Jules Hardouin-Mansart, урождённый Жюль Ардуэн 1646 – 1708) – французский зодчий, придворный архитектор Людовика XIV, внучатый племянник Франсуа Мансара, один из крупнейших представителей стиля барокко во французской архитектуре. Мансар (Mansart) Франсуа (1598-1666) французский архитектор. Мансарда Мансарда (франц. В 1665 году Кольбер дает Мансару новое поручение перестроить фамильную часовню Бурбонов в Сен Дени. Жюль Ардуэн-Мансар (фр.
Наиболее яркой личностью того периода является, без сомнения, Франсуа Мансар. По имени Мансара получила название мансарда – помещение под двускатной крышей с изломом профиля, хотя этот тип перекрытия использовался и до него (в частности, П. Леско, опиравшимся на итальянские образцы). В 1665 году Кольбер дает Мансару новое поручение перестроить фамильную часовню Бурбонов в Сен-Дени. Собор Валь-де-Грас (архитекторы Мансар, Лемерсье, Лемюэ и Ледюк)– одно из самых барочных сооружений Франции.
Наиболее яркой личностью того периода является, без сомнения, Франсуа Мансар. Франсуа Мансар (Franois Mansart или Mansard 13января 1598 (15980113), Париж— 23 сентября 1666, Париж)— французский архитектор XVII века. В тот же период Мансар строит в Париже отель для Филиппа Лаврильера, королевского чиновника. Среди поздних работ Мансара – выдержанные в строгих формах отель Генего-де-Брос (1653 год) и перестроенный им отель Карнавале (1660-1661 год) в Париже (ныне одно из зданий Музея истории Парижа смотри в статье Карнавале).
В 1651 году появился злобный памфлет "Мансар". Франсуа Мансар родился в январе 1598 года в Париже. Жюль Ардуэн-Мансар (фр. Jules Hardouin-Mansart, урождённый Жюль Ардуэн 1646—1708)— французский зодчий, придворный архитектор Людовика XIV, внучатый племянник Франсуа Мансара, один из крупнейших представителей стиля барокко во французской архитектуре.
Франсуа Мансар (13 января 1598, Париж – 23 сентября 1666, Париж) – французский архитектор, считается не только крупнейшим мастером элегантного и сдержанного французского барокко, но и зачинателем традиций классицизма во Франции. До Мансара даже столь значительный мастер, как С. де Брос, допускает разницу в уровне этажей разных фасадов дворца и применяет разные ордера на одном и том же этаже разных фасадов. До Мансара даже столь значительный мастер, как Саламон де Брос, допускает разницу в уровне этажей разных фасадов дворца и применяет разные ордера на одном и том же этаже разных фасадов. На творчество Мансара повлияли работы П. Леско, С. де Броса, Ф. Делорма. Великолепно и другое произведение Ф. Мансара – замок Блуа, перестроенный им из более раннего сооружения.
Франсуа Мансар родился 23 января 1598 года в Париже. Большая лестница Ф. Мансара украшена фигурками путти, сидящими над сандриками в простенках – символизирующие искусства группы выполнены Филиппом де Бюистэ согласно эскизам Ж. Саразена.
Франсуа (23. 1. 1598, Париж, — 23. 9. 1666, там же), французский архитектор. Наряду с Лемерсье крупнейшим зодчим первой половины столетия был Франсуа Мансар (1598 – 1666), построивший большое количество загородных дворцов-замков, городских особняков (отелей), а также культовых зданий. Террасы отделялись друг от друга подпорными стенками и имели свои фонтаны и гроты.
Самыми известными творениями Ардуэн-Мансара стали такие парижские достопримечательности, как Собор Дома инвалидов (1693—1706), а также комплексы площадь Побед (нач. Архитектор мог использовать изогнутые сквозные колоннады во дворе замка Блуа или вогнутые участки стен на боковых сторонах одноэтажных «террас» дворца Мезон. Династия художников сада — «классиков» Моллей — Жака, Клода, Андрэ, работавших с конца XVI в. до середины XVII в., — создала садово-парковые ансамбли Тюильри, Сен-Жермен-ен-Ле, Фонтенбло и др.
В 1651 году пам флет Мансарада (возможно, написанный политическими врагами премьерминистра Мазарини, на которого работал Мансар) обвинил его в сделках с подрядчиками изза чего Мансар лишился заказов. Увы, по причинам, от него не зависящим, масштабный проект оказался выполненным лишь частично. Дворец буквально царил над окружающей равниной, свободной от застройки. Одним из достижений Мансара была разработка нового типа лестницы. В XVII в. происходит процесс перерождения укрепленного замка в неукрепленный дворец.
Первая постройка Мансара – фасад церкви ордена фельянов в Париже (1623 год, не сохранился). в 1698г. ).
Автор планировки и застройки восьмигранной Вандомской площади (1685-1701), при строительстве которой был выработан широко распространившийся тип фасада с арками на цокольном этаже, пилястрами большого ордера, объединяющими второй и третий этажи и мансардным этажом под высокой крутой кровлей и задуманной как триумфальная, круглая в плане площадь Побед (1685-86), Собора инвалидов – огромной купольной ротонды (1680-1706) – все в Париже. Одна сторона главного корпуса обращена в парадный внутренний двор, другая – к парку. Это было П-образное в плане сооружение со рвом и позолоченной решеткой, ограждавшей парадный двор. Умер Мансар в Париже 23 сентября 1666. Помимо конька, роль такого членения исполняет и перелом крыши. Приподнятый на высоком барабане купол церкви – один из трех наиболее высоких куполов Парижа. Планировка и объемная композиция главного корпуса и флигелей с четко выделенными угловыми башнеобразными объемами, завершенными высокими пирамидальными кровлями, были близки к рассмотренному выше Люксембургскому дворцу, что свидетельствует о непреодоленных еще влияниях средневековья. Злые языки утверждали, что лучше не углубляться в её происхождение.
С восшествием на престол Людовика XIV в 1661 году клиентов становилось все меньше. Ее пролеты поднимаются вверх вдоль стен высокой, просторной и светлой лестничной клетки. Первые платежи казны, предназначенные для Нового замка истрачены в Мезоне. В XIX веке его начали называть Мезон-Лаффит, по имени нового владельца. Что касается архитектуры дворца Мезон, то, вновь, обращает на себя внимание регулярность в подходе к решению архитектурных задач.
Одним из достижений Мансара была разработка нового типа лестницы. Они также хорошо освещены из окон и верхнего фонаря. Несмотря на свои сравнительно небольшие размеры, парижская церковь ордена визитандинок (1633) представляет собой заметную веху в процессе обретения зрелости. Не оставляет владелец вниманием и сады. С 1678 года руководил работами в Версале.
Во внешнем облике сооружения барочные черты выявлены слабо, на первый план выступают не они, а общефранцузские национальные признаки – высокие крыши, дымовые стояки (трубы), люкарны, специфические французские окна и сама постановка здания на искусственно созданном островке, ограниченном рвом-каналом. Зодчий определенно мыслит свое здание как строго целостный архитектурный объем, обладающий единой внутренней структурой, зримо запечатленной в членениях фасадов. Каждый объем сооружения, как обычно, перекрыт индивидуальной кровлей. Не случайно в его замыслах черпали вдохновение многие мастера французского классицизма. В конце концов работы в Сен-Жермен заброшены. Выразительность достигается не обилием декора, а нахождением удачных пропорций (аббатства в Понт-Левуа, Редоне).
Однако общий строй архитектуры этих зданий далёк от барокко Италии. В строго упорядоченном построении интерьера уже отчетливо проявляются черты классицизма. Член Академии архитектуры (с 1675).
Королевская резиденция Версаль (рис. Второе течение садово-паркового искусства возникло из убеждения в красоте естественных форм живой природы из любви к родному пейзажу и желания сохранить его. Архитекторы, художники, скульпторы и ремесленники выполняли заказы по строительству, отделке и убранству дворцов короля. Член Королевской академии архитектуры (1675 год) с 1686 года «первый архитектор короля».
В развитии типа французского замка этого времени различимы два направления: одно – официальное, представительное (замок Ришелье), ко второму же относятся различные загородные резиденции и малые дворцы королей и родовой знати, где они искали уюта и отдыха от придворной жизни (Версаль, Мезон, Фонтенбло). Лит. : Bourget P., Cattani G., Jules Hardouin-Mansart, P., 1960 (библ., с. 173-77). Не говоря о том, что с практической точки зрения мансарда превосходит и островерхую крышу и плоскую «итальянскую» крышу, она еще вводит в облик здания дополнительное горизонтальное членение.
Лемерсье ввёл в конструкцию купола готические аркбутаны, придав им вид небольших волют. В 1630 году Франсуа Мансар ввел в практику строительства городского жилища высокую изломанную форму крыши с использованием чердака под жилье (устройство, получившее по имени автора название мансарды). Для творческой манеры Мансара было характерно беспредельное стремление к совершенству. В Орлеанском корпусе замка Блуа есть еще один признак новой стадии развития архитектуры и дизайна интерьера во Франции. Известно, какую роль в этом развитии внес переход от острых «готических» кровель к единой горизонтальной линии крыши.
Оформление интерьеров завершится ещё через три года. Перерабатывая традиции французского и отчасти итальянского ренессанса, М. закладывал основы классицизма 17 века. По бокам каждого крыла — одноэтажные пристройки. Ее пролеты поднимаются вверх вдоль стен высокой, просторной и светлой лестничной клетки. В центрической церкви Посещения Девой Марией Елисаветы (1632-1634 годы) в Париже Мансар, опираясь на архитектурный язык Высокого Возрождения и маньеризма, приблизился к формальной сдержанности классицизма.
Вестибюль и парадная лестница становятся обязательной частью отеля. Элементы его уже имеются у Буассо. Внучатый племянник и ученик Ф. Мансара. Его дед был каменщиком, а отец – плотником. Помимо конька крыши роль такого членения исполняет и перелом крыши.
Службу при дворе Людовика XIV Жюль начал с проекта по расширению дворца в Сен-Жермен-ан-Ле, затем завершил строительство Большого Трианона и первой королевской церкви Нотр-Дам (Церковь Богородицы) в Версале. В городских же условиях из-за отсутствия больших земельных площадей в монастырских зданиях начинает расти этажность (Валь-де-Грас, Порт Рояль).
В дальнейшем профессиональном становлении Мансара сказалось влияние Саломона де Броса. В развитии типа французского замка этого времени, а также позднее различимы два направления: одно — официальное «представительствующее», создававшееся в защиту идеи абсолютизма другое поднимало на щит человеческую личность. По его замыслу там высаживают тополя имитируя расстановку войск в битве при Монтебелло (фантастический титул герцога Монтебелло ему даровал император). Известно, какую роль в этом развитии играет переход от острых «готических» кровель к единой горизонтальной линии крыши.
В работах М. (замок в Блуа, перестройка 1635—38 дворец Мезон-Лаффит, 1642—50 в Париже — церковь Валь-де-Грас, 1645—46, строительство продолжил Ж. Лемерсье, отель Карнавале, перестройка 1660—61) пластическое богатство декора фасадов (с элементами Барокко) сочетается с ясностью и простотой общей объёмно-пространственной композиции, со строго регулярным построением плана. Ардуэн-Мансар привнёс в облик версальского парка благородство материалов (бронза, мрамор) и чистоту линий классицизма, создав Колоннаду, водную аллею, оранжерею, фланкированную открытыми лестницами (1681-86 годы). Это романтическое направление получило название «английского» парка, хотя оно возникло во Франции.
В отеле Карнавале он создаёт чёткую планировку помещений. Наиболее ярким примером второй группы замков является замок Мезон (1642—1646, рис. С 1678 руководил работами в Версале: королевская капелла (1689-1710), южное (1682) и северное (1685) крылья королевского дворца, парковый фасад, ряд интерьеров (совместно с Ш. Лебреном), в том числе Зеркальная галерея с залами Мира и Войны (1678-86), дворец Большой Трианон (1687). «Большой стиль» эпохи с наибольшей полнотой проявился в созданных Ардуэн-Мансаром сдержанно-величественных формах дворца Большой Трианон (1687 год). По независящим от него причинам, проект оказался выполненным лишь частично. Особенно яркими примерами новых типов замков являются Шилли-Мазарини (арх.
Архитектор прибегает к мансардному перекрытию. Помимо конька крыши роль такого членения исполняет и перелом крыши. Замок Мезон сыграл большую роль в дальнейшем развитии типа малых «интимных» дворцов, в том числе и строившихся в Версале: Фарфорового, Большого и Малого Трианонов. Но и в таком виде архитектурный образ оказался достаточно цельным.
Архитектор постоянно стремится раскрыть лестницу в свободное пространство. Перед замком от леса прокладывают длинную въездную аллею, начинающуюся Северными воротами (или Воротами короля год строительства – 1660). Структура его образов сложна.
Мансар достигает творческой зрелости в тридцатые годы. Структура его образов сложна. Прекрасный пример такой кровли – дворец Мезон-Лаффит (1642–1651). Ей не мешает даже ров, окружающий Мезон — Лаффит с трех сторон. Среди других построек Ардуэн-Мансара: замки Валь-Сен-Жермен, близ Парижа (1674-1680 годы), Кланьи, близ Версаля (1674-83 годы, не сохранился).
Карьеру архитектора Мансар начал в 1623 году. Другая ранняя работа, дворец в Баллеруа в департаменте Кальвадос, была начата в 1626 году. Все его парижские сооружения были впоследствии перестроены. В работах Мансар Франсуа (замок в Блуа, перестройка 1635—38 дворец Мезон-Лаффит, 1642—50 в Париже — церковь Валь-де-Грас, 1645—46, строительство продолжил Ж. Лемерсье, отель Карнавале, перестройка 1660—61) пластическое богатство декора фасадов (с элементами барокко) сочетается с ясностью и простотой общей объёмно-пространственной композиции, со строго регулярным построением плана.
Композиция ордера – его расположение на поверхности стены, пропорции и детали – подчиняется структуре стены, сложившейся в готической архитектуре, с ее четко выделенными вертикальными элементами несущего каркаса здания (простенками) и расположенными между ними большими оконными проемами. Достоверно известно, что именно в Мезоне Вольтер написал «Генриаду». Боковые крылья полураскрытого двора значительно укорачиваются. Но искусство барокко не получило широкого развития во всей Франции. Мансар (Mansart) Франсуа (23. 1. 1598, Париж, — 23. 9. 1666, там же), французский архитектор. К числу его выдающихся произведений нужно отнести дворец Мезон-Лаффит (1642 – 1650), возведенный недалеко от Парижа для президента парижского парламента Рене де Лангей.
МАНСАР, НИКОЛА ФРАНСУА (Mansart, Nicolas Franois) (1598–1666), выдающийся архитектор, один из основоположников французского классицизма. Карьеру самостоятельного архитектора Ардуэн-Мансар начал с проекта дворца де Кланьи для мадам де Монтеспан. Французские архитекторы проходили суровую школу практики. Засыпают ров вокруг курдонёра и уничтожают балюстрады обрамляющие его. Построил также корпуса Больших служб (1681-87 годы) и двух подковообразных конюшен, расположенных при въезде на Плас дАрм, начал строительство собора Нотр-Дам (1684-86 годы). Мансар строит роскошные конюшни на 2-м дворе. Симметричный план здания (так же, как и мансардной крыши) напоминает ранние дворцы Мансара, но уже с большим акцентом на рельефе. Внучатый племянник и ученик Ф. Мансара.
Положение Рене становится шатким, когда к власти приходит Мазарини (тот с недоверием относится к парламенту). В XVII в. во Франции парковое искусство теряет свое подчиненное значение и в нем развиваются два самостоятельных направления: «классическое» и «романтическое». Зодчий превратил дворец Мезон в центр обширного ансамбля.
Франсуа Мансар построил множество отелей, придав им уют и комфорт. в 1684 г. ) и Вандомская площадь (нач. Первые сады Версальского парка были разбиты Жаком Буассо и Жаком де Менуар. Фасады этих особняков членились поэтажными ордерами либо ордером на всю их высоту углы здания обрабатывались различной формы рустом, оконные и дверные проемы – наличниками. Сдержанность четко разделяющихся прямоугольных деталей дает ощущение изящества и гармонии.
в 1698 г. ). К важнейшим работам А. принадлежат также планировка и застройка площадей Вандомской (1685—1701) и Побед (1685—86) и Собор инвалидов (1680—1706) в Париже. Важно и то, что при всей монументальности, архитектурный образ проникнут открытостью. При Лане в Мезоне устраивают овчарни, где содержат сотни баранов-мериносов.
Более других он несёт на себе отпечаток вдохновения Мансара. Самыми известными творениями Ардуэн-Мансара стали такие парижские достопримечательности, как Собор Дома инвалидов (1693 – 1706), а также комплексы площадь Побед (нач. В работах М. (замок в Блуа, перестройка 1635—38 дворец Мезон-Лаффит, 1642—50 в Париже — церковь Валь-де-Грас, 1645—46, строительство продолжил Ж. Лемерсье, отель Карнавале, перестройка 1660—61) пластическое богатство декора фасадов (с элементами барокко) сочетается с ясностью и простотой общей объёмно-пространственной композиции, со строго регулярным построением плана. Службу при дворе Людовика XIV Жюль начал с проекта по расширению дворца в Сен-Жермен-ан-Ле, затем завершил строительство Большого Трианона и первой королевской церкви Нотр-Дам (Церковь Богородицы) в Версале.
Архитектурные концепции французского классицизма этого периода зачастую основывались на ренессансных постройках Италии, которые французы 17 века воспринимали как образцы классического искусства. Учился у С. де Броса. Дворец буквально царит над окружающей равниной, свободной от застройки. Lanchre). Пришлось приглашать кюре Мезона. В 1646 г. здание подведено под крышу.
Он любит принимать здесь друзей в более раскрепощенной, чем при дворе, обстановке. Крупным произведением Франсуа Мансара является также церковь женского монастыря Валь де Граc (1645 – 1665), построенная уже после его смерти. 11).
К крупнейшим его произведениям принадлежит собор Святого Людовика (1680-1706 годы) Дома инвалидов в Париже, увенчанный грандиозным куполом из 12 смыкающихся граней с золочёными барельефами в виде военных трофеев. Работа была замечена при дворе, что помогло молодому зодчему быстро пойти вверх. Выдающимся произведением была другая постройка Лемерсье – Павильон часов (начат в 1624 г. ), возведенный в центре западного фасада Лувра на стыке двух корпусов.
Мансар начинал с произведений «нестрогих», прихотливых и не слишком самостоятельных, таких как его первая работа – фасад церкви ордена фельянтинцевв Париже. Неприятные чувства у двора вызвал и новый дом (один из красивейших в Иль-де-Франсе). др. Зодчий превратил дворец Мезон в центр обширного ансамбля. Франсуа Мансар – один из основоположников французского классицизма 17 века.
Проект перестройки замка в Блуа со смелой пространственной композицией и использованием световых эффектов в интерьере отразил влияние барокко наряду с классицистической простотой колорита и материалов (реализован лишь корпус Гастона Орлеанского, 1635-1638 год главная лестница закончена в 1932 году). Архитектор прибегает к мансардному перекрытию. Все его парижские сооружения были впоследствии перестроены. Работа была замечена при дворе, что помогло молодому зодчему быстро пойти вверх. Это определило и ее структуру.
Широкое распространение английский парк во Франции получает в конце XVII в. (садовники Дюфранзи, Гюбер Робер и др. ). Одновременно вёл строительство королевской резиденции Марли (1679-1710 годы, не сохранилась), где павильон «короля-солнца» окружали 12 павильонов – символы знаков зодиака. До Мансара даже столь значительный мастер, как С. де Брос, допускает разницу в уровне этажей разных фасадов дворца и применяет разные ордера на одном и том же этаже разных фасадов.
Последнее рождалось по преимуществу в буржуазных кругах близкого в этот период ко двору чиновного «дворянства мантии». Философ чуть не умер в замке.
Вся же обработка фасадов в основном классицистична – применен прием поэтажного размещения ордеров и эти ордера и детали построены и прорисованы по всем правилам. Не говоря о том, что с практической точки зрения мансарда превосходит как островерхую, так и плоскую «итальянскую» крышу, она еще вводит в облик здания дополнительное горизонтальное членение. Оформление порталов, входных вестибюлей, лестниц и дизайна интерьерадворца подчеркивает «радушие» архитектуры, ее готовность принять человека, входящего в здание. Одним из достижений архитектора стала разработка нового типа лестницы. Произведения Ф. Мансара отмечены изысканным вкусом и тонким рисунком.
Это здание представляет собой лишь одну сторону блока-каре, который был задуман зодчим. Но этот несчастный случай не испортил дружбу маркиза с Вольтером. Завершил композицию дворцовых построек, архитектура которых приобрела монументальность и торжественность: реконструировал парковый фасад, Мраморный двор и павильоны министерств (1679-80 годы) возвёл южное (1682 год) и северное (1685 год) крылья дворца, Зеркальную галерею с залами Мира и Войны (1678-86 годы) и др. С 1678 руководил работами в Версале: пристроил южные (1678—81) и северные (1684—1689) крылья к королевскому дворцу, перестроил его парковый фасад и создал совместно с Ш. Лебреном ряд интерьеров, в том числе величественную Зеркальную галерею (1678—84, длина 73 м), залы Мира и Войны построил дворец Б. Трианон (1687), замок Кланьи (1676—83) и мн.
Это опала. Отсюда и выведена структура лестницы дворца Мезон. Для Мезона также характерен особый орнамент и форма полусферических куполов. В тот же период Мансар строит в Париже отель для Филиппа Лаврильера, королевского чиновника.
Другая его ранняя работа, дворец в Баллеруа в департаменте Кальвадос, начата в 1626 году. В парке, который отныне занимает свыше 300 га, разбита площадь Наполеона. Но и в таком варианте архитектурный образ оказался достаточно цельным. Все служебные помещения размещаются в цокольном этаже здания. Отсюда критическое отношение ко всему привносимому извне, в том числе и к барокко.
Замок Бальруа (1626 год) близ Байё отражает влияние крупных проектов времени Генриха IV (площадь Вогезов в Париже и другое). Мотивы итальянских вилл и парков заметны и в замке Сен-Жермен-ан-Ле (закончен в 1608 г. Луи Метезо), где от дворца, поставленного на высоком плато над Сеной, спускается уступами великолепный сад. Лемерсье, 1627, рис.
Отсюда и выведена структура лестницы дворца Мезон. В это же время Филипп де ля Врильер, королевский чиновник, заказал Мане а ру построить особняк в Париже (перестроен после смерти Мансара).
Когда в 1664 году Людовик решил закончить строительство Лувра, главный министр и главный хранитель здания, Жан Батист Кольбер, поручил Мансару спланировать восточное крыло (крыло с колоннами). Практически во всех проектах он использовал традиционную для Франции крутую крышу с изломом, создававшую возможность устройства под стропилами обитаемых помещений, которая стала зваться Мансаровой (отсюда и термин «мансарда»). В 1642 г. он становится председателем Парижского Верховного суда. Он начинал с произведений «нестрогих», прихотливых и не особенно самостоятельных, таких как его первая работа – фасад церкви ордена фельянов в Париже. Владельцы окружающих вилл в шоке.
Но искусство барокко не получило широкого развития во всей Франции. Все это хорошо видно в замке Блеранкур (1614) Саломона де Бросса, близком по плану и общему облику к замку Ришелье.
В этом отеле им была создана открытая лестничная клетка. Мезон ский дворец (теперь известный как Мезон Лаффит) в главном городе округа Эвелин уникален тем, что это единственная постройка, в которой сохранилась внутренняя отделка (главным украшением которой является величественная лестница). Но в тот же год кардинал умирает, а на следующий и король. Мансар родился в Париже 23 января 1598, учился у С. де Броса.
Пролеты ничем не поддерживаются с правой стороны и ограждены здесь только сквозной балюстрадой сложного рисунка. в 1684г. ) и Вандомская площадь (нач. Придерживаясь в городе пышного образа жизни, как того хотел император, для отдыха с женой Луизой (второй супругой, после развода с первой) и пятью детьми, Ланн и приобрёл Мезон.
Учился у С. де Броса. Здесь нет «знаковых» признаков классики вроде портиков, но объемная композиция в целом чрезвычайно рациональна, уравновешена и строга. Мансар подытожил и полностью воплотил принципы своего зрелого искусства во дворце Мезон (1642-1651). Стоит отметить, что ряд церквей, построенных по плану Иль Джезу имеют абсолютно отличный от неё архитектурный облик иначе организованные фасады (Сен-Жерве, Сен-Поль-Сен-Луи в Париже, Иезуитов в Блуа и т. д). Дворец буквально царил над окружающей равниной, свободной от застройки.
в 1698 г. ). Пожар разрушил часть дворца. Учился у С. де Броса. Тот пытается украшать Малый парк.
Даже ров, окружающий Мезон Лаффит с трех сторон, не мешает этому. Даже ров, окружающий Мезон-Лаффит с трех сторон, не мешает этому. 12) и Пон-Сюр-Сен (арх. Тот часто бывает здесь.
Мансар разработал проект (так и не осуществленный) центрального, куполообразного здания, которое позже вдохновило внука Мансара Жюля Ардуана Мансара на возведение купола собора Инвалидов. в 1684 г. ) и Вандомская площадь (нач.
Он скончался, когда Франсуа было лишь двенадцать лет. Вообще, для Франции первой половины 17 века очень характерно переплетение позднеренессансных, готических и барочных черт с чертами классицизма. Этот шедевр Мансара дает ясное представление о чертах французского классицизма 1-й половины XVII в. Замок Мезон сыграл большую роль в дальнейшем развитии типа малых «интимных» дворцов, в том числе и строившихся в Версале: Фарфорового, Большого и Малого Трианонов. По всей стране широко развертываются градостроительные работы.
Оформление порталов, входных вестибюлей и лестниц и выражает главным образом «радушие» этой архитектуры, ее готовность принять человека, входящего в здание. Композиция дворца характеризуется размещением основного и более низких служебных корпусов-флигелей вокруг большого парадного двора (курдонера). В целом, произведения Ф. Мансара отмечены изысканным вкусом и тонким рисунком. В 1635 получил от герцога Орлеанского заказ на завершение и отделку замка в Блуа, где создал знаменитую винтовую лестницу. Он собирается возглавить министерство финансов, когда разражается Фронда Принцев.
Архитектор прибег к «мансардному» перекрытию. Таким образом, в пределах архитектуры, которая никак не может считаться классицистической, сформировался определенный тип мышления, который можно назвать рационалистической образностью, выраженной посредством архитектоники. Таков, например, особняк Мазарини в Париже.
АРДУЭН-МАНСАР (Hardouin-Mansart собственно Ардуэн) Жюль (16. 4. 1646, Париж – 11. 5. 1708, Марли, близ Парижа), французский архитектор. Мансар не стесняется использовать изогнутые сквозные колоннады во дворе замка Блуа или те вогнутые участки стен, которые, казалось бы, неожиданно и без видимых причин появляются на боковых сторонах одноэтажных «террас» дворца Мезон. В течение пяти лет Рене благоразумно остаётся в стороне от двора. По этой причине воплощение его проектов обходилось в баснословные суммы. В других замках, как Куломье-ен-Бри (арх. Они заложили основы и теорию искусства регулярного «французского» сада, в чем значительна также роль Жака Буассо, первого планировщика Версальского парка. 9), возникшая в 1624 г., увеличенная в 1631 г. Лемерсье и Филибером Леруа, была в этот период небольшим охотничьим замком (по типу замка Ришелье).
Зодчий превратил дворец Мезон в центр обширного ансамбля. Схема церкви Сорбонны (архитектор Лемерсье) стала впоследствии традиционной это – основной крестообразный в плане объём, колонные портики с фронтонами на торцах ветвей креста, купол на барабане над средокрестием. Для Парижа Ардуэн-Мансар создал проекты 8-угольной Вандомской площади (1685-1701 годы) и круглой в плане площади Побед (1685-86 годы), в архитектуре которой использован мотив триумфальной арки. Сын художника Рафаэля Ардуэна (1612-. ), ученик и внучатый племянник Ф. Мансара. В творчестве А. французская архитектура эпохи абсолютизма достигла высшего расцвета: сочетая строгие формы классицизма с пространственным размахом барокко, оперируя крупным масштабом (большой ордер), А. придавал своим произведениям величавый и торжественный характер. Здесь нет «знаковых» признаков классики вроде портиков, но объемная композиция в целом чрезвычайно рациональна, уравновешена и строга. Несмотря на свои сравнительно небольшие размеры, парижская церковь ордена визитандинок (1633) представляет собой заметную веху в процессе обретения зрелости. Среди них Вольтер, которого вельможа причисляет к своим друзьям.
Но нападки не помешали Мансару работать на влиятельных людей. Работа была замечена при дворе, что помогло молодому зодчему быстро пойти вверх. Но мир стал другим благодаря деятельности независимого и неповторимого гения Франсуа Мансара.
Интимность и изысканное великолепие с таким очарованием раскрытые Мансаром в замке Мезон характеризуют старинный замок французских королей Фонтенбло, перестроенный Грасье Жасменом в начале XVI в Парк Фонтенбло с его партерами, каналами, фонтанами и богатой скульптурой возник еще в XVI в. Парк имел ряд итальянских черт (применение ракушек и полихромных материалов с отражением их в воде, создающим иллюзию коралловых рифов и драгоценных камней). Поначалу, основными его заказчиками были достаточно обеспеченные люди из окружения короля. Вновь проложенным аллеям маршал дал названия наполеоновских побед и генералов Империи.
В более поздних сооружениях они еще более сократятся и превратятся в ризалиты основного объема. Его начали называть Мезон-Лаффит в XIX веке, по имени нового владельца. Самыми известными творениями Ардуэн-Мансара стали такие парижские достопримечательности, как Собор Дома инвалидов (1693-1706), а также комплексы площадь Побед (нач.
Ардуэн-Мансар Жюль (Hardouin-Mansart собственно Ардуэн) (1646-1708), французский архитектор. Ардуэн-Мансар (Hardouin-Mansart собственно Ардуэн) Жюль (16. 4. 1646, Париж, — 11. 5. 1708, Марли, близ Версаля), французский архитектор. Они щедро освещены как из окон, так и из верхнего фонаря. Среди сооружений этого времени, обращает на себя внимание парижская церковь ордена визитандинок (1633 г. ). С 1683 года – граф де Сагонн.
С. де Бросс), Шавиньи (рис. Карьеру архитектора Мансар начал в 1623 году. 13), Росни (принадлежал Сюлли), Фюмишон.
Заказчик хочет заменить небольшой семейный замок соответствующим своему положению и состоянию сооружением – дворцом, достойным принять монарха (тем более, что невдалеке расположена королевская резиденция Сен-Жермен). 10). Мансар (Mansart) Франсуа (23. 1. 1598, Париж, — 23. 9. 1666, там же), французский архитектор.
Великолепная лестница Блуа перекрыта парящим двойным сводом и там использован таинственный, «магический» эффект скрытого освещения. Полуколонны и пилястры, заполняя простенки, группируются попарно или пучками.
Мансар достигает творческой зрелости в тридцатые годы. Это здание представляет собой лишь одну сторону блока каре, который был задуман зодчим. С приходом к власти кардинала Ришелье идеолога абсолютизма и контрреформации, создаётся ряд культовых сооружений, где церковная власть насаждает пышные барочные мотивы (церковь Сорбонны, монастырь Валь-де-Грас).