Не добившись расположения короля, Эль Греко был вынужден остаться в Толедо, где был принят как великий художник40. Кажется, что крест в руках Спасителя не давит Его своей тяжестью. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». Он был знаменитым художником в Толедо и у него не было отбоя от заказчиков. Что касается первых 25 лет жизни, то о них практически ничего не известно.
С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. В 1585 году Эль Греко нанял помощника Франсиско Пребосте и основал мастерскую, в которой помимо картин, можно изготавливать алтарные рамы и статуи42. Здесь, в Венеции, он создает известные картины — «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого». В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением.
Эль Греко тонко подчеркивает черты глубокой душевной красоты апостолов. Остров Крит в те времена принадлежал Венецианской республике. l. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св.
В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, порой отмеченных психологической и социальной проница- тельностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1600-01, Метрополитен-музей) или глубокой проникновенностью и драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-80, Прадо предполагаемый автопортрет художника, около 1595-1600, Метрополитен-музей), Черты ирреальности нарастают в поздних произведениях Эль Греко (Снятие пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – оба 1610-14). 18 июня 1603 года Эль Греко подписал контракт на основной алтарь церкви госпиталя Милосердия, обязавшись закончить работы в августе следующего года. В 1570году, по пути в Рим, будучи в Парме, Эль Греко познакомился с творчеством Корреджо, в Риме же он познакомился с творчеством Микеланджело.
На картине нет лишнего пространства, это усиливает впечатление давления мучителей на Христа. Эмоциональный эффект от картины и её композиции достигается интенсивным использованием красок. После проведения реставрационных работ в конце 2013 г. картина была выставлена среди прочих картин Эль Греко в музее Прадо (Мадрид) и в 2014 г. возвращена в Толедо. Вытянутые пропорции фигур – узнаваемая черта живописи Эль Греко. В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. ЭЛЬ ГРЕКО (El Greco) (ок. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94.
О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане. Открыв в себе талант художника, Доменикос начинает заниматься живописью на острове, но затем покидает Крит и перебирается в Венецию, а также живет какое-то время в Риме. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микельанджело. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос.
С 1577 жил и работал в Испании. Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите. К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии».
1572). Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. 1565 переехал в Венецию. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65.
В 1570-м художник приехал в Рим (Rome), где открыл художественную мастерскую. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело. Здесь он учился у Тициана и художника-миниатюриста Джулио Кловио.
Несмотря на следование византийской иконописной традиции, некоторые аспекты стиля указывают на венецианское влияние и композиция объединяет доктрины православного Успения Богородицы и католического Вознесения Девы Марии64. i. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Эль Греко считается предтечей экспрессионизма и кубизма, а его личность и творчество послужили источником вдохновения поэтов и писателей, таких Райнер Мария Рильке и Никос Казандзакис.
Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. Обладал независимым характером и собственным оригинальным стилем. Традиционно в картинах на тему мученичества Христа художники показывают Иисуса страдающим. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник).
После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св. В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. Это помогает датировать поздние работы мастера. Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II. Острым поэтическим восприятием жизни природы, трагизмом мироощущения овеян Вид Толедо (1610-14, Метрополитен-музей). Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается.
Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28. Настоящее имя художника – Доменикос Теотокопулос и по происхождению он грек.
На ней изображена гибель Святой Девы Марии. По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса.
Взгляды и жесты персонажей картины предельно экспрессивны, что делает сцену динамичной. Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы.
В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это.
После 1560 уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. Современные научные исследования выделяют важность Толедо для полного развития зрелого стиля Эль Греко и подчеркивают способность живописца приспосабливать свой стиль к окружению58. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит.
Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и вырабатывал свой оригинальный стиль.
Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23.
Его отец — сборщик податей, вот таким образом Доменико должен был получить прекрасное образование. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. В зрелом творчестве Эль Греко, родственном религиозной поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают подчёркнуто духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, с многочисленными, ярко выразительными портретами, 1586-88, церковь Санто-Томе, Толедо Святое семейство, около 1590-95, Музей искусства, Кливленд) резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции порой создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине (Мученичество св. Ранние кубистические пробы Пикассо должны были раскрыть другие аспекты в работе Эль Греко: структурный анализ его композиций, многогранное преломление формы, переплетение формы и пространства и спецэффекты бликов.
«Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело.
Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. К сожалению, Тициан к тому времени уже скончался, а Тинторетто (Tintoretto), Веронезе (Veronese) и Мор (Mor) в Испанию ехать наотрез отказывались. Местами он состоит практически из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт и имприматуру. Мальчик слева, указывающий на сцену погребения, – сын художника Хорхе Мануэль, будущий помощник отца.
Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10.
Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. В Риме в 1570 он поступил на службу к кардиналу Фарнезе.
Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. Причины недовольства короля остались неизвестны. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах), в 1983 году на острове Сирос была найдена икона «Успение Богоматери» с его греческой подписью.
В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы. Сейчас Доменикос считается своеобразным прародителем сразу двух важных направлений современного искусства – экспрессионизма и кубизма большое влияние его жизнь и его работы оказали на Райнера Марию Рильке (Rainer Maria Rilke) и Никоса Казантакиса (Nikos Kazantzakis). Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна.
Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Она познакомила его с абсолютно новым ритмом творческой работы. Огромные глаза придают особую выразительность лицу.
Маврикия, 1580-82, Эскориал). Терезой и св. Был известен своей благотворительной деятельностью.
Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку. Maurice). 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17.
Так или иначе, недовольство Филиппа положило конец всем надеждам Эль Греко на королевское покровительство29. Версия с Кандией основана на двух судебных документах 1606 года, составленных, когда художнику было уже 65 лет. Однако, это не совсем так. Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати».
Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества. В возрасте 26 лет отправился в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Тициана. Большинство его произведений исполнены следующим образом: линии рисунка наносились на поверхность белого клеевого грунта, который затем покрывался имприматурой коричневого цвета— жжёной умброй.
Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника. Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». Существенным новшеством поздних работ Эль Греко стало переплетение формы и пространства, развитые взаимоотношения между двумя составляющими живописной поверхности.
По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79.
Луки. Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе.
Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. Крит в те времена был владением Венеции. Филипп II в то время как раз работал над титаническим дворцом-монастырем Эскориалом (El Escorial) подобное сооружение просто необходимо было украсить целой серией огромных картин. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43.
Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел». Жесты апостолов и их взгляды как бы не связаны между собой, но оба апостола объединены общим внутренним переживанием. Согласно другим архивным материалам— рисункам, которые он посылал критским картографам— он был в Венеции в 1568 году121. Августин и св.
Некоторые черты кубизма, такие как искажения и материалистическое отображение времени имеют свои аналоги в работах Эль Греко. К этому времени Эль Греко уже получил уроки иконописи у известного критского иконописца Михаила Дамаскина. Находясь в Италии, Эль Греко познакомился с творчеством других итальянских мастеров: Корреджо, Микеланджело, Веронезе, Тинторетто и др., причём к творчеству многих из них, в том числе и Микеланджело, подходил не только как к образцам, но и критично. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Последние произведения мастера – вершина его творческих поисков. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене.
Ко времени приезда Эль Греко в Рим, Микеланджело и Рафаэль уже оставили этот мир, однако по-прежнему являлись примером для подражания молодых художников. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко.
Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок. В 1577-м художник переехал в Толедо (Toledo), где и прожил до самой смерти. Ильдефонсо4. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. Микеланджело (Michelangelo) и Рафаэль (Raphael) к моменту переезда Доменикоса в Рим уже был мертвы грек, однако, сумел найти себе других кумиров – вроде Корреджо (Correggio) и Пармиджанино (Parmigianino). «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121.
Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. По словам Дж. Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей. 1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др.
В Италии Эль Греко почерпнул немало нового, как следует обогатив свой стиль элементами маннеризма и венецианского Ренессанса подобная гибкость для того времени была довольно нетипичной – большинство критян предпочитали придерживаться знакомого им с детства стиля и тяжело принимали новые идеи и подходы. Художник написал в 1577—1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых. Учился у иконописцев на Крите, а ок.
К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Оргас дон Гонсало Руис – уроженец и сеньор города Толедо. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров.
В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Эту работу очень высоко оценили и специалисты и зрители, но она вызвала протест церковников Толедо, так как была им просто непонятна. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91.
Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80.
Над материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега. Джексон Поллок, один из основоположников абстрактного экспрессионизма, также находился под влиянием Эль Греко. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет.
Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. 1576) и др. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68.
Эль Греко Доменико (El Greco собственно Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614) испанский художник. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе. Более того, к работам Микеланджело Эль Греко отнесся с явным скепсисом – так, он предлагал папе Пию V (Pius V) закрасить легендарный Страшный суд (Last Judgment), украшающий собой Сикстинскую Капеллу (Sistine Chapel) и изобразить на его месте что-то более достойное. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко.
Одной из таких личностей был Доменикос Теотокопулос – гениальный художник и скульптор, более известный нам как Эль Греко (1541-1614). Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. c.
Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. Эта картина также написана в оригинальном видении художником ситуации. Картина вся как будто подчинена ожиданию чуда: ведь вслед за казнью наступит Воскресение. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
f. Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр.
Какое-то время Филипп планировал использовать Хуана Фернандеса де Наваретте (Juan Fernndes de Navarrete), однако и он скончался в 1579-м в этой ситуации переезд в Мадрид Эль Греко оказался настоящим подарком судьбы. 1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок. Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана. Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело.
Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны.
К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Художник и сам полюбил этот город.
В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана». Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения.
«Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он)К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан) и выработал свой оригинальный стиль. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. e. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ.
Терезы и других испанских мистиков XVI века. Игнатием Лойолой. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. было забыто и заново открыто лишь в начале XX в. В истории (и особенно в истории культуры) встречаются выдающиеся личности, чьи биографии словно невидимые нити сшивают в единое целое духовное пространство Запада и Востока. Грек по происхождению. Святые Стефан и Августин почтительно поддерживают тело графа. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта.
Они переполнены слезами и устремленные к небесам. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи. В конце года он открыл собственную мастерскую и нанял помощниками художников Латанцио Бонастри де Лучиньяно и Франсиско Пребосте28.
Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16.
Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. Искусство Эль Греко становится все более популярным среди художников, специалистов и любителей.
На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14). О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве.
Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. С 1570 работал в Риме. Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными.
Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. Сначала Эль Греко удалось получить у Филиппа два крупных заказа – Аллегория Святой Лиги (Allegory of the Holy League) и Мученичество святого Маврикия (Martyrdom of St. Согласно архивным исследованиям конца 1990-х гг, в возрасте 26 лет Эль Греко все ещё оставался в Кандии. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе.
Бассано, Якопо Тинторетто). В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Грек по происхождению.
Эль Греко сделал Толедо своим домом. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. К итальянскому периоду его творчества относятся картины: «Христос исцеляющий слепого» (1560), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87.
Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками. Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. Ведущее значение в этих произведениях получает колорит, основанный на обилии холодных рефлексов, беспокойной игре контрастных цветов, то ярко вспыхивающих, то приглушённых.
Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при королевском дворе в Мадриде, он поселился в Толедо). Наоборот, ноша Его не тяготит, кажется легкой.