Галерея Уффици. Она почти вплотную прикасается к руке Адама, чье лежащее на земле тело постепенно приходит в движение. Это люди, обладавшие необычайным даром предвидения и редкостными душевными качествами.
Сначала люди считали, что знания, недоступные простым смертным, доступны богам. Впрочем, он оказался не столь волшебным, а просто компьютерным. «Я знаю это мимовольное наколдовывание (почти всегда – бед. ) Но слава богам – себе. Она знаменует собой единение Ветхого и Нового Заветов: Бог посылает человечеству Спасителя, приход которого предсказан библейскими пророками.
(Дан. Эти фрески написал Микеланджело в 1508 — 1512 гг.
Главной идеей «Потопа» является не всемирная катастрофа, а человек со всеми его сильными и слабыми сторонами. За ее спиной тем временем зажигается светильник: символ мудрости и способности прорицать. Он был нетерпелив до предела и постепенно им овладевало все большее нетерпение. Однако прошли «светлые времена античной зари человечества» и христианская церковь по-иному взглянула на знание будущего: человеку незачем отдергивать эту завесу. Большое внимание Артамон Сергеевич оказывал и библиотеке учреждения, которым руководил.
Однако быстро выяснилось, что и боги не знают будущего. Вообще же Сибиллы имели свои личные имена, но в основном их различали по святилищам, в которых они занимались своим ремеслом (например, СибиллаКумекая, Эрифрейская, Ливийская, Троянская, Дельфийская). Но все-таки по два алтына в день ему назначили. Я сказал Папе, что, если я изображу одних Апостолов, впечатление будет бедным. В свое время она получила от Аполлона в дар способность видеть будущее.
Да и волхвы шли за звездой, появление которой было им предсказано. Здесь примечательно то, что монеты филиппы названы в честь царя, жившего на два столетия позднее Тарквиния, что лишний раз доказывает дар пророчества у Сивиллы. Фригийская сивилла «вида была старческого» и всегда имела при себе обнаженный меч. С тех пор туда допускались лишь жрецы-толкователи.
В 1515 г. Рафаэль украсил римский храм Санта-Мария делла Паче фресками с изображениями Сибиллы (Кумской, Персидской, Фригийской и Тибуртинской) в компании ангелов. Пророки и сивиллы были написаны с 1509 по 1512 год. Гете в 1787 году. Официальная церковь осуждала и тех, кто пророчит и тех, кто внимает пророчествам. Ее сложнейшая поза одновременно отражает два действия, как пишет Вазари, «одновременно и встать и захлопнуть книгу: вещь труднейшая, чтобы не сказать невозможная, для любого (художника), кроме ее создателя».
Почти все знаменитые Сибиллы (Ливийская, Кумекая, Эритрейская и Дельфийская) находятся на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане и оттуда наблюдают за выборами пап, которые по традиции проходят в этой капелле рядом с ними изображены библейские пророки. Микеланджело изображает всех этих людей перед лицом приближающейся смерти, показывая их поведение в зависимости от их душевных сил и качеств. « мастерство это поднялось еще выше и показало себя куда более великим в пяти сивиллах и семи пророках, написанных здесь с высотой каждой фигуры в пять локтей и более, во всех разнообразных их позах, в красоте тканей и разнообразии одежд, как и вообще в чудесных выдумках и рассудительности художника, почему они кажутся божественными всякому, кто различает страсти, которыми охвачены каждая из них». Главную ценность в его жилище представляли книги по разным отраслям знания.
В угловых распалубках — драматические библейские истории «Юдифь и Олоферн», «Давид и Голиаф», «Медный змий», «Наказание Амана». На центральном поясе свода представлены в хронологическом порядке от алтаря ко входу в капеллу девять эпизодов из Книги Бытия: «Отделение света от тьмы», «Сотворение светил и растительного мира», «Отделение суши от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы», «Грехопадение и изгнание из Рая», «Жертвоприношение Ноя», «Всемирный потоп», «Опьянение Ноя». Если в трех первых возвратить число, кубическое и начальное число – тоже будет три. В руках своих носила агнца. Написано 5 августа 1922 года. Поза девушки выражает одновременно характерную для Сивилл силу и женственность, нежность.
Удивительную прозорливость и своего рода гениальность проявил Папа Юлий II, пригласив именно Микеланджело расписывать свод капеллы. При любой оказии он отправлял новому царю послания, боролся за свое доброе имя. Неслучайно именно ее скульптура установлена в Летнем саду.
Фигуры Марии, Иосифа и младенца Христа образуют винтообразную группу, внося сильный заряд пластической энергии в композиционное целое. Пророки и сивиллы Микеланджело — шедевр из шедевров изобразительного искусства. Однако подготовительный картон художник использовал не всегда. Это может показаться странным, но дело в том, что церковь издавна использовала пророчества Сибилл, подобранные соответствующим образом, для пропаганды своего учения и даже находила в них созвучия с библейскими пророчествами о приходе Мессии (Спасителя).
Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. В римских преданиях и мифах Сибиллы играли большую роль, чем в греческих. Невероятно, но в старинных мифах и легендах всех народов Земли говорится о том, что пророчествуют (и даже богам. ) именно люди – мудрые и бесстрашные. В ее стихотворении ощутима перекличка с «Метаморфозами» Овидия, где автор вкладывает в уста одной из сивилл вдохновенное: «Мои жилы иссякнут, мои кости высохнут, но голос, голос – оставит мне судьба». Европия предстает в златотканом наряде.
На втором плане один путто разжигает лампаду, как символ предсказания. Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo). Да что углубляться в историю, вспомним хотя бы ХХ век. Кстати, в «Книгу о сивиллах. » он не вошел. Жила она за 483 года до взятия города Трои. Кое-какие сведения сохранились и о переписчике Иване Верещагине. Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему».
Италия. Ее лицо с полуоткрытым ртом выражает крайнее изумление, может быть, даже испуг, словно она видит подтверждение своему пророчеству. Плавный полет Творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Бальмонт и Брюсов тоже обращались в своем творчестве к древнегреческим вещуньям. Важнейшим элементом композиций являются свитки и книги.
Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Дослужился до чина русского посланника в Китае. Охваченный потрясением от явленного ему, Иона словно откидывается назад, свешивая ноги над головами зрителей и, запрокидывая голову, обращает свой взор на сцену «Отделения света от тьмы», символически соединяя тем самым Ветхий и Новый Заветы.
Они ассоциировались с библейскими пророками. «Не удастся ему ничего сделать, — говорили они. По мнению историков иноземец-полиглот «умел просить и получать». Да поможет мне Бог».
Считается, что иконографические образы античных предсказательниц художник почерпнул в труде Филиппо Барбьери (Filippo Barbieri, «Discordantiae sanctorum doctorum Hieronymi et Augustini», 1481), в котором теолог доминиканец XV века описывает сивилл их внешний вид, возраст, манеру одеваться и сопровождает описание известными пророчествами. Египетская сивилла, предпочитавшая красные одеяния (в них художник ее и нарисовал), предсказала сожжение храма Изиды. Также она первой изобрела треугольный «инструмент», похожий на арфу.
Пятая сивилла – Эритрея, которая другими называется Герофила. Такой ее и изобразил Микеланджело. Справа на скале группа беженцев пытается укрыться от ливня под большим куском холста. В частности, настоял на описи ее фонда.
Я ему ответил, что Апостолы и сами были людьми небогатыми. Платон говорит лишь об одной Сибилле, Аристотель — о нескольких, Варрон — о десяти. Плутарх считает, что первая Сибиллапророчила в Дельфах, она была дочерью Зевса и наяды Ламии, звали ее Либисса, т. е. «ливийка», «ливийская» по-латыни. Однако художника все время не покидало ощущение, что он занимается не своим делом. Дерево, масло. После кончины Алексея Михайловича был объявлен чернокнижником и сослан в Сибирь. И вот таким образом вдвойне выразительны эти две протянутые навстречу друг другу руки, символизирующие мир земной и мир астральный.
Среди них мужчины, женщины и дети. И после сего куска вошел в него сатана. Дар долгой жизни не предусматривал вечной молодости.
Архитектор Донато Браманте (по версии Кондиви), завидуя превосходству Микеланджело, присоветовал папе Юлию II поручить флорентийскому скульптору расписать своды Сикстинской капеллы. Кроме того, она связывает античный мир с христианским через сивилл, прорицательниц Древнего мира, пророчествовавших о едином Боге, предсказавших пришествие Христа. По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами. Вот жених на руках несет испуганную невесту мать, держа на руках малыша, пытается укрыть его от разбушевавшейся стихии рядом обезумевший от страха юноша, надеясь уцелеть, карабкается на гнущееся под порывами ветра дерево.
Художник изобразил Кумcкую сивиллу старухой с атлетическим телом исполинскими руками, со следами глубокой старости на слишком малом для такой фигуры лице. И по всей видимости, это были одни из самых влиятельных теологов начала XVI века — Марко Виджерио и Эджидио да Витербо. И я только бесплодно теряю время. Глубокие тени зрительно придают ее фигуре объемную выпуклость, рельефность. Они не просто сидят: они живут, думают, двигаются, волнуются, переживают, страдают.
До Сикстинской капеллы Микеланджело, считавший себя в первую очередь скульптором, практически не работал в технике фрески. Об этом он писал своему отцу Лодовико ди Буонарроти в январе 1509 года: «Я все еще пребываю в великих мечтаниях, так как вот уже год, как я не получал ни гроша от этого папы, да и не прошу об этом ибо работа моя не двигается вперед настолько, чтобы мне казалось, что я за нее что-то заслужил. И так здесь значение и основа всех тех 27 стихов будет три. Жизнь сложилась трагически.
«Не стану молчать, но объявлю замысел Отца», – провозглашала ясновидящая после того, как ее посетило зрелище пленения турками Царьграда. По геометрической науке троекратное число квадрата – куб. Ибо надо быть очень мужественным, чтобы жить со знанием будущего. Кроме того, необходимо было сконструировать особые строительные леса. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит.
Вот таким образом присутствие персонажей языческого мира в Сикстинской капелле вполне закономерно. Об этом шедевре искусствовед В. Н. Он, припадши к груди Иисуса, сказал Ему: Господи. Он то и дело требовал, чтобы художник пустил его к себе наверх и показал свою работу.
На меч она опиралась, а яблоко всегда бросала под ноги свои. Это Марина Цветаева. На табличках внизу под тронами, которые поддерживают путти, указаны их имена. О ней пишут, что по жизни она была умной и благочестивой. Напротив Персидской сивиллы — пророк Даниил.
Сохранился замечательный эскиз к росписи, выполненный сангиной, запечатлевший отдельные моменты поиска художником наилучшего способа передачи движения (1512, Метрополитен-музеи, Нью-Иорк). Сам вождь народов Иосиф Сталин в первые месяцы войны просил совета у Матроны Московской. Тревога и волнение отразились на его лице.
Но едва лишь он принялся за дело, как чуть было не пришлось отказаться от работы. В этой фигуре прекраснейшим образом показана старость». Как и его начальник, оказался в опале. Ныне же то селение превратилось в город и называется Эритреей.
Потрясающая энергия исходит от его мощной фигуры с вытянутой вперед правой рукой изображенной в ракурсе и четко прописанным профилем лица с выражением крайнего эмоционального возбуждения. Напомним, своим появлением «Книга о сивиллах, колика быша к киим имяны и о предречениих их» обязана уже упоминавшемуся здесь «западнику» Матвееву – человеку, которому были близки идеи грядущего века Просвещения. Тогда Папа позволил мне действовать по моему усмотрению». История донесла до нас, например, предсказания святой Одили, покровительницы Эльзаса.
Иногда папа проникал в капеллу тайком и тогда Микеланджело бросал сверху доски, которые обращали в бегство взбешенного старика. — Стенная живопись — это нелегкое дело, не справится с ней этот тщеславный молодчик. Всякое же описание оборачивается педантизмом и в то же время создает неверное представление, словно члены тел упорядочивались согласно определенным предписаниям, в то время как характерно здесь именно взаимное перетекание формального замысла и убедительно выраженного психологического момента. Именно он предложил перевести повествование о сивиллах (к сожалению, первоисточник нам не известен), а затем внимательно следил за процессом работы. Необыкновенную силу внутренних переживаний пророка Микеланджело передал через динамичную позу его богатырской фигуры с отставленной в сторону гигантской ногой и отклонившимся в другую сторону торсом.
Тем более что и сами служители церкви в трудные или роковые минуты становились пророками. Будучи провозвестниками Христа, пророки и сивиллы провозглашают христианство. И кто же они, эти пророки.
Впечатление, что ему, бедолаге, приходилось тяжелее всех. Даже явление Мессии было предначертано за сотни лет до рождения Христа. Матвеев охотно предоставил ему место переводчика в Посольском приказе.
И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. Более того, предсказания становились неотъемлемой частью человеческой жизни.
Рассматривать роспись свода Сикстинской капеллы следует как одно единое целое. Ежедневно ему надлежало переписывать на александрийской бумаге два листа текста.
Флоренция. Пророческий экстаз Ионы — апофеоз нарастающей по мере приближения к алтарю динамики и усиливающегося напряжения в образах провозвестников Христа. Но тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство.
Увы, на обороте бумаги значится недружелюбная резолюция: «Писать без лености, с прилежанием». Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее. Кто это. К примеру, Салтанов убедил царя, что варит «олифу самую добрую», хотя другие художники втихомолку обижались: у них получалось не хуже. Он первым в русской художественной практике использовал живопись «по тафтам» – «иконы-картины, частью писаные, частью составленные из разноцветных шелков».
И опять: трижды девять равно 27. Вероятнее всего, он сотрудничал с богословами папского двора и следовал их указаниям. Когда Папа спросил: почему. Эта сивилла была многоименной, так как «одни» называли её Сицилийской, другие же Сардинской иные же Гергифой иные Родосской иные Ливийской иные Левкадской иные же называли её Самией.
Возрождение. Даты его жизни точно неизвестны.
В ответ на категорический отказ разгневалась и тут же сожгла шесть книг. Затем, преломив хлеб, Христос проговорил: «Я знаю, которых избрал. Диаметр 120 см. Работал ежедневно, «окромя воскресных дней и великих праздников». Впрочем, то был лишь слабый отголосок былых успехов.
Так поступали и царь Саул и Соломон Мудрый. Согласно греческой мифологии, кумская сивилла была греческой жрицей, покинувшей Эрифры и жившей в городе Кумы (Италия). Микеланджело изобразил тех, кто предсказал явление Христа в мир. И в этом трудность этой работы и к тому же это не моя профессия. Тогда царь по совету авгуров купил уцелевшие книги за первоначальную цену. Главную роль в создании этой рукописной книги, вне сомнения, сыграл выдающийся деятель своего времени Артамон Сергеевич Матвеев (1625 – 1682).
Европейская сивилла пользовалась в России особым расположением. Так стоит ли столь категорично отрицать все предсказания. Необыкновенно экспрессивный образ. Вот таким образом Кумская жрица медленно старела, пока не превратилась в высохшую старуху. В итоге все же вернулся в Москву, где погиб во время стрелецкого бунта.
Его авторству приписывается «Книга пророка Даниила». По словам Евстафия Солунского, первая Сибилла, давшая свое имя последующим, была дочерью царя Дардана и нимфы Несо. Ее фигура хорошо видна, поза с закинутой одна на другую ногой – небрежно изящна. В этой группе тоже все по-разному реагируют на происходящее. Не везде это проявлено в равной степени. За оставшиеся три ей незамедлительно заплатили столько, сколько просила с самого начала.
Микеланджело не желал, чтобы его посещал даже папа. Вторая ключевая фигура – молдавский боярин Николай Спафарий-Милеску (1625 – 1709), знавший девять языков. Рисунок в натуральную величину Микеланджело выполнял заранее на картоне, а потом переносил его на подготовленный слой штукатурки используя технику «припороха». Начатых работ Микеланджело не показывал никому.
Этот русский боярин ратовал за сближение с Западом и даже свой дом обставил по-европейски. Но и Микеланджело не любил, чтобы ему мешали, вот таким образом не пускал Юлия II. Она по-старчески дальнозоркими глазами смотрит в огромный фолиант. В своем труде «О Граде Божьем» Аврелий Августин указывает на то, что сивилла из Эритреи предсказала пришествие Христа: «Звуки суднои трубы раздадутся и лик земли потом покроется. Смена власти больно ударила по нему. Кстати, в его личной библиотеке имелось немало книг античных философов и поэтов.
Сдерни эту завесу – и ты не захочешь идти по этому пути». Труд прекрасно оплачивался. В восьми треугольных пазухах свода — жанровые сценки с участием библейских персонажей.
Но да сбудется Писание: ядущий со мной хлеб поднял на меня пяту свою». Не обходилось и без напористой саморекламы.
Недаром на фресках Микеланджело это фигуры одного ряда. Тогда царь по совету авгуров купил уцелевшие книги за первоначальную цену. Его правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута.
Цикл фресок должен был иконографически расширить тему, заданную росписями, рассказывающими об истории Моисея и Христа, выполненными художниками в конце XV века и представить историю человечества эпохи «ante legem» («до Закона»), то есть до того, как Моисею на горе Синай были даны Богом «Десять заповедей». Однако она не подумала испросить у бога продления молодости и потому медленно высыхала, пока не превратилась в крошечное сморщенное существо, мечтающее лишь о смерти. Согласно греческой мифологии, Кумская сивилла была жрицей храма Аполлона, покинувшей родную Грецию и обитавшей в Кумах, греческой колонии недалеко от современного Неаполя. На лице Сивиллы воцарилось задумчивое выражение. С одной стороны — замкнутая линия, с другой — ломаная и подвижная.
Согласно греческой мифологии, кумская сивилла была греческой жрицей, покинувшей Эрифры и жившей в городе Кумы (Италия). Тот же принцип контрастности повторяется в отдельных членах. Тем, что по большому счету русское общество было подготовлено к ее восприятию. Недаром мудрый библейский царь Соломон замечал: «Умножающий знание – умножает печаль». Не себя боюсь, я своих стихов боюсь», – признавалась она. Тогда царь по совету авгуров купил уцелевшие книги за первоначальную цену.
Другие говорят, что она родилась в Вавилоне, но из-за того именуется Эритреей, что на том острове и «в том» селении сочиняла она стихи свои. Приобретенное сокровище спрятали в подземелье Капитолийской горы. Так, трижды три равно 9. «В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения Тогда он записал этот сон изложив сущность».
А другой — протирает себе глаза, как символ пробуждения души, озаренной светом знания. Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок). Эритрейская сивилла, пророчица II тысячелетия до н. э. из малоазийской Эритреи, как отмечал христианский писатель IV века Лактанций, пророчествовала о едином Боге: «Только один есть Бог, Высочайший и все сотворивший: небо, яркое солнце, луну и горящие звезды и плодородные земли и воды глубокого моря Чтите только Его, единого мира Владыку, Он лишь Сущий от века и впредь и вовеки пребудет». Исайя, «сильно углубившись в свои мысли, скрестил ноги и одну руку заложил в книгу, отмечая то место, где остановил свое чтение, локоть другой поставил на книгу, подперев рукой щеку, а так как его окликнул один из путти, что сзади него, он повернул к нему только голову, ничем не нарушая всего остального».
Они сами – боги (. ) – обращаются к предсказателям. В некоторых источниках, относящихся к 1703 году, его жена именуется вдовой. Это та самая Кассандра, чьи слова сбывались, но вначале им никто не верил.
Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И это было второе пророчество.
Однако первым художником, поместившим языческую Сибиллу на стену христианского храма, был Пинтуриккьо (1509, римский храм Санта-Мария дель Пополо).