Федор Яковлевич Алексеев сумел открыть своим современникам красоту русского городской архитектуры, в окружении которой они жили, но зачастую просто не замечали. Федор Яковлевич Алексеев стал первым русским художником, который сознательно выбрал ведуту основой своей творческой деятельности. Работы Федора Яковлевича Алексеева являются не только документальными историческими памятниками, но обладают и высоким эстетическим содержанием. Федор Алексеев родился в простой семье, отец его был сторожем и работал в Академии наук, которая в то время была художественным центром.
Но вот первым мастером городского пейзажа в России был Федор Яковлевич Алексеев. Федор Алексеев умер 23 ноября 1824 года в такой бедности, что Академии художеств пришлось выдать его вдове деньги на погребение.
В Венеции Алексеев впервые проявил тяготение к изображению городских «ведут». 11-го ноября 1824 г., в С. -Петербурге. В лиричных картинах запечатлел строгий облик Петербурга (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794, ГТГ), своеобразную красоту Москвы (Красная площадь с собором Василия Блаженного, 1802, ИРЛИ РАН). Е. И. В.
С 1800 (сперва по заданию Павла I) создавал и московские ведуты, отмеченные той же четкостью архитектурных ракурсов, но более теплые по колориту из этих вещей до нас дошла Красная площадь с собором Василия Блаженного (1800–1802, Музей Института русской литературы Академии наук, Петербург), а также ряд акварелей. Покупались картины Алексеева также в Англию и в Северную Америку. Следует отметить картины «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794), «Вид Зимнего дворца от Петропавловской крепости» (1799) – произведения высокой живописной культуры. В 1800-е годы Алексеев вновь обратился к изображению своего родного города, Петербурга. Этим классом управлял профессор батальной и пейзажной живописи M. M. В залах Эрмитажа он находил пейзажи великих мастеров Канале, Беллотто, Роббера и Берне и копировал их. Он восхищался их тонкими, насыщенными пейзажами.
в 1753 г., ум. Акад. Присутствуя (с 22-го мая 1803 г. ) в совете Академии, Алексеев получил заказ написать 13 видов: 1) Московского Кремля, с каменным мостом 2) С. -Петербургской биржи (за эти две картины, поднесенные Государю, художник был награжден перстнем) 3) Московского воспитательного дома из-за Москвы-реки, с видом Кремля вдали 4) входа в храм Спаса за золотой решеткой 5) Китая-города от Николаевских ворот 6) вида от Троицких ворот из Кремля 7) Воскресенских ворот, от Тверской, с Иверскою часовнею 8) Ивана Великого и Успенского собора 9) вида на Николаевские ворота из Китая-города 10) Спасской площади с воротами и Василием Блаженным 11) Спасских ворот из Кремля 12) другого вида на каменный мост из-за Москвы-реки и 13) внутренней части Кремля с Грановитою палатою и соборами Успенским и Архангельским. Вмосковских работах 1810-хгг.
В 1795 году по заданию Академии, Алексеев отправился в путешествие в Малороссию и Крым, «снимать виды» городов, в которых незадолго до этого побывала императрица Екатерина II. слов., т. III, 214—15. Ф. Я. Работы этих художников находились в собрании императорского Эрмитажа. А. принадлежит к школе перспективистов.
особенно известны "Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной" (1793) и "Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости" (1794). За эти работы Алексеева прозвали «русским Каналетто», а Академия признала за ним право заниматься пейзажем. В 1800-х гг. А. С. Строганова, гр. С 1803 года до самой смерти он возглавлял класс перспективной живописи.
Этим классом управлял профессор батальной и пейзажной живописи M. M. литейного двора Алексеев получил от Императора Павла денежные награды и чин 8-го класса. Владимира, гр. В качестве академического «пенсионера» жил в Венеции (1773–1777), где испытал большое влияние ведутизма (т. е. В картинах «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1810, Государственная Третьяковская галерея), «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого Кадетского корпуса» (1810-е, Государственный Русский музей) главными героями стали новые архитектурные сооружения столицы, возведенные в начале XIX века. Копии Алексеева, творчески воспроизводящие саму живописную систему оригиналов имели невероятный успех.
Исполняя заказ, Алексеев применил полученные в Венеции навыки декоратора. литейного двора Алексеев получил от Императора Павла денежные награды и чин 8-го класса. в 1753 г., ум. Значительно уменьшая размеры и масштаб повторений, Алексеев создавал камерные по характеру произведения, отличающиеся самостоятельным цветовым решением.
Особенно живописцу удались картины «Соборная площадь в Московском Кремле», «Вид на Москву со стороны Каменного моста». Свой дар живописца Алексеев сумел проявить в копии исполненной в 1776 году с произведения Каналетто «Архитектурная фантазия». Пробыв там год, Алексеев нарисовал множество хорошо прорисованных акварельных этюдов из которых в Петербурге родились законченные пейзажи московских монастырей, улиц, Кремля, городских предместий. Был первым мастером городского пейзажа в русской живописи.
В 1794 году Федор Яковлевич удостаивается звания академика за картину «Вид Петербурга по Неве-реке». По мере овладение мастерством пейзажной живописи Алексеев в своих произведениях все больше освобождается от принципов «перспективного», строго линеарного вида местности, распространенного в русской гравюре в то время и переходит к целостному живописному образу природы. Некоторое время Алексеев обучался живописи «плодов и цветов» (так в Академии назвали жанр натюрморта). Время возвращения из этого второго путешествия Алексеева совпадает с признанием его академиком (1794 г. ). 1824 г., ч. 20, стр. П. П—в. Художник изобразил прекрасные виды города на Неве во многих своих картинах: «Вид на Биржу и Адмиралтейство от Петропавловской крепости» (1808), «Вид Казанского собора», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса» (1810-е).
Находясь в 1800—1802 в Москве, написал с натуры две картины («Красная площадь с собором Василия Блаженного», Музей института русской литературы АН СССР, Ленинград и «Вид военного госпиталя», не сохранилась) и ряд акварелей. За эти картины Алексеев получает в 1794 г. звание академика перспективной живописи. Время возвращения из этого второго путешествия Алексеева совпадает с признанием его академиком (1794 г. ). Все детали изображены весьма живо, образуя занимательные жанровые сценки.
Огромный вклад в развитие пейзажного жанра Алексеев внес как педагог. Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план полотен. Покупались картины Алексеева также в Англию и в Северную Америку.
Любителей произведений Алексеева при Александре -м можно насчитать довольно много. Хаккерта – «Вид Катании и Этны» и «Вид Липари и Стромболи». Любителей произведений Алексеева при Александре -м можно насчитать довольно много. Идеальное и реальное находятся здесь в полном равновесии. В 1803 году Алексеев преподает в Академии художеств.
По возвращении на родину Алексеева встретили весьма сдержанно, ему не только не предложили никакой программы на получение академического звания, но и принудили работать декоратором при театральном училище (1779-86). Он был гравирован С. Ф. Произведения Алексеева охотно раскупались. Возвратившись в Петербург, Алексеев получил в Академии Художеств место профессора перспективного пейзажного класса (в марте 1803 г. ).
Картина «Красная площадь в Москве» (1801, Государственная Третьяковская галерея) стала наиболее известным полотном кисти мастера. За два эскиза, с разных пунктов, Михайловского замка и за вид спб. Творческая жизнь Федора Яковлевича Алексеева (1753-1824) началась с обучения в Императорской Академии художеств в Петербурге.
11-го ноября 1824 г., в С. -Петербурге. По натурным зарисовкам, сделанным за время поездки, художник в течение последующих трех лет написал несколько произведений изображающих южные города, среди которых «Вид Николаева», «Вид Бахчисарая», «Площадь в Херсоне». Композиция организована четко и логически ясно. Копии Алексеева имели невероятный успех и дали ему возможность писать собственные пейзажи. В 1773 году за программный пейзаж Федор Яковлевич получил золотую медаль.
Это было отправление художника во главе экспедиции, членами которой были археологи, этнографы, рисовальщики и ученики Алексеева, — в средние губернии Европейской России, с целью снять с натуры и передать в картинах и рисунках все местности, замечательные в отношениях историческом и археологическом, равно как и вообще живописные. С 1803 преподавал «перспективную живопись» (пейзаж) в Академии художеств среди его учеников были Сильвестр Ф. Щедрин и М. Н. Воробьев. Акад. Академией Художеств тоже приобретались картины Алексеева, по разным случаям, напр., при посещении прусским королем Академии (1809 г. ).
топографически-точной пейзажной манеры) Дж. А. Каналетто. Художник с гордостью отмечал, что императрица «находила великое удовольствие смотреть труды мои и всегда награжден был». В письме президенту Академии художеств А. С.
После 1812 писал исключительно новую столицу на Неве, достигая все более тонких световых эффектов (Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова, 1810-е годы, Русский музей, Петербург). 52 (некролог Алексеева). Летом 1794 года Алексеев получил звание «назначенного» в академики за написанную в Венеции копию с картины Каналетто, а спустя несколько месяцев, был удостоен звания академика перспективной живописи за «Вид города Санкт-Петербурга по Неве-реке». Художеств, т. I—II. Последующий период творчества художника главным образом связан с Петербургом. Первоначальное образование Алексеев как солдатский сын получил в гарнизонной школе.
Одним из самых ярких художественных образов Москвы, созданных Алексеевым, стал «Вид Московского кремля и Каменного моста» (Государственный Исторический музей). и Кабин. Имп. Кроме вознаграждения за труд и расходов на поездку, художник получил из Кабинета перстень. Федор Яковлевич Алексеев (1753/1754-1824) родился в Петербурге. В 1764 г. по прошению отца, работавшего сторожем в Императорской Академии художеств, Федор был принят учеником в класс орнаментальной скульптуры.
— Отеч. И еще одна характерная особенность южных картин — появление стаффажа. В 1800 году, по повелению императора Павла I, Алексеев прибыл в Москву, «для снятия разных видов». Учился в петербургской Академии художеств (1766–1773).
Его блестящие пейзажи, вроде Вид дворцовой набережной (1790, Третьяков, гал. ), Вид Биржи и Адмиралтейства (1810, Третьяков, гал. ), Вид Московского Кремля (1810) — заслужили ему почетное прозвание русского Каналетто. Среди его учеников – М. Н. Родился в Петербурге в семье сторожа Академии наук.
Вместе с тем, Алексеев от Павла получил поручение, выполнить которое, однако, не удалось. В его собственном творчестве искусство «черчения перспективы» для театра органично превратилось в самостоятельный пейзаж, полный света и воздуха. Плюшара. Рисунки вошли в так называемый «портфель» московских видов, ставший основой для создания живописных произведений.
Половцов Алексеев, Федор Яковлевич (1753—1824) — русский художник сын сторожа при Академии наук. Воробьев, возглавивший после смерти учителя отечественную пейзажную школу. В Венеции молодой художник пробыл более трех лет. Возвратившись в Петербург, Алексеев получил в Академии Художеств место профессора перспективного пейзажного класса (в марте 1803 г. ). Заказывала копии императрица Екатерина II. Воробьев.
За два эскиза, с разных пунктов, Михайловского замка и за вид спб. Алексеев 11 (23 ноября – по новому стилю) 1824 года в Петербурге. Умер Ф. Я.
«Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста», 1815г., первый вариант— в Русском музее, Санкт-Петербург). Кроме вознаграждения за труд и расходов на поездку, художник получил из Кабинета перстень. Руководство Академии весьма сдержанно относились к его увлечению и по возвращении художника принудили его работать декоратором при театральном училище (1779-1786 гг. ), о программах на получение академического звания Алексеев не мог и думать. Виды Северной столицы начала 1790-х годов складываются в единую панораму Дворцовой набережной от Летнего сада до старого здания Адмиралтейства. Его отец был сторожем в Академии и по его ходатайству молодого человека приняли на обучение в 1766 г. сначала он обучался в натюрмортном классе, а затем в пейзажном.
Пиранези. Алексеев Фёдор Яковлевич (1753 или 1754, Петербург151 1824, там же), художник, сценограф первый мастер русского городского пейзажа. для ист. В 1800-1801 годах аналогичное задание Алексеев выполняет в Москве.
По возвращении в Петербург первоначально служил декоратором при театральном училище (1779–1786). Произведения Алексеева охотно раскупались. Художник избрал точку зрения, которую современники назвали «счастливой». Присутствуя (с 22-го мая 1803 г. ) в совете Академии, Алексеев получил заказ написать 13 видов: 1) Московского Кремля, с каменным мостом 2) С. -Петербургской биржи (за эти две картины, поднесенные Государю, художник был награжден перстнем) 3) Московского воспитательного дома из-за Москвы-реки, с видом Кремля вдали 4) входа в храм Спаса за золотой решеткой 5) Китая-города от Николаевских ворот 6) вида от Троицких ворот из Кремля 7) Воскресенских ворот, от Тверской, с Иверскою часовнею 8) Ивана Великого и Успенского собора 9) вида на Николаевские ворота из Китая-города 10) Спасской площади с воротами и Василием Блаженным 11) Спасских ворот из Кремля 12) другого вида на каменный мост из-за Москвы-реки и 13) внутренней части Кремля с Грановитою палатою и соборами Успенским и Архангельским. Некоторое время обучался у Антропова, а в 1764 году поступил в Академию художеств. По возвращении в конце 1777 в Петербург работал помощником декоратора императорских театров (с1779), преподавал в театральном училище (с1786) и в Академии художеств (с1803).
из кабинета Его Величества, производившихся ему с 1800 г., кроме платы за те картины, которые угодно было Государю оставлять для себя. Присущая его манере строгая классицистическая гармония ярче всего проявилась в образах Петербурга, написанных в прохладной, серебристой гамме и внушающих чувство спокойного и мажорного величия (Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости, 1794, Третьяковская галерея, Москва и др. ). Учился в петербургской Академии художеств (176615173), куда был принят по прошению своего отца, отставного солдата и сторожа в Академии наук послан в Венецию для обучения театрально-декорационной живописи. И. И. Барятинской, А. С. Кожухова, П. П. Свиньина и др.
Замечена была в Алексееве и наклонность к живописи цветов. Академией Художеств тоже приобретались картины Алексеева, по разным случаям, напр., при посещении прусским королем Академии (1809 г. ). Зубова, гр. АЛЕКСЕЕВ, ФЕДОР ЯКОВЛЕВИЧ (1753 или 1754–1824), русский художник, основоположник городского пейзажа в русской живописи нового времени.
Алексеев – уже глава класса перспективной живописи в Академии Художеств (с 1802 г. ) вновь вернулся к любимой им теме Петербурга. Безбородко, кн. Это увлечение Алексеева вызвало большое недовольство Совета Академии. сумел добиться почти полного слияния в пейзажном целом архитектуры, пространства и стаффажа, открыв путь бытовому жанру в русской живописи («Вид внутри Кремля со Спасской башней», около 1810 «Вид на Воскресенские и Никольские ворота от Тверской улицы», 1811). Лоджия в Венеции» (Государственный Русский музей), предназначалась для Академии художеств и демонстрировала успехи, достигнутые художником в живописи архитектурных «проспектов».
В картинах южного цикла («Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и др) есть некие общие черты, которые позволяют судить о движении художника от перспективы к классицистической организации холста. Среди его учеников были впоследствии известные русские художники С. Щедрин и М. Воробьев. Эти копии и принесли Алексееву известность и популярность, что позволило ему оставить работу декоратора и заняться творчеством. В 1794 г. за городские пейзажи Петербурга живописцу было присвоено звание академика, а в 1802 – звание профессора. С 1800 г. по 1802 г. художник находился в Москве, где по заказу императора Павла I писал виды столицы. С 1803 г. Федор Яковлевич Алексеев работал преподавателем пейзажного класса Императорской Академии художеств и одним из его учеников был Сильвестр Феодосиевич Щедрин. Федор Яковлевич Алексеев умер 11 ноябряРаботы первого в русской живописи мастера городского пейзажа хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее. Русский художник Федор Яковлевич Алексеев родился в Петербурге. Безбородко, кн.
Виды Петербурга явились рубежом в творчестве пейзажиста. В его работах словно появился шум города. Сын сторожа при Академии художеств. — Энциклоп. Картина, получившая название «Внутренний вид двора с садом. — Н. П. Собко, Словарь русских художников, т. I, в. 1, стр.
Сын отставного солдата, сторожа при Академии Наук, Алексеев обучался сперва в гарнизонной школе, а в 1764 г., поступил в закрытое училище при Академии Художеств и в течение курса, продолжавшегося тогда 9 лет, выказал особенную наклонность к перспективной живописи, так что его посылали брать уроки декоративного искусства у специалиста, вне Академии. В период с 1779 по 1786 год он числится живописцем при театральном училище. Всерии живописных работ, выполненных по акварельным зарисовкам, создал яркий, целостный и многогранный образ Москвы, найдя соответствующие изобразительные приёмы151 «интерьерную» организацию пространства, свойственную московской городской среде, соединение жанровых сцен с пейзажем («Красная площадь в Москве», 1801 «Вид Кремля и Каменного моста с набережной Москвы-реки», 1802, обе151 с повторениями и др. ).
Зубова, гр. С 1794 г. – академик пейзажной живописи.
Его отец работал сторожем в Академии наук. Дела арх. Архитектурный «проспект» превратился в изображение городской среды, полной шума и движения. лекс. «Вид на Московский Кремль со стороны Каменного моста», 1815, первый вариант— в Русском музее, Санкт-Петербург).
— Сборник матер. С раннего детства Федор увлекся рисованием. В нескольких экземплярах произведения кисти Алексеева были: у гр. Так появляются пейзажи южных городов – Николаева, Херсона, Бахчисарая.
В 1795 писал пейзажи Причерноморья и Крыма (в память о путешествии Екатерины II на юг в 1787) интересуясь в первую очередь не природой или древностями, а бурно растущими городами вроде Николаева или Херсона. Работал также как акварелист, рисовальщик и театральный художник. Под руководством Алексеева, его ученики создали множество акварельных рисунков, запечатлевших облик «допожарной» Москвы. Художник побывал в Николаеве, Херсоне, посетил древний Бахчисарай.
Имп. — Энциклоп. Алексеев создает возвышенный, отлитый в совершенную форму (в соответствии с законами классицизма) и одновременно живой образ большого, величественного индивидуального в своей красоте города, в котором человек чувствует себя как житель золотого века. Владимира, гр.
Написанные Алексеевым в 1800-е – 1810-е годы картины «Соборная площадь в Московском кремле», «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве» (Государственная Третьяковская галерея) и другие, уже для современников Алексеева приобрели характер исторических документов. С 1795 по 1797 год Алексеев направляется в южные районы. Орлова-Чесменского и брата его гр. В 1773 г. Алексеев, получив за пейзажную живопись 2-ю золотую медаль, был послан, для усовершенствования, на три года за границу, в Венецию, славившуюся в ту пору своими перспективными мастерами.
Одним из лучших учеников Алексеева стал М. Н. Орлова-Чесменского и брата его гр. Москва привлекла пейзажиста средневековыми сооружениями, непривычными для жителя Петербурга. Несмотря на очевидные живописные достоинства работы, Алексееву не присудили за нее звание «назначенного» в академики. В нескольких экземплярах произведения кисти Алексеева были: у гр.
Зап. Вместе с тем, Алексеев от Павла получил поручение, выполнить которое, однако, не удалось. Наиболее значимые работы «московского цикла» хранятся в Третьяковской галерее («Красная площадь в Москве», 1801 «Вид на Воскресенские и Никольские ворота и Неглинный мост от Тверской улицы в Москве», 1811) и в Государственном Историческом музее («Вид в Кремле у Спасских ворот», 1800-е г. г. Картины, написанные в этот период, принесли художнику общественное признание. знаменитый перспективный художник и декоратор, род.
А. С. Строганова, гр. И. И. Барятинской, А. С. Кожухова, П. П. Свиньина и др. — знаменитый перспективный художник и декоратор, род. С 1803 г. – преподаватель перспективной живописи в Академии художеств. Первоначально он осваивал приемы создания театральных декораций, обучаясь «черчению перспективы» в мастерских венецианских художников Джузеппе Моретти и Пьетро Гаспари.
Среди его работ 1790-х гг. В 1800 Алексеев уезжает в Москву— писать по заказу Павла I виды древнерусской столицы. Картины свои Алексеев писал на основе детально проработанных акварельных этюдов с натуры. В 1793 году Алексеев написал «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной» (Государственный музей-усадьба «Архангельское»), а через год исполнил парный к нему «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (Государственная Третьяковская галерея). Худож.
Замечена была в Алексееве и наклонность к живописи цветов. Силуэт набережной составляет единое целое с пространством ландшафта. Иванов Алексеев же с учениками своими, Мошковым и Кунавиным, все светлое в году время проводили в писании видов по сделанным в Москве эскизам, получая академическое содержание с квартирой и 1200 руб. 112—119. (Ныне хранятся в Херсонском краеведческом музее, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее) Большие размеры панно свидетельствуют о том, что они предназначались для дворцовых интерьеров.