(eyck, van), фамилия двух знаменитых фламандских живописцев конца 14 – начала 15 в., братьев Губерта (Hubert van Eyck, ок. Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок. Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck, ок. – 1426) и Яна (Jan van Eyck, ок.
Ван ЭЙК (Eyck, van), фамилия двух знаменитых фламандских живописцев конца 14 – начала 15 в., братьев Губерта (Hubert van Eyck, ок. –1426) и Яна (Jan van Eyck, ок. Jan van Eyck, ок.
Таковы— «Посвящение Томаса Бекета в епископа Кентерберийского» (1421, наход. Старший брат Яна ван Эйка. Рядом стоят Богоматерь и Иоанн Креститель, поют ангелы. Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге). Судя по сохранившимся архаическим частям алтаря — «Поклонение агнцу», фигуры Бога Отца, Марии и Иоанна Крестителя, — Губерта можно назвать мастером переходного периода.
Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их. рисунок– Графич. Иоанна (теперь св.
По бокам от центральной композиции на четырех досках продолжается изображение процессий: слева направо идут праведные судьи (современная копия доски, похищенной в 1934) и рыцари, справа налево – отшельники и паломники. муз. ), «Мадонна каноника Георга Ван дер Пале» (1436, в Брюггск. Сегодня эта работа хранится в Лондонской национальной галерее.
испытали не только нидерл., но и итал. В 1431 он купил себе дом, а через несколько лет женился. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Это необычайно тонко, точно и живо.
Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Похоронен в церкви св. ВАН ЭЙК (van Eyck) Ян, нидерл. С 1425г. До сих пор она остается самым достойным украшением музейного собрания.
Не позднее 1426 г. была написана Мадонна в церкви — одна из ранних работ Ван Эйка. Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Робера Кампена и др. ), Вай Эйк превращает традиционную сцену поклонения Богоматери, держащей младенца, в величественное и красочное изображение зримого, реального мира исполненное спокойной созерцательности. Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты.
Портрет вставлен в деревянную раму имитирующую порфир. На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей.
Мало жестов и мало позы. Надпись над зеркалом «Иоханнес ван Эйк был здесь 1434» указывает на то, что одним из свидетелей является сам художник. Картина была заказана художнику каноником церкви св.
Искупление свершилось. Но тем самым он сконцентрировал на ее лице все свое внимание.
Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Р. В будни основная (внутренняя) часть алтаря была закрыта створками с почти монохромной живописью в праздники они раскрывались, создавая эффект «явленного чуда».
Супруги изображены стоящими в спальне. Гентский алтарь состоит из 25 картин, включающих более 250 персонажей. Ярким примером графического мастерства художника служит Св. символика претворена в нём в конкретные, жизненные образы.
в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. С нач.
Звучные интенсивные, чистые тона красок в картинах В. Э. сцен и персонажей из Ветхого и Нового Завета, портретами донаторов (Йодокуса Вейда и его супруги), величественный алтарь представляет зрителю целостную картину мироздания несмотря на наличие в ряде сцен архаич. На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Собачка и стоящие рядом туфли– символы супружеской верности.
Погрудные, обычно изображающие модель в трёхчетвертном повороте, портреты Вай Эйка отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств: кардинал Альбергати (. ) (1431-32, Художественно-исторический музей, Вена подготовительный рисунок – Графическое собрание, Дрезден) «Тимофей» (1432) и «Человек в красном головном уборе» (1432 ранее считался автопортретом Вай Эйка оба – в Национальной галерее, Лондон) портрет жены художника Маргариты (1439, Грунинге-мюсеум, Брюгге). На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку. Получил известность как автор монументального многочастного алтаря со-бора св.
Последние слова, разумеется, принадлежат самому художнику. Франциска» и «Мадонна в церкви».
Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях. Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. В этом произведении мир показан во всем его многообразии, чего не знала живопись позднего Средневековья.
К Богу-Отцу повернуты фигуры Богоматери и Иоанна Крестителя. родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург. Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование. Известно, что работу над знаменитым Гентcким алтарем в церкви Св. Лишь в ХХ веке алтарь (за исключением одной створки, похищенной в 1934 году и замененной хорошей копией) вернулся в церковь св.
Мощное воздействие искусства Вай Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера Возрождения (Антонелло да Мессина и др. ). «Мадонна в церкви» – одна из ранних работ, она выполнена в технике поочередного нанесения слоев масляных красок на отшлифованную белую гипсовую грунтовку, покрытую лаком. С 1425 он работал живописцем при дворе бургундского герцога Филиппа Доброго. Погрудные, обычно изображающие модель в трёхчетвертном повороте, портреты В. Э. музей, Вена подготовит.
Яну всецело приписываются фигуры Адама и Евы. В центре — торжественно величавый образ Бога-Отца, по сторонам Богоматерь как воплощение женской красоты и достоинства и Иоанн Креститель — предтеча Христа. В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета.
Бавона в Генте (1432 см. Бавона. При жизни пользовался уважением среди художников и заказчиков.
Сложный композиционный замысел произведения и высочайшее мастерство исполнения открывали собой новую эпоху в развитии иск-ва Нидерландов. голубое, слегка подцвечено ультрамарином в зените. «Прошли века. Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле. Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях.
Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. Луки, покровителя живописцев, выставлялся для обозрения.
Составленный из мн. Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня. голубые, синие, розовые и лиловые. Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде.
Нидерландский художник. Чрезвычайная тщательность и вместе с тем обобщённость живописи выявляют самоценность и красоту каждой детали (архитектурные элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями) исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в «Мадонне канцлера Никола Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной. С 1430г. у герцога Девоншайрского, в Англии), маленькая «Мадонна, сидящая в горнице» (1432, в Айнс-Голле, близ Ливерпуля), два небольших мужских портрета (1432 и 1433, в Лондонской национальной гал. ), портрет Жана Арнольфини и его жены (одна из превосходнейших картин художника 1434, также в Лондонской национ.
Учился, возможно, у старшего брата Губерта. Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. гал. ). Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. Его суровое лицо бесстрастно.
оба– в Нац. проникнуто глубоким пониманием сущего как воплощения Божьего промысла, выражением чего является строгое, продуманное и вместе с тем естеств. К теме Богоматери Ян ван Эйк обращался множество раз. В 1427 посетил Испанию, в 1428-29 Португалию.
Следующая Мадонна – «Мадонна канцлера Ролена» (1435) – одно из лучших произведений мастера. В 1428 году Иоанн Баварский умер и мастер перешел к бургундскому герцогу Филиппу Доброму.
Мощное воздействие иск-ва В. Э. В этой связи показательно изображение интерьера. Ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет изобразив купца Дж. Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру. Художник создал первый в европ. Иоанна Предтечу, а внизу— многофигурную картину поклонения ангелов, апостолов, мучеников, отцов церкви, ветхозаветных пророков, древних философов и поэтов, праведников всякого звания Агнцу Божию пред Его алтарем и живоносным источником этот род иконостаса продолжался на створках, на которых верхний ряд занимали две группы ангелов, поющих и играющих на музыкальных инструментах, фигуры Адама и Евы и над этими последними, в форме полулюнетов, «Жертвоприношение Каина и Авеля» и «Убийство Авеля», а нижний ряд составляли группы праведных судий, Христовых ратников, святых странников и святых отшельников, едущих верхом или идущих по направлению к Агнцу в пейзажной обстановке, составляющей продолжение пейзажа, среди которого происходит поклонение Ему.
Бавона в Генте). В творчестве Ван Эйка портрет выделился в самостоятельный жанр. Так, один из источников нач. Итак, называйте безжалостными Парок, которые похитили у нас такого мужа. Родиной братьев Ван Эйк считается город Маасэйк.
Вершиной творчества Эйка стали мону-ментальные алтарные композиции «Мадонна канцлера Ролена» (1435) и «мадонна каноника ван дер Пале» (1436), которые отличались своеобразным мистическим реализмом. превращает традиц. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. 1435–36, Нац.
Сложный композиционный замысел произведения и высочайшее мастерство исполнения открывали собой новую эпоху в развитии искусства Нидерландов. У его ног — царская корона — атрибут Христа. Это тоже человек крепкий духом, но он стар и болен, его лицо и изборождено морщинами, на виске склеротические жилки, но в глазах читается упрямство и твердость воли. В 1427 г. посетил Турне.
Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к св. Яну принадлежат несколько картин на религиозные темы, созданные после завершения алтаря. Они одеты в нежные цвета: в бледноголубые, синие, розовые и лиловые.
1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге). Так же поступил и ван Эйк. Наиболее знаменит портрет «Четы Арнольфини» (1434), в котором представлены итальянский купец Дж. Арнольфини и его жена Дж. Ему многим обязаны все крупные нидерландские художники во главе с Рембрандтом. чувством изображение купца Дж.
Конечно, ему должны уступить Фидиас и Апеллес, даже Поликлет был ниже его по искусству. Портрет четы Арнольфини. глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея).
В 1427г. Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального.
Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Согласно давней традиции, восходящей к надписи на раме Гентского алтаря (полиптих Поклонение агнцу в соборе Св. Как умею». В 1428г. Герцог всецело доверял Яну ван Эйку и неоднократно направлял его с секретными миссиями в Испанию и Португалию (1428-1429 г. г. ), результатом которых стал брак Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской в 1430 г. Самым крупным и знаменитым произведением Яна ван Эйка считается Гентский алтарь, работу над которым он начал вместе с братом Хубертом.
Молодые люди, взяв друг друга за руки, произносят клятвенные слова — в то время это могло заменить обряд венчания в церкви. выразительности. Слева Деревянный крест с унизительной надписью INRI — аббревиатурой латинской фразы: IESVS NAZARENVS REX IVDAEORVM, то есть «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».
Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста. Ван Эйк написал ее портрет. Звучные интенсивные, чистые тона красок в картинах Ван Эйка как бы пронизаны воздухом и светом и объединены в единое гармоничное красочное целое. Фигура младенца нарисована в сложном повороте, над которым художник много работал. С 1431 художник поселился в Брюгге.
Выполняя дипломатические поручения своего покровителя, ездил в Португалию (1428—29), где вел переговоры о браке своего патрона с португальской принцессой Изабеллой. проблем требовало разработки новых средств худож. Точная дата рождения Яна ван Эйка неизвестна. На жертвеннике стоит Грааль — чаша, в которую была собрана кровь Иисуса. Донациана – для нее он исполнил «Мадонну каноника ван дер Пале», на короткое время похищенную оттуда наполеоновскими захватчиками. Ван Эйк Ян (van Eyck) (около 1390 – 1441), нидерландский художник.
1430–32 или 1423–32). Замыкают верхний ряд фигры легендарных прародителей человечества Адама и Евы. Ван Эйк одним из первых освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма). галерея, Лондон). Его святой покровитель Георгий из Каппадокии, приподымая правой рукой шлем, указывает на каноника св.
1420-х жил в Генте. Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале. 1436г. ) Богоматерь с Младенцем и земной человек встречаются лицом к лицу в едином, чудесно преображенном пространстве – чертоге Царицы Небесной.
Вот таким образом она отличается изумительным эффектом внутреннего свечения. Екатериной и заказчиком» (в Дрезденск. Живопись наружных створок почти монохромна.
голубыми и розовато. Арнольфини с женой в центре небольшой исполненной мягкого света и уюта бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон). Его размер – 3, 64, 5 м. Алтарь пережил пожар, демонтаж, переезды, реставрации, потерю одной из частей и кражу другой.
В центре верхнего ряда художник поместил Бога-Отца в папской тиаре. инстит., во Франкфурте-на-Майне), «Мадонна канцлера Роллена» (в Луврск. И даже маленькая собачка у ног супружеской четы наводит зрителя на мысль о верности. Никакие драгоценности не украшают ее.
При жизни его картины ценились, он занимал достаточно высокое положение в обществе. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). Вверху торжественно восседает на троне Бог Отец. Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка.
Его митра украшена драгоценными камнями так же, как и крест в левой руке. построение композиции, полное тонкого ощущения пространственной соразмерности.
Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета. Ян ван Эйк умер в 1441 году в Брюгге. В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа.
Донациану, патрону церкви, который, в свою очередь, смотрит на них. Губка на шесте, смоченная в уксусе (или в вине) для утоления жажды. Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. И хотя, как и в Гентском алтаре, отдельные детали имеют символический смысл, в целом преобладает восторг художника, а с ним и зрителя, перед величием, красотой и разнообразием земного мира. Духа — это изображение образует Троицу. акад. С портрета на нас смотрит женщина с поразительно характерным и умным лицом.
Что может быть великолепнее его облачения. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом. Предметы, находящиеся в комнате Марии, для человека той эпохи заключали важный символический смысл. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге).
Родился в Северных Нидерландах в г. Маасейке. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Хотя масляные краски употреблялись уже в XIV веке, но ван Эйк, по всей вероятности, создал новую смесь красок, возможно, темперы с маслом, благодаря которой достиг невиданной дотоле светоносности, а также лак, придающий картине непроницаемость и блеск. Св.
Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Вероятно, встречался с Робером Кампеном, либо видел его работы. Итальянский купец, представитель банкирского дома Медичи в Брюгге изображен в брачном покое с молодой женой Джованной Ченами. Бавона в Генте начал именно он.
Картина ван Эйка имеет огромную силу образного воздействия не только благодаря продуманности целого, но и отдельной мельчайшей детали, осознанности роли каждого штриха. Около 1430 поселился в Брюгге. Бавона). Ее обаяние заключено в каком-то особом духовном аристократизме.
Ченами в момент обручения. черт, восходящих к иск-ву готики, сложная религ. Ян Ван Эйк начинал вместе с Губертом как миниатюрист, развив достижения братьев Лимбургов. целое. состоял в тех же должностях в Лилле, при бургундском герцоге Иоанне Добром, который очень любил его и неоднократно посылал его в путешествия для исполнения своих секретных поручений.
Нисколько. Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их. Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери. Безбородые, жирные, бледные, спокойные, они все преклоняются в полном блаженстве, даже не глядя на агнца, уверенные в чуде. Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае. В 1427 – 1428 гг.
Время рождения как того, так и другого с точностью неизвестно. В основе всех изображений ван Эйка лежит рисунок, часто сделанный с натуры. относятся также алтарные композиции «Благовещение» (ок. Введением новых составов смол или эмульсий усовершенствовал технику масляной живописи. Трон украшен драматическими скульптурными группами «Убийство Каином Авеля» и «Борьба Самсона со львом», а также статуэтками Адама и Евы в маленьких нишах. средств: кардинал Альбергати (. ) (1431–32, Худож. -историч.
В созданных Ван Эйком погрудных портретных изображениях (обычно в трёхчетвертном развороте), отличающихся строгой простотой и отточенностью средств (Тимофей, 1432, Человек в красном головном уборе, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты Ван Эйк, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге), беспристрастно правдивая и тщательная передача внешних черт человека подчинена зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха. Христос родился и умер.
Главным в творчестве ван Эйка было утверждение мира реальности. гал. ), поясной портрет каноника Яна де Лейве (1436, в Венск. О старшем брате Губерте сохранилось мало сведений.
Необычайна сложность построения алтаря. XV в., Турин, Гор. Бавона в Генте (1432). посетил Турне, где был принят с почётом местной гильдией художников.
на с. 103–104). Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). Но сильный дух сурового каноника торжествует над немощью его плоти. В ней нет ничего от тех женственных образов, которыми мы восхищаемся в картинах ван Эйка. Ян ван Эйк – один из первых в Европе мастеров портрета, выделившегося в его творчестве в самостоятельный жанр.
Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском». Все остальное (пять нижних многофигурных картин внутренней стороны складня и вся его внешняя сторона, за исключением фигур Вейдта и его жены), по-видимому, было начато и более или менее обработано старшим братом, но окончено младшим. В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа.
В будни осн. XVI в. сообщает, что прежде чем стать живописцем, Губерт работал в книжной миниатюре. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.
Вершина творчества Ван Эйка – монументальные алтарные композиции (Мадонна канцлера Ролена, около 1436, Лувр Мадонна каноника ван дер Пале, 1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). 1385 либо 1390, Маасейк – 1441, Брюгге) – знаменитый фламандский художник эпохи раннего Ренессанса, один из его первых его представителей в Нидерландах непревзойденный автор портретов, создавший больше 100 композиций с религиозными сюжетами.
Величавое спокойствие поз, демонстративный жест соприкасающихся рук мужчины и женщины свидетельствуют, что представлен момент заключения брачного договора. С 1425 г. он – художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго. Он впервые применил систему рефлексов используя светосилу цвета.
Христос родился и умер. Крупнейшее произведение В. Э. – знаменитый алтарный образ (полиптих) «Поклонение мистическому Агнцу» известный как «Гентский алтарь» (в соборе Св.
Дал ли я вам о нем представление. Его работы многое сближало с традициями поздней готики (отвлеченно-мистическая трактовка темы, условность в передаче пространства, мало выраженный интерес к образу человека). Георгий.
Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли. Техника масляной живописи известная в Нидерландах и ранее, была необычайно усовершенствована ван Эйком. На панелях экстерьера показан день Возвещения, когда ангел Гавриил посетил деву Марию, а также образы святого Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста. флам.
В погрудных композициях центром является лицо, выступающее из темного фона за внешней строгостью ощущается напряженная внутренняя жизнь («Тимофей», 1432 «Портрет человека в красном тюрбане», 1433 «Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника», 1439). Эрмитаже), две створки утраченного триптиха «Распятие» и «Страшный Суд» (там же), портрет старика (в Венск. Один из них– сам художник надпись над зеркалом гласит: «Ван Эйк был здесь». И самое главное – тонкая масляная пленка наподобие линзы одновременно и отражала падающий свет и вбирала его в себя, создавая тот самый эффект внутреннего сияния картины. По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры.
Святость супружеского жилища идея семьи как «малой церкви» выражены в особой чистоте пространства, благоговейной строгости жестов, многочисленных символических деталях. илл. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков.
В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита. Самыми ранними сохранившимися работами В. Э. (внутренняя) часть алтаря была закрыта створками с почти монохромной живописью в праздники они раскрывались, создавая эффект «явленного чуда». Ян ван Эйк (1385/1390-1441) родился в Нидерландском городе Маасейк.
А на последнем плане – далекие синие горы. В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени. Правдивые изображения различных явлений действительности встречались в нидерландской миниатюре и до ван Эйка, но раньше ни один художник не умел с таким искусством объединять отдельные элементы в целостный образ.
Но вот наступает праздничный день и перед зрителем во всем великолепии, драгоценном сиянии красок раскрывается воскресная сторона алтаря. Борясь с традициями средневекового искусства, мастер выбирает непосредственное наблюдение за действительностью, желает объективно воссоздать мир. В картине присутствует большое количество разных символов: апельсины обозначают богатство, собачка – верность, свеча – всевидящее око и свет Христа. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального.
Многие написал Ян ван Эйк картины. Полагают, что художник показал обряд бракосочетания.
Голову украшает скромная диадема, Строгость, простота, скромность— достоинства Марии, воплощены в зрительном образе, сочетающем чувственную конкретность земной женщины с величавой торжественностью «царицы небесной». По-разному решены в этих двух картинах пространственные задачи, что, возможно, также граничит с разницей в положении и статусе заказчиков. В 1427—1428гг. В «Мадонне канцлера Ролена» (ок. Их славят музицирующие и поющие ангелы.
Развивая и обогащая достижения своих предшественников (Робера Кампена и др. ), В. Э. Сложная религиозная символика претворена в нем в конкретных, жизненно убедительных и осязаемых образах. Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой. отличаются строгой простотой и отточенностью выразит., Губерт ван (Eyck, Hubert van) Между 1370—1390, Маасэйк, близ Маастрихта — 1426, Гент. Так же поступил и ван Эйк.
С исключительной реалистической смелостью и выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнажённые фигуры Адама и Евы фигуры поющих и музицирующих ангелов на боковых створках искусно вписанные в узкие рамки композиции, отличаются убедительной пластической осязаемостью тонкой поэтичностью, мастерством передачи пространства и световоздушной среды выделяются пейзажные фоны в центральной сцене «Поклонение мистическому Агнцу». Живописные открытия Ван Эйка сыграли важную роль в истории мировой живописи. Бавона в Генте), считается, что он участвовал в создании этого грандиозного произведения.
Алтарь являет всеобъемлющую картину Мироздания. Донациана, основанных каноником ван дер Пале. По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги. творч. С 1432 г. произведения мастера следуют одно за другим: так называемый Тимофей (1432 г. ), Человек в тюрбане (1433 г. ), небольшое панно Мадонна с младенцем (1433 г. ) и др.
особенностей его характера и отражает глубокое осознание достоинства и ценности личности. пронизаны воздухом и светом, объединены в единое гармонич. Облик каждого глубоко индивидуален. 1436, Лувр, Париж) и «Мадонна каноника Георга ван дер Пале» (1436, Грунинге-мюсеум, Брюгге), названные по именам заказчиков (донаторов) триптих «Богоматерь с младенцем», «Св. Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. Мало жестов и мало позы.
жанр. В «Мадонне канцлера Ролена» крупный государственный деятель времен Филиппа Доброго показан, в отступление от принятой традиции, без своего святого покровителя его голова находится на одном уровне с головой Марии. Это произведение открыло новую эпоху в развитии искусства Нидерландов. Бавона) в Генте.
В том же году художник переехал в Лилль. работал в Лилле и Брюгге при дворе герцога Бургундского Филиппа III Доброго.
Это необычайно тонко, точно и живо. Варвара» (рисунок пером на дереве, пройденный кистью 1437, в Антверпенском муз. ), «Голова Христа» (1438, в Берлинском муз. ), поясной портрет Яна Фрау (1439, в Брюггск. Он мыслится не столько частью вселенной, сколько реальной, жизненно.
Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого на светлый подмалёвок (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма) этот живописный метод позволил Вай Эйку достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. В открытом виде алтарь поражает небывалым богатством цвета и деталей. Впереди «Источник жизни». в Испанию для переговоров о женитьбе Филиппа на инфанте Изабелле, которые оказались неудачными результатом второй поездки (1428–29) стало бракосочетание герцога с другой инфантой – Изабеллой Испанской. Латинская надпись на раме утверждает от имени портретируемой. Решение вставших перед В. Э. Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала.
Ему и Гумберту приписывают миниатюры Туринско-Миланского часослова. Звучные цветовые пятна красочных одеяний, усыпанных драгоценными камнями, сияние золота и парчи, узоры бархата создают ослепительную картину, внезапно замыкающуюся по краям обнаженными фигурами прародителей человечества — Адама и Евы. Выдающееся произведение кисти Яна ван Эйка, наполненное такими символически значимыми деталями, – Свадебный портрет Джованни Арнольфини и Джованны Ченами (1434, Лондон, Национальная галерея).
К лучшим произведениям Вай Эйка относятся также алтарные композиции «Благовещение» (около 1435-36, Национальная галерея, Вашингтон) «Мадонна канцлера Никола Ролена» (около 1436, Лувр, Париж) и «Мадонна каноника Георга ван дер Пале» (1436, Грунинге-мюсеум, Брюгге), названные по именам заказчиков (донаторов) триптих «Богоматерь с младенцем», «Святой Михаил с донатором» и «Святая Екатерина» (1437, Картинная галерея, Дрезден). 1426г., он жил в Генте уважаемым всеми мастером. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» — в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году.
«здесь мастер как бы сосредоточивает свой взгляд на более конкретных жизненных явлениях. Портрет четы Арнольфини является примером и гениальной гибкости системы ван Эйка и ее узких рамок, за пределы которых интуитивно стремился выйти художник. Екатерина» (1437, Картинная галерея, Дрезден). Слова надписи, которые обычно понимали как «величайший художник», следует читать «величайший скульптор». Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века.
Подражание Мемлинга в картине «Обручение св. Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников. В алтарной композиции Мадонна канцлера Ролена (ок. 1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире).
Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» – в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. Вначале он трудился в Генте, потом, в 1422-24 гг., был в Гаге придворным живописцем и камердинером (varlet de chambre) герцога Иоанна Баварского («Иоанна Безжалостного»), тогдашнего епископа Люттихского, впоследствии графа Голландского, Люксенбургского и Брабантского, а после его кончины с 1425г. В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени.
Портрет четы Арнольфини. Ван Эйк явился одним из первых в Европе крупных мастеров портретной живописи. Бавона была освящена именем Иоанна Крестителя). Ян ван Эйк подчеркивал в своих произведениях реальность предметов.
Крупнейшее произведение Вай Эйка – знаменитый алтарный образ (полиптих) «Поклонение мистическому Агнцу» известный как «Гентский алтарь» (в соборе Святого Бавона в Генте около 1430-32 или 1423-32 годов). жил в Брюгге. Проблема участия художника Хуберта ван Эйка в работе над алтарем остается открытой: по мнению большинства исследователей он мог лишь начать работу над центральной частью алтаря, но в целом произведение исполнено Яном ван Эйком.
Он умер 9 июля 1440г. мастера Возрождения (Антонелло да Мессина и др. ). Они одеты в нежные цвета: в бледно. На его сияющей золотом воинской одежде играет свет от свечей и окон.
«Луккская Мадонна» (в Штеделевск. В «Мадонне каноника ван дер Пале» престарелый священник изображен так близко к Богоматери и своему патрону св. Наиболее ранние — «Стигматизация Св. Св. Бавона в Генте. Исследователи долго спорили по поводу участия двух братьев в создании алтарного комплекса, пока в 1979 не было установлено, что Губерт выполнил резное обрамление алтаря (не сохранилось).
Составленный из многих отдельных створок с изображением различных сцен и персонажей из Ветхого и Нового Завета, портретами донаторов (Йодокуса Вейда и его супруги), величественный алтарь представляет зрителю целостную картину мироздания несмотря на наличие в ряде сцен архаических черт, восходящих к искусству готики, сложная религиозная символика претворена в нём в конкретные, жизненные образы. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Ян ван Эйк был счастливым художником.
художник и миниатюрист, один из зачинателей иск-ва Возрождения в Нидерландах. Ян ван Эйк был первым, кто начал создавать портреты, преследуя цель точнейшего воссоздания индивидуального облика модели и аналитического исследования натуры человека с ее разнообразными приметами и свойствами. галерея, Вашингтон) «Мадонна канцлера Никола Ролена» (ок. Вместе с тем они создают ощущение достоверности происходящего.
Портрет таит в себе немалую интенсивность духовной жизни. Немало путешествовал, посетил Испанию, Португалию и другие страны. Иоанна-Крестителя (ныне собор Св. В истории мирового искусства он известен как «Гентский алтарь». в значит. Арнольфини с женой в уютном интерьере небольшой, наполненной мягким светом бюргерской комнаты (1434, Национальная галерея, Лондон).
Что касается до Яна, то на обстоятельства его жизни имеются более подробные указания. муз. ). И, наконец, ум давал ему возможность глубоко проникать в смысл задуманного произведения». Иск-во В. Э.
Гентский алтарь находится ныне в той же церкви св. Затем, большинство критиков полагает, что им написаны три верхние иконы средней части складня (Бог-Отец, Богородица и Иоанн Креститель), портреты заказчиков и некоторые из фигур ангелов в обеих их группах. А на последнем плане – далекие синие горы. Справа Столб, к коему был привязан Иисус во время бичевания. Вокруг гирлянда маленьких крылатых ангелов, которые почти все в белом, с немногими бледно. Биографические сведения о Губерте вообще очень скудны известно только, что за два года до своей смерти, последовавшей 18 сент.
Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Учился у старшего брата Хуберта, с которым работал до 1426 г. Начал свою деятельность в Гааге при дворе нидерландских графов, впервые упомянут между 1422 и 1426 годами как «мастер Ян» в ранге камер-юнкера у графа Иоганна III. Горящая в люстре свеча олицетворяет Недреманное око Бога.
Стрельчатые своды готического храма не слишком благоприятствовали росписи внутреннего пространства. Выпуклое зеркало на стене отражает свидетелей обручения. Выдающееся произведение кисти Яна ван Эйка, наполненное такими символически значимыми деталями, – Свадебный портрет Джованни Арнольфини и Джованны Ченами (1434, Лондон, Национальная галерея). Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки. Небо непорочно чистое, как и подобает в такой момент, бледно.
Нежнейшая легчайшая моделировка лица при близком рассмотрении кажется прозрачной. Казалось бы, такая незаметная на первый взгляд подробность — св. акад. ) и маленькая стоящая Мадонна (в Антверпенск. Юристы католической церкви огромное значение придавали чистосердечному признанию. Пусть сопровождается слезами непоправимое дело, а ты моли Бога, чтобы он жил на небе».
Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. Художник создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. Таким образом, вместе с голубем в центре нижнего яруса — символом Св. Вся поверхность центральной стены покрыта обшивкой из балегемского камня, на стене помещена только одна картина Яна ван Эйка «Богоматерь каноника ван дер Пале». в Генте, где умер в 1426).
Ян ван Эйк (Jan van Eyck, ок. Небольшое полотно изображает Богоматерь с младенцем Иисусом в помещении церкви. Период высшей творческой зрелости Яна ван Эйка пришелся на 1430-е гг. бытовой средой.
Михаил с донатором» и «Св. Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. гал. ), еще две «Мадонны» (одна у маркиза Экстера, в Англии, другая в собрании Ротшильда, в Париже), «Благовещение» (в Имп. «Блещут каменья, красками сияет парча и притягивают неотразимо взор каждая пушинка меха и каждая морщина лица. eyck) Ян ван (ок.
галерее, Лондон) портрет жены художника Маргариты (1439, Грунинге-мюсеум, Брюгге). муз., в Париже), прелестная «Мадонна с архангелом Михаилом, св. С 1425 придворный художник бургундского герцога Филиппа Доброго (в 1425–28 работал вЛилле) по его поручению в 1428–29 посетил Испанию и Португалию, где, по-видимому исполнял портреты (не сохранились).
Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон – 9 июля 1441). Георгий, представляя старого каноника, чуть наступает ногой на край его белого стихаря. Таким образом, Ян является главным создателем этого произведения. собрание, Дрезден) «Тимофей» (1432) и «Человек в красном головном уборе» (1432 ранее считался автопортретом В. Э. Работал в Лилле и Генте, в 1431г.
Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415 – 1417), так называемого ТуринскоМиланского часослова исполненных для герцога Беррийского. С исключительным реализмом и неприкрашенной выразительностью изображены на внешних створках алтаря обнаженные фигуры Адама и Евы. Ян ван Эйк подчеркивал в своих произведениях реальность предметов. В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем. Один из свидетелей – сам художник, о чем говорит надпись над зеркалом: «Johannes de Eyck fuit hic» («Ян ван Эйк был здесь»). Вероятно и композиционный замысел алтаря принадлежал ему. Алтарь представляет собой величественный многоярусный полиптих, состоящий из 24 картин с изображениями 258 человеческих фигур. Ян ван Эйк – крупнейший европейский мастер портретной живописи, являющийся одним из родоначальников этого жанра. Картины живописца можно увидеть в самых знаменитых музеях мира: Метрополитен Музее, Дрезденской галерее старых мастеров, Лувре, Лондонской национальной галерее, Национальном музее Брукенталя, Венском музее истории искусств. Ян ван Эйк умер в июле 1441 г. (братья Губерт или Гюйбрехт и Ян van Eijck)— знаменитые нидерландские художники, основатели старой фландрской школы, происходили из соседнего с Мастрихтом городка Масэйка.
В небе – перламутровая белизна, утренняя прозрачность и поэтический символ прекрасной зари. Мощное воздействие искусства Ван Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера (Антонелло да Мессина и др. ). Ян ван Эйк поместил этот сюжет в реальное бытовое окружение — комнату Богоматери. Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви». Безбородые, жирные, бледные, спокойные, они все преклоняются в полном блаженстве, даже не глядя на агнца, уверенные в чуде.
Ван Эйк никогда не имитировал натуру, как может показаться, он ее воссоздавал теми средствами и по тем законам, которыми он располагал. худ. ) «Св. Одним из первых он освоил пластич. Все же имя Губерта ван Эйка неоднократно встречается в исторических документах.
Среди зрелых произведений художника такие шедевры, как «Луккская Мадонна», «Мадонна каноника ван-дер-Пале» (1436), «Мадонна канцлера Ролена», где в образе канцлера, с его монументальной фигурой и суровым лицом, как бы отразилась целая жизнь. Что может быть великолепнее его облачения. С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго. Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка.
Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. Кисти ван Эйка, помимо картин, являющих обычный тип портрета, принадлежит уникальное произведение этого жанра «Портрет четы Арнольфини».
Вай Эйк – один из первых в Европе (наряду с Р. Кампеном) мастеров портретной живописи, выделившейся в его творчестве в самостоятельный жанр. В настоящее время этот шедевр хранится в Риме. Ян ван (1390–1441) — фламандский художник, основоположник раннеренессансного стиля в живописи Северного Возрождения. О хорошем образовании Яна можно судить по надписям, которые он оставлял на своих работах.
Теперь жизнь Яна проходит в городах Фландрии — Генте, Брюгге. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие». элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями) исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в «Мадонне канцлера Никола Ролена» воспринимается как собирательный образ Вселенной. серыми оттенками.
Богоматерь с младенцем представляет собой центр и смысл всей композиции. Л. Д. «Супруг мой Ян закончил 17 июня 1439 г. Возраст мой 33 года. На лицах людей лежит печать особого спокойствия, достоинства, душевной ясности. Впереди Источник жизни.
Именно таким считается полотно «Портрет четы Арнольфини» (1434 год). Писал Ян ван Эйк картины, которые могут показаться странными.
Как доверенное лицо герцога ездил в 1427г. Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена. Гентский алтарь. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии.
Прихожане собора могли видеть алтарь в двух состояниях: в будни его основная внутренняя часть была закрыта створками в праздники они раскрывались, приобщая зрителя к самым глубоким тайнам бытия, а также являя глазу наиболее драгоценную часть живописи. Наиболее крупное произведение Ван Эйк – знаменитый Гентский алтарь (полиптих в соборе св. Творчество В. Э. Жил художник в Лилле, Турне, Генте и главным образом в Брюгге.
Бавона в Генте ок. В настоящее время, как было замечено выше, части складня разъединены в гентской церкви св. Для него художник выполнял работы для дворца в Гааге. По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр. Первый же зал имеет иное оформление.
манерамногослойного прозрачного письма) этот живописный метод позволил В. Э. отдельных створок с изображением разл. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Судьба алтаря складывалась непросто. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. Птица в руках Христа, возможно, символизирует человеческую душу. считаются приписываемые ему 7миниатюр «Турино-Миланского часослова» исполненные в традициях интернациональной готики.
В большинстве случаев ван Эйк дает погрудное изображение портретируемого, показывая его в спокойном трехчетвертном повороте. Искупление свершилось. Образ богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами. сцене «Поклонение мистическому Агнцу». На раме алтаря есть надпись: «Губерт ван Эйк, величайший скульптор из всех когда-либо живших на земле, начал эту работу, а его брат Ян, второй в искусстве, закончил по заказу Йоса Вейда».
Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. Еще дальше – более темная полоса холмов и затем – Иерусалим изображенный в виде силуэта города или, вернее, колоколен, высоких башен и шпилей. К лучшим произведениям В. Э.
Яблоки рассыпаны на окне и на ларе подле окна, хрустальные четки висят на гвоздике, отбрасывая словно нанизанные одна на другую искорки солнечных бликов, а символ верности – собачка таращит пуговичные глаза. Был придворным живописцем великого герцога Иоанна Баварского в Гааге (1422–25), с 1425г. Образ св. живописи двойной портрет– проникнутое сложной символикой и, одновременно интимно-лирич. Один из свидетелей – сам художник, о чем говорит надпись над зеркалом: «Johannes de Eyck fuit hic» («Ян ван Эйк был здесь»).
достигать исключит. Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. муз. ), портрет пожилого человека с цветком гвоздики в руке (в Берлинск.
Ян Ван Эйк — подлинный новатор и гениальный художник, совершивший революцию в искусстве XVI века в области передачи трехмерных объемов и освещения. В. Э. – один из первых в Европе (наряду с Р. Кампеном) мастеров портретной живописи, выделившейся в его творчестве в самостоят. Бавона, для которой он создавался. С исключительной реалистич.
К великому сожалению, в настоящее время не существует ни одной работы ван Эйка, которая могла быть определена как его автопортрет. Супруги изображены стоящими в спальне. Грандиозный космический масштаб священного действа не заслоняет ювелирно выписанных деталей (многие из них являются скрытыми символами), в которых выражено восхищение художника предметной красотой мира.