Картина до 1715 года находилась в главном зале амстердамского «Дома стрелков», для которого и была создана. Его творчество пронизано стремлением постичь суть жизни, а также внутренний мир человека. Развитие образа во времени становится более замедленным и размеренным. Изменилась и его живописная манера.
Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний. Ритмика рук имеет символическое значение (художник намеренно не показывает одну руку). После этого погружал пластину в кислоту, протравливающую металл в процарапанных местах.
Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом. Пластическая форма также получает особую духовность. В «Портрете старушки» запечатлена старая женщина наедине со своими чувствами и мыслями. предшествующих эпох, сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах.
Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Боковой свет не смягчает глубоких морщин, напротив, подчёркивает дряблость старческих щёк. Вместе с глазом постоянно перемещается и желтое пятно, область четкого зрения. Сколько любви, нежности и покоя в этом полотне.
Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. В 1648 году им была создана картина под названием «Христос в Эммаусе» (Лувр). На лице – печать далекого воспоминания.
Произведение Болото, автор которого – Якоб ван Рейсдал, – вероятно, одна из таких работ. Она погружена в молчаливое раздумье, внутрь себя, поза спокойна и свободна. Сколько в картине динамики, резких движений, глубины показанного замысла. В 1637 году Рембрандт пишет картину «Ангел Рафаил, покидающий семейство Товия» (Луврский музей).
В центре площади находится памятник Рембрандту. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Хейндрике отказалась отречься от любимого и тогда её саму отлучили от церкви. В его время и в одной с ним стране создавали свои философские труды Декарт и Спиноза.
Трудно было Аврааму сделать это. Огромную роль играет при этом и манера нанесения краски на полотно. Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей.
После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. К неудовольствию заказчиков, наряду со стрелками, потесненными ликующей толпой и отчасти заслоняющими друг друга, полноправное место в композиции заняли безымянные и загадочные персонажи (ярко освещенная карлица с петухом, мальчишка, бегущий наперерез отряду). Дивное произведение.
Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007) и «Рембрандт. Его герои незримо движутся, мыслят и чувствуют прямо у нас на глазах, но в то же время остаются наедине с собой. В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Но ему нравится также изображать себя в одежде амстердамского торговца с цепью, подвесками и меховой отделкой или художника, осознающего свою роль и положение в обществе, как на «Автопортрете за мольбертом» (1660 г. ) или на другом автопортрете с палитрой и кистями из лондонского Кенвуд-Хауса, – скромная одежда, на голове простой белый берет, волевое, умное выражение морщинистого лица. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием.
Так и Рембрандт, в ранний период своего творчества (лейденский период) упорно работает над портретом изучая мимику человеческого лица, различные проявления характеров индивидуальные черты человека. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16. Открыл собственную мастерскую и набрал учеников. Его мать происходила из патрицианского католического рода.
После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Такие портреты прославляли изображаемых. Реалистическое и гуманистическое по своему существу, оно ознаменовало собой вершину развития голландского искусства XVII столетия, воплотив в яркой индивидуальной и абсолютной художественной форме высокие нравственные идеалы, веру в красоту и достоинство простых людей. На каждую картину отводилось по 5 секунд. Все эти вещи служили фоном для картин, которые он создавал. С помощью специального оборудования ученые регистрировали у испытуемых время фиксации взгляда, количество точек фиксации и скорость перемещения от одной точки к другой. Рембрандт в своём творчестве, всегда уделял большое внимание офорту и рисунку.
Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом.
Она внесла луч счастья в одинокое жилище художника. Таким образом, председатель, правая рука и в значительной мере тело Данаи, которое ожидает в своей темнице любимого (по легенде, влюбленный в Данаю Зевс проникнув к ней в виде золотого дождя), а также фигура бабы-служанки, оказались написанными заново, в смелой широкой манере середины и второй половины 1640-х годов. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Ученики не догадывались кто с ними находится рядом. Наглядно этот конфликт проявился в 1642 году.
В «Принесении во храм» (ок. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ.
В многочисленных портретах, костюмированных автопортретах (более ста) Рембрандт фиксировал, анализировал душевные состояния, типы характеров и роли. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным. В решении темы искупительного страдания, самопожертвования, очищающего накала чувств художник обращается к религиозной тематике (Воздвижение креста, 1634 Жертвоприношение Авраама, 1635, оба — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), прибегает к эффектным приемам барокко — бурно нарастающим формам, диагональным построениям, резким ракурсам, потокам света, театрально выхватывающим из тьмы главных действующих лиц, к идеализации и драматизации образов. Это сближает его с Кейсером, ван дер Хелстом, Рубенсом и Ван Дейком.
Он не мог подчиниться столь реальным условиям. Горькое одиночество сквозит в согбенной фигуре, наполовину поглощенной мраком. Интересно, что сначала Рембрандт написал белый воротничок. Формирование «портрета-биографии» сопряжено с решением проблемы отношения к миру, к окружающей действительности. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Еврейка Эсфирь, жена персидского царя Ассура, поведала царю о коварных планах его друга, визиря Амана, задумавшего погубить иудейский народ. Рембрандт исполняет в это время множество заказных портретов. Новшеством явилось также то, что он достигал различных живописных эффектов при самом процессе печатания – в зависимости от того, как он накладывал краску (только ли втирал ее в углубления или оставлял ее также на гладких частях доски и т. д. ). Фабульные мотивы: мнимая болезнь, чтение письма, робкое или развязное ухаживание.
Эта картина несет в себе символический смысл. Но чем трагичнее становилась его жизнь, тем совершеннее были его работы. У него не стало средств к существованию.
В них вы видите печаль. Рембрандт чередует легкие и пастозные мазки, что делает поверхность картины переливающейся светотеневыми и красочными оттенками. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св.
И Рембрандт безусловно разделяет их убеждение". Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Тогда он отказался от классического способа расположения лиц на групповой портрете и создал картину, в которой присутствует динамика и движение. Лицо пожилого мужчины почти закрыто. В композициях есть нечто изумительное.
Сначала — воспоминание, потом — удивление и потом — горький приговор этим воспоминаниям. Голландия – это страна купцов, предпринимателей, страна – торговли. Его сограждане не могли распознать глубокие тайны, раскрывавшиеся под его кистью. Рембрандт Харменс ван Рейн (годы жизни – 1606-1669) – известный голландский художник, офортист и рисовальщик.
В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Светом выделены лицо и кисти рук. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века.
Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8. Он добивается колористической гармонии, не жертвуя цветонасыщенностью. Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. дал. Среди родственников этой женщины – множество государственных чиновников и ученых. 1630-е годы – это годы семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов. Даже люди, далекие от живописи, знают его произведения. Это может быть и рассказ об отдельном человеке как таковом – о модели портрета. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. «Правда — самое прекрасное и редкое качество» (Э.
«Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Репин: «С особым счастьем купался он в прозрачных тенях своего воздуха, который неразлучен с ним всегда, как дивная музыка оркестра, его дрожащих и двигающихся во всех глубинах согласованных звуков». Светотень стала.
Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. В офорте «Три креста» (первые три состояния – 1653 г., четвертое – 1660 г. ) хаос пятен света и тени создает представление о массе людей, мечущихся у подножия распятия – в страхе и отчаянии. В нанесении красок на полотно принимают участие и кисть и шпатель и черешок кисти но и это Рембрандту кажется недостаточным – он наносит краски на полотно непосредственно пальцем (так написанная, например, пятка левой ноги блудного сына). В 1656 году Рембрандт был объявлен банкротом, всё его имущество продано с аукциона. Мастер проводил много времени в лавках старьевщиков, на распродажах и аукционах.
Я обвиняю. » (2008). Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Никогда ещё не видела живопись такого поразительного божьего лица. Едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств.
Рембрандт мастерски запечатлел минутное движение: Авраам занёс руку в твёрдом решении принести в жертву своего сына и тут неожиданно появляется ангел и успевает остановить его, схватив Авраама за руку. Это обращение к чувствам и сознанию одного человека, установление близкого душевного контакта со зрителем заставило художника создать абсолютно новую систему художественных средств и приемов. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Чуждался бытового жанра.
Вермер Дельфский – великий малый голландец. И мы начинаем всматриваться в эти старческие черты лица. блудного сына, пирующего с куртизанкой. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица.
Простота и сдержанное волнение, глубокое смирение характерны для этой картины. В нанесении красок на холст участвуют и кисть и шпатель и черенок кисти но и это Рембрандту кажется недостаточным—он наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудного сына). «Автопортрет» 1640 года, картина необычайно изысканная и гармоничная, запечатлел тридцатичетырехлетнего Рембрандта, занявшего прочное положение в Амстердаме. «В какой другой стране, — писал в 1631 году французский философ Декарт, — можно наслаждаться такой широкой свободой. ». В 1628 году двадцатидвухлетний Рембрандт был признан «в высшей степени знаменитым» мастером известным портретистом у него появились заказчики и ученики.
В «Положении во гроб» (ок. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643).
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. В это время он создаёт серию автопортретов и портретов членов его семьи. Стиль в искусстве Голландии – реализм.
Они являются в его работах воплощением духовного богатства и жизненной мудрости. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Отец и сын словно слились в одно существо и стоят недвижные, во власти своих переживаний.
Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине. Неровный свет идёт как бы от души человека. На кёльнском автопортрете 1662 года черты автора искажены горькой усмешкой, а на последних автопортретах 1669 года (Галерея Уффици, Лондонская Национальная галерея и Маурицхёйс) он, несмотря на бросающуюся в глаза физическую немощь, спокойно смотрит в лицо судьбе. Нет ничего идеального.
Каждый из офортов отличают высокая техника, особое чувство реального пространства. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. В 30-е годы он часто пишет себя и своих близких в «исторических» костюмах, в великолепных, фантастических одеяниях («Саския в виде Флоры», 1634 г автопортреты из Пти Пале из Берлина и Лувра, 1634 г. ). Картина «Иуда возвращает серебряники» (1629, Лондон, частное собрание) вызвала восторженный отзыв известного знатока живописи Константина Гюйгенса, секретаря штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского: «это дрожащее жалким трепетом тело — вот, что я предпочитаю хорошему вкусу всех времен».
«Портрет Яна Сикса» считается одним из лучших творений художника. Отчасти оба тянулись за Рубенсом, который слыл тогда лучшим художником всей Европы иногда Рембрандт заимствовал художественные находки Ливенса иногда дело было ровно наоборот. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22.
Остальной частью зрительного поля мы видим мир довольно расплывчато, но этого не замечаем. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Рембрандт продолжает совершенствоваться в технике написания портрета.
Сын повёрнут к нам спиной. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Когда он только подходил к дому, отец его, едва заметив, бросился к нему на встречу. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. представляет известные сложности для искусствоведов. В начале XIX века из-за потемневшего лака, утопившего в тени многие детали, она получила название «Ночной дозор» (1642, Амстердам, Рейксмузеум).
Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636).
Колорит картин Рембрандта 1640-х годов становится более эмоциональным, нарядным и звучным. Его можно рассматривать как завещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу.
Из мира повседневности его влечет в мир героики и фантастики. Заказанная амстердамским магистратом картина не была принята заказчиками.
Его интересуют не события, а развитие духовного мира, накопление жизненного опыта. Безграничная любовь окружает его и ученики почитают его.
Картины очищены от переходящег, случайного. В середине 1650-х годов Рембрандт обрёл зрелое живописное мастерство. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Живописца начинают интересовать руки и лицо, которые освещаются мягким светом. Очень распространён групповой портрет военных и штатских корпораций.
В «Портрете Николаса Брейнинга» (1652 г. ) чутко передан поток мыслей и сменяющих друг друга душевных движений. Пророк Иеремий предсказал разрушение Еврейского государства, разрушение Иерусалима. В портрете образ будто пронизан солнечными лучами. Рембрандт мастерски передает едва уловимые, тонкие и сложные психологические состояния человеческой души.
Пристрастие к домашней жизни. В Голландии, например, где распространен протестантизм и итальянское влияние было не так сильно, барокко имеет более скромное выражение, в нем больше камерности и меньше парадности (если портреты не сделаны по заказу высокопоставленных вельмож), но очень сильно жизнеутверждающее начало. В «Портрете пожилой женщины» лицо гораздо мельче, художник больше уделяет внимание рукам, одежде. Для этого он приказал слугам принести золотые и серебряные сосуды из Иерусалимского храма. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для 17-ого века цену он был однажды продан.
Такого унижения самый известный художник Нидерландов не испытывал никогда. Рембрандт всегда выделял с помощью света главные смысловые акценты в картине. Свет то вспыхивает, то угасает, как бы наслаиваясь один на другой. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8.
Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. Светотень является первоосновной, созидающим элементом художественной структуры. Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643).
Все это необходимо художнику для раскрытия сложных душевных переживаний и коллизий, для утверждения победы добра над злом. А. С. Пушкина. Исполнена картина в высшей степени просто и свободно. Над этим офортом, поражающим тонкостью светотеневой игры, он работал семь лет, с 1643 по 1649 год.
Создающая впечатление разнобоя и напряжённости случайность запечатленной на полотне ситуации вместе с тем проникнута торжественностью и героическим подъёмом, сближается по своему звучанию с исторической композицией7. Образ воспринимается как итог, конечный вывод из прожитой жизни.
Один из ярких примеров творческих исканий художника – это «Портрет Саскии», выполненный около 1635 года. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм). Трагические перемены в личной судьбе Рембрандта (смерть новорожденных детей, матери, в 1642 году — болезнь и смерть Саскии, оставившей ему девятимесячного сына Титуса), ухудшение материального положения из-за его упорного нежелания жертвовать свободой духа и творчества в угоду изменчивым вкусам бюргеров, обострили и обнажили исподволь зревший конфликт между художником и обществом. Мы не знаем, что выражает его лицо.
Они вдохновляли художника. Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту, результатом перемены во вкусах стало угасание его славы и постепенное обнищание. На фото, расположенном выше, вы можете видеть это последнее произведение Рембрандта.
Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический образ эпохи и общества. Иеремии о разрушении Иерусалима» (1630 г. ), групповой портрет «Концерт» (1626 г. ): здесь очень ярко показано душевное состояние портретируемых. Место действия картины «Святое семейство» он переносит в бедный крестьянский дом, где плотничает отец, а молодая мать заботливо охраняет сон младенца.
Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Ярким воплощение этических взглядов художника явилась монументальная композиция «Даная» — 1636 год (большая часть картины переписана в середине 1640-х гг., Государственный Эрмитаж). Но их усилия оказались тщетными.
На одних он предстаёт принцем из волшебной сказки, на других— сотканным из солнечных лучей ангелом7. Ему тягостен этот дар, но он ничего не может поделать. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Рембрандт много работал и в технике офорта. Примечательно, что в Евангелии Лука ясно говорит:«. На худ. Фабрициус, который работал в мастерской около 1640 года, охотно экспериментировал с перспективой и разрабатывал высветленные фоны, что принесло ему незаурядный успех в Делфте. Его техника совершенствовалась. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. В этом смысле содержание портретного образа достаточно конкретно, его воздействие на зрителя носит абсолютно определенный характер.
Он и его семья переселяются в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стеснённых условиях они провели остаток жизни. 1643, Кассель, Картинная галерея). Он часто воспроизводил с живой непосредственностью жанровые сцены, проявляя особый интерес к жизни социальных низов (многочисленные изображения нищих, «Продавец крысиного яда», 1632 г. ). Под влиянием этих работ Рембрандт переходит от двойных портретов к масштабным изображениям моделей в полный рост (кассельский портрет Андриса Граффа, 1639).
Жизнь и творчество любого художника тесно связаны между собой. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена. А. С. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. В лице Сикса — сострадание искренняя и горькая печаль.
Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Внутреннюю эволюцию художника передаёт череда автопортретов, раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний.
Мы не знаем имя человека, что послужили моделью для портрета «Старик в красном». Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Лица фигур характеризуются едва заметной мимикой. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8.
Великий портретист – Франс Хальс. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. В этой работе он словно вступает в спор с великими художниками эпохи Возрождения. Им уже 90 лет и они перестали надеяться на чудо.
Величайший из голландцев – Рембрандт. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Пишет быстрыми, экспрессивными мазками. В последний год жизни он приступил к созданию своего гениального монументального полотна – «Возвращение блудного сына» (1668 – 1669 гг. ), воплотившего всю художественную и морально-этическую проблематику позднего Рембрандта. После того, как в 1631 (1632) году он переехал в Амстердам, в самом скором времени он снискал настоящую славу талантливого художника.
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Ян Стен отдавал дань «трактирному жанру» – его картина «гуляки» (низменный сюжет), он умеет смеяться над собой. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Драматизм, непосредственность, впечатление схваченного мгновения, соответствующим образом избранные композиции и освещение, полное сочувствия психологическое описание составляют неповторимые особенности произведений Рембрандта. Если на полотнах 1650-х годов число фигур никогда не превышает трёх, то в последнее десятилетие своей жизни Рембрандт возвращается к созданию многофигурных композиций.
«Поместье взвешивателя золота», 1651 г. ) В офорте «Три дерева» (1643 г. ) пейзаж строится на контрасте масс света и тени. Жизнь у художника по-началу складывалась удачно. Именно в этот период были созданы им самые глубокие и прекрасные произведения живописи. Пушкина).
Существует версия, что моделью для создания картины послужила его жена Саския. «Переход от резких к расплывчатым контурам известный в живописи как прием «потерянных и найденных контуров» шаг за шагом, словно повествование, ведет глаз зрителя по портрету. Красоте телесной Рембрандт противопоставил красоту духовную («даная»). расточил имение свое, живя распутно».
В последний год своей жизни художник создал работу Возвращение блудного сына. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Легко и радостно складывалась его жизнь, полная творчества, труда и любви. С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно.
Художник предельно ограничивает себя в цвете. К середине 50-х годов в жизни Рембрандта произошли перемены. Рембрандт писал его дважды: в портрете 1652 года (Национальная галерея, Лондон), он изображен сидячим в кресле с подлокотниками, в глубокой задумчивости склонившим председателя на правую руку эрмитажный вариант трактует ту же тему – человек наедине со своими думами.
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Известно, что Рембрандт много работал в технике офорта. Оно значило: «Исчислил Бог царство твоё и положил конец ему».
Царь громко закричал и повелел привести мудрецов для объяснения написанного. Он осыпал ее жемчугом и бриллиантами.
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов. Образы немощных стариков, претерпевших немалые горести и лишения, проникнуты осознанием непреходящей ценности простых человеческих качеств — нравственной чистоты, доброты и жизненной мудрости (Портрет старика в красном, ок. Краски лежат на холсте густыми мазками. «Ночной дозор» стал монументальной композицией, где ясно звучит тема патриотического подъема, торжества гражданского духа.
Напрашивается ответ: эта картина могла бы послужить иллюстрацией к какой-нибудь комедии. Однако в портрете также заключена определенная, ясная зрителям того времени провокация: художник изображает себя в образе. Одна из самых известных его работ так называемая «Портрет жены брата художника», написанная в 1654 году, хранится в музее изобразительных искусств в Москве им. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). В знаменитом «Автопортрете с Саскией на коленях» он весело поднимает бокал за здравие всех смотрящих на него зрителей.
Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. Каждая форма, поворот изгиб тела, его «дыхание» в той же мере, что и лицо, наклон головы, взгляд, выражают покорность и пассивность Вирсавии, задумавшейся над письмом Давида и над своей судьбой.
Голландцам свойственно как бы «обрамление» – вырезают из пространства кусок. Рембрандту, младшему сыну, предполагалось дать хорошее образование. Назначение и смысл жанровой сцены – воспеть прелесть мирной жизни бюргерского дома, этическую и эстетическую ценность повседневного бытия. Терборха ценили за искусную передачу материала – «Женщина моющая руки» (грация естественности). В старости он видит угасание жизни, это видно в его «групповом портрете регентш приюта для престарелых».
«Портрет старика». В анималистическом жанре работают Альберт Кейп и Паулюс Поттер. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен.
В тесной связи с эволюцией творчества Рембрандта в 1640-ые годы стоит рассматривать и одно из самых главных произведений художника – «Данаю», хотя на картине стоит дата 1636. После недолгого обучения Рембрандт уезжает в родной город, чтобы самостоятельно заниматься живописью в собственной мастерской. Рембрандта интересовало богатство душевных переживаний, присущее людям.
В них художник не боялся экспериментировать, стремясь к психологической выразительности. В 1654 году Рембрандт создал Портрет жены брата художника, а в 1652-1654 – Портрет старика в красном (на фото выше). Эта женщина была круглой сиротой. Тематика офортов Рембрандта очень разнообразна – бытовые сцены (жанр к которому мастер не обращался в живописи), портреты, пейзажи, религиозные сюжеты. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). Но никто ему не поверил. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Столь же монументален и широк по образному звучанию и другой знаменитый лист – многофигурная композиция «Христос исцеляет больных» (конец 40-х гг. ). Работам этого времени порой бывают свойственны нарочитые внешние эффекты: нарядные, причудливые одеяния, освещение, резкие ракурсы, контрасты света и тени.
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. До нас дошло около 2 тысяч рисунков Рембрандта. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта.
Его прежние подмастерья, позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, становятся более удачливыми и востребованными художниками, чем их учитель. Свет и цвет едины. Начало нового периода в жизни и творческой деятельности мастера было отмечено двумя важными событиями, которые произошли в 1642 году: безвременной смертью Саскии, горячо любимой жены, оставившей ему годовалого сына и созданием картины «Ночной дозор»— большого группового портрета амстердамских стрелков, самого знаменитого произведения мастера. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. И не случайно именно на XVII век приходится расцвет голландской живописи.
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Рембрандт обманул эти ожидания. Авраам. Еще бы. Rembrandtplein) в честь великого художника.
Трудно объяснить его замечательную цветовую гармонию, яркость и светоносность красок. В серии картин «Страсти», выполненной в 1633—1639 годах для штатгальтера Фредерика Хендрика Оранского (Мюнхен, Старая пинакотека), по словам самого Рембрандта, он «с великим трудом» добился выражения «наивысшей и наиестественнейшей подвижности», под которой в Голландии XVII века понимали движение души. После распродажи в 1657-58 гг. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей.
2. Взгляд глаз затуманен, а уголки губ скорбно опустились вниз. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан.
Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. О чём думает он в этот последний миг перед расставанием. Тогда работа Рембрандта Ночной дозор вызвала бурные протесты заказчиков.
Изображенная Рембрандтом обнаженная фигура Данаи не соответствует классическим идеалам. В этот период своего творчества Рембрандт обращается к наиболее драматическим эпизодам, выражающим столкновение тёмных и светлых человеческих начал («Асур, Аман и Эсфирь», 1660 г., ГМИИ «Падение Амана» или «Давид и Урия», 1665 г., ГЭ). Они не приняли главную идею художника. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались).
Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606–1669) знаменует наивысший расцвет голандского искусства XVII века и одну из вершин мирового искусства вообще. И всё это Рембрандт достигает светотенью.
Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). То есть это была, можно сказать историческая картина. И эту марку своего творчества он будет держать до конца своих дней. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е.
Заказов становилось все меньше (в моду входил классицизм и стилистика парадных портретов) и вскоре имущество художника распродали за долги. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден). И все же, быть может, не случайно, что Рембрандту, портретисту по складу дарования именно в произведении этого жанра – групповом портрете корпорации амстердамских стрелков – удалось воплотить идеал героики, не впадая в крайности театральной патетики и гротескного заострения, добиться органического слияния поэтической приподнятости, окрашенной ноткой фантастики и реальной жизненности («Ночной дозор», окончен в 1642 г. ). Картины Рембрандта, новаторские для своего времени, продолжают привлекать к себе внимание.
Отличительная черта рембрандтовского творчества 1650-х годов— ясность и монументальность крупнофигурных композиций6. Конфликт, назревший между искусством Рембрандта и требованиями голландского буржуазного общества, постепенно утрачивавшего свои демократические традиции, проявился в 1642 году, когда картина «Ночной дозор» (Амстердам, Рейксмузеум) вызвала протесты заказчиков. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см.
Сюжет композиции «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660 г. ) Ребрандт трактует как столкновение человеческих судеб. Картины были не очень дорогими и почти все зажиточные горожане покупали их и вешали дома, ценилась добротная выделка. Именно лицо становится духовным средоточием картины. Жест руки матери, откидывающий полог, чтобы посмотреть на спящего ребенка, сосредоточенность в фигуре Иосифа – все глубоко продумано. С другой стороны, возвышенное еще идентифицируется для Рембрандта с внешней приподнятостью сцены, с ее патетикой и бурной динамикой, – в произведениях середины и второй половины 30-х годов не случайно сказывается воздействие итальянского и фламандского барокко («Жертвоприношение Авраама», 1634г «Ослепление Самсона»). Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля.
В жанре «комнатной живописи» : Стен, Метсю, Питер де Хох, Терборх. А теперь просто посмотрите на эти глаза. И только, когда Христос, взяв в руки хлеб, стал его разламывать, ученики этим жестом Христа увидели в нём своего учителя.
В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. В «Святом семействе» ощущение тепла и нежности материнской любви «поддерживают» тлеющие в коричневатом сумраке красные тона. Рембрандт не мог себе позволить потерять последнее средство к существованию.
К примеру, более разнообразны и свободны по композиции портреты людей, близких Рембрандту, а также его автопортреты (один из них, созданный в 1634 году, представлен выше). К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проницательное творение – «Возвращение блудного сына». В «правде натуры» Рембрандт сумел разглядеть душевную, нравственную красоту: Даная прекрасна искренностью и счастьем любви, которым словно светится ее облик. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Композиция этой картины восхитительна. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца.
Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства». Над этим офортом, поражающим тонкостью светотеневой игры, он работал семь лет, с 1643 по 1649 год8. Завтраки. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. В целом 1630 годы – это время семейного счастья и большого художественного успеха.
Это событие произошло много тысяч лет назад, но в картине оно кажется недавно происшедшим. Это и посуда и персидские ковры и живопись предшествующих эпох и драгоценности.
Немало шума наделал его двойной портрет меннонитского проповедника Корнелиса Ансло, который воспел в стихах сам Вондель. Картины многих мастеров отражают влияние такого художника, как Рембрандт ван Рейн. Хендрикье тоже полюбила художника. Особое место занимают выполненные Рембрандтом в 1630-х гг. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635).
После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха. Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. В центре площади находится памятник Рембрандту. Влияние искусства Рембрандта было громадным.
скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10. Три главных момента легенды — снятие с креста, обморок Марии и расстилание плащаницы — освещены тремя различными источниками света интенсивность которых убывает сообразно с уменьшением значения сцены. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Казалось бы, этого вполне достаточно, но нет, это было только началом трагедии.
Отцом художника был принявший кальвинизм владелец мельницы Хармен Герритс ван Рейн. Свет, прорезающий тьму, рождает ощущение напряженной тишины, накала чувств, величия драмы. Рембрандт любил наряжать свою супругу в бархат, парчу и шелк. В картинах амстердамского периода, по сравнению с лейденскими, более гладкая фактура. Ярким примером этого стала судьба Рембрандта. Они темные. О долгой и верной дружбе. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан.
Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. Десерты (Кальф) – на смену протым завтракам приходят мраморные столы, ковровые скатерти, серебряные кубки, хрустальные бокалы. Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626). Его искусство, как и творчество Рубенса и Веласкеса, не имеет себе аналогий в истории литературы (тогда как творчество Пуссена во многом аналогично классицистической французской драме). В скупых жестах и выразительных позах воплощена кульминация перехода от напряжения чувств к благополучному разрешению страстей. Каждое из его произведений — свидетельство высочайшего мастерства и художественной правды.
А вот автопортрет того же года, хранящийся в Гааге, более официален. Кто они — неизвестно. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. рембрандт умел создавать портрет-биографию, выделяя только лицо и руки, он выражал целую историю жизни («портрет старика», около100 автопортретов, портреты Титуса, «возвращение блудного сына»).
Мы либо поднимем брови, либо опустим уголки губ. И одновременно напряженно нарастает в картине звучание красного цвета. Художественные средства он подчиняет раскрытию красоты прощения, сострадания, понимания. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт.
Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Похоронили его в амстердамской Вестеркерк. В нём воплощена вся нежность жизни и вся грусть смерти. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты.
В такой манере написаны картины например, «Давид и Ионафан», 1642 г. или «Святое семейство», 1642 г, Государственный Эрмитаж. Библейские композиции, созданные в 1660 годы, подводят итог рембрандтовским размышлениям о смысле жизни.
А. С. В Амстердаме интересующий нас художник вскоре женился. Выбор библейских сюжетов теперь вызван поиском темы для передачи сложной гаммы душевных переживаний человека (Прощание Давида с Ионафаном, 1642, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж офорт Христос исцеляющий больных, 1649), теплоты и преданности материнской любви, духовной близости истинно родных людей, красоты бесхитростного патриархального уклада скромной, непритязательной жизни (Святое Семейство, 1645, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж Христос в Эммаусе, 1648, Париж, Лувр). Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Тогда, в отчаянии он вспомнил отца своего и решил вернуться к нему, в родительский дом. Свет пульсирует на его лице, руках, одежде, он трепещет в воздухе, приводя в движение всё, что находится вокруг.
Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
В Апостоле Павле (примерно 1629-30 год), а также в Симеоне во храме (1631) художник впервые прибегнул к светотени как к средству, призванному усилить эмоциональную выразительность и одухотворенность образов. А в 1659 году он пишет картину «Борьба Иакова с ангелом», где иллюстрирует один из библейских сюжетов. Он часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил.
Картина была написана в 1657 году, а хранится в Венском музее истории искусства. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Рембрандт создал портреты, которые поражают огромной пластической силой.
Долгожданный и единственный сын Авраама Исаак рос в любви и заботе родителей. Дела шли все хуже. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания.
Интересен и сюжет, показанный на картине. Успех проекта сподвиг учёных на подобные исследования в отношении других художников, в частности, Тициана. После своего распятия и воскрешения Христос решил навестить своих учеников. скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника. Цветочный натюрморт.
Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). В «Пире Валтасара» (1635) на лицах действующих лиц написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Их размышления — о вечном, о смысле жизни и неотвратимости смерти. После кратковременного обучения в лейденском университете на факультете философии (1620 г. ) он посвятил себя искусству. Художник узнает горечь старости и одиночества.
Отвергая ходульную условность и идеализацию, Рембрандт дегероизирует персонажей религиозных и мифологических сказаний, но при этом чрезмерно акцентирует прозаизм натуры и низменность страстей («Свадьба Самсона», 1635 г. ). Он стремиться к гармони голубых, бледно-зелёных и розово-жёлтых тонов. И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея».
Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Ариосто» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля. Это подлинный «портрет-биография», так как жизненный путь человека стал здесь одной из основных сторон содержания. На картине запечатлены радость жизни, ликование от обладания любимой – составляющие эмоционального состояния живописца этого периода.
У них родилась девочка Корнелия, её назвали в честь матери художника. Обстановка сцены чрезвычайно бедна и скромна. Художники XVII века стремятся показать во всём многообразии реальную жизнь. («Девушка, читающая письмо», «Девушка с жемчужной серёжкой», «Вид Дельфта») Пишет с натуры, все сюжеты так же просты.
В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Учился живописи у Сваненбюрха в Лейдене (ок. В этой работе художник выражает свое отношение к жене.
Он словно на минуту возникает из сумрака комнаты. В так называемом «Фаусте» (ок. В «Снятии с креста» (1654 г. ) сгущение теней, вспышки и затухание света передают душевное состояние персонажей, трагизм события и его возвышенный смысл. Своим «Портретом старушки» гениальный голландский портретист Рембрандт вводит зрителя во внутренний мир простого, ничем не знаменитого человека и открывает в нём величие богатства доброты и человечности. Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов.
3. Испытуемые просматривали по 30 изображений и оценивали «художественную ценность» картины по первому впечатлению. Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Краткая биография Рембрандта и его творчество, представленные в статье, познакомят вас с одним из величайших художников всех времен. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Участок с максимальной остротой зрения в человеческом глазу – так называемое желтое пятно.
Они как будто выхвачены из темноты. В заказных портретах он сдержан, внимателен к аксессуарам, тщательно прорабатывает черты лица, явно заботясь о сходстве изображения с оригиналом и выявлении индивидуальных характеристик (Портрет ученого, 1631, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). дом Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства.
(Питер Класс) доминируют монохромные цвета. Душа художника предвкушает печальную сладость конца. В один год Рембрандт потерял любимую жену и потерпел фиаско с лучшей своей работой. Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г). той естественной поэтической атмосферой, в которой неизменно обитал гений Рембрандта».
Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Его занимает свет, обильно падающий на предметы. К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
Всё большее место в портретах Рембрандта занимает простой человек. Что особенно привлекало в них художника. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Нельзя передать бесконечную человечность этого лица, эго надо просто видеть. Бесконечно разнообразна тематика произведений Рембрандта.
Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов.
Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. А. С. И вновь на полотне виден духовный образ, художник запечатлевает на нём всю жизнь человека.
Чёрная широкополая шляпа и тёмный зеленоватый фон оттеняют выразительность умного лица. Его дела резко пошли в гору и он стал довольно обеспеченным человеком. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635).
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Она датируется 1668-69 годами.
Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два «Святых семейства», 1645 и 1646 годов. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Суровым драматизмом и героикой проникнута картина Рембрандта «Заговор Юлия Цивилиса» (1661 г., сохранён фрагмент, Национальный музей Стокгольма), являющийся иносказательным прославлением восстания нидерландских провинций. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). В 1630-х гг. Он сразу ослаб и колени его стали дрожать.
представляет известные сложности для искусствоведов. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628—32 гг. Творчество этого художника – вершина голландского искусства 17 столетия. Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь.
Богачи местным художникам заказывали свои портреты и портреты членов своей семьи. Родился в 1606 г. Странно, что именно бюргерская Голландия дала миру художника такой глубины и общечеловеческого масштаба. Голандский натюрморт достигает блестящего развития. («Ночной дозор»).
О том, как и почему стали расходиться их жизненные пути. Углублённые линии позволяли затем перенести рисунок на бумагу. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Любовь и нежность к своему ребёнку, к своему сыну воплотились в картине «Титус за чтением». Так же, картина «Христос и грешница» (1644 г. ). Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму.
Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, оставался Титус именно его изображения наиболее многочисленны. Последняя, подкупает своей задушевностью. Картина «Урок анатомии доктора Тюльпа» (1632 г., Маурицхёйс, Гаага), в которой художник по-новому разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринуждённость и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года. На ней представлена залитая водой пустынная часть лесного массива. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов».
Этот портрет Рембрандта отличается особой психологической глубиной. В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Картина создана на один из библейских сюжетов Ветхого Завета, который гласит. В «Данае» мягкое сияние света начинает восприниматься как излучение человеческого чувства. Однажды Господь решил испытать веру Авраама и его любовь к Нему. Рембрандт не успел окончить картину, но оставил надежду быть когда-нибудь понятым.
Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни. Наряд богини написан с удивительным мастерством, но подлинное величие таланта Рембрандта проявляется в выражении нежности, которое художник придал ее лицу. Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме.
1669 год. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Модели обычно сидят в глубоких креслах, положив на колени руки и вернувшись прямо к зрителю. Детали сведены к минимуму, тщательно продуманы жесты, позы.
Произведения Рембрандта этого периода чрезвычайно разнообразны они свидетельствуют о неустанном, подчас мучительном поиске художественного осмысления духовной и социальной сущности человека и природы и демонстрируют тенденции, которые неотступно, шаг за шагом подводят художника к конфликту с обществом. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей.
Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. Главное его достоинство – передача света и воздуха.
Стоит обратить внимание на картину 1630 года «Плачь Иеремии о разрушении Иерусалима» (1630 г. ). Возможно, рождение внучки Тиции, дочери Титуса, вдохновило Рембрандта на работу над картиной Симеон в храме (1669, Стокгольм, Национальный музей). По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628-32 гг. Картина «Ночной дозор» стала как бы образом республиканской Голландии, групповой портрет получил значение исторической картины.
Это заметно не только по творчеству его учеников из которых Карел Фабрициус подошел к пониманию Рембрандта ближе всех, но и по произведениям каждого голландского художника, более или менее значительного. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. о банкротстве. Художник предельно ограничивает себя в цвете. Это необычайное явление изображено, как всегда у Рембрандта, в самых существенных чертах.
В те времена он был модным и преуспевающим живописцем, у которого было множество заказов. Никакой напыщенности, никакого преувеличения. Вершиной развития искусства 17 века в Голландии безусловно является творчество Рембрандта ван Рейна (1606-1669), живописца, мастера рисунка и офорта, непревзойденного портретиста. В двух случаях это были крупные и престижные заказы.
Его свет «светозарен». Зато все требования заказчиков были выполнены.
Идёт смена настроения и эмоций на лице и нам кажется, что эти мысли текут какой-то чередой. Он пишет себя в костюмах, по обычаю своей мастерской, где хранились самые разнообразные наряды для моделей, перечисленные в инвентарных описях, – «Автопортрет» 1658 года из нью-йоркской коллекции Фрика.
Если мы попытаемся сделать на лице такое же мимическое движение, то нам это не удастся. Однако, Иерусалим был разрушен. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629). Жанр натюрморта подразделяется на жанры: 1.
Такое членение делает форму предмета конструктивной, обобщает и монументализирует ее. Открытый взгляд персонажей, устремленный на зрителя (кажется, что они приглашают разделить их радость бытия), сияющее лицо Рембрандта, будто достигшего всех жизненных благ, – вот настроение этого полотна. В этот период он обращается к наиболее драматическим эпизодам. Заказчикам не понравилось, как они были изображены и многие из них отказались оплачивать работу художника. Он изучал мимику лица. Он обратился к нему со словами: «Возьми сына твоего Исаака и принеси его в жертву твоему Богу».
Делакруа) — стала сутью творчества величайшего голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669). Но только к концу жизни пришёл Рембрандт к глубочайшему его раскрытию. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. Художник, словно, приблизил это событие к нам на много тысяч лет вперёд. На рисунке показано движение взгляда при рассматривании автопортрета художника. «Красивого», в академическом смысле слова он не признавал.
Эти картины выполнены обычно на светло-сером ровном фоне. Моменто море – череп изображается рядом с повседневным. В судьбе евангельского старца, которому было предопределено увидеть младенца Христа и лишь потом умереть («Отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром ибо видели очи мои спасение Твое»), художник словно прозрел собственную судьбу. Мастер быстро принялся за дело. В 1656 году была написана картина «Иаков, благословляющий сыновей Иосифа» (Кассельский музей).
По-новому, на психологической основе решен Рембрандтом и групповой портрет «Синдиков цеха сукноделов» (1662 г. ). Я обвиняю. » (2008)12. 4.
Часто овального формата бывают его произведения. Ориентирами для художника были тициановский «Портрет дворянина», ныне хранящийся в Лондоне, а в ту пору находившийся в коллекции друга Рембрандта португальского еврея Альфонсо Лопеса и «Портрет Бальдассара Кастильоне» Рафаэля. Ни одного фальшивого жеста. Рембрандт создал новый живописный язык, в котором главную роль играли тонко разработанные приемы светотени и насыщенный, эмоционально напряжен колорит. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии.
Сын же сказал ему: «Отче, я согрешил и не достоин называться твоим сыном». Зато все требования заказчиков были выполнены.
В процветающем (благодаря морской торговле и захвату колоний), бурно развивающемся государстве промышленников, купцов и банкиров, относительно веротерпимом и демократичном искали убежища от инквизиции и гонений многие европейские ученые, мыслители, поэты, художники. Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту, результатом перемены во вкусах стало угасание его славы и постепенное обнищание. спокойными позами. Это показывает сложное движение их чувств и мыслей.
Он был не из числа тех, кто останавливается, достигнув совершенства. Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Голландцы как правило были протестантами или придерживались свободного вероисповедания. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Вот таким образом картина вызвала протесты патрицианского общества Голландии.
Избранницей его стала Саския ван Эйленбурх, богатая патрицианка (портрет ее представлен выше). Голландская буржуазия, выйдя из купели освободительной борьбы, стремилась к домашнему уюту, благополучию: «чувству честной, бодрой жизни». Также оно считается одной из важнейших страниц художественной культуры всего мира. Это монументальное полотно является главным шедевром Рембрандта. Заказов становилось все меньше. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6.
Внимание вновь приковано к отцу и сыну. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. В этом и особенность картин Рембрандта на библейские сюжеты («Евангелист Матфей и ангел», 1661 г. ).
Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувство душевной, родственной близости. Всё до предела естественно, живо. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415.
То же происходит и с руками: они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащими обессилено. Каждая тема получает свое графическое решение. Он расширил рамки жанра, представив скорее историческую картину. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. Царь, увидев это изменился в лице от страха. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630).
В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо.
В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Всё великолепие этого произведения, его глубокая проникновенность, его сверхъестественное могущество заключено в трёх фигурах: двух учеников и слуги и в голове Христа.
В своих автопортретах он исследовал эмоционально-психологические состояния души. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Это, а также поворот головы фигуры напоминает изменчивость и мимолетность барокко.
Тело Вирсавии («Вирсавия», 1654 г. ) Рембрандт пишет с такой силой и экспрессией, что оно кажется и удивительно живым, реальным и предельно выразительным, будто говорящим. Работал в Лейдене, а потом в Амстердаме.
Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7. Он покрывал металлическую доску слоем лака и тонкой иглой наносил на него рисунок. мифологические композиции, в которых художник бросал смелый вызов классическим канонам и традициям («Похищение Ганимеда», 1635 г., Картинная галерея, Дрезден). Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). В 1642 году по заказу роты стрелков Рембрандт написал большую картину (3, 87 х 5, 02 м. ), в связи с потемнением от времени красок получившую позже название «Ночной дозор». Художника больше не удовлетворяла лишь «внешняя» жизненная правда – он стремился и к правде внутренней. Он сильно голодал и испытывал нужду.
Отчасти оба тянулись за Рубенсом, который слыл тогда лучшим художником всей Европы иногда Рембрандт заимствовал художественные находки Ливенса иногда дело было ровно наоборот. Для Рембрандта это было ещё одним ударом.
Амстердамский период творчества Рембрандта начался с ошеломляющего успеха, который ему принес «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс) изменивший традицию голландского группового портрета. В центре площади находится памятник Рембрандту. Среди таких произведений нужно отметить работу Ассур, Аман и Эсфирь, созданную в 1660 году а также Давид и Урия или Падение Амана (1665). Наступила пора успеха и известности.
Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Царь Вавилонский Валтасар однажды устроил пир для тысячи своих вельмож. Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта.
Это самая счастливая пора и в личной жизни художника: он встречает Саскию ван Эйленбюрх, которая становится его самой большой любовью, моделью его полотен, матерью его сына Титуса. Свет определяет и бытие цвета в картине, его выразительную силу. Ее отцом был член совета Фрисландии, бургомистр из Леевердена. Жениться на Хендрике Рембрандт не мог. Трое его детей умерли ещё во младенчестве.
Всё большее значение, как в графике, так и в живописи Рембрандта приобретает светотеневая игра, создающая особую, драматически напряжённую, эмоциональную атмосферу: монументальный графический лист «Христос исцеляющий больных» или так называемый «Лист в сто гульденов», около 1642 – 1646 годов полный воздушной и световой динамики пейзаж «Три дерева», около 1643 года.
Он богат, счастлив и независим. Ни чем кроме живописи и гравирования не занимался, в отличие от художников Ренессанса. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631).
А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. Внешне портреты этого периода отличаются, как правило, большим размером, монументальными формами. И на свет появилась картина, какую мы видим теперь. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы его самого не стало годом позже.
В Автобиографии (1628—1631) Гюйгенс назвал имя Рембрандта первым среди голландских художников того времени и противопоставил вызывающую смелость его работ всей предшествующей традиции живописи. В таких произведениях, как «Портрет старушки» (1654 г. ), «Портрет старика в красном» (1652 – 1654) или автопортрет Рембрандта из Венского музея (ок. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. В собраниях Эрмитажа эти работы хорошо представлены незаказанными портретами: «Старик в красном», «Портрет бабушки» и «Портрет старого еврея». Подчёркивают эту особенность картины мелкие детали: так у кровати разбросана обувь Данаи, вот настало утро и служанка, приоткрыв занавесь, хочет войти в опочивальню только что проснувшейся Данаи. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. В 1642 году он поверг в изумление своих современников выполненным по заказу стрелковой гильдии огромным монументальным полотном, создав взамен традиционного группового портрета стрелков (пирующих или представляемых зрителю капитаном роты) патетического звучания сцену торжественного и радостного выступления защитников прав и свобод независимого города. Он выбирает для трактовки наиболее лирические, поэтические стороны человеческого бытия. «Мостик Сикса», 1645г.
В пейзажах с предельным лаконизмом используя лишь выразительность штриха и не заполненных частей бумаги, Рембрандт создает впечатление бескрайних просторов равнины, света, наполняющего пространство, вибрации воздушной атмосферы («Вид на Омваль», 1645г. Образы простых людей, в особенности стариков, все больше привлекают художника. У Авраама и его жены долго не было детей. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Скромный по размерам и мотивам в отличие от фламандского. Два брата Саскии являлись юристами. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. Следует отметить, что его работы, относящиеся к лейденскому периоду, характеризуются поисками творческой самостоятельности автора, несмотря на то что в них заметно влияние Ластмана, а также представителей голландского караваджизма.
Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста.
Рембрандт достигает этого, давая беспокойное движение свето-тени. После реставрации 1946—1947 годов зрителям открылась напоенная воздухом, пронизанная мощными вспышками света и тени цветоносная живопись, отвечающая героико-романтическому пафосу мизансцены, развернутой на фоне величественной арки — символа победы и триумфа. С 1618 по 1648 год в Европе шла Тридцатилетняя война и жители голландских городов брались за оружие, дабы защищать свои дома. Значительное место в его творчестве занимают картины на мифологические и библейские темы.
1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта. Писали жизнь такой, какая она есть, находя много интересного в повседневной жизни.
В это же время Рембрандт упорно трудился над портретом. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». 1620-23 гг. ) и у исторического живописца Питера Ластмана в Амстердаме (1623 г. ), который оказал большое влияние на творчество Рембрандта. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. То есть такое движение можно сделать последовательно.
Встал и пошел к отцу своему. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Чудесно сохраняет мгновенные состояния избегая застылости, охотно изображает улыбку и смех («Цыганка»).
Нет ничего лишнего. Живописный метод Рембрандта тесно связан с задачей построения объемной формы.