянутых фигурках с маленькими головами есть черты сходства с так называемыми «махаевскими» видами Петербурга. Этим молодой художник навлекает на себя недовольство академического начальства. — Сборник матер.
Зубова, гр. Федор Алексеев умер как замечательный художник, многолетним и упорным трудом доказавший свое право быть художником.
А. С. Строганова, гр. для ист.
Художеств, т. I—II. В период с 1779 по 1786 год он числится живописцем при театральном училище. В следующем, 1794 году Алексеев последовательно получает «назначенного» за «Внутренность двора с садом», а затем в октябре – академика «живописи перспективной» по картине, представляющей «Вид города Санкт-Петербурга по реке Неве». Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. «Хотя Алексеев окончил Академию как пейзажист, Совет Академии в июне 1773 года назначил его сверхкомплектным пенсионером в Венецию сроком на три года для изучения живописи театральных декораций».
Так появляются пейзажи южных городов – Николаева, Херсона, Бахчисарая. Картины свои Алексеев писал на основе детально проработанных акварельных этюдов с натуры. В картинах «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1810, Государственная Третьяковская галерея), «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса» (1810-е, Государственный Русский музей) главными героями стали новые архитектурные сооружения столицы, возведенные в начале XIX века. Академией Художеств тоже приобретались картины Алексеева, по разным случаям, напр., при посещении прусским королем Академии (1809 г. ).
Москва привлекла пейзажиста средневековыми сооружениями, непривычными для жителя Петербурга. литейного двора Алексеев получил от Императора Павла денежные награды и чин 8-го класса. Художник изобразил прекрасные виды города на Неве во многих своих картинах: «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1808), «Вид Казанского собора», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса» (1810-е).
Присутствуя (с 22-го мая 1803 г. ) в совете Академии, Алексеев получил заказ написать 13 видов: 1) Московского Кремля, с каменным мостом 2) С. -Петербургской биржи (за эти две картины, поднесенные Государю, художник был награжден перстнем) 3) Московского воспитательного дома из-за Москвы-реки, с видом Кремля вдали 4) входа в храм Спаса за золотой решеткой 5) Китая-города от Николаевских ворот 6) вида от Троицких ворот из Кремля 7) Воскресенских ворот, от Тверской, с Иверскою часовнею 8) Ивана Великого и Успенского собора 9) вида на Николаевские ворота из Китая-города 10) Спасской площади с воротами и Василием Блаженным 11) Спасских ворот из Кремля 12) другого вида на каменный мост из-за Москвы-реки и 13) внутренней части Кремля с Грановитою палатою и соборами Успенским и Архангельским. Время возвращения из этого второго путешествия Алексеева совпадает с признанием его академиком (1794 г. ). Большинство изображенных на них сооружений – храмы и монастыри, царские терема и триумфальные ворота – погибли во время Отечественной войны 1812 года, другие были разрушены позднее.
Рисунки вошли в так называемый «портфель» московских видов, ставший основой для создания живописных произведений. Произведения Алексеева охотно раскупались. С раннего детства Федор увлекся рисованием. Покупались картины Алексеева также в Англию и в Северную Америку.
11-го ноября 1824 г., в С. -Петербурге. Так, баталист нуждался в пейзаже, а пейзажист, – в умении рисовать жанровый стаффаж. — знаменитый перспективный художник и декоратор, род. 11-го ноября 1824 г., в С. -Петербурге. В Венеции молодой художник пробыл более трех лет.
В 1794 году Федор Яковлевич удостаивается звания академика за картину «Вид Петербурга по Неве-реке». В 1766- 73 гг. Такие перекомпановки и добавления в порядке «сочинения» композиции по зарисовке с натуры были характерны для живописи того времени. Имп. Высокое небо усиливает впечатление собранности предметной части изображения. Покупались картины Алексеева также в Англию и в Северную Америку.
Особенно живописцу удались картины «Соборная площадь в Московском Кремле», «Вид на Москву со стороны Каменного моста». учился в Академии Художеств, сначала в классе живописи цветов и плодов, затем в пейзажном. Его привлекал пейзаж, в котором огромную роль играла архитектура.
особенно известны Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной (1793) и Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости (1794). Это увлечение Алексеева вызвало большое недовольство Совета Академии. А. принадлежит к школе перспективистов. Безбородко, кн. «Копии эти имели успех и, вероятно, впервые принесли Алексееву наименование «российского Каналетто», неверно распространенное впоследствии на него и как на изобразителя Петербурга.
Этим молодой художник навлекает на себя недовольство академического начальства. Замечена была в Алексееве и наклонность к живописи цветов. Таковы «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса», «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости». Художник увлекся старой русской архитектурой.
Картины, написанные в этот период, принесли художнику общественное признание. Оставить нелюбимую службу художнику удалось благодаря копированию пейзажей А. Канале, Б. Беллотто, Г. Робера и Ж. Берне из собрания Эрмитажа. В 1795 г. по заданию Академии он отправился в Малороссию и Крым, «снимать виды» городов, в которых незадолго до этого побывала императрица Екатерина II. В его работах словно появился шум города.
Алексеев отправился в Венецию, где в течение трех лет должен был совершенствоваться в живописи театральных декораций. В его глубоко лиричных картинах «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса», «Вид Казанского собора в Петербурге» и многих других запечатлен поэтический образ Северной Венеции. С 1800 (сперва по заданию Павла I) создавал и московские ведуты, отмеченные той же четкостью архитектурных ракурсов, но более теплые по колориту из этих вещей до нас дошла Красная площадь с собором Василия Блаженного (1800–1802, Музей Института русской литературы Академии наук, Петербург), а также ряд акварелей.
Умер Ф. Я. В его собственном творчестве искусство «черчения перспективы» для театра органично превратилось в самостоятельный пейзаж, полный света и воздуха. Он праздничен без пышности и возвышен без выспренней патетики. Руководство Академии весьма сдержанно относились к его увлечению и по возвращении художника принудили его работать декоратором при театральном училище (1779-1786 гг. ), о программах на получение академического звания Алексеев не мог и думать. 112—119.
Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. С 1795 по 1797 год Алексеев направляется в южные районы. Написанные Алексеевым в 1800-е – 1810-е годы картины «Соборная площадь в Московском кремле», «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» (Государственная Третьяковская галерея) и другие, уже для современников Алексеева приобрели характер исторических документов. Силуэт набережной составляет единое целое с пространством ландшафта.
В картинах южного цикла («Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и др) есть некие общие черты, которые позволяют судить о движении художника от перспективы к классицистической организации холста. За эти работы Алексеева прозвали «русским Каналетто», а Академия признала за ним право заниматься пейзажем.
Очень характерно и сильное потепление гаммы. Вид набережной Скьявони», подписанный художником и датированный 1775 годом и «Морской пейзаж» (собрание Н. А. Арнинг), который можно отнести к концу пребывания Алексеевым в Венеции. Академия выдала деньги на его похороны и пособие вдове и малым детям. «В мае 1795 года Алексеев был послан в Новороссию и в Крым писать виды мест, посещенных Екатериной второй во время ее путешествия на юг в 1787 году». По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86).
— наменитый перспективный художник и декоратор, род. особенно известны Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной (1793) и Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости (1794). Зато он сразу стал обучаться живописи».
Хаккерта – «Вид Катании и Этны» и «Вид Липари и Стромболи». Картина, получившая название «Внутренний вид двора с садом. Алекскеев – первый в русской живописи мастер городского пейзажа.
литейного двора Алексеев получил от Императора Павла денежные награды и чин 8-го класса. Лучшие качества живописца проявились в сюитах, посвященных Петербургу и Москве. Алексеев – уже глава класса перспективной живописи в АХ (с 1802 г. ) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. Это очень наглядно проявляется уже в «Виде Биржи».
Одним из лучших учеников Алексеева стал М. Н. Федор Яковлевич Алексеев (1753/1754-1824) родился в Петербурге. В 1764 г. по прошению отца, работавшего сторожем в Императорской Академии художеств, Федор был принят учеником в класс орнаментальной скульптуры. Воробьев, возглавивший после смерти учителя отечественную пейзажную школу. Во всяком случае, он не получил того звания «назначенного», которое обычно давалось возвратившимся пенсионерам за выполненные ими за границей работы, ему не назначили и «программы» на академика. Одним из самых ярких художественных образов Москвы, созданных Алексеевым, стал «Вид Московского кремля и Каменного моста» (Государственный Исторический музей). Его блестящие пейзажи, вроде Вид дворцовой набережной (1790, Третьяков, гал. ), Вид Биржи и Адмиралтейства (1810, Третьяков, гал. ), Вид Московского Кремля (1810) — заслужили ему почетное прозвание русского Каналетто.
Зубова, гр. — знаменитый перспективный художник и декоратор, род.
«Пейзажная программа Алексееву была дана в сентябре 1772 года, а в мае 1773 года он получил за нее Вторую золотую медаль». Алексеев Ф. Я. положил начало изображению в русском искусстве города в живописи. Ф. Я. Алексеев — первый в русской живописи мастер городского пейзажа. Алексеев 11 (23 ноября – по новому стилю) 1824 года в Петербурге. Плюшара.
Зап. «То, что искал Алексеев в южных видах – определенность («отчетливость» – по терминологии эпохи) изображения архитектуры и передача облика города преимущественно посредством показа этой архитектуры, – развертывается в следующем цикле его картин, посвященных изображению Москвы». Присутствуя (с 22-го мая 1803 г. ) в совете Академии, Алексеев получил заказ написать 13 видов: 1) Московского Кремля, с каменным мостом 2) С. -Петербургской биржи (за эти две картины, поднесенные Государю, художник был награжден перстнем) 3) Московского воспитательного дома из-за Москвы-реки, с видом Кремля вдали 4) входа в храм Спаса за золотой решеткой 5) Китая-города от Николаевских ворот 6) вида от Троицких ворот из Кремля 7) Воскресенских ворот, от Тверской, с Иверскою часовнею 8) Ивана Великого и Успенского собора 9) вида на Николаевские ворота из Китая-города 10) Спасской площади с воротами и Василием Блаженным 11) Спасских ворот из Кремля 12) другого вида на каменный мост из-за Москвы-реки и 13) внутренней части Кремля с Грановитою палатою и соборами Успенским и Архангельским. В залах Эрмитажа он находил пейзажи великих мастеров Канале, Беллотто, Роббера и Берне и копировал их.
Акад. Кроме вознаграждения за труд и расходов на поездку, художник получил из Кабинета перстень. Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века.
Алексеев – уже глава класса перспективной живописи в Академии Художеств (с 1802 г. ) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. Замечена была в Алексееве и наклонность к живописи цветов. Поскольку станковый пейзаж в то время имел много общего с искусством театральных декораций, Алексеева отправили в Венецию совершенствоваться в области декорационной живописи. он возглавлял класс перспективной живописи.
Увеличение размеров приводит и к изменению характера живописи. Этим классом управлял профессор батальной и пейзажной живописи M. M. В Венеции Алексеев впервые проявил тяготение к изображению городских «ведут». Несмотря на очевидные живописные достоинства работы, Алексееву не присудили за нее звание «назначенного» в академики. А. С. Строганова, гр.
С 1803 преподавал «перспективную живопись» (пейзаж) в Академии художеств среди его учеников были Сильвестр Ф. Щедрин и М. Н. Воробьев. 112—119. В нескольких экземплярах произведения кисти Алексеева были: у гр. По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (177986). в 1753 г., ум.
В его работах словно появился шум города. «Если принять во внимание, что пейзаж написан молодым художником, только что разочаровавшимся в своих учителях и ощупью ищущим путей пейзажной живописи, то станут понятны недостатки: слабость рисунка (особенно в фигурах), погрешности перспективы, слабость живописи, ее отличие от живописи более поздних работ Алексеева». По акварельным этюдам с натуры выполнял виды городов (Площадь в г. Николаеве, ГРМ).
За два эскиза, с разных пунктов, Михайловского замка и за вид спб. Владимира, гр. «Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста», 1815г., первый вариант— в Русском музее, Санкт-Петербург). Первоначально он осваивал приемы создания театральных декораций, обучаясь «черчению перспективы» в мастерских венецианских художников Джузеппе Моретти и Пьетро Гаспари. Алексеев не на словах, а на деле утверждал, что он хочет быть именно пейзажистом».
«Таковы его «Вид г. Николаева» (Третьяковская галерея и Русским музей) и «Вид площади в Херсоне» (музей в Херсоне) с их площадями и гаванью. Наиболее известные работы мастера: «Соборная Площадь в Московском Кремле» (1780е), «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794), «Вид на Воскресенские и Никольские ворота от Тверской улицы в Москве» (1811). В 1800-х гг. Берег, начинаясь в центре картины на первом плане, загибается эллиптической дугой в левой части он заканчивается высокой скалой с монастырем на ее вершине.
Он сразу же покоряет и пленяет зрителя. Художник с гордостью отмечал, что императрица «находила великое удовольствие смотреть труды мои и всегда награжден был». Возвратившись в Петербург, Алексеев получил в Академии Художеств место профессора перспективного пейзажного класса (в марте 1803 г. ). Марка в Венеции.
Виды Петербурга явились рубежом в творчестве пейзажиста. За эти работы Алексеева прозвали «русским Каналетто», а Академия признала за ним право заниматься пейзажем. Среди его учеников были впоследствии известные русские художники С. Щедрин и М. Воробьев. Пиранези. Ясный, чуть холодный свет летнего дня, чистота и прозрачность приморского воздуха превосходно переданы цветовой гаммой картин».
В нескольких экземплярах произведения кисти Алексеева были: у гр. Свой дар живописца Алексеев сумел проявить в копии исполненной в 1776 году с произведения Каналетто «Архитектурная фантазия». За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. — Отеч. Кроме вознаграждения за труд и расходов на поездку, художник получил из Кабинета перстень.
Большинство же принадлежит работе И. Мошкова и А. Кунанина. передний план картин. По возвращении в Петербург первоначально служил декоратором при театральном училище (1779–1786). «Картина «Венеция. Таковы «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса», «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости».
Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. С 1803 года до самой смерти он возглавлял класс перспективной живописи. В 1793 году Алексеев написал «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (Государственный музей-усадьба «Архангельское»), а через год исполнил парный к нему «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (Государственная Третьяковская галерея). Владимира, гр.
Летом 1794 года Алексеев получил звание «назначенного» в академики за написанную в Венеции копию с картины Каналетто, а спустя несколько месяцев, был удостоен звания академика перспективной живописи за «Вид города Санкт-Петербурга по Неве-реке». Декоративность видна и в изображении деревьев. Талантливому перспективисту Государем были заказаны 4 картины для Михайловского дворца, по исполнении которых, кроме условленного вознаграждения, ему пожалован перстень.
За эти картины Алексеев получает в 1794 году звание академика перспективной живописи. Копии Алексеева имели невероятный успех и дали ему возможность писать собственные пейзажи. И. И. Барятинской, А. С. Кожухова, П. П. Свиньина и др. В 1773-77 совершенствовался как театральный художник в Венеции, где писал и пейзажи (Набережная Скьявони в Венеции, 1775, Художественный музей БССР, Минск).
К сожалению, точная дата рождения художника неизвестна, в связи с разноречивостью документов и мнений, принято считать, что Алексеев родился между 1752 и 1755 годами. Учился в петербургской АХ (1766-73) преподавал там же (1803). Так появляются пейзажи южных городов – Николаева, Херсона, Бахчисарая. Наиболее значимые работы «московского цикла» хранятся в Третьяковской галерее («Красная площадь в Москве», 1801 «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве», 1811) и в Государственном Историческом музее («Вид в Кремле у Спасских ворот», 1800-е г. г. Вместе с тем, Алексеев от Павла получил поручение, выполнить которое, однако, не удалось. Находясь в 1800—1802 в Москве, написал с натуры две картины («Красная площадь с собором Василия Блаженного», Музей института русской литературы АН СССР, Ленинград и «Вид военного госпиталя», не сохранилась) и ряд акварелей.
В период с 1779 по 1786 год он числится живописцем при театральном училище. Сын сторожа Академии наук. В 1803 году Алексеев преподает в Академии художеств. Вместе с тем, Алексеев от Павла получил поручение, выполнить которое, однако, не удалось. По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86). В письме президенту Академии художеств А. С. Художеств, т. I—II.
Его отец работал сторожем в Академии наук. Произведения Алексеева охотно раскупались. АЛЕКСЕЕВ, ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ (1753 или 1754–1824), русский художник, основоположник городского пейзажа в русской живописи нового времени. Чего же он достиг в этой области и что получил для себя в Венеции. » Мы рассмотрим два пейзажа – это «Венеция. Галактионовым, украшал многие иллюстрированные издания и даже фарфоровые изделия того времени.
Они принесли художнику славу «российского Каналетто» и долгожданную возможность перейти к писанию оригинальных пейзажей. В картине Алексеев создал не только выразительный архитектурный образ города, но и показал разнообразие и пестроту московской жизни. Таков даже «Вид Бахчисарая» (Русский музей), в котором изображена площадь с фонтаном и лишь на третьем плане, как фон, видны Крымские горы». По натурным зарисовкам, сделанным за время поездки, художник в течение последующих трех лет написал несколько произведений изображающих южные города, среди которых «Вид Николаева», «Вид Бахчисарая», «Площадь в Херсоне».
11-го ноября 1824 г., в С. -Петербурге. Безбородко, кн. Работы этих художников находились в собрании императорского Эрмитажа. Акад.
— Н. П. Собко, Словарь русских художников, т. I, в. 1, стр. «Наиболее ранним из известных нам видов Петербурга исполненных Алексеевым, является «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793). Русский художник Федор Яковлевич Алексеев родился в Петербурге. В 1773-77 совершенствовался как театральный художник в Венеции, где писал и пейзажи (Набережная Скьявони в Венеции, 1775, Художественный музей БССР, Минск). После 1812 писал исключительно новую столицу на Неве, достигая все более тонких световых эффектов (Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова, 1810-е годы, Русский музей, Петербург). В 1800 году, по повелению императора Павла I, Алексеев прибыл в Москву, «для снятия разных видов».
литейного двора Алексеев получил от Императора Павла денежные награды и чин 8-го класса. Любителей произведений Алексеева при Александре -м можно насчитать довольно много. Наиболее известным полотном кисти мастера стала картина «Красная площадь в Москве» (1801), в которой он не только создал образ потрясшего современников сказочного, святого русского града, но и показал разнообразие и пестроту московской жизни.
Все детали изображены весьма живо, образуя занимательные жанровые сценки. Произведения Алексеева охотно раскупались. Заказывала копии императрица Екатерина II. Следует отметить картины «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794), «Вид Зимнего дворца от Петропавловской крепости» (1799) – произведения высокой живописной культуры.
Орлова-Чесменского и брата его гр. Художник избрал точку зрения, которую современники назвали «счастливой». За рекой ряд дворцов, отражающихся в воде и словно любующихся собой. Акад.
Так, он обстоятельно выписывает не только архитектуру дома с балконом (Вид Адмиралтейства и Зимнего дворца») на первом плане, но и Адмиралтейства на втором плане вдали справа, тщательно передавая все его сложные скульптурные украшения. В 1766-73 гг. Последующий период творчества художника главным образом связан с Петербургом.
За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. Параллельно, он много копировал в открывшемся Эрмитаже, в основном картины пейзажистов. В 1794 году Федор Яковлевич удостаивается звания академика за картину «Вид Петербурга по Неве-реке».
Таковы «Спасские ворота Кремля», «Вид на Страстную площадь с домом Козицкой» (Музей Института русской литературы), «Вид на Каменный мост со стороны Москва-реки (Гос. В пейзажах Алексеева выразилось понимание города уже не как совокупности прекрасных дворцов, а как столицы могущественного государства, как «Северной Пальмиры». Художник побывал в Николаеве, Херсоне, посетил древний Бахчисарай. По натурным зарисовкам, сделанным за время поездки, художник в течение последующих трех лет написал несколько произведений изображающих южные города, среди которых «Вид Николаева», «Вид Бахчисарая», «Площадь в Херсоне».
лекс. Картина «Красная площадь в Москве» (1801, Государственная Третьяковская галерея) стала наиболее известным полотном кисти мастера. 1824 г., ч. 20, стр.
В 1767 г. он поступил в Императорскую Академию художеств. Вид набережной Скьявони» изображает канал св. Алекскеев – первый в русской живописи мастер городского пейзажа. и Кабин.
Федор Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного, в своей красоте городского пейзажа, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. Судя по документам, это удалось ему лишь по второму прошению 1766 года. «Морской пейзаж» написан, по всей вероятности, с натурных «чертежей» и изображает, очевидно, вид какого-то места из венецианских владений на балканском берегу Адриатического моря». За два эскиза, с разных пунктов, Михайловского замка и за вид спб.
В 1773 г. за. Художник изобразил прекрасные виды города на Неве во многих своих картинах: «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1808), «Вид Казанского собора», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса» (1810-е). Мы видим в «Морском пейзаже» Алексеева и характерный для классицизма мотив эллиптического заворота берега. Архитектурный «проспект» превратился в изображение городской среды, полной шума и движения.
Надо всем этим высокое небо с немногими красивыми облаками. Стремление художника к личной и творческой самостоятельности встретило противодействие со стороны резидента Академии в Венеции, маркиза Маруцци, опекавшего русских пенсионеров. За два эскиза, с разных пунктов, Михайловского замка и за вид спб. Первоначальное решение Академии о продлении пенсионерского срока своему питомцу также было отменено и Алексеев был вынужден вернуться в Петербург летом 1777 года.
В 1800-х гг. Все это придает картинам известное сходство с панно. в 1753 г., ум.
Огромный вклад в развитие пейзажного жанра Алексеев внес как педагог. Этим классом управлял профессор батальной и пейзажной живописи M. M. Вместе с тем, Алексеев от Павла получил поручение, выполнить которое, однако, не удалось. (Ныне хранятся в Херсонском краеведческом музее, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее) Большие размеры панно свидетельствуют о том, что они предназначались для дворцовых интерьеров.
В 1800-1801 годах аналогичное задание Алексеев выполняет в Москве. «За время пребывания в Москве Алексеев и его ученики под его наблюдением и руководством сделали много видов с натуры как самого города, так и его окрестностей». По акварельным этюдам с натуры выполнял виды городов (Площадь в г. Николаеве, ГРМ). «Лишь немногие из дошедших до нас акварелей видов Москвы исполнены самим Алексеевым.
В 1773 году за программный пейзаж Федор Яковлевич получил золотую медаль. Исполняя заказ, Алексеев применил полученные в Венеции навыки декоратора. Он господствует в зданиях и даже в окраске облаков дает себя сильно знать. Ф. Алексеев сразу в 1767 году числится в этом классе учеником третьего возраста». Исторический музей) и, быть может, некоторые другие. И до конца дней своих продолжал писать строгий и стройный Петербург.
Ф. Я. Алексеев – первый в русской живописи мастер городского пейзажа. учился в АХ, сначала в классе «живописи цветов и плодов», затем в пейзажном. Академия, очевидно, нуждалась в театральных декораторах».
Изображение из панорамического остановится картинно-замкнутым. Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. Композиция организована четко и логически ясно. В нескольких экземплярах произведения кисти Алексеева были: у гр. Покупались картины Алексеева также в Англию и в Северную Америку. А. С. Строганова, гр.
Некоторое время обучался у Антропова, а в 1764 году поступил в Академию художеств. Эти виды отличаются достоверностью, даже документальностью. В его работах словно появился шум города. В 1800-е годы Алексеев вновь обратился к изображению своего родного города, Петербурга. Некоторое время обучался у Антропова, а в 1764 году поступил в Академию художеств. Дела арх. Интересный факт того времени описывает А. А. Федоров-Давыдов: «Большинство русских художников второй половины 18 века, питомцев недавно возникшей Академии художеств, было детьми ремесленников или отставных гвардейских солдат, служивших сторожами столичных учреждений, которые имели известные протекции, помогавшие им устроить своих детей обучаться привилегированному мастерству и воспитываться за казенный счет в учрежденном в 1764 году Воспитательном училище при Академии».
Среди его работ 1790-х гг. Лучшими из них являются «Вид Английской набережной» (Русский музей) и «Вид Адмиралтейства и Зимнего дворца от 1-го Кадетского корпуса» (Центральное хранилище музейных фондов пригородных дворцов Ленинграда). И. И. Барятинской, А. С. Кожухова, П. П. Свиньина и др. Любителей произведений Алексеева при Александре -м можно насчитать довольно много.
Возвратившись в Петербург, Алексеев получил в Академии Художеств место профессора перспективного пейзажного класса (в марте 1803 г. ). 52 (некролог Алексеева). В лиричных, с большой тонкостью исполненных картинах он запечатлел строгий облик Петербурга (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794, ГТГ), живописную красоту Москвы (Красная площадь с собором Василия Блаженного, 1800-02, Музей Института русской литературы АН СССР, Ленинград), поэзию повседневной городской жизни.
Самый характер размещения цветовых пятен несет в себе черты декоративности. И еще одна характерная особенность южных картин — появление стаффажа. Творческая жизнь Федора Яковлевича Алексеева (1753-1824) началась с обучения в Императорской Академии художеств в Петербурге. П. П—в.
По мере овладение мастерством пейзажной живописи Алексеев в своих произведениях все больше освобождается от принципов «перспективного», строго линеарного вида местности, распространенного в русской гравюре в то время и переходит к целостному живописному образу природы. В 1795 писал пейзажи Причерноморья и Крыма (в память о путешествии Екатерины II на юг в 1787) интересуясь в первую очередь не природой или древностями, а бурно растущими городами вроде Николаева или Херсона. Лоджия в Венеции» (Государственный Русский музей), предназначалась для Академии художеств и демонстрировала успехи, достигнутые художником в живописи архитектурных «проспектов». Среди его работ 1790-х гг.
«За годы своего пребывания в Венеции Алексеев не только не пристрастился к живописи театральных декораций, на которую его направляли, но, напротив, определился как пейзажист». «Получив начатки грамоты в Гарнизонной школе, Алексеев поступил в Академию художеств. «Большой формат картин придает им монументальность. Федор Яковлевич Алексеев – русский художник и декоратор, один из основоположников жанра городского пейзажа в российской живописи, родился в С. -Петербурге в 1753 или 1754 г. (точная дата рождения до сих пор не установлена).
Ему было поручено два ученика, «что свидетельствовало о том, что деятельности Алексеева было придано определенное направление». При всех слабостях и недостатках живописного исполнения в пейзаже есть много интересного и значительного. В 1795 году по заданию Академии, Алексеев отправился в путешествие в Малороссию и Крым, «снимать виды» городов, в которых незадолго до этого побывала императрица Екатерина II. В 1800 Алексеев уезжает в Москву— писать по заказу Павла I виды древнерусской столицы. Имп.
Марка. Зубова, гр. В качестве академического «пенсионера» жил в Венеции (1773–1777), где испытал большое влияние ведутизма (т. е. «Всматриваясь пристальнее в композиции картин второй сюиты петербургских видов, замечаешь их связь с построением «Морского пейзажа»В петербургских видах получает развитие то, что в «Морском пейзаже» только намечалось, причем в конкретном решении используются опыт и достижения московских видов. Худож.
Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. Присутствуя (с 22-го мая 1803 г. ) в совете Академии, Алексеев получил заказ написать 13 видов: 1) Московского Кремля, с каменным мостом 2) С. -Петербургской биржи (за эти две картины, поднесенные Государю, художник был награжден перстнем) 3) Московского воспитательного дома из-за Москвы-реки, с видом Кремля вдали 4) входа в храм Спаса за золотой решеткой 5) Китая-города от Николаевских ворот 6) вида от Троицких ворот из Кремля 7) Воскресенских ворот, от Тверской, с Иверскою часовнею 8) Ивана Великого и Успенского собора 9) вида на Николаевские ворота из Китая-города 10) Спасской площади с воротами и Василием Блаженным 11) Спасских ворот из Кремля 12) другого вида на каменный мост из-за Москвы-реки и 13) внутренней части Кремля с Грановитою палатою и соборами Успенским и Архангельским. Они гораздо слабее по рисунку и тяжелее, грубее по цвету. Он восхищался их тонкими, насыщенными пейзажами. В сентябре 1800 года по указу Павла первого Алексеева отправляют в Москву, «для снятия видов».
Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план его картин. Этим классом управлял профессор батальной и пейзажной живописи M. M. Орлова-Чесменского и брата его гр. Учился в Академии художеств с 1766. Завоевал успех копиями Каналетто, а также Б. Белотто, Г. Робера и Ж. Верне из собрания Эрмитажа и благодаря этому смог перейти к более самостоятельной работе. Время возвращения из этого второго путешествия Алексеева совпадает с признанием его академиком (1794 г. ).
«Сыном сторожа Академии был и Федор Яковлевич Алексеев». В лиричных, с большой тонкостью исполненных картинах он запечатлел строгий облик Петербурга (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794, ГТГ), живописную красоту Москвы (Красная площадь с собором Василия Блаженного, 1800-02, Музей Института русской литературы АН СССР, Ленинград), поэзию повседневной городской жизни. Соответственно изменяется и трехцветка планов: второй план вместо зеленого делается светло-розовым. Е. И. В. Важную роль в петербургских видах начала XIX века играют сценки из жизни городских обитателей, наполняя образы обаянием и человеческой теплотой.
слов., т. III, 214—15. Некоторое время Алексеев обучался живописи «плодов и цветов» (так в Академии назвали жанр натюрморта). Присущая его манере строгая классицистическая гармония ярче всего проявилась в образах Петербурга, написанных в прохладной, серебристой гамме и внушающих чувство спокойного и мажорного величия (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794, Третьяковская галерея, Москва и др. ).
Алексеев повторял по несколько раз свои удачные по эффекту произведения, кое в чем варьируя детали. Таким образом, Академия упорно продолжала видеть в Алексееве декоратора». Картины, написанные в этот период, принесли художнику общественное признание. Алексеев Фёдор Яковлевич (между 1753 и 1755 – 1824), русский художник. «С января 1779 года по 1786 год Алексеев состоит «живописцем при театральном училище».
Академией Художеств тоже приобретались картины Алексеева, по разным случаям, напр., при посещении прусским королем Академии (1809 г. ). Под руководством Алексеева, его ученики создали множество акварельных рисунков, запечатлевших облик «допожарной» Москвы. Он был гравирован С. Ф.
Время возвращения из этого второго путешествия Алексеева совпадает с признанием его академиком (1794 г. ). топографически-точной пейзажной манеры) Дж. А. Каналетто. Правая часть картины изображает море с лодками и двумя большими судами, распущенные паруса которых препятствуют взору погрузиться в морскую даль.