Эль Греко биография и интересные факты в украинском языке из жизни средиземноморского художника изложенные в этой статье. После смерти Эль Греко в 1614 году его младшие современники помнили, пожалуй, только три основных факта биографии Доменикоса Теотокопулоса (таково настоящее имя прославленного живописца).
22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко». Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами». К одному из мастеров Георгиос Теотокопулос отдал в обучение юного Доменикоса. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции.
Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном». Сохранилось лишь несколько произведений: это «Успение Богородицы», «Св. Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей.
Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II. Эль Греко работал очень активно, создавая грандиозные алтарные образы, огромное количество изображений святых и замечательные портреты. Ранние кубистические пробы Пикассо должны были раскрыть другие аспекты в работе Эль Греко: структурный анализ его композиций, многогранное преломление формы, переплетение формы и пространства и спецэффекты бликов. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. В зрелом творчестве Эль Греко, родственном религиозной поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают подчёркнуто духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, с многочисленными, ярко выразительными портретами, 1586-88, церковь Санто-Томе, Толедо Святое семейство, около 1590-95, Музей искусства, Кливленд) резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции порой создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине (Мученичество св.
В 1577 году уехал в Толедо, где жил и работал до самой смерти. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел».
Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея.
Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. Так как фамилия Теотокис и производная от неё — Теотокопу-лос и в XVI и в XX столетиях считалась редкой, версия в пользу Фоделе «прижилась», хотя тот же Панайотакес и некоторые его коллеги, учёные-искусствоведы, справедливо полагали, что этот аргумент нельзя считать очевидным доказательством. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, порой отмеченных психологической и социальной проница- тельностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1600-01, Метрополитен-музей) или глубокой проникновенностью и драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-80, Прадо предполагаемый автопортрет художника, около 1595-1600, Метрополитен-музей), Черты ирреальности нарастают в поздних произведениях Эль Греко (Снятие пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – оба 1610-14).
В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами». Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году), которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов).
Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни».
Причудливые изгибы судьбы живописца вдохновили его друга — монаха, проповедника и поэта Ортенсио Парависино написать знаменитые строки: «Крит дал ему жизнь и кисти, Толедо стал для него лучшей родиной, где, умерев, он шагнул в Вечность». Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции.
Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше». Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. Луки.
На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14). Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии.
26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»). Что касается первых 25 лет жизни, то о них практически ничего не известно. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. Мастерам критской школы заказывали иконы самые разные люди — православные монахи, священники, купцы, местные аристократы и даже венецианцы, для которых изографы разработали новую манеру письма — a la latina (то есть «на латинский манер»). c. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. В документе 1563 года Доменикос назван «изографом». Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя».
Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году.
Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия». Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали.
Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия». данным – ок. Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко.
Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора. В документе он назван «стариком 65-66 лет от роду», что позволило утверждать: Доменикос Теотокопулос появился на свет либо в самом конце 1540 года, либо в 1541 году. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского». Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81.
Сейчас Доменикос считается своеобразным прародителем сразу двух важных направлений современного искусства – экспрессионизма и кубизма большое влияние его жизнь и его работы оказали на Райнера Марию Рильке (Rainer Maria Rilke) и Никоса Казантакиса (Nikos Kazantzakis). Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок.
Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы.
К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. После 1560 уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. Однако, это не совсем так.
С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов). Он был знаменитым художником в Толедо и у него не было отбоя от заказчиков. По словам Дж. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника.
Впрочем, Фоделе — красивое и тихое место, где туристы с удовольствием посещают руины византийского храма XI столетия и «дом-музей» художника, построенный специально для внимания путешественников. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко. К концу жизни художник был практически разорен. Терезы и других испанских мистиков XVI века.
Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Несмотря на следование византийской иконописной традиции, некоторые аспекты стиля указывают на венецианское влияние и композиция объединяет доктрины православного Успения Богородицы и католического Вознесения Девы Марии64. Как это возможно. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94.
Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо.
Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Это значит, что начальное образование он получил вполне приличное. Художник прожил вего доме до конца своих дней. К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана».
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко. Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати». В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны.
Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил. Прежде всего, остаётся спорным точное место появления Эль Греко на свет. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным. В одной из своих последних статей Г. Уэтей пересмотрел свою предыдущую оценку и согласился, что Эль Греко покинул Крит в 1567 году112. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль.
К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Однако он сранних лет, как только взял вруки кисть, находился под особым обаянием Критской иконописной школы, возникшей внутри греческой православной культуры. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он)К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан) и выработал свой оригинальный стиль. Тому есть несколько причин. Видно, что Он Человек, Он страдает как человек: видны следы крови от тернового венца, глаза полны слез Но Сам Он при этом светел.
К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca».
В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. При этом он был человеком Ренессанса. Популярность в Толедо была приятна, но для удовлетворения амбиций художника явно недостаточна— он все-таки хотел, чтобы его признали Мадрид и король. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28.
Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок. Панаиотакес пишет о том, что после очередного восстания против венецианских властей, случившегося в 1526-1528 годах, отец художника, Георгиос, спасаясь от наказания (по всей видимости, он имел прямое отношение к восставшим), переселился из деревушки Кустагерако Селину, располагавшейся недалеко от нынешней Ханьи, в Кандию (современный Ираклион). На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо. Первый крупный заказ Эль Греко получил здесь от декана Толедского собора дона Диего де Кастильо.
1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др. Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает.
1576) и др. Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд.
Ильдефонсо. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Мы не знаем, кто заплатил Эль Греко такую огромную сумму и почему. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44.
Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). Покинув Крит, Доменикос, больше не вернулся на остров. Со временем он внутренне разошелся сТицианом. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко.
Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте.
Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна. Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах), в 1983 году на острове Сирос была найдена икона «Успение Богоматери» с его греческой подписью. Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68.
Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Однако вряд ли это справедливо. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника».
Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна». Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86.
Maurice). Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17.
Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Что стало тому причиной. С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации».
Доменико Теотокопулос родился в Ираклионе в 1541 году, а в Фоделе он проживал некоторое время со своей семьей. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца. К сожалению, Тициан к тому времени уже скончался, а Тинторетто (Tintoretto), Веронезе (Veronese) и Мор (Mor) в Испанию ехать наотрез отказывались.
Сначала в 1531 году родился Ма-нуссос, а затем, через 10 лет, — Доменикос. Исследователи его творчества обычно исходят из того, что, прожив некоторое время в Мадриде и не получив признания при королевском дворе, он осенью 1577 года уже начал работать в Толедо. Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане.
Судя по всему, проучился в Венеции он относительно недолго, примерно в 1570 году, возможно, желая начать самостоятельную карьеру, Эль Греко отправился в Рим. Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело.
Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Крит в те времена был владением Венеции.
Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год.
В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Маврикия, 1580-82, Эскориал).
Эль Греко Картины и биография Эль Греко Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело.
В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим». Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства.
Во всяком случае, духовная связь между Синаем и кандииским подворьем была очень тесной и оставила отпечаток в творчестве Эль Греко. Грек по происхождению. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию», однако в некоторых католических источниках есть возражения. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Причины недовольства короля остались неизвестны.
В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов.
В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело. 1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св.
Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. Слава Богу, что так. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. В 1570 году переехал в Рим, где открыл мастерскую и выполнил серию работ.
Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка). Августин и св.
Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна.
Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 17-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит». Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея.
Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Город оказал на него огромное воздействие. Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе.
Несколько месяцев спустя, 18 сентября 1572 года Эль Греко уплатил членский взнос в римскую гильдию Святого Луки как художник-миниатюрист29. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Бассано, Якопо Тинторетто).
Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей. Эль Греко Доменико (El Greco собственно Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614) испанский художник. Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80.
В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы.
(Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св. Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Она познакомила его с абсолютно новым ритмом творческой работы. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. И все же многие находки — документы, проливающие свет на жизнь мастера, — предстояло сделать спустя три с половиной столетия после того, как были написаны строки цитируемого сонета Парависино.
Ильдефонсо4. С 1577 жил и работал в Испании. Эль Греко не собирался задерживаться в Толедо, его целью было попасть ко двору Филиппа II. Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55.
Сначала Эль Греко удалось получить у Филиппа два крупных заказа – Аллегория Святой Лиги (Allegory of the Holy League) и Мученичество святого Маврикия (Martyrdom of St. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27.
Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Грек по происхождению. Филипп проявлял пристальный интерес к выполнению своих художественных заказов и обладал взыскательным вкусом давно ожидаемое распятие работы Бенвенуто Челлини также не удовлетворило короля и было отправлено в менее заметное место.
Острым поэтическим восприятием жизни природы, трагизмом мироощущения овеян Вид Толедо (1610-14, Метрополитен-музей). Их влияние прослеживается в работах, созданных Эль Греко в 1567-1576 годах. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей.
На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. Эль Греко родился на Крите, в то время находившемся под властью Венецианской республики.
В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. В 1604 году у Хорхе Мануэля и Альфонсы де Лос Моралес родился сын, внук Эль Греко, его крестным стал Грегорио Ангуло, губернатор Толедо и друг Эль Греко45.
Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605). Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё.
В 1577-м художник переехал в Толедо (Toledo), где и прожил до самой смерти. 1572). Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. Хотя и сегодня этот «ранний» период все ещё содержит много неизвестного.
Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Стефан и Св. По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане.
Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». В 1570-м художник приехал в Рим (Rome), где открыл художественную мастерскую. В 1890-х годах испанские художники, живущие в Париже, приняли его в качестве своего наставника. Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики.
Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. В 1967-1974 годах в венецианских архивах работал филолог историк и искусствовед Никое (Николаос) Панаиотакес (1935-1997). Микеланджело (Michelangelo) и Рафаэль (Raphael) к моменту переезда Доменикоса в Рим уже был мертвы грек, однако, сумел найти себе других кумиров – вроде Корреджо (Correggio) и Пармиджанино (Parmigianino). Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос.
12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию.
В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира.
В декабре 1566 года на аукционе «Оплакивание» было продано за невиданную цену — 70 цехинов (золотых монет имевших хождение как в Венеции, так и во всём Средиземноморье). 1600). Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта».
Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. В зрелом творчестве мастера, родственном поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утончённо-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция «Погребение графа Оргаса», 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо «Святое Семейство», около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий.
Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113.
Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. В 1937 году историк искусства Родольфо Палуччини выпустил важное исследование, повлёкшее за собой значительное увеличение числа работ, приписываемых Эль Греко. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает.
Кпримеру, когда он уже жил вТоледо, кнему явился один искусствовед, человек весьма передового мышления. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой.
Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе. Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Грек с острова Крит, Эль Греко учился, видимо, у местных иконописцев, после 10 приехал в Венецию, где, возможно, обучался у Тициана с 1570 работал в Риме испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Бассано, Пальма Веккьо, Тинторетто. С 1570 работал в Риме.
Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Какое-то время Филипп планировал использовать Хуана Фернандеса де Наваретте (Juan Fernndes de Navarrete), однако и он скончался в 1579-м в этой ситуации переезд в Мадрид Эль Греко оказался настоящим подарком судьбы.
26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. Последняя дата была принята как в наибольшей степени достоверная. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны.
Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве.
По словам Дж. Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Это хорошо видно в«Исцелении слепого». С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили.
Кроме того, в 1582 году в толедском суде, куда художника вызвали в качестве переводчика, он заявил, что «родился в Кандии» — тогдашней столице острова Крит, находившегося в XVI веке под властью Венеции. Практика создавать «филиалы» обителей на удалении была широко распространена в Средние века и позднее: возможно, вместе с монахами Синая в Кандию перебрались и мастера-иконописцы, которыми славился египетский монастырь. Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89.
По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу». Первый факт: El Greco (или El Griego, на испанский манер) был учеником великого Тициана. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы).
Эль Греко сделал Толедо своим домом. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую.
Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Впрочем, к учителям Эль Греко обычно относят и других мастеров так называемой венецианской школы, расцвет творчества которых пришёлся на середину и вторую треть XVI столетия, — Якопо Тинторетто и Паоло Веронезе. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу.
Существенным новшеством поздних работ Эль Греко стало переплетение формы и пространства, развитые взаимоотношения между двумя составляющими живописной поверхности. Через пять лет после вступления в Гильдию Св. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие.
По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка.
Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. Город этот на тот момент был религиозным центром Испании – и ярко воплощал в себе великолепное прошлое, процветающее настоящее и несколько сомнительное будущее страны в целом. Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело.
Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов». Хорошие отношения с семейством Кастилья принесли бы Эль Греко крупные заказы на работу в Толедо. Некоторое влияние на его живопись также оказали другие великие итальянцы, в частности Бассано, Веронезе, Тинторетто и др. Почему так произошло.
Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». В тот же период, другими исследователями были предложены альтернативные, более радикальные теории.
Во время пребывания в Италии Эль Греко обогатил свой стиль элементами маньеризма и Итальянского Ренессанса. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения». Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел». Скорее всего, процесс учёбы продолжался около трёх лет, а затем — и это уже абсолютно точно было в Кандии — мальчика отдали в обучение к одному из изографов (иконописцев) так называемой критской школы, опиравшейся на византийскую иконописную традицию в сочетании с некоторыми особенностями итальянской ренессансной манеры. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами.
«Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Как бы то ни было, в возрасте 8-10 лет, по существовавшему тогда обычаю, Доменикос, скорее всего, отправился изучать грамоту.
Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). Художник написал в 1577—1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой.
Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками. Однако королю работы не понравились, он распорядился поместить святого Маврикия в зале собраний вместо капеллы и больше ничего у Эль Греко не заказывал37. На ней изображена гибель Святой Девы Марии. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный».
Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист. Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117.
Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. Многие свои работы мастер подписывал «О Kres» — «Критянин». С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко.
Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. 1. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. Филипп II в то время как раз работал над титаническим дворцом-монастырем Эскориалом (El Escorial) подобное сооружение просто необходимо было украсить целой серией огромных картин.
В частности, некий Леонидас Теотокис. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св. Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа».
Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. И, наконец, третий факт: Эль Греко был уроженцем Крита. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23.
Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов). Не осталось унего иучеников. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте». Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии.
Известно по меньшей мере два изображения горы Синай, сделанных им позднее, в Италии. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»). Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта.
С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени. Остров Крит в те времена принадлежал Венецианской республике. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним.
Ивновь фигура Христа здесь— центральная. Это манера, по сути, соединила в изображениях Богородицы и Младенца Христа отголоски восточных иконописных» канонов и одновременно понятные и близкие заказчикам-католикам элементы произведений братьев Беллини и других творцов Западного Возрождения. К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. Который, кажется, знал, что такое божественный свет. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада.
К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Здесь, в Венеции, он создает известные картины — «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого». Получив высокое звание, он открыл мастерскую в городе. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор.
Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Более того, к работам Микеланджело Эль Греко отнесся с явным скепсисом – так, он предлагал папе Пию V (Pius V) закрасить легендарный Страшный суд (Last Judgment), украшающий собой Сикстинскую Капеллу (Sistine Chapel) и изобразить на его месте что-то более достойное. Ихотя, безусловно, он всю жизнь находился под впечатлением от Критской иконописной школы, она была не единственной, оказавшей на него влияние. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение.
С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. Что, вобщем-то, справедливо. Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио. Художник и сам полюбил этот город. АХристос пребывает как будто отдельно от них.
Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91.
Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне. Его отец — сборщик податей, вот таким образом Доменико должен был получить прекрасное образование.
Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87.
Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой.
Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве. Сегодня у нас нет оснований сомневаться в этом. В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы.
Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при королевском дворе в Мадриде, он поселился в Толедо). Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Эль Греко сделал Толедо своим домом. Со временем менялась техника картин, Эль Греко ознакомился с научными достижениями в области математики – они приобрели важное значение в его поздних работах.
Это ещё одна загадка его биографии. Причины недовольства короля остались неизвестны. Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом». Лука, пишущий Богородицу с Младенцем» и «Оплакивание Христа с ангелами», в котором уже чувствуется слабое влияние живописи Ренессанса.
Начался активный период творчества. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. Сейчас он находится вТоледо.
Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Ко всеобщему удивлению, картина оказалась очень популярна среди горожан и добавила славы своему автору. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Огромной выразительностью психологической характеристики обладают портреты Эль Греко: надменного Родриго Васкеса, президента Кастильского совета (ок.
c. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается.