В 1945 году Макс Эрнст принял участие в конкурсе с картиной «Искушение святого Антония» и получил премию, что позволило ему вместе с новой женой, художницей Дороти Таннинг, обосноваться в Аризоне. Жюри выбрало картину Макса Эрнста, художник получил денежный приз в размере 2500 долларов. Символична созданная в это время Максом Эрнстом картина «Кастор и Поллукс» – пародия на аргонавтов ищущих золотое руно.
В 1934 вышел очередной роман-коллаж «Une semaine de bont». Первая волна приходится на период 1924-1929 гг. По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «Внутренним взором» (фр. A lintrieur de la vue)26. Как он потом писал в своей автобиографической книге «Ткань истины и сплетения лжи», в этих лекциях он подчеркивал, что и неевропейцы и так называемые «цивилизованные народы» – одинаково почитали природу. Эрнст начал делать скульптуру в 1934 и проведенное время с Альберто Джакометти.
Наряду с другими художниками и друзьями (Марсель Дюшан и Марк Шагал), кто сбежал из войны и жил в Нью-Йорке, Эрнст помог вдохновить развитие Абстрактного экспрессионизма. В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. Его положение было непрочным и Эрнст решил покинуть Европу.
Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением родившимся в Цюрихе в 1916 году. В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism». В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. Но тем не менее, сюрреалисты признали его искусство вызовом этике. При более близком просмотре картины, ее название становится горько нелепым. В том же салоне была выставлена «La belle jardinire», купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей.
В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм – направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. А в 1925 году Эрнст изобретает фроттаж – т. е. Гостивший у четы художников в 1946 и 1947 годах Патрик Уолдберг в статье в «Макс Эрнст в Аризоне» так описывал их жизнь: «Мы спали на складных брезентовых кроватях, ходили за водой за тридцать метров использовали нефть для освещения, а когда было прохладно, согревались бурбоном мы не переставали петь и смеяться» В торговле морозов на служебный период 2011 и 2012 технологий последующие и сирийские интересы составляют более 1 миллиардов рублей в 2011 году и более 1 миллиардов рублей в 2012 году. Он учился в народной школе и городской гимназии, окончив которую в 1908 году поступил в Боннский университет, где изучал философию и историю искусств (1908–1914). Гала распродавала коллекцию, собранную мужем. Заболевания заведения учителей жестковато перешли в бессмертную благодать.
В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes— pereat ars». Контракт, впрочем, закончился в июне с таинственным исчезновением Вио28. Как у сюрреалиста, образы Эрнста рождаются в результате алогичных ассоциаций.
В 1937 году художник увидел свою картину на фотографии выставки дегенеративного искусства (Гитлер и Геббельс в выставочном зале, картина Эрнста вторая слева), она вероятнее всего была уничтожена. Они даже не вспоминали о том из какого источника взято то или иное воззрение или подход. В том же году художник снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-пустынник», 1965). Ханс Арп писал ему из Цюриха о скадалах которые возникали после выступлений дадаистов. У Макса было шестеро братьев и сестра. Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили. В 1937 году в специальном номере журнала «Тетради искусства» (фр. Cahiers dart) был опубликован текст Эрнста «Au-del de la peinture», посвящённый его творчеству с 1918 по 1936 годы. Основатель течения Тристан Тцара в своём «Манифесте Дада» 1918 года заявляет: «Отмена памяти – дада, отказ от пророков – дада, отказ от будущего – дада.
Одно из открытых Темпелем небесных тел было названо им Максимилианой. Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии. Несколько ведущих сюрреалистов щеголяли таким атрибутом денди, как монокль (то же делали и многие дадаисты), в то время как бельгийский художник Магритт настойчиво подавлял любые внешние проявления своей выдуманной личности, не выделялся из толпы, упорно нося такие же котелок и зонтик, как городские джентльмены. В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар— что он больше не единственный сын19.
Через два года (в 1939 г. ), родившегося в Германии художника посадили в тюрьму как враждебного иностранца (гражданина неприятельского государства). Его положение было непрочным и Эрнст решил покинуть Европу. В том же году по приезде в Нью-Йорк он официально расторг брак с Пегги Гуггенхайм. В статье Сюрреализм и живопись Бретон систематизирует визуальное разнообразие сюрреализма вокруг двух идей: сна и автоматизма (пассивный автоматизм бессознательно прочерченных линий) для фиксации в форме заметок, гипнотических образов, возникающих на грани бдения и сна. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда» и что он готов стать активным участником группы дадаистов13. 1 апреля 1976 года Макс Эрнст (Max Ernst) скончался.
В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм — направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. В апреле того же года вышел посвящённый художнику номер журнала «View». В 1922 г. обосновался в Париже, где вскоре вместе с друзьями основал движения сюрреалистов. Глядя на них, кажется, что попадаешь в абсолютно другой мир. Тот же самый год, вдохновленный частично де Ширико и частично изучая прейскуранты товаров почтой, руководства обучающего помощника и подобные источники, он произвел свои первые коллажи (особенно способы Фиата, портфель литографий), техника, которая прибудет, чтобы доминировать над его артистическим преследованием в последующие годы.
Его личная жизнь тоже влияла на его настроения. В 1909 поступил на факультет философии в Боннский университет в угоду родителям, которые прочили ему карьеру преподавателя. Потом вернулся в Европу, где остался насовсем.
«Однажды в 1919 году, оказавшись в дождливую погоду в одном городе на берегу Рейна, я был поражен наваждением, приковавшим мой взор к страницам иллюстрированного каталога, на которых красовались предметы антропологического, микроскопического, психологического, минералогического, палеонтологического толка. Из Марселя Эрнст уехал в Мадрид. Эрнст дважды сбегал из лагеря прежде чем в июле получил разрешение на освобождение по причине брака с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней).
Они встретились в Сингапуре, потом провели вместе пару недель в Сайгоне. В годы учёбы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе.
Эрнст был демобилизован в 1918 и возвратился в Кельн. (Например: Loplop представляет юную девушку, Loplop представляет Loplop, La Foresta Imbalsamata 1935 г., Ангел домашнего очага, Сюрреализм и живопись и др. ). В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна.
Теоретик и основоположник сюрреализма Андре Бретон (Andre Breton) утверждал, что это направление должно разрешить противоречие между мечтой и действительностью и создать некую абсолютную реальность, сверхреальность. В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм – направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. По возвращению в Париж, художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque). В 1934 вышел очередной роман-коллаж «Une semaine de bont».
Для того, чтобы переделать мир и изменить жизнь. Один из основателей движения «Де стиль», Тео ван Дуйсбург, в это время участвовал в дадаистском движении под псевдонимом И. К. В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма». Между ними вспыхнула страсть и Леонора последовала за Эрнстом в Париж. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда» и что он готов стать активным участником группы дадаистов. К слову об отношениях с отцом.
Макс Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца. В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. Он уделял большое внимание картинам и скульптурам резидентов госпиталя и даже хотел написать книгу об искусстве душевнобольных. С художницей его познакомил Жюльен Леви, нескольких встреч ему хватило, чтобы влюбиться. Здесь он присоединился к художникам и поэтам, окружавшим Андре Бретона, который чуть позднее, в 1924 году издал знаменитый «Манифест сюрреализма».
Затем это становилось темой их причудливых произведений. То есть попросту срубил дерево. Он умер от передозировки опиумом вскоре после подписания мира, в 1919 году. Место было очень уединённым, в отдалении от небольшого городка. Из слепого пловца, каким я был, я превратил себя в видящего (провидца). В основание этой скульптуры поставлен сундук, на нем установлен трон короля и королевы. Фроттаж реализующий сюрреалистический принцип психологического автоматизма, Эрнст применяет в живописи изобретая так называемый граттаж (способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. ), например – Ева, единственная оставленная нам.
В 1948 написал и опубликовал свою книгу «За пределами живописи». Таким образом, сюрреализм в целом отбросил «вековые оковы» рационализма и заменил господство разума иррационализмом, который принимает за основу действительности недоступное разуму, полагающееся на слепой случай. К примеру, на существущем уже изображении священной горы Фудзияма «обоями» закрывалось или закрашивалось все ненужное. С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. Макс участвовал в Первой Мировой войне, на стороне германских войск.
«Сюрреализм хотел вести «куда-то», в иной мир, быть горячей золой тут и немедленно, теперь же, а не совокупностью мыслей и произведений, что ждут, когда о них станут трезво и хладнокровно говорить. В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма». и др. Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом. Привычка к описанию и фиксации этих переживаний в его книге «За пределами живописи», оставила нам массу авторских признаний о истоках его живописи: Будучи человеком заурядной конституции, если использовать оборот Артюра Рембо, я приложил все свое старание, чтобы сделать свою душу монстрообразной.
В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. А у детеныша лихо загнут вперед рыбий хвостик, как у мамы-королевы. Из пустых бутылок, пружин и цемента Макс Эрнст сделал 2, 4-метровую скульптуру «Козерог» представляющую сидящего человека-быка, а рядом с ним скульптуру женщины с рыбьим хвостом и журавлиной шеей. Выставка также включает работы Эрнста, которые экспериментируют с письмом свободной ассоциации и методами frottage, созданного из протирки от текстурированной поверхности grattage, включая царапающий в поверхности живописи и декалькомания, которая включает изменение влажной живописи, прижимая вторую поверхность к нему и устраняя его. После этого художник дорисовывал его, доводя до законченного образа.
К примеру, на существущем уже изображении священной горы Фудзияма «обоями» закрывалось или закрашивалось все ненужное. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нем разработку случайной встречи двух отдаленных реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»). Швиттерс занял собственную творческую нишу изобретя форму коллажа, в котором городской мусор (выброшенные автобусные билеты, обертки от конфет и т. п. ), собранный в абстрактные визуальные структуры, приобретал новую ценность. В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и— в Мюнхене— с Паулем Клее.
В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле. «Минимум добавки – максимум воздействия» – под таким девизом дадаистами модифицировались и соединялись в блоки иллюстрации из старинных журналов, популярных романов, научных изданий, каталогов, учебных пособий, рекламных проспектов и плакатов. Как дадаист, он отказывался от современного искусства, а значит от привычных техник. Первый из них, «Стоголовая женщина» состоял из композиций, составленных из фрагментов старых гравюр, которые, сочетаясь в причудливом контексте, создавали сюрреалистический образ. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. Эрнст и Пегги Гуггенхайм позже были женаты (1942–1946).
Как он потом писал в своей автобиографической книге «Ткань истины и сплетения лжи», в этих лекциях он подчеркивал, что и неевропейцы и так называемые «цивилизованные народы» – одинаково почитали природу. Эрнст дважды сбегал из лагеря, прежде чем в июле получил разрешение на освобождение по причине брака с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней).
Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом16. В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «Встреча друзей» (фр. Au rendez-vous des amis). В 20-х годах XX века во Франции начинает бурно развиваться течение, получившее название «сюрреализм».
После развода с Пегги Гуггенхайм Эрнст женился на Дороти Таннинг и в 1953 году переселился во Францию. Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения7. В том же году художник снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-пустынник», 1965). Через два года у них родился сын, позже известный в США под именем Джимми Эрнст, художник-сюрреалист. В том же году по приезде в Нью-Йорк он официально расторг брак с Пегги Гуггенхайм.
В 2005, «Макс Эрнст: Ретроспектива» открылась в Музее искусств Метрополитен и включенных работах, таких как Целебес (1921), Император Ubu (1923) и Фирезид Анджел (1937), который является одной из нескольких окончательно политических частей и снабжен субтитрами Триумф сюрреализма изображающего неистовое похожее на птичку существо, которое символизирует волну фашизма, который окутал Европу. А у детеныша лихо загнут вперед рыбий хвостик, как у мамы-королевы. В 1952 он был принят в шутовской «Коллеж патафизики». Одна группа, включавшая Вальтера Меринга, Виланда и Гельмута (позже – Джона) Хартфилдов и Джорджа Гроша, симпатизировала коммунистам (трое последних состояли в партии). Это было своего рода подведение итогов его техник и тем. В том же салоне была выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinire), купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей.
Рисовать Макс начал с пяти лет. Этот вид его творчества можно даже охарактеризовать как «поэтический коллаж». Тот же самый год его работы был показан в Salon des Indpendants. В 1936 году участвовал в выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства и на большой выставке сюрреалистов в Лондоне. В 1936 году участвовал в выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства и на большой выставке сюрреалистов в Лондоне.
Она приобрела у Эрнста дюжину работ и, увлекшись им, решила помочь с отъездом в Америку. Здесь Эрнст по-своему интерпретировал необычные изображения, работая в технике vernis mou. Оттянулись, в общем. К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп. Владение стало известно как Холм Козерога. Отличавшийся крепким телосложением, Краван был боксером-любителем и огласил перед боем невероятный список титулов: «гостиничный вор, погонщик мулов, заклинатель змей, шофер» и т. д. Если считать все ячейки на картине (даже пустые и служащие разделителями), то получится 52 именно столько лет было художнику в 1943 году. У Макса было шестеро братьев и сестра.
Он как бы насмехается над пошлостью современного быта. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). В 1952 он попал в псевдо «Коллеж патафизики». Если считать все ячейки на картине (даже пустые и служащие разделителями), то получится 52 именно столько лет было художнику в 1943 году.
В 1922 г. он переехал в Париж, где стал одним из зачинателей сюрреализма, опубликовав в 1924 г. «Трактат о сюрреалистической живописи». «Техника коллажа – этосистематическое объяснение случайных или искусственно спровоцированных встречдвух и более чуждых друг другу предметов в совершенно неподходящем для этого вданный момент месте – плюс искра поэзии, которая проскакивает при сближениидвух этих реальных предметов». В 1922 Эрнст переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны.
В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «Встреча друзей» (фр. Au rendez-vous des amis). Эрнст был призван и служил и на Западном и на Восточном фронте. Хитами выставки были следующиеработы: «Антропофильский ленточный глист», «Флюидоскептрик Розвиты изГандерсхайма» Бааргельда и «Оригинальный движущийся рельеф. В течение нескольких лет среди этих групп завязывались отдельные союзы. В качестве живописного образа, Loplop появится в работах Эрнста немного позже.
Изредка их навещали друзья. В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар— что он больше не единственный сын. В гладкую, чуть подсохшую поверхность масляной краски или лака вдавливалась рельефная структура (к примеру, расческа для изображения водной глади и т. д. ), после чего оттиск получался переливающимся, ребристым и т. д.
Затем к оставшемуся добавлялся рисунок какого-то прибора, неожиданное название – и у зрителя возникали абсолютно новые ассоциации. Одиннадцатого ноября 1918 он был возрожден». В мае следующего года художник был вновь отправлен в Ле Милль по доносу местного жителя, обвинявшего Эрнста в том, что художник подавал световые сигналы вражеской стороне. Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом.
Из Марселя Эрнст уехал в Мадрид. В марте 1942 года состоялась выставка тридцати последних картин Эрнста в «Valentine Gallery», не имевшая, впрочем, большого успеха, продать удалось всего одну картину. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал что дух этого движения ближе его темпераменту чем дух поэм Молодого Рейнланда и что он готов стать активным участником группы дадаистов. Символична созданная в это время Максом Эрнстом картина «Кастор и Поллукс» – пародия на аргонавтов ищущих золотое руно.
Он скоро женился на студенте истории искусств, которого он встретил в 1914. С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее. Его сын Джимми, живущий в Нью-Йорке, предложил ему эмигрировать в США. И фигура королевы напоминает виолончель.
Художник менял жен и подруг с такой скоростью, с какой другие листают главы романа. Его альтер эго в картинах, которые он назвал Loplop, было птицей. После второго открытия передвходом появились, как флаг над Рейхстагом в 45-м, плакаты «Дада побеждает» и«Дада размножается». Они встретились в Дюссельдорфе.
В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes— pereat ars». Из пустых бутылок, пружин и цемента Макс Эрнст сделал 2, 4-метровую скульптуру «Козерог» представляющую сидящего человека-быка, а рядом с ним скульптуру женщины с рыбьим хвостом и журавлиной шеей. Так рождались работы и образы себя». Для этого практиковались своеобразные формы зрительного самогипноза.
Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее. Сын школьного учителя. Рихард Хюльзенбек критиковал предыдущее поколение художников в ключевом манифесте 1920 года, провозглашая: «Под предлогом того, что пропагандируют душу, они в своей борьбе с натурализмом вернулись назад к абстрактным, пафосным жестам, предполагающим уютную жизнь, свободную от содержательности или борьбы». Ханс Арп писал ему из Цюриха о скадалах которые возникали после выступлений дадаистов. Затем это становилось темой их причудливых произведений.
Они встретились в Сингапуре, потом провели вместе пару недель в Сайгоне. Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето. Дада – современое прославление жизни, без ностальгии, без утопии. Одиннадцать художников, среди которых были Сальвадор Дали и Поль Дельво, пригласили написать картину об искушении Святого Антония которая должна была появиться в фильме Альберта Левина «Личные дела милого друга».
Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное», позже превращённая в «Голову человека, заинтригованного полётом неевклидовской мухи». Как державу в левой руке он поддерживает головку козерога-младшего (напоминая этим свирепый индейский тотем). Встреча оказалась знаменательной. Для того, чтобы переделать мир и изменить жизнь. Представитель сюрреализма и дадаизма.
Бретон был харизматической личностью, но в то же время легко поддавался чужому влиянию. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нем разработку случайной встречи двух отдаленных реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»). Метод (паранаидально-критический) основан на ассоциациях, объективизации бессознательного и внешних конфликтов. На показанной нам на экране фотографии запечатлен один из таких «снов наяву». В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба.
Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу. В 1915 году получил повышение до бригадира.
В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм – направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. По возвращении в Париж художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque). В том же году по приезде в Нью-Йорк он официально расторг брак с Пегги Гуггенхайм. В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. Школьные учебники и плакаты, почтовые каталоги, становятся основным источником материала. Он также выполнил художественное оформление пьесы Альфреда Жарри «Убю закованный» (Ubu enchan) в постановке Сильвена Иткина.
Эта особенность мастера сделать все «под себя» – независимо от того сам ли он изобретал, либо заимствовал у других, очень восторгал Бретона, который однажды воскликнул: «индивидуальность, личность художника столь мало исключена. » – и констатировал у Эрнста полный субъективизм. Как державу в левой руке он поддерживает головку козерога-младшего (напоминая этим свирепый индейский тотем). Зато рот – как и у папы и у свирепого тотема. Они даже не вспоминали о том из какого источника взято то или иное воззрение или подход. Эрнст Макс (Max Ernst) – французский, немецкий художник.
В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром, с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста. В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых. Все детали в коллажах подобраны необыкновенно тонко и аккуратно, с первого взгляда кажется, что эти работы не собраны из частей, а это просто отдельно сделанный лист гравюры. Жюри выбрало картину Макса Эрнста, художник получил денежный приз в размере 2500 долларов.
В том же году Оскар Домингес представил новый метод— декалькоманию («переводные картинки»), который Эрнст стал использовать в живописи маслом. Её каталог был выполнен в виде списка современных мифов, среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста. В 1912 году в галерее Фльдмана в Кельне были показаны первые работы художника. Елуард купил две из картин Эрнста (Целебес и Эдипа Рекса) и выбрал шесть коллажей, чтобы иллюстрировать его сборник стихов Rptitions. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение.
Мальчик был поражен великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревочное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг». В этом отношении на сюрреалистов оказал влияние крупнейший философ-интуитивист Анри Бергсун (ХХ век), который ставил интуицию в художественной сфере бесконечно выше разума. Внимание всех собравшихся людей приковано к сидящему в центре медиуму (Р. На скалистой вершине горы (пародийный образ современного Парнаса) он изобразил много людей, одни из которых стремительно вбегают в картину, торопясь занять свое место, а другие уже сидят, как на групповой фотографии.
В 1915 году получил повышение до бригадира. Чтобы освободиться от «контроля разума» применялись даже чисто механические методы «охоты за случайностью» (например, подкладывали под лист бумаги шероховатые поверхности и натирали бумагу сухими красками, получая при этом фантастические конфигурации, напоминавшие заросли фантастического леса – техника «фроттажа»). Гала распродавала коллекцию, собранную мужем. Её каталог был выполнен в виде списка современных мифов, среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста31. Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа.
В то же период художник начал практиковать новую технику, которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните её краской пожиже и раскачивайте её над лежащим холстом»30. Его произведения проникнуты сарказмом. Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году. Пара покинула бурный Париж и обосновалась на юге Франции. В годы учебы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. В отличие от дадаизма как протеста художника против существующего миропорядка, сюрреализм можно назвать активным поиском на новых территориях «золотого руна» – новых приемов графики, новых образов изображающих «больше, чем действительность», передающих реальность подсознательного.
В гладкую, чуть подсохшую поверхность масляной краски или лака вдавливалась рельефная структура (к примеру, расческа для изображения водной глади и т. д. ), после чего оттиск получался переливающимся, ребристым и т. д. Богатая жестикуляция персонажей в картине Эрнста отчасти отражает эту склонность дадаистов к особым тайным знакам, есть здесь и воспоминания художника о языке глухонемых, знакомом ему с детства, так как его отец был учителем в школе для тех, кто страдал этим дефектом. В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа. В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. Он брал материалы из повседневной жизни и создавал нечто новое. С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала. Его сын Джимми живущий в Нью-Йорке предложил ему эмигрировать в США.
«Минимум добавки – максимум воздействия» – под таким девизом дадаистами модифицировались и соединялись в блоки иллюстрации из старинных журналов, популярных романов, научных изданий, каталогов, учебных пособий, рекламных проспектов и плакатов. В 1945 году Макс Эрнст принял участие в конкурсе с картиной «Искушение святого Антония» и получил премию, но несмотря на это художник чувствовал равнодушие и незаинтересованность публики его искусством. В сентябре 1939 внезапное начало Второй мировой войны заставило Эрнста быть интернированным как «нежелательный иностранец» в Кэмпе де Милле, под Экс-ан-Провансом, наряду с поддерживающим сюрреалистом, Хансом Беллмером, который недавно эмигрировал в Париж. Эрнст развил восхищение птицами, которое было распространено в его работе.
В 1915 году получил повышение до бригадира. Гостивший у четы художников в 1946 и 1947 годах Патрик Уолдберг в статье в «Макс Эрнст в Аризоне» так описывал их жизнь: «Мы спали на складных брезентовых кроватях, ходили за водой за тридцать метров использовали нефть для освещения, а когда было прохладно, согревались бурбоном — мы не переставали петь и смеяться» Работыэти не сохранились – публика их разломала – вот таким образом можно только их наслаждатьсязвукописью переведенных названий. И решил эту проблему с помощью топора. Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа. В 1918-м он исчез. Если считать все ячейки на картине (даже пустые и служащие разделителями), то получится 52 именно столько лет было художнику в 1943 году.
К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп. Пара покинула бурный Париж и обосновалась на юге Франции. В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. И то, что никогда не был в этом деле школяром – считал своим преимуществом). В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне.
Эрнст нарисовал обложку к каталогу. Первая американская выставка работ Эрнста прошла в Нью-Йорке в 1932 году. «Дело не в том, чтобы нарисовать, а в том, чтобы по возможности скопировать движение мысли», – писал по этому поводу. В 1929 году вышла графическая новелла «Женщина о 100 головах»: около ста пятидесяти рисунков с текстовым сопровождением художника и обращением к читателю от Андре Бретона.
Так рождались работы и образы себя». В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне. Как он потом писал в своей автобиографической книге «Ткань истины и сплетения лжи», в этих лекциях он подчеркивал, что и неевропейцы и так называемые «цивилизованные народы» – одинаково почитали природу. Создавая свои работы, мастер преследовал цель «посредством взаимного соединения элементов, которые мы до сих пор привыкли считать совершенно чуждыми и стоящими вне какой бы то ни было связи друг с другом, генерировать электрическое или эротическое напряжение». В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. Рисовать Макс начал с пяти лет. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна.
Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом. Он не мог не стать главой истории, моментом культуры. Его отец, несостоявшийся художник, мечтал о том, чтобы Максимилиан стал художником и всячески поощрял его занятия рисованием – «именно отец подтолкнул юношу к занятиям искусством» – отмечает Г. Диль в своей книге «М.
Иллюстрации этой книги очень малы, но изображают просторные пейзажи Аризоны, с их каньонами, вулканами, красными горами. После многочисленных остановок и противоречивых указаний со стороны властей заключённых поместили в лагере Сен-Никола близ Нима. Рекламные проспекты и плакаты, Для них он брал гравюры из научных изданий и старых каталогов, страницы романов популярных и т. п. Эрнст делал целые серии таких работ, например «роман в коллаже» Стобезголовая женщина (1929), состоящий из 149 композиций. В «Манифесте Сюрреализма» 1924 г. лидер французского Сюрреализма Андре Бретон писал: «Сюрреализм есть чистый физический автоматизм, посредством которого мы стремимся выразить в слове или в живописи истинную функцию мысли. «Дада» – слово, означающее и все и ничего, эпатаж, абсурд, антиэстетику.
В 1922 Эрнст переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны. Пять лет спустя он женился на Мари-Берте Оренш. И создает множество абсолютно ни на что не похожих картин изображая историю природы.
Осенью 1922 года Макс Эрнст из Кельна переехал в Париж. Они даже не вспоминали о том из какого источника взято то или иное воззрение или подход. В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа. Между ними вспыхнула страсть и Леонора последовала за Эрнстом в Париж. В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева.
Из пустых бутылок, пружин и цемента Макс Эрнст сделал 2, 4-метровую скульптуру «Козерог», представляющую собой сидящего человека-быка, а рядом с ним скульптуру женщины с рыбьим хвостом и журавлиной шеей. Он уделял большое внимание картинам и скульптурам резидентов госпиталя и даже хотел написать книгу об искусстве душевнобольных8. Это было своего рода подведение итогов его техник и тем. В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин-художников в галерее Пегги, внимание Эрнста привлекла одна из них— «День рождения» Доротеи Таннинг. Поллок заинтересовался этой техникой, которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника). А мать, мечтательная и кроткая, больше всего любила рассказывать детям сказки.
К примеру, на существущем уже изображении священной горы Фудзияма «обоями» закрывалось или закрашивалось все ненужное. Каникулы художник провёл в Порнике, на Бретанском берегу. Макс Эрнст родился в католической семье в городке Брюль в Германии 2 апреля 1891 года. Он ходил в музей и делал там копии.
Привычка к описанию и фиксации этих переживаний в его книге «За пределами живописи», оставила нам массу авторских признаний о истоках его живописи: Будучи человеком заурядной конституции, если использовать оборот Артюра Рембо, я приложил все свое старание, чтобы сделать свою душу монстрообразной. В 1921 он встретил Пола Елуарда, который стал близким другом на всю жизнь. Всехперечислять не буду, но самые главные – Кирико, Элюар, Кревель, Пере, Бааргельд, Деснос, Супо, Арп, Арагон, Бретон, Гала Элюар (Дали впоследствии).
В гладкую, чуть подсохшую поверхность масляной краски или лака вдавливалась рельефная структура (к примеру, расческа для изображения водной глади и т. д. ), после чего оттиск получался переливающимся, ребристым и т. д. В том же году Оскар Домингес представил художественный новый метод – декалькоманию (изготовление печатных оттисков, точнее переводных изображений, для последующего сухого переноса на какую-либо поверхность при помощи высокой температуры или давления). (в 1924 г. вышел первый номер журнала «Сюрреалистическая революция», а 1 декабря того же года был опубликован, упомянутый ранее, «Первый манифест сюрреализма», написанный А. Бретоном. ) Данный период называют «классическим сюрреализмом» или «параноико-критический сюрреализм», он достиг своего пика в 1920-е гг. Зато рот – как и у папы и у свирепого тотема. Его личная жизнь тоже влияла на его настроения. Искусство же как мастерство не изучал.
Как державу в левой руке он поддерживает головку козерога-младшего (напоминая этим свирепый индейский тотем). Эрнст и Гуггенхайм прибыли в Соединенные Штаты в 1941 и были женаты в следующем году. Тогда же он совершил поездку в Париж. В том же году Макс Эрнст женился на Марии-Берте Оранш, они сняли дом в Мёдоне. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов. Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии.
Следует сказать, что творческий метод Эрнста весьма неоднозначен. По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «Внутренним взором» (фр. A lintrieur de la vue). С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала. Он учился в народной школе и городской гимназии, окончив которую в 1908 году поступил в Боннский университет, где изучал философию и историю искусств (1908–1914).
Символична созданная в это время Максом Эрнстом картина «Кастор и Поллукс» – пародия на аргонавтов ищущих золотое руно. Они встретились в Дюссельдорфе. Затем это становилось темой их причудливых произведений.
Своими работами в технике фроттажа подчеркивал причинность и бессознательное, сохраняя приверженность материальности натуры, проступающей сквозь пелену линий, внушая ощущение рождающегося мира после конца цивилизации (серия Естественная история, опубликована в 1926). Третья волна сюрреализма началась в 1946 г. (дата выхода «Третьего манифеста сюрреализма») и продолжалась вплоть до смерти Андре Бретона, последовавшей 28 сентября 1966 г. Слава третьей сюрреалистической волны держалась в основном на творчестве великого испанского художника Сальвадора Дали, хотя еще в 1936 г. Андре Бретон заявил, что «творчество Дали больше не интересует сюрреализм». Сообщает БалтИнфо со баранкой на пресс-вырезку ООО «исследовательские тока избирательной квартиры», На резервного время опыта G20 с 9 сентября выброс «Пулково-1» закрывается для фальшивых фотоэлементов. И обнаружил, что я влюбляюсь в то, что вижу и хочу идентифицировать себя с виденным мною. В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа. На показанной нам на экране фотографии запечатлен один из таких «снов наяву».
Художник менял жен и подруг с такой скоростью, с какой другие листают главы романа. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нём разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»14). В основание этой скульптуры поставлен сундук, на нем установлен трон короля и королевы.
Художник использовал и другие автоматические техники, например, брызгал краской на полотно или клал две только что написанные картины одну на другую и получал новые неожиданные рисунки на обоих холстах. Сбор денег занял три месяца. Это эрнстово кредо восходит, конечно, кзнаменитой максиме Лотреамона, которую так любили тогда еще несуществующиесюрреалисты – «красота – это случайная встреча швейной машинки и зонтика наоперационном столе». В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. Контракт, впрочем, закончился в июне с таинственным исчезновением Вио. В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и— в Мюнхене— с Паулем Клее.
Пятая сестра, Мари, умерла в возрасте шести лет. Занимался живописью и графикой, часто пробовал разные техники, необычные материалы. Изредка их навещали друзья. Был основан журнал «Сюрреалистская революция».
В 1925 Эрнст основал студию в 22, рута Tourlaque. Всю жизнь он будет возвращаться к образу леса. Ведь не случайно все мастера хором в своих воспоминаниях пишут о войне и даже Бретон говорит, что «Сюрреализм может быть исторически понят лишь в соответствии с войной, с которой он начинается и к которой возвращается».
Эрнст делал целые серии таких работ, например «роман в коллаже» «Стобезголовая женщина» (1929), состоящий из 149 композиций. Произведения сюрреалистического искусства, созданные из выявленных инстинктов, должны отражать все худшее, что есть в человеке, – «дремлющие в нас чудовища», также запретные и темные закоулки человеческого подсознания. Последовали выставки у ван Лир в Париже и в галерее Шварценберг в Брюсселе. В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле.
«Дада» – слово, означающее и все и ничего, эпатаж, абсурд, антиэстетику. Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения. В апреле того же года вышел посвящённый художнику номер журнала «View». И в мае 1921 года Эрнст представил своетворчество – картины, коллажи и рисунки – в парижском подвале с выключеннымсветом, где кто-то постоянно материл присутствующих, Бретон зажигал спички, Рибмон-Дессень все время орал «Капает на череп. », будущий писатель-коммунист идруг Советского Союза Арагон мяукал, а Супо и Тцара играли в прятки. Книг по палеонтологии, руководств по ремонту и эксплуатации печных дымоходов и т. д, Эрнст брал для своих изображения коллажей и их фрагменты изабсолютно разных источников – рекламных каталогов. После краткого времени вместе в Сайгоне, трио решило, что Праздничный останется с Полом.
Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили. В один из дней он заканчивал пейзаж и заметил, что забыл изобразить дерево. И в противоположность, Хюльзенбек доказывал, что новое искусство – т. е. Так практически шаг за шагом сюрреалисты вытеснили из сферы художественного творчества логику и разум, заменяя их полумистическими, но по существу слепым «интуитивным прозреванием» впавшего в состояние транса художника.
Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна. Эрнст делал целые серии таких работ, например «роман в коллаже» «Стобезголовая женщина» (1929), состоящий из 149 композиций. Два скоро стали друзьями и их отношениями, продлившимися в течение пятидесяти лет. А мать, мечтательная и кроткая, больше всего любила рассказывать детям сказки. Макс Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца.
Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов. И фигура королевы напоминает виолончель. Теплые отзывы его работы получили от кубистов Жоржа Брака, Хуана Гриса и Луи Маркусси. Эрнст дважды сбегал из лагеря прежде чем в июле получил разрешение на освобождение по причине брака с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней). Но Арп и Швиттерс, с их абстрактными интересами, были исключением из этого правила, а риторика цюрихского дадаизма постоянно включала в себя призывы к «новому порядку». Осенью 1922 года Макс Эрнст из Кельна переехал в Париж.
Мальчик был поражен великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревочное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг». В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице. В 1936 году участвовал в выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства и на большой выставке сюрреалистов в Лондоне. Летом 1943 года они провели несколько месяцев на ранчо в Седоне (Аризона), где можно было недорого остановиться и откуда открывались прекрасные пейзажи.
В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа18. Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала. В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре. умерший.
Хотя его кричащие, вызывающие работы с самого начала задумывались как антиэстетические, Дали описывал их как «сделанные от руки мгновенные цветные фотографии сверхживописных, обманчивых, сверхъестественных, ускользающих образов конкретной иррациональности». Был основан журнал «Сюрреалистская революция». А также граттаж – процарапывание материала и заливание тушью образовавшихся впадин. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником сходив на проходивщую в Кельне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо).
Он на его холстах мистический, таинственный, напоминает пейзажи параллельного мира. И обнаружил, что я влюбляюсь в то, что вижу и хочу идентифицировать себя с виденным мною. В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter», которая вызвала агрессию у публики— разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы. Через два года (в 1939 г. ), родившегося в Германии художника посадили в тюрьму как враждебного иностранца (гражданина неприятельского государства).
В 1914 Эрнст встретил Ханса Арпа в Кельне. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. По возвращении в Париж художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque).
Одиннадцать художников, среди которых были Сальвадор Дали и Поль Дельво, пригласили написать картину об искушении Святого Антония, которая должна была появиться в фильме Альберта Левина «Личные дела милого друга». В следующем году он выпустил второй роман-коллаж «Rve dune petite fille qui voulut entrer au carmel». Еще он ходил на выставки исмотрел, что делают настоящие художники. Этот метод Эрнст потом стал использовать в живописи маслом.
В сюрреалистическом ключе звучит очень личностная интонация образа в картине Глаз молчания (1943, Художественное собрание Вашингтонского университета, Сент-Луис), написанной в Америке, куда художник эмигрировал в 1941 г. из Франции ввиду угрозы интернирования. Работы этого периода, главным образом собрание барахла (например Плод многолетнего опыта) и коллажи печатной продукции. С фронта Первой мировой войны Эрнст вернулся убежденным пацифистом и в 1919 году обосновался в Кельне, где, вместе с Johannes Theodor Baargeld, псевдоним – Альфреда Фердинанда Грюнвальда (Alfred Ferdinand Gruenwald (1892-1927) – немецкий художник, график, автор и публицист дадаизма. ), они основали группу Дадаистов (в 1919 году) – приверженцев движения, возникшего тремя годами ранее в Швейцарии среди художников, писателей и критиков, разочарованных мировой войной и стремящихся опровергнуть традиционные общественные, моральные и художественные ценности, которые не смогли предотвратить катастрофы. Вторая волна сюрреализма охватывает период 1930-1946 гг. В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма»29.
В то же период художник начал практиковать новую технику, которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните её краской пожиже и раскачивайте её над лежащим холстом». С художницей его познакомил Жюльен Леви, нескольких встреч ему хватило, чтобы влюбиться. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре. Тогда же он совершил поездку в Париж. В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице.
Главные художники этого направления пришли из дадаизма и привнесли в него много эпатажа. «Техника коллажа – этосистематическое объяснение случайных или искусственно спровоцированных встречдвух и более чуждых друг другу предметов в абсолютно неподходящем для этого вданный момент месте – плюс искра поэзии, которая проскакивает при сближениидвух этих реальных предметов». В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter», которая вызвала агрессию у публики— разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы15. В годы учёбы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. Эрнст дважды сбегал из лагеря, прежде чем в июле получил разрешение на освобождение благодаря браку с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней).
Среди многочисленных изобретений Эрнста особо выделяется «роман-коллаж», о котором я упоминала ранее. Действительно, цюрихский дадаизм в своей финальной стадии был крайне нигилистичен. В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм – направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций.
то, которое делали берлинские дадаисты, – будет «вдребезги разбитое взрывом прошлой недели вечно пытается собрать свои обломки после вчерашнего крушения». Там, при рассмотрении старого паркета, у него возникла идея техники фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов. Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу. Его положение было непрочным и Эрнст решил покинуть Европу. Художник оставил свою жену и прожил вместе с Леонорой несколько лет.
Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых. Он представлял собой серию коллажей, сопровождающихся авторским текстом. В том же салоне была выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinire), купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей.
Мальчик был поражён великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг5». Эрнст изобрел фроттаж – перевод рельефа на бумагу твердым или мягким красящим пигментом. И в мае 1921 года Эрнст представил своетворчество – картины, коллажи и рисунки – в парижском подвале с выключеннымсветом, где кто-то постоянно материл присутствующих, Бретон зажигал спички, Рибмон-Дессень все время орал «Капает на череп. », будущий писатель-коммунист идруг Советского Союза Арагон мяукал, а Супо и Тцара играли в прятки. С ним у Макса не заладилось. (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните ее краской пожиже и раскачивайте ее над лежащим холстом». В 1924 году Андре Бретон публикует Манифест Сюрреализма.
В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. В Берлине Йоханнес Баадер присвоил себе титул Супердада. В основном же отрабатывал технику и оттачивал мастерство самостоятельно.
Потом этот термин употребил другой французский поэт и психиатр Андре Бретон. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. Дела у любовного треугольника ухудшались и в марте 1924 года Поль Элюар внезапно уехал в Монако, а затем во Вьетнам. Самым же мощным деянием кельнской группы была знаменитаявыставка «Предвесенний дада» в апреле 1920 года с входом через мужской туалет иголой нимфеткой в зале, читающей матерные стихи. А мать, мечтательная и кроткая, больше всего любила рассказывать детям сказки. Символична созданная в это время Максом Эрнстом картина «Кастор и Поллукс» – пародия на аргонавтов ищущих золотое руно.
В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. Ведущие же мастера добивались внутренней, личностной иррациональности, отключения разума на уровне психической жизни: состояния паранойи, сна, бреда, видений, галлюцинаций, достигаемых искусственным путем (алкоголь, наркотики). Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом. Мальчик был поражён великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг». По словам лидера дадаистов румынского поэта Т. Тцара: «Дада – это состояние сознания», сознания, охваченного желанием сломать установленную иерархию ценностей, приблизить искусство к отражению тех сфер действительности, затронутых войной, которую раньше оно просто не замечало».
Однако Фрейд весьма прохладно отнесся к попыткам подобной интерпретации своего учения, ведь он видел в психоанализе «орудие, которое дает Я возможность постепенно овладеть Оно». Вы всегда найдете ее у нас. Эрнст делал целые серии таких работ, например «роман в коллаже» «Стобезголовая женщина» (1929), состоящий из 149 композиций. Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году. Также в 1919 Эрнст, социальный активист Джоханнс Теодор Баарджелд и несколько коллег основали кельнскую группу дадаизма. Затем он был переведён в лагерь для интернированных в Ле Милль (Экс-ан-Прованс), устроенный в здании кирпичного завода.
В том же 1919 художник создал свои первые коллажи. Он купил дом в Сен-Мартен-дАрдеш и сделал там множество фресок и скульптур. Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения. В том же году по приезде в Нью-Йорк он официально расторг брак с Пегги Гуггенхайм. Брак Эрнста с Луизой был недолгим. Члены движения часто изобретали себе прозвища.
Летом 1943 года они провели несколько месяцев на ранчо в Седоне (Аризона), где можно было недорого остановиться и откуда открывались прекрасные пейзажи. В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism». Из слепого пловца, каким я был, я превратил себя в видящего (провидца). Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение.
Там он экспериментирует с положением и сочетанием предметов в пространстве. В 1929 году вышла графическая новелла «Женщина о 100 головах»: около ста пятидесяти рисунков с текстовым сопровождением художника и обращением к читателю от Андре Бретона. После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн. В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин-художников в галерее Пегги, Эрнст обратил внимание на одну из них— «День рождения» Доротеи Таннинг.
Это было своего рода подведение итогов его техник и тем. В том же году Эрнст принял участие в конкурсе, организованном кинофирмой Лёв-Левин. Пока Доротея ездила разводиться с мужем, Эрнст написал «Vox Angelica»— большую картину, разделённую на множество отсеков, представлявших разные сюжеты. Эрнст придалэтой нестандартной тогда технике другой смысл.
Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). Поллок заинтересовался этой техникой которую модифицировал и сам окрестил термином В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин художников в галерее Пегги, внимание Эрнста привлекла одна из них «День рождения» Доротеи Таннинг. ) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes – pereat ars». В 1926 году прошла первая большая экспозиция в Париже в галерее ван Лир. Трио встретилось в Сайгоне.
В следующем году в издательстве Жанны Бюше он выпустил сборник рисунков «Естественная история» (фр. Histoire Naturelle) в этой технике, вступительное слово написал Ханс Арп. Художник сам строил дом, помогал ему молодой почитатель его творчества. Дада-Гоген, 1920г. Привычка к описанию и фиксации этих переживаний в его книге «За пределами живописи», оставила нам массу авторских признаний о истоках его живописи: Будучи человеком заурядной конституции, если использовать оборот Артюра Рембо, я приложил все свое старание, чтобы сделать свою душу монстрообразной. Брак, впрочем, вскоре распался.
Эрнст нарисовал обложку к каталогу. Именно вот таким образом его произведения часто наполнены монстрами: «Женщина-птица» (1921), «Толпа» (1927), «Варвары» (1937), «Искушение святого Антония» (1945) непонятными, внушающими тревогу персонажами: «Антипапа» (1941-1942), «Эвклид» (1945), «Праздник Бога» (1948) апокалиптическими видениями: «Европа после дождя II» (1940-1942), «Наполеон в пустыне» (1941). Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями.
В декабре 1940 года художник прибыл в Марсель, где Вариан Фрай передал ему нужные бумаги. Изобретенная художником техника фротажа (перевод на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа приёмом натирающих движений) датируется началом 1920 года. Пока Доротея ездила разводиться с мужем, Эрнст написал «Vox Angelica»— большую картину, разделённую на множество отсеков, представлявших разные сюжеты.
В 1939 художник был интернирован во Франции как немецкий подданный. Брак, впрочем, вскоре распался. Он дружил с поэтом Иоганном Кулеманном, художниками Августом Маке, Паулем Адольфом Зеехаусом, Генрихом Кампендонком, психологом Карлом Оттеном. Тогда же он совершил поездку в Париж. Год спустя эти два сотрудничали на Les malheurs des immortels и затем с Андре Бретоном, которого Эрнст встретил в 1921 на журнале Litterature. Сбор денег занял три месяца27.
Поллок заинтересовался этой техникой, которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника). Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала. Брак, впрочем, вскоре распался.
А у детеныша лихо загнут вперед рыбий хвостик, как у мамы-королевы. Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето. Зато рот – как и у папы и у свирепого тотема. Это картины: «Ловушка для самолетов» с разрушенной техникой, которую быстро скрывает буйная растительность, «Радости жизни» маленьких существ богомолов, живущих в зарослях фантастического леса. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нём разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»).
Хитами выставки были следующиеработы: «Антропофильский ленточный глист», «Флюидоскептрик Розвиты изГандерсхайма» Бааргельда и «Оригинальный движущийся рельеф. Другое название техники – воскография. В марте 1942 года состоялась выставка тридцати последних картин Эрнста в «Valentine Gallery», не имевшая, впрочем, большого успеха, продать удалось всего одну картину. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо).
Термином «неадекватный сюрреализм» именуется направление «сюрреализм», которое откололось от классического сюрреализма в конце 1920-х годов. В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. «Минимум добавки – максимум воздействия» – под таким девизом дадаистами модифицировались и соединялись в блоки иллюстрации из старинных журналов, популярных романов, научных изданий, каталогов, учебных пособий, рекламных проспектов и плакатов. Художник менял жен и подруг с такой скоростью, с какой другие листают главы романа.
В 1914 в Кельне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. Мальчик был поражён великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг». Элюар купил наиболее законченное полотно художника— «Слон Целебес» (Celebes)— и выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Rptitions). Вскоре после немецкой оккупации Франции он был арестован снова, на сей раз Гестапо, но сумел убежать и сбежать в Америку с помощью Гуггенхайма и Фрая.
Через два года у них родился сын, позже известный в США под именем Джимми Эрнст (художник-сюрреалист). В том же году художник снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-пустынник», 1965). Через два года (в 1939 г. ), родившегося в Германии художника посадили в тюрьму как враждебного иностранца (гражданина неприятельского государства). После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн.
В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. И фигура королевы напоминает виолончель. В отличие от дадаизма как протеста художника против существующего миропорядка, сюрреализм можно назвать активным поиском на новых территориях «золотого руна» – новых приемов графики, новых образов изображающих «больше, чем действительность», передающих реальность подсознательного. Они также отображают в символической форме опасения и подавленные желания человека. Родился в 1891 году в немецком городе Брюле. Я видел. 24 июня 1920 Эрнст и сын Луизы Ульрих 39Джимми39 Эрнст родились он также стал живописцем.
В 1922 Эрнст переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны. Именно в те годы весьма популярны были творения «половинчатого сюрреализма». – с чрезмерно оттопыренными губами.
На картине Эрнста «На встрече друзей» изображен спиритический сеанс группы будущих сюрреалистов и тех, кого они считали своими предшественниками. В основание этой скульптуры поставлен сундук, на нем установлен трон короля и королевы. Родился 2 апреля 1891 в городе Брюль. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. Элюар купил наиболее законченное полотно художника— «Слон Целебес» (Celebes)— и выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Rptitions). Он так же, как раньше экспериментировал с техникой, но теперь эти методы были более «случайными», нежели коллаж.
Встреча оказалась знаменательной. Он издал в Париже журнал сюрреализма, опубликовал кредо нового течения в литературе и искусстве – «первый манифест сюрреализма». В этом смысле он воплощает веру дадаистов в то, что сама жизнь человека может быть названа «дада». В отличие от дадаизма как протеста художника против существующего миропорядка, сюрреализм можно назвать активным поиском на новых территориях «золотого руна» – новых приемов графики, новых образов изображающих «больше, чем действительность», передающих реальность подсознательного. Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное», позже превращённая в «Голову человека, заинтригованного полётом неевклидовской мухи».
(колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните ее краской пожиже и раскачивайте ее над лежащим холстом». Брак впрочем вскоре распался. Применительно к живописи Бретон выделял в сюрреализме следующие базовые приемы (или принципы): Одним из первых шагов сюрреализма было также сосредоточение на своеобразно пассивно-активной роли автора, когда субъективное определялось как объективное, как игра могучего подсознательного, существующего будто бы само по себе, независимо от воли личности и контроля разума. В основание этой скульптуры поставлен сундук, на нем установлен трон короля и королевы. Таким образом, за два года до появления «Манифеста сюрреализма» Эрнст художественными средствами очень точно и емко обозначил основную цель будущего движения, определяя в нем роль художника как способность «обрисовать и выбросить наружу то, что он видит в себе». В 1924 он резко уехал, сначала для Монако и затем для Сайгона, Вьетнам.
Текст, сопровождающий изображения, привносил в них ноту иронии и сарказма. В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром, с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста.