Работы Леже оказали немаловажное влияние на формирование неопластицизма в Нидерландах и конструктивизма в Советском Союзе. Жозеф Фернан Анри Леже (Joseph Fernand Henri Lger Lger, 1881—1955)— французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, член компартии. Жозеф Фернан Анри Леже (Joseph Fernand Henri Lger Lger, 1881—1955) — французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, член компартии.
В 1938 Леже был уполномочен украсить квартиру Нельсона Рокфеллера. Фасад здания музея украшает огромная, 400 кв м, композиция из керамики, созданная по проекту самого Фернана Леже. В 1930-х годаз Фернан Леже много путешествовал.
Фернан Леже умер в 1955-м году. С началом Первой мировой войны Фернан Леже переехал в США. Кроме того, по эскизам Леже уже после смерти художника был оформлен музей его имени в Бьо (1956—1960), выполнены мозаики в Молодежном центре в Корбей-Эссонис (1965—1966), витражи в Институте Мориса Тореза в Париже (1966) и Доме кино в Москве (1968).
В своих картинах Леже стал использовать много технократических символов изображая свои объекты и людей в урбанистических, техногенных формах. Фернан Леже умер летом 1955 года. Параллельно с экспериментами в кубизме, Фернан Леже занимался керамикой, дизайном одежды и ковров, книжными иллюстрациями, работал в декоратором в театре и в кино. Жозеф Фернан Анри Леже (фр. Joseph Fernand Henri Lger 1881—1955)— французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, член компартии.
Фернан Леже получил много заказов на монументальные произведения, стал оформлять не только светские здания, но и храмы и наконец осуществил свою давнюю мечту – объединил в одной огромной картине Большой парад разные изобразительные средства. Кроме того, по эскизам Леже уже после смерти художника был оформлен музей его имени в Биот (1956—1960), выполнены мозаики в Молодежном центре в Корбей-Эсон (1965—1966), витражи в Институте Мориса Тореза в Париже (1966) и Доме кино в Москве (1968). Получает отказ в приеме в Высшую школу изобразительных искусств посещает вольнослушателем курсы Жерома и Феррье, а также Академию Жюлиана часто ходит в Лувр. В ранних работах Леже заметно влияние импрессионизма.
Работа Леже была показана на выставке «Леже: Современное искусство и Столица» с 14 октября 2013, в течение 5 января 2014, в Филадельфийском Художественном музее. Фернан Леже – французский художник, скульптор, мастер декоративного искусства и один из пионеров кубизма. Кроме того, по эскизам Леже уже после смерти художника был оформлен музей его имени в Биот (1956—1960), выполнены мозаики в Молодёжном центре в Корбей-Эсон (1965—1966), витражи в Институте Мориса Тореза в Париже (1966) и Доме кино в Москве (1968).
Жозеф Фернан Анри Леже (фр. Как почти все успешные французские художники того времени, в 1900-м году Фернан Леже отправился в Париж, где работал чертёжником у другого архитектора. В 1952 пара фресок Леже была установлена в Зале Генеральной Ассамблеи штаб-квартиры Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, Нью-Йорке. Фернан Леже — французский живописец и скульптор, мастер декоративного искусства, художник-модернист и основоположник тубизма.
Гвоздем Салона стало полотно Фернана Леже Обнаженные в лесу, над которым он работал целых два года (1909-1911). На фронте Фернан Леже рисовал даже в траншеях. Кроме того, по эскизам Леже уже после смерти художника был оформлен музей его имени в Бьо (1956-1960), выполнены мозаики в Молодежном центре в Корбей-Эссонис (1965-1966), витражи в Институте Мориса Тореза в Париже (1966) и Доме кино в Москве (1968).
Вместе с Браком и испанским художником Пабло Пикассо Леже сыграл важную роль в формировании и распространении кубизма. Кроме того, по эскизам Леже уже после смерти художника был оформлен музей его имени в Биот (1956 – 1960), выполнены мозаики в Молодёжном центре в Корбей-Эсон (1965 – 1966), витражи в Институте Мориса Тореза в Париже (1966) и Доме кино в Москве (1968).
При содействии операторов он в 1924 году снял свой фильм Механический балет. Динамизм этих механоморфных форм выражается путем использования четких чертежных линий и условной штриховки («Балкон», «Лестница», «14 июля», Национальный музей Фернана Леже, Бьо). Художник отрицал связь своего творчества с сюрреализмом, однако сочетание в его картинах того времени подчеркнуто пластичных фигур с условной, «безвоздушной» средой свидетельствует об обратном («Открытка», 1932 – 1948). С началом Второй мировой войны Леже переехал в США, где вел преподавательскую деятельность, много времени посвящая станковой живописи. Темами многих его композиций в это время стали цирк и народный оркестр.
структуру с рассеянными в ней яркими цветовыми сгустками («Адам и Ева», 1935–39, Худож. В 1924, в сотрудничестве с Дадли Мерфи, Джорджем Антейлом и Маном Рэем, Леже произвел и снял культовый и влиявший футуризмом фильм, Балет Mcanique (Механический Балет). В 1920 году Леже познакомился с пуристами и их лидерами А. Озанфаном и Ш. Жаннере (Ле Корбюзье). Фернан Леже родился в Нормандии, в городе Аржантане. Поскольку он объяснил: Эта работа отметила начало его «механического периода», во время которого числа и объекты он нарисовал, характеризовались гладко предоставленными трубчатыми и подобными машине формами. Также в 1945г. В 1925 году художник, разделявший принципы пуризма с его «инженерным» подходом к задачам нового искусства исполнил росписи павильонов, построенных Ле Корбюзье и Робером Малле-Стевенсом для Международной выставки декоративных искусств в Париже. В 1945 году Леже вернулся в освобожденную Францию. Иногда для создания своих композиций Леже применял оригинальный прием.
музей Ф. Леже, Бьо). Только в 1918 году художник демобилизовался и получил возможность работать. Фернан Леже получил много заказов на монументальные произведения, стал оформлять не только светские здания, но и храмы и наконец осуществил свою давнюю мечту – объединил в одной огромной картине Большой парад разные изобразительные средства. После смерти первой жены – Жанны рядом с ним рука об руку шла его ученица, белорусская художница Надя Ходасевич, картины и наброски которой всегда вдохновляли его. В этом пункте его работа показала влияние импрессионизма, как замечено в Le Jardin de ma mre (Сад Моей Матери) 1905, одной из нескольких картин с этого периода, что он позже не разрушал. В его работах рубежа 1900-1910-х годах натуральные формы редуцируются к цилиндрическим и коническим объёмам, хроматический диапазон сокращается до гризайли, слегка тонированной цветом («Обнажённые в лесу», 1909-1911 годы, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло).
проектов всфере архитектуры, дизайна, сценографии, книжной графики. Начинает работать над серией «Ныряльщики». Поселившись в 1908 в колонии художников «Улей», Л. сблизился с монпарнасской группой мастеров кубизма «Золотое сечение».
Присутствует на освещении церкви в Плато дАсси. Шок сочетавших естественных форм и механических элементов, «тонн заброшенных машин с цветами, неожиданно возникающими из и птицы, взгромождающиеся сверху их» иллюстрировал то, что он назвал «законом контраста». Он делал лишь небольшие зарисовки и коллажи на крышках ящиков из-под снарядов. 1955 Первые эскизы к «Сталинградской битве». культуры на Всемирной выставке 1935 в Брюсселе, живописное панно для Всемирной выставки 1937 в Париже, росписи апартаментов Н. О. Центральную для своего творчества тему труда и отдыха рабочих он воплощает в монументальных, лапидарно- обобщённых по характеру, мажорных по звучанию образах (Строители, 1951, ГМИИ). 1950 завершает картину «Строители».
1955 Первые эскизы к «Сталинградской битве». Выполняет иллюстрации к книге Рембо «Озарения», эскизы декораций и костюмов к опере Дариюса Мийо «Боливар». С увлечением сотрудничал Фернан Леже с кинематографистами, участвуя в 1921 году в создании фильма Колесо (режиссер Абель Ганс) и др. 1949 Ретроспективная выставка в Национальном музее современного искусства, Париж. В живописи Фернана Леже, к которой он возвратился в 1927 году, начали появляться увеличенные персонифицированные детали (здесь сказалось несомненное воздействие кинематографа). Много работал также в области керамики, гобелена, прикладной графики.
Одним из лучших полотен того времени считается композиция «Строители» (1950, Национальный музей Фернана Леже, Бьо). Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно. В живописных сериях «Диски», «Пропеллеры», «Цирк» Леже пришел к наиболее созвучной, по его мнению, современности «машинной эстетике».
художник, график, сценограф, керамист. Среди поздних монументальных работ – мозаики и витражи для церкви Нотр-Дам-де-Тут-Грас в Верхней Савойе (1947-1949 годы), витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951 год), панно для зала заседаний в здании ООН в Нью-Йорке (1952 год), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954 год). Его увлекла тема спорта, цирковых представлений, городских развлечений и эстрады. 1940—1945 Живёт в эмиграции, в США.
В 1910 он познакомился с П. Пикассо и Ж. Браком. Иллюстрации к стихотворению Элюара «Свобода». Контрасты формы Фернан Леже видит не только в абстракциях, но и в предметах (Натюрморт с книгой, Будильник), фигурах людей (Лежащее обнаженное тело) и даже в природе (Деревья между домами). В1920 году Леже познакомился с Озанфаном и Ле Корбюзье, основателями пуризма. 1946—1947 Отец Р. П. Кутюрье заказывает леже мозаики и витражи для церкви в Плато дАсси, которые художник заканчивает в 1949 г. Читает в Сорбонне доклад в курсе лекций «Труд и культура».
Он произвел много эскизов артиллерийских орудий, самолетов и соратников, в то время как в траншеях и нарисовал Солдата Трубой (1916) в то время как на увольнении. В 1918-1920 годах творчество Леже сближается с абстракционизмом: дискообразные, прямоугольные, параболически очерченные фигуры смыкаются в оптически подвижные композиции имитирующие технич. Иллюстрации к стихотворению Элюара «Свобода». Не боюсь признаться: меня сформировала война. Знакомится с художником-примитивистом Анри Руссо-Таможенником. Леже с удовольствием занимался оформлением массовых праздников (например, профсоюзное празднество на парижском Зимнем велодроме, 1937) и украшением домов (апартаменты Н. О. Рокфеллера в Нью-Йорке, 1938).
Темами многих его композиций в это время стали цирк и народный оркестр. Л. много путешествовал, работал как художник-монументалист: оформление зала физич. Лишь демобилизовавшись в 1917 году, Фернан Леже снова получил возможность работать. Среди многочисленных произведений, созданных им в эмиграции, серии «Акробаты», «Велосипедисты», «Танцоры». Похоронен на местном кладбище.
Поездка в Чехословакию на Спартакиаду. ЛЕЖЕ, ФЕРНАН (Lйger, Fernand) (1881–1955), французский художник, скульптор, график, керамист и декоратор, поборник т. н. Жил в Париже. Это был пик творчества художника. Я нахожу, что мои фигуры слишком одинаковы и невыразительны».
Интерес к современным теориям механики воплотился в творческом методе мастера, который сам художник называл «динамическим механизмом». В 1923-1926 годах Фернан Леже, объединяя пуризм, кубизм и суперреализм, создал серию композиций, которые построены по строго механической схеме из вертикально срезанных плоскостей (Зонтик и шляпа-котелок, Гармонь и др. ). Много работал также в области керамики, гобелена, прикладной графики. В сентябре делает 17 витражей и шпалеру для церкви в Оденкуре.
Памятная выставка в честь Фернана Леже в Галерее Моэта. Принимает участие в Осеннем салоне. Получает Гран при на Бьеннале а Сан-Паоло. Жил в Париже. В 1924 году при помощи операторов он выпустил собственный фильм «Механический балет». Присутствует на освещении церкви в Плато дАсси.
Летом читает курс лекций в колледже Миллиса, где организует выставку своих картин. Выполняет иллюстрации к книге Рембо «Озарения», эскизы декораций и костюмов к опере Дариюса Мийо «Боливар». Выставка в галерее Тейт, Лондон. Он мечтал о том, чтобы картины стали своеобразной противоположностью стене.
1920-хгг. Ретроспективная выставка в Лионском музее. Таким образом, многие герои включались в работы постепенно. В конце 1920-х годов мотив ключей стал для Леже излюбленным.
Металлические конструкции громоздятся на фоне неба. Выставляется в галерее Поля Розенберга. Опыт работы в кино («Механический балет», 1924) привёл к созданию серии своеобразных «монтажных» композиций («Джоконда и ключи», 1930, Нац. Поселяется в «Улье», где знакомится с Архипенко, Лораном, Липшицем, позже с Сутиным, Шагалом, Делоне и их гостями: Максом Жакобом, Аполлинером, Реналем, Сандраром и другими. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений: меня сформировала война».
В 1914–16 Л. был на фронте, получил отравление газом под Верденом. Фернан Леже делал проекты театральных декораций, эскизы к внутреннему убранству Радио-Сити и Рокфеллеровского центра, проектировал витражи, создавал эскизы полихромных скульптур (вместе с Мари Келлери). Его друзья удивлялись, как успевает он исправлять работы своих многочисленных учеников, делать декорации, оформлять книги, организовывать выставки, заниматься рукописью и керамикой, да еще читать лекции, в которых он резко выступал как против абстракционизма, так и против социалистического реализма.
После смерти Леже усилиями вдовы, художницы Нади Леже (урождённая Ходасевич 1904-1982 годы) и друзей были созданы его музеи в Бьо, Лизоре и в Жиф-сюр-Ивете. Во время Второй мировой войны Леже жил в Соединенных Штатах. среды («Город», 1919, Музей иск-в, Филадельфия). Помимо ключей и механических элементов, в композиции присутствуют спичечный коробок, на котором ясно видна этикетка-рыба и, конечно, стилизованное изображение Джоконды.
Представление о вещах менее фиксировано, предмет сам по себе выявляется менее, чем раньше. Темой композиций художника становятся люди в городе, а также машины и механизмы. Фернан Леже делал проекты театральных декораций, эскизы к внутреннему убранству Радио-Сити и Рокфеллеровского центра, проектировал витражи, создавал эскизы полихромных скульптур (вместе с Мари Келлери). 1913 год, когда создавалось большинство этих работ, для Фернана Леже был особенным. партию. Вместе с Роланом Брисом делает в Бьо первые керамические работы.
Выставки: Музей искусств Фоггра, Кембридж галерея Валентэна и галерея Самуэля Коотца, Нью-Йорк галерея Луи Каре, Париж. Памятная выставка в честь Фернана Леже в Галерее Моэта. В декабре 1945 г. Возвражается во Францию. Леже примыкает к новому направлению, кубизму. В созданных в это время композициях Листья и раковины, Натюрморт с тремя ключами и других предметы как бы разбросаны по полотну и в то же время незримо поддерживают друг друга. иск-ва (позднее присоединились М. Лорансен и А. А.
Нади Леже (урождённая Ходасевич 1904–82) и друзей были созданы его музеи в Бьо, Лизоре и в Жиф-сюр-Ивете. Эта Джоконда больше напоминает какую-нибудь крышку конфетной коробки или обертку от мыла. Родился Фернан Леже 4 февраля 1881 года в Нормандии, в городке Аржантан. Пишет текст и выполняет рисунки для альбома «Цирк» изданного Териадом. Я сопоставляю валеры, линии и противоречивые цвета.
В его работах последнего десятилетия преобладают образы рабочих, сцены труда изображения праздников («Большой парад», 1954 год, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). Таковы картины «Диски» (1918, Национальный музей современного искусства, Париж), «Деревянная трубка» (1918, частное собрание, Париж). Она называлась «Передача энергии», где на фоне пейзажа со следами ушедшей бури и разноцветной радуги изображались мачты электропередач и трансформаторы. Л. сформулировал положения эстетики техницизма, доказывая необходимость поисков живописных аналогов индустриального окружения. Вот таким образом путь в искусство для Леже оказался достаточно длинным.
Его композиции – это живое тело, органами которого являются деревья и фигуры людей. В живописи Фернана Леже, к которой он возвратился в 1927 году, начали появляться увеличенные персонифицированные детали (здесь сказалось несомненное воздействие кинематографа). Поселившись в 1908 году в колонии художников «Улей», Леже сблизился с монпарнасской группой мастеров кубизма «Золотое сечение». Он начал работать серьезно живописцем только в возрасте 25 лет. По эскизам Леже оформлен музей его имени в Бьо (1956-60), выполнены мозаики в Доме культуры молодёжи в Корбей-Эсоне (1965-66), витражи в Институте М. Тореза в Париже (1960) и др.
объёмам, хроматич. Умирает 17 августа в городке Жиф-сюр-Ивет в Иль-де-Франсе. В дальнейшем художник стал сотрудничать с представителями этого направления и с объединением «Стиль», основателями которого являлись Мондриан и Дусбург. ЛЕЖЕ (Leger) Фернан (4. 2. 1881, Аржантан, деп-т Орн– 17. 8. 1955, Жиф-сюр-Ивет, деп-т Сены и Уазы), франц. Лишь демобилизовавшись в 1917 году, Фернан Леже снова получил возможность работать.
Начинает работать над серией «Ныряльщики». Она расположена в самом центре и поддерживается некой круглой формой.
Декорации и костюмы для балета в постановке Жаннины Шара в Амбуазе. Лекция «Современная живопись» в Брюсселе. Во время периода выздоровления в Вильпинте он нарисовал Карточных игроков (1917), холст, подобные роботу, чудовищные величины которого отражают двойственное отношение его опыта войны. Начиная с сер. 1948 Выполняет декорации к балету «Стальной скок» Прокофьева для Балета на Елисейских полях. Таким образом техницизм перерастает в разновидность наивного искусства.
В его paysages anims (оживляемые пейзажи) 1921, фигур и животных существуют гармонично в пейзажах, составленных из оптимизированных форм. Стремясь к современному синтезу искусств, Леже в 1925 сотрудничал с архитектором Ле Корбюзье, создал мозаики и витражи церквей в Асси (1949) и др., панно для здания ООН в Нью-Йорке (1952). с чётким контуром, выделяющим геометризированные формы, яркие, локальные цветовые зоны, Леже эстетически осмысливает облик индустриального города, находит гармонию между человеком и миром современной техники (Город, 1919, Музей искусств, Филадельфия). В композиции связка ключей является ведущей. У него появилась возможность посещать Лувр и знакомиться с творчеством известных мастеров. Объединяя классическое с современным, Обнаженная фигура Леже на Красном Фоне (1927) изображает монументальную, невыразительную женщину, подобную машине в форме и цвете.
Вернувшись в послевоенную Францию, Л. вступил в Коммунистич. Вместе с Базеном и Дилемм участвует в дискуссии «Современное искусство» в Брюсселе и Антверпене. Очень важно для понимания творчества художника слово «контрасты», которое так часто звучало в названиях его картин и в публичных выступлениях.
1950 завершает картину «Строители». В живописи 1913–14 механоморфные фигуры выявлены чёткими чертёжными линиями и условной штриховкой (серия «Контрасты форм», 1913 и др. ). Декорации и костюмы для балета в постановке Жаннины Шара в Амбуазе. Его отец занимался разведением домашнего скота и очень рано умер. После смерти Л. усилиями вдовы, худ. Рокфеллера в Нью-Йорке (1938 год).
Не боюсь признаться: меня сформировала война. Родился 4 февраля 1881 в Аржантане, в семье нормандского крестьянина в 16 лет начал работать в архитектурной фирме в Кане, а в 1900 был чертежником в архитектурной мастерской в Париже. Теперь я стремлюсь к разнообразию в лицах. По его возвращению во Францию в 1945, он вступил в коммунистическую партию. 1913 год, когда создавалось большинство этих работ, для Фернана Леже был особенным.
«Механические» работы Леже, нарисованный в 1920-х, в их формальной ясности, а также в их предмете — мать и ребенок, обнаженная фигура женского пола, фигуры в заказанном пейзаже — типичны для послевоенного «возвращения к заказу» в искусствах и связывают его с традицией французской фигуративной живописи, представленной Пуссеном и Коро. Здесь, обратившись к темам спорта и цирка, он открыл новую пластическую тему – человеческая фигура, парящая в пустоте, словно в состоянии невесомости («Ныряльщики на жёлтом фоне», 1941 год, Институт искусств, Чикаго). В 1930–40-егг. Вместе с Блезом Сандраром он принял участие в создании фильма Абеля Ганса «Колесо» (1921), а двумя годами позже спроектировал декорации к фильму «Бесчеловечная» Марселя ЛЭрбье. участвовал в разработке мн.
системы («Диски», 1918, Нац. Учился в архитектурной мастерской и в Школе изящных искусств в Париже (1903-05). «эстетики машинных форм» и «механического искусства». Контрасты формы Фернан Леже видит не только в абстракциях, но и в предметах (Натюрморт с книгой, Будильник), фигурах людей (Лежащее обнаженное тело) и даже в природе (Деревья между домами). С 1909г. Хроматический диапазон также сократился, стал чрезвычайно лаконичным.
Некоторые из них становятся его друзьями. 1948 Выполняет декорации к балету «Стальной скок» Прокофьева для Балета на Елисейских полях. Основным тоном являлся гризайль, несколько тонированный цветом.
Натуральные формы на его картинах изменились, приобрели цилиндрические и конические объемы. Потом художника увлекла монументальность образов. Экстер) оставался её директором до 1939. 1949 Ретроспективная выставка в Национальном музее современного искусства, Париж. В сентябре делает 17 витражей и шпалеру для церкви в Оденкуре.
Пишет текст и выполняет рисунки для альбома «Цирк» изданного Териадом. Выполняет мозаику для крипты памятника американским героям в Бастони (Бельгия). Увлечённый проблемами синтеза искусств, в 1920–30-хгг.
В 1899 году Фернан перебрался в Париж, где три года работал чертежником у архитектора, служил при 2-м саперном полку в Версале. музей совр. Оборудует в Бьо керамическую мастерскую.
О нем много писали и сам он читал лекции. Начало Первой мировой войны, служба в саперных войсках, а потом отравление газом, лечение в госпитале на несколько лет прервали активную творческую работу и стали для Леже годами глубоких размышлений. Выставляет картины «Загородная прогулка» и «Большой парад» в Доме французской мысли выставка в галерее Каре. Его знаменитый фильм Механический балет (1924) стал классикой киноавангарда.
Лекция «Современная живопись» в Брюсселе. Оборудует в Бьо керамическую мастерскую. События Леже во время Первой мировой войны имели значительный эффект на его работу.
А такие его картины, как Балкон, Лестница и др., поражали всех динамизмом. Леже обращался также к керамике и коврам иллюстрировал книги, работал в театре и кино. Возвражается во Францию. Обучался профессии архитектора в Кане (1897–99), затем учился в парижской Школе декоративного иск-ва, в свободной студии Школы изящных искусств у Ж. Л. В дальнейшем Леже всё более тяготел к ясно выраженной сюжетной основе.
Поездка в Чехословакию на Спартакиаду. Участвует в 26-й Бьеннале в Венеции. 1953 Передвижная выставка в Японии, выставки в Галерее современного искусства, Нью-Йорк, в Институте искусств, Чикаго и в Сан-Франциско выставка цветных скульптур в галерее Луи Каре. Причем в этот период его изображение почти вплотную приближается к абстрактному искусству. В 1929 году при содействии Леже и Озанфана появилась Современная академия. После службы в армии он поселился в знаменитой художественной колонии «Улей», где и началась его дружба с лидерами европейского авангарда. Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы.
Преподавал в Йельском университете (там же преподают Фосийон, Мийо, Моруа). После службы в армии поселился в живописном и привлекательном для художников доме с мастерскими «Ла Рюше» («Улей»), где встретился с такими мастерами, как А. Архипенко, А. Лоран, Ж. Липшиц, Делоне, М. Шагал и Х. Сутин. Я больше не блуждаю в потемках своих представлений, а вижу ясно. Леже Фернан (Lйger) (1881-1955), французский художник, мастер декоративного искусства. 1940—1945 Живёт в эмиграции, в США. Оперируя равномерно окрашенными плоскостями и монотонными, «техническими» ритмами, художник воспроизводил в своем творчестве, которое уподоблял производству, образ «машины» («Композиция», 1918 «Композиция», 1924). В 1920-е годы Леже, так же как Пикассо и Брак, обратился к неоклассицизму. В 1910 году Леже сблизился с объединением кубистов «Золотое сечение» и немедленно уничтожил все старые полотна.
Леже всерьез увлекся проблемой синтеза искусств. О нем много писали и сам он читал лекции. Однако его проекты не привлекли организаторов Всемирной выставки в Париже в 1937 году. Люди, как правило, свободно обводятся скругленными линиями. Он окончил городской колледж, затем, по настоянию матери, церковную школу в Теншебре.
Основная работа 1944, Три Музыканта (Музей современного искусства, Нью-Йорк), повторяет состав 1930. Эффектны решительные горизонтали и вертикали исполненные в сочной хроматической гамме. Он уточнил эту идею в его эссе 1949 года, «Как я Задумываю Человека», где он написал, что «абстрактное искусство стало полным открытием и затем мы смогли рассмотреть человека как пластмассовую стоимость, не как сентиментальную стоимость. Выставка в галерее Луи Каре, Париж. системы («Диски», 1918 год, Национальный музей современного искусства, Париж) в некоторых работах разноцветные плоскости трактуются как проекции реальных форм урбанистической среды («Город», 1919 год, Музей искусств, Филадельфия). В декабре 1945г.
Темой его композиций делаются различные механизмы, машины и люди в городе (Механик в цехе, Акробаты в цирке, Двое рабочих на лесах, Город и др. ). Участвует в 26-й Бьеннале в Венеции. в живописи Л. образы людей утрачивают сходство с роботами, трактуясь в стилистике, близкой наивному искусству («Чтение», 1924, Нац. Выполняет мозаику для крипты памятника американским героям в Бастони (Бельгия).
А такие его картины, как Балкон, Лестница и др., поражали всех динамизмом. Лето 1947 года проводит в Нормандии. Дарит «Композицию с двумя попугаями» нью-йоркскому Музею современного искусства. Настенная роспись здания объединения «Газ-де-Франс» в Альфортвилле. Читает в Сорбонне доклад в курсе лекций «Труд и культура».
У меня краски живые, - говорил он – Я хотел добиться чистых, локальных тонов, чтобы красный был очень красным, голубой – совсем голубым. В созданных в это время композициях Листья и раковины, Натюрморт с тремя ключами и других предметы как бы разбросаны по полотну и в то же время незримо поддерживают друг друга. В сентябре 1916 года под Верденом художник стал жертвой газовой атаки и, проведя больше года в больнице, демобилизовался. Здесь, обратившись к темам спорта и цирка, он открыл новую пластич.
Урбанистическая среда трактуется в виде проекций реальных форм на разноцветные плоскости («Город», 1919, Музей искусств, Филадельфия «На палубе буксира», 1920, Национальный музей современного искусства, Париж). В 1940-1945 годах Леже жил в США в 1940-1941 годах преподавал в Йельском университете и в колледже Миллса в Калифорнии. А потом неожиданно увлекся кубизмом и уничтожил почти все свои старые полотна. Эти контрасты форм для художника существовали не только в абстракциях, но и в предметах («Натюрморт с книгой», «Будильник»), человеческих фигурах («Лежащее обнаженное тело»), в природе («Деревья между домами»). Умирает 17 августа в городке Жиф-сюр-Ивет в Иль-де-Франсе.
В 1932–35 преподавал в академии «Ла Гранд-Шомьер». Лето 1947 года проводит в Нормандии. музей совр. Французский художник, скульптор, грабит и керамист. Дарит «Композицию с двумя попугаями» нью-йоркскому Музею современного искусства. Рокфеллера в Нью-Йорке (1938).
Он делал лишь небольшие зарисовки и коллажи на крышках ящиков из-под снарядов. Потом художника увлекла монументальность образов. Главной темой его искусства стали человек, его труд, отдых и увлечения, тема строительства как единения, в которых отразились созидательность и масштабность видения художника («Строители», 1950 «Досуги», 1948-49 «Большой парад», 1954). «эстетики машинных форм» и «механического искусства».
Среди поздних монументальных работ– мозаики и витражи для ц. Нотр-Дам-де-Тут-Грас в Верхней Савойе (1947–49), витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), панно для зала заседаний в здании ООН в Нью-Йорке (1952), мозаика и витражи для ун-та в Каракасе (1954). Преподавал в Йельском университете (там же преподают Фосийон, Мийо, Моруа).
В станковых композициях этих лет очертания человеческих тел, деревьев, облаков сплетаются в однородную пластическую структуру с рассеянными в ней яркими цветовыми сгустками («Адам и Ева», 1935-1939 годы, Художественный музей, Дюссельдорф и др. ). Вернувшись в послевоенную Францию, Леже вступил в Коммунистическую партию. Новые стимулы для творчества Леже обрел, поселившись на улице Пассаж-де-Данциг в отеле Ля Рюш (Улей). Свои первые полотна Леже писал под влиянием живописи П. Сезанна, в частности Свадьбу (1910), знаменитую Даму в голубом (1912) и серию Геометрические элементы (1913–1914). Во время приступа ишиаса находится в Шеврёзе.
В 1945 году он вновь возвращается во Францию. В работах этого времени человеческая фигура, которая прежде сводилась к простому знаку, стала занимать центральное место («Большой завтрак», 1921 – 1922, Музей современного искусства, Нью-Йорк). В композициях 20-х гг. Написанная в госпитале картина «Игра в карты» (1917, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), в которой фигуры солдат уподоблены механизмам, стала одной из первых манифестаций темы техники в современном мире – основной для творчества Леже последующих полутора десятилетий. Опыт, полученный на войне, привел художника к убеждению, что его искусство должно быть обращено к простым людям. Свои первые полотна Леже писал под влиянием живописи П. Сезанна, в частности Свадьбу (1910), знаменитую Даму в голубом (1912) и серию Геометрические элементы (1913–1914).
Он, тем не менее, посетил Изящные искусства как незарегистрированный студент, тратя то, что он описал как «три пустых и бесполезных года», учащиеся с Жеромом и другими, также учась в Акэдеми Джулиане. диапазон сокращается до гризайли, слегка тонированной цветом («Обнажённые в лесу», 1909–11, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). В 1921 году сотрудничал с кинематографистами (фильм «Колесо», режиссер Абель Ганс). Выставляется в галерее Поля Розенберга. Фернан Леже не стремился подражать кубистам, его занимало раскрытие сущности объемов. Похоронен на местном кладбище.
Его дарование максимально проявилось в монументальных работах — таких, как мозаика и витражи, созданные для церкви в Плато-дАсси, над которыми он трудился с 1947 по 1949 год, витражи и шпалера для церкви в Оденкуре (1951), монументальное панно для Зала заседаний здания ООН (1952, Нью-Йорк), мозаика и витражи для университета в Каракасе (1954), настенная роспись здания «Газ де Франс» (1955, Альфорвилль). тему– человеческая фигура, парящая в пустоте, словно в состоянии невесомости («Ныряльщики на жёлтом фоне», 1941, Ин-т искусств, Чикаго). С 1909 г. Леже примыкает к новому направлению, кубизму. «Именно на войне я открыл для себя французский народ», – говорил он. Они прожили вместе всего несколько лет – 17 августа 1955 года Фернана Леже не стало. Выставляет картины «Загородная прогулка» и «Большой парад» в Доме французской мысли выставка в галерее Каре.
иск-ва, Париж). Его привлекла эстетика «математического лиризма», проблемы синтеза искусств, пропагандируемые пуристами. Значительное место в творчестве Леже занимают социальная и индустриальная темы.
Когда началась Вторая мировая война, Леже уехал в Америку. Обучался профессии архитектора в Кане (1897-1899 годы), затем учился в парижской Школе декоративного искусства, в свободной студии Школы изящных искусств у Ж. Л. Вспоминая о прошедших годах, он говорил: «Три года без единого мазка кистью, но в непосредственном соприкосновении с жесточайшей и грубой реальностью. Настенная роспись здания объединения «Газ-де-Франс» в Альфортвилле.
В его работах рубежа 1900–10-хгг. 1946—1947 Отец Р. П. Кутюрье заказывает леже мозаики и витражи для церкви в Плато дАсси, которые художник заканчивает в 1949г. С 1932 по 1935 год художник работал преподавателем в «Большой хижине». В 1923–24 он проектировал набор для лабораторной сцены в Л39Енхюмэне Марселя Л39Эрбье (Бесчеловечный). Поселяется в квартале Гро-Тийоль в Жиф-сюль-Иветт.
В 1914-1916 годах Леже был на фронте, получил отравление газом под Верденом. музей, Дюссельдорф и др. ). Со второй половины 1920-х годов в искусстве Леже все большее значение приобретает образ человека, машины, городской жизни («Механик в цехе», «Акробаты в цирке», «Двое рабочих на лесах», «Город»).
Это обстоятельство признавал и сам мастер: «Лица моих рабочих разнообразны. ЛЕЖЕ, ФЕРНАН (Lger, Fernand) (1881–1955), французский художник, скульптор, график, керамист и декоратор, поборник т. н. Я приближаюсь к индивидуализации персонажей».
Ныряльщики на желтом фоне, Акробаты в сером, Танец и похожие на каллиграфические знаки Большие черные ныряльщики – это все звенья одной цепи. В его работах последнего десятилетия преобладают образы рабочих, сцены труда изображения праздников («Большой парад», 1954, Музей С. Гуггенхейма, Нью-Йорк). Поселяется в квартале Гро-Тийоль в Жиф-сюль-Иветт. В живописи 1913-1914 годов механоморфные фигуры выявлены чёткими чертёжными линиями и условной штриховкой (серия «Контрасты форм», 1913 год и др. ). Жерома и Г. Феррье и в академии Р. Жюлиана. Вместе с Роланом Брисом делает в Бьо первые керамические работы. Гвоздем Салона стало полотно Фернана Леже Обнаженные в лесу, над которым он работал целых два года (1909-1911). Выставка в галерее Луи Каре, Париж.
Эти произведения покорили публику на выставке Независимых. В подобном духе исполнены композиции «Обнаженные в лесу» (1909–1911, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло), «Свадьба» (1910–1911, Национальный музей современного искусства, Париж). и конич. Также в 1945 г. он становится членом Французской коммунистической партии. Этой серии полотен художник дал наименование «Контрасты и формы».
Панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке. Динамизм керамики подчеркивает огромная цветная скульптура Цветок-солнце. Панно для большого зала заседаний здания ООН в Нью-Йорке. Фернан Леже получил среди друзей прозвище тюбист (игра слов tube-tubiste – труба-трубист), а известный критик Метценже писал: Фернан Леже измеряет день и ночь, взвешивает массы, рассчитывает сопротивление.
Леже работал и в театре: он создал декорации и костюмы к балетам «Каток» (1922) и «Сотворение мира» (1923). В 1910 он познакомился с П. Пикассо и Ж. Браком.
Под влиянием идей кубистов изменилась творческая манера художника. Огромное впечатление на Фернана Леже в 1907 году произвела посмертная выставка Сезанна. натуральные формы редуцируются к цилиндрич. С 1909 примыкал к кубизму.
Мастер выполнил всего один заказ — монументальную стенную роспись для Дворца открытий. Он переходил из картины в картину, пока не достиг своей высшей точки в «Джоконде с ключами». В 1924 вместе с Озанфаном основал Академию совр. Фернан Леже не стремился подражать кубистам, его занимало раскрытие сущности объемов.
В 1920 Л. познакомился с А. Озанфаном, Ле Корбюзье, П. Мондрианом и Т. ван Дусбургом. Таковы композиции «Чтение» (1924, Национальный музей современного искусства, Париж), «Танец» (1930, Музей, Гренобль). Он создавал эскизы к убранству Радио-Сити и полихромных скульптур.
Ретроспективная выставка в Лионском музее. Жерома и Г. Феррье и в академии Р. Жюлиана. В годы войны художник переезжает в США и преподает в Йельском университете.
После службы в армии поселился в живописном и привлекательном для художников доме с мастерскими «Ла Рюше» («Улей»), где встретился с такими мастерами, как А. Архипенко, А. Лоран, Ж. Липшиц, Делоне, М. Шагал и Х. Сутин. В декабре 1919 он женился на Джине-Огастине Лохи и в 1920 он встретил Ле Корбюзье, который останется другом на всю жизнь. Получает Гран при на Бьеннале а Сан-Паоло.
Во время приступа ишиаса находится в Шеврёзе. Выставка в галерее Тейт, Лондон. Летом читает курс лекций в колледже Миллиса, где организует выставку своих картин. Вместе с Базеном и Дилемм участвует в дискуссии «Современное искусство» в Брюсселе и Антверпене.
В 1940-46 жил в США. он становится членом Французской коммунистической партии. Он исследовал тему контрастов объемов и цветов, создавая конструктивные композиции с криволинейными и трубчатыми фигурами (серия «Контрасты форм», 1913). С увлечением оформлял Леже массовые праздники, а также делал декорации, украшал дома.