Александра Александровна Экстер (в девичестве – Григорович 18 января 1882, Бялосток, Гродненськой губернии, ныне Польша –.
левыми художниками, но, как вспоминал А. Дейч, «талантливая искательница, скромная и сдержанная, она не любила шумихи и того «успеха скандала», который сопровождал выступления первых русских футуристов». Ей принадлежали росписи вестибюля театра и занавес, оформление драмы Фамира Кифаред И. Ф. Анненского (1916), Саломеи О. Уайльда (1917), Ромео и Джульетты У. Шекспира (1921). пластическом искусстве мы жалкие и неумелые подражатели и всегда ими были. » Большую часть своих работ и архив Э, завещала художнику С. Лиссиму, бывшему киевлянину, проживавшему с 1940 в США, С середины 60-х произведения Э. снова стали экспонироваться – в Милане (1964), Берлине (1967), Париже (1969), Лондоне (1971) мемориальные выставки состоялись в Париже (1972), Нью-Йорке и Западном Берлине (1974). Пожалуй, ярче всего Экстер проявила себя как театральный художник и дизайнер.
В 1923 г. вместе с В. И. Мухиной оформила павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. В 1907 студентка вновь отправилась во Францию, на сей раз с целью повышения квалификации. Родилась в г. Белосток. В 1906 ненадолго возобновила занятия в училище. российская художница. Вместе с В. И. Мухиной оформила павильоны «Известий ЦИК и ВЦИК СССР» и «Красной нивы» для 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве (1923). Выставлялась в парижском Салоне независимых (1912-14), на Международной футуристической выставке в Риме (1914, вместе с А. Архипенко, О. Розановой и др. ), Познакомившись с А. Таировым, работала с 1915 в московском Камерном театре.
А. Экстер была участницей почти всех авангардных художественных выставок в России, в том числе в 1908 году вместе с Д. Бурлюком организовала в Киеве авангардную выставку «Звено», а в 1914 г. совместно с А. Богомазовым – выставку Кольцо. левыми художниками, но, как вспоминал А. Дейч, «талантливая искательница, скромная и сдержанная, она не любила шумихи и того «успеха скандала», который сопровождал выступления первых русских футуристов». 1900-1930» (Вашингтон, 1985), «Искусство и революция» (Вена, 1988) и др. Вместе с ним здесь учились будущие авангардисты А. Богомазов и А. Архипенко. Виртуозное соединение вертикальных платформ, впечатлявших публику впостановке «Ромео иДжульетты», размещение наклонными уступами площадок илестниц, устремлявшихся ввысь, вритмических (абстрактных) представлениях Голейзовского изумляло современников. После возвращения вПариж художница стала фигурой общеевропейского масштаба.
Эскизы, выполненные на плоскости бумаги, творчески преобразованы в пластические формы. Увлечённая вэтот парижский период своего творчества (1910–1914) перспективой развития нового декоративно-прикладного искусства, выросшего изпринципов кубофутуризма, она стала инициатором первых выставок «Современного декоративного искусства» (1915 и1917. Москва) вРоссии.
Выросла в Киеве, где закончила гимназию Св. Ольги и Киевское художественное училище (педагог Н. Пимоненко). Работала как оформитель (Камерный театр — "Фамира Кифаред", "Саломея" МХТ и др. ). Во время этой поездки у нее сложились дружеские отношения с П. Пикассо, Г. Аполлинером. Там художница создала костюмы и декорации к его спектаклям "Фамира Кифаред" (1916), "Саломея" (1917), "Ромео Джульетта" (1921). В 1908 организовала в Киеве вместе с Д. Д. Бурлюком выставку «Звено» с тех пор принимала участие в большинстве наиболее значительных экспозиций русского авангарда (выставки «Бубнового валета», «Союза молодежи» «Трамвай В» и др. ). В 1901–1903 и 1906 занималась в Киевском художественном училище.
В 1908 г. организовала в Киеве вместе с Д. Д. Бурлюком выставку «Звено». В1910 вПариже Экстер сняла мастерскую, расположенную вдоме10 поулице Буассонад, всамом центре модного квартала Монпарнас. Тышлер. Ее имя называли вместе с именами Татлина, Малевича, Поповой, Родченко., но в. Предварительный показ, организованный Экстер, состоялся вМоскве 6ноября 1915.
Возможность увидеть и опробовать приемы европейцев стала мощным творческим импульсом для русских авангардистов, утоляла их жажду чистого и ненасытного творческого заимствования. М. Козинцева, Л. Ф. Манд ель, П. Ф. Челищев, И. И. Нивинский, Н. А. Шифрин, А. Г. Тыптлер. В 1903 вышла замуж за своего кузена, адвоката Н. Экстера. Сконструировала и оформила раскладные детские книжки-панорамы: «Мой сад» (1936), «Река», «Гора», «Море» (издательство «Flammarion» 1938). В 1924 году Экстер отправляется в Италию. В пейзажах, выполненных в этот период, природа и городская среда видятся художнице в первую очередь как скопление и динамичное взаимодействие геометрических фигур и их цветов: "Мост Севр" (1912), "Берега Сены" (1912), "Город" (1913), "Город ночью" (1919) и др.
Их дом на Фундуклеевской улице стал местом встреч киевских литераторов и художников. Провела персональные выставки в Берлине (Der Sturm, 1927), Магдебурге (1927), Лондоне (Claridge, 1928), Париже (Quatre Chemins, 1929 театральные работы) и Праге (Художественно-промышленный музей, 1938 театральные работы). Часто посещала Париж, где снимала мастерскую. Именно это и подтолкнуло Александру к возвращению в училище. В 1930-40-е исполняла декоративные ширмы, расписывала керамическую посуду.
Экстер сдружилась с Фернаном Леже (они оказались сокурсниками), Гийомом Аполлинером, Жоржем Браком и Пабло Пикассо. С 1924 г. в Париже (по приглашению Ф. Леже преподавала в Академии современного искусства, до 1930 г. ). Среди работ этого периода эскизы костюмов для балетных спектаклей Б. Нижинской в Лондоне (1925) и Э. Крюгер в Германии (1927-29), марионетки для театра и кино. В 1915 году Экстер присоединилась к группе Казимира Малевича "Супремус".
До конца жизни она сохраняла советский паспорт, но к искусству в СССР относилась отрицательно, в том числе и к работам своей подруги В. Мухиной, усматривая в них «погоню за модой», «психологию», понимаемую как проявление натурализма. Личное обаяние итонкий ум молодой женщины быстро распахнули перед ней все двери. Художественный талант и личное обаяние открывают перед ней все двери. С 1930 жила в пригороде Парижа Фонтене-о-Роз.
Их сюжеты выбирались заказчиками, нокачество исполнения указывает наособый интерес художницы кантичной лирике (Гораций, Эсхил, Сафо). В 1915-1916 гг. Создала несколько библиофильских рукописных изданий. Родилась в Белостоке в 1882 году. Много времени уделяла все эти годы преподаванию в детской рисовальной школе в Одессе (1917-18), в своей студии в Киеве (1918-20), во ВХУТЕМАСе в Москве (192122), По словам А. Ахматовой, посвятившей ей стихотворение «Старый портрет» (1910) из школы Э. «вышли все левые художники Киева», в том числе П. Челищев, Н. Шифрин, И. Рабинович, А. Тышлер.
Втомже 1927 вберлинской галерее «Der Sturm» состоялась выставка, целиком посвящённая сценическому творчеству Экстер. Александра Александровна Григорьевич родился 1872 года в Белостоке Гродненской губернии. Её творческая свобода, явившаяся врезультате энергетической концепции чистого цвета, достигла важного рубежа на«конструктивистской» выставке «5525» (сентябрь 1921), ставшей апогеем наиболее радикального направления вбеспредметной живописи. Редкие художники её поколения могут похвалиться таким разнообразием композиционных типов (Купка, Франц Марк, Отто Фрейндлих). С 1921 по 1922 гг.
Вскоре родители переехали в Киев и Ася, так называли ее друзья, стала киевлянкой. В 1924 году оформляла советский павильон в Венеции, затем в Париже, где осталась навсегда. Кроме того, в 1910-е годы художница оформляла и иллюстрировала футуристические сборники "Молоко кобылиц" и "Первый журнал русских футуристов", создала обложку книги молодого искусствоведа И. Аксенова "Пикассо и окрестности" (1917).
В 1908 вместе с Бурлюком организовала в Киеве выставку «Звено» в дальнейшем приняла участие в большинстве выставок русского авангарда: Современных течений в искусстве (в составе группы «Венок» СПб., 1908), «Венок-Стефанос» (СПб., 1909), «Треугольник – Венок-Стефанос» (СПб., 1910), 1-м и 2-м «Салонах» В. А. Издебского (1909/10 1910/11), «Союза молодежи» (СПб., 1910, 1913/14 Рига, 1910), «Московском салоне» (М., 1911), обществ «Бубновый валет» (1910-17 член общества), « 4. Их семья постоянно принимает в своем доме литераторов и художников. Среди работ этого периода эскизы костюмов для балетных спектаклей Б. Нижинской в Лондоне (1925) и Э. Крюгер в Германии (1927-29), марионетки для театра и кино. Была преподавателем в Одесской детской художественной школе и во ВХУТЕМАСе.
В автусте 1920 переехала в Москву, вышла замуж за актера Георгия Георгиевича Некрасова. В одном из писем Мухиной писала: «Я бы хотела видеть русских выше всех. Здесь сказался ее интерес к эксперименту с разными фактурами и материалами.
В 30-40-е она создавала декоративные панно, детские книги по заказу издательства «Фламмарион», «рукописные» книги в нескольких экземплярах, занималась художественной керамикой. Часть работ он распределил по музеям США, остальное было продано. Свадебное путешествие молодожены устроили долгое, отправившись в Европу. Среди преподавателей был Николай Пимоненко. Декорации икостюмы спектаклей «Фамира Кифаред» поИ. Ф. Анненскому (1916) и«Саломея» поОскару Уайльду (1917) вКамерном театре принесли Экстер известность. Такоеже оформление спектакля «Ромео иДжульетта» вКамерном театре стало самым блестящим «барочным» претворением вжизнь этого принципа вертикального построения сценических декораций (1921). Родилась 6 января 1882 года в городе Белосток Гродненской губернии.
Александра Григорович считала себя киевлянкой, хотя родилась в Белостоке Гродненской губернии. Режиссер был театра Александр Таиров. Оформляла в 1919 вместе со своими учениками Киев ко дню Красной армии и Одессу к 1 Мая, расписывала агитпоезда и агитпароход «Пушкин». О творчестве одного из ярких представителей авангардного искусства начала XX века, российско-французского живописца, графика, художника театра и кино Александры Экстер (1882-1949). Женившись Александра Григорович взяла немецкая фамилия мужа-адвоката. Скончалась в 1949 году. Пластический результат оформления сборников этих авторов поражает воображение. Посещала также парижскую академию Гран-Шомьер (1907).
Не эмигрировали, нет, просто остались. В 30-40-е она создавала декоративные панно, детские книги по заказу издательства «Фламмарион», «рукописные» книги в нескольких экземплярах, занималась художественной керамикой. В 1903 г. вышла замуж за своего двоюродного брата – адвоката Н. Е. Экстера. Киев) и«Кольцо» (1914), ставшей единственной масштабной футуристской экспозицией вКиеве.
Некоторое время жила в Одессе, открыла мастерскую живописи. В 1945 умер Г. Некрасов. В товремя она стала полноправным участником парижской художественной жизни, очём свидетельствует её членство вассоциации абстрактного искусства «Круг иквадрат» издававшей журнал иустраивавшей выставки, благодаря которым вЕвропе окончательно утвердилась «респектабельность» этого художественного направления. Умерла она в 1949 году в пригороде Парижа.
Устроилась в Париже. Она разработала оформление костюмов к фильму «Аэлита» по одноименной повести. Вольное игровое начало царит в ее работах 1920-х годов (модели тканей и одежды оформление спектаклей Камерного, Художественного и других театров эскизы костюмов к фильму Аэлита Я. А. Протазанова, 1923). её абстрактную живопись вМузее Вильгельма Хака вЛюдвигсхафене).
Видимо, все же Экстер была действительно «насквозь француженка», да и разрыв с Таировым оказался слишком тяжелым. Последний потряс ее до глубины души. Вевропейской культуре она ощущала особенно тесную связь сфранцузской поэзией (Верлен, Рембо). В работах Александры Экстер можно проследить влияние импрессионизма ("Натюрморт с вазой с цветами", 1908 "Три женские фигуры", 1911), пуантилизма, постимпрессионизма, но самым сильным ее увлечением стал кубизм истоки которого она впервые отметила в картинах Николя Пуссена, выставленных в Лувре. 1931).
Художница создала костюмы для А. Павловой, Э. Крюгера, В. Нижинского. В качестве дизайнера Александра Экстер сотрудничала с Московским ателье мод, придумала парадную форму красноармейцев. Представительница кубизма, конструктивизма и модерна. С 1916 создавала беспредметные картины. Осень 1917 вМоскве ознаменовалась триумфом живописи Экстер, занимавшей значительное место навыставке объединения «Бубновый валет», недолгим председателем которого был втовремя Малевич.
В1933 Экстер уже иллюстрировала стихотворения Артюра Рембо и«Рубаи» Омара Хайяма, ноосновная масса рукописных книг была создана ею втяжёлые 1939–1942. Нивинский, А. Г. Училась в киевской женской гимназии (1892-99) и Киевском художественном училище (1901-6).
Она принимала активное участие во всех авангардных выставках, проходивших в России. В 1921- 22 гг. В 1907 году Александра уехала в Париж. Наряду с авангардистской живописью занималась (с 1915) сценографией оформляла спектакли Камерного театра в Москве, Московского Художественного театра (МХТ), балетные постановки А. П. Павловой и др., а также фильм «Аэлита» Я. А. Протазанова (1923). В 30-40-е она создавала декоративные панно, детские книги по заказу издательства «Фламмарион», «рукописные» книги в нескольких экземплярах, занималась художественной керамикой. Персональные выставки Э. прошли в Берлине, Магдебурге 11927), Лондоне (1928), Париже (1929), НьюЙорке (1930), Праге (1937).
В 1921 г. принимала участие в концептуальной выставке конструктивистов «5х525». Как театральный художник работала в Московском Камерном театре у полтавчанина Александра Таирова над костюмами и декорациями, а также в Киеве в Балетной студии Брониславы Нижинской (1918-1921). (урожд. В 1923 году художница работала над декорациями и костюмами к фильму Я. Протазанова «Аэлита». Александра Экстер стала одним из основателей художественного стиля «Ар деко».
Экстер жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, путешествовала по Италии и Швейцарии, осуществляя постоянные контакты между русскими и европейскими левыми художниками. Она была участницей почти всех авангардных выставок в России: Салон В. А. Издебского в Одессе (1909/10, 1911), Венок-Стефанос и Треугольник в Петербурге (1910), 4 в Москве (1914). Красивая изысканная, «насквозь француженка», по определению Лифшица, Ася Экстер начинала с удачи, благополучия и признания. В 1918 вернулась в Киев. В 1908-14 жила попеременно в Киеве, Москве и Петербурге. Кто-то уверен, что художница давно мечтала выехать, другие считают, что причиной отъезда стал разрыв с Таировым. Это событие ознаменовало начало утверждения супрематизма.
в Одесской детской художественной школе, а затем в собственной студии в Киеве. Она просто не вернулась в Советский Союз после Венецианской биеннале. Таким образом, художница самостоятельно подошла кидее абстракции. Выполнила эскизы костюмов к фильму «Азлита» Я. Протазанова (1923). После революции художница развила бурную общественную деятельность. В 1916 начала сотрудничество с московским Камерным театром А. Я. Таирова.
До конца жизни она сохраняла советский паспорт, но к искусству в СССР относилась отрицательно, в том числе и к работам своей подруги В. Мухиной, усматривая в них «погоню за модой», «психологию», понимаемую как проявление натурализма. Она регулярно принимает участие в художественных выставках, вступает в объединения «Бубновый валет», «Союз молодежи». И действительно, создать декорации, которые затмили и режиссерский талант Александра Таирова и актерский Алисы Коонен, – не каждому под силу. Не было ни одной крупной ретроспективы ее творчества. В 1921-22 преподавала во ВХУТЕМАСе. В ее ранних работах, особенно в пейзажах и натюрмортах чувствуется влияние французской живописи: «Три женские фигуры», 1910, «Натюрморт» 1910, «Вид Парижа» 1912, «Античный пейзаж» 1910, «Город ночью» 1910.
1918-1923» (М., 1923), 1-й Русской художественной выставке (Берлин, 1922) и «Художники Камерного театра Москвы» (Москва-Парнж-Берлнн, 1923). пластическом искусстве мы жалкие и неумелые подражатели и всегда ими были. » Большую часть своих работ и архив Э, завещала художнику С. Лиссиму, бывшему киевлянину, проживавшему с 1940 в США, С середины 60-х произведения Э. снова стали экспонироваться – в Милане (1964), Берлине (1967), Париже (1969), Лондоне (1971) мемориальные выставки состоялись в Париже (1972), Нью-Йорке и Западном Берлине (1974). Выразительность цвета и линии стала главной особенностью эскизов. В Париже она продолжала обучение и занималась своим искусством.
Участвовала в салоне Независимых (1912, 1914) и выставках группы «Золотое сечение» в Париже (1912), Интернациональной свободной футуристической выставке картин и скульптуры в Риме (1914). С конца 20-х Э. тяжело болела, в годы 2-й мировой войны испытывала материальную нужду. Художник, сценограф, художник прикладного искусства и педагог. Последнее полотно представляет собой одно изфутуристских произведений, наиболее близких «орфическому» направлению, разработанному вПариже Франсисом Пикабиа иФрантишеком Купкой. Позже преподавала в Ателье М. Франкетти (курс композиции в живописи, театральное искусство).
Родилась в Белостоке 6 (18) января 1882 в семье коллежского асессора А. А. Григоровича («Экстер» – ее фамилия по мужу). художница, как и многие деятели конструктивистского движения, обратилась к практической работе: принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923), придумывала рисунки для тканей, сотрудничала с Московским ателье мод, где разрабатывала проекты женской одежды, участвовала в создании формы для Красной Армии. Занималась театральными и прикладными работами, в 1925-30 гг. Исполнила эскиз занавеса, расписала лестницу, вестибюль и портал сцены.
Создала эскизы костюмов к фильму «Аэлита» Я. А. Протазанова по повести А. Н. Толстого (1923). Преподавала в Одесской детской художественной школе, затем в собственной студии в Киеве (1918). Энергетическая логика, определяющая эту автономию «освобождённого цвета», проецируется в«метастилистическое» состояние, поскольку энергия поопределению является внеформальным понятием. В Государственном театре комедии и драмы Э. оформила спектакль «Товарищ Хлестаков» Д. Смолина, но А. Луначарский раскритиковал ее работу. В1926 работы Экстер были представлены наМеждународной театральной выставке вНью-Йорке, авследующем году– назнаменитой «Machine age exhibition», которую Альфред Барр организовал вМоМА. Принимала участие в большинстве наиболее значительных выставок авангардного искусства в России (выставки Бубнового валета – февраль 1912, Союза молодежи, Трамвай В), Франции (Салон Независимых – март 1912 и др. ), Италии. Создала костюмы к фантастическому фильму «Аэлита» (1924 г., режиссер – Я. Протазанов). – в Москве, во ВХУТЕМАСе.
Обучалась в Киевском художественном училище, парижской академии Гран-Шомьер (1907). Европейские гастроли Камерного театра Таирова в1923 (Берлин иПариж) уже заложили основы этого успеха. – 17. 3. 1949, фонтене-о-Роз, Франция) – художник, тетральный художник, педагог. С конца 20-х Э. тяжело болела, в годы 2-й мировой войны испытывала материальную нужду.
Кроме того, в период с 1918 по 1921 год Экстер также занималась оформлением спектаклей в балетной студии Брониславы Нижинской в Киеве. В 1925-30 гг. Жила и работала в Киеве, Москве, с 1924 г. – в Париже. Так, весной 1915 она была одним изэкспонентов радикальной авангардистской выставки «Первой футуристической выставки Трамвай В» (1915), организованной К. С. Малевичем вПетрограде. В 1915 г. примкнула к группе К. С. Малевича.
Еще она создала костюмы марсиан для фильма "Аэлита" Я. Протазанова, которые были представлены на выставках в Венеции (1924) и Париже (1925) и были с восторгом встречены публикой и кинематографистами. В 1914 г. в Киеве организовала авангардную выставку Кольцо. Работы Экстер демонстрировались и за рубежом: в парижском Салоне Независимых и на Интернациональной свободной футуристической выставке (1914).
По словам А. Эфроса, первый из них явился «торжественным парадом кубизма», второй, как писала А. Коонен, – одной из лучших работ Э. «по экспрессии, темпераменту, по чувству формы» изломанные ритмы костюмов соответствовали музыкальному ритму действия, объемные декорации Э. создавали живописную атмосферу, «которой дышало развитие пьесы» (Эфрос). В декабре 1917 уехала в Киев, в годы гражданской войны жила в Киеве и Одессе. Оформила балет «Этюды» на музыку И. С. Баха, выполняла костюмы для концертных программ труппы М. М. Мордкнна. Влияние ее стилистики, к примеру, можно заметить в культовом фильме "Метрополис " Ф. Ланга. Её привлекал фовизм. Обучалась в Киеве в гимназии Св. В Париже Александра Экстер успешно вписалась в художественную среду города, ее произведения выставлялись на ведущих выставках того времени: салон Независимых (1912), выставка "Золотое сечение" (1912). здесь разгулялось».
С 1929 г. она жила в Фонтене-о-Роз близ Парижа. Выразительность ее беспредметных композиций новаторски смела и оригинальна: «Город Ночью» 1919, «Цветовая динамика» 1914.
Участвовала в большинстве авангардных обьединений и выставках, таких как "Бубновый валет", "Союз молодежи", "Трамвай В", «Магазин», «5525», « 4» и др. Футуристы. Новости сЗапада доходили донего также быстро, как идоМосквы. Не миновало Александру Экстер и украшение улиц к революционным праздникам.
При этом Александра Экстер активно участвует в выставках за рубежом и в России. Участница выставок русских авангардистов «Звено» (1908), 1-й и 2-й Салоны В. Издебского (190910, 1911), «Треугольник» (1910), «Союз молодежи» (1910, 1913-14), «Венок-Стефанос» (1910), «Бубновый валет» (1910-17), « 4» (1914), «Трамвай «В» (1915), «Магазин» (1916).
Дружила с Д. Бурлюком, М. Ларионовым, Н. Гончаровой и др. Участвовала в выставках: «5525» (с А. А. Весниным, Л. С. Поповой, В. Ф. Степановой и А. М. Родченко 1921), «Театрально-декорационное искусство Москвы. Костюмы Экстер для фантастического фильма «Аэлита», представленные в1924 вВенеции ив1925 вПариже, были восторженно встречены публикой икинематографистами. В Киеве она поселилась с мужем на улице Б. Хмельницкого, 27. Отныне художница работала восновном втеатре. Рабинович, И. И.
В 1924 г. уехала с выставкой за границу и больше оттуда не вернулась. И вПариже ивКиеве Экстер шла собственной дорогой вискусстве. Именно они определили весь стиль киноленты, ставшей классикой экрана. Оформила футуристические сборники «Молоко кобылиц» и «Первый журнал русских футуристов» (М., 1914).
Окончила гимназию Святой Ольги и Киевское художественное училище. Будучи членом петербургского «Союза молодёжи» имосковского «Бубнового валета», Экстер с1910 показывала свои работы навыставках, ежегодно организуемых этими обществами. Работы Э, выставлялись в советском отделе Международной выставки художественно-декоративных искусств в Париже (1925, золотая медаль), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), в одесском (1926) и киевском (1929) художественных музеях, на Международных выставках театрального искусства в Нью-Йорке (1926), Вене (1936) и Оттаве (1938). С конца 20-х Э. тяжело болела, в годы 2-й мировой войны испытывала материальную нужду. Участвовала в создании парадной формы Красной Армии. Их дискуссии окубизме, вероятно, побудили Малевича окончательно концептуализировать своё видение нового беспредметного творчества– супрематизма.
Родилась в Белостоке, её девичья фамилия – Григорович. Она была первой, кто использовал прием так называемой "вертикальной сцены"., но в. Среди работ этого периода эскизы костюмов для балетных спектаклей Б. Нижинской в Лондоне (1925) и Э. Крюгер в Германии (1927-29), марионетки для театра и кино. В Париже художница подружилась с Аполлинером, Браком, Пикассо.
На родине Экстер также активно участвовала в выставочной деятельности. Давала уроки живописи, рисунка и театрально-декорационного искусства. Творчество А. А. Эстер занимает одну из ярких страниц русского искусства ХХ века. Путешествовала с мужем по Швейцарии и Италии.
Не был осуществлен ни один из спектаклей Художественного театра, эскизы к которым выполнила в 1920-22 Э. «Дама-невидимка» П. Кальдерона, «Интермедии» М. Сервантеса, «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина и др. После смерти мужа от холеры вернулась в Киев. Несмотря на их абстракцию, мы вполне четко узнаем на этих картинах черты изображенной на них среды.
В Москве примкнула к группе конструктивистов, участвовала вместе с А, Родченко, Л. Поповой, А. Весниным и В. Степановой в выставке «5х525» (1921), в Первой Русской художественной выставке в Берлине (1922), разрабатывала модели тканей и одежды, в частности, парадной формы Красной армии. Отстаивала согласование формы одежды с требованиями современной жизни (простота, практичность), считала главным в одежде интенсивность цвета как элемент, характеризующий русский народный костюм, подчеркивая, что «ни в коем случае не следует руководствоваться образцами Западной Европы, основанными на идеологии другого порядка». Сотрудничество Э. с Таировым прекратилось после постановки в Камерном театре «Ромео и Джульетты» (1921) как писал Эфрос, причиной «проигрыша» спектакля явилось то, что декорации Э. были «слишком хороши, вернее – роскошны», «ее исконное неистовство. Она была вхожа впарижский салон Е. И. Эпштейн, русской ученицы Анри Матисса иподруги В. В. Кандинского иСони Делоне, часто бывала уСержа Фера (С. Н. Ястребцова), знакомого Экстер ещё поКиеву, спонсировавшего журнал «Парижские вечера», руководство которым он поручил Гийому Аполлинеру (1912–1914). В 1886 переехала с семьей в Киев. 1882, ум. Ее опыт в направлении супрематизма помогал ей в решении сценического пространства.
Решительный шаг был сделан зимой 1915–1916, очём свидетельствует «Городской пейзаж» (СКМ). Сотрудничала с Б. Ф. Нижинской, которая организовала в Киеве танцевальную «Школу движений». Ее работы демонстрировались на многочисленных выставках. Неоценимый вклад Экстер и в театральное искусство первой половины ХХ века. Всвоих размышлениях обэтой постановке Таиров подчёркивал революционный вклад Экстер воформление спектакля, которое эволюционировало нефронтальным способом (вперспективе), астроилось попланово– повертикали. «Дама-невидимка» П. Кальдерона, «Интермедии» М. Сервантеса, «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина и др.
От пуантилизма натюрмортов и панно с видами Швейцарии и Бретани, написанных под влиянием Ж. Сера и П. Синьяка, перешла к манере, близкой В. Ван Гогу (1910-12, пейзажи Москвы, городов Франции и Италии, в которых Я. Тугендхольд ценил слияние «женственно тонкого колоризма с мужской «организованностью» композиции»), а затем к кубизму и беспредметности. Ранние пейзажи и натюрморты Экстер обнаруживают сильное влияние французской живописи (Античный пейзаж, Город ночью, Натюрморт с яйцами, все 1910-х). После смерти мужа (летом 1918) вышла замуж в 1920 за московского актера Г. Некрасова. Выставлялась в парижском Салоне независимых (1912-14), на Международной футуристической выставке в Риме (1914, вместе с А. Архипенко, О. Розановой и др. ), Познакомившись с А. Таировым, работала с 1915 в московском Камерном театре.
Это девятая зима с начала войны и для меня она будет тяжелая. В 1914 году она совместно с Давидом Бурлюком организовала в Москве выставку "Звено". Ее творчество развивалось в русле русского авангарда. В Париже Александра Экстер посещает студию портретиста Карло Дельваля, берет уроки в художественной школе «Ла Гранд Шомьер» и у Фернана Леже.
преподавала в Академии современного искусства в Париже. Много времени уделяла все эти годы преподаванию – в детской рисовальной школе в Одессе (1917-18), в своей студии в Киеве (1918-20), во ВХУТЕМАСе в Москве (192122), По словам А. Ахматовой, посвятившей ей стихотворение «Старый портрет» (1910) из школы Э. «вышли все левые художники Киева», в том числе П. Челищев, Н. Шифрин, И. Рабинович, А. Тышлер. 18 (6). 01. 1882 (Белосток Гродненской губ., ныне Польша) 17. 03. 1949 (Фонтене-о-Роз, близ Парижа). Работы Э, выставлялись в советском отделе Международной выставки художественно-декоративных искусств в Париже (1925, золотая медаль), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), в одесском (1926) и киевском (1929) художественных музеях, на Международных выставках театрального искусства в Нью-Йорке (1926), Вене (1936) и Оттаве (1938). 1917-1982» (Эдинбург, 1983), «Русская и советская живопись. В Государственном театре комедии и драмы Э. оформила спектакль «Товарищ Хлестаков» Д. Смолина, но А. Луначарский раскритиковал ее работу. Тогдаже встретилась схудожником-футуристом иискусствоведом Арденго Соффичи– впериод «Парижских вечеров» между ними возникла бурная, нонепродолжительная связь.
Это был период нового взлёта её живописи. В1927 она получила заказ набольшую серию марионеток, которую впоследствии представила вМагдебурге (1929) иБерлине (галерея Альфреда Флехтхайма. художница, как и многие деятели конструктивистского движения, обратилась к практической работе: принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923), придумывала рисунки для тканей, сотрудничала с Московским ателье мод, где разрабатывала проекты женской одежды, участвовала в создании формы для Красной Армии. Вместе с учениками участвовала в праздничном оформлении улиц Киева и Одессы (1919). Отец Аси был белорусом, мать – гречанкой.
Дочь коллежского асессора Александра Авраамовича Григоровича. В Мюнхене Экстер познакомил жену со своим другом, художником Алексеем Явленским. Интерес художницы китальянскому футуризму (Джакомо Балла, Умберто Боччиони, Джино Северини), который она знала поПарижу, атакже увлечение кубизмом всамой абстрактной изего версий, обозначенной Аполлинером термином «орфизм», предопределили её приход кабстракции вживописи. Полотна, представленные художницей вВенеции, упрочили её европейскую известность, которая продолжала расти впоследующее десятилетие.
На родину художница больше не вернется. Эта постановка стала настоящим триумфом. За границей Александра Экстер продолжает работать. Создала цикл беспредметных «цветовых конструкций». В конце жизни художница увлеклась созданием рукописных книг. Уже тогда унеё появились контакты савангардистами вКиеве иПетербурге. В 2010 году вышла двухтомная монография Георгия Коваленко в связи с открытием в Московском Музее современного искусства устроенной им ретроспективной выставки Александры Экстер. Состояла в группе Супремус, организатором которой бы Малевич.
Оформляла спектакли для московских театров: «Смерть Тарелкнна» А. В. Сухово-Кобылина (студия МХТ, 1921 не осуществлено), «Ромео и Джульетта» Шекспира (Камерный театр, 1921), «Современный Хлестаков» Д. Смолина (Государственный Театр комедии и драмы, 1922) и др. Тогдаже Экстер были созданы эскизы костюмов идекораций кпостановкам «Товарищ Хлестаков» попьесе Д. П. Смолина в (Государственном театре коммунистической драмы), «Смерть Тарелкина» попьесе А. В. Сухово-Кобылина встудии МХАТ (несостоялась). В 1920-х гг. Ольги, в 1901 поступила вольнослушательницей в Киевское художественное училище. В числе ее учеников были А. Г. Тышлер, И. И. Нивинский, И. М. Рабинович и др. В 1920-х гг.
Выполнила эскизы костюмов к фильму «Азлита» Я. Протазанова (1923). Этот фильм поправу считается одним изсамых смелых иноваторских схудожественной точки зрения. Перед революцией Экстер активно занималась преподаванием.
Результаты этой энергетической зрелости цвета видны всерии абстрактных произведений, выставленных осенью 1922 вБерлине (галерея Ван Димен) ив1924 наВенецианской биеннале. Оттуда они более не вернутся. В 1918-1921 гг. По рисункам Экстер выполнялись костюмы к некоторым кинофильмам. Режиссёр Я. А. Протазанов снял «Аэлиту» в1923 ипредставил её публике вначале 1924.
Детство и юность Александры прошли в Киеве, где в 1889 году она закончила гимназию. Вкратком заявлении, опубликованном художницей вкаталоге, чётко выражен её колористический демарш того периода: «работы свидетельствуют орешениях соотношений цвета, взаимного напряжения, ритмов иперехода кконструкции цвета, основанной назаконах его самостоятельности». Участница общества "Бубновый валет" (с 1911 г. ), общества художников "Союз молодежи" (с 1913 г. ), Профессионального союза художников-живописцев (1917). – вместе с другими художниками-супрематистами работала с крестьянами в художественной артели села Вербовка (руководитель – ее ученица Н. Генке) и села Скопцы (руководитель Н. Давыдова). Ее театральное творчество предвосхитило многие идеи конструктивистов.
В 1945 умер Г. Некрасов. Экстер выставила четырнадцать масштабных кубофутуристских полотен, втом числе несколько «городских пейзажей»– футуристическое видение «Флоренция» (ГТГ), «Синтетическое изображение города» и«Парижские бульвары вечером» (также ГТГ). пластическом искусстве мы жалкие и неумелые подражатели и всегда ими были. » Большую часть своих работ и архив Э, завещала художнику С. Лиссиму, бывшему киевлянину, проживавшему с 1940 в США, С середины 60-х произведения Э. снова стали экспонироваться в Милане (1964), Берлине (1967), Париже (1969), Лондоне (1971) мемориальные выставки состоялись в Париже (1972), Нью-Йорке и Западном Берлине (1974). Оформляла в 1919 вместе со своими учениками Киев ко дню Красной армии и Одессу к 1 Мая, расписывала агитпоезда и агитпароход «Пушкин».
Участвовала в Международных театральных выставках в Нью-Йорке (1926, 1934), выставках: «Круг и квадрат» (Париж, 1930), «Кубизм и абстрактное искусство» (Нью-Йорк, Музей современного искусства, 1936), «Искусство театра» (Оттава, 1938), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), выставке русских художников, организованной журналом «Наш Союз» (Париж, галерея Zak, 1936) и др., но в. Расписала интерьеры театра и выполнила эскиз его занавеса. Исключительный успех выпал на долю оформленных Э. с «колоссальным творческим напором» (В. Мухина) спектаклей «Фамира Кифаред» И. Анненского (1916) и «Саломея» О. Уайльда (1917). В 1924 году Александра Экстер и ее муж едут в Венецию для участия в биеннале. Лучисты.
В одном из писем Мухиной писала: «Я бы хотела видеть русских выше всех. Десять лет спустя Таиров подчёркивал новаторство Экстер, напоминая, что уже в1921 она «изобрела вертикальную сцену». она преподавала в московском Вхутемасе. В Украине и России её знают преимущественно как театральную художницу и создательницу костюмов к «Аэлите». Училась в киевской женской гимназии (1892-99) и Киевском художественном училище (1901-6). Общее образование Александра получила в киевской гимназии Святой Ольги. Она вышла замуж за своего кузена известного адвоката Николая Евгеньевича Экстера.
Ее учениками были Б. С. Аронсон, JI. До конца жизни она сохраняла советский паспорт, но к искусству в СССР относилась отрицательно, в том числе и к работам своей подруги В. Мухиной, усматривая в них «погоню за модой», «психологию», понимаемую как проявление натурализма. Из семьи акцизного чиновника, служившего с 1885-86 в Киевской губернии (город Смела) и Киеве.
1949. Во время своего пребывания вПариже в1910–1912 Экстер активно участвовала вмодернистской деятельности: её произведения выставлялись вСалонах Независимых инавыставке «Золотое сечение» (осень 1912)– важнейшем художественном событии, освободившем кубофутуристическую живопись оттесных «геометрических» рамок, вкоторые антимодернистская художественная критика поспешила заключить кубизм. Их влияние прослеживается, например, вфильме «Метрополис» Фрица Ланга. С 1908 по 1914 годы Экстер много путешествует, посещает Швейцарию, Италию. Иннокентий Анненский написал несколько оригинальных трагедий на еврипидовской сюжеты и вакхического драму Фамира кифаредов (шла в сезон 1916-1917 гг на сцене Камерного театра в Москве). Возвращения художницы в Киев превращались для ее друзей-авангардистов в большое событие.
Работы экспонировались на многих ретроспективных выставках, посвященных русскому и мировому авангарду, конструктивизму искусству первых советских лет: «Вклад русских в искусство авангарда» (Милан, 1964), «Авангард 1910-1930» (Берлин, 1967), «Русский авангард 1905-1925» (Париж, 1969), «Искусство в революции» (Лондон, 1971), «Значительные картины русских художников во французских коллекциях» (Париж, Осенний салон, 1972), «Русский взгляд» (Гейдельберг, 1974), «Революция: русский авангард 1912-1930» (Нью-Йорк, 1978), «Советская сценография. С 1908 по 1914 гг. Участвовала в оформлении павильона «Известий ВЦИК» и «Красной нивы» на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (1923). В одном из писем Мухиной писала: «Я бы хотела видеть русских выше всех.
Соня Делоне, Балла ианглийские вортицисты уже сделали важные шаги вэтом направлении. Приехав вПариж вначале 1925, Экстер была немедленно приглашена Фернаном Леже вего «Современную академию», где она преподавала сценическое оформление. Для его спектаклей в1922 и1923 она создала «линейные» конструкции неслыханной для того времени смелости. Разрабатывала модели для промышленного производства тканей и одежды сотрудничала с мастерской современного костюма, затем – с ателье мод «Москвошвея». Григорович).
В 1907 г. уехала в Париж, где начинала заниматься в парижской академии Гран-Шомьер и посещала класс портретиста Карло Дельваля. Стала членом Товарищества деятелей украинского пластического искусства, участвовала в подготовке Всеукраинского съезда деятелей искусств (май-июнь 1918). Влияние французской живописи особенно заметно на ранних картинах Экстер («Город ночью», «Античный пейзаж», «Натюрморт с яйцами»). В 1914 г. организовала авангардную выставку "Кольцо". К Париж Экстер уехала за новыми впечатлениями. Участница выставок русских авангардистов «Звено» (1908), 1-й и 2-й Салоны В. Издебского (190910, 1911), «Треугольник» (1910), «Союз молодежи» (1910, 1913-14), «Венок-Стефанос» (1910), «Бубновый валет» (1910-17), « 4» (1914), «Трамвай «В» (1915), «Магазин» (1916). Александра Экстер прежде всего знаменита своими декорациями к постановкам Камерного театра.
Род. Позже Экстер участвовала во «Всемирной выставке» в Париже и получила золотую медаль. Мероприятие, названное «Выставка современного декоративного искусства», проходило вгалерее Лемерсье. Единственная монография, охватывающая всю её карьеру, начиная со студенческой скамьи и заканчивая последними днями в Париже, была написана в 2003 году Жаном Шовленом (JeanChauvelin).
Украинская художница-авангардистка, с именем которой связывают понятие кубофутуризм. В 1903 вышла замуж за своего кузена, адвоката Н. Экстера. В 1945 умер Г. Некрасов.
– 17. 3. 1949, фонтене-о-Роз, Франция) – художник, тетральный художник, педагог. Родилась всемье акцизного чиновника. Участвовала в оформлении павильона «Известий ВЦИК» и «Красной нивы» на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (1923). Подобно Соне Делоне Александра Экстер берется в те годы за самые разнообразные сферы и всё у нее получается – она иллюстрирует футуристические сборники, создает эскизы платьев (1, 2), платков, подушек, абажуров, участвует в организации выставок декоративного искусства и даже проектирует форму для Красной армии. Оформляла в 1919 вместе со своими учениками Киев ко дню Красной армии и Одессу к 1 Мая, расписывала агитпоезда и агитпароход «Пушкин». В 1924 Э. участвовала в организации советского павильона на 14-й Международной выставке искусств в Венеции, где экспонировались и ее работы.
Висторическом прошлом её увлекала конструктивистско-геометрическая энергетика искусства этрусков, скоторым она смогла ближе познакомиться вовремя путешествий поИталии (1910, 1912). В 1915 г. вступила в группу К. Малевича Супремус. вела курс в ВХУТЕМАСе.
А. А. Экстер выставляла свои работы в Европе. Движение. При этом работы художницы экспонируются и за границей. жила в разных городах Российской империи (Москва, Киев, Одесса, Петербург), активно путешествуя по Европе.
В Италии они приняла участие в "Первой международной футуристической выставке" (1914). ЭКСТЕР, АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА (1882–1949), художница, выдающийся мастер русского авангарда, одна из основоположников «ар деко». Примитив» (М., 1914), «Кольцо» (Киев, 1914), 1-й футуристической выставке картин «Трамвай В» (Пг., 1915), «Магазин» (М., 1916), Выставке современной русской живописи в Художественном бюро Н. Е. Добычиной (Пг., 1916/17) и др.
В 1892-99 училась в женской гимназии св. Последние познакомили её с писательницей Гертрудой Стайн. Её радикальным нововведением стала замена традиционных стационарных декоративных панелей игрой света счёткой ивтоже время динамичной пространственной логикой. Выступала с публикациями по современному стилю одежды. В Париже она брала уроки у портретиста Карло Дельваля и обучалась в знаменитой академии Гранд-Шомьер на Монпарнассе. Созданные пополиматериальному принципу, наподобие рельефов В. Е. Татлина или дадаистских ассамбляжей Курта Швиттерса, марионетки Экстер воплощали богатство художественной фантазии, которая возродится полвека спустя внеистовой свободе американского поп-арта ивофранцузском «новом реализме».
Экстер посещала мастерские Константина Бранкузи иА. П. Архипенко, помогала советами молодому искусствоведу И. А. Аксёнову, книга которого «Пикассо иокрестности» (1914) вышла вМоскве в1917 собложкой работы Экстер. Яркость красок исложность центробежных построений, устремлённых зачастую позамысловатым наклонным направлениям, свидетельствуют окипении творческой энергии, которая даже вэтот период переживаемых личных трудностей оставалась неизменной. Персональные выставки Э. прошли в Берлине, Магдебурге 11927), Лондоне (1928), Париже (1929), НьюЙорке (1930), Праге (1937).
Именно вот таким образом Экстер выпала честь первой представить публике две абстрактные картины Малевича занесколько недель дооткрытия вПетрограде вдекабре 1915 подлинно революционной «Последней футуристической выставки 0, 10». В том же году участвовала в Международной выставке новой театральной техники в Вене. Участвовала в оформлении павильона «Известий ВЦИК» и «Красной нивы» на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (1923). Это «конструктивное внутреннее взаимодействие», вышедшее излогики кубизма, создаёт новые формальные отношения, открывает возможности для новых композиционных схем.
Художница оформляет театральные представления в Московском камерном театре («Ромео и Джульетта», «Саломея», «Фамира Кифаред»). Этапными в авангардной сценографии явились работы Экстер для Камерного театра А. Я. Таирова (оформление Фамиры Кифаред И. Ф. Анненского (1916) и Саломеи О. Уайльда (1917), где она предвосхитила принципы конструктивистской «биомеханики», подчиняющей тела актеров единому сверхличному ритму спектакля. Эскизы декораций икостюмов Экстер, представленные в1924 вВенеции наВыставке новой театральной техники, сразу завоевали международное признание. Ее учениками были И. М.
Выполнила эскизы костюмов к фильму «Азлита» Я. Протазанова (1923). В произведениях ощущается динамика цвета и форм. Мемориальные выставки состоялись в Париже (галерея J. Chauvelin, 1972), НьюЙорке (галерея Vincent Astor и Публичная библиотека Линкольновского центра, 1974), Западном Берлине (совм.
По завещанию большинство рисунков и личный архив были переданы ее другу С. М. Лиссиму. Александра Экстер не эмигрировала в Европу. Дружила с Д. Бурлюком, М. Ларионовым, Н. Гончаровой и др. занималась в Киевском художественном училище. с М. Ф. Андреенко галерея Werner Kunze, 1974), Вашингтоне (Hirschhom Museum, 1980) и Москве (ГЦТМ, 1986 и П Т, 1988). В1907 впервые едет нанесколько месяцев вПариж. Готовила для издательства «Центрифуга» альбом гуашей «Разрыв.
Сблизилась с петербургскими и московскими художниками-новаторами: Д. Д. Бурлю ком, М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой, А. В. Лентуловым. Отец – белорус, мать гречанка. – вместе с Вадимом Меллером работала с Брониславой Нижинской в ее Балетной Студии в Киеве. Из семьи акцизного чиновника, служившего с 1885-86 в Киевской губернии (город Смела) и Киеве. В этоже время Экстер продолжает оформлять спектакли, преподаёт воВхутемасе, атакже работает для ателье моды Н. П. Ламановой ивкинематографе (эскизы костюмов для экранизации фантастической повести А. Н. Толстого «Аэлита»).
По мотивам ее театральных костюмов также были созданы скульптуры. О парижской выставке режиссер Г. Бати писал, что она дает «прекрасное представление о движении, которое, родившись в России, обновило устаревшие драматические формы» оформленные Э. спектакли «открывали миру чудесный секрет взаимосвязи декораций и персонажей». В Государственном театре комедии и драмы Э. оформила спектакль «Товарищ Хлестаков» Д. Смолина, но А. Луначарский раскритиковал ее работу.
Оформляла балетные спектакли русской танцовщицы Э. Э. Крюгер, создавала «светящиеся скульптуры» для ее берлинской квартиры. От пуантилизма натюрмортов и панно с видами Швейцарии и Бретани, написанных под влиянием Ж. Сёра и П. Синьяка, перешла к манере, близкой В. Ван Гогу (1910-12, пейзажи Москвы, городов Франции и Италии, в которых Я. Тугендхольд ценил слияние «женственно тонкого колоризма с мужской «организованностью» композиции»), а затем к кубизму и беспредметности. Кроме того, в 1914 году ее работы выставлялись на таких выставках как "Кольцо", ставшая самой крупной футуристической выставкой Киева, футуристических выставках " 4" и "Трамвай В". «Дама-невидимка» П. Кальдерона, «Интермедии» М. Сервантеса, «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина и др.
Вес» (1916 не издан). О парижской выставке режиссер Г. Бати писал, что она дает «прекрасное представление о движении, которое, родившись в России, обновило устаревшие драматические формы» оформленные Э. спектакли «открывали миру чудесный секрет взаимосвязи декораций и персонажей». Отныне творческая деятельность художницы ограничивалась только оформлением рукописей. В 1924-25 сотрудничала с балетной труппой «Русский романтический театр» Б. Г. Романова и исполняла костюмы для одноактных балетов Б. Ф. Нижинской в Лондоне. Отлитые из бронзы, они покрыты эмалью. Участвовала ворганизации выставок «Звено» (1908.
Вернувшись вКиев в1917, художница открыла собственную студию итут раскрылся её недюжинный талант преподавателя. Оформила в кубистском духе постановки «Фамира-Кнфаред» И. Ф. Анненского (1916) и «Саломея» О. Уайльда (1917). А. Экстер экспонировала свои произведения на выставках «Бубновый валет», особенно интересны были встречи с художниками после вернисажей, когда они вместе обсуждали работы и делились своими достижениями в живописи. Много времени уделяла все эти годы преподаванию – в детской рисовальной школе в Одессе (1917-18), в своей студии в Киеве (1918-20), во ВХУТЕМАСе в Москве (192122), По словам А. Ахматовой, посвятившей ей стихотворение «Старый портрет» (1910) из школы Э. «вышли все левые художники Киева», в том числе П. Челищев, Н. Шифрин, И. Рабинович, А. Тышлер.
Проблемы пришли позже. Строгое световое оформление «Саломеи» ознаменовало рождение театрального конструктивизма. Декорации были оформлены в авангардистских-конструктивиському стиле Экстер.
Её отец Александр Аврамович Григорович был коллежским асессором, мать была гречанкой. В середине 1910-х годов одной из первых стала внедрять стилистику нового искусства в моду и бытовой дизайн (эскизы платьев, платков, скатертей и т. д. ), тем самым закладывая основы «ар деко», универсально охватывающего жизнь, но свободного от жесткой социологичности и тотального утопизма постреволюционного «производственного искусства». В1909–1914 жила вКиеве, Москве, Петербурге, Париже. Её картины участвовали во многих выставках, в том числе выставках Бубнового валета, Салона Независимых, «5х525» и многих других.
Период с 1908 по 1914 года был очень насыщен событиями. 6. 1. 1882, Белосток, Гродненской губ. Расписала интерьеры театра и выполнила эскиз его занавеса. Экстер всегда проявляла свои выдающиеся организаторские способности, в 1908 году вместе Д. Бурлюком открыла выставку «Звено», а в 1914 году подготовила выставку «Кольцо», которые привлекли внимание киевскую публику, любителей искусства и друзей-единомышленников.