Федор Яковлевич Алексеев стал первым русским художником, который сознательно выбрал ведуту основой своей творческой деятельности. Федор Яковлевич Алексеев сумел открыть своим современникам красоту русского городской архитектуры, в окружении которой они жили, но зачастую просто не замечали. Работы Федора Яковлевича Алексеева являются не только документальными историческими памятниками, но обладают и высоким эстетическим содержанием.
Привычка писать воду, копируя венецианскиеведуты, несомненно, повлияли на выбор мотива. Он господствует в зданиях и даже в окраске облаков дает себя сильно знать. Присущая его манере строгая классицистическая гармония ярче всего проявилась в образах Петербурга, написанных в прохладной, серебристой гамме и внушающих чувство спокойного и мажорного величия (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794, Третьяковская галерея, Москва и др. ). В письме президенту Академии художеств А. С. С 1795 по 1797 год Алексеев направляется в южные районы. Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен.
Сначала он обучался «живописи плодов и цветов», то есть натюрморту, затем юношу переводят в пейзажный класс. Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. Учился в петербургской Академии художеств (1766–1773). Эти копии и принесли Алексееву известность и популярность, что позволило ему оставить работу декоратора и заняться творчеством. В 1794 г. за городские пейзажи Петербурга живописцу было присвоено звание академика, а в 1802 – звание профессора. С 1800 г. по 1802 г. художник находился в Москве, где по заказу императора Павла I писал виды столицы. С 1803 г. Федор Яковлевич Алексеев работал преподавателем пейзажного класса Императорской Академии художеств и одним из его учеников был Сильвестр Феодосиевич Щедрин. Федор Яковлевич Алексеев умер 11 ноябряРаботы первого в русской живописи мастера городского пейзажа хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее. Очень характерно и сильное потепление гаммы.
В Венеции молодой художник пробыл более трех лет. Алексеев отправился в Венецию, где в течение трех лет должен был совершенствоваться в живописи театральных декораций.
«Картина «Венеция. «За время пребывания в Москве Алексеев и его ученики под его наблюдением и руководством сделали много видов с натуры как самого города, так и его окрестностей». Зато его работы оказали заметное влияние на развитие городского пейзажа в графике.
Следует отметить картины «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794), «Вид Зимнего дворца от Петропавловской крепости» (1799) – произведения высокой живописной культуры. Высокое небо усиливает впечатление собранности предметной части изображения. «В мае 1795 года Алексеев был послан в Новороссию и в Крым писать виды мест, посещенных Екатериной второй во время ее путешествия на юг в 1787 году». В качестве академического «пенсионера» жил в Венеции (1773–1777), где испытал большое влияние ведутизма (т. е. «Лишь немногие из дошедших до нас акварелей видов Москвы исполнены самим Алексеевым.
В 1795 году по заданию Академии, Алексеев отправился в путешествие в Малороссию и Крым, «снимать виды» городов, в которых незадолго до этого побывала императрица Екатерина II.
«Морской пейзаж» написан, по всей вероятности, с натурных «чертежей» и изображает, очевидно, вид какого-то места из венецианских владений на балканском берегу Адриатического моря». Московская сюита включает виды улиц, площадей, монастырей, но более всего в ней изображений Кремля: «Вид Кремля и Каменного моста с набережной Москвы-реки», «Вид Московского Кремля». Ф. Я. Изображенные художником городские виды заселяются.
С 1803 года преподавал пейзажную живопись в Академии Художеств среди учеников – М. Н. Воробьёв. В Венеции Алексеев впервые проявил тяготение к изображению городских «ведут». Линейная перспектива возобладала над световоздушной. Руководство Академии весьма сдержанно относились к его увлечению и по возвращении художника принудили его работать декоратором при театральном училище (1779-1786 гг. ), о программах на получение академического звания Алексеев не мог и думать.
Алексеев – мастер городских видов, один из основоположников пейзажного жанра в русской живописи родился в Санкт-Петербурге в 1753 или 1754 году. В 1766- 73 гг. С 1803 года до самой смерти он возглавлял класс перспективной живописи.
В его работах словно появился шум города. После 1812 года писал преимущественно северную столицу, достигая всё более тонких световых эффектов, гармоничного единства архитектуры и окружающего пространства (виды набережных Невы, Биржи и Адмиралтейства, Казанского собора и так далее). Творческая жизнь Федора Яковлевича Алексеева (1753-1824) началась с обучения в Императорской Академии художеств в Петербурге. Мы видим в «Морском пейзаже» Алексеева и характерный для классицизма мотив эллиптического заворота берега.
Увеличение размеров приводит и к изменению характера живописи. Классицистические черты особенно заметны в самых известных его работах – видах Санкт-Петербурга и (с 1800 года) Москвы (Красная площадь с храмом Василия Блаженного, Соборная площадь Московского Кремля и многих др. ) помимо художественной значимости последние имеют историческую ценность, так как точно фиксируют облик старой столицы до пожара 1812 года. С 1803 преподавал «перспективную живопись» (пейзаж) в Академии художеств среди его учеников были Сильвестр Ф. Щедрин и М. Н. Воробьев. С раннего детства Федор увлекся рисованием. В 1800 Федор Яковлевич отправляется в Москву по заданию императора Павла I. Художник погружается в изучение старой, монументальной архитектуры древней Москвы.
По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (177986). Большинство же принадлежит работе И. Мошкова и А. Кунанина. Некоторое время обучался у Антропова, а в 1764 году поступил в Академию художеств.
По возвращении в Санкт-Петербург, работает живописцем при Театральном училище. «Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста», 1815г., первый вариант— в Русском музее, Санкт-Петербург). За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи.
Это очень наглядно проявляется уже в «Виде Биржи». Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. В его собственном творчестве искусство «черчения перспективы» для театра органично превратилось в самостоятельный пейзаж, полный света и воздуха. Воробьев. Таким образом, Академия упорно продолжала видеть в Алексееве декоратора». Начинается так называемый второй петербургский период в его творчестве. Все детали изображены весьма живо, образуя занимательные жанровые сценки.
Заказывала копии императрица Екатерина II. Надо всем этим высокое небо с немногими красивыми облаками. «Программа» – итоговая работа Алексеева до нас не дошла. Композиция организована четко и логически ясно. Это уже не миражи, легко парящие на горизонте между небом и землей.
Чего же он достиг в этой области и что получил для себя в Венеции. » Мы рассмотрим два пейзажа – это «Венеция. В картинах южного цикла («Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и др) есть некие общие черты, которые позволяют судить о движении художника от перспективы к классицистической организации холста. Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. Картины свои Алексеев писал на основе детально проработанных акварельных этюдов с натуры. Написанные Алексеевым в 1800-е – 1810-е годы картины «Соборная площадь в Московском кремле», «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» (Государственная Третьяковская галерея) и другие, уже для современников Алексеева приобрели характер исторических документов. Особенно живописцу удались картины «Соборная площадь в Московском Кремле», «Вид на Москву со стороны Каменного моста».
Все это придает картинам известное сходство с панно. Лоджия в Венеции» (Государственный Русский музей), предназначалась для Академии художеств и демонстрировала успехи, достигнутые художником в живописи архитектурных «проспектов». Алексеев – уже глава класса перспективной живописи в Академии Художеств (с 1802 г. ) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. Академия, очевидно, нуждалась в театральных декораторах». За эти работы Алексеева прозвали «русским Каналетто», а Академия признала за ним право заниматься пейзажем.
Судя по документам, это удалось ему лишь по второму прошению 1766 года. После 1812 писал исключительно новую столицу на Неве, достигая все более тонких световых эффектов (Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова, 1810-е годы, Русский музей, Петербург). Картины, написанные в этот период, принесли художнику общественное признание. Исторический музей) и, быть может, некоторые другие. Его картины ценятся очень высоко. «В Алексеевском образе Петербурга лирическая мечтательность органично соединяется с классической сдержанностью, личное интимное восприятие города неотъемлемо еще от общественного и лиризм пейзажного образа города свободен от камерности индивидуализма.
Художник обучался у таких мастеров как Д. Моретти и П. Гаспари. Был первым мастером городского пейзажа в русской живописи. Картина, получившая название «Внутренний вид двора с садом. В 1800-х гг.
Во всяком случае, он не получил того звания «назначенного», которое обычно давалось возвратившимся пенсионерам за выполненные ими за границей работы, ему не назначили и «программы» на академика. Первоначальное образование Алексеев как солдатский сын получил в гарнизонной школе. Вид набережной Скьявони» изображает канал св. В период с 1779 по 1786 год он числится живописцем при театральном училище.
Алексеев – уже глава класса перспективной живописи в АХ (с 1802 г. ) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. Большинство изображенных на них сооружений – храмы и монастыри, царские терема и триумфальные ворота – погибли во время Отечественной войны 1812 года, другие были разрушены позднее. Под руководством Алексеева, его ученики создали множество акварельных рисунков, запечатлевших облик «допожарной» Москвы. Несмотря на очевидные живописные достоинства работы, Алексееву не присудили за нее звание «назначенного» в академики. Силуэт набережной составляет единое целое с пространством ландшафта.
Алексеев 11 (23 ноября – по новому стилю) 1824 года в Петербурге. Находясь в 1800 – 1802 годах в Москве, написал с натуры две картины («Красная площадь с собором Василия Блаженного», Музей института русской литературы, Санкт-Петербург и «Вид военного госпиталя», не сохранилась) и ряд акварелей. С 1794 г. – академик пейзажной живописи.
(Ныне хранятся в Херсонском краеведческом музее, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее) Большие размеры панно свидетельствуют о том, что они предназначались для дворцовых интерьеров. В лиричных картинах запечатлел строгий облик Петербурга (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794, ГТГ), своеобразную красоту Москвы (Красная площадь с собором Василия Блаженного, 1802, ИРЛИ РАН). 1753 (4. ) – 1824 г. г. В 1773 году за программный пейзаж Федор Яковлевич получил золотую медаль.
Впрочем, уже в самих акварелях наличествует бОльшая предметность, объемность в передаче архитектуры, нежели в акварелях петербургских видов. Зато он сразу стал обучаться живописи». Изображение из панорамического остановится картинно-замкнутым.
Самый характер размещения цветовых пятен несет в себе черты декоративности. Он был гравирован С. Ф. В картинах «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1810, Государственная Третьяковская галерея), «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса» (1810-е, Государственный Русский музей) главными героями стали новые архитектурные сооружения столицы, возведенные в начале XIX века.
Первоначально он осваивал приемы создания театральных декораций, обучаясь «черчению перспективы» в мастерских венецианских художников Джузеппе Моретти и Пьетро Гаспари. В академии Алексеев выказывал большие успехи, его работы долго сохранялись как образцовые. Декоративность видна и в изображении деревьев. особенно известны "Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной" (1793) и "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794).
«С января 1779 года по 1786 год Алексеев состоит «живописцем при театральном училище». «Очевидно, еще находясь в театральном училище, Алексеев начал работу по копированию А. Каналетто, Б. Белотто, Г. Робера и Ж. Верне, которая стала его основным занятием после ухода со службы. «За годы своего пребывания в Венеции Алексеев не только не пристрастился к живописи театральных декораций, на которую его направляли, но, напротив, определился как пейзажист».
В его работах словно появился шум города.
Интересный факт того времени описывает А. А. Федоров-Давыдов: «Большинство русских художников второй половины 18 века, питомцев недавно возникшей Академии художеств, было детьми ремесленников или отставных гвардейских солдат, служивших сторожами столичных учреждений, которые имели известные протекции, помогавшие им устроить своих детей обучаться привилегированному мастерству и воспитываться за казенный счет в учрежденном в 1764 году Воспитательном училище при Академии». Параллельно, он много копировал в открывшемся Эрмитаже, в основном картины пейзажистов. Таковы «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса», «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости».
«Если принять во внимание, что пейзаж написан молодым художником, только что разочаровавшимся в своих учителях и ощупью ищущим путей пейзажной живописи, то станут понятны недостатки: слабость рисунка (особенно в фигурах), погрешности перспективы, слабость живописи, ее отличие от живописи более поздних работ Алексеева». «Сыном сторожа Академии был и Федор Яковлевич Алексеев».
Так, баталист нуждался в пейзаже, а пейзажист, – в умении рисовать жанровый стаффаж. Сын сторожа Академии наук. И когда в 1794 году Алексеев написал свой первый городской пейзаж «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» – это была работа зрелого художника. Алексеев действительно выступает здесь новатором изобразив не документально снятый вид местности, как это было принято до него, а художественно преображенную картину реальности – «архитектуру в пейзаже».
С именем Федора Алексеева в русском искусстве связан образ классического Петербурга. Лучшим получился «Вид города Бахчисарая». В картинах южного цикла есть общие черты, позволяющие судить о движении художника от перспективы к классицистической организации холста. За эту картину петербургская Академия художеств присвоила Алексееву звание академика и его отправили на юг России «для снятия видов местностей», которые в 1787 году посетила Екатерина 2. Путешествие длилось 2 года из него художник привез множество акварелей, по которым уже в Петербурге написал картины маслом: «Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и другие. И еще одна характерная особенность южных картин — появление стаффажа. По натурным зарисовкам, сделанным за время поездки, художник в течение последующих трех лет написал несколько произведений изображающих южные города, среди которых «Вид Николаева», «Вид Бахчисарая», «Площадь в Херсоне». Они гораздо слабее по рисунку и тяжелее, грубее по цвету.
Художник изобразил прекрасные виды города на Неве во многих своих картинах: «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1808), «Вид Казанского собора», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса» (1810-е). «Всматриваясь пристальнее в композиции картин второй сюиты петербургских видов, замечаешь их связь с построением «Морского пейзажа»В петербургских видах получает развитие то, что в «Морском пейзаже» только намечалось, причем в конкретном решении используются опыт и достижения московских видов. «Сложность композиций второй сюиты петербургских видов дает, таким образом, Алексееву возможность сочетать общее и частное также в смысле соединения пейзажа города с повествованием об его архитектуре и быте». По возвращении в Петербург первоначально служил декоратором при театральном училище (1779–1786). Художник побывал в Николаеве, Херсоне, посетил древний Бахчисарай.
В 1800-х гг. Копии Алексеева имели невероятный успех и дали ему возможность писать собственные пейзажи. Ф. Алексеев сразу в 1767 году числится в этом классе учеником третьего возраста».
Отсюда – желание Якова Алексеева отдать сына в недавно основанную Академию художеств. В 1800-е годы Алексеев вновь обратился к изображению своего родного города, Петербурга. Виды Петербурга явились рубежом в творчестве пейзажиста. Среди его учеников были впоследствии известные русские художники С. Щедрин и М. Воробьев. В пейзажах Алексеева выразилось понимание города уже не как совокупности прекрасных дворцов, а как столицы могущественного государства, как «Северной Пальмиры».
Сильно отличаясь от петербургских видов, картины с изображением городов Новороссии и Крыма знаменуют новый этап в развитии творчества Алексеева». Галактионовым, украшал многие иллюстрированные издания и даже фарфоровые изделия того времени. И еще одна характерная особенность южных картин состоит в появлении стаффажа. Последние годы жизни Алексеева были омрачены тяжелыми недугами – «Расслаблением от старости и параличной болезни». Он сразу же покоряет и пленяет зрителя. В следующем, 1794 году Алексеев последовательно получает «назначенного» за «Внутренность двора с садом», а затем в октябре – академика «живописи перспективной» по картине, представляющей «Вид города Санкт-Петербурга по реке Неве». Лучшими из них являются «Вид Английской набережной» (Русский музей) и «Вид Адмиралтейства и Зимнего дворца от 1-го Кадетского корпуса» (Центральное хранилище музейных фондов пригородных дворцов Ленинграда).
В 1800 году, по повелению императора Павла I, Алексеев прибыл в Москву, «для снятия разных видов». В манере письма того полотна и в вытянутых фигурках с маленькими головами есть черты сходства с так называемыми «махаевскими» видами Петербурга. Основное внимание в картине отведено изображению водной глади Невы, скользящим по ней лодкам и высокому летнему небу с плывущими облаками. В том же 1794 году художник написал «Вид Дворцовой набережной от Летнего сада до Мраморного дворца». «То, что искал Алексеев в южных видах – определенность («отчетливость» – по терминологии эпохи) изображения архитектуры и передача облика города преимущественно посредством показа этой архитектуры, – развертывается в следующем цикле его картин, посвященных изображению Москвы». Композиция организована четко и логически ясно.
Последующий период творчества художника главным образом связан с Петербургом. Его отец работал сторожем в Академии наук. Огромный вклад в развитие пейзажного жанра Алексеев внес как педагог. В 1800 Алексеев уезжает в Москву— писать по заказу Павла I виды древнерусской столицы. Один из основателей жанра городского пейзажа (ведуты) в русской живописи, Алексеев обычно писал картины на основе детально проработанных акварельных этюдов с натуры, сочетая документальную точность с поэтическим обобщением и образной цельностью. Перед нами прочные строения из камня, населенные многими людьми.
Он восхищался их тонкими, насыщенными пейзажами. Такие перекомпановки и добавления в порядке «сочинения» композиции по зарисовке с натуры были характерны для живописи того времени. В 1800 году появились еще две значительные работы: акварель «Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки» и созданная на ее основе живописная композиция.
Сын сторожа при Академии художеств. Находясь в 1800—1802 в Москве, написал с натуры две картины («Красная площадь с собором Василия Блаженного», Музей института русской литературы АН СССР, Ленинград и «Вид военного госпиталя», не сохранилась) и ряд акварелей. топографически-точной пейзажной манеры) Дж. А. Каналетто. Этим молодой художник навлекает на себя недовольство академического начальства. Русский художник Федор Яковлевич Алексеев родился в Петербурге. Наиболее значимые работы «московского цикла» хранятся в Третьяковской галерее («Красная площадь в Москве», 1801 «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве», 1811) и в Государственном Историческом музее («Вид в Кремле у Спасских ворот», 1800-е гг. Примечательно, что изысканность колорита у Алексеева не всегда являлась результатом применения многослойных лессировок.
«Копии эти имели успех и, вероятно, впервые принесли Алексееву наименование «российского Каналетто», неверно распространенное впоследствии на него и как на изобразителя Петербурга. Они принесли художнику славу «российского Каналетто» и долгожданную возможность перейти к писанию оригинальных пейзажей. В 1794 году Федор Яковлевич удостаивается звания академика за картину «Вид Петербурга по Неве-реке».
На берегу видны лодки, строения и множество человеческих фигур. Умер Ф. Я. Переливчатость голубовато-серой гаммы тонов создает эффект прозрачности и глубины воздушной и водной стихии, в которую словно погружены здания.
Он праздничен без пышности и возвышен без выспренней патетики. Вид набережной Скьявони», подписанный художником и датированный 1775 годом и «Морской пейзаж» (собрание Н. А. Арнинг), который можно отнести к концу пребывания Алексеевым в Венеции. Это увлечение Алексеева вызвало большое недовольство Совета Академии.
Ему было поручено два ученика, «что свидетельствовало о том, что деятельности Алексеева было придано определенное направление». В тот же год его отправляют в Москву «для снятия видов», где он провел полтора года и привез «полную портфель акварелей, собственноручных и выполненных учениками».
По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86). Все дело было в потребных в данный момент специальностях. Архитектурный «проспект» превратился в изображение городской среды, полной шума и движения.
Исполняя заказ, Алексеев применил полученные в Венеции навыки декоратора. Среди его учеников – М. Н. Работал также как акварелист, рисовальщик и театральный художник. Родился в Петербурге в семье сторожа Академии наук.
Ф. Я. Алексеев – первый в русской живописи мастер городского пейзажа. Рисунки вошли в так называемый «портфель» московских видов, ставший основой для создания живописных произведений. В 1803 году Алексеев преподает в Академии художеств. Фигурки изображены очень живо, образуя занимательные жанровые сценки.
В это время художник создает свои самые известные картины: «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости», «Вид Казанского собора», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную со стороны Васильевского острова». Архитектура передана не издали, как это было в ранних картинах, а изнутри, как бы «входя» на улицы и площади городов. Художник с гордостью отмечал, что императрица «находила великое удовольствие смотреть труды мои и всегда награжден был». Так появляются пейзажи южных городов – Николаева, Херсона, Бахчисарая.
С 1803 г. – преподаватель перспективной живописи в Академии художеств. Одновременно он совершенствовал свое мастерство, копируя полотна итальянских пейзажистов, хранящиеся в Эрмитаже. Благодаря этому художнику городской пейзаж сформировался как самостоятельный жанр.
«Наиболее ранним из известных нам видов Петербурга исполненных Алексеевым, является «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (1793). В сентябре 1800 года по указу Павла первого Алексеева отправляют в Москву, «для снятия видов». Федор Яковлевич Алексеев (1753/1754-1824) родился в Петербурге. В 1764 г. по прошению отца, работавшего сторожем в Императорской Академии художеств, Федор был принят учеником в класс орнаментальной скульптуры.
В 1800-1801 годах аналогичное задание Алексеев выполняет в Москве. Свой дар живописца Алексеев сумел проявить в копии исполненной в 1776 году с произведения Каналетто «Архитектурная фантазия». Одним из самых ярких художественных образов Москвы, созданных Алексеевым, стал «Вид Московского кремля и Каменного моста» (Государственный Исторический музей). Работы этих художников находились в собрании императорского Эрмитажа. Среди его работ 1790-х гг.
«Хотя Алексеев окончил Академию как пейзажист, Совет Академии в июне 1773 года назначил его сверхкомплектным пенсионером в Венецию сроком на три года для изучения живописи театральных декораций». За рекой ряд дворцов, отражающихся в воде и словно любующихся собой. «В двух прекрасных парных картинах перед нами предстает целостный, удивительно гармоничный и обаятельный образ города исполненного большого внутреннего содержания и типичности. В 1810 годы Алексеев возвращается к изображению Петербурга. Наиболее значимые работы «московского цикла» хранятся в Третьяковской галерее («Красная площадь в Москве», 1801 «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве», 1811) и в Государственном Историческом музее («Вид в Кремле у Спасских ворот», 1800-е г. г. Хаккерта – «Вид Катании и Этны» и «Вид Липари и Стромболи».
Эта работа принесла Алексееву множество заказов от знатных вельмож и членов императорской семьи. Марка. учился в АХ, сначала в классе «живописи цветов и плодов», затем в пейзажном.
Картина «Красная площадь в Москве» (1801, Государственная Третьяковская галерея) стала наиболее известным полотном кисти мастера. И художник выполнил превосходную копию с картины Каналетто «Архитектурная фантазия. В изображении московской архитектуры («Соборная площадь в Кремле с Гранатовой палатой» 1800г, «Красная площадь в Москве» 1801г, «Парад в Московском Кремле. Соборная площадь» 1810, «Вид на Воскресенские и Никольские ворота от Тверской улицы» 1811 и др. ) художник допустил масштабные просчеты и искажения. По мере овладение мастерством пейзажной живописи Алексеев в своих произведениях все больше освобождается от принципов «перспективного», строго линеарного вида местности, распространенного в русской гравюре в то время и переходит к целостному живописному образу природы. «Получив начатки грамоты в Гарнизонной школе, Алексеев поступил в Академию художеств. АЛЕКСЕЕВ, ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ (1753 или 1754–1824), русский художник, основоположник городского пейзажа в русской живописи нового времени.
«Таковы его «Вид г. Николаева» (Третьяковская галерея и Русским музей) и «Вид площади в Херсоне» (музей в Херсоне) с их площадями и гаванью. «Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста», 1815, первый вариант – в Русском музее, Санкт-Петербург). Эти мастера являлись представителями уходящего стиля барокко и создавали архитектурные композиции, в которых соседствовали фантастические сооружения разных эпох.
В 1793 году Алексеев написал «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (Государственный музей-усадьба «Архангельское»), а через год исполнил парный к нему «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (Государственная Третьяковская галерея). Марка в Венеции. Летом 1794 года Алексеев получил звание «назначенного» в академики за написанную в Венеции копию с картины Каналетто, а спустя несколько месяцев, был удостоен звания академика перспективной живописи за «Вид города Санкт-Петербурга по Неве-реке».
«Большой формат картин придает им монументальность. В 1820-1230-х годах появилось много таких пейзажей, выполненных в технике литографии. Алексеев Ф. Я. положил начало изображению в русском искусстве города в живописи. Таковы «Спасские ворота Кремля», «Вид на Страстную площадь с домом Козицкой» (Музей Института русской литературы), «Вид на Каменный мост со стороны Москва-реки (Гос. Так, он обстоятельно выписывает не только архитектуру дома с балконом (Вид Адмиралтейства и Зимнего дворца») на первом плане, но и Адмиралтейства на втором плане вдали справа, тщательно передавая все его сложные скульптурные украшения. Некоторое время Алексеев обучался живописи «плодов и цветов» (так в Академии назвали жанр натюрморта).
Воробьев, возглавивший после смерти учителя отечественную пейзажную школу. С 1800 (сперва по заданию Павла I) создавал и московские ведуты, отмеченные той же четкостью архитектурных ракурсов, но более теплые по колориту из этих вещей до нас дошла Красная площадь с собором Василия Блаженного (1800–1802, Музей Института русской литературы Академии наук, Петербург), а также ряд акварелей. Одним из лучших учеников Алексеева стал М. Н. «Пейзажная программа Алексееву была дана в сентябре 1772 года, а в мае 1773 года он получил за нее Вторую золотую медаль». Таков даже «Вид Бахчисарая» (Русский музей), в котором изображена площадь с фонтаном и лишь на третьем плане, как фон, видны Крымские горы».
Пиранези. Художник избрал точку зрения, которую современники назвали «счастливой». В 1795 писал пейзажи Причерноморья и Крыма (в память о путешествии Екатерины II на юг в 1787) интересуясь в первую очередь не природой или древностями, а бурно растущими городами вроде Николаева или Херсона.
Учился в Академии художеств с 1766. В 1773 г. за. Алексеев не на словах, а на деле утверждал, что он хочет быть именно пейзажистом».
Копии Алексеева, творчески воспроизводящие саму живописную систему оригиналов имели невероятный успех.