Иллюстрируя книгу стихов Рене Кревеля, Макс Эрнст создал Мистер Нож и миссис Вилка (1931) с использованием негативов фотографий этих предметов.
Одиннадцать художников, среди которых были Сальвадор Дали и Поль Дельво, пригласили написать картину об искушении Святого Антония, которая должна была появиться в фильме Альберта Левина «Личные дела милого друга». Занимался живописью и графикой, часто пробовал разные техники, необычные материалы. Иллюстрации этой книги очень малы, но изображают просторные пейзажи Аризоны, с их каньонами, вулканами, красными горами. Для того, чтобы переделать мир и изменить жизнь. Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году.
Зато рот – как и у папы и у свирепого тотема. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). С художницей его познакомил Жюльен Леви, нескольких встреч ему хватило, чтобы влюбиться.
Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. Вместо этого он разработал собственные «элементы смерти», значение которых не всегда поддается четкому определению. К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп. Был основан журнал «Сюрреалистская революция». В 1952 г. был принят в шутовской «Коллеж патафизики».
Последовали выставки у ван Лир в Париже и в галерее Шварценберг в Брюсселе. Он также выполнил художественное оформление пьесы Альфреда Жарри «Убю закованный» (Ubu enchan) в постановке Сильвена Иткина. Фроттаж реализующий сюрреалистический принцип психологического автоматизма, Эрнст применяет в живописи изобретая так называемый граттаж (способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. ), например – Ева, единственная оставленная нам. и др. Пример его техники управляемого автоматизма вдохновил художников Роберта Мазервелла и Уильяма Базиотиса, его скульптуры дали толчок творчеству Дэвида Хейра. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение.
В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. Как державу в левой руке он поддерживает головку козерога-младшего (напоминая этим свирепый индейский тотем). Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом.
Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). В 1924 году Андре Бретон публикует Манифест Сюрреализма. В третьей части, «Вторник», Эрнст обращается к огню, примером которого считает драконов (а также змей и летучих мышей). Поллок заинтересовался этой техникой, которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника).
Сын школьного учителя. Вошел в круг сюрреалистов, но вскоре был отлучен Бретоном. В 1948 написал и опубликовал свою книгу «За пределами живописи». Это было своего рода подведение итогов его техник и тем.
Эрнст Макс (Max Ernst) – французский, немецкий художник. Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее. Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили. Тогда же он совершил поездку в Париж. В 1951 он создал серию миниатюрных пейзажей Аризоны, некоторые из них были размером с почтовую марку он назвал их «картинами-микробами».
Сбор денег занял три месяца. После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн. Место было очень уединённым, в отдалении от небольшого городка. В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры.
Макс Эрнст (нем. В 1937 году в специальном номере журнала «Тетради искусства» (фр. Cahiers dart) был опубликован текст Эрнста «Au-del de la peinture», посвящённый его творчеству с 1918 по 1936 годы. Его работы не привлекли внимание критиков, но получили тёплые отзывы от кубистов Жоржа Брака, Хуана Гриса и Луи Маркусси. Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето. Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала.
Они также отображают в символической форме опасения и подавленные желания человека. По возвращении в Париж художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque). Он учился в народной школе и городской гимназии, окончив которую в 1908 году поступил в Боннский университет, где изучал философию и историю искусств (1908–1914). Встреча оказалась знаменательной.
В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «Встреча друзей» (фр. Au rendez-vous des amis). В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры.
И решил эту проблему с помощью топора. В 1909 г. начал изучать философию в Бонне, но бросил университет ради занятий искусством. В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых. Школьные учебники и плакаты, почтовые каталоги, становятся основным источником материала. В конце 1942 года, отбирая картины для выставки женщин-художников в галерее Пегги, Эрнст обратил внимание на одну из них— «День рождения» Доротеи Таннинг.
Всю жизнь он будет возвращаться к образу леса. Брак, впрочем, вскоре распался. В апреле того же года вышел посвящённый художнику номер журнала «View». Он на его холстах мистический, таинственный, напоминает пейзажи параллельного мира. Эрнст нарисовал обложку к каталогу. Снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (1930, позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-столпник», 1965).
Так рождались работы и образы себя». Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. Они встретились в Дюссельдорфе. В основном же отрабатывал технику и оттачивал мастерство самостоятельно.
В 1922 г. вернулся на Монпарнас. Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное», позже превращённая в «Голову человека, заинтригованного полётом неевклидовской мухи». Художник сам строил дом, помогал ему молодой почитатель его творчества. К примеру, на существущем уже изображении священной горы Фудзияма «обоями» закрывалось или закрашивалось все ненужное. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов. По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «Внутренним взором» (фр. A lintrieur de la vue). Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом.
В 1926 г. вместе с Миро оформлял спектакли труппы Сергея Дягилева. Внимание всех собравшихся людей приковано к сидящему в центре медиуму (Р. Пара покинула бурный Париж и обосновалась на юге Франции. Художник вместе с Андре Бретоном числились советниками по изданию журнала.
Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нём разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»14). Они встретились в Дюссельдорфе. Работа с Русскими балетами спровоцировала негодование в кругу его единомышленников сюрреалистов, в особенности у Бретона, который устроил скандал на премьере балета. В декабре 1940 года художник прибыл в Марсель, где Вариан Фрай передал ему нужные бумаги. В последней части объединены еще три дня недели. Его сын Джимми, живущий в Нью-Йорке, предложил ему эмигрировать в США.
В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. В сюрреалистическом ключе звучит очень личностная интонация образа в картине Глаз молчания (1943, Художественное собрание Вашингтонского университета, Сент-Луис), написанной в Америке, куда художник эмигрировал в 1941 г. из Франции ввиду угрозы интернирования. В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма». Контракт, впрочем, закончился в июне с таинственным исчезновением Вио28.
В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле. Макс Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца. В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба. Ключевой элемент «Четверга» — «чернота», которую художник ассоциирует со «смехом петуха» и «островом Пасхи».
В марте 1942 года состоялась выставка тридцати последних картин Эрнста в «Valentine Gallery», не имевшая, впрочем, большого успеха, продать удалось всего одну картину. Затем это становилось темой их причудливых произведений. Там он экспериментирует с положением и сочетанием предметов в пространстве. Художник использовал и другие автоматические техники, например, брызгал краской на полотно или клал две только что написанные картины одну на другую и получал новые неожиданные рисунки на обоих холстах. Работы этого периода, главным образом собрание барахла (например Плод многолетнего опыта) и коллажи печатной продукции.
В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм – направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. В марте 1942 года состоялась выставка тридцати последних картин Эрнста в «Valentine Gallery», не имевшая, впрочем, большого успеха, продать удалось всего одну картину. Там, при рассмотрении старого паркета, у него возникла идея техники фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов. В гладкую, чуть подсохшую поверхность масляной краски или лака вдавливалась рельефная структура (к примеру, расческа для изображения водной глади и т. д. ), после чего оттиск получался переливающимся, ребристым и т. д.
И фигура королевы напоминает виолончель. В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. В годы учебы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов.
Из Марселя Эрнст уехал в Мадрид. Её каталог был выполнен в виде списка современных мифов, среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста31. А у детеныша лихо загнут вперед рыбий хвостик, как у мамы-королевы. В 1915 году получил повышение до бригадира. Жюри выбрало картину Макса Эрнста, художник получил денежный приз в размере 2500 долларов. Макс Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца.
Он купил дом в Сен-Мартен-дАрдеш и сделал там множество фресок и скульптур. С тех пор лекции по философии служили лишь ширмой для получения финансовой помощи от родителей. В 1922 Эрнст переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны.
Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада» Тристана Тцара, он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году. Если считать все ячейки на картине (даже пустые и служащие разделителями), то получится 52 именно столько лет было художнику в 1943 году. Это – одна из множества так называемых картин джунглей, которые Макс Эрнст написал в конце 1930-ых. Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения7. Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето. Затем он был переведён в лагерь для интернированных в Ле Милль (Экс-ан-Прованс), устроенный в здании кирпичного завода.
В 1915 году получил повышение до бригадира. В 1922 Эрнст переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны. Гала распродавала коллекцию, собранную мужем. В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице. Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом16. Элюар купил наиболее законченное полотно художника— «Слон Целебес» (Celebes)— и выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Rptitions).
Я видел. В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда» и что он готов стать активным участником группы дадаистов13.
Единовременность этих двух событий поразила подростка, он был уверен, что родившийся ребенок забрал у птицы жизненную искру. В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре. В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм — направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна.
В 1925 г. изобрел технику фроттажа, переноса различных фактур, позволяющую фиксировать непроизвольные изображения и напоминающую «автоматическое письмо» сюрреалистов. Эрнст дважды сбегал из лагеря, прежде чем в июле получил разрешение на освобождение благодаря браку с гражданкой Франции Марией-Бертой (факт развода с которой он скрыл с согласия последней). В 1931 году прошла первая персональная экспозиция Эрнста в Нью-Йорке, в галере Жюльена Леви, который приобрёл часть коллажей, выставленных в Париже в том же году в галерее Пьер. В основание этой скульптуры поставлен сундук, на нем установлен трон короля и королевы. Обосновался в Париже, участвовал в венецианской Биеннале 1954 г. В 1963 г. переселился на юго-восток Франции, в провансальский городок Сейян (департамент Вар). В годы учёбы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов.
По наводке Андре Бретона, коллекционер Жак Дусе приобрёл полотно «Внутренним взором» (фр. A lintrieur de la vue)26. Пока Доротея ездила разводиться с мужем, Эрнст написал «Vox Angelica»— большую картину, разделённую на множество отсеков, представлявших разные сюжеты. Там же он встретился с Андре Бретоном, ожидающим отъезда и познакомился с американской галеристкой Пегги Гуггенхайм.
Потом вернулся в Европу, где остался насовсем. Дада-Гоген, 1920г. В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром, с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста. В 1937 г. встретился с Леонорой Каррингтон, несколько лет они прожили вместе. В 1948 г. опубликовал большое эссе «По ту сторону живописи».
Элюар купил наиболее законченное полотно художника— «Слон Целебес» (Celebes)— и выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Rptitions). Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. Эрнст нарисовал обложку к каталогу. Одно из открытых Темпелем небесных тел было названо им Максимилианой. В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes— pereat ars».
В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне. Изобретенная художником техника фротажа (перевод на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа приёмом натирающих движений) датируется началом 1920 года. В следующем году в издательстве Жанны Бюше он выпустил сборник рисунков «Естественная история» (фр. Histoire Naturelle) в этой технике, вступительное слово написал Ханс Арп. В 1923 году выставлялся в Салоне Независимых.
На показанной нам на экране фотографии запечатлен один из таких «снов наяву». Мальчик был поражён великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг». Похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез. Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна.
Такие же выставки прошли и в Нью-Йорке: в Музее современного искусства (1961), в Еврейском музее (1966) и в музее Соломона Гуггенхейма (1975). В 1934 вышел очередной роман-коллаж «Une semaine de bont». Художник оставил свою жену и прожил вместе с Леонорой несколько лет. Здесь он присоединился к художникам и поэтам, окружавшим Андре Бретона, который чуть позднее, в 1924 году издал знаменитый «Манифест сюрреализма».
В том же 1919 художник создал свои первые коллажи. В том же салоне была выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinire), купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей. Их излюбленный художественный прием – коллаж, в основе которого – комбинация различных контекстов, приводящая к новой изображаемой реальности.
Встреча оказалась знаменательной. Здесь Эрнст по-своему интерпретировал необычные изображения, работая в технике vernis mou. Эрнст изобрел фроттаж – перевод рельефа на бумагу твердым или мягким красящим пигментом.
В 1929 году вышла графическая новелла «Женщина о 100 головах»: около ста пятидесяти рисунков с текстовым сопровождением художника и обращением к читателю от Андре Бретона. 1 апреля 1976 года Макс Эрнст (Max Ernst) скончался. Несмотря на помощь друзей, ни успех, ни слава к художнику не приходили. В части «Воскресенье», которая открывает серию, лица большинства персонажей скрыты за львиными мордами.
Брак, впрочем, вскоре распался. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда» и что он готов стать активным участником группы дадаистов. По возвращении в Париж художник получил контракт у Жака Вио и в 1925 году снял студию «Les Fusains» на Монмартре (22, rue Tourlaque). Родился 2 апреля 1891 в городе Брюль.
Эти джунгли – фактически обычный подлесок, выращенный до огромных пропорций, затмевая скульптуру женщины и животного, сосуществующих в гармонии. А мать, мечтательная и кроткая, больше всего любила рассказывать детям сказки. Специализируясь в психологии, он посещал уроки при психиатрическом госпитале Бонна. «Дада» – слово, означающее и все и ничего, эпатаж, абсурд, антиэстетику. Брак, впрочем, вскоре распался.
В отличие от дадаизма как протеста художника против существующего миропорядка, сюрреализм можно назвать активным поиском на новых территориях «золотого руна» – новых приемов графики, новых образов изображающих «больше, чем действительность», передающих реальность подсознательного. В том же салоне была выставлена «Прекрасная садовница» (фр. La belle jardinire), купленная годом позже Выставочным центром Дюссельдорфа, откуда была убрана по требованию нацистских властей. В 1906 году, в ночь, когда родилась младшая сестра Эрнста, Аполлония, умер его любимый попугай. В то же период художник начал практиковать новую технику, которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните её краской пожиже и раскачивайте её над лежащим холстом». В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. Из слепого пловца, каким я был, я превратил себя в видящего (провидца).
В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне. В 1936 году участвовал в выставке «Фантастическое искусство, Дада, Сюрреализм» в Нью-Йоркском музее современного искусства и на большой выставке сюрреалистов в Лондоне. В конце 1922 года, под впечатлением от долгожданного воссоединения с друзьями-дадаистами, он написал картину «Встреча друзей» (фр. Au rendez-vous des amis). Между ними вспыхнула страсть и Леонора последовала за Эрнстом в Париж. Я видел.
Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов. И то, что никогда не был в этом деле школяром – считал своим преимуществом). С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа. Рисовать Макс начал с пяти лет.
(Например: Loplop представляет юную девушку, Loplop представляет Loplop, La Foresta Imbalsamata 1935 г., Ангел домашнего очага, Сюрреализм и живопись и др. ). В том же году по приезде в Нью-Йорк он официально расторг брак с Пегги Гуггенхайм. Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом.
В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism». Завершает цикл «Суббота» и элемент «неизвестное», примером которого автор называет «Ключ к песням». С ним у Макса не заладилось.
В годы учёбы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. У Макса было шестеро братьев и сестра. Художник менял жен и подруг с такой скоростью, с какой другие листают главы романа. В посвященной ему части «Среда» основные действующие лица изображены с птичьими головами.
Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. Напротив, он предаётся занятиям, расцениваемым его профессорами пустыми из которых самое важное— живопись9». Её каталог был выполнен в виде списка современных мифов, среди которых «межпланетная коммуникация» была представлена как прерогатива Макса Эрнста. Первый из них, «грязь», автор связывает со львом.
Поллок заинтересовался этой техникой, которую модифицировал и сам окрестил термином drip painting (капание, разбрызгивание, льющаяся техника). В апреле того же года вышел посвящённый художнику номер журнала «View». В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа. Из слепого пловца, каким я был, я превратил себя в видящего (провидца). Гала распродавала коллекцию, собранную мужем.
Контракт, впрочем, закончился в июне с таинственным исчезновением Вио. Часть, посвященную «Пятнице», пожалуй, можно назвать самой абстрактной. В 1926 вместе с Миро оформил спектакль «Ромео и Джульетта» для труппы Сергея Дягилева. После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн.
В отличие от более ранних коллажей, в которых Макс Эрнст обычно составлял новые сцены из множества отдельных кусочков, для «Недели доброты» он использовал готовые картинки, на которые накладывал дополнительные фрагменты. В 1915 году получил повышение до бригадира. К слову об отношениях с отцом. В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и— в Мюнхене— с Паулем Клее. Они встретились в Сингапуре, потом провели вместе пару недель в Сайгоне.
В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter», которая вызвала агрессию у публики— разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы15. Что же касается его визуального воплощения, то им становятся падающие фигуры. Умер Макс Эрнст в Париже 1 апреля 1976. Привычка к описанию и фиксации этих переживаний в его книге «За пределами живописи», оставила нам массу авторских признаний о истоках его живописи: Будучи человеком заурядной конституции, если использовать оборот Артюра Рембо, я приложил все свое старание, чтобы сделать свою душу монстрообразной.
В том же году художник снялся в фильме Бунюэля «Золотой век» (позднее Бунюэль снял его в фильме «Симеон-пустынник», 1965). В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. – с чрезмерно оттопыренными губами. Символична созданная в это время Максом Эрнстом картина «Кастор и Поллукс» – пародия на аргонавтов ищущих золотое руно.
В 1950 г. вернулся во Францию. В октябре открылась выставка «First Papers of Surrealism». «Минимум добавки – максимум воздействия» – под таким девизом дадаистами модифицировались и соединялись в блоки иллюстрации из старинных журналов, популярных романов, научных изданий, каталогов, учебных пособий, рекламных проспектов и плакатов. Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее. В очередном номере «Сюрреалистической революции» Бретон и Арагон опубликовали краткую статью с критикой в адрес Эрнста и Миро, которые «принижают идею сюрреализма»29. И обнаружил, что я влюбляюсь в то, что вижу и хочу идентифицировать себя с виденным мною. Каникулы художник провёл в Порнике, на Бретанском берегу.
В своих биографических заметках Макс Эрнст так писал о своих университетских годах: «Подросток с жаждой знаний избегает любого типа знаний, которые могут привести к заработку. Макс Эрнст родился 2 апреля 1891. Его положение было непрочным и Эрнст решил покинуть Европу.
Летом 1943 года они провели несколько месяцев на ранчо в Седоне (Аризона), где можно было недорого остановиться и откуда открывались прекрасные пейзажи. Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу. Мальчик был поражён великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг5».
С фронта Первой мировой войны Эрнст вернулся убежденным пацифистом и в 1919 году обосновался в Кельне, где, вместе с Johannes Theodor Baargeld, псевдоним – Альфреда Фердинанда Грюнвальда (Alfred Ferdinand Gruenwald (1892-1927) – немецкий художник, график, автор и публицист дадаизма. ), они основали группу Дадаистов (в 1919 году) – приверженцев движения, возникшего тремя годами ранее в Швейцарии среди художников, писателей и критиков, разочарованных мировой войной и стремящихся опровергнуть традиционные общественные, моральные и художественные ценности, которые не смогли предотвратить катастрофы. С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. При более близком просмотре картины, ее название становится горько нелепым.
Эрнста интересовало, насколько идентичны механизмы познания культуры в этих двух системах и каким образом сама эта культура передается. В 1914 в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, завязалась долгая дружба.
Второй элемент можно назвать вполне традиционным — это «вода», которая присутствует на всех коллажах «Понедельника». В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм – направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. Он начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа. В 1922 г. он переехал в Париж, где стал одним из зачинателей сюрреализма, опубликовав в 1924 г. «Трактат о сюрреалистической живописи». Своими работами в технике фроттажа подчеркивал причинность и бессознательное, сохраняя приверженность материальности натуры, проступающей сквозь пелену линий, внушая ощущение рождающегося мира после конца цивилизации (серия Естественная история, опубликована в 1926). В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар— что он больше не единственный сын. Она приобрела у Эрнста дюжину работ и, увлекшись им, решила помочь с отъездом в Америку.
В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластици» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes— pereat ars». В том же году Макс Эрнст женился на Марии-Берте Оранш, они сняли дом в Мёдоне. Его личная жизнь тоже влияла на его настроения. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. Четвертым элементом в списке становится «кровь», символом которой автор выбирает Эдипа (возможно, потому, что он совершил кровосмешение, женившись на собственной матери).
Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии. В 1922 г. обосновался в Париже, где вскоре вместе с друзьями основал движения сюрреалистов. Основным методом сюрреализма стал метод изучения внутреннего мира человека и фиксации подсознательных образов, сновидений, свободных ассоциаций.
Привычка к описанию и фиксации этих переживаний в его книге «За пределами живописи», оставила нам массу авторских признаний о истоках его живописи: Будучи человеком заурядной конституции, если использовать оборот Артюра Рембо, я приложил все свое старание, чтобы сделать свою душу монстрообразной. В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrhling), в пивной «Winter», которая вызвала агрессию у публики— разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы. Владение стало известно как Холм Козерога. Эрнст ещё несколько месяцев путешествовал по Юго-Восточной Азии.
Из пустых бутылок, пружин и цемента Макс Эрнст сделал 2, 4-метровую скульптуру «Козерог», представляющую собой сидящего человека-быка, а рядом с ним скульптуру женщины с рыбьим хвостом и журавлиной шеей. В конце концов Гала осталась с Полем, они вернулись в Париж в сентябре. В следующем году он выпустил второй роман-коллаж «Rve dune petite fille qui voulut entrer au carmel». Как он потом писал в своей автобиографической книге «Ткань истины и сплетения лжи», в этих лекциях он подчеркивал, что и неевропейцы и так называемые «цивилизованные народы» – одинаково почитали природу. Они даже не вспоминали о том из какого источника взято то или иное воззрение или подход. В Первую мировую войну служил в германской армии. В 1897—1908 он посещал начальную школу и лицей в родном Брюле.
Эрнст делал целые серии таких работ, например «роман в коллаже» «Стобезголовая женщина» (1929), состоящий из 149 композиций. Так рождались работы и образы себя». В 1952 он попал в псевдо «Коллеж патафизики». Тогда же он совершил поездку в Париж.
В один из дней он заканчивал пейзаж и заметил, что забыл изобразить дерево. В 1926 году прошла первая большая экспозиция в Париже в галерее ван Лир. Осенью 1922 года Макс Эрнст из Кельна переехал в Париж. А также граттаж – процарапывание материала и заливание тушью образовавшихся впадин. Тогда же он совершил поездку в Париж.
Они встретились в Сингапуре, потом провели вместе пару недель в Сайгоне. И обнаружил, что я влюбляюсь в то, что вижу и хочу идентифицировать себя с виденным мною. С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала. В то же период художник начал практиковать новую технику, которую назвал oscillation (колебание) и описывал так: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните её краской пожиже и раскачивайте её над лежащим холстом»30. В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом и— в Мюнхене— с Паулем Клее.
Мальчик был поражён великолепием природы: «большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг». В том же месяце открылась галерея Пегги Гуггенхайм «Искусство этого века» на 57ой улице. С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала.
Макс участвовал в Первой Мировой войне, на стороне германских войск. Ее элемент, «зрение» воплощается в т. н. «Трех видимых поэмах».
Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу. В 1946 г. расторг брак с Пегги Гуггенхайм и женился на художнице Доротее Таннинг.
В 1935 г. обратился к скульптуре, стал посещать мастерскую Джакометти. В том же 1919 художник создал свои первые коллажи. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. В 1920 г. вместе с Хансом Арпом основал в Кельне группу дада.
В том же году Эрнст принял участие в конкурсе, организованном кинофирмой Лёв-Левин. Макс Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца. Эрнст делал целые серии таких работ, например «роман в коллаже» «Стобезголовая женщина» (1929), состоящий из 149 композиций. Они даже не вспоминали о том из какого источника взято то или иное воззрение или подход.
В качестве живописного образа, Loplop появится в работах Эрнста немного позже. Первой такой картиной стала «Искусство абстрактное искусство конкретное», позже превращённая в «Голову человека, заинтригованного полётом неевклидовской мухи». К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп.
Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения. В 1913 году Август Маке познакомил его с Робером Делоне и Аполлинером. Сбор денег занял три месяца27. В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа18.
В том же году Оскар Домингес представил новый метод— декалькоманию («переводные картинки»), который Эрнст стал использовать в живописи маслом. Представитель сюрреализма и дадаизма. В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар— что он больше не единственный сын19.
Через два года (в 1939 г. ), родившегося в Германии художника посадили в тюрьму как враждебного иностранца (гражданина неприятельского государства). Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом. То есть попросту срубил дерево. Пять лет спустя он женился на Мари-Берте Оренш.
Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в нём разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки»). Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. В июне вышел первый номер сюрреалистского журнала «VVV» издаваемого Дэвидом Хейром, с обложкой изображающей рисунки насекомых и геометрические фигуры Макса Эрнста.