Художник не смягчает, а, наоборот, подчеркивает эти особенности. Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса». И дело заключалось не только в непривычности, «непохожести» формы, но и в новом отношении к человеческой личности, которое складывается в послереволюционной Франции и которое одним из первых почувствовал и запечатлел в искусстве художник из Монтобана. Ему заказывают «Портрет Бонапарта — Первого консула» (1804, Льеж, Музей изящных искусств) и художник делает во время короткого сеанса набросок с натуры, заканчивая работу уже без модели. «Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма. Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). Таков, например, портрет Жозефа-Антуана Мольтедо (1811 Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Портрет мадемуазель Ривьер — одно из наиболее прославленных полотен художника.
Фигура девушки в белом платье, словно памятник, возвышается на фоне пейзажа. Портретом Жилибера (1805, Шантильи, Музей Конде), монтобанского юриста, Энгр гордился всю жизнь и относил его к числу самых живых и самых одухотворенных из всех, когда-либо созданных им. В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». В 1835 и 1836 годах в Риме была эпидемия холеры, однако директор Академии ввёл карантин и уберёг студентов и преподавателей от болезни98.
Уже упоминалось, что Энгр много работал как портретист, хотя всё это время он мог бы потратить на историческую живопись. А вешалки для головных уборов и одежды в нетривиальном исполнении станут настоящим украшением прихожей, кухни или ванной. Доминик Энгр родился на юге Франции в старинном городе Монтобане. В 1864 году он написал заново «Эдипа».
— Его надо найти в самой модели». Эта техника наилучшим образом подходила для портретов и небольших полотен с двумя-тремя персонажами, но в монументальных картинах постоянно приводила к невозможности объединить в единую композицию множество фигур.
Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115. – плодотворный в творчестве художника. Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43.
Музей был открыт в 1869 году в здании бывшего епископского дворца, построенного в XVII веке там экспонируются произведения Энгра и его отца130. Сумма гонорара составила 3000 франков. В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле».
Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ». Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо». Он был самым талантливым учеником Давида, хотя Давидом не был понят. Неосторожность приблизила к смерти этот сильный организм.
Хотя далеко не все модели Энгра были красивы, он умел найти в каждой особую, присущую только данной женщине гармонию. Такие попытки он неоднократно делал на протяжении всего своего творчества (достаточно назвать Обет Людовика XIII, 1824 Апофеоз Гомера, 1827 Мучение святого Симфориона, 1834 или позднюю композицию Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймсском соборе, 1854). Двух архитекторов – Ашиля Леклера и Жана Луи Провоста, связанных между собой дружбой, он объединил в портрете (1812, Массачусетс, Смит-Колледж музей). Уродство — случайность, а совсем не основная часть живой натуры. По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150.
В Музее Монтобана хранится ее карандашный портрет, слегка тронутый лависом. Эйнгард проявил себя и как архитектор – он руководил постройкой собора в Ахене и дворца в Ингельхейме. Творческим лидером объединения стал Николай Ладовский. Латинская Мадонна на Богородицу не похожа и чаша перед ней – не чаша, а облатка какая-то.
Оригинально решена и проблема освещения фигур: свет, озаряющий лик Мадонны исходит извне, а не от пламени свечей. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Впрочем, главным всегда было лицо, как правило, проработанное более подробно («Портрет мадам Детуш», «Портрет Паганини»). Взгляд зрителя сразу падает на ее фигуру и охватывает ее полностью.
Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. Колорит соответствует изысканности и грации модели— платье решено в голубовато-серебристых оттенках, что оттеняется синим тоном скатерти на столике перед зеркалом122. Композиционное построение картины, образ Мадонны с Младенцем, являющейся в облаках коленопреклоненному Людовику XIII, фигуры ангелов — все решено, как говорил сам художник, «в рафаэлевском и моем духе». В шести картинах Хогарт рисует семейную жизнь пары из высшего общества. В отличие от родителей она изображена не в интерьере гостиной, а в пейзаже. Таковы портреты Зели, красавицы Мари Маркоз, мадам Муатесье.
Каковы бы ни были причины, экс-юрист вошёл в историю мирового искусства как теоретик русского абстракционизма, несмотря на то, что скончался гражданином Франции. Большая одалиска – одно из самых значительных и характерных произведений мастера. Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи. Эта картина рождает некое ощущение необъятности мира, открывающегося в пейзаже. В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148.
Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энергии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах. Мы не знаем, какой была эта круглоликая, чернобровая девушка в действительности (известно только, что она умерла в год создания портрета), не знаем, была ли в ней та значительность и сила, которой наделил ее художник, но мы верим ему. Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа. Графиня дОссонвиль (1845, Нью-Йорк, Галерея Фрик), Баронесса Ротшильд (1848, Париж, частное собрание), Мадам Гонз (1845-1852, Музей города Монтобан, ), Мадам Муатессье (стоящая, 1851, Вашингтон, Нац. ЭЙНГАРД (Einhard) (ок. Родился в долине Майна в знатной семье, учился в Фульдском монастыре и в дворцовой школе.
Жан-Огюст-Доминик Энгр появился на светвМонтобане (Франция) и был первым из семи детейЖана-Мари-Джозефа Энгра и Энн Моулет. Николая и Александра Невского видны колонны.
В России полотно сочли католическим по духу, после чего недовольный Энгр сделал реплику картины уже с латинскими святыми (1852, Лондон, частное собрание), а еще в одной реплике изобразил рядом с Мадонной ангелов (1854, Лувр). Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. Занимаясь в Академии и в мастерских своих учителей, Энгр одновременно играл в оркестре театра Капитолий (родители Жана Доминика не обладали большим достатком и он с юного возраста должен был думать о заработке).
Противоположность их характеров выразилась в июльские дни революции 1830 года, когда оба художника охраняли сокровища Лувра во время уличных боев в Париже. Он возвращался к полюбившемуся ему сюжету иногда вскоре иногда через несколько лет. В 1936-м лидера русского авангарда обвиняют в «формализме».
Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей. Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. Будь то стилизация греко-романского искусства в композиции Ромул, победитель Акрона для резиденции Наполеона в Риме (1812, Париж, Школа изящных искусств) или лаконичная пластическая формула классицизма во втором варианте Вергилия, читающего Энеиду (1819, Брюссель, Музей изящных искусств) — настолько законченная, что даже фигура Вергилия убрана за рамки композиции будь то развернутая просветительская программа Апофеоза Гомера (1827, Париж, Лувр) или изобразительная метафора гармонии во фреске Золотой век (1843-47, Франция, замок Дампьер) — везде Энгр фанатически преследовал идею воплощения красоты, очищенной от недостатков живой натуры. Однако в связи с падением Наполеона (и последовавшими затем изменениями в судьбе его приближенных) Лежащая одалиска так и не была взята заказчицей.
Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе).
Симфорион», «Передача ключей св. «Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71. В ряде своих портретных работ разного времени Энгр хотел выявить наиболее полно равновесие и гармонию духовной и физической сторон жизни своих моделей, восстановить одну из великих традиций искусства. Но революционные потрясения и Парижская Коммуна отразились и на искусстве Франции в целом.
Бартолини тогда ваял графскую жену. Апулей творчествосы. Архитектура нового Барокко. В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева». В мастерской Давида Энгр проникся преклонением перед классическим идеалом. Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128.
Энгр полностью разделял взгляды академистов на жанровую систему, определял себя как исторического живописца, в то время как портреты в его понимании были «низшим» жанром, которым можно заниматься только для заработка8. Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54. Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112. В этом же году он едет в Париж и становится учеником знаменитого Давида.
Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы. Родоначальник русского конструктивизма являлся страстным оппонентом Малевича. Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане.
Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир. Для понимания этого академизма стоит обратиться к творчеству Жана-Огюста Доминика Энгра. Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам». Именно в них он стремился выразить свои эстетические взгляды и идеалы именно с ними связывал надежду на славу и признание. Не все модели были красивы, но Энгр умел найти в каждой особую, присущую только ей гармонию.
Пушкина в Москве. Энгра тепло принял тогдашний директор Академии— Жозеф Сюве, который счёл, что пенсионеры из Парижа нуждаются не в руководстве, а в полной творческой свободе. В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50.
Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар. По мнению А. Бонфанте-Уоррен, «в этом полотне наиболее полно воплотились особенности его стиля, умение претворить реальность в образы идеальной красоты.
Её костюмы для фантастического фильма 1924 года «Аэлита» были восторженно встречены в Венеции и Париже и позволили ей получить заказ на серию марионеток идейное воплощение которых вдохновляло американский поп-арт 50-60-х годов. Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант. Этот образ полон безыскусности, добродушия и привлекательности. «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса.
Помимо мастерской Давида, молодой Энгр посещал Академию Сюиса, основанную бывшим натурщиком Шарлем Сюисом, где можно было писать за малую плату8. В 1813 году Энгр женился. «Большая одалиска» вначале подверглась резкой критике, а в дальнейшем стала одним из прославленных произведений художника. Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах.
И вместе с тем всю свою жизнь Энгр писал блистательные женские портреты: Прекрасная Зели (1806), Мари Маркоз (1814), графиня Луиза дОссонвиль (1845), баронесса Ротшильд (1848), Инее Муатессье (1856) и другие царицы аристократических и буржуазных салонов увековечены кистью последнего олимпийца 19 века. Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа. Но не тут то было. В советских магазинах текстиль а-ля Степанова отрывали с руками. Случился скандал, публика не приняла картину. Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства».
Вещь очень холодная, парадная, но не лишенная декоративного эффекта. И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102. Это распространяется и на сюжетные композиции мастера. В 1791 г. он поступает в Тулузскую академию изящных искусств. Эти портреты, которые ныне хранятся в Лувре, критика разругала, называя их «готическими», а самого мастера обвиняя в подражании художникам XV века.
В ней запечатлен кардинал Бибиена, сватающий художнику свою племянницу. На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года). В 1846 году Энгр, наряду с Гро и Жироде-Триозоном, согласился принять участие в благотворительной выставке классического искусства в галерее на бульваре Бон-Нувель, она должна была пополнить фонды Общества художников. Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84.
Музыка навсегда осталась для Энгра любимейшим, после рисования и живописи, занятием. С весны 1800 г. все усилия Энгра были направлены на получение столь желанной для каждого начинающего художника награды. Чистота этих округлых линий обнаженного тела воспринимается особенно ощутимо среди тщательно построенного интерьера и предметов, окружающих одалиску. В 1799 году поступает в Парижскую Академию художеств и в 1801-м получает Римскую премию за картину «Послы Агамемнона у Ахилла» (1801, Париж, Школа изящных искусств), дающую право продолжать обучение в Риме.
Далее следуют виды многих прославленных зданий Рима (запечатленных, как правило, не со стороны главного фасада, а с какой-нибудь необычной точки зрения), уходящие в глубину улицы и переулки, уголки монастырских дворов и широкие городские панорамы исполненные остро отточенным карандашом иногда подцвеченные. Более того, эти линии вторят овалу лица, четким полукружиям бровей и прически даже верхние углы картины художник закругляет соответственно им. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137.
Скульптурная лепка форм, четкая линия силуэта подчеркивают это впечатление. К числу лучших из лучших относят портрет г-жи Детуш, Семью Стамати и Портрет Паганини. Видимо, художник поместил их лишь для передачи пространственных и масштабных соотношений. К тому времени годы учения были уже позади.
С первых же шагов в этой области Энгр считал ее второстепенной. Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал. Вершиной же художественных достижений Энгра были портреты его современниц. Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4. Я не знаю, как найти правильные слова, но это не есть показ статичных картин.
Проницательный современник назвал Энгра китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин (Теофиль Сильвестр). И эта картина писалась долго: начатая во Флоренции в 1820 году, она была завершена лишь 36 лет спустя. Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. Все действо происходит в вымышленном интерьере. Написанный в Риме Портрет госпожи Девосэ (1807, Шан тильи, Музей Конде) более, чем все другие произведения Энгра на современный сюжет, выдает его постоянное стремление к идеалу. Но в глубине души мастер предпочитал писать прекрасных женщин, а не деловых мужчин. В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера.
Роскошный каскад складок обладает автономной, почти абстрактной красотой. Фигура отражается в зеркале, где хорошо видны ее обнаженные плечи и классический профиль.
Энгр выработал в рисунках особую технику. 14 января в час ночи Энгр скончался на 87 году жизни.
Июльская революция оставила Энгра равнодушным. На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20. Творчество художника, его высочайшее мастерство, магия его линии оказали влияние на многих художников как 19 в. (Дега), так и 20 в. (Пикассо). Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19.
Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. Вместе с Любовью Поповой она разрабатывала новые принты для тканей. Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому. Мадонна предстает перед нами со сложенными в молитвенном жесте руками. В непосредственной близости по времени создания к этому произведению находится другой шедевр мастера – портрет г-жи Девосе (1807, Шантильи, Музей Конде).
Что же касается колорита, то это одна из самых цельных и сильных вещей Энгра. Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его.
Сколько властной силы в этой мощной «львиной» голове, с седой гривой, в благообразном лице, сколько уверенности в своем всемогуществе в позе, в жесте рук с крепкими, цепкими пальцами — один из критиков с возмущением назвал их «паучьими». Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась. «Одалиска Вальпинсона» (1808), «Венера Анадиомена» (1848). Дружившая с Гончаровой Цветаева писала, что та работает «без катастроф»: «всегда, везде и всё».
Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник». Однако в государстве нет денег и поездка отложена. Главой этого художественного направления являлся Жак Луи Давид.
Гектор Берлиоз посвятил Энгру концерт, на котором дирижировал исполнением его любимых произведений, наконец, театр Комеди-Франсез преподнёс художнику почётную контрамарку на пожизненное посещение всех спектаклей104. Одна из «амазонок авангарда» Наталья Гончарова стояла у истоков русского примитивизма. Все в этом портрете массивно, громоздко, все кажется внушительным и устойчивым. В 1962 году значительная часть материалов девятой тетради, с дополнениями из критической литературы того времени, вышла в переводе на русский язык131. В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год).
Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23. Но вскоре все это забылось — Энгр едет, наконец, в Италию. К ним прежде всего принадлежит портрет матери художника (1814, Монтобан, Музей Энгра).
Это одно из лучших произведений художника. Так же как и великое творение Леонардо да Винчи, образ юной Ривьер имеет в себе нечто загадочно-притягательное. Рисунок быстрый, легкий, линия снайперски точна и изящна.
«Чёрный квадрат» стал «нулём форм», позволяющим выйти «из круга вещей». За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года). Фигуры персонажей выписаны с большим мастерством. На Энгра посыпался град упреков.
В Салоне 1824 года художник показал «Обет Людовика XIII» (Монтобан, Собор) — король представлен коленопреклоненным перед Мадонной с Младенцем. Заказал её Энгру Великий Князь, наследник престола, будущий император Александр II. Он был в Италии и специально заехал к нему, чтобы заказать картину.
В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме. Это портрет итальянского скульптора Лоренцо Бартолини (1806, Экс, собрание Помаре) – близкого друга Энгра со времени их совместного пребывания в мастерской Давида. 29 сентября 1801 г. его попытка увенчалась успехом – картина Послы Агамемнона у Ахилла (1801, Париж, Школа изящных искусств) была удостоена Большой римской премии. Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887).
Купальщица Вальпенсон (1808, Париж, Лувр) с ее мягким, как бы стекающим силуэтом, Юпитер и Фетида (18. 11, Экс-ан-Прованс, Музей Гране), где изумительная по красоте женская фигура распластана на плоскости подобно орнаментальному арабеску, знаменитая Большая одалиска (1814, Париж, Лувр), у которой насчитывали на три позвонка больше анатомической нормы, — все эти произведения вызывали недоумение с точки зрения законов академического рисунка. Подобно Давиду, Энгр считал, что важнейшей целью изучения античных памятников является развитие у художника умения видеть в натуре все самое лучшее и благородное. Сам Энгр хотел видеть себя хранителем добрых доктрин, а не новатором. Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником.
В Париже он стал брать заказы на живописные портреты. Его кисти принадлежит один из шедевров портретного жанра в европейском искусстве XIX века «Портрет Луи Франсуа Бертена» (1832, Париж, Лувр) — основателя влиятельной газеты Журналь де деба. Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню.
Рисунок наиболее сильная и бесспорная сторона таланта Энгра. Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145. Дом культуры Русакова для служащих трамвайного депо венчает гигантская шестерёнка, выпирающая из фасада центральный фасад клуба фабрики «Свобода» на Вятской выполнен в виде параллелепипеда. Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо». В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см).
На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм. Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2. Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. В 1923 году в противовес конструктивистам и классическим архитектурным обществам рационалистами была создана Ассоциация новых архитекторов (АСНОВА).
В 1820-е годы он испытал серьёзный творческий перелом, после которого стал использовать почти исключительно традиционные формальные приёмы и сюжеты, хотя и не всегда последовательно. По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением. В окончательном варианте она изображена сидящей в позе, близкой к позе аркадской богини. Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха.
В Италии до 1824 года были созданы прекрасные портреты, живописные и графические. Столь же красноречиво выражена эпоха в портрете Инесс Муатесье. На протяжении почти 10 лет вместе с супругой будет работать над декорациями и костюмами для постановок «Русских сезонов» Дягилева в Париже. С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра. Образ пятнадцатилетней мадемуазель Ривьер не по-детски значителен. Целыми днями с альбомом в руках он смотрит изучает и не устает восхищаться.
Николая (покровителя его отца императора Николая I), включена фигура русского святого Александра Невского. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы. Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95.
Удивительно цельная и совершенная по линейному ритму, эта картина — и одна из самых красивых по цвету работ Энгра. В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен. Таков «Апофеоз Гомера», «Св. В Салоне 1806 года художник показывает портреты государственного советника Ривьера, его жены и дочери (все — 1805, Париж, Лувр). Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149.
Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо». Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108. К середине 19 века классицизм превратился в академизм, в догматическое искусство. На последней картине с матерью прощается маленькая дочь, оставшаяся совсем одна. Мальчик долго колебался в определении своей карьеры. Мастер не приукрашивает, а как бы пробуждает идеальный образ, дремлющий в человеке и открывающийся взору художника, влюбленного в прекрасное.
В результате он категорически отказался впредь участвовать в работе Салона и охарактеризовал парижскую публику как «невежественную и жестокую»88. Таков портрет издателя Бертена Старшего (1832). Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона. 1815 г. помечены 3 не менее замечательных по мастерству рисунка. Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867) – наиболее значительный и сложный по характеру творчества из всех учеников Давида.
Энгр по основным своим убеждениям был приверженцем классицизма. Мастер стремится выявить особую гармонию, таящуюся в «неправильности» ее черт. В частности, он предложил застраивать Москву по параболе.
Эту картину он начал ещё в 1808 году, во время пенсионерской поездки в Рим, такого рода работы входили в обязательный отчёт художника, поскольку должны были демонстрировать его мастерство в изображении обнажённой натуры.
Но он полагал, что, взяв ее за образец, следует передавать ее возвышенный облик. Большинство произведений, где присутствовала обнаженная натура, подвергались строгому разбору со стороны критиков. «Мое кресло стоит трона», — утверждал издатель. Первой явилась Помолвка Рафаэля (1813, Балтимора, Музей искусств). «Искусство должно быть только прекрасным и должно нас учить только красоте» — таков девиз Энгра, ему он оставался верен всю свою жизнь. На ней надета традиционного голубого цвета одежда.
Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. Его теории окажут значительное влияние на последующие поколения художников и литераторов. Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение. Наиболее монументальным и тщательно разработанным явилось пятиметровое полотно Ромул, победивший Акрона (1812, Париж, Школа изящных искусств).
Этот принцип он впервые применил в портрете г-жи Ривьер (и затем позднее в целом ряде работ). Он работал в графике, скульптуре, фотографии, сценографии. Образ Мадонны написан под влиянием Рафаэля, но ей недостает теплоты и человечности. В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. В декабре они обвенчались.
Жан Кассу называет это произведение Французской Джокондой. Цветовую гамму, однако, определяет розовато-красная подкладка плаща, причём сочетание с синеватыми оттенками пейзажа опровергает расхожее мнение о слабости Энгра-колориста64. Наверно самым «революционным» течением за этот период был импрессионизм. Петра. Огромная черная треуголка, как-то неловко прижатая к поясу, передает ту неуклюжесть, которая, видимо, была свойственна этому человеку.
Это образ, воплощающий торжество личной инициативы, ума, деловой хватки, человека, превосходно чувствующего себя в «обществе чистогана». Затем следует новый заказ: Портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии). По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109. Цветовое решение портрета сдержанное, доминирующими являются чёрный фрак и желтоватые панталоны, оттенённые красной скатертью на столе и такой же обивкой кресла. В чисто композиционном плане, они помогают еще больше выделить фигуру Мадонны. Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29.
В 1817 году скончалась его мать. Русская публика была воспитана на Владимирской Богоматери, Казанской, ликах Андрея Рублёва. Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим. Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II. Великая революция по-новому высветила роль и значение человека и эти представления были сродни тому «открытию мира и человека», которое ознаменовало эпоху Возрождения.
Только ли импрессионистский «Стог сена» Клода Моне заставил юриста Василия Кандинского заняться живописью профессионально. Именно такими предстают они в «Семье Форестье» 1806 года. Скончается Павел Николаевич в первые дни Ленинградской блокады на крыше дома при очередном дежурстве во время немецких авианалётов. В Риме Энгр испытывал определённое влияние стиля назарейцев, его собственное развитие демонстрирует ряд экспериментов, композиционные решения и сюжеты ближе к романтизму.
Архитектурный образ Рима владел воображением Энгра и в то время, когда он писал портрет художника Франсуа Мариуса Гране (1807, Экс, Музей Гране). Из-за противодействия Давида Энгр смог вновь выставить свои произведения только на Салоне 1806 года. А. С. Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56. Вероятно, значение имела и вологодская экспедиция, во время которой он был поражён, оказавшись внутри крестьянской избы-картины и произведённое мировой наукой открытие о делении атома, предполагающее «разборку» мира на неосязаемые частицы и опера Вагнера «Лоэнгрин», во время которой Кандинский отчётливо увидел цвета звуков.
Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см). Давид в своей студии не только приобщал многочисленных учеников к идеалам классического искусства, но также обучал письму и рисованию с натуры и методам её интерпретации7. Энгр утверждал: «Ничего существенного нельзя открыть в искусстве после Фидия и Рафаэля». Среди массы заказных, подчас не слишком разнообразных по композиции портретов исполненных Энгром без особого вдохновения, у него встречаются такие отличные листы, как луврский Ребенок с ягненком – портрет мадемуазель Торель, передающий всю непосредственность детского образа или отточенный во всех деталях рисунок Сестры Монтэгю (1815, Хантингдон, частное собрание)., Последний абсолютно поразителен по проработанности форм – Энгр сумел штрихами карандаша передать почти иллюзорно нежность детской кожи лица и твердость соломенной шляпы, фактуру бархата и шерстяной шотландской шали тень же, отвесно падающая от полей шляп на лица девочек, так отчетлива и в то же время прозрачна от яркости общего освещения, что создается полное впечатление солнечного света римского полдня. Франция опередила другие европейские страны и в демократизации художественной жизни.
Теплотой этой встречи наполнен рисунок. Сохраняется и объем и ощущение пространственной глубины. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125.
Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65. В том же Салоне была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа, написанная на современную животрепещущую тему (расправа турок с греками на острове Хиос). В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16. Среди них Теодор Шассерио, Эдгар Дега, Анри Леманн, Жан Фландрен, Амори Дюваль. Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии. (Как свидетельствуют воспоминания госпожи Ривьер, она так и не смогла понять, почему Энгр так пленился внешностью ее болезненной дочери. ) Узнаваемый облик конкретной модели становится символом пробуждающейся жизни и одновременно — хрупкости ее.
Годы его второго пребывания в Риме ознаменованы появлением трех новых картин: Одалиска и рабыня (1839), Стратоника (1840) и Мадонна перед чашей с причастием (1841). Художника часто обвиняли в погрешностях против анатомии. Но и тут, однако, есть отдельные исключения. Завершением этого направления поисков абстрактной гармонии стало одно из последних значительных произведений Энгра — Турецкая баня (1862, Париж, Лувр). Женский портрет.
Виды деятельности. Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа. Парный портрет супруги Шарля Хайяра с младшей дочерью Каролиной (Кембридж, Музей Фогг) несколько менее выразителен по характеристике, но более легок и воздушен по рисунку. Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу.
Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47. Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году.
770–840) иногда называемый Эгингардом, франкский историк и биограф Карла Великого. Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд». Таким явился в этот период портрет г-на Кордье (1811). К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. На следующий день у него началась тяжелая пневмония.
Творчество. Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106.
Пишет портреты друзей — пейзажиста Гране (1807, Экс-ан-Прованс, Музей Гране) и других, прекрасно передающие черты нового поколения, — людей эпохи романтизма, которых отличает героическая приподнятость, независимость духа, внутреннее горение, повышенная эмоциональность. Огромное помещение, стены которого превратились в сплошной экран.
Тогда же возникает «филоновщина» — символ непролетарского искусства. Для потолка спальни, во дворце Сан-Джованни ин Латерано Энгр исполнил плафон Сон Оссиана (1813, Монтобан, Музей Энгра). Энгр достиг в картине «Купальщица Вальпинсона» гармонии живого восприятия натуры.
Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4. Так, например, картина Вергилий, читающий Энеиду (1812), была повторена художником через 7 лет в более лаконичном и выразительном решении, а Рафаэль и Форнарина, существующая в нескольких версиях, наиболее удачна в своем первом воплощении 1813 г. Настоящая влюбленность Энгра в Рафаэля вызвала у него намерение написать ряд картин, посвященных жизни великого мастера. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов).
«На мой взгляд, — писал Стендаль, — это очень сухое произведение». Интересно, что для отдельных сцен стильного для своего времени «Чародеев» искать площадку для съёмок долго не пришлось — идеально подошли авангардные интерьеры, созданные Весниными. Он создал галерею портретов, воплотивших идеальный образ женщины первой половины XIX века, в систему воспитания которой входили культура общения, умение двигаться, одеваться в соответствии с местом, временем и природными данными. Энгр – один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. Отсюда можно заключить еще один символический элемент композиции. Контрастом к этому одухотворенному образу является чисто внешний и холодный портрет Наполеона на императорском троне (1806, Париж, Музей армии). Он первым в СССР стал использовать фотомонтаж (коллажи-иллюстрации к поэме Маяковского «Про это») и именно ему принадлежит известный рекламный плакат «Книги по всем отраслям знаний» с призывно кричащей Лилей Брик.
Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141. Но опять – не статичных, для каждого персонажа рассчитано: как бы он двигался, если его «завести» как механическую куклу. «Не старайтесь создавать красивый характер, — говорил Энгр. В век расцвета индивидуализма она пропагандировала его неприятие. Энгр внимательно изучал все созданное учителем.
В данном случае виртуозный идеализм Энгра как нельзя лучше соответствует избранному им сюжету»110. Главное его произведение Жизнь Карла Великого (Vita Caroli Magni) написано по образцу Светония, чьему жизнописанию Августа Эйнгард во многом подражает как в стиле, так и в композиции. Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции.
Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118. Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127. Мадонна, как мать Иисуса, представляет собой женское начало, который отображается в круглой форме просфора и с другой стороны, святые Николай и Александр Невский, символизирующие мужское начало, выражены в вертикальных подсвечниках. Возможно, художник делает это интуитивно, но иначе не может, он так видит, так чувствует — он сын своей эпохи. Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным.
Отсюда столь полная пластическая гармония портрета. Энгр предвкушал успех. Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами. Она стала автором многочисленных работ для театра. Прекрасные формы человеческого тела — постоянный источник вдохновения для художника.
Последняя работа являет собой некую «ретроспективу» найденных им образов ню узнаваема, в частности, фигура «Одалиски Вальпинсона» на первом плане. Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века. Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради. Они словно бросают вызов всему миру, подобно героям Байрона. Его отец был живописцем и скульптором.
Позже он скажет ученикам: «Надо добиваться умения верно петь карандашом и кистью». Нет на свете ничего более трудного, это невыполнимо, — жаловался художник.
Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года. Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена». Представители рационального направления русского авангарда проектировали функциональные и лаконичные здания строгих форм, огромное внимание уделяя психологическому восприятию объекта. Николая и Александра Невского направлены на нее.
Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры. Нереида Фетида умоляет Юпитера о заступничестве за ее сына Ахилла. Галерея сидящая, 1856, Лондон, Нац галерея). Короля прессы называли «делателем министров», Его Величеством Бертеном I. Именно таким увидел его Энгр — несокрушимая глыба источающая энергию и волю.
В портрете самого Шарля Хайяра с дочерью Маргаритой (Париж, частное собрание) чувствуется стремление художника сохранить максимальную точность в передаче каждой черточки лица, каждой пряди волос. Делакруа находился возле любимого им Рубенса, Энгр — у полотен своего кумира Рафаэля. Ее взгляд направлен на центр стола, где находится чаша с просфорой. Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути.
Начиная с «золотого века» в искусстве – эпохи Возрождения, да и во все последующие времена до конца 19 века, художники иногда очень старательно иногда не очень, в своих картинах отображали мир таким, каким его и видит человеческий глаз. Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. «Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44. Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной. Теперь перед нами человек, сознающий свою славу и гордящийся своим талантом.
Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим». Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832). Гимном женской красоте воспринимаются пленяющая классической ясностью форм и линий «Большая купальщица» (Купальщица Вальпинсона) (1808) исполненная элегантной грации и царственности «Большая одалиска» (1814) дышащая томной негой и чувственностью «Турецкая баня» (1863 все — Париж, Лувр). В 1820 году он получил заказ на большую алтарную картину для собора в Монтобане — «Обет Людовика XIII». Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24.
Ее фигура четко вырисовывается на фоне неба, подобно памятнику. Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108.
Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». Они скорее напоминают скульптуру, чем изображения. Размолвка между ними (и последовавший за ней уход Энгра из мастерской Давида) произошла из-за присуждения в 1800 г. Большой римской премии, дававшей право продолжать в течение четырех лет обучение во Французской академии в Риме. Сохранились десятки рисунков художника с видами Рима и его окрестностей.
Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена. Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла. Люди общаются друг с другом с «открытой душой».
Однако на этой же выставке впервые были показаны зарисовки и эскизы Энгра, которые позволили новому поколению критиков провозгласить его гением. Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. В конце концов глубокая любовь к музыке отступила перед страстью к рисованию.
В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане. Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни. Его создание потребовало четырёх лет напряжённой работы и привело к полному возвращению к канонам неоклассицизма и отказу от романтических экспериментов6667.
Плодотворно работавший при всех режимах, Энгр дважды писал Наполеона — Первым консулом (1804) и императором на троне (1806), выполнял заказы членов королевской фамилии, а позднее — Карла X, Луи-Филиппа, Наполеона III.
История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98. Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. Они то и составили славу французского искусства того времени. Этот линеарно-плоскостный стиль находит выражение в картинах «Эдип и Сфинкс» и «Юпитер и Фетида». В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида. Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс».
Много рисунков было исполнено им в Риме и с разнообразных памятников античности. О влиянии художника заявляли Анри Матисс и Пабло Пикассо. Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона.
Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик. Эта полулежащая женская фигура в восточном тюрбане, с веером из павлиньих перьев не столь естественна и непринужденна, как «Купальщица Вальпинсона».
В нем можно отметить как элементы классицистические (рационалистичность построения, скульптурность форм, локальность цвета, примат линеарного начала над живописной трактовкой), так и то, что предвосхищало искусство романтиков (явно выраженная увлеченность Энгра восточными мотивами и его стремление во всем выявлять нечто особенное и уникальное). Художник выполнил и множество графических портретов42. В нем меньше действующих лиц. Первый из них изображает жену Шарля Хайяра (1811, Кембридж, Музей Фогг), а второй – профильный портрет старшей дочери Альбертины Хайяр в возрасте 15 лет (1812, Базель, частное собрание), он поражает особой внутренней ясностью образа. Тонкий, как паутина, рисунок фигур сочетается с четким абрисом лиц.
В результате ему удалось создать цельную в линейном ритме композицию, которая также одна из самых удачных в цветовом решении. Такие отзывы огорчали, казались несправедливыми. Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81. Обращаясь к сопоставлению с портретами Давида, следует отметить, что Энгр вместо давидовской лаконичности композиции и как бы отвлеченной пустоты пространственных фонов (которые были у Давида своего рода протестом против пышности парадных портретов XVIII в. ) прибегает к орнаментально усложненным построениям, стремясь уместить изображение почти в одной плоскости первого плана. Три года они сидели и карандашом перерисовывали скульптуры.
Все цвета также разложены на множество переливающихся и перетекающих составляющих. Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47. Энгр очень тяжело переживал эту потерю, затворился у себя в квартире и всю вторую половину 1849 года вообще не мог работать112.
В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди. Самый большой по размерам (41 х 53 см) и самый многофигурный из всех своих групповых графических портретов – Семья Люсьена Бонапарта (1815, Кембридж, Музей Фогг), его следует присоединить к шедеврам энгровских карандашных портретов. Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113. «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80.
В преклонном возрасте он удалился в Мулингейм, позже названный Зелигенштадтом (близ Франкфурта), где умер 14 марта 840. По дороге останавливается во Флоренции, где сильное впечатление на него произвел Мазаччо. Тайна магии портретов Энгра именно в этой влюбленности в каждую модель.
Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы. Главный вход в парк Горького также спроектирован Мельниковым. 52 проектора воспроизводят на нем версии картин. Энгр прекрасно играл на скрипке и в юности подрабатывал этим. Николай и Александр Невский помещены в полутень и находятся за Мадонной.
Сама женщина превращалась в произведение искусства (Портрет Инес Муатессье, 1851, Лондон, Национальная галерея). Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4. Это, например, очень удачно сработало в серии картин «Модный брак» и они стали весьма популярными у современников художника. Тонкие, поэтичные, отличающиеся ясной гармонией линий и форм.
Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). Образ Мадлен отсылает к рафаэлевским женским образам, в дальнейшем Энгр писал жену в тех своих работах, где требовалось подчинить живой прообраз возвышенному идеалу47. Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно.
Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18. Беспокойство, которое рождает портрет Гране, здесь сменилось ощущением полной успокоенности. Этот жанр Энгр всегда воспринимал как обузу, как досадную помеху, отвлекающую его от основного призвания — исторической картины.
Николаю и Александру Невскому. Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства.
В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. Настоящим лейтмотивом его искусства, породившим едва ли не лучшие из всех творений мастера, был гимн во славу прекрасного женского тела, прозвучавший с особенной силой в его знаменитой Большой одалиске (1814, Париж, Лувр). Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140.
Но именно в этом и заключена их особая притягательная сила. Так, в рисунке изображающем некую г-жу Малле (1809, Париж, частное собрание), глаз зрителя довольно скоро от превосходно моделированных, но не особенно интересных лица и фигуры изображенной переходит к тончайшей миниатюре архитектурного пейзажа, перспектива которого завершается величественным куполом собора св. И руки сложила непонятным образом. Николаю и Александру Невскому.
В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. Учился в Тулузской академии изящных искусств. До конца жизни Энгр обладал удивительной энергией и работоспособностью.
Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат.
Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана — «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 года, «Паоло и Франческа» 1819 года — обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ведущих представителей классицизма. Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. Поклоняясь красоте и гармонии, он создает великолепную «Большую одалиску» (1814) исполненную женственности, совершенную по формам «Сидящую купальщицу» (1808).
В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106. В 1797 году он приехал в Париж, чтобы поступить в мастерскую великого Жака-Луи Давида, первого художника Франции, создателя стиля революционного классицизма.
Возникновение русского абстракционизма принято связывать с полотном Ларионова «Стекло». Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме. Результатом стало абсолютно эклектическое, хотя и мастерски выполненное произведение.
Оно было вызвано к жизни многочисленными сложными и разнообразными причинами. Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5. Здесь же Пресвятая Дева на людей не смотрит, глаза опустила. Вполне в духе классицизма звучало название этой композиции: Послы Агамемнона, посланные умиротворить Ахилла, находят его в шатре с Патроклом за воспеванием подвигов героев (1801, Париж, Школа изящных искусств). Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87.
Вариант этой картины 1820 г. имеющий вертикальный формат, находится в Лувре. Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер. В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской».
Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля».
Официальные круги приняли картину с восторгом. Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63. Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. Период 1812-1814 гг.
Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке стал культовым объектом мировой архитектуры. C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7. Тем самым высказывается некий намек на тональную перспективу. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна.
Огромное полотно «Обет Людовика XIII», выставленный в Салоне 1824 года, хотя и принесло Энгру официальное признание и орден, производит впечатление внутренне холодной, надуманной композиции. С 1802 года Энгр начинает выставляться в Салоне. Особое внимание привлекает портрет дочери (мы ничего не знаем о ней, кроме того, что девушка умерла в год создания портрета). Она оказывается полностью освещенной, тогда как св.
Трактованная широкими плоскостями одежда и круглое лицо усиливают это впечатление. Еще ближе подчеркнуть всю каноничность сцены помогает вертикальный формат картины. С 1793 г. открылись для широкой публики залы Луврского музея. Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году.
Он начинает как импрессионист, но в итоге приходит к примитивизму. Но второй (и последний в творчестве мастера) сюжет из жизни великого итальянца – Рафаэль и Форнарина – был повторен им 5 раз. Однако Энгр склонен к самоцитированию и поза фигуры в «Венере Анадиомене» один в один повторена в картинах «Источник» (1856) и «Турецкие бани» (1863). Всю свою сознательную жизнь Энгр стремился создать совершенную художественную форму.
Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25. Именно такая трактовка форм окончательно выработалась у него в мастерской Давида. Всего художник прожил в Италии 24 года103. Металлические подставки оригинального литья Энгард поражают необычностью дизайна. Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 г. в городке Монтобан на юге Франции.
Энгр был постоянным посетителем папаши Хайяра. Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40.
В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6. Первая премия в конкурсе 1797 года за рисунок сопровождалась аттестацией, предсказавшей, что художник «прославит отечество своим необыкновенным талантом». Здесь в одном из уединенных павильонов и поселили Энгра.
Гайдн, Моцарт, Глюк — его любимые композиторы.
Особенно привлекают его античность, мастера XV века и Рафаэль. В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82.
Образы Гончаровой доступны и понятны. В глубине души Энгр был приверженцем другого культа – культа чувственной земной красоты. В России на данный момент находится всего одно произведение этого художника. «Мадонна перед чашей с причастием» (1841 г. ) хранится в Галерее искусства стран Европы и Америки ГМИИ им.
Красивое лицо Кордье – одно из лучших по тонкости объемной лепки в живописи художника.
В этом ему помогали предметы искусства, которыми наполнялся Лувр, благодаря военным походам Наполеона: он мог изучать и сравнивать древние шедевры и образцы европейской живописи. К тому же взгляды св. На смену цветочкам-лепесточкам пришли геометрические абстракции. Что же так смутило критиков в произведениях Энгра. В 1805 году Энгр создал три портрета членов семейства Ривьер, находящиеся сейчас в Лувре.
Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31. Идеи академика легли в основу авангардной архитектуры. В своем раннем Автопортрете (1804, Шантильи, Музей Конде) Энгр предстает настоящим южанином — невысокого роста, смуглым, черноглазым, полным сдержанной энергии. Зрение сохранилось настолько хорошо, что позволяло ему выполнять самые тонкие рисунки. А вот его мать была неграмотной дочерью производителя париков.
На ее лице и ноге можно разглядеть черные пятна, что является признаком сифилиса. Позади св. С одиннадцати до семнадцати лет Доминик учился в Академии художеств Тулузы. Усвоив классицистическую систему с ее культом античности, Энгр намеренно отказался от революционности классицизма Давида, отрицая современность и выражал своим творчеством единственное желание – уйти от жизни в мир идеального. Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142.
Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8. Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии». На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. Столь же спокойно и выражение его лица. «Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному.
Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16. Интерес к средневековой и ренессансной поэзии также был возрождён в XIX веке романтиками, которые ценили передачу средствами поэзии душевных качеств персонажей и чувственность натуры. Петру».
Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15. В попытке противостоять методу Малевича и «живописному анекдоту» Татлина в 1914 году Филонов со товарищи издаёт «Сделанные картины» — манифест аналитического искусства с основной идеей «упорного рисования каждого атома». Друзей объединяла глубокая общность мыслей и творческих устремлений. Художник благоговейно преклонялся перед ней и до конца своих дней неустанно ее воспевал.
По прозрачности и цельности колорита, теплого и гармоничного, Большая купальщица – одно из лучших произведений мастера. Но и Энгр испытал воздействие романтизма. Но, работая в тот же период над портретом Мари Маркоз (более известном как портрет г-жи де Сенонн), он создает образ, в котором жизненность воплощения поражает зрителя. Тогда же Энгр познакомился с 24-летней художницей Анн-Мари-Жюли Форестье и быстро обручился.
Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58. Последний лист этой серии – портрет второй по старшинству дочери Хайяра, 16-летней Жанетты (Нью-Йорк, частное собрание) – особенно блистателен по мастерству. Она была запечатлена Энгром дважды. В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27.
Только кое-где встречаются одинокие человеческие фигурки изображенные со спины. Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая. На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53. Изображение фигуры тучного человека с простоватым лицом занимает почти весь холст.
Что касается образа Людовика ХШ, то его прототипом послужил портрет Филиппа де Шампеня. Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие. Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55. Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817).
Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79. Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. Каталог ее насчитывал 584 номера. Жан-Огюст-Доминик Энгр родился в 1780 году в городе Монтобане на юге Франции. Наиболее «типичные» произведения художника это «Большая одалиска» (1814), «Одалиска и рабыня» (1842), «Венера Анадиомена» (1948), «Источник (1856), «Плененная Анджелика» (1859) и «Турецкая баня» (1862).
Работы Филонова украшают лишь стены его скромного жилища, а сам он голодает, нерегулярно получая пенсию «научного сотрудника третьего разряда». Это необыкновенное зрелище, к тому же сопровождаемое чудесно подобранной музыкой. Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет. Ещё в 30-е годы Константин Мельников получил мировое признание как классик русского авангарда. Второй портрет (1815, Цюрих, частное собрание) исполнен маслом в свободной эскизной манере и только голова промоделирована более тщательно.
Татлин выступал за связь искусства с жизнью, а его революционными идеями вдохновлялись немецкие дадаисты. Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45. Сочетание бархатной обивки дивана и оттенков кашмирской шали Энгр впоследствии использовал в других женских портретах. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства».
Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением. Музыкальная одаренность угадывается в мелодичности ритмов и линий его картин.
Единство фигуры и окружения здесь глубоко органично. Все порицания сводились к тому, что ученик отошел от искусства учителя. Два года спустя Энгр запечатлел ее, уже ставшую женой Шовена, в период ожидания ребенка (1814, Банонн, Музей Бонна).
На протяжении всей жизни она призывала «не следовать традиции, а жить в ней», черпая вдохновение в русском лубке и других видах народного творчества. Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144. Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею. Здесь все становится человечнее, проще. Ну, разве что с небольшим вступлением о том, что такое авангард в живописи.
И только узор головной повязки вносит деликатный красочный акцент в эту строгую гамму.