Картина Эль Греко Благовещение: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Картина Эль Греко «Благовещение» написана в 1576 году и стала своеобразным итогом его учебы в Риме. Эль Греко неоднократно возвращался к теме Благовещения, которая была близка его душе.
Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». Город оказал на него огромное воздействие. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. Со временем он внутренне разошелся сТицианом. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Он обращается к новому для себя сюжету.
Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99.
Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны.
Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. Эль Греко сделал Толедо своим домом. В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9.
По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. Вот таким образом на иконах фон всегда отвлеченный, символизирующий пространство «не от мира сего». Эль Греко родился на Крите, в то время находившемся под властью Венецианской республики. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Цвет для Эль Греко — одно из главных средств преображения реальности.
Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Однако он сранних лет, как только взял вруки кисть, находился под особым обаянием Критской иконописной школы, возникшей внутри греческой православной культуры.
Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Одна из особенностей художественного языка мастера — преобладание колорита над рисунком. Когда Эль Греко прибыл в Рим, Микеланджело уже не было в живых. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Можно сказать, что цель художника – создание идеального образа – полностью достигнута.
Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. Все сдержанно, возвышенно и проникнуто редким для Эль Греко покоем и вместе с тем острым, почти щемящим чувством хрупкой, почти неземной красоты. В образах святых, бережно поддерживающих тело усопшего, выражены глубокая скорбь, нежность, печаль вместе с тем они — само воплощение высшей духовной красоты.
— Перед иконой совершается переход от взгляда на неё до её взгляда на нас. В его работах нет тщательно выписанных деталей. Венецианские мастера научили его организовывать многофигурную композицию в окружении яркого света. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89.
Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах.
Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». Ей одной дано сокровеннее и глубже всех почувствовать величие происходящего. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной.
И отошел от Нее Ангел. В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. В центре, по-видимому, находилось не столько трагическое, сколько необычайно величественное Распятие (312х169) на фоне почти черного бездонного неба, освещенного вспышками молний. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы.
Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров.
Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. Эль Греко создал новый тип ликов, представляющих собой «живое пламя любви», которые указывают путь к достижению духовного единения с Господом. Грек по происхождению, уроженец острова Крит, Доменикос Теотокопулос (1541 — 1614) известный под именем Эль Греко, — загадочная фигура эпохи позднего Возрождения, уникальный мастер, чье творчество не вписывается в рамки ни одной из традиционных художественных школ, произведения которого были преданы забвению на несколько столетий, а потом, открытые заново, оказались удивительным образом созвучными по манере исполнения живописи XX века. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. Здесь нет привычных эффектных мотивов.
Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале.
Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. Но тема учеников Христа проходит через всю его жизнь, вконце которой он создал целый апостольский цикл. Взгляд коня полон человеческой выразительности.
Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним.
Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. Его картины, безусловно, нельзя назвать иконами в полном смысле этого слова.
Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. Видно, что Он Человек, Он страдает как человек: видны следы крови от тернового венца, глаза полны слез Но Сам Он при этом светел.
Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43.
В том же собрании находится другая композиция для алтаря Сан Хосе — Святой Мартин и нищий (1597) поэтический шедевр мастера. В то время как историк искусства Хосе Камон Аснар приписывает критскому мастеру от 787 до 829 картин, Уэтей сократил их число до 285 подлинных произведений, а немецкий исследователь испанского искусства Хальдор Синер признал только 137109. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
Крит вто время принадлежал Венецианской республике. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Преображенная Святым Духом телесность утрачивает свою материальность, становится невесомой. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. Современники считали его безумцем, называли «человеком со странностями». Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными.
e. В связи сэтим художником часто возникает вопрос, почему же он, грек по происхождению, более склонялся кживописи, чем киконописи. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду.
Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. «Им руководил больше дух, нежели глаз и глубокое, почти мистическое религиозное чувство», — отмечает историк искусства Джеймс Ромэн. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4.
Остальные же находятся в потрясении и, словно сраженные излучением божественного огня, откидываются назад со взволнованными жестами. С течением времени многие из алтарных циклов оказались разрозненными. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. Его живопись и уникальный экспрессивно-драматический образный язык — сложный симбиоз византийских традиций, венецианского колорита, новаторских композиционных поисков итальянских мастеров Возрождения и мистического духа Испании эпохи Контрреформации.
(Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Что, вобщем-то, справедливо. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов. Но все неузнаваемо преображено художником.
На ней изображена гибель Святой Девы Марии. Глаза его закрыты, но кажется, что он смотрит на грешную землю. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19.
Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28. Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ.
Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. Ильдефонсо4. Слава Богу, что так. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко.
Евангелие от Луки 1:26-38. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие».
Облака также созданы как бы из блестящего, подсвеченного изнутри вещества. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма».
Что, вобщем-то, справедливо. Но многие приемы абсолютно необычны. Экстатические образы похожи на бесплотные тени.
В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. В Риме Эль Греко заслужил уважение некоторых интеллектуалов, но также столкнулся и с враждебностью критиков32. Несмотря на следование византийской иконописной традиции, некоторые аспекты стиля указывают на венецианское влияние и композиция объединяет доктрины православного Успения Богородицы и католического Вознесения Девы Марии64.
Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. Кпримеру, унего осталось то особое ощущение света ипространства, особый символизм, которые были виконографическом искусстве того времени.
Эль Греко был полон решимости оставить свой собственный след в Риме, отстаивая свои художественные взгляды идеи и стиль22. Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. Как это возможно. Удивительно прозрачной изображена кружевная накидка Марии: она струится.
Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными. В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». Ученые увидели его работы из апостольского цикла, были поражены уровнем мысли имастерства— ипринялись за изучение. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня да будет Мне по слову твоему. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71.
К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ.
Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. Первоначальный облик здания коллегии не сохранился, о судьбе алтаря, заказанного Эль Греко в 1596 году известно крайне мало. Как показывают его собственные слова, Эль Греко считал Тициана, Микеланджело и Рафаэля образцами для подражания24. В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять.
Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством.
К стилевым особенностям византийской иконописной школы относится отказ от телесности и статичность. При этом он был человеком Ренессанса. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно.
К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. Они не предназначены для поклонения.
Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Он разработал убранство капеллы госпиталя, однако созданные им деревянный алтарь и скульптуры, по всей видимости, утрачены73. Эль Греко питал отвращение к самой идее правил в архитектуре, превыше всего он почитал свободу творчества и всячески отстаивал новизну, разнообразие и сложность. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их.
Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. Точная дата его переезда неизвестна, большинство ученых полагают, что это произошло приблизительно в 1567 году. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко.
Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. Средневековая легенда о погребении именно в этой церкви благочестивого графа Оргаса спустившимися с небес Святыми Августином и Стефаном была перенесена Эль Греко в обстановку современной ему жизни. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». «Икона – это окно в мир вечности, — рассуждает итальянский художественный критик Марко Ванелли.
«можно, со временем и упражняясь испытать себя и субстанцироваться в любви много сильнее точно так, как вошедший в дерево огонь трансформирует его в себе и становится уже единым с ним, всё же с увеличением жара огня и более длительном пребывании в нём, оно (дерево) становится всё более раскалённым и возжжённым, вплоть до того, что само начинает искриться огнём и пламенеть. Художник прожил вего доме до конца своих дней. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. Все необычайно сдержанно, возвышенно и проникнуто редким для Эль Греко ощущением покоя.
К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. На его полотнах временное, преходящее освящается, а священное становится доступным. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. Однако его надежды не оправдались, он не получил признания при королевском дворе и навсегда поселился в древнем Толедо, городе старой испанской аристократии и интеллектуальной элиты.
Но самое реальное в картине — образ самой Марии, прелестной доверчивой испанской девочки, которая развела руки в стороны жестом одновременно и изысканным (как все жесты персонажей Эль Греко) и полным внутренней непосредственности. Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Основные цвета картины: синий, золотисто-желтый, красный и белый. 26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. Причины недовольства короля остались неизвестны.
С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. Ранние кубистические пробы Пикассо должны были раскрыть другие аспекты в работе Эль Греко: структурный анализ его композиций, многогранное преломление формы, переплетение формы и пространства и спецэффекты бликов. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86. Картина рождает острое, почти щемящее чувство хрупкой неземной красоты.
Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25.
Доминирующие – красный и синий. Сейчас он находится вТоледо. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения.
Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария ибо Ты обрела благодать у Бога и вот, зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь Ему имя: Иисус. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Художник прожил вего доме до конца своих дней. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо.
Подчеркиваются глаза, как способность к духовному видению, к мистическому созерцанию. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти.
На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. Не осталось унего иучеников. Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93.
Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. Он свободно владел четырьмя языками— греческим, латынью итальянским, позднее ииспанским.
Ивновь фигура Христа здесь— центральная. Вероятно, центральной композицией нижнего яруса алтаря было Благовещение (315х174). Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны.
В 1604 году у Хорхе Мануэля и Альфонсы де Лос Моралес родился сын, внук Эль Греко, его крестным стал Грегорио Ангуло, губернатор Толедо и друг Эль Греко45. Цвета картины – яркие, нарядные, по-южному щедрые. Врезультате холсты Эль Греко стали высоко цениться идорого продаваться— конечно, вполне заслуженно. Имя этого художника сегодня занимает одно из ключевых мест вистории живописи. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. Это хорошо видно в«Исцелении слепого». Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14.
Колорит напоминает краски стеклянных витражей. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79.
Его творчество часто связывают с мистическими сочинениями XVI столетия испанской монахини-кармелитки Терезы Авильской и реформатора ордена кармелитов Святого Иоанна Креста (также известного как Святой Хуан де ла Крус). Так, например, картина «Пьета» (1575, дерево, темпера, 29х20, Художественныи музеи, Филадельфия), созданная Эль Греко в Риме, по композиции и по сложности изображенных ракурсов, по внутреннему драматизму явно напоминает скульптуру Микеланджело «Пьета с Никодимом» (1547-1555, Музей Опера-ди-Санта-Мария-дель-Фиоре, Флоренция). Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. Как и у Эль Греко, накидка Марии удивительно прозрачна и невесома.
Приметы реальности сохраняются здесь в некоторых деталях — высоком аналое с лежащей на нем книгой, ступеньке лестницы (с подписью художника) и традиционной корзинке для рукоделия, превращенной Эль Греко в магическое хранилище таинственного горящего кустика ежевики, символа библейской идеи Искупления. Как это возможно.
Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. Почему так произошло. c. По словам Дж.
f. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали.
Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. l.
Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю.
Вообще, Эль Греко очень много учился, практически всю жизнь. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575).
Фантасмагорический мир Эль Греко — философское осмысление возможного пути к свету. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. Образование он начал получать на Крите, продолжил вВенеции, позднее переехал вРим. АХристос пребывает как будто отдельно от них. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей.
Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. Сейчас он находится вТоледо. Тому есть несколько причин. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства.
Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. И вместе с тем, устремленное ввысь, оно возносится над городом с его призрачной жизнью. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти.
Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Постоянно собирал библиотеку, которая всвое время была одной из самых блестящих вТоледо, куда он со временем перебрался на постоянное место жительства.
Во всем облике поэта, особенно в жесте нервных рук, в непринужденности позы, в движении прозрачных красок чувствуется внутренняя свобода. Исследователи пытались мысленно восстановить его состав из огромных шести полотен, пять из которых в настоящее время находятся в Прадо (Благовещение, Крещение Христа, Распятие, Воскресение Христа, Сошествие Святого Духа). Вопрос о наличии у Эль Греко прогрессирующего астигматизма по-прежнему остается открытым для дискуссий128. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко.
Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения.
Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. Особое место здесь принадлежит циклу картин для коллегии «обутых» августинцев в Мадриде, основанной придворной дамой Марией де Арагон. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко.
Свет и цвет неразделимы, ведь свет также, как и вся картина создан цветом. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Он был чрезвычайно образованным человеком своего времени. Никос Хаджиниколау высказывает точку зрения, что «с 1570 года работы Эль Греко принадлежат не византийской или пост-византийской традиции, но западной-европейской. одухотворения и оцепенелости.
В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. Однако вряд ли это справедливо. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это.
22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. i.
Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. Всю свою жизнь он посвятил стремлению изобразить божественное чудо. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции.
В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. Многие приемы— игру света итени, мазки, тему истиль позднего маньеризма он взял уэтого итальянского художника.
В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости.