И для Эль Греко им стала картина Вид Толедо, который художник считал родным и не раз рисовал его, стремясь довести изображение до абсолютного совершенства. «вид на Толедо» Эль Греко я увидела два года назад в музее Метрополитен в Нью Йорке. Кстати в музее есть еще один «Вид на Толедо» Эль Греко с планом-разъяснинием, написанным рукой единственного сына художника, который пошел по стопам отца.
Есть в музее Эль Греко в Толедо довольно поздний (1610 года) Вид и план города Толедо с облачным, но голубеющим, разорванным иными стихиями небом и Пренепорочная, несомая сонмом ангелов, над крышами. «вид Толедо» (исп. Vista de Toledo)— картина знаменитого испанского художника Эль Греко. Vista de Toledo) — картина знаменитого испанского художника Эль Греко, один из трёх сохранившихся пейзажей мастера, помимо «Вида и плана Толедо» и «Горы Синай».
Он как будто использовал сразу две точки зрения на ночной город. Является одним из первых пейзажей в европейском искусстве. На нем клочья облаков подсвечены неестественно ярко, оно доминирует на картине. Отныне он – не царь природы, каким привык себя считать, а «лишняя» деталь в своенравной живой системе, в которой не на жизнь, а на смерть столкнулись могучие стихии.
Он написал для короля картину, в которой отражены упования Филиппа II на Бога, что откроет ему Врата Рая за верность Идее мученичества (есть другое название картины — «Сон Филиппа»). Акцентирован контраст между небом и земной твердью. Автор первой большой работы о художнике Мануэль Коссио в начале XX века выдвинул теорию о том, что художник был второразряден, пока не слился с Толедо. Севильский Веласкес довольно сильно отличается от мадридского, но, как это бывает с гениями (Моцарт), он очень рано запрограммировал в себе весь будущий путь. На полотне разворачивается драма, действующими лицами которой являются небо, где летят и вздымаются озаренные вспышками молний облака и земля с пробегающими по ней не только пятнами света и тенями от облаков, но и какими-то «нервными судорогами». Выставка представляет 125 работ художника.
Также на выставке можно увидеть полотно Дама в мехах. На протяжении столетий тут было принято ругать все: грязь, шум, жителей, климат («Воздух Мадрита так сух и резок, что большая часть здешних жителей умирает от болезни легких» — это фантастическое наблюдение принадлежит автору «Писем об Испании» В. Боткину: к вопросу о бездумности использования стереотипов). Главное изумление: сколь же могуществен может быть столь нецивилизованный народ.
На левом берегу— замок Сан Сервандо. Итак, подводя итоги, что мы имеем. Так что некоторых его картин сохранилось штук по десять-пятнадцать.
Что до обеда — он есть и самый вкусный в стране, один из вкуснейших в Европе. Такое небо и освещение встречаются и на других картинах художника. Еще в середине 70-х считалось, что здесь, кроме визита в Прадо, нечего делать. Английский искусствовед Дэвид Дейвис утверждает, что ключи к пониманию стиля Эль Греко кроются в платонизме, неоплатонизме, в трудах Плотина и Псевдо-Дионисия Ареопагита, в текстах Отцов Церкви и литургических песнопениях«Вид Толедо» относится к позднему периоду творчества художника. «Музей ветчины» оказался закусочной, не лучше и не хуже других, но вывеска была богаче и изобретательней. В 1923 году Бунюэль основал «Орден Толедо», сам назначив себя гроссмейстером, сделав Лорку, Альберти, Дали и других рыцарями.
Продолжая поиски Испании «настоящей» — от собора до обеда — и, описывая спираль от Толедо через полуафриканские города Андалусии во главе с несравненной европейской Севильей, через отрывающуюся центробежными силами этнополитики Каталонию с вечно оторванной Барселоной, через Страну басков с не понятным никому языком и обожаемой всем миром бухтой Сан-Себастьяна, через дикую зеленую Галисию с истинным оплотом католицизма в Сантьяго-де-Компостела, через розовые миражи Саламанки и Сеговии с населением из туристов, — оказываешься в 71 километре от Толедо. Что он нарушил. Большого парада в Мадриде эпохи Веласкеса не наблюдалось.
В 1907—09 годах куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. В годы Первой мировой войны картина была продана за 70 000 франков американскому коллекционеру Хэвемайеру, чьё собрание позже было принесено в дар музею Метрополитен в Нью-Йорке. Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда художник отправился в 1577 году. И из пяти обязательных достопримечательностей Толедо, перечисленных в «Высокородной судомойке», лишь одно имеет отношение к церкви — современный гид предложит обратную пропорцию, настаивая на «заповеднике монастырей».
Использован фантасмагорический свет. Этот пейзаж часто называют духовным портретом Толедо. Возможно, пейзаж принадлежал монастырю августинцев. следы полотна теряются. Даже скорее литературоведам. Что и сделал Эль Греко изобразив свое самое любимое место на земле при жизни и прославив его после нее. Первое, что я увидел, впервые попав в Мадрид и выйдя на центральную площадь Пуэрта-дель-Соль, — «Museo de Jamon».
Но живописная суть сюжета, виртуозно выписанный первый план в «Марфе и Марии» — кулинарная коллизия: старая кухарка дает совет молодой. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». (Кстати, тут у Пушкина неточность: Инезилья не ласкательное от Инессы, а пренебрежительное, что-то вроде Инески. ) Лично мне очень жалко корриду, о любви к которой стесняюсь упомянуть в разговоре со своими интеллигентными знакомыми в Испании.
И заряжаешься злобой Константина Леонтьева: «Всеобщая истинно проклятая жизнь пара, конституции, равенства, цилиндра и пиджака». На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Что на самом деле не правда. Так веер, что ли, символ Мадрида: ветреный, неуловимый, порхающий мимо сути.
Акцентирован контраст между небом и земной твердью. До конца XVII века картина находилась в коллекции испанских графов де Аковер, следующие два столетия хранилась в августинском монастыре, а потом совершила путешествие из Франции в Англию и, в конце концов, попала в Нью-Йоркский музей «Метрополитен». Художник здесь довольно свободно обращается с натурой.
Он частично сместил расположение зданий, некоторые домыслил. Вместе со «Звёздной ночью» ван Гога и несколькими пейзажами Уильяма Тёрнера картина входит в число наиболее известных изображений неба в истории европейской живописи. На картине изображён вид с севера на испанский город Толедо, лежащий под угрюмым грозовым небом на возвышенности, покрытой лугами и лесами. Испания переместилась сюда, на плато у подножия Гуадаррамы — в Мадрид.
Однако если учесть, что даже в нынешней Испании андалусцев могут вслух назвать «эмигрантами» — не только в снобистской Барселоне, но и на севере и даже в Кастилии, — то понятно, что «правильная», «образцовая» Испания — это Толедо. В 1907—09 годах куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. Однако творение художника и не имеет отношения к реальному населенному пункту. На холме высятся дворец Алькасар и Толедский собор. Франко удержал страну в стороне не только от мировой войны, но и от мировой цивилизации.
Может оригиналы — это искусствоведы и интерпретаторы его творчества. Слева можно увидеть замок Сан Сервандо. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Вот кто выпадает из производства толедских клише — автор Дон Кихота. Такой подход к реальности подчеркивает магическую суть «Виде Толедо» – это город как будто узнаваемый, настоящий, но и в то же время – фантастический, нереальный. Речь даже не о ресторанах, а о еде в забегаловках и на улицах: жареные кальмары, почки в хересе, моллюски немыслимых конфигураций и все прочие tapas — закуски, в образцы которых тычешь пальцем и получаешь в маленьких тарелочках со стаканом вальдепеньяса. Члены Ордена обедали в «Посада-де-ла-Сангре» — таверне, описанной Сервантесом и мало изменившейся за четыре столетия, но разрушенной в гражданскую войну. Столь же по-столичному серьезно отношение к спорту.
куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля. Разное у них все.
Экспозиция Грек из Толедо стала самой крупной из всех организованных ранее. Таковы Нью-Йорк или Москва. В Испанской империи куда раньше, чем в Британской, никогда не заходило солнце.
Сизое небо в «Виде», черные одежды грандов, стоящих у одра графа, рисовали в мозгу картину мрачную, почти угрожающую. Не зря спустя многие годы за изображением закрепилось негласное название «духовный портрет Толедо». Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. Приехав в Испанию он, едва ли не в первую очередь, рисует довольно льстивую и сияющую золотом аллегорию Священной Лиги (союза, заключенного в 1571 году между Испанией, Папой, Венецией и многими другими итальянскими государствами), которая сейчас известна как «Сон Филиппа II». Жаль, нет больше вееров (о нивелировке и торжестве «обыкновенной общеевропейской рационалистической пошлости» см.
К тому же, долгое время было принято считать «Вид Толедо» не самостоятельным произведением, а составной частью другого полотна, а то и вовсе наброском, требующим продолжения. Яркие краски и фантастическое освещение усливают драматизм картины «Вид Толедо». Художник развернулся во всю ширь своих дарований и потребностей.
Но и при смене общего плана на крупный все остается как было во времена Эль Греко. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». Знаменитые слова «Нет больше Пиренеев. » триста лет назад были произнесены преждевременно — Пиренеи срыты только после Франко. Что угодно может считать закомплексованная (на ленинградский манер) Барселона, но главный — не просто административно столичный, а главный по всем статьям и по сути — город Испании, конечно, Мадрид. Место для них было подготовлено Диего Веласкесом — первым столичным жителем Мадрида.
Толедо Эль Греко рисовал не однажды и всегда вольно подходил к натуре. Мы обедали в симпатичной мадридской семье, за тортильей (омлет с картошкой) и паэльей (родственница плова), как вдруг выяснилось, что сидевшая за столом провинциальная племянница из Валенсии ни разу в жизни не была на корриде. В бодегах было меньше алюминия и больше чеснока. Или это суть и есть. Экзистенциальным жестом самого Веласкеса было отсутствие жеста. Небо акцентировано контрастирует с земной твердью, залитой фантасмагорическим светом.
Тот, кто предпочитает ложиться рано, становится в лучшем случае офицером Ордена». Хотя мы даже не всегда знаем, где копия, а где оригинал.
Вряд ли «Вид Толедо» был написан на заказ, работу скорее можно отнести к удавшемуся эксперименту, результат которого порадовал не только мастера. А роскошь требовала денег. Использован фантасмагорический свет. И поиск пейзажного сходства в «Виде Толедо» так же безнадежен, как поиск сходства портретного в «Вознесении». Но чужаку иностранцу, разрешена некая безответственность, на которую не решится абориген.
Тогда же развалился и Орден, не говоря о физической гибели одного из рыцарей, расстрелянного возле другого, его родного, города. В конце 16 века пейзаж ещё не был самостоятельным жанром. Типичным для творчества Эль Греко является вид грозового неба, акцентированного в «Виде Толедо». На холсте «Вид Толедо» угадываются река Тахо, Кафедральный собор и крепость Алькасар, но это не совсем реальный город.
Вспоминается тут еще одна загадочная картина (я видел ее прошлой весной в венецианской Академии), другого венецианца (и он ее видел наверняка. ), – это джорджониевская Гроза. В 1923 году Бунюэль основал «Орден Толедо», назначив себя гроссмейстером, а Лорку, Альберти и Дали — рыцарями. Небо акцентировано контрастирует с земной твердью, залитой фантасмагорическим светом.
Он может лишь смотреть на этот озаряемый молниями город на высоком холме и молиться. Все призрачно, причудливо, напряжено в ожидании, чем закончится эта фантасмагория. Полную неразбериху. Это полотно принадлежит к традиции эмблематических видов городов, чьей задачей была интерпретация, а не документирование и которые стремились запечатлеть квинтэссенцию города, а не его точные черты. На плане города, который держит в руках юноша с картины «Вид и план Толедо», рукой Хорхе Мануэля, сына художника, начертаны слова, дающие представление о ходе мыслей Эль Греко при разработке композиции городского пейзажа: Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Работа написана стиле маньеризма, приближающегося к барокко.
Она по сути – вид снизу и вот таким образом пропорции вытянуты к небу. Оказалось, что это здание Госпиталя Тавера. Со страниц его «Назидательных новелл» встает совсем иное место — разгульное, жизнерадостное, полнокровное.
Но современные исследователи решили, что «Вид Толедо» может считаться законченным произведением. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe». Его использовали преимущественно как фон для мифологического или религиозного сюжета. Как парадные портреты Веласкеса. Вокруг полотна ходили самые разные слухи и некоторые из них были связаны с вопросом о происхождении картины. Ничего не поделаешь: все самое хорошее и самое плохое содержится в слове «общее».
На полотне нет изображения человека – ему там просто нет места. Вот таким образом почти каждый заказ заканчивался судебным процессом «Эль Греко против заказчика имярек» по поводу неудовлетворенности художника полученной оплатой. Города стильные либо музеевеют, либо коробят эстетическое чувство (что бы мы ни понимали под этим) позднейшими добавками с претензией на современность. Знаем, что он получил прекрасное образование в Кандии (нынешний Ираклион) предположительно, там же он обучился и ремеслу художникаоколо 1567 года он объявился в Венеции, где продолжал совершенствоваться в своем ремесле (есть версия, что он учился у Тициана) после Венеции он отправился в Рим.
На переднем плане расположен мост Алькантра. Получалось не всегда, но Эль Греко знал, как себя утешить: «Правда, я получил за эту картину меньше, чем она стоит. По данным хроник, самая сердцевина Толедо заморозилась еще после Реконкисты (отвоевания Испании у арабов) и в центре города действительно заблудиться сейчас так же легко, как в каком-нибудь марокканском лабиринте.
Сейчас это очевидно, но только сейчас. И это закостенелое католичество отражалось в картине все того же Эль Греко – «Погребение графа Оргаса».
Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. Дело в том, что Крит тогда принадлежал Венеции и кроме коренных жителей и греков «с материка» остров населяли многочисленные выходцы из Италии, Далмации, Арагона и Испании. Как и в изображении святых, Эль Греко передавал дух, а не букву. O. Havemeyer), чьё собрание позже было принесено в дар музею Метрополитен в Нью-Йорке.
Мог быть одним из пейзажей, принадлежавших монастырю августинцев. Они зачастую представляют Эль Греко эдаким мрачным, страстным и печальным мистиком. Вид на город дан снизу, чтобы небо наползало на землю сверху. Вот таким образом полотно ненадолго задержалось в руках создателя, оно «путешествовало» по разным странам, где за право владеть им боролись многие ценители настоящего искусства. Каждая — в своей особой раме, оттого поданная с самостоятельной важностью.
Они — мадриленьос, причем даже такие, которые еще только будут, появятся через триста с лишним лет после смерти художника, чтобы населить живейшую столицу Европы. Даже если обладатель умственного взора не был ни там, ни там. На второй изображено шествие солдат легиона Маврикия на казнь (где присутствует и он сам), а в небесной сфере ангелы поют славу подвигу, абсолютному во имя веры. Но уже в 1936 году Казандзакис увидел солдат из «Эсполио» и «Святого Мартина» в солдатах Франко, выживших после осады толедского Алькасара: «Я чувствовал себя блуждающим внутри эль-грековской картины». Но точно мы об его этническом происхождении ничего не знаем. Полотно подписано художником в нижнем правом углу: « ookopo oe».
Много денег. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. Да и что делать испанской провинциалке на мадридской Пласа-де-Торос, где разносят по трибунам шотландское виски «Катти Сарк», справа сидят две японки, следящие за ареной через объективы своих «минольт», а в спину тычутся колени кровожадной немки, ничего не понимающей и недовольной, похоже, тем, что в корриде применяется только холодное оружие. куплен испанским агентом для парижского собрания Дюрана-Рюэля.
Под грозовым небом на холсте раскинулись городские постройки. А потом с этой маленькой копии — делал копии побольше, которые выставлял на продажу. А эклектические гиганты легко переносят любые удары судьбы, по принципу «молодца и сопли красят» — и за ними будущее. И небо наползает и небо землю заливает, но не светом, а тьмой.
Рисуя картину, он параллельно писал и её маленькую копию. Но правда ито, что потомки поместят меня среди величайших гениев испанской живописи»- сказал он после суда (проигранного) по поводу «Погребения графа Оргаса». Скорее я хотела почувствовать эпоху «кастилианства», центром которой, как костяком, всегда было для меня Толедо. Встречное движение тут несомненно и когда современный автор называет Толедо «возвышенным, красивым, суровым, печальным и несколько бескровным» — все это принятые эпитеты для персонажей Эль Греко.
Даже на картине «Вид и план Толедо» Эль Греко играет с реальностью: он переставляет дома на карте и дает этому объяснение. Над городом возвышаетсякоролевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. Пламенная готика Эль Греко к концу его жизни — а «Вид Толедо» как раз из поздних работ — доходит до условности: в «Снятии пятой печати» явственно просматривается декоративность Матисса. На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо.
И не только мне и не только сейчас. Акцентирован контраст между небом и земной твердью. Но Эль Греко был оригиналом.
Нельзя говорить о фотографической точности пейзажа, но за ним закрепилось название «духовного портрета Толедо». Его незримое присутствие и мощная энергетика ощущаются здесь сильнее, чем где бы то ни было. Госпиталь по своему предназначению уже давно не служит, а работает музеем. Потому, вероятно, его так любили импрессионисты.
Тот — холерик, этот — флегматик. На левом берегу— замок Сан Сервандо. Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. Тем более, что у хитрого грека был наготове запасной план.
Другое название полотна— «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta). Таков Мадрид. Дали вскоре основал свой «орден», Лорку убили на рассвете, а основатель ордена – Луис Бунюэль снял в Толедо свою знаменитую «Тристану». Наряду со «Звёздной ночью» ван Гога и пейзажами Уильяма Тёрнера, эта картина входит в число самых известных изображений неба в истории европейской живописи. Рыцари должны были пить гулять и веселиться без устали и сохранности здоровья.
«Вид Толедо» является единственным сохранившимся «чистым» пейзажем Эль Греко. В отличие от «Вида и плана Толедо», выполненного, как документ города с использованием картографического языка, «Вид Толедо» создаёт художественный образ путём выборочного акцентирования наиболее характерных городских черт. Тот — эмигрант с репутацией скандалиста и сибарита, с внебрачным сыном и туманной связью с помощником-итальянцем этот — приличнейший семьянин и придворный карьерист, позаботившийся пририсовать себе в «Менинах» рыцарский крест, полученный через три года после написания картины.
На левом берегу— замок Сан Сервандо. Возможно, пейзаж принадлежал монастырю августинцев. Хотя, может и не был. На самом деле его картины довольно просто оценить неправильно — мы их видим в музеях, а они были предназначены для темных помещений, освещаемых мерцающим светом свечей и эти чрезмерно резкие и глубокие тени, большие цветовые пятна, перспективные и анатомические искажения, ломанные линии и холодные, землистые краскидолжны производить эффект именно в определенных условиях. Всего в организации выставки приняли участие 30 городов из 11 стран.
На переднем плане виден мост Алькантара через реку Тахо. «Вид Толедо» (исп. Vista de Toledo)— картина знаменитого испанского художника Эль Греко, один из трёх сохранившихся пейзажей мастера, помимо «Вида и плана Толедо» и «Горы Синай». Когда Веласкес устраивает игру зеркал, то попадаешь в некий живописный «Расемон» — это не эстетское самоценное упражнение, не поиск двойного видения ради пущего объективизма, а наглядное свидетельство его невозможности: точки зрения не совмещаются, а сосуществуют.
Русские были, по понятным причинам, снисходительнее — посол Алексея Михайловича П. И. Потемкин удовлетворенно отметил: «Во нравах своеобычны, высоки, неупьянчивы В шесть месяцев не видали пьяных людей, чтоб по улицам валялись или идучи по улице, напився пьяны, кричали». Вступаешь в разговор на трибуне стадиона «Бернабеу» со своей убогой сотней испанских слов и неуклюжей жестикуляцией как равный — так как можешь назвать линию нападения мадридского «Реала» конца 50-х годов. Мне, во всяком случае, удавалось. Когда на «роковом рубеже испанской судьбы» (Ортега) Филипп II перенес столицу на 71 километр к северу, в Толедо пошел процесс консервации. К счастью именно в нью-йоркском Метрополитен-музее находится эль-грековский «Вид Толедо» и я провел перед картиной в общей сложности больше времени, чем перед любой другой. Рано ложился. Так и на этой картине. В 1907—09 гг.
Часто именно такие копии становятся мишенью для критики. Выручает Толедо. На левом берегу — замок Сан Сервандо. Город, застывший под стробоскопом, освещенный как бы грозовой вспышкой. Но сейчас все специалисты сходятся на том, что это самостоятельная, оригинальная картина. «Вид Толедо» – один из первых пейзажей в европейском искусстве. Ни один, кроме Мадрида — с чем не согласится ни один испанец, в том числе и мадриленьо.
Эль Греко, возможно, был греком и — совершенно точно — был критянином. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. Данные о том, что картина была написана на заказ, отсутствуют. следы полотна теряются. И Доменикос Теотокопулос (таким было настоящее имя художника) вполне мог происходить из смешанного семейства или семейства пришлецов. И то, что он происходил из богатой фамилии, делает подобное предположение ещё более вероятным.
Изображенное кажется видением, сном, настолько оно заряжено невиданной энергией. Взаимоотношения России и Испании — тема особая и увлекательная, но в XVII веке испанцы и русские друг друга знали слабо и в Прадо по сей день значится на табличке под портретом работы Карреньо де Миранды: «Иванович, посол России». Грозовое небо встречается на многочисленных изображениях святых, написанных художником («Лаокоон», «Пятая печать Апокалипсиса», «Святой Мартин», «Святой Доминик»). Но сейчас Мадрид уже — блестящая столица: шумная, суетливая, деловая, веселая. Если произнести «Испания», перед умственным взором практически непременно встанет одно из двух, впрочем, скорее и то и другое —Севилья и Толедо. Над городом возвышается королевский дворец Алькасар (с ещё не надстроенными башнями) и Толедский собор. Еще 50 картин Эль Греко хранились в церквях и монастырях Толедо (Кафедральный собор Толедо, церковь Санто-Томе, часовня Сан-Хосе, монастырь Санто-Доминго-эль-Антигуо).
Может быть, впечатление от этого неба легло и на картину «Звездная ночь» Ван Гога. И мост и ворота Сан Мартин и замок Алькасар и церковь Санто Кристо де ла Лус (некогда бывшая мечетью Баб Мардум), архиепископский дворец и Собор и силуэт Санто Доминго эль Антигу и тюремная стена над Тахо, откуда бежал Хуан де ла Крус Текучие воды излучина реки, в которой, как в раме, отражается город со своими башнями и стенами Грозовая, наэлектризованная, безлюдная атмосфера, но всмотришься: по дороге в город к воротам Сан Мартин бредут пешеходы. Мало пил. Эль Греко часто изображал Толедо на заднем плане своих работ, вот таким образом картину «Вид Толедо» тоже считали фрагментом неизвестного полотна художника.
В 1907—09 гг. Возможно оно, является одним из двух пейзажей, перечисленных сыном мастера Хорхе Мануэлем в посмертной описи имущества отца. Анналы бунюэлевской затеи показывают, что Дали был понижен в звании. В пользу последнего говорит и царящее над городом феерическое небо.