1915—1916 — вместе с другими художниками-супрематистами Экстер работала с крестьянами в художественной артеле села Вербовка (руководитель её ученица Нина Генке) и села Скопцы (руководитель Наталья Давыдова). В 1915—1916 годах вместе с другими художниками-супрематистами Экстер работала с крестьянами в художественной артели села Вербовка (руководитель— её ученица Нина Генке) и села Скопцы (руководитель Наталья Давыдова). 1915—1916— вместе с другими художниками-супрематистами Экстер работала с крестьянами в художественной артели села Вербовка (руководитель— её ученица Нина Генке) и села Скопцы (руководитель Наталья Давыдова). Киевские художники с подачи и благодаря Александре Экстер узнавали и впитывали то новое, что происходило в искусстве Европы в начале ХХ века.
Александра Экстер – талантливый художник, ее творчество многогранно, а художественный опыт бесценен, работы находятся во многих музеях мира и в частных собраниях. Умерла Александра Экстер в Фонтене-о-Роз под Парижем 17 марта 1949 г. Наследником ее работ стал художник Симон Лиссим, с которым она была знакома еще в Киеве и дружила в Париже. 1915—1916— вместе с другими художниками-супрематистами Экстер работала с крестьянами в художественной артеле села Вербовка (руководитель её ученица Нина Генке) и села Скопцы (руководитель Наталья Давыдова). Живописец, график, художник театра и кино, дизайнер, основоположник стиля ар деко Александра Александровна Экстер (урожденная Григорович) родилась 6 (18 по новому стилю) января 1882 г. в городе Белостоке Гродненской губернии в семье коллежского асессора.
Их сюжеты выбирались заказчиками, нокачество исполнения указывает наособый интерес художницы кантичной лирике (Гораций, Эсхил, Сафо). В послереволюционные годы Экстер много работала «на благо социума»: она украшала Одессу к празднику 1мая, участвовала в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки, активно занималась преподаванием (в детской рисовальной школе в Одессе, в собственной студии в Киеве и ВХУТЕМАСе), разрабатывала дизайн рабочей одежды и парадной формы Красной Армии. После недолгого сотрудничества с Таировым она работала над коллекцией марионеток (вместе с Нехамой Шмушкович, 1926), над оформлением берлинской квартиры танцовщицы Эльзы Крюгер (1927) и над коллекцией трафаретов, вышедших в свет в 1930 году. Знаковая деталь: картина, отосланная в 1919 году Музейным бюро Москвы в Слободской центр, фигурировала в инвентарной описи под недвусмысленным названием « Беспредметная композиция » – именно так она воспринималась в то время.
При этом Александра Экстер активно участвует в выставках за рубежом и в России. Отныне художница работала восновном втеатре. Строгое световое оформление «Саломеи» ознаменовало рождение театрального конструктивизма.
В 30-40-е она создавала декоративные панно, детские книги по заказу издательства «Фламмарион», «рукописные» книги в нескольких экземплярах, занималась художественной керамикой. Персональные выставки Э. прошли в Берлине, Магдебурге 11927), Лондоне (1928), Париже (1929), НьюЙорке (1930), Праге (1937). 1918–1923» (М., 1923), 1-й Русской художественной выставке в галерее Ван-Димен (Берлин, 1922) и «Художники Камерного театра Москвы» (Москва–Париж–Берлин, 1923). Благодаря дружеским связям с Малевичем и Татлиным художница нередко выступала « третейским судьей » в постоянно возникавших типичных для авангардистов конфликтах, к примеру, тех, что сопровождали подготовку к развеске выставки « 0, 10 » (декабрь 1915 года) – которая без дипломатичного посредничества Экстер могла бы закончиться катастрофой.
Костюмы к «Аэлите» прекрасны. Экстер посещала мастерские Константина Бранкузи иА. П. Архипенко, помогала советами молодому искусствоведу И. А. Аксёнову, книга которого «Пикассо иокрестности» (1914) вышла вМоскве в1917 собложкой работы Экстер. В Париже Экстер, увлеченную как кубизмом, так и фугуризмом, подхватил социально-художественный вихрь, весьма далекий от «правоверного» кубизма.
Последний потряс ее до глубины души. С 1929 г. она жила в Фонтене-о-Роз близ Парижа. Приехав вПариж вначале 1925, Экстер была немедленно приглашена Фернаном Леже вего «Современную академию», где она преподавала сценическое оформление. Движутся вообще, движется сами им внутри себя. А. А. Экстер выставляла свои работы в Европе. В1909–1914 жила вКиеве, Москве, Петербурге, Париже.
Влияние французской живописи особенно заметно на ранних картинах Экстер («Город ночью», «Античный пейзаж», «Натюрморт с яйцами»). Костюмы Экстер для фантастического фильма «Аэлита», представленные в1924 вВенеции ив1925 вПариже, были восторженно встречены публикой икинематографистами., но в. Киев) и«Кольцо» (1914), ставшей единственной масштабной футуристской экспозицией вКиеве.
С 1916 под влиянием К. С. Малевича создавала беспредметные картины. В числе ее учеников были А. Г. Тышлер, И. И. Нивинский, И. М. Рабинович и др. В 1920-х гг. В 1892–1899 училась в женской гимназии св. Последнее довольно отрадно. Это событие ознаменовало начало утверждения супрематизма.
В начале своего творческого пути Экстер была близка к круп/ символистов, в историческом прошлом ее привлекала конструктивистско-геометрическая энергетика искусства этрусков, с которым она смогла ближе познакомиться во время путешествий по Италии (1910, 1912 годы). Устроилась в Париже. В 1924 г. уехала с выставкой за границу и больше оттуда не вернулась. В 1924–1925 сотрудничала с балетной труппой «Русский романтический театр» Б. Г. Романова и исполняла костюмы для одноактных балетов Б. Ф. Нижинской в Лондоне. Тогда их вообще никто не покупал.
Парижский период творчества Экстер (после 1925 года) никогда не был полноценно представлен в России, а нынешняя ретроспектива даст возможность зрителю познакомиться с некоторыми произведениями этих лет. Ольги, в 1901 поступила вольнослушательницей в Киевское художественное училище, где среди прочих познакомилась с А. В. Лентуловым и А. П. Архипенко. Посещала также парижскую академию Гран-Шомьер (1907). Движение.
Эти «индустриальные» материалы, разумеется, являлись частью футуристского и конструктивистского культа машины (вспомним «Кошку» и «Стальной скок»), но для Экстер они были не просто «новинкой»: в отсутствие цвета они определяли форму и благодаря своей прозрачности и преломляемости вписывались в окружающее пространство. Но театр – лишь одна сторона деятельности художницы. Именно это и подтолкнуло Александру к возвращению в училище.
Это был русский еврей, сын киевского банкира. Участвовала в создании парадной формы Красной Армии.
Искусство Экстер столь высоко ценилось в парижских модернистских кругах, что в конце весны 1914 года Герварт Вальден предложил устроить ее выставку в своей берлинской галерее « Der Sturm ». Примитив» (М., 1914), «Кольцо» (Киев, 1914), 1-я Футуристическая выставка картин «Трамвай В» (Пг., 1915), «Магазин» (М., 1916), Современной русской живописи в Художественном бюро Н. Е. Добычиной (Пг., 1916/1917) и др. В это время Экстер продолжает оформлять спектакли, преподает в московских « свободных мастерских » (Вхутемас), а также работает для ателье моды Ламановой и в кинематографе (эскизы костюмов для экранизации фантастической повести Аэлита). Выразительность ее беспредметных композиций новаторски смела и оригинальна: «Город Ночью» 1919, «Цветовая динамика» 1914. В Киеве она безусловно играла главенствующую роль.
ЭКСТЕР, АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА (1882–1949), художница, выдающийся мастер русского авангарда, одна из основоположников «ар деко». В 1901–1903 и 1906 занималась в Киевском художественном училище. К тому времени интерес к абстрактному искусству в Европе угас, но художница продолжала творить и весьма удачно, в области сценического оформления спектаклей. Результаты этой энергетической зрелости цвета видны всерии абстрактных произведений, выставленных осенью 1922 вБерлине (галерея Ван Димен) ив1924 наВенецианской биеннале. Именно вот таким образом Экстер выпала честь первой представить публике две абстрактные картины Малевича занесколько недель дооткрытия вПетрограде вдекабре 1915 подлинно революционной «Последней футуристической выставки 0, 10». Их сюжеты выбирались заказчиками, но качество исполнения указывает на особый интерес художницы к античной лирике (Гораций, Эсхил, Сафо).
Во время своего пребывания в Париже в 1910-1912 годах она обогатилась опытом кубизма и очень рано начала внедрять в собственном творчестве принципы футуристической динамики. Она продолжила эти новаторства. Экстер росла и воспитывалась в непосредственном контакте с другими языками и культурами. Художница оформляет театральные представления в Московском камерном театре («Ромео и Джульетта», «Саломея», «Фамира Кифаред»).
При этом работы художницы экспонируются и за границей. К этим переживаниям прибавились проблемы со здоровьем, усложнявшие ее жизнь. Осень 1917 вМоскве ознаменовалась триумфом живописи Экстер, занимавшей значительное место навыставке объединения «Бубновый валет», недолгим председателем которого был втовремя Малевич. Среди работ этого периода эскизы костюмов для балетных спектаклей Б. Нижинской в Лондоне (1925) и Э. Крюгер в Германии (1927-29), марионетки для театра и кино.
Предварительный показ, организованный Экстер, состоялся вМоскве 6ноября 1915. И потребовалось несколько десятилетий и неустанных трудов Симона Лиссим, чтобы ее выдающееся наследие снова привлекло к себе внимание. пластическом искусстве мы жалкие и неумелые подражатели и всегда ими были. » Большую часть своих работ и архив Э, завещала художнику С. Лиссиму, бывшему киевлянину, проживавшему с 1940 в США, С середины 60-х произведения Э. снова стали экспонироваться – в Милане (1964), Берлине (1967), Париже (1969), Лондоне (1971) мемориальные выставки состоялись в Париже (1972), Нью-Йорке и Западном Берлине (1974). В начале своего творческого пути Экстер была близка к кругу символистов, в историческом прошлом ее привлекала конструктивистско-геометрическая энергетика искусства этрусков, с которым она смогла ближе познакомиться во время путешествий по Италии (1910, 1912 годы). Вкратком заявлении, опубликованном художницей вкаталоге, чётко выражен её колористический демарш того периода: «работы свидетельствуют орешениях соотношений цвета, взаимного напряжения, ритмов иперехода кконструкции цвета, основанной назаконах его самостоятельности».
В1933 Экстер уже иллюстрировала стихотворения Артюра Рембо и«Рубаи» Омара Хайяма, ноосновная масса рукописных книг была создана ею втяжёлые 1939–1942. Приехав в 1907 году на несколько месяцев в Париж для продолжения образования, Александра посещала «академии» Монпарнаса и, в частности, студию портретиста Карло Дельваля в частной художественной школе «Да Гранд Шомьер».
Благодаря этим связям она встретилась с художником-футуристом и искусствоведом Арденго Соффичи – в период Парижских вечеров между ними возникла бурная, но непродолжительная связь, которую Соффичи весьма романтично и даже несколько фривольно описал в своих мемуарах, откуда она попала в мифические рассказы не очень компетентных критиков. Театральное творчество Экстер преодолевает океан: в 1926 году ее работы представлены на « Международной театральной выставке » в Нью-Йорке, а в следующем году – на знаменитой « Machine age exhibition », которую Альфред Барр организовал в новом нью-йоркском Музее современного искусства. В эскизах Экстер экспрессивная динамика острых изломанных плоскостей «молниеобразно» прочерчивает силуэт человеческой фигуры, подчеркивая стремительность ее динамичного ракурса. В период эмиграции Экстер занималась преподаванием, оформлением спектаклей, декоративным искусством. Именно «амазонка авангарда», как ее назвал поэт Бенедикт Лившиц, первая на заре века познакомилась с новейшими течениями в искусстве и привезла их в Киев.
Не миновало Александру Экстер и украшение улиц к революционным праздникам. Для его спектаклей в 1922 и 1923 годах она создала « линейные » конструкции неслыханной для того времени смелости. Отныне творческая деятельность художницы ограничивалась только оформлением рукописей. Выступала с публикациями по современному стилю одежды.
Александре Экстер присущи смелость композиционного мышления, острая линейная выразительность в ее театральных эскизах «борются статика и преодолевающая ее воля к движению» и этот контраст «замедляет действие, останавливает его в самых выразительных фазах». Представленные на ней театральные работы получили золотую медаль. В Россию Экстер уже не вернулась, она осталась в Париже, а в 1929 г. поселилась в Фонтене-о-Роз. Редкие художники её поколения могут похвалиться таким разнообразием композиционных типов (Купка, Франц Марк, Отто Фрейндлих). В1926 работы Экстер были представлены наМеждународной театральной выставке вНью-Йорке, авследующем году– назнаменитой «Machine age exhibition», которую Альфред Барр организовал вМоМА.
В середине 1910-х годов одной из первых стала внедрять стилистику нового искусства в моду и бытовой дизайн (эскизы платьев, платков, скатертей и т. д. ), тем самым закладывая основы «ар деко», универсально охватывающего жизнь, но свободного от жесткой социологичности и тотального утопизма постреволюционного «производственного искусства». В 1885 семья переехала в г. Смела (ныне Черкесская обл. Юная художница была не в ладах со строгими канонами академизма, но умение строить по ним рисунок и создавать композицию освоила отлично. Увлеченная классической культурой, она ощущала особенно тесную связь с французской поэзией (Верлен, Рембо).
Александра Экстер не эмигрировала в Европу. Из семьи акцизного чиновника, служившего с 1885-86 в Киевской губернии (город Смела) и Киеве. Кроме того, там можно увидеть фрагменты фантастического кинофильма Якова Протазанова «Аэлита» (1924), чьим героям-марсианам Экстер также придумала невероятные наряды. Работы экспонировались на многих ретроспективных выставках, посвященных русскому и мировому авангарду, конструктивизму искусству первых советских лет: «Вклад русских в искусство авангарда» (Милан, 1964), «Авангард 1910–1930» (Берлин, 1967), «Русский авангард 1905–1925» (Париж, 1969), «Искусство в революции» (Лондон, 1971), «Значительные картины русских художников во французских коллекциях» (Париж, Осенний салон, 1972), «Русский взгляд» (Гейдельберг, 1974), «Революция: русский авангард 1912–1930» (Нью-Йорк, 1978), «Советская сценография. Вернувшись вКиев в1917, художница открыла собственную студию итут раскрылся её недюжинный талант преподавателя.
Выдающийся искусствовед А. Эфрос писал, что костюмы А. Экстер «застывшие в линиях и красках человеческие ритмы». Костюмы Экстер для фантастического фильма Аэлита (1924 г. ), представленные в 1924 году в Венеции и в 1925 в Париже, были восторженно встречены публикой и кинематографистами. Последнее полотно представляет собой одно из футуристских произведений, наиболее близких « орфическому » направлению, названному так Аполлинером и разработанному в Париже Пикабиа и Купкой. Она регулярно принимает участие в художественных выставках, вступает в объединения «Бубновый валет», «Союз молодежи». Рабинович, И. И.
Оформила балет «Этюды» на музыку И. С. Баха, выполняла костюмы для концертных программ труппы М. М. Мордкина. После краткого пребывания в Италии в конце того же года она оказалась в Париже, где и прожила всю оставшуюся жизнь (художница скончалась в 1949 году). Экстер привнесла в московскую культурную жизнь свежесть перемен, в том числе благодаря знакомству с новейшими сценографическими тенденциями, утвердившимися в Париже в 1910-1913 годах и « Русским сезонам » Дягилева (оформительская работа Бакста), а также революционному исполнению Вацлава Нижинского в « Полуденном отдыхе фавна ». В это время она увлечена кубофутуризмом, но обязательно – беспредметным. Родилась в Белостоке в 1882 году.
Вместе с учениками участвовала в праздничном оформлении улиц Киева и Одессы (1919). Как позднее писал сам Таиров об Экстер, она была «художницей с исключительной чуткостью», отозвавшейся на его «сценические замыслы и на первых же шагах обнаружившей прекрасное чувство действенной стихии театра». В Мюнхене Экстер познакомил жену со своим другом, художником Алексеем Явленским.
Умерла Александра Экстер в Париже в 1949 году. На стенах висели четыре или пять больших картин маслом и несколько трафаретов из книги «Alexandra Exter decors de theatre», стоял расписанный Экстер сундук, а два ящика были набиты трафаретами и различными книжными иллюстрациями.
В 1921–1922 преподавала во ВХУТЕМАСе. Написанная в 1914, она была опубликована в Москве в 1917 году с обложкой работы Экстер. Под влиянием супрематистской революции Малевича, активной соучастницей которой Экстер стала одной из первых среди со6ратьев -«беспредметников» осенью 1915 года (именно тогда этот термин впервые прозвучал в Москве и то в отношении к ее картинам), позднее, в 1916-1918 годы, она сумела создать язык абстрактных форм и логику композиционных структур, свободные от какого бы то ни было влияния безоговорочно автономной эстетики, предлагаемой супрематизмом. Тогдаже Экстер были созданы эскизы костюмов идекораций кпостановкам «Товарищ Хлестаков» попьесе Д. П. Смолина в (Государственном театре коммунистической драмы), «Смерть Тарелкина» попьесе А. В. Сухово-Кобылина встудии МХАТ (несостоялась).
Энергетическая логика, определяющая эту автономию « освобожденного цвета », проецируется в « метастилистическое » состояние, поскольку энергия по определению является внеформальным понятием. Предварительный показ, организованный Экстер, состоялся в Москве 6 ноября 1915 года. она преподавала в московском Вхутемасе. Будучи членом петербургского «Союза молодёжи» имосковского «Бубнового валета», Экстер с1910 показывала свои работы навыставках, ежегодно организуемых этими обществами.
Благодаря дружбе сРобером иСоней Делоне она познакомилась сискусствоведом иколлекционером кубизма Вильгельмом Уде иберлинским галеристом Хервартом Вальденом. Проблемы пришли позже.
Десять лет спустя Таиров подчёркивал новаторство Экстер, напоминая, что уже в1921 она «изобрела вертикальную сцену». А. Экстер экспонировала свои произведения на выставках «Бубновый валет», особенно интересны были встречи с художниками после вернисажей, когда они вместе обсуждали работы и делились своими достижениями в живописи. Участвовала в оформлении павильона «Известий ВЦИК» и «Красной нивы» на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (1923). В 1908 году организовала в Киеве вместе с Д. Д. Бурлюком выставку «Звено». Служащий отказался, заявив, что записи закрыты для публики.
Участвовала в выставках: «5525» (с А. А. Весниным, Л. С. Поповой, В. Ф. Степановой и А. М. Родченко 1921), «Театрально-декорационное искусство Москвы. В Париже она продолжала обучение и занималась своим искусством. Родилась в Белостоке 6 (18) января 1882 в семье коллежского асессора А. А. Григоровича («Экстер» – ее фамилия по мужу). В том же году участвовала в Международной выставке новой театральной техники в Вене.
Путешествовала с мужем по Швейцарии и Италии. В1907 впервые едет нанесколько месяцев вПариж. Будучи пионером нового дизайна, Экстер всегда оставалась «поверх измов», свободно обращалась с ними и в случае конструктивизма возражала против той экономичности и скупости, которую проповедовали Родченко и братья Стенберг.
Причина кроется скорее всего в предубеждении, которое вызывали ее тесные связи с западным искусством и статус « беженки ». Единственная монография, охватывающая всю её карьеру, начиная со студенческой скамьи и заканчивая последними днями в Париже, была написана в 2003 году Жаном Шовленом (JeanChauvelin). В 1921- 22 гг. Космополитичность Киева (в городе проживало много молдаван, евреев и в особенности поляков) способствовала его европейской ориентации и благоприятствовала естественной ассимиляции.
В одном из писем Мухиной писала: «Я бы хотела видеть русских выше всех. И в Париже и в Киеве Экстер шла собственной дорогой в искусстве. Увлекшись футуризмом и кубизмом, она начала создавать самостоятельные композиции, нередко используя метод коллажа. Таковы заостренные треугольники кипарисов и постепенный наклон ступеней в «Фамире Кифареде». В 1924 году она переехала во Францию и продолжила свои эксперименты в театральной области.
Много времени уделяла все эти годы преподаванию – в детской рисовальной школе в Одессе (1917-18), в своей студии в Киеве (1918-20), во ВХУТЕМАСе в Москве (192122), По словам А. Ахматовой, посвятившей ей стихотворение «Старый портрет» (1910) из школы Э. «вышли все левые художники Киева», в том числе П. Челищев, Н. Шифрин, И. Рабинович, А. Тышлер. Не эмигрировали, нет, просто остались. Начиная с 1919 года она предпринимала попытки покинуть Россию.
Тем не менее, еще в модернистский период, отмеченный появлением абстрактной живописи, Александра Экстер была одной из первых, получивших прижизненное признание: об этом свидетельствуют статьи в российских периодических изданиях, опубликованные в 1910-е годы и иллюстрированная монография. В 1914 г. в Киеве организовала авангардную выставку Кольцо. Работы Экстер демонстрировались и за рубежом: в парижском Салоне Независимых и на Интернациональной свободной футуристической выставке (1914). Неизвестно, что было бы с украинским искусством в первой половине ХХ века и как бы развивалась театральная сценография во всем мире, если бы не Александра Экстер. Их влияние прослеживается, например, вфильме «Метрополис» Фрица Ланга.
Она рассказала нам, что в течение многих лет болезни Экстер за ней постоянно ухаживала медсестра Мишлин Строль. В историю искусства вошли и ее знаменитые костюмы марсиан для фильма Якова Протазанова «Аэлита». Европейские гастроли Камерного театра Таирова (Берлин и Париж, 1923 г. ) уже заложили основы этого успеха. Отныне творческая деятельность художницы ограничивалась только иллюстрацией рукописей.
От пуантилизма натюрмортов и панно с видами Швейцарии и Бретани, написанных под влиянием Ж. Сёра и П. Синьяка, перешла к манере, близкой В. Ван Гогу (1910-12, пейзажи Москвы, городов Франции и Италии, в которых Я. Тугендхольд ценил слияние «женственно тонкого колоризма с мужской «организованностью» композиции»), а затем к кубизму и беспредметности. Кульминацией театрального творчества Экстер стало исполнение в 1930 году альбома из пятнадцати трафаретов, выпущенного в Париже галереей « Четыре дороги » с предисловием Александра Таирова. Вевропейской культуре она ощущала особенно тесную связь сфранцузской поэзией (Верлен, Рембо). В ближайшее воскресенье мы отправились навестить мадемуазель Строль. Дружба с Робером и Соней Делоне раскрыла перед Александрой Экстер новые художественные и социальные горизонты – благодаря им она познакомилась с искусствоведом и коллекционером кубизма Вильгельмом Уде и берлинским галеристом Гервартом Вальденом, ярым сторонником супругов Делоне и самой смелой новой европейской живописи.
Участница выставок русских авангардистов «Звено» (1908), 1-й и 2-й Салоны В. Издебского (190910, 1911), «Треугольник» (1910), «Союз молодежи» (1910, 1913-14), «Венок-Стефанос» (1910), «Бубновый валет» (1910-17), « 4» (1914), «Трамвай «В» (1915), «Магазин» (1916). Так, на недавней « конструктивистской » выставке в Галерее Тейт в Лондоне ее работы были представлены « вне каталога » рядом с произведениями Родченко и Поповой – художников, чье творчество уже несколько десятилетий задает тон формалистическим, если не « постмодернистским » классификациям. левыми художниками, но, как вспоминал А. Дейч, «талантливая искательница, скромная и сдержанная, она не любила шумихи и того «успеха скандала», который сопровождал выступления первых русских футуристов». В 1908–1914 жила попеременно в Киеве, Москве и Петербурге.
Она была вхожа впарижский салон Е. И. Эпштейн, русской ученицы Анри Матисса иподруги В. В. Кандинского иСони Делоне, часто бывала уСержа Фера (С. Н. Ястребцова), знакомого Экстер ещё поКиеву, спонсировавшего журнал «Парижские вечера», руководство которым он поручил Гийому Аполлинеру (1912–1914). Режиссёр Я. А. Протазанов снял «Аэлиту» в1923 ипредставил её публике вначале 1924. Начиная с 1910-х годов, Экстер принимала участие во многих знаковых выставках в Париже, буквально до последних своих дней выставлялась на парижском «Салоне Независимых». В 1903 вышла замуж за своего кузена, адвоката Н. Экстера.
В 1927 году она получила заказ на большую серию марионеток, которую она впоследствии представила в Магдебурге (1929 г. ) и Берлине (галерея Флештхейм, 1931 г. ). Мадемуазель Анзиани, дама сорока с небольшим лет, вспоминала об Экстер с теплым чувством. Была преподавателем в Одесской детской художественной школе и во ВХУТЕМАСе. Ранние пейзажи и натюрморты Экстер обнаруживают сильное влияние французской живописи (Античный пейзаж, Город ночью, Натюрморт с яйцами, все 1910-х).
Случилось так, что, в отличие от многих современников и собратьев по новому искусству, у Экстер до настоящего времени не было серьезной выставки. Пластический результат оформления сборников этих авторов поражает воображение. Другими словами, движение на сцене играло вспомогательную роль.
Во время своего пребывания вПариже в1910–1912 Экстер активно участвовала вмодернистской деятельности: её произведения выставлялись вСалонах Независимых инавыставке «Золотое сечение» (осень 1912)– важнейшем художественном событии, освободившем кубофутуристическую живопись оттесных «геометрических» рамок, вкоторые антимодернистская художественная критика поспешила заключить кубизм. Вышивка украшала модные платья, сумочки, шарфы и подушки. Из предисловия Таирова к альбому «Alexandra Exter. Приехав в Россию, она знакомится с К. Малевичем и супрематизмом и пишет картины. В Киеве организовала салон-мастерскую для художников авангарда, позднее – работала в балетной студии Брониславы Нижинской, оформляла агитпоезда и пароходы в 1919 году, участвуя в Ленинском плане монументальной пропаганды, украшала город к празднику 1 мая, основала Киевскую мастерскую декоративного искусства в Одессе в 1918 году открыла Детскую художественную школу в Москве в 1921-1922 преподавала во ВХУТЕМАСе, много работала в Камерном театре, оформляя спектакли, сотрудничала с Домом мод по созданию производственной и воинской одежды в 1924 году работала над оформлением советского павильона в Венеции XIV Международной выставки.
В 1914 оформила московские футуристические сборники «Молоко кобылиц» и «Первый журнал русских футуристов». Поставили в Камерном Театре «Виндзорскую проказницу» с декорациями ЛентуловаХудожник, сценограф и «Фамиру Кифаред» с декорациями ЭкстерХудожница-авангардистка, сценограф. Она притягивала к себе людей и все, к чему обращалась – становилось значимым.
Эти качества помогли ему в создании изысканного решения «Федры» 1922 года и в построении конструкции для «Человека, который был Четвергом» 1923 года. « Конструктивная » оригинальность Экстер настолько сильна, что разнообразие ее живописных открытий и сегодня приводит в замешательство искусствоведов, привыкших классифицировать произведения согласно клише « геометрических стилей ». Среди гостей и учеников упомянем Лисицкого, Рабиновича, Илью Эренбурга, его жену Веру Козинцеву, ученицу Экстер и ее брата, будущего кинорежиссера Григория Козинцева, польского композитора Кароля Шимановского. Не был осуществлен ни один из спектаклей Художественного театра, эскизы к которым выполнила в 1920-22 Э. «Дама-невидимка» П. Кальдерона, «Интермедии» М. Сервантеса, «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина и др. Война резко оборвала многообещающую карьеру Экстер наЗападе ивпоследующие десять лет она оказалась заблокированной вРоссии. Война резко оборвала многообещающую западную карьеру Экстер и в последующие десять лет она оказалась заблокированной в России.
Родилась 6 января 1882 года в городе Белосток Гродненской губернии. И вот у Лиссима я увидел все эти замечательные работы. В своих размышлениях о новой постановке Александр Таиров подчеркивал революционный вклад Экстер в оформление спектакля, которое эволюционировало не фронтальным способом (в перспективе), а строилось попланово – по вертикали. Втомже 1927 вберлинской галерее «Der Sturm» состоялась выставка, целиком посвящённая сценическому творчеству Экстер. Вольное игровое начало царит в ее работах 1920-х годов (модели тканей и одежды оформление спектаклей Камерного, Художественного и других театров эскизы костюмов к фильму Аэлита Я. А. Протазанова, 1923). Яркость красок исложность центробежных построений, устремлённых зачастую позамысловатым наклонным направлениям, свидетельствуют окипении творческой энергии, которая даже вэтот период переживаемых личных трудностей оставалась неизменной.
Эта постановка стала настоящим триумфом. Под влиянием супрематистской революции Малевича, активной соучастницей которой Экстер стала одной из первых среди собратьев-« беспредметников » осенью 1915 года (именно тогда этот термин впервые прозвучал в Москве и то в отношении к ее картинам), позднее, в 1916-1918 годы, она сумела создать язык абстрактных форм и логику композиционных структур, свободные от какого бы то ни было влияния безоговорочно автономной эстетики, предлагаемой супрематизмом. Не отягощенный безмерными амбициями, отравлявшими атмосферу Петербурга, чуждый жесткой московской конкуренции (в соревновании с Петербургом и Парижем), Киев был южным, в каком-то смысле провинциальным городом, в котором молодые художники не обременяли себя претензиями на превосходство. Открылся «Бубновый валет», не особенно интересный. На камине стояли чашка и соусница, расписанные С. М.
В 1924 году Александра Экстер и ее муж едут в Венецию для участия в биеннале. В Государственном театре комедии и драмы Э. оформила спектакль «Товарищ Хлестаков» Д. Смолина, но А. Луначарский раскритиковал ее работу. Лисимом. Её творческая свобода, явившаяся врезультате энергетической концепции чистого цвета, достигла важного рубежа на«конструктивистской» выставке «5525» (сентябрь 1921), ставшей апогеем наиболее радикального направления вбеспредметной живописи.
Для его спектаклей в1922 и1923 она создала «линейные» конструкции неслыханной для того времени смелости. В 1901–1908 годы училась в Киевском художественном училище. В1910 вПариже Экстер сняла мастерскую, расположенную вдоме10 поулице Буассонад, всамом центре модного квартала Монпарнас. Именно вот таким образом Экстер выпала честь первой представить публике две абстрактных картины Малевича за несколько недель до открытия в Петрограде в декабре 1915 года подлинно революционной выставки « 0, 10 ». Здесь сказался ее интерес к эксперименту с разными фактурами и материалами.
Приехал он и в Нижний Тагил. Ее сосредоточенность на ритмической организации пространства, на ритмической рамке действия была главной особенностью ее стилистического подхода к театру, будь то кубизм «Фамиры Кифареда» или конструктивизм парижских замыслов середины 1920-х годов, будь то театральные костюмы или марионетки. Виртуозность вертикальных платформ, впечатлявших публику в постановке Ромео и Джульетты, размещение наклонными уступами площадок и лестниц, устремлявшихся ввысь в ритмических (абстрактных) представлениях Голейзовского изумляли современников. Не отягощенный безмерными амбициями, отравлявшими атмосферу Петербурга, чуждый жесткой московской конкуренции (в соревновании с Петербургом и Парижем), Киев был южным, в каком-то смысле провинциальным городом, в котором молодые художники не обременяли себя претензиями на превосходство.
Увлеченная в первый парижский период своего творчества (1910-1914 гг. ) перспективой развития нового декоративно-прикладного искусства, выросшего из принципов кубофутуризма, в России она стала инициатором первых выставок «современного декоративного искусства» (Москва, 1915 и 1917 гг. ). Экстер дематериализовала декорации и беспредметным (абстрактным) образом дополнила драматическую суровость монументальных конструкций Гордона Крейга. В Москве примкнула к группе конструктивистов, участвовала вместе с А, Родченко, Л. Поповой, А. Весниным и В. Степановой в выставке «5х525» (1921), в Первой Русской художественной выставке в Берлине (1922), разрабатывала модели тканей и одежды, в частности, парадной формы Красной армии. Отстаивала согласование формы одежды с требованиями современной жизни (простота, практичность), считала главным в одежде интенсивность цвета как элемент, характеризующий русский народный костюм, подчеркивая, что «ни в коем случае не следует руководствоваться образцами Западной Европы, основанными на идеологии другого порядка». Сотрудничество Э. с Таировым прекратилось после постановки в Камерном театре «Ромео и Джульетты» (1921) как писал Эфрос, причиной «проигрыша» спектакля явилось то, что декорации Э. были «слишком хороши, вернее – роскошны», «ее исконное неистовство. её абстрактную живопись вМузее Вильгельма Хака вЛюдвигсхафене). После возвращения в Париж в 1925 году художница стала фигурой общеевропейского масштаба.
Умерла в 1949 г. в Фонтене-о-Роз, под Парижем, в полной нищете. В 1915 году вступила в группу К. Малевича Супремус. Эта свобода, являющаяся результатом чисто энергетической концепции цвета, достигла важного рубежа на « конструктивистской » выставке « 5х525 », открывшейся в Москве в сентябре 1921 года. Сотрудничала с Б. Ф. Нижинской, которая организовала в Киеве танцевальную «Школу движений». В 1915 – 1916 годах вместе с другими художниками-супрематистами Экстер работала с крестьянами в художественной артели села Вербовка (руководитель – её ученица Нина Генке) и села Скопцы (руководитель Наталья Давыдова). После революции художница развила бурную общественную деятельность. «Мадам Экстер», как звали ее в Москве и Санкт-Петербурге, высоко ценили за личные качества и художественное дарование, она занимала видное положение в русской модернистской среде: так, Александра Экстер участвовала в большинстве выставок, ознаменовавших взлет беспредметной живописи.
Дружила с Д. Бурлюком, М. Ларионовым, Н. Гончаровой и др. Зачем писать то, что видимо. Соня Делоне, Балла и английские вортицисты уже сделали важные шаги в этом направлении.
Однако эта выставка стала лебединой песней чешского модернизма, равно как и этого периода творчества Экстер – шел 1939 год и через несколько месяцев после вторжения Bермахта в Судетскую область началась кровавая и разрушительная Вторая мировая война. Это был период нового взлёта её живописи. В то время она стала полноправным участником парижской художественной жизни, о чем свидетельствует ее членство в ассоциации абстрактного искусства « Круг и квадрат » издававшей журнал и устраивавшей выставки, благодаря которым в Европе окончательно утвердилась « респектабельность » этого художественного направления. художница, как и многие деятели конструктивистского движения, обратилась к практической работе: принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923), придумывала рисунки для тканей, сотрудничала с Московским ателье мод, где разрабатывала проекты женской одежды, участвовала в создании формы для Красной Армии. О ее вкладе в дело конструирования одежды стоит сказать особо. К тому времени интерес к абстрактному искусству в Европе угас, но художница продолжала творить и весьма удачно, в области сценического оформлления спектаклей.
Так, в двадцатые и тридцатые годы Экстер рекомендовала своим ученикам изучать полотна Пуссена в Лувре, полагая, что живопись великого французского классика представляет собой прекрасную школу изобразительного «построения». За семь лет до этого Экстер выполнила макеты и костюмы к спектаклю «Саломея» Московского Камерного театра, который был признан «одной из вех 1917 года». Участвовала в салоне Независимых (1912, 1914) и выставках группы «Золотое сечение» в Париже (1912), Интернациональной свободной футуристической выставке картин и скульптуры в Риме (1914). Как и многие другие передовые художники (например, Гончарова и Ларионов), Экстер черпала вдохновение в народном творчестве, в частности в украинской вышивке.
К этим переживаниям прибавились проблемы со здоровьем, усложнявшие ее жизнь. «Аэлита» своей двойной любовной историей, вдохновенным изображением жизни на Марсе и неприкрашенной картиной повседневной советской жизни соединила мечты с реальностью, счастливое будущее и настоящее, как это делали фильмы с участием Мэри Пикфорд и Дугласа Фэрбенкса. Созданные по полиматериальному принципу, наподобие рельефов Татлина или дадаистских ассамбляжей Швиттерса, марионетки Экстер воплощали богатство художественной фантазии, которая возродится полвека спустя в неистовой свободе американского поп-арта и во французском « новом реализме ».
Я долго разыскивал работы Экстер. Параллельно с « чистым » творчеством Экстер очень много работала для сцены: ей принадлежат костюмы и декорации к пьесам Ромео и Джульетта (1921), Товарищ Хлестаков, Смерть Тарелкина. Среди гостей и учеников упомянем Лисицкого, Рабиновича, Илью Эренбурга, его жену Веру Козинцеву, ученицу Экстер и ее брата, будущего кинорежиссера Григория Козинцева, польского композитора Короля Шимановского. TПродолжая работать в Париже, Экстер активно участвовала в мероприятиях российского авангарда: будучи членом петербургского « Союза молодежи » и московского « Бубнового валета », с 1910 года она выставляла свои работы на выставках, ежегодно организуемых этими обществами. Это был период нового взлета ее живописи: Экстер участвовала в самых смелых авангардистских акциях, таких как конструктивистская выставка « 5x525 » (сентябрь 1921 г. ), ставшая апогеем наиболее радикального направления в беспредметной живописи. Тоже и с бумагой и перед тем, как печатать книгу, приходится бегать по всему городу и ее (бумагу) искать —не говоря уже о том, что она стоит в 5-6 раз дороже.
И только в Праге могли быть по-настоящему оценены костюмы, созданные Экстер для фильма Аэлита. Ее естественным образом привлекал фовизм, а связи в художественном мире и брак с известным адвокатом открыли ей двери в так называемое « хорошее общество ».
О парижской выставке режиссер Г. Бати писал, что она дает «прекрасное представление о движении, которое, родившись в России, обновило устаревшие драматические формы» оформленные Э. спектакли «открывали миру чудесный секрет взаимосвязи декораций и персонажей». Одним из ее главных достижений стала работа в Камерном театре, где она создала ослепительные костюмы (а также декорации) для спектаклей «Саломея», «Фамира Кифаред» и «Ромео и Джульетта». Результаты этой энергетической зрелости цвета видны в серии абстрактных произведений, выставленных осенью 1922 года в Берлине (галерея Ван Димен) и в 1924 году на Венецианском биеннале. В 1928 году Луис Лозовик, автор первой американской книги, заказанной « Socit Anonyme » Катрин Дрейер и посвященной новому русскому искусству, опубликовал статью, посвященную марионеткам Экстер. Свадебное путешествие молодожены устроили долгое, отправившись в Европу. В 1962 г. я встретился с художником Лиссимом, бывшим киевлянином и другом Экстер. Они очень не похожи на пышные костюмы к «Ромео и Джульетте» и напоминают, скорее, простые и строгие костюмы Александра Веснина к «Федре».
Искусство Экстер столь высоко ценилось в парижских модернистских кругах, что в конце весны 1914 года Герварт Вальден предложил устроить ее выставку в своей берлинской галерее «Der Sturm». Родилась всемье акцизного чиновника. В большой гипнотической силе полотен художницы убеждаешься, попадая в пространство беспредметной композиции «Движение плоскостей». В 1934 году Альфред Барр снова включил произведения художницы в « Международную выставку театрального искусства ».
Экстер жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, путешествовала по Италии и Швейцарии, осуществляя постоянные контакты между русскими и европейскими левыми художниками. Она была участницей почти всех авангардных выставок в России: Салон В. А. Издебского в Одессе (1909/10, 1911), Венок-Стефанос и Треугольник в Петербурге (1910), 4 в Москве (1914). Личное обаяние итонкий ум молодой женщины быстро распахнули перед ней все двери. Она переехала во Францию к своей подруге Соне Терк-Делоне.
Европейские гастроли Камерного театра Таирова в1923 (Берлин иПариж) уже заложили основы этого успеха.
В октябре 1917 года строгое световое оформление « Саломеи » ознаменовало рождение театрального конструктивизма – эта постановка стала настоящим триумфом. Это событие ознаменовало начало утверждения супрематизма. В 1907 году Александра уехала в Париж. Футуристы. Новости сЗапада доходили донего также быстро, как идоМосквы. Жил он под Нью-Йорком. Так, в своем оформлении «Ромео и Джульетты» Экстер прибегала к роскоши и великолепию, которые для Таирова были «слишком зрительны».
Особенно интересны ее самостоятельные композиции, привлекают внимание методы использования художественного коллажа. В экспозицию войдут станковые произведения, графика, эскизы костюмов и декораций, а также уникальные авторские рукописные книги (livres manuscrits), которые никогда прежде не выставлялись. И в этом случае на картине она изобразила самою себя». Так, весной 1915 года она была одним из экспонентов радикальной авангардистской выставки « Трамвай V », организованной Малевичем и представленной в Санкт-Петербурге в самый разгар войны. В 1924 году она оформляла своими работами павильон на XIV Международной выставке в Венеции. Благодаря дружеским связям с Малевичем и Татлиным художница нередко выступала «третейским судьей» в постоянно возникавших типичных для авангардистов конфликтах, к примеру, тех, что сопровождали подготовку к развеске выставки «0, 10» (декабрь 1915 года) – которая без дипломатичного посредничества Экстер могла бы закончиться катастрофой. Несмотря на такие имена, как Ермолова, Нижинский, Павлова, Шаляпин, Южин и т. д., актер обычно играл и двигался «внешне», в соответствии с сюжетом.
Экстер росла и воспитывалась в непосредственном контакте с другими языками и культурами. Режиссер Протазанов снял Аэлиту в 1923 году и представил ее публике в начале 1924 года. Выполнила эскизы костюмов к фильму «Азлита» Я. Протазанова (1923). Таким образом, художница самостоятельно подошла к идее абстракции. Знаменитый искусствовед Яков Тугенхольд так писал о произведениях Александры Экстер еще в двадцатые годы: «Странное, волнующее впечатление производят эти «беспредметные» работы художницы Взор зрителя ищет в них человеческого содержания, аналогий и намеков на какие-то привычные конкретные образы – и с тщетным разочарованием готов уже отвернуться от этих «ничего» не изображающих холстов. Они дали деньги на покупку, затем отреставрировали картины ив 1972 г. сделали первую ретроспективную выставку Экстер в Париже, с каталогом. В Париже Экстер активно участвовала в модернистской деятельности: ее произведения выставлялись на Салонах Независимости и на выставке «Золотое сечение» (осень 1912 г. ) – важнейшем художественном событии, которое освободило кубофутуристскую живопись от тесных «геометрических» рамок, в которые антимодернистская художественная критика поспешила заключить зарождающийся кубизм. Экстер всегда проявляла свои выдающиеся организаторские способности, в 1908 году вместе Д. Бурлюком открыла выставку «Звено», а в 1914 году подготовила выставку «Кольцо», которые привлекли внимание киевскую публику, любителей искусства и друзей-единомышленников.
В Париже Экстер активно участвовала в модернистской деятельности: ее произведения выставлялись на Салонах Независимости и на выставке « Золотое сечение » (осень 1912 г. ) – важнейшем художественном событии, которое освободило кубофутуристскую живопись от тесных « геометрических » рамок, в которые антимодернистская художественная критика поспешила заключить зарождающийся кубизм. Украины), а затем в Киев. Даже новое « открытие » русского конструктивизма в последней трети ХХ века не активизировало интереса к творчеству Экстер в России.
Маринетти. Уже тогда унеё появились контакты савангардистами вКиеве иПетербурге. В 1945 умер Г. Некрасов. В товремя она стала полноправным участником парижской художественной жизни, очём свидетельствует её членство вассоциации абстрактного искусства «Круг иквадрат» издававшей журнал иустраивавшей выставки, благодаря которым вЕвропе окончательно утвердилась «респектабельность» этого художественного направления. Александра Экстер родилась в Белостоке, около Киева.
Черный цвет специалисты считают «опознавательным знаком живописи Экстер по его безграничным колористическим возможностям» – он покоряет своей «глубиной и таинственностью, бесплотностью и массивностью, активностью и нейтральностью». Выразительность цвета и линии стала главной особенностью эскизов. Вот таким образом осуществление этого проекта именно сейчас, в Год России – Франции, особенно важно и своевременно. Отныне он не достоин изображения.
Лучисты. Экстер, привыкшая к относительной интимности Камерного театра, столкнулась с проблемой преодоления барьера между зрелищем и зрителем и «Аэлита» помогла ей найти решение: с помощью создания иллюзии художница практически втягивала публику в действие. Приезды художницы на каникулы в Киев превращались для ее друзей-авангардистов в настоящий праздник модернизма – Экстер привозила все парижские новинки (публикации, фотографии и даже оригиналы работ) и с воодушевлением участвовала в важнейших авангардистских мероприятиях, таких как выставка «Звено» и «Кольцо» (в 1914 г. ), ставшей единственной масштабной сэутуристской экспозицией в Киеве, да и во всей южной России. в Одесской детской художественной школе, а затем в собственной студии в Киеве. Успех костюмов был обеспечен вдумчивостью и тщательностью художника.
В 1914 г. организовала авангардную выставку "Кольцо". Некоторые помнили ее имя, но, к сожалению, никто не мог точно сказать, где она жила. Сценическое оформление спектаклей « Фамира Кифаред » (1916 г. ) и « Саломея » по Оскару Уайльду (осень 1917 г. ), которые Таиров поставил в Камерном театре, принесли Экстер известность. Десять лет спустя Таиров подчеркивал новаторство Экстер, напоминая, что уже в 1921 году она « изобрела вертикальную сцену ». Соня Делоне, Балла ианглийские вортицисты уже сделали важные шаги вэтом направлении.
Так, в двадцатые и тридцатые годы Экстер рекомендовала своим ученикам изучать полотна Пуссена в Лувре, полагая, что живопись великого французского классика представляет собой прекрасную школу изобразительного « построения ». Созданные пополиматериальному принципу, наподобие рельефов В. Е. Татлина или дадаистских ассамбляжей Курта Швиттерса, марионетки Экстер воплощали богатство художественной фантазии, которая возродится полвека спустя внеистовой свободе американского поп-арта ивофранцузском «новом реализме».
Её привлекал фовизм. Последнее полотно представляет собой одно изфутуристских произведений, наиболее близких «орфическому» направлению, разработанному вПариже Франсисом Пикабиа иФрантишеком Купкой. Но ее важнейшей оформительской работой 1920-х годов стал фильм Якова Протазанова «Аэлита» (1924). Подобно Соне Делоне Александра Экстер берется в те годы за самые разнообразные сферы и всё у нее получается – она иллюстрирует футуристические сборники, создает эскизы платьев (1, 2), платков, подушек, абажуров, участвует в организации выставок декоративного искусства и даже проектирует форму для Красной армии. Два года спустя Экстер приняла участие в выставке « Cubism and abstract art » – уже вошедшей в историю панораме, представленной Альфредом Барром в Нью-Йорке.
Еще одним препятствием к изучению ее «чистого» (живописного) творчества стала утрата большой части ее картин, которые в 1917 году остались в доме ее бывшего свекра, где тогда находилась ее мастерская. Когда мир – это знак, вмещающий всеобщие категории. Отныне художница работала в основном в области сцены: во Франции, Италии и Англии она выполняла костюмы и декорации для балетных постановок, сотрудничая, в частности, со знаменитой Брониславой Нижинской. Написанная в 1914, она была опубликована в Москве в 1917 году с обложкой работы Экстер. В 1923 году Александра Экстер также поучаствовала в декоративном оформлении первой « Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки », а также сделала эскизы парадной формы для создаваемой в те годы Красной Армии. Но важно помнить, что именно фильмы грёз (часто импортированные Голливудом), а отнюдь не эксперименты Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова привлекали московскую публику в начале 1920-х годов.
Подобно тому, как абстрактное искусство упразднило ссылку на предмет (экстраживописный), Александра Экстер стала Христофором Колумбом современной сценографии – она отменила холст-декорацию, заменила его чистым светом – нематериальным и мощнейшим оформлением произведения. Этапными в авангардной сценографии явились работы Экстер для Камерного театра А. Я. Таирова (оформление Фамиры Кифаред И. Ф. Анненского (1916) и Саломеи О. Уайльда (1917), где она предвосхитила принципы конструктивистской «биомеханики», подчиняющей тела актеров единому сверхличному ритму спектакля. «Конструктивная» оригинальность Экстер настолько сильна, что разнообразие ее живописных открытий и сегодня приводит в замешательство искусствоведов, привыкших классифицировать произведения согласно клише «геометрических стилей». С 1907 года периодически бывала в Париже, где дружила с Г. Аполлинером, Ж. Браком, П. Пикассо, М. Жакобом и другими значительными фигурами авангардного искусства.
То того нет, то другого. Но у вас тогда и этих денег не было и он мне дал рассрочку на два года. Такие книги художница делала, как правило, в одном изредка — в трех-пяти экземплярах. В 1924 году Экстер отправляется в Италию. Разразившаяся война помешала этому проекту, но весной 1914 года художница участвовала, с несколькими русскими коллегами, в «Первой международной футуристической выставке», организованной галереей Спровьери в Риме. В 1906 ненадолго возобновила занятия в училище.
Конструктивистские марионетки Экстер пользовались бесспорным успехом. Интерес художницы китальянскому футуризму (Джакомо Балла, Умберто Боччиони, Джино Северини), который она знала поПарижу, атакже увлечение кубизмом всамой абстрактной изего версий, обозначенной Аполлинером термином «орфизм», предопределили её приход кабстракции вживописи. Александру Экстер знают все, даже не зная ее имени – достаточно посмотреть фильм «Аэлита» Якова Протазанова 1924 года создания, чтобы навсегда запомнить необычные костюмы, созданные А. Экстер и художником МХАТа И. Рабиновичем.
Участвовала ворганизации выставок «Звено» (1908. Общее образование Александра получила в киевской гимназии Святой Ольги. Глубокое понимание Экстер основ этого взаимодействия ярко выявилось в первой же совместной работе с Таировым над постановкой «Фамиры Кифареда» в 1916 году, а позднее — над «Саломеей» в 1917 году, «Ромео и Джульеттой» и «Смертью Тарелкина» в 1921-м (не осуществлена). Сна настолько вписалась в парижскую художественную среду, что уже в 1910 году Давид Бурлюк попросил ее походатайствовать перед Ле Фоконье об организации «русской секции» на Салоне Независимых. Появление Таирова и его Камерного театра переключило основное внимание на «внутреннюю технику актера» и на свободное движение. А ее театральные эскизы в каталоге оценены предварительно в сто — сто двадцать тысяч.
Перед революцией Экстер активно занималась преподаванием. Но ее супрематизм вовлечен в энергетику движения – и в этом гениальность Экстер. Абстрактная пластика подошла к концептуальному рубежу, который молодой искусствовед Николай Тарабукин вскоре назовет « концом живописной практики » и « самоубийством художника » (см. здесь разгулялось». До конца жизни она сохраняла советский паспорт, но к искусству в СССР относилась отрицательно, в том числе и к работам своей подруги В. Мухиной, усматривая в них «погоню за модой», «психологию», понимаемую как проявление натурализма.
Александра принимала активное участие в художественной и общественной жизни Москвы как художник-оформитель. Готовила для издательства «Центрифуга» альбом гуашей «Разрыв. Давала уроки живописи, рисунка и театрально-декорационного искусства. В 1915 г. примкнула к группе К. С. Малевича.
Таирова в Московском Камерном театре (1916–1917). Ей принадлежали росписи вестибюля театра и занавес, оформление драмы Фамира Кифаред И. Ф. Анненского (1916), Саломеи О. Уайльда (1917), Ромео и Джульетты У. Шекспира (1921). Её картины участвовали во многих выставках, в том числе выставках Бубнового валета, Салона Независимых, «5х525» и многих других. Декорации икостюмы спектаклей «Фамира Кифаред» поИ. Ф. Анненскому (1916) и«Саломея» поОскару Уайльду (1917) вКамерном театре принесли Экстер известность. Интерес художницы к итальянскому футуризму (Балла, Боччиони, Северини), который она знала по Парижу, а также увлечение кубизмом в самой абстрактной из его версий, обозначенной Аполлинером термином « орфизм », предопределили ее приход к абстракции в живописи, о чем свидетельствует « Городской пейзаж » (Слободской музейно-выставочный центр). 1917–1982» (Эдинбург, 1983), «Русская и советская живопись.
Космополитичность Киева (в городе проживало много молдаван, евреев и в особенности поляков) способствовала его европейской ориентации и благоприятствовала естественной ассимиляции. С помощью Надежды Ламановой и Веры Мухиной (которая работала с ней в Камерном театре) Экстер создала костюмы, а ее сподвижник Исаак Рабинович вместе с Сергеем Козловским работал над декорациями.
В1927 она получила заказ набольшую серию марионеток, которую впоследствии представила вМагдебурге (1929) иБерлине (галерея Альфреда Флехтхайма. Так, на недавней «конструктивистской» выставке в Галерее Тейт в Лондоне ее работы были представлены «вне каталога» рядом с произведениями Родченко и Поповой – художников, чье творчество уже несколько десятилетий задает тон формалистическим, если не «постмодернистским» классификациям. По словам А. Эфроса, первый из них явился «торжественным парадом кубизма», второй, как писала А. Коонен, – одной из лучших работ Э. «по экспрессии, темпераменту, по чувству формы» изломанные ритмы костюмов соответствовали музыкальному ритму действия, объемные декорации Э. создавали живописную атмосферу, «которой дышало развитие пьесы» (Эфрос). В декабре 1917 уехала в Киев, в годы гражданской войны жила в Киеве и Одессе. Жанр кино предоставил Экстер массу возможностей: она прибегла к кинематографическому методу «движения» персонажей, дав зрителю постоянно меняющуюся точку зрения — прием использованный ею при работе над марионетками, также рассматривавшимися как кинетическое целое (они тоже предназначались для фильма).
Хотя жизнь в эмиграции для советской гражданки (гражданство она не меняла) была непростой, Экстер и там многое успела сделать. В произведениях ощущается динамика цвета и форм. Подолгу бывала в Париже, где несколько лет снимала мастерскую. Приехав в Париж в начале 1925 года, Экстер была немедленно приглашена Фернаном Леже в его « Современную академию », где она преподавала сценическое оформление, поскольку абстрактная живопись вызывала в то время гораздо меньший интерес. Редкие художники ее поколения могут похвалиться таким разнообразием композиционных типов (Купка, Франц Марк, Отто Фрейндлих). В 1907 студентка вновь отправилась во Францию, на сей раз с целью повышения квалификации. В своей работе для «Аэлиты» Рабинович подчеркнул вертикали как в восходящих эллиптических колоннах из гладкого «металла» (гипс и дерево), так и в полупрозрачных занавесах, веревочных и металлических. Ее опыт в направлении супрематизма помогал ей в решении сценического пространства. Экстер выставила четырнадцать масштабных кубофутуристских полотен, втом числе несколько «городских пейзажей»– футуристическое видение «Флоренция» (ГТГ), «Синтетическое изображение города» и«Парижские бульвары вечером» (также ГТГ).
Человек очень интеллигентный, элегантный, умный. Их влияние прослеживается, например, в фильме Метрополис Фрица Ланга. Творчество А. А. Эстер занимает одну из ярких страниц русского искусства ХХ века. Украинская художница-авангардистка, с именем которой связывают понятие кубофутуризм. Только что прогремевший «Авиньонскими девицами» Пикассо поражает воображение публики кубистическими экспериментами: препарирует действительность на элементы, низвергая тысячелетние постулаты красоты и гармонии.
И должно было пройти пятьдесят лет, прежде чем ее имя появилось на обложке следующей монографии – эти годы отмечены тоталитарной цензурой века, бывшего таким безжалостным к Прометеям искусства. Не вызывает сомнений, что та же сознательная сдержанность привлекала Таирова в братьях Стенберг, которых он пригласил оформить целый ряд важнейших спектаклей в Камерном театре, в том числе «Грозу» и «Святую Иоанну» в 1924 году.
Расписала интерьеры театра и выполнила эскиз его занавеса. Исключительный успех выпал на долю оформленных Э. с «колоссальным творческим напором» (В. Мухина) спектаклей «Фамира Кифаред» И. Анненского (1916) и «Саломея» О. Уайльда (1917). Довольно надоедливо. Фигура Александры Экстер неотделима от триумфов русской театральной сцены: оформленные ею спектакли в московском Камерном театре – «Фамира Кифаред», «Саломея», «Ромео и Джульетта» – вошли в историю как подлинные шедевры, отмеченные ошеломляющей красотой костюмов и декораций. Понятно, почему Таиров приветствовал приход архитектора Александра Веснина в Камерный театр для оформления постановки «Благовещения» Поля Клоделя в 1920 году.
В Берлине через три года состоялась первая персональная выставка художницы. Живу я ничего себе, много работаю.
Продолжая работать в Париже, Экстер активно участвовала в мероприятиях российского авангарда: будучи членом петербургского «Союза молодежи» и московского «Бубнового валета», с 1910 года она выставляла свои работы на выставках, ежегодно организуемых этими обществами. Вместе с В. И. Мухиной оформила павильоны «Известий ЦИК и ВЦИК СССР» и «Красной нивы» для 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве (1923). Но даже в Париже официальное образование не успевает за духом времени.
Вместо живописных декораций она стала строить их из упрощенных трехмерных форм. « Мадам Экстер », как звали ее в Москве и Санкт-Петербурге, высоко ценили за личные качества и художественное дарование, она занимала видное положение в русской модернистской среде: так, Александра Экстер участвовала в большинстве выставок, ознаменовавших взлет беспредметной живописи. Уже в названии (а художника всегда давала своим произведения очень простые и точные названия) заложена суть произведения – плоскости, которые движутся. После смерти мужа (летом 1918) вышла замуж в 1920 за московского актера Г. Некрасова. Личное обаяние и тонкий ум молодой женщины быстро распахнули перед ней все двери. Причина кроется скорее всего в предубеждении, которое вызывали ее тесные связи с западным искусством и статус «беженки».
Тогда я обратился к искусствоведу Накову, моему товарищу еще со студенческих лет. Раскрасить в зеленый, синий, красный цвет Фамиру, в кубизм Нерона, в футуризм «Три сестры», Бориса Годунова в симультанизм — смело, что и говорить. В Париже Александра Экстер посещает студию портретиста Карло Дельваля, берет уроки в художественной школе «Ла Гранд Шомьер» и у Фернана Леже. В Москве сейчас, как и везде, очень плохо с питанием. В своих «Записках коллекционера» Никита Лобанов-Ростовский так описывает этот случай: Родилась в 1882 г. в Белостоке. Энергетическая логика, определяющая эту автономию «освобождённого цвета», проецируется в«метастилистическое» состояние, поскольку энергия поопределению является внеформальным понятием.
В 1925-30 гг. После возвращения в Париж в 1925 году художница стала фигурой общеевропейского масштаба. Она настолько вписалась в парижскую художественную среду, что уже в 1910 году Давид Бурлюк попросил ее походатайствовать перед Ле Фоконье об организации « русской секции » на Салоне Независимых. Озаглавленная « Divadlo » (театр), эта последняя презентация творчества Экстер, включавшая 116 номеров в каталоге, стала самой крупной из всех когда-либо организованных выставок ее сценических проектов.
Висторическом прошлом её увлекала конструктивистско-геометрическая энергетика искусства этрусков, скоторым она смогла ближе познакомиться вовремя путешествий поИталии (1910, 1912). В 1933 году Экстер уже иллюстрировала стихотворения Артюра Рембо и « Рубаи » персидского поэта Омара Хайяма, но основная масса рукописных книг была создана ею в тяжелые 1939-1942-е годы. Торжественное звучание краплачно-красного противостоит тихому в своей задумчивости песочно-желтому, вибрирующему и пластичному и созвучна синему, переливающемуся в градациях. Экстер выставила четырнадцать масштабных кубофутуристских полотен, в том числе несколько « городских пейзажей » – футуристическое видение « Флоренция » (сегодня находится в Третьяковской галерее в Москве), « Синтетическое изображение города » и « Парижские бульвары вечером » (также хранится в ГТГ). Открытие состоялось в пражском Художественно-промышленном музее (Umleckoprmyslov muzeum) – в стране, где в 1920 году появился продуктивистский неологизм робот, который писателю Карелу Чапеку удалось включить в словарь понятий европейской культуры.
Вес» (1916 не издан). Выставлялась в парижском Салоне независимых (1912-14), на Международной футуристической выставке в Риме (1914, вместе с А. Архипенко, О. Розановой и др. ), Познакомившись с А. Таировым, работала с 1915 в московском Камерном театре. – 17. 3. 1949, фонтене-о-Роз, Франция) – художник, тетральный художник, педагог. Москва) вРоссии.
Стала членом Товарищества деятелей украинского пластического искусства, участвовала в подготовке Всеукраинского съезда деятелей искусств (май–июнь 1918). Последние познакомили её с писательницей Гертрудой Стайн. В 1908 организовала в Киеве вместе с Д. Д. Бурлюком выставку «Звено» с тех пор принимала участие в большинстве наиболее значительных экспозиций русского авангарда (выставки «Бубнового валета», «Союза молодежи» «Трамвай В» и др. ). Личное обаяние и тонкий ум молодой женщины быстро распахнули перед ней все двери. В Украине и России её знают преимущественно как театральную художницу и создательницу костюмов к «Аэлите».
За границей Александра Экстер продолжает работать. Виртуозное соединение вертикальных платформ, впечатлявших публику впостановке «Ромео иДжульетты», размещение наклонными уступами площадок илестниц, устремлявшихся ввысь, вритмических (абстрактных) представлениях Голейзовского изумляло современников. Он унаследовал все ее работы, которые были пересланы ему в Америку. В том же 1927 году в берлинской галерее « Der Sturm » Герварта Вальдена состоялась выставка, целиком посвященная сценическому творчеству Экстер – создавалось впечатление, что к концу авангардистской эпопеи ее живопись окончательно отошла на второй план. Это «конструктивное внутреннее взаимодействие», вышедшее излогики кубизма, создаёт новые формальные отношения, открывает возможности для новых композиционных схем.
Разрабатывала модели для промышленного производства тканей и одежды сотрудничала с мастерской современного костюма, затем – с ателье мод «Москвошвея». Таким образом, художница самостоятельно подошла кидее абстракции. Разразившаяся война помешала этому проекту, но весной 1914 года художница участвовала, с несколькими русскими коллегами, в « Первой международной футуристической выставке », организованной галереей Спровьери в Риме.
В Париже художница подружилась с Аполлинером, Браком, Пикассо. В кратком заявлении, опубликованном художницей в каталоге, четко выражен ее колористический демарш того периода: « работы свидетельствуют о решениях соотношений цвета, взаимного напряжения, ритмов и перехода к конструкции цвета, основанной на законах его самостоятельности ».
Что делается в Москве. Она просто не вернулась в Советский Союз после Венецианской биеннале.
У Экстер не было преемников и все ее наследие попало в Америку. Оформляла в 1919 вместе со своими учениками Киев ко дню Красной армии и Одессу к 1 Мая, расписывала агитпоезда и агитпароход «Пушкин». В 1924 Э. участвовала в организации советского павильона на 14-й Международной выставке искусств в Венеции, где экспонировались и ее работы. Училась в киевской женской гимназии (1892-99) и Киевском художественном училище (1901-6). Скончалась в 1949 году. Дочь коллежского асессора Александра Авраамовича Григоровича.
« Экстер отталкивалась от своего кубистского опыта », писал он в 1921 году в Записках режиссера. Так, весной 1915 она была одним изэкспонентов радикальной авангардистской выставки «Первой футуристической выставки Трамвай В» (1915), организованной К. С. Малевичем вПетрограде. Нивинский, А. Г. Мероприятие, названное «Выставка современного декоративного искусства», проходило вгалерее Лемерсье. Ретроспективные выставки прошли в Москве (ГЦТМ, 1986 ГТГ, 1988 Музей современного искусства, 2010) и в Петербурге (2002, ГРМ).
Позже Экстер участвовала во «Всемирной выставке» в Париже и получила золотую медаль. Даже новое «открытие» русского конструктивизма в последней трети XX века не активизировало интереса к творчеству Экстер в России. С 1908 по 1914 годы Экстер много путешествует, посещает Швейцарию, Италию. В Париже Экстер, увлеченную как кубизмом, так и футуризмом, подхватил социально-художественный вихрь, весьма далекий от « правоверного » кубизма. Красивая изысканная, «насквозь француженка», по определению Лифшица, Ася Экстер начинала с удачи, благополучия и признания. И вПариже ивКиеве Экстер шла собственной дорогой вискусстве.
«В то время» – сказал он, «Александра Экстер носила такую смешную черную шляпку – она вообще очень любила шляпки и, вполне возможно, что она исходила из некоего реального образа или реальных предметов. Тогдаже встретилась схудожником-футуристом иискусствоведом Арденго Соффичи– впериод «Парижских вечеров» между ними возникла бурная, нонепродолжительная связь. Оттуда они более не вернутся. Видимо, все же Экстер была действительно «насквозь француженка», да и разрыв с Таировым оказался слишком тяжелым. Осень 1917 года в Москве ознаменовалась триумфом живописи Экстер, занимавшей значительное место в экспозиции ежегодного салона объединения « Бубновый валет », недолгим председателем которого был в то время Казимир Малевич.
В этоже время Экстер продолжает оформлять спектакли, преподаёт воВхутемасе, атакже работает для ателье моды Н. П. Ламановой ивкинематографе (эскизы костюмов для экранизации фантастической повести А. Н. Толстого «Аэлита»). Тышлер. Трудно поверить, что произведения такой удивительной свежести ифантазии были выполнены вразгар войны одинокой ибольной художницей, находившейся награни нищеты, очём свидетельствуют её письма кхудожнику Симону Лиссиму. Решительный шаг был сделан зимой 1915–1916, очём свидетельствует «Городской пейзаж» (СКМ).
абстрактную живопись в Музее Вильгельма Хака в Людвигсхафене). 1900–1930» (Вашингтон, 1985), «Искусство и революция» (Вена, 1988) и др. В 1908 вместе с Бурлюком и Кульбиным организовала в Киеве выставку «Звено» в дальнейшем приняла участие в большинстве выставок русского авангарда: Современных течений в искусстве (в составе группы «Венок» СПб., 1908), «Венок-Стефанос» (СПб., 1909), «Треугольник – Венок-Стефанос» (СПб., 1910), 1-й и 2-й «Салоны» В. А. Издебского (1909/1910 1910/1911), «Союза молодежи» (СПб., 1910, 1913/1914 Рига, 1910), «Московского салона» (М., 1911), «Бубновый валет» (1910–1917 член общества), « 4. Пластический результат оформления сборников этих авторов поражает воображение. Благо Экстер знакомится с поэтом Гийомом Апполинером, который приводит ее в мастерскую Пикассо — эпицентр новейшего искусства.
Такоеже оформление спектакля «Ромео иДжульетта» вКамерном театре стало самым блестящим «барочным» претворением вжизнь этого принципа вертикального построения сценических декораций (1921). Некоторые критики даже говорили о «Ромео и Джульетте» 1921 года как о «самой горькой странице» в истории Камерного театра. с М. Ф. Андреенко галерея Werner Kunze, 1974), Вашингтоне (Hirschhorn Museum, 1980). В 1918 после смерти мужа от холеры вернулась в Киев.
Она разработала оформление костюмов к фильму «Аэлита» по одноименной повести. Приехав в 1907 году на несколько месяцев в Париж для продолжения образования, Александра посещала « академии » Монпарнаса и, в частности, студию портретиста Карло Дельваля в частной художественной школе « Ла Гранд Шомьер ». Приезды художницы на каникулы в Киев превращались для ее друзей-авангардистов в настоящий праздник модернизма – Экстер привозила все парижские новинки (публикации, фотографии и даже оригиналы работ) и с воодушевлением участвовала в важнейших авангардистских мероприятиях, таких как выставка « Звено » и « Кольцо » (в 1914 г. ), ставшей единственной масштабной футуристской экспозицией в Киеве, да и во всей южной России.
Она открыла первую частную студию, где страждущие уловить zeitgeist, «дух времени», собирались для общения и обучения. Экстер сдружилась с Фернаном Леже (они оказались сокурсниками), Гийомом Аполлинером, Жоржем Браком и Пабло Пикассо. Да мало интересного, книг выходит мало и народу мало. Александра Экстер – одна из «амазонок» и ярчайших звезд русского авангарда.
Два зала выставки были целиком посвящены творчеству Экстер. Творчество Александры Экстер в равной степени принадлежит и Франции.
Принимала участие в большинстве наиболее значительных выставок авангардного искусства в России (выставки Бубнового валета – февраль 1912 года, Союза молодежи, Трамвай В и др. ), Франции (Салон Независимых – март 1912-го и др. ), в Италии. Решительный шаг был сделан зимой 1915-1916 года. И он принял наследие Экстер, понимая свою высокую миссию по сохранению ее творчества. Увлеченная классической культурой, она ощущала особенно тесную связь с французской поэзией (Верлен, Рембо). Но отвернуться уже нельзя – он начинает ощущать холодные и чистые как музыка чары это какой-то «надгорный мир», в котором живут лишь чистые идеи живописи: идеи пространства и глубины идеи равновесия и движения». Ее учениками были И. М. Мемориальные выставки состоялись в Париже (галерея J. Chauvelin, 1972), Нью-Йорке (галерея Vincent Astor и Публичная библиотека Линкольновского центра, 1974), Западном Берлине (совм. В конце жизни художница увлеклась созданием рукописных книг.
Участвовала в большинстве авангардных обьединений и выставках, таких как "Бубновый валет", "Союз молодежи", "Трамвай В", «Магазин», «5525», « 4» и др. По рисункам Экстер выполнялись костюмы к некоторым кинофильмам. его книгу От мольберта к машине, Москва, 1923 г. ).
Всвоих размышлениях обэтой постановке Таиров подчёркивал революционный вклад Экстер воформление спектакля, которое эволюционировало нефронтальным способом (вперспективе), астроилось попланово– повертикали. Еще одним препятствием к изучению ее « чистого » (живописного) творчества стала утрата большой части ее картин, которые в 1917 году остались в доме ее бывшего свекра, где тогда находилась ее мастерская. Она также играла ключевую роль в одном из самых значительных проектов русского авангарда имевшем своей целью «эстетизацию быта»: декоративно-прикладное искусство было для нее столь же значимо, сколь и изящное. Их семья постоянно принимает в своем доме литераторов и художников.
Увлечённая вэтот парижский период своего творчества (1910–1914) перспективой развития нового декоративно-прикладного искусства, выросшего изпринципов кубофутуризма, она стала инициатором первых выставок «Современного декоративного искусства» (1915 и1917. 1931). Его понимание сцены было в основе своей архитектурным, а не декоративным, что он и продемонстрировал в своем наиболее удачном оформлении, в спектакле «Любовь к трем апельсинам» 1927 года позднее, даже в самый напыщенный послевоенный период советского искусства, он оставался верен своим убеждениям.
Мероприятие, названное « Выставка современного декоративного искусства », проходило в помещениях галереи Лемерсье. Период с 1908 по 1914 года был очень насыщен событиями. После возвращения вПариж художница стала фигурой общеевропейского масштаба. Ее работы демонстрировались на многочисленных выставках. Состояла в группе Супремус, организатором которой бы Малевич.
В ее ранних работах, особенно в пейзажах и натюрмортах чувствуется влияние французской живописи: «Три женские фигуры», 1910, «Натюрморт» 1910, «Вид Парижа» 1912, «Античный пейзаж» 1910, «Город ночью» 1910. Представленные в 1924 году в Венеции на « Выставке новой театральной техники », ее декорации и костюмы сразу завоевали международное признание. Это « конструктивное внутреннее взаимодействие », вышедшее из логики кубизма, создает новые формальные отношения, открывает возможности для новых композиционных схем. Тогда Нина показала свою французскую журналистскую карточку, которую получила, работая в парижском отделении журнала «Ридерс дайджест». Она принимала активное участие во всех авангардных выставках, проходивших в России. Работы Э, выставлялись в советском отделе Международной выставки художественно-декоративных искусств в Париже (1925, золотая медаль), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), в одесском (1926) и киевском (1929) художественных музеях, на Международных выставках театрального искусства в Нью-Йорке (1926), Вене (1936) и Оттаве (1938). С конца 20-х Э. тяжело болела, в годы 2-й мировой войны испытывала материальную нужду.
Излюбленные Экстер пять цветов звучат то мощным аккордом, то нежнейшими нюансами – создается стройная музыкальная гармония. Создала цикл беспредметных «цветовых конструкций». Ее естественным образом привлекал фовизм, а связи в художественном мире и брак с известным адвокатом, открыли ей двери в так называемое «хорошее общество». Она была неизменной участницей почти всех крупных выставок нового искусства – содружества «Бубновый валет» и «Союза молодежи», « 4» и «Трамвай В», «Магазин», «5525» и других. В Киеве она безусловно играла главенствующую роль.
На родину художница больше не вернется. Художественный талант и личное обаяние открывают перед ней все двери.