Главным соперником Франческо Борромини на протяжении всей жизни стал Джованни Бернини (Giovanni Bernini), которому постоянно покровительствовали многие монаршие особы Ватикана. Франческо Борромини (Francesco Borromini) – экспрессивный и иррациональный архитектор эпохи барокко из Италии. Или при строительстве фонтана Четырех рек (Fontana dei Quattro Fiumi), когда Бернини допустил ошибку в расчетах, но смог сам вовремя исправить ее, не дав Борромини повода для ликования. Франческо Борромини (итал.
В данной контрольной работе мы рассмотрим творчество Франческо Борромини, Джованни Лоренцо Бернини, Джованни Баттиста Тьеполо. Цель данного реферата – изучить особенности архитектуры эпохи барокко, выявить особенности творческого метода Франческо Борромини через анализ его работ, а также проследить влияние эпохи барокко на творчество этого архитектора и влияние работ Борромини на развитие стиля барокко. Чертежи Борромини не имели себе равных по профессиональной виртуозностью в Италии 17 века. Архитектор Франческо Кастелли, по прозваниюБорромини (Биссоне, Лугано, 1599 – Рим, 1667), был одной из главных фигур римского барокко, помимо Бернини. Франческо Борромини принадлежат также декорация интерьера базилики Сан Джованни ин Латерано (1649) и колокольня церкви Сант Андреа делле Фратте (1665).
Борромини, участвуя в переустройстве церкви изменил ее интерьер, украсив его терракотовым рельефным фризом с изображением роз и веток пальмы. Франческо Борромини – признанный мастер чертежей архитектора, которыми он плодотворно занимался еще в Милане. Франческо Борромини — другой крупнейший архитектор развитого римского барокко, мастер фантастических пространственных построений, живописных интерьеров, пластических исполненных движения фасадов. Франческо Борромини (итал. Francesco Borromini собственно Франческо Кастелли итал. Francesco Castelli, 25 сентября 1599, Биссоне, Тичино— 2 августа 1667, Рим)— великий итальянский архитектор, работавший в Риме. Борромини соединил архитектуру римских дворцов и церковные темы, соорудив фигурную арку верхнего фронтона, пилястры и интересное чередование фронтонов и окон.
Франческо Борромини (25 сентября 1599, Биссоне, Тичино – 2 августа 1667, Рим) – великий итальянский архитектор, работавший в Риме. Возведение зданий университета и церкви осуществлялось по проекту и под наблюдением Франческо Борромини. Характеристика творчества Франческо Борромини Франческо Борромини (итал. Итальянский архитектор эпохи раннего барокко Франческо Борромини (итал.
Борромини добился эффекта, не прибегая к орнаментации и декору. Франческо Борромини – великий итальянский архитектор, работавший в Риме. За некоторое время до окончания строительства храма «Святого Карло у Четырех Фонтанов» (San Carlo alle Quattro Fontane), Борромини переживал сильнейшую депрессию из-за чего уничтожил все новые проекты будущих строений. Столь же легкое ажурное венчание получила и построенная Борромини колокольня церкви Сант Андреа делла Фратте (1656). Франческо Борромини (итал.
Гварини принадлежит также великолепное палаццо Кариньяно (1680) с эллиптическим вестибюлем и волнистой линией фасада — туринский отклик на римские изобретения Борромини (рис. Купол возведен по проекту Карло Мадерны (1620), позже здесь похороненного, фасад достроен в XVIII в. Алтарь – последняя работа Борромини, который также похоронен здесь. Написанные особым образом фигуры создают иллюзию, что они парят под потолком и даже отбрасывают на него тень, тогда как на самом деле они написаны в одной плоскости. Особый вклад в создание церковного барокко внесли Карло Мадерна, Франческо Борромини и Лоренцо Бернини. С понтификатом Иннокентия Х из рода Памфили (1644) в карьере Борромини начался самый удачный период: он отреставрировал базилику Сан-Джованни ин Латерано (1646-1650), построил монастырьи церковь Санта-Мария деи Сетте Долори (Семь горестей Богоматери, 1642), реконструировал Палаццо Фальконьери.
После смерти Мадерно, руководство работами взял на себя Бернини, закончив их в 1633 г. Борромини стал автором винтовой лестницы, заднего фасада, двойных колонн и окон. Эта церковь – эталон причудливой барочной криволинейности, спроектированный и построенный в Риме Франческо Борромини.
Свою серьезную архитектурную деятельность Бернини начал как помощник К. Мадерны, сотрудничая с ним с 1626 г., а затем и заменив его на строительстве палаццо Барберини. В дальнейшем работал в Риме в постоянном соперничестве с Бернини за папское внимание. Петра. Собор был возведен в эпоху Возрождения архитекторами Браманте, Микеланджело и др.
Своего высшего выражения этот принцип достигает в приеме «раскреповок», в том многократном дроблении антаблемента, которое вызывает вверху здания прихотливо изгибающуюся линию карниза. Неяркое освещение странным образом согласуется с изысканными изгибами стен. Но он жил уже в другое время и это ему полностью осуществить не удалось. БОРРОМИНИ, ФРАНЧЕСКО (Borromini, Francesco) (1599–1667) итальянский архитектор.
рис. Неяркое освещение странным образом согласуется с изысканными изгибами стен. Важнейшая градостроительная работа — площадь св.
30).
Прочие архитектурные работы в Риме: участие в строительстве палаццо Барберини (с 1629 вместе с Мадерна) дворцы Монтечиторио (продолжение работ с 1656) и Киджи-Одескальки фасад коллегии Пропаганда Фиде отделка интерьера церкви Санта Мариа дель Пополо (около 1658) скала Реджа в Ватикане (1666) церковь Сант Андреа аль Квиринале (1653—1658). Решив стать каменотесом, Франческо продолжил дело своего отца. В интерколюмниях – ниши со скульптурой, четыре скульптурные группы с фонтанами и определили название церкви. Он разделил плоскость стены на два горизонтальных яруса и каждый из них оформил ордером. Церковь приняли за канон для других иезуитских храмов в Европе (в Речи Посполитой, на территории современных Польши, Литвы, Белоруссии и Украины, а также в Латинской Америке). Одной из основных художественных особенностей церкви является уникальная фреска на плафоне церкви.
Затем отправляется осваивать ремесло в Милан (Milan), а в двадцать лет уже трудится в Риме, под началом родственника Карло Мадерно (Carlo Maderno). архитектор. Учился у Карло Мадерна в Риме.
В оформлении интерьеров палаццо Фальконьери (1639–1641) наибольший интерес представляют вестибюль и тонкий элегантный декор плафонов. В грандиозных масштабах эта задача была решена Бернини в площади св. Он участвовал в строительстве дворца Барберини, однако, что именно принадлежит его руке, точно не известно: по-видимому, многие детали. Представительность и величие в них сочетаются с великолепием (палаццо Барберини в Риме).
Но трактовка их абсолютно нова: это пространственные, пронизанные воздухом ордерные построения (рис. Построил церкви в Кастельгандольфо (1661) и Аричче (1664). Борромини обогатил архитектуру многими оригинальными идеями – в его произведениях наблюдаются разнообразные приемы и архитектурно-пластические средства имеющие своей целью индивидуализировать в том или ином плане сооружение и его фасад. При создании ансамбля Оратория филиппинцев (1637–1662) он придал оригинальную форму линии фасада его архитектурное решение оказало огромное воздействие на итальянское и европейское зодчество 17–18 вв. Овладел профессией каменотеса. 64).
При изрядной доле фантазии можно представить себе, что каменная пчела погрузила голову в цветок, выставив на обозрение брюшко с жалом. Она интересна не только своей формой (например, вогнутым фасадом), но и интерьерами. Церковь расположена на углу виа Феличе (теперь Куаттро Фонтане), у ее пересечения с виа Квиринале, соединяющей Квиринал с выездом из города, отмеченным микеланджеловской Порта Пиа, т. е. у одного из самых ответственных перекрестков барочного Рима. Ее широкий двухъярусный ордерный фасад является по сути дела декоративным экраном, за которым теперь (в отличие от Ренессанса, когда форму внутреннего пространства стремились наиболее ясно отразить во внешних объемах) полностью скрывается крестообразное построение внутреннего пространства, своды, перекрывающие ветви креста и вписанные в углах между этими ветвями второстепенные помещения.
Таким образом, даже плоскому фасаду Борромини сумел придать некоторую глубину. Райнальди выполнены также устремленный ввысь двухъярусный ордерный фасад церкви Сант Андреа делла Валле (1665—1670) и апсида церкви Санта Мариа Маджоре (1673), которая завершила алтарную часть этой древней базилики и ориентированную на нее улицу Феличе, пробитую Д. Фонтана (главный портик базилики см. Карло Мадерна. в Риме во Фраскати расширил виллу Фальконьери.
архит. Петра в 1739—1743 — руководил строительством римского порта во Фьюмичино. Ему принадлежат также декорация интерьера базилики Сан Джованни ин Латерано (1649), фасад церкви Сант Аньезе на площади Навона (1653–1655, закончена Карло Райнальди) и колокольня церкви Сант Андреа делле Фратте (1665). Петра — одна из крупнейших в практике градостроительства. Во Фраскати перестроил и расширил виллу Фальконьери (ок.
Борромини родился в Биссоне в Ломбардии 25 сентября 1599. Борромини Франческо построил церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634—67), Сант-Иво алла Сапиенца (1642—60) и Сант-Андреа делле Фратте (1656 фасад — 1816), фасад церкви Сант-Аньезе ин Агоне (1653—55), ораторий филиппинцев (1637—62), дворцы Фальконьери (1639—41) и Барберини (1625—63 совместно с К. Мадерна и Л. Бернини) и др. Необычайно красивы загородные виллы, окруженные садами, расположенными террасами на склонах холмов (вилла дЭсте в Тиволи). Основатель этой династии декораторов и граверов Фердинандо Галли (1657—1743) издал в 1711 г. в Болонье большой трактат.
Борромини продолжал работать на строительстве дворца и под руководством Лоренцо Бернини (1629-32). 26) — сдержанная композиция, хорошо выразившая официальный характер здания. Учился у Карло Мадерна в Риме.
Луиджи Ванвителли (1700, Неаполь— 1773, Казерта) учился в Риме у отца — художника Гаспара ван Виттеля. Устроился на строительстве собора Св. Занимался реставрацией моста Сант Анджело, на котором установлены скульптуры, выполненные по рисункам Бернини (1669—1670). Наиболее видными мастерами барокко 17 века были: Л. Бернини (1598-1680) и Ф. Борромини (1599-1667). Бернини владел всеми искусствами, Борромини был только архитектором. Относительно небольшие по размерам интерьеры церквей Сант Иво и Сан Карло кажутся наполненными каким-то таинственным и сверхъестественным движением. Юношей он стал подмастерьем резчика по камню в Ломбардии (Lombardia).
Благодаря этому купол неразрывно связан со всем интерьером. Петра и окружающая ее колоннада (1657—1663). Крылья постепенно отступают.
Балдахин — произведение, стоящее на грани между скульптурой и архитектурой. Закругленные или скошенные углы его построек (оратория филиппинцев, Сан-Карло), угловая башня, служащая ориентиром среди узких улиц (монастырь филиппинцев), ритмика крупных пластических акцентов на протяженном фасаде (палаццо ди Пропагадна Фиде), вогнутые очертания фасадов закрепи в римском градостроительстве приемы, намеченные его предшественниками. Зато двор палаццо (примером может служить двор палаццо Боргезе в Риме) интерьеры и те части, которые связаны с дворцовым садом, трактуются с гораздо большей роскошью в отделке и декоративном убранстве. Он довел стиль барокко до максимальной динамичности, экспрессивности форм.
Одновременно укрепляется господство светских властей. 42). В 1632 г. получил звание архитектора. К числу первых самостоятельных работ Б. относится ц. Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634-1641, 1665-1667), построенная для мон-ря ордена босых тринитариев. В это время Мадерно возглавлял строительство Базилики Святого Петра (Sancti Petri) в Ватикане (Stato della Citt del Vaticano) и палаццо Барберини (Palazzo Barberini), он смог устроить юношу на хорошо оплачиваемую должность.
В подлинном Барокко стена агрессивна, напряжена и динамична. Уже первая работа мастера была неожиданностью и стала буквально манифестом нового стиля: это грандиозный бронзовый балдахин (киворий) высотой 30 м, устроенный в центре собора под его стометровым куполом. Сооружал также надгробия, алтари (вц.
В 15 лет убежал в Рим. Наряду с работами по завершению собора и площади св. Благодаря этому купол неразрывно связан со всем интерьером.
Хотя в произведениях Борромини заметно влияние Микеланджело и Андреа Палладио, это не умаляет оригинальности его творческой концепции. 53). На чередовании вогнутых и выпуклых линий, расположенных по форме ромба, Борромини строит план небольшой церкви Сан-Карло у четырех фонтанов в Риме (1634 – 1667). 1634–1667 гг. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане. Учился у Карло Мадерна в Риме.
Общее впечатление, производимое интерьером, — безусловная устремленность пространства. По странному стечению обстоятельств она отмечает не только начало наиболее активного периода в деятельности мастера (с 1638), но также и финал его творчества, поскольку фасад церкви оставался длительное время незавершенным (после окончания всех прочих работ) и был выполнен мастером лишь перед самой его смертью, явившись таким образом его последней работой. Участвовал в качестве резчика по камню в строительстве кафедрального собора в Милане. Наиболее ранний (1632— 1638) оригинальный замысел Борромини осуществлен им в ренессансном палаццо Спада: это рассчитанный на иллюзорный, театрализованный эффект короткий коридор, прорезающий низкий садовый корпус и ориентированный на поставленную в крошечном садике позади корпуса, ярко освещенную статую.
Созданный Кортоной таким образом фасад лишь в средней, выступающей вперед части соответствует объему церкви делла Паче за левым боковым крылом находятся монастырские помещения (их венчает маленькая колоколенка) правое же крыло является чисто декоративным добавлением. Еще недавно историки архитектуры порицали Борромини за его крайности. В 1628 г. назначен главным архитектором собора св. Обрамления оконных проемов неожиданны, фронтончики нижних окон «наложены» на антаблемент. Хотя в произведениях Борромини заметно влияние Микеланджело и Андреа Палладио, это не умаляет оригинальности его творческой концепции.
Но не в этом его главная особенность. Организация фасада в целом очень сложна.
и получил у Лонгены новую типично барочную разработку. 38). Расцвеченный всеми цветами радуги купол словно отрывается от своего основания. Его первая самостоятельная работа – церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1634–1641, фасад – 1662–1667). Средние три пролета из пяти увенчаны фронтоном сложных очертаний.
Петра, палаццо Барберини и купола храма Сант-Андреа делла Валле под рук. Борромини отстаивал идеи использования выразительных возможностей техники, в то время как Бернини придавал большее значение стилю и особенно воображению, которое Борромини расценивал как произвольное, «химерическое», фантастическое возбуждение без основы в истории. Франческо (25. 09. 1599, Биссоне, Швейцария – 2. 08. 1667, Рим) итал. Представители наиболее могущественных фамилий итальянской знати, занимавшие папский престол в середине XVII в. (Урбан VIII Барберини, 1633—1644 Иннокентий X Памфили, 1644—1655 и Александр VII из семейства банкиров Киджи, 1655—1667) их многочисленные родственники и другие крупнейшие строительные заказчики Рима откровенно стремились к роскоши и великолепию своих дворцов и вилл, которые за полвека до этого, вероятно, вызвали бы суровое порицание. Наружный вид городских дворцов раннего барокко (их прототипом во многих отношениях был палаццо Фарнезе) – становится сдержанным и нередко даже аскетически суровым. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1628-1641) эллиптическая в плане, с вытянутой продольной осью, что создает эффект сжатия, а не расширения пространства, как у Бернини в церкви Сан-Андреа. Уже самая ранняя из его работ – коридор в садовом корпусе палаццо Спада (1632—1638) со сводом, опирающимся на расположенные вдоль стен два ряда тосканских колонн, – отмечена незаурядной изобретательностью. Работал каменотесом на строительстве собора св.
С безудержной фантазией Б. изобретает новые декоративные детали, усложняет планы построек. В архитектуре церкви Сант Иво алла Сапиенца (1642–1660) план здания, единство пространства интерьера и купола и овальная форма фонаря являются теми чертами, по которым можно безошибочно определить стиль Борромини. Учился в Милане. Церковь в Аричча является прототипом наиболее замечательного в культовом зодчестве произведения Бернини — церкви Сант Андреа аль Квиринале в Риме, которая, хотя и была задумана еще до церкви в Аричча, но получила завершение лишь в конце жизни мастера в 1678 г. Если не считать различия в плане (круг в Аричча, эллипс в Сант Андреа), построение интерьеров чрезвычайно близко: ордер, обрамляющий капеллы и водруженный на него, украшенный кессонами и расчлененный арочными ребрами купол. При создании ансамбля Оратория филиппинцев (1637–1662) он придал оригинальную форму линии фасада его архитектурное решение оказало огромное воздействие на итальянское и европейское зодчество 17–18 вв.
Эффекты светотени здесь абсолютно исключительны. В результате три фронтона оказались вписанными один в другой (рис. Бернини, по-видимому, принадлежит центральная часть главного фасада.
Его произведения сосредоточены в Катанье — портовом городе, расположенном у подножья Этны, который был почти полностью превращен в руины землетрясением 1693 г. Ваккарини не только принадлежит прямоугольная планировка, но и многие выдающиеся здания города: палаццо Муничипале (1741), церковь св. 52).
А декорационный тип фасада, наподобие театрального занавеса или даже «задника», прикрывающего собой объем церковного здания, сформирован еще в искусстве Итальянского Возрождения, но получил законченное выражение в эпоху Барокко. Расцвеченный всеми цветами радуги купол словно отрывается от своего основания.
ввысь, к основному источнику света в этом темноватом помещении, к овальному фонарю. Помимо церкви Борромини построил и монастырь Сан Карло. Работы Борромини исполнены драматического напряжения. рис. Первоначальное образование получил в мастерской отца.
Обрамления оконных проемов неожиданны, фронтоны нижних окон «наложены» на антаблемент. Он отличался от Лоренцо Бернини и прочих современных ему архитекторов тем, что основывал свои конструкции скорее на геометрических фигурах (модулях), чем на пропорциях человеческого тела. Чередование дворцовых пространств замыкается парадными помещениями дворца.
Эта сложная комбинация объединяется сложными вплетенными ритмами. Однако не эти объемы привлекают внимание проходящих по улице. С 1619 г. жил в Риме, как зодчий и резчик по камню работал на строительстве собора св. В Риме Б. построилц. Центр эллипса отмечен установленным Фонтаной обелиском, а фокусы — фонтанами. Внутреннее пространство церкви довольно четко выражено во внешних объемах.
Петра. Вся эстетика барокко основана на преувеличенном пафосе, стремлении поразить воображение. Сант-Андреа-делла-Валле, 1621–1623 палаццо Барберини, 1625–32, с 1629– под рук. на рис. Приехав в Рим в 1614 году, он работал камнетесом в Мадерны, своего дяди. Карнизы имеют сложно изогнутую, волнообразную форму.
Фасад расчленен на два яруса, каждый из которых наделен ордером. Сотрудничал с Бернини при проектировании и сооружения балдахина в соборе Св. Интерьер барочной церкви как место пышного театрализованного обряда католической службы являет собой синтез всех видов изобразительного искусства (а с появлением органа – и музыки). Петра, для которого сделал большой бронзовый балдахин (киворий) на витых колоннах (с 1624 по 1633), кафедру (1657), проект двух кампанил (одна была возведена в 1641 г. и снесена в 1648) и выполнил несколько надгробий.
Так как ему препятствовали в завершении работы, которая должна была стать его шедевром, он начинает восстанавливать своеобразные, неповторимые карнизы и фрагменты античных гробниц в базилике – в первый раз произведения раннехристианского искусства приобретают ценность не как реликвии и документы религиозной истории, а из-за очарования, которое исходит от их непривычной архитектурной интонации. Мартино Лунги Младшему (1602— 1657) принадлежит церковь Санти Винченцо э Анастасио (1646—1650), фасад которой, построенный по классической, но очень собранной и вытянутой вверх двухъярусной схеме, найденной Виньолой, как будто бы сплошь составлен из колонн. После первых, относительно скромных произведений Джакомо Амато (1643—1732), приехавшего в Сицилию из Рима и строившего в Палермо и многих других городах, оно расцвело пышным цветом. Мастером построена церковь Санта Мариа ин Кампителли (1665—1667 рис. Почти одновременно со строительством монастыря, церкви и созданием интерьеров Сан Карло Борромини работал над ораторией Сан Филиппо Нери в монастыре Филиппинцев (1637—1643).
Боковые торцы изгибающихся снова вперед антаблементов выглядят как раскреповки. 1667). Он кажется сквозным благодаря восьми овальным, находящимся где-то позади этих арок окнам. Интерьер этого храма выполнен в традициях монументальной архитектуры барокко: сложная конфигурация стен, обилие декора, богатая полихромия (позолота, цветной мрамор и т. д. ). Нижний овальный цилиндр, охватывающий капеллы, при помощи красиво прорисованных волют переходит в верхний цилиндр, скрывающий купол.
41). После смерти Мадерно присоединился к группе Бернини, достраивавшей палаццо Барберини. Петра, затем сотрудничал с Бернини при постройке палаццо Барберини (1625–1663).
Карла Борромея. В основании купола, над антаблементом, устроены окна, хорошо освещающие церковь. Бернини владел всеми искусствами, Борромини был только архитектором. Родился в семье скульптора Б. Кастелли.
С 1615 г. переехал в Рим, где выполнил следующие работы: перспективный коридор в палаццо Спада (между 1632 и 1638), церковь и монастырь Сан Карло алле Куаттро Фонтане (1638—1640, фасад — 1667), церковь Сант Иво алла Сапиенца (1642, освящена в 1660), оратория Сан Филиппо Нери (до 1650), перестройка интерьера церкви Сан Джованни ин Латерано (1647—1650, скульптура выполнена позднее), церковь Сант Аньезе ин Агоне (1653—1657, заканчивалась Райнальди), фасад Колледжо ди Пропаганда Фиде (1645—1666), трансепт, купол и колокольня церкви Сант Андреа делла Фратте (с 1654), палаццо Фальконьери (1650—1658). Важнейшие работы в Турине и окрестностях: церковь дель Кармине, базилика Суперга (1715—1731), палаццо Мадама (с 1718), широко раскинувшийся охотничий замок Ступиниджи (после 1729), семинария и многие другие. Ему принадлежат также декорация интерьера базилики Сан Джованни ин Латерано (1649), фасад церкви Сант Аньезе на площади Навона (1653–1655, закончена Карло Райнальди) и колокольня церкви Сант Андреа делле Фратте (1665). По приезде в Рим Борромини сначала работал со своим дядей К. Мадерной. Этот принцип использован в венецианской церкви Спасения и в туринской церкви Сан-Лоренцо.
35). Вместо центрических в плане построек создавались удлиненные, базиликальные. Конкуренция с Л. Бернини перешла с годами в личную неприязнь. Сан-Паоло-Маджоре в Болонье, 1637–45).
отца, 1626), Тритона на площади Барберини (1640), фонтан Четырех рек на площади Навона (1646—1652), монумент Слона с обелиском перед церковью Санта Мариа Сопра Минерва и др. Действительно, колонны балдахина витые, антаблемент изгибается, венчание имеет форму короны (рис.
Созданная Бернини площадь св. Придуманный Серлио план при строительстве церкви впервые применил Виньола. Карла Борромея. своего дяди, архит. С 1769 — в Милане. ун-та Сапьенца, где возвёл лучшую из своих построек– ц. Сант-Иво-алла-Сапьенца (1643–48, 1659–62) спиралевидный фонарь (1652), венчающий её купол, символизирует Вавилонскую башню.
Применение различных художественных средств обусловлено у Бернини идеей и реализует его замысел исполнительное мастерство Борромини всегда обусловлено практической необходимостью. Лишь границы ризалита и изломы боковых крыльев отмечены пилястрами. Борромини (Borromini Борромино, Borromino собственно Кастелли, Castelli) Франческо (25. 9. 1599, Биссоне, Швейцария, – 3. 8. 1667, Рим) итальянский архитектор.
46). Борромини сыграл значительную роль в формировании городского силуэта. Франческо Борромини дает новое понимание внутреннего пространства.
Франческо (25. 9. 1599, Биссоне, Швейцария, — 3. 8. 1667, Рим) итальянский архитектор. 29). Фасады: Фасад расчленен на два яруса, каждый из которых наделен ордером. Церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане.
Изысканность, чистота ритма нарастают с увеличением внутреннего напряжения. Как круглая скульптура, он смотрится со всех сторон. Петра (1630-33) идея завершения которого принадлежит Борромини. Его настоящее имя – Кастелли (Castelli). Стиль барокко возник в Италии в результате дальнейшей эволюции стиля Возрождения.
Гладкие поверхности отсутствуют вовсе. Широко применялась лепнина, резьба по дереву и камню. доводя тем самым тенденции барочной архитектуры до их логического завершения. Борромини работал над проектами реконструкции более ранних построек для семейства Спада, Фальконьери, кардинала Памфили, для испанского представительства в Риме, был главным архитектором ордена филиппинцев (1637-43), римского университета Ла Сапиенца (1645-50), Латеранской базилики Сан-Джованни (1653-57), палаццо ди Пропаганда Фиде (1654-64). В Сицилии барокко получило исключительно богатое развитие. Следующей работой был маленький внутренний дворик монастыря Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1633-1637).
Сын и ученик тессинского архитектора и каменотёса Джованни Доменико Кастелли-Брумино (Castelli-Brumino). Фасад стал преобладать над остальными архитектурными элементами собора. Джузеппе Цимбало, прозванный Цингарелло, расширил собор, построил церкви Сант Анджело (1663), Санта Кьяра (1687) и особенно поражающую богатством деталей Санта Кроче, а также монастырский корпус при ней, служащий теперь Префектурой (рис.
Его брат Франческо (1659— 1739) построил Филармонический театр в Вероне и перед тем, как обосноваться в Болонье (1726), работал в Риме, Вене и Нанси. Вместе с тем зарождающийся рационализм буржуазной эры подтолкнул мастера на любование чисто функциональными конструктивными формами пересекающихся арок.
К счастью сохранился литературный труд Борромини с описание его собственных работ. В 1605 г. Бернини ездил в Париж и разработал проект фасада Лувра (не осуществлен). Петра, в более камерном плане – в площади перед церковью Санта Мария делла Паче архитектором Пьетро да Кортона (1596-1669). Карнизы имеют сложно изогнутую, волнообразную форму. в Риме– вначалегл.
Своего высшего выражения принцип «бега и потока форм» достигает в приеме «раскреповок», в том многократном дроблении антаблемента, которое вызывает вверху здания прихотливо изгибающуюся линию карниза. Центральный неф церкви здесь короче и шире, чем в предшествующих постройках подобного типа, а вместо боковых нефов с двух сторон располагаются капеллы (часовни). С 1632 архитектор рим.
Борромини добился эффекта, не прибегая к орнаментации и декору. Агаты, двор монастыря Иезуитов.
Таким образом, даже плоскому фасаду Борромини сумел придать некоторую глубину (рис. Ее план имеет форму шестиконечной звезды (аллюзия на храм Соломона), в сложной форме купола угадывается сходство с рисунками Леонардо да Винчи. В архитектуре церкви Сант Иво алла Сапиенца (1642–1660) план здания, единство пространства интерьера и купола и овальная форма фонаря являются теми чертами, по которым можно безошибочно определить стиль Борромини. БОРРОМИНИ, Борромино (Borromini, Borromino собственно Кастелли, Castelli) Франческо итал. Здесь еще нет беспокойных волнообразных линий, но очертания фасада в целом слегка искривлены в плане.
Порталы и окна вдесятеро больше человеческого роста становились нормой. 1634–1667 гг. В интерьере нет плоскостей, в нем все беспокойно и напряженно, все поверхности искривлены, то выступают вперед, то западают, перетекая одна в другую. Борромини отстаивал идеи использования выразительных возможностей техники. Работал каменотесом на строительстве собора св.
В архитектуре церкви Сант Иво алла Сапиенца (1642–1660) план здания, единство пространства интерьера и купола и овальная форма фонаря являются теми чертами, по которым можно безошибочно определить стиль Борромини. В оформлении интерьеров палаццо Фальконьери (1639–1641) наибольший интерес представляют вестибюль и тонкий элегантный декор плафонов. Третья церковь Кортоны — Санта Мариа аль Корсо (ранее — Санта Мариа ин виа Лата) при обычной вытянутой форме плана имеет высокий фасад, верхний ордерный ярус которого по ширине равен нижнему и является, следовательно, декоративным. Следующей работой был маленький внутренний дворик монастыря Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1633—1637). А над их препирательствами на словах и в камне развлекался весь Рим.
Однако поперечное развитие как бы остановлено устоями, которые поставлены как раз по длинной оси овала, в отличие от обычно принятого расположения, при котором по основным осям композиции находятся капеллы или ниши. Борромини отстаивал идеи использования выразительных возможностей техники, в то время как Бернини придавал большее значение стилю и особенно воображению, которое Борромини расценивал как произвольное, «химерическое», фантастическое возбуждение без основы в истории. Безудержная фантазия мастера, его стремление довести до предела все выразительные средства архитектуры (его изгибающиеся стеновые поверхности, усложненные силуэты венчающих частей, взаимное пересечение и перетекание пространств в интерьерах) придают произведениям Борромини трепетную, доходящую до беспокойства динамичность, а вместе с тем лишают их той тектонической целостности и внушительной, величавой серьезности, которые отличают творчество Бернини. 44).
Расцвет барокко приходится здесь на 2-ю половину XVIII в., когда арх. Конкуренты отчаянно ненавидели друг друга, расставляя друг другу капканы и потешаясь над неудачами соперника. Благодаря этомукупол неразрывно связан со всем интерьером. выше).
Интерьер был местом пышного театрализованного обряда католической церковной службы (так же как во дворцах – местом торжественных приемов и празднеств), вот таким образом мастера барокко сосредоточивают все средства художественной выразительности именно в интерьере используя возможности синтеза архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Л. Бернини, оба здания– в Риме). Лоренцо Бернини по многогранности дарований и неистощимой творческой энергии может быть поставлен в ряд с таким титаном эпохи Возрождения, как Микеланджело.
Клинообразное пространство, отведенное для лестницы, стиснуто между собором и стенами помещений, над которыми находится Сикстинская капелла.
Не считаясь с логикой конструкций и возможностями материалов, Борромини заменяет прямые линии и плоскости в архитектуре изогнутыми, скругленными извивающимися. храмом имп. Был в Лиссабоне (1719—1720), где выполнил проекты собора, замка и каноники, в Мадриде, где начал разрабатывать проект королевского дворца. Виньола обратился к форме купольной базилики.
Итальянское слово «барокко» означает буквально «странный», «причудливый». Сжёг рукописи и рисунки, затем покончил с собой. Его размеры, пропорции, силуэт найдены в соответствии с размерами подкупольного пространства. Даров в соборе св.
Расчет делался на внезапность, контраст, неожиданность впечатления. В церкви Сант Андреа аль Квиринале овальный план, впервые примененный еще Виньолой в церкви Сант Анна деи Палафреньери и в оратории Сант Андреа на виа Фламиниа, повернут длинной осью поперек оси идущей от главного входа к алтарю.
Карло Райнальди (1611—1691), выходец из семейства североитальянских зодчих, работал вместе с Борромини на постройке церкви Сант Аньезе и завершал ее после смерти мастера. Церковь Сант Аньезе ин Агоне (1653—1661), первоначально строившаяся Райнальди, но перешедшая потом к Борромини, расположена на площади Навона напротив Берниниева фонтана Четырех Рек (см. Он отличался роскошной отделкой и богатством материалов. В оформлении интерьеров палаццо Фальконьери (1639–1641) наибольший интерес представляют вестибюль и тонкий элегантный декор плафонов.
Его настоящее имя – Кастелли (Castelli). Постройки Борромини характеризуются подвижностью пространства, беспокойной динамикой упругих форм, порой лишающих здание пластической целостности.
По оси симметрии этого грандиозного комплекса находится центральный, эллиптический в плане объем. Критики неоклассицизма обвиняли Борромини в том, что он работал как краснодеревщик и действительно, он нервно взрезал поверхности стен, разламывал линии, создавал тончайший и часто прихотливый узор декора. И действительно, характерным для Франческо стало обилие затейливых и причудливых архитектурных деталей, тончайший и часто прихотливый узор декора. Внушительному пятиэтажному фасаду свойственно почти классическое благородство, но богатейший парк, украшенный фантастическим каскадом (пожалуй наиболее богатым в бедной водой Южной Италии) и интерьеры — яркие произведения позднего барокко.
под рук. В противовес Бернини творчество его соперника, второго крупнейшего представителя архитектуры барокко Франческо Борромини (1599-1667), дает пример заострения экспрессивных тенденций этого стиля.
В 1625 г. создал первые проекты 2 колоколен для храма Всех святых (бывш. Петра, затем сотрудничал с Бернини при постройке палаццо Барберини (1625–1663). Ювара возвел купола церкви Сант Андреа в Мантуе и собора в Комо. Д. Браманте (папская вилла и Бельведер в Ватикане, первоначальный проект храма мон-ря Сан-Пьетро ин Монторио (Темпьетто). Он спарил колонны по длинным сторонам двора, срезал углы, обработав их искривленными в плане антаблементами и, ритмически чередуя архивольт с горизонталью, по-новому подал мотив арочного и двух прямоугольных проемов, носящих название «палладианского».
Работал главным образом в Турине (с 1715 по 1735), выезжая во многие города Италии. Длительные метания Борромини приближаются к эпилогу: остановлена на половине реставрация Сан-Джованни, что его огорчает, его унижает триумфальный итог деятельности Бернини под покровительством Александра VII.
В архитектуре Барокко поражают «нечеловеческие» масштабы. Многое строится на контрастах, на внесении в архитектуру сочных деталей.
Б. построил церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1634—67), Сант-Иво алла Сапиенца (1642—60) и Сант-Андреа делле Фратте (1656 фасад — 1816), фасад церкви Сант-Аньезе ин Агоне (1653—55), ораторий филиппинцев (1637—62), дворцы Фальконьери (1639—41) и Барберини (1625—63 совместно с К. Мадерна и Л. Бернини) и др. Круглый план и здесь усложнен экседрами и нишами. Даже гирлянды и путти в основании купола повторяются в обоих интерьерах.
Борромини родился в Биссоне в Ломбардии 25 сентября 1599. Особенно замечательны в этом отношении декоративные композиции иезуитского монаха Андреа Поццо (1642—1709), главными произведениями которого являются росписи церкви Сант Иньяцио и алтарь в церкви Иль Джезу в Риме (рис. Средний пролет выступает вперед два боковых образуют запады.
Петра каскад виллы Лудовизи во Фраскати, 1621 фасад и фонарь куполац. Их монастырь и церковь Святого Карла у четырех фонтанов – Сан-Карло-алле-кватро-Фонтане (1634-41) – первое самостоятельное произведение Борромини и его шедевр. обр.
Еще ярче особенности культового зодчества проявились в церковных интерьерах. Дж. Это осложняет замысел и вносит динамику в окруженное капеллами внутреннее пространство.
Вся эстетика барокко основана на преувеличенномпафосе, стремлении поразить воображение. Борромини добился эффекта, не прибегая к орнаментации и декору. Им были заложены две центрально-купольные церкви на пьяцца дель Пополо (1662), отметившие начало знаменитой трехлучевой системы улиц: Санта Мариа ин Монтесанто и Санта Мариа деи Мираколи (рис.
Колонны полукруглого входного портика спарены. Ему принадлежат также декорация интерьера базилики Сан Джованни ин Латерано (1649), фасад церкви Сант Аньезе на площади Навона (1653–1655, закончена Карло Райнальди) и колокольня церкви Сант Андреа делле Фратте (1665). Изменение пропорций ордерных форм Борромини достигает экспрессивных эффектов. Оформляя гигантским ордером центральный неф Латеранской базилики, он опирался на опыт Микеланджело (фасад дворца Консерваторов на Капитолийском холме), установив т. о. связь между историческим центром и древнейшим христ.
В основу композиции расчлененного двухъярусными колоннами и украшенного нишами фасада положен тот же прием построения сложной волнообразной формы (выпуклой середины и вогнутых краев), который составляет основу композиции интерьера. Но наружный облик церкви чрезвычайно различен. Наиболее видными мастерами барокко 17 века были: Л. Бернини (1598-1680) и Ф. Борромини (1599-1667). Важнейшие фонтаны — Ла Баркачча на площади ди Спанья (по рис. работы в соборе Св. 36). Петра, которые должны были служить укреплению престижа католической церкви и придать новый блеск ореолу, окружавшему ее первосвященника и папскую курию, в Риме велось и широкое частное строительство. При восстановлении собора Ваккарини сделан богато украшенный колоннами и раскреповками фасад (1736), а церковь Сан Джулиано он завершил окруженным восьмигранной арочной галереей куполом.
Этим достигается стилевое единство фасада и интерьера, а также богатство форм и ракурсов. Средняя часть выделена ризалитом и выступает вперед. Овал представляет собой самое простое сочетание кругового и осевого планов.
Пантеона) и решетки у входа в капеллу Св. Здесь также характерно возвращение от Классицизма к Готике и даже к романским прообразам. Своеобразие планировки отличает ц. Сант-Иво алла Сапиенца (1642-1660), расположенную во внутреннем дворе Римского ун-та. Филиппо Ювара (1678, Мессина — 1736, Мадрид) изучал архитектуру в Риме у К. Фонтана.
Значительно дальше от Турина лежит охотничий замок Ступиниджи (с 1729). Его первой самостоятельной работой был маленький внутренний дворик монастыря Сан-Карло алле Куатро Фонтане (1633-1637). Готический тип «статуи-колонны» был осмыслен в контексте барочного храма: фигуры ангелов вырастают из прямоугольных колонн верхнего яруса колокольни ц. Сант-Андреа делле Фратте. Критики неоклассицизма обвиняли Борромини в том, что он работал как краснодеревщик. Полученная таким хитроумным способом сильная искусственная перспектива создает исключительно своеобразный, буквально театрализованный художественный эффект, который, по-видимому, воспроизводит в реальной архитектуре более ранние перспективные построения, рассчитанные лишь на создание иллюзорного впечатления (уменьшающиеся в перспективе улицы сценического задника театра Олимпико в Виченце, построенного Палладио или декоративная перспектива, созданная Борромини в палаццо Спада). Пластическая выразительность и динамичность усиливаются.
56). Квадратный план здесь усложнен врезающимися в него криволинейными частями, овальной апсидой и экседрами по углам. Стиль барокко тяготел к парадной торжественности и пышности. Свободно используя классич. Прямоугольные варианты планировки площади были отвергнуты после проверки на макетах фрагментов колоннады, сделанных в натуральную величину (1657): ближайшая к Ватикану колоннада скрывала благославляющего с балкона папу от значительной части собравшейся на площади толпы. Кругу он неизменно предпочитал эллипс.
выше). Уровень архитектуры тогда достигал головокружительной высоты, когда практическая деятельность общества подчинялась идеям мирского аскетизма. 34). Критики неоклассицизма обвиняли Борромини в том, что он работал как краснодеревщик. По контрасту с нижней частью верхний ярус облегчен за счет глубоких ниш, усиливающих эффект «прогибания» стены. Плафон Сант Иньяцио (1681)—фантастическая перспективная композиция, в которой уничтожены всякие границы между архитектурными, скульптурными и живописными формами — является, пожалуй, наиболее ярким, экстатическим примером театрализованно эффектного завершения внутреннего пространства в культовом зодчестве барокко.
В начале своего творчества тяготел к маньеризму. План церкви и монастыря с большой виртуозностью вписан в незначительный по размерам участок, угол которого срезан и был украшен впоследствии фонтаном (одним из четырех, отметивших все углы перекрестка). Его настоящая фамилия – Кастелли (Castelli). Правилом – бесконечное повторение, дублирование одних и тех же приемов. Итальянский архитектор.
Он был любимцем нескольких сменившихся за его долгую жизнь пап, а Людовик XIV, пригласивший его (в 1664 г. ) в Париж в связи со строительством Лувра, встречал его с королевскими почестями. При создании ансамбля Оратория филиппинцев (1637–1662) он придал оригинальную форму линии фасада его архитектурное решение оказало огромное воздействие на итальянское и европейское зодчество 17–18 вв. том V) были основаны на круглом и квадратном плане.
Уже самая ранняя из его работ – коридор в садовом корпусе палаццо Спада (1632-1638) со сводом, опирающимся на расположенные вдоль стен два ряда тосканских колонн, – отмечена незаурядной изобретательностью. Вся нижняя ордерная часть церкви покрыта темным мрамором, а окрашенный в белый цвет купол отделан золотом. Овальная площадь с обелиском посередине и двумя фонтанами в ее геометрических фокусах охвачена, словно щупальцами, гигантскими четырехрядными колоннадами (символ раскрытых для верующих объятий церкви) и превращена в огромный раскрытый вестибюль перед собором, к которому ведет торжественный многоступенчатый подъем. В главном фасаде церкви Сан Карло (1660-1667) получили развитие барочные формы, выполненные с присущей Борромини динамикой и живописностью. Он четко отделяет нижнюю часть церкви от парусов и арок, перекрывающих неравные апсиды.
С 1751 переехал в Казерту, где построил замок. Он избегал прямых линий так же, как и благородных материалов, предпочитая дорогому мрамору гипс, кирпич и штукатурку. Джованни Баттиста Ваккарини (1702—1768), получивший образование в Риме, — пожалуй наиболее крупный из архитекторов, работавших в Сицилии в XVIIIв. Карнизы – сложной волнообразной формы, гладкие поверхности отсутствуют вовсе.
Основная часть фасада представляет собой как бы декоративную аппликацию, наложенную на поверхность стены. Сант-Аньезе-ин-Агоне (1653–55). в Риме во Фраскати расширил виллу Фальконьери. Приходившийся ему дядей главный архитектор собора Карло Мадерно привлек его в качестве помощника на строительство купола церкви Сант-Андела дела Валле (1621-23) и дворца Барберини (1625-29).
К. Мадерны (скульптурный декор нового портика и др. Все это отражает мистические умонастроения церковной и светской верхушки общества в эту эпоху. Свои «видимые» формы он стал обретать с конца XVI столетия. Внутреннее пространство дворца компонуется как великолепная анфилада покоев, предназначенных для торжественных приемов и празднеств. Фасад расчленен на два яруса, каждый из которых наделен ордером. Искусство Борромини было олицетворением крайней степени творческой индивидуализации. Сжёг рукописи и рисунки, затем покончил с собой.
Работал каменотесом на строительстве собора св. Новый стиль, прежде всего, утвердился в церковной архитектуре. Отсюда впечатление какого- то движения, непрерывного бега линий и потока форм. 47). Марши фланкированы двумя отставленными от стен ионическими колоннадами, несущими внутренний сводчатый потолок, который становится ниже и уже в соответствии с уменьшением общих габаритов лестницы.
XVII в., представитель стиля барокко. 60). Петра, затем сотрудничал с Бернини при постройке палаццо Барберини (1625–1663).
Джованни или Джан Лоренцо Бернини (1598, Неаполь — 1680, Рим) учился у отца в Неаполе. В первый раз произведения раннехристианского искусства приобретают ценность не как реликвии и документы религиозной истории, а из-за очарования, которое исходит от их непривычной архитектурной интонации. Что касается централизации продольного пространства, то она успешно осуществляется с помощью симметричного плана, благодаря которому стык трансепта – или заменяющего его отсека – находится в самом центре нефа. Средние три пролета из пяти увенчаны фронтоном сложных очертаний. 2, 8, 69). Плоскости трехъярусного, увенчанного аттиком фасада гладко оштукатурены.
Борромини приписываются капеллы Спада в церкви Сан Джироламо делла Карита (после 1660) и Фальконьери в церкви Сан Джованни деи Фиорентини. В музыке – появление оперы, развитие свободного полифонического стиля (в частности в творчестве Палестрини). Его первая самостоятельная работа – церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1634–1641, фасад – 1662–1667). Петра, лежащую перед фасадом собора. Сын каменотёса, сам учился на каменотёса в Милане.
Стройный, вытянутый по вертикали, он заставляет задирать голову в этой узкой улице. Борромини (Borromini Борромино, Borromino собственно Кастелли, Castelli) Франческо (25. 9. 1599, Биссоне, Швейцария, — 3. 8. 1667, Рим) итальянский архитектор. Достигнув экономической независимости, предложил безвозмездно свои услуги ордену Тринитариев (Святой Троицы).
Это противоположно тому, что сделал Бернини на той же улице в церкви Сант-Андреа. 27). Учился в Милане. В Риме с 1604 г. Первая архитектурная работа — реконструкция церкви Сан Бибиана (1625). Франческо Кастелли, прозванный Борромини (1599, Биссоне близ Комо— 1667, Рим), с 1608 г. обучался скульптуре в мастерской отца Б. Кастелли, архитектора герцогов Висконти в Милане.
Учился в Милане, с 1619 работал в осн. Его первая самостоятельная работа – церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1634–1641, фасад – 1662–1667). Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане (1634–41, 1665–1667) и предпринял перестройки палаццо Фальконьери (с 1646) и Каподиферро (1652), ц. Сант-Андреа-делле-Фратте (1653–59 фасад– 1816) создал фасадц. ЦерковьСант Иво алла Сапиенца Только у этой римской церкви есть такое затейливое завершение: очень высокий шестилопастной барабан (в плане напоминает цветок), на котором установлена изящная спираль, увенчанная каменной короной с ажурным куполом в виде луковки с кованым крестом. Этот прием, восходящий к поздней античности (церковь св.
Таковы элементы этого архитектурно-скульптурного произведения, в котором нельзя сказать, что является структурой, а что — украшением, но которое невольно останавливает взгляды каждого проходящего и заставляет их устремиться вверх, а следовательно (по замыслу глубоко верующего мастера), — к богу. Каждой пилястре, отмечающей шесть основных устоев церкви, соответствует ребро купола. Будучи почти самоучкой, он развивал в себе культ Микеланджело. С 1624 г. начинается деятельность Бернини в соборе св. Церковь расположена среди исключительно тесной застройки, восходящей к XV и XVI вв. 58). Петра.
Гладкие поверхности отсутствуют вовсе. Петра, не прекращавшаяся всю его жизнь.
Прочие работы: Лаццаретто (1733) и церковь Джезу в Анконе (1743—1745) церковь Сантиссима Анунциата (с 1761), палаццо дАнгри (1755) и другие дворцы в Неаполе проект фасада Миланского собора (1750) и перестройка палаццо Реале в Милане (вместе с Пьермарини). Колонны самого пышного коринфского ордера устанавливались на высокие пьедесталы.
Член Академии Сан Лука с 1706 г., занимался скенографией. Разные материалы (цветные мраморы, резьба по камню и дереву, лепнина, позолота), живопись с ее иллюзионистическими эффектами – все это вместе с прихотливостью объемов создавало чувство ирреального, расширяло пространство храма до беспредельности. В этом сказались как учет градостроительных требований, то есть необходимость подчинения построек второстепенного значения главным архитектурным акцентам, так и вкусы феодальной аристократии, стремившейся к внешне подчеркнутой сдержанности, чопорности и замкнутости. Исполнительное мастерство Борромини всегда обусловлено практической необходимостью.
Рима. Учился в Милане.
Ритмическое, сужающееся кверху построение стен непосредственно переходило в венчающую фасад одиночную колокольню.