«погребение графа Оргаса»— одна из известнейших картин Эль Греко, созданная в 1586—1588 годах для приходской церкви Сан-Томе в Толедо. «погребение графа Оргаса»— одна из известнейших картин Эль Греко, созданная в 1586 — 1588 годах для церкви Сан Томе в Толедо. «погребение графа Оргаса» – одна из известнейших картин Эль Греко, созданная в 1586 – 1588 годах для приходской церкви Сан-Томе в Толедо.
«погребение графа Оргаса» – одна из самых знаменитых картин Эль Греко.
Он, как будто позабыв о похоронах, в мистическом экстазе взирает на небесное видение. Эта картина изображает чудо, которое будто бы произошло в 1323 году в Толедо (Испания), когда в момент похорон графа явились св. Сам дон Руис Гонсало де Толедо, граф Оргас, скончался в 1323 году. Нуньес, друг Эль Греко, который инициировал реставрацию часовни, где был похоронен граф, сам изображён на полотне «Погребение» (стоит справа с молитвенником)2.
Греко часто возвращался к одним и тем же образам. Глаза подчеркнуты огромными черепаховыми очками с петлями за ушами. Необходимо сказать о том, что Гонсало Руис де Толедо, граф Оргас, был легендой Испании.
Но тот же самый Ниньо де Гевара стал великим инквизитором, который говорил одно слово: «Сжечь. ». И одновременно этот образ, преображенный духовным порывом, перекликается с образами небесной сферы. Справа на первом плане, держа в руках молитвенник, стоит священник Андрес Нуньес. Это картина многосюжетная, многопространственная.
Фигуры обоих святых самым естественным образом включены в группу земных персонажей. Его лицо вызывает ужас.
Но даже золотые одеяния святых не несут тепла. Анализируя расположение вертикалей и горизонталей, мы пришли к выводу, что мир осенен крестом, по мысли поэта, а оси-знаки подсказали нам, какой глубинный смысл скрыт за этим.
Пространство картины чётко разделено на две части— мир небесный и мир земной. В 1312 году умер уроженец Толедо и сеньор города Оргас дон Гонсало Руис. Интуиция меня привела сперва к книге, где сталкивался (правда, слабо) катафатический и апофатический подходы внутри христианства (и это было заимствованием из неоплатонизма).
История искусства как история духа. В этом полотне художником воплощена легенда о чуде, якобы происшедшем в XIV веке во время пофебения кастильского вельможи графа Оргаса.
Мистическое чудо составляет основное содержание картины. На них играют разнообразные тени от черно-серых до холодных, нежно-голубоватых. Происходящее в небесной сфере открывается взору лишь одного священника. Среди источников упоминаются также две картины Тинторетто: «Распятие» и «Воскрешение Лазаря» — последняя из-за горизонтального ряда зрителей, созерцающих чудо11.
Различия между двумя мирами художник отобразил всеми доступными ему средствами. «Погребение графа Оргаса» восхищает не только как свидетельство мастерства художника, но и великолепными портретами выдающихся граждан Толедо. В него также войдут неизданные лекции из личного архива.
Это картина в картине. Ангел уносит ввысь animula, душу усопшего, которую готовы принять расступившиеся облака, — художник здесь следует византийской иконографии. «Погребение графа Оргаса»— одна из известнейших картин Эль Греко, созданная в 1586—1588 годах для приходской церкви Сан-Томе в Толедо. Темой для картины послужила легенда начала XIV века. Сразу же картина стала невероятно популярна среди прихожан, этому способствовало то обстоятельство, что художник, как было предусмотрено в контракте изобразил среди участников церемонии видных граждан Толедо, согласно обычаю участвующих в похоронах дворянина. Фигуры обоих святых самым естественным образом включены в группу земных персонажей.
Ребенок связывает два мира – написанной картины и внешний, реальный, земной. Это картина очень сложного содержания, картина-роман, единственная у Эль Греко. На фоне движущихся в холодном свете облаков слегка деформированные, вытянутые фигуры святых кажутся фантомами. Но по-настоящему художественную школу он прошел в Италии.
Он рукой указывает зрителю на святых, которых как будто не замечают участвующие в церемонии люди. Опекаемая ангелами-хранителями душа умершего (в виде спеленатого младенца), преклонив колени на облака, поддерживаемые херувимами и опускающиеся почти до голов скорбящих, приближается к Иисусу Христу, восседающему в судейском кресле — наивысшей точке всей композиции произведения. Граф Оргаc, набожный человек известный своей благотворительной деятельностью издал указ о специальном налоге для расширения и украшения церкви Сан-Томе (Эль Греко был её прихожанином). И душа графа Оргаса предстает перед ними. Рука Спасителя обращена к находящейся почти симметрично напротив Марии, как бы призывая ее в свидетели.
Так свершается погребение графа Оргаса в дольнем мире. На далматике святого Стефана Эль Греко изображает сцену его мученичества. Он весь построен на торжественном и траурном слиянии черных, серебристо-серых и золотистых холодных тонов. Она находилась, как уже упоминалось, совсем недалеко от его дома. Первыми открыли полотна забытого мастера романтики. Стефан.
Найти в ней картину Эль Греко не представляет труда, она ярко освещена и огорожена решеткой (так что к ней нельзя подойти близко), перед решеткой — ряды скамей. Так вот это то же самое. Алтарный образ стал предметом гордости приходской церкви и был признан картиной «самой замечательной» из созданных в Испании, вызывающей «восхищение у чужестранцев». Пространство картины чётко разделено на две части— мир небесный и мир земной. Запись об этом высечена на каменной плите, которая расположена под картиной.
Пространство картины чётко разделено на две части— мир небесный и мир земной. И невозможно перепутать картины Эль Греко с какими бы то ни было другими. И отец и сын смотрят прямо на зрителя, устанавливая с ним контакт.
Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело – он изучал эту фреску в Сикстинской капелле. Сохраняя меру реальности, яркие на темном фоне пятна их тяжелых златотканых риз вместе с тем фантастически переливаются в сиянии розовато-красного света погребальных факелов. Теперь мы понимаем и смысл планов в стихотворении М. Ю. Лермонтова: «дорога», «кремнистый путь» – это горизонтальные (кулисные) планы, а «звезда с звездою говорит» – это вертикальные планы и получается не просто крест, а соединение двух миров – земного и горнего и человек, по Лермонтову, живет в одновременно в двух мирах, вот таким образом мы можем говорить о двоемирии, отраженном в произведении, это является признаком романтического мироощущения поэта, в отличие от реалистического – пушкинского. Святые Стефан и Августин (первый в диаконском, второй в епископском облачениях) почтительно поддерживают тело графа.
Церковь Сан Томе была приходской церковью Эль Греко. С. -Пб., 2001. С. 302). Более того – хоронят его святые. Графа Оргаса хоронят мистически, метафизически.
И отец и сын смотрят прямо на зрителя, устанавливая с ним контакт. Необычен сюжет заказанной работы. На далматике святого Стефана Эль Греко изображает сцену его мученичества. Над отчётливо материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых— небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело— он изучал эту фреску в Сикстинской капелле.
Нуньес, друг Эль Греко, который инициировал реставрацию часовни, где был похоронен граф, сам изображён на полотне «Погребение» (стоит справа с молитвенником). Мальчик-паж – это сын живописца. Граф Оргас был человеком очень большой политической власти: он был мэром города Толедо, почти хозяином города.
Благочестивого графа, если следовать этой истории, в гроб опускали спустившиеся с небес св. Вверху разверзается небо и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего. Слава Эль Греко выросла неимоверно.
Это полотно стало настоящим украшением Толедо. Темой для картины послужила легенда начала XIV века. Призрачные изображения кардинала Таверы и короля Филиппа II находятся в волнах облаков. Алтарный образ стал предметом гордости приходской церкви и был признан картиной «самой замечательной» из созданных в Испании, вызывающей «восхищение у чужестранцев». Верхняя часть композиции представляет мир призрачных тревожных видений.
И вот то движение рук, которым он держит этот череп и то странное раздумье в его глазах Конечно, это не размышление по поводу «Бедный Йорик. », так как не мог святой Франциск с той же иронией обсуждать смерть шута Йорика, с которой обсуждает ее Шекспир. Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело— он изучал эту фреску в Сикстинской капелле. У него то же самое чувство порога. Об этом сообщает мемориальная доска, установленная в церкви Сан Томе.
Творческая мощь и своеобразие художественного метода Эль Греко наиболее полно проявились впервые именно в Толедо -- во время работы над огромным алтарным образом «Похороны графа Оргаса», написанным по просьбе его друга-священника Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы. Нуньес, друг Эль Греко, который инициировал реставрацию часовни, где был похоронен граф, сам изображён на полотне «Погребение» (стоит справа, с молитвенником). Фигура Христа в белых одеждах венчает треугольник, который составляют персонажи Деисуса. Картина создана для приходской церкви Санта-Томе. Небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело— он изучал эту фреску в Сикстинской капелле3.
Когда смотришь на его портреты, на бесконечные изображения евангельских сюжетов, святых великомучеников, людей, страдавших за свои убеждения, живших на краю бытия и небытия, вспоминаются слова Ахматовой: «плоть, почти что ставшая духом». Однако Гарольд Уити (англ. Wethey) отклоняет как «неубедительное» представление, что «Погребение» граничит с «Успением Богородицы», так как этот образ скорее всего ближе к живописи итальянского Возрождения. Художественную манеру Эль Греко сочли причудливой, странной, порой его обвиняли в безумии, порой приписывали астигматизм (болезнь глаз). Правда, на некоторое время картину снимали и она находилась в кладовых церкви.
Им же вторят ритмы развевающихся угловатых негнущихся складок одежд и облаков. В картине «Погребение графа Оргаса» это все сконцентрировано. Различия между двумя мирами художник отобразил всеми доступными ему средствами. Монолитную стену их черных одежд перечеркивает гирлянда сверкающих белых «жабо», в пене которых колеблются яйцеобразные головы -- то любопытные, то озадаченные, то грустные.
Святые Стефан и Августин (первый в диаконском, второй в епископском облачениях) почтительно поддерживают тело графа. Об этом сообщает мемориальная доска, установленная в церкви Сан-Томе3. И здесь мистическое чудо составляет основное содержание картины. И вот в конце XVI века хоронят человека, жившего в начале XIV века.
Мы видим прошлое святого Стефана, а здесь его миссия из прошлого в будущее: он хоронит графа Оргаса ибо граф Оргас, по мнению современников, достоин такого рода публичного погребения во времени. Слева изображен царь Давид с арфой в руках, Моисей со скрижалями Завета и Ной. Пространство картины чётко разделено на две части – мир небесный и мир земной. В 1312 году умер уроженец Толедо и сеньор города Оргас дон Гонсало Руис.
Опекаемая ангелами-хранителями душа умершего (в виде спеленатого младенца), преклонив колени на облака, поддерживаемые херувимами и опускающиеся почти до голов скорбящих, приближается к Иисусу Христу, восседающему в судейском кресле – наивысшей точке всей композиции произведения. Эта картина в полной мере раскрывает Эль Греко как одного из великих портретистов. Фигуры обоих святых самым естественным образом включены в группу земных персонажей. Сам дон Руис Гонсало де Толедо, граф Оргас, скончался в 1323 году. Были театры, такие как театр Мейерхольда.
Три центральных фигуры окружены апостолами, мучениками, библейскими царями. Различия между двумя мирами художник отобразил всеми доступными ему средствами.
Его высота составляет около пяти метров, а ширина приближается к четырем. Августин и св. Вот какое было описание.
И мы очень точно видим эту картину побиения святого Стефана камнями. Эта картина в полной мере раскрывает Эль Греко как одного из великих портретистов. Фигура Христа в белых одеждах, венчает треугольник, который составляют персонажи Деисуса.
Это было то, что нужно. Мы его видим в профиль. В 4 «Оси композиции» шла речь о вертикалях и горизонталях стихотворения М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу». Алтарный образ стал предметом гордости приходской церкви и был признан картиной «самой замечательной» из созданных в Испании, вызывающей «восхищение у чужестранцев».
И это очень важно было для Эль Греко. Мы только начинаем описывать произведение «Погребение графа Оргаса», которое имеет монументальные размеры.
Среди произведений подобного рода выделяется его знаменитая картина «Погребение графа Оргаса». Различия между двумя мирами художник отобразил всеми доступными ему средствами. Однако Гарольд Уэтей отклоняет как «неубедительное» представление, что «Погребение» граничит с «Успением Богородицы», так как этот образ скорее всего ближе к живописи итальянского Возрождения.
Он был в ее зените. Своим отсутствием пространственной глубины, когда действие сосредоточено на переднем плане, «Погребение» напоминает произведения ранних флорентийских маньеристов: Россо Фьорентино, Понтормо и Пармиджанино. происходит что-то, о чем большая часть участвующих и не подозревает.
Вся нижняя часть картины – похороны графа Оргаса, который умер столетия тому назад (жил он в начале XIV века). Удлиненные угловатые фигуры бесплотны и подчинены бурному ритму линий и цветовых пятен. А запечатлевает эту картину Эль Греко, который вводит своего героя в будущее время. В центральной части картины одетые в парадные мантии святой Стефан и блаженный Августин укладывают тело покойного в едва различимый саркофаг. Изображенные здесь святые, мученики, праведники чем-то напоминают участников погребальной мессы, но более условные и призрачные, уподобляются как бы их отражениям в разбегающихся кругах воды.
Колокольня является главной архитектурной достопримечательностью здания. Здесь все находится в драматическом движении. Огромное сияющее полотно (4, 8X3, 6 м) кажется здесь диковинной драгоценностью. Он даже собирал его работы именно он пригласил Эль Греко в Испанию.
Может, я и попал в правду, но сделал это ненаучным способом – подогнал. Доменико Теотокопулос был потомственным византийским богомазом.
Великолепно передана Эль Греко торжественно траурная гамма серо-серебристых и золотисто-желтых тонов с акцентами желтого, синего, черно, красного, оранжевого и желто-зеленого. Колорит образует торжественно-мрачную траурную гармонию. Стефана. Экспрессивные взгляды и жесты персонажей делают сцену чрезвычайно динамичной.
У каких зеркал прихорашивались красавицы былого. Нет.
Что появилось раньше – человек или зеркало. Остальное пространство верхней части картины заполняют разнообразные группы порхающих ангелов и святых. И Эль Греко следовал этому описанию, следовал требованиям госзаказа. Многие из друзей и знакомых художника узнавали себя в этом полотне. Тема жизни, ее скрытого драматизма дана в сопряжении с темой неба — что характерно для Эль Греко. И отец и сын смотрят прямо на зрителя, устанавливая с ним контакт. Художник демонстрирует своё мастерство в передаче не только цвета, но и фактуры материала: блеском металла рыцарских доспехов графа, в которых отражается фигура святого Стефана, прозрачной тканью священнического стихаря.
Собственно говоря, границы между ними нет или эта граница очень-очень тонка. Нуньес, друг Эль Греко, который инициировал реставрацию часовни, где был похоронен граф, сам изображён на полотне «Погребение» (стоит справа с молитвенником). Казалось, что само расположение бывшей испанской столицы на высоком каменистом плато, окруженном обрывистыми берегами реки Тахо, архитектурный облик города с его наслоениями разных культурных эпох благоприятствовали возвышению души, располагали к философским раздумьям и религиозной сосредоточенности. «Погребение графа Оргаса» восхищает не только как свидетельство мастерства художника, но и великолепными портретами выдающихся граждан Толедо. Но свою художественную родину и свое художественное имя – Эль Греко – он обрел в Испании. Его лицо прямо смотрит на зрителя.
«Погребение графа Оргаса» восхищает не только как свидетельство мастерства художника, но и великолепными портретами выдающихся граждан Толедо. Он передал и это нервное напряжение, страдание, великую печаль его золотистых глаз. Необычен сюжет заказанной работы. Это полотно стало настоящим украшением Толедо. Граф Оргаc, набожный человек известный своей благотворительной деятельностью издал указ о специальном налоге для расширения и украшения церкви Сан-Томе (Эль Греко был её прихожанином)1. С Ниньо де Гевара историки связывают приезд Эль Греко в Толедо.
Однако Гарольд Уити отклоняет как «неубедительное» представление, что «Погребение» граничит с «Успением Богородицы», так как эта картина скорее всего ближе к живописи итальянского Возрождения. Франциск Ассизский стоит и держит в руках череп. После его смерти в 1312 году, во время похорон, свершилось чудо: спустившиеся с неба св. Опекаемая ангелами-хранителями душа умершего (в виде спеленатого младенца), преклонив колени на облака, поддерживаемые херувимами и опускающиеся почти до голов скорбящих, приближается к Иисусу Христу, восседающему в судейском кресле -- наивысшей точке всей композиции произведения. Творчество Эль Греко было мистическим, вот таким образом кулисные планы, которые передавали бы глубину земной реальности, были для художника неинтересны, хотя в картине есть два «земных» пространственных плана: на первом изображены: тело графа Оргаса, святые, священник и мальчик на втором – аристократия города Толедо. Среди святых по правую руку Иисуса можно увидеть портрет Филиппа II — возможно, ещё одна попытка Эль Греко снискать расположение монарха, который не ценил картин художника.
И в то же время образы святых -- само воплощение высшей духовной красоты. Ну кто бы знал графа Оргаса сейчас. Святые Стефан и Августин (первый в диаконском, второй в епископском облачениях) почтительно поддерживают тело графа.
Августин и св. Фома, св. Граф Оргаc, набожный человек известный своей благотворительной деятельностью издал указ о специальном налоге для расширения и украшения церкви Сан Томе (Эль Греко был её прихожанином). Очень мало кто, если бы не Эль Греко. Крайние и центральные фигуры красноречивыми жестами указывают на происходящее. Благочестивого графа, если следовать этой истории, в гроб опускали спустившиеся с небес св. Его чисто визионерское восприятие воплощено в верхней, небесной зоне.
На далматике святого Стефана Эль Греко изображает сцену его мученичества. Это лицо непреклонной фанатической жестокости. Граф Оргаc, набожный человек известный своей благотворительной деятельностью издал указ о специальном налоге для расширения и украшения церкви Сан-Томе (Эль Греко был её прихожанином). Он соединяет время реальное и время мистериальное, мифическое. Сначала это привело к непониманию, а потом и к полному отрицанию его дарования.
О содержании этой легенды повествует надпись на каменной плите, расположенной под самой картиной. В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда о чудесном погребении благочестивого графа Оргаса святыми Августином и Стефаном. Августин и св.
Слева св. На далматике святого Стефана Эль Греко изображает сцену его мученичества. В центральной части картины одетые в парадные мантии святой Стефан и блаженный Августин укладывают тело покойного в едва различимый саркофаг. Нуньес, друг Эль Греко, который инициировал реставрацию часовни, где был похоронен граф, сам изображён на полотне «Погребение» (стоит справа с молитвенником). Автопортрет же – вопрос себе, рефлексия и следующий за ними ответ.
Другим связующим звеном между двумя мирами (кроме облаков) является движение рук и вскинутая голова священника, стоящего среди людей спиной к зрителю. Своим отсутствием пространственной глубины, когда действие сосредоточено на переднем плане, «Погребение» напоминает произведения ранних флорентийских маньеристов: Россо Фьорентино, Понтормо и Пармиджанино. Святые Августин и Стефан, которые на переднем плане бережно поддерживают тело усопшего. Почему так было, сказать очень трудно. Монолитную стену их черных одежд перечеркивает гирлянда сверкающих белых «жабо», в пене которых колеблются яйцеобразные головы — то любопытные, то озадаченные, то грустные. Он, как будто позабыв о похоронах, в мистическом экстазе взирает на небесное видение.
Прошлое и будущее как бы соединяются между собой. А своим отсутствием пространственной глубины, когда действие сосредоточено на переднем плане, «Погребение» напоминает произведения ранних флорентийских маньеристов: Россо Фьорентино, Понтормо и Пармиджанино. Безусловно, «Погребение графа Оргаса» — самое гармоничное произведение Эль Греко.
Над отчётливо материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых— небесный мир у Эль Греко напоминает «Страшный суд» Микеланджело— он изучал эту фреску в Сикстинской капелле. Святые Стефан и Августин (первый в диаконском, второй в епископском облачениях) почтительно поддерживают тело графа. Над отчётливо материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых.
А своим отсутствием пространственной глубины, когда действие сосредоточено на переднем плане, «Погребение» напоминает произведения ранних флорентийских маньеристов: Россо Фьорентино, Понтормо и Пармиджанино. Дворцы Толедо хранили черты мавританской архитектуры, среди церквей было много мечетей и синагог, обращенных в христианские храмы. Согласно легенде, во время церемонии погребения дона Гонсало Руиса с небес сошли святой Стефан и святой Августин, чтобы похоронить его собственноручно2. Алтарный образ стал предметом гордости приходской церкви и был признан картиной «самой замечательной» из созданных в Испании, вызывающей «восхищение у чужестранцев».
Над отчётливо материальной нижней частью композиции восседает Христос в окружении сонма святых. Многие из друзей и знакомых художника узнавали себя в этом полотне. Пространство картины чётко разделено на две части— мир небесный и мир земной. Об этом сообщает мемориальная доска, установленная в церкви Сан-Томе. Картина была заказана Андресом Нуньесом, приходским священником Сан Томе для часовни Девы и была выполнена Эль Греко между 1586—1588 годами. «Погребение графа Оргаса» восхищает не только как свидетельство мастерства художника, но и великолепными портретами выдающихся граждан Толедо.
У Эль Греко есть замечательная картина, посвященная Франциску Ассизскому. Мне известно и то, что было нечто в неоплатонизме, что христианство позаимствовало.
Слева – святой Стефан. Крайние и центральные фигуры красноречивыми жестами указывают на происходящее. Творческая мощь и своеобразие художественного метода Эль Греко наиболее полно проявились впервые именно в Толедо — во время работы над огромным алтарным образом «Похороны графа Оргаса», написанным по просьбе его друга-священника Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы. Три центральных фигуры окружены апостолами, мучениками, библейскими царями.
Эти две фигуры – ребенок и священник – ключевые в композиции. Эта картина в полной мере раскрывает Эль Греко как одного из великих портретистов. Запись об этом высечена на каменной плите, которая расположена под картиной. И ближе всего к этому ощущению внутреннего мира Эль Греко, наверное, Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
Августин и св. Они увидели в нем своего героя — непризнанного гения, скитальца и отшельника. Но Христос указывает ему рукой отрыть врата для души графа.
Это полотно стало настоящим украшением Толедо. В 1312 году умер уроженец Толедо и сеньор города Оргас дон Гонсало Руис.
Именно вот таким образом его хоронит Блаженный Августин в облачении – справа от него. Самое значительное произведение периода расцвета творчества Эль Греко «Погребение графа Оргаса» (1586—1588, Толедо, церковь Сан-Томе) раскрывает основные черты искусства художника, его размышления о неизбежности смерти, о моральных подвигах, вознаграждаемых в потустороннем мире. Среди источников упоминаются также две картины Тинторетто: «Распятие» и «Воскресение Лазаря», последняя из-за горизонтального ряда зрителей, созерцающих чудо. Сам придумал. Тем не менее они не стеснили его творческую свободу.
Темой для картины послужила легенда начала XIV века. Эта картина в полной мере раскрывает Эль Греко как одного из великих портретистов. Картина «Погребение графа Оргаса» была настоящим госзаказом. Экспрессивные взгляды и жесты персонажей делают сцену чрезвычайно динамичной.
В неоплатонизме я, конечно, не разобрался – для меня это немыслимо трудно. Ангел уносит ввысь animula, душу усопшего, которую готовы принять расступившиеся облака, — художник здесь следует византийской иконографии. Мы только начинаем описывать произведение «Погребение графа Оргаса», которое имеет монументальные размеры. Стефан предали погребению тело благочестивого графа собственными руками. Среди источников упоминаются также две картины Тинторетто: «Распятие» и «Воскресение Лазаря», последняя из-за горизонтального ряда зрителей, созерцающих чудо. Петр с двумя ключами не вписывается в этот овал. Наткнувшись на одно-два слова, что Эль Греко увлекался неоплатонизмом, у меня мгновенно и подсознательно, наверно, выстроился план противостояния христианству.
«Свет дня заставляет меркнуть мой внутренний свет, — говорил Эль Греко, когда во время работы закрывал окна своей мастерской, оберегая свое особое духовное состояние, позволявшее «улавливать волны, нисходящие с небес». Другим связующим звеном между двумя мирами (кроме облаков) является движение рук и вскинутая голова священника, стоящего среди людей спиной к зрителю. Нигде у Эль Греко печаль, глубокая нежность и скорбь не выражались больше с такой человечностью и вместе с тем образы святых -- воплощение самой высшей духовной красоты.
Его высота составляет около пяти метров, а ширина приближается к четырем. Выделяются красные, черные, синие и желтые акценты. Многие из друзей и знакомых художника узнавали себя в этом полотне. Вверху разверзается небо и Христос во главе сонма святых принимает душу усопшего. Фигура Христа в белых одеждах венчает треугольник, который составляют персонажи Деисуса.
Именно на него указывает поднятая вверх рука над головой св. Согласно легенде, во время церемонии погребения дона Гонсало Руиса с небес сошли святой Стефан и святой Августин, чтобы похоронить его собственноручно. Справа эта линия проходит через двух святых, находящихся чуть выше Иоанна Крестителя и одетых в яркий оранжевый плащ (Иаков) и синий хитон (Павел). «Свет дня заставляет меркнуть мой внутренний свет, -- говорил Эль Греко, когда во время работы закрывал окна своей мастерской, оберегая свое особое духовное состояние состояние, позволявшее «улавливать волны, нисходящие с небес».
Но потом она вновь была выставлена. Сейчас к ней сделана подсветка и ее загородили решеткой.
Мир земной, в противовес небесному изображён предельно реалистично, без визионерского искажения, на фоне толпы в траурных одеждах происходит чудо. Картина сразу же стала невероятно популярной среди прихожан – этому способствовало то обстоятельство, что художник, как было предусмотрено в контракте изобразил среди участников церемонии видных граждан Толедо, согласно обычаю участвующих в похоронах дворянина. Стефан.
Другие его работы были увезены за пределы города и Испании, а эта никогда не покидала скромной церкви, которую некогда перестроили из мечети после окончательного изгнания мавров. Фигура Христа в белых одеждах венчает треугольник, который составляют персонажи Деисуса. Настоящее издание представляет собой переработанный цикл «Мост через бездну» втой форме, в которой он был задуман самой Паолой Дмитриевной – в исторически-хронологическом порядке.
Картина "Похороны графа Оргаса" напоминает огромный красочный узор, все элементы которого взаимосвязаны между собой, каждый мотив находит созвучие, темы варьируются, усложняются, сливаются. И как великий инквизитор он хорошо понимал духовную неуловимость, внутренний бунт, очень глубокую прозорливость Эль Греко. Запрокинув голову, охваченная томлением святая Тереза лежит на облаках. Эта картина в полной мере раскрывает Эль Греко как одного из великих портретистов2.
Вблизи видны удостоившиеся райского блаженства, в преображенных лицах которых можно увидеть портретные черты короля Филиппа II и кардинала Таверы, в женском образе некоторые усматривают черты умершей Херонимы де Куэвас. Он перенес событие старинной легенды в среду современной ему жизни. «Погребение графа Оргаса» восхищает не только как свидетельство мастерства художника, но и великолепными портретами выдающихся граждан Толедо. Эта боль в нем жила как в очень чувствительном ко времени человеке. И только в конце XVI века это погребение было запечатлено художником.
И отец и сын смотрят прямо на зрителя, устанавливая с ним контакт. Экспрессивные взгляды и жесты персонажей делают сцену чрезвычайно динамичной. Рассказывают, что, когда знаменитый Сальвадор Дали побывал в Толедо и впервые увидел «Похороны графа Оргаса», он упал в обморок: такова была реакция великого сюрреалиста на гениальное произведение Эль Греко. Стефан и на глазах у потрясенных присутствующих опустили тело в гробницу.
Лишь указующий жест маленького пажа приобщает зрителя к смыслу происходящего — святые хоронят графа Оргаса. Церковь небольшая, незаметная, очень простая.
Этим вопросом задается Паола Дмитриевна Волкова в четвертом томе цикла «Мост через бездну». Об этом сообщает мемориальная доска, установленная в церкви Сан-Томе. Однако Гарольд Уэтей отклоняет как «неубедительное» представление, что «Погребение» граничит с «Успением Богородицы», так как этот образ скорее всего ближе к живописи итальянского Возрождения.
Экспрессивные взгляды и жесты персонажей делают сцену чрезвычайно динамичной10. Святые Стефан и Августин (первый в диаконском, второй в епископском облачениях) почтительно поддерживают тело графа. Три центральных фигуры окружены апостолами, мучениками, библейскими царями. Различия между двумя мирами художник отобразил всеми доступными ему средствами. Фигура Христа в белых одеждах венчает треугольник, который составляют персонажи Деисуса. Оно словно надуто ветром, который его поднимает в небесные сферы.
Самое замечательное в картине — остропсихологические портреты толедцев. Алтарный образ стал предметом гордости приходской церкви и был признан картиной «самой замечательной» из созданных в Испании, вызывающей «восхищение у чужестранцев»3. Среди источников упоминаются также две картины Тинторетто: «Распятие» и «Воскрешение Лазаря» – последняя из-за горизонтального ряда зрителей, созерцающих чудо.
Серебристо-желтое пламя факелов освещает белую одежду экстатически воодушевленного священника, заставляет сверкать серебряные латы графа, рождает таинственность атмосферы. А с другой стороны, это серьезная и жестокая работа испанской инквизиции.