Когда Малевич писал свои первые супрематические картины и никого не пускал в мастерскую, только одна Александра Экстер приходила к нему беспрепятственно и Малевич с ней беседовал часами. Александра Экстер внесла свой немалый вклад в декоративное искусство России 1920-х гг. Живописец, график, художник театра и кино, дизайнер, основоположник стиля ар деко Александра Александровна Экстер (урожденная Григорович) родилась 6 (18 по новому стилю) января 1882 г. в городе Белостоке Гродненской губернии в семье коллежского асессора. Александра Александровна Экстер (в девичестве Григорович), (6 января 1882 года— 17 марта 1949 года)— русско-французская художница-авангардистка (кубофутуризм, супрематизм), график, художница театра и кино, дизайнер.
В 1972 г. состоялась первая посмертная персональная выставка Экстер в Париже с публикацией каталога ее работ, а в 2000 г. там же создано Общество Александры Экстер, ведущее большую работу по поиску и сохранению наследия художницы, разбросанного в архивах по всему миру. В начале 40-х Александра Экстер работает над уникальными рукописными книгами. Киевские художники с подачи и благодаря Александре Экстер узнавали и впитывали то новое, что происходило в искусстве Европы в начале ХХ века.
В России первая монографическая выставка Александры Экстер была организована в 1987 г. Театральным музеем имени Бахрушина в Москве. В начале 1930-х годов Александра Экстер начала работать в направлении Les Livres Manuscrits— создание уникальных, выполненных от руки книг, каждая страница которых имеет авторский автограф. Умерла Александра Экстер в Фонтене-о-Роз под Парижем 17 марта 1949 г. Наследником ее работ стал художник Симон Лиссим, с которым она была знакома еще в Киеве и дружила в Париже. Александра Экстер родилась 6 января 1882 года в городе Белосток Гродненской губернии Российской империи (в настоящее время территория Польши).
Александра Экстер училась в киевской гимназии.
Так, на недавней « конструктивистской » выставке в Галерее Тейт в Лондоне ее работы были представлены « вне каталога » рядом с произведениями Родченко и Поповой – художников, чье творчество уже несколько десятилетий задает тон формалистическим, если не « постмодернистским » классификациям. И он принял наследие Экстер, понимая свою высокую миссию по сохранению ее творчества. Родилась в Белостоке в 1882 году.
Озаглавленная « Divadlo » (театр), эта последняя презентация творчества Экстер, включавшая 116 номеров в каталоге, стала самой крупной из всех когда-либо организованных выставок ее сценических проектов. Вернувшись домой, она принялась активно пропагандировать новейшие идеи авангардистов и стала своеобразным проводником актуальных тенденций в изобразительном искусстве.
Созданные по полиматериальному принципу, наподобие рельефов Татлина или дадаистских ассамбляжей Швиттерса, марионетки Экстер воплощали богатство художественной фантазии, которая возродится полвека спустя в неистовой свободе американского поп-арта и во французском « новом реализме ». Увлеченная в первый парижский период своего творчества (1910-1914 гг. ) перспективой развития нового декоративно-прикладного искусства, выросшего из принципов кубофутуризма, в России она стала инициатором первых выставок «современного декоративного искусства» (Москва, 1915 и 1917 гг. ). Не отягощенный безмерными амбициями, отравлявшими атмосферу Петербурга, чуждый жесткой московской конкуренции (в соревновании с Петербургом и Парижем), Киев был южным, в каком-то смысле провинциальным городом, в котором молодые художники не обременяли себя претензиями на превосходство. Благодаря дружеским связям с Малевичем и Татлиным художница нередко выступала «третейским судьей» в постоянно возникавших типичных для авангардистов конфликтах, к примеру, тех, что сопровождали подготовку к развеске выставки «0, 10» (декабрь 1915 года) – которая без дипломатичного посредничества Экстер могла бы закончиться катастрофой. Но отвернуться уже нельзя – он начинает ощущать холодные и чистые как музыка чары это какой-то «надгорный мир», в котором живут лишь чистые идеи живописи: идеи пространства и глубины идеи равновесия и движения».
В своих размышлениях о новой постановке Александр Таиров подчеркивал революционный вклад Экстер в оформление спектакля, которое эволюционировало не фронтальным способом (в перспективе), а строилось попланово – по вертикали. Так, весной 1915 года она была одним из экспонентов радикальной авангардистской выставки « Трамвай V », организованной Малевичем и представленной в Санкт-Петербурге в самый разгар войны. Разразившаяся война помешала этому проекту, но весной 1914 года художница участвовала, с несколькими русскими коллегами, в « Первой международной футуристической выставке », организованной галереей Спровьери в Риме.
По лапидарности, краткости и точности подачи эта работа, несомненно, одна из самых выразительных в творчестве художницы. В одном из писем Мухиной писала: «Я бы хотела видеть русских выше всех. абстрактную живопись в Музее Вильгельма Хака в Людвигсхафене). До конца жизни она сохраняла советский паспорт, но к искусству в СССР относилась отрицательно, в том числе и к работам своей подруги В. Мухиной, усматривая в них «погоню за модой», «психологию», понимаемую как проявление натурализма. Проходила обучение в Киевском художественном училище.
Ранние пейзажи и натюрморты Экстер обнаруживают сильное влияние французской живописи (Античный пейзаж, Город ночью, Натюрморт с яйцами, все 1910-х). Тогда их вообще никто не покупал. Перед революцией Экстер активно занималась преподаванием. Отныне художница работала восновном втеатре. В противоположность принципу совершенной автономии беспредметных планов – максималистской эстетике, настойчиво провозглашаемой Малевичем – цветовые планы вступают у нее в плодотворные взаимоотношения. Последнее полотно представляет собой одно из футуристских произведений, наиболее близких « орфическому » направлению, названному так Аполлинером и разработанному в Париже Пикабиа и Купкой.
Именно вот таким образом Экстер выпала честь первой представить публике две абстрактных картины Малевича за несколько недель до открытия в Петрограде в декабре 1915 года подлинно революционной выставки « 0, 10 ». В кратком заявлении, опубликованном художницей в каталоге, четко выражен ее колористический демарш того периода: « работы свидетельствуют о решениях соотношений цвета, взаимного напряжения, ритмов и перехода к конструкции цвета, основанной на законах его самостоятельности ». Тышлер.
Она была первой, кто использовал прием так называемой "вертикальной сцены". В середине 1910-х годов одной из первых стала внедрять стилистику нового искусства в моду и бытовой дизайн (эскизы платьев, платков, скатертей и т. д. ), тем самым закладывая основы «ар деко», универсально охватывающего жизнь, но свободного от жесткой социологичности и тотального утопизма постреволюционного «производственного искусства». Экстер росла и воспитывалась в непосредственном контакте с другими языками и культурами.
Вольное игровое начало царит в ее работах 1920-х годов (модели тканей и одежды оформление спектаклей Камерного, Художественного и других театров эскизы костюмов к фильму Аэлита Я. А. Протазанова, 1923). Это «конструктивное внутреннее взаимодействие», вышедшее излогики кубизма, создаёт новые формальные отношения, открывает возможности для новых композиционных схем. В своих «Записках коллекционера» Никита Лобанов-Ростовский так описывает этот случай: Родилась в 1882 г. в Белостоке. В 1925-30 гг. Она вышла замуж за своего кузена известного адвоката Николая Евгеньевича Экстера.
Жанр кино предоставил Экстер массу возможностей: она прибегла к кинематографическому методу «движения» персонажей, дав зрителю постоянно меняющуюся точку зрения — прием использованный ею при работе над марионетками, также рассматривавшимися как кинетическое целое (они тоже предназначались для фильма). Ее работы демонстрировались на многочисленных выставках.
Экстер жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, путешествовала по Италии и Швейцарии, осуществляя постоянные контакты между русскими и европейскими левыми художниками. Она была участницей почти всех авангардных выставок в России: Салон В. А. Издебского в Одессе (1909/10, 1911), Венок-Стефанос и Треугольник в Петербурге (1910), 4 в Москве (1914). Соня Делоне, Балла ианглийские вортицисты уже сделали важные шаги вэтом направлении. Не был осуществлен ни один из спектаклей Художественного театра, эскизы к которым выполнила в 1920-22 Э. «Дама-невидимка» П. Кальдерона, «Интермедии» М. Сервантеса, «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина и др. Подобно Джакомо Балла, в своих живописных планах Экстер направляет энергию центробежного движения к предельному энергетическому накалу и это кинетическое состояние завершается преодолением любой иллюстративной ссылки на формы.
В1933 Экстер уже иллюстрировала стихотворения Артюра Рембо и«Рубаи» Омара Хайяма, ноосновная масса рукописных книг была создана ею втяжёлые 1939–1942. В Киеве она безусловно играла главенствующую роль. Во время своего пребывания вПариже в1910–1912 Экстер активно участвовала вмодернистской деятельности: её произведения выставлялись вСалонах Независимых инавыставке «Золотое сечение» (осень 1912)– важнейшем художественном событии, освободившем кубофутуристическую живопись оттесных «геометрических» рамок, вкоторые антимодернистская художественная критика поспешила заключить кубизм. И в этом случае на картине она изобразила самою себя». В Берлине через три года состоялась первая персональная выставка художницы. Интерес художницы к итальянскому футуризму (Балла, Боччиони, Северини), который она знала по Парижу, а также увлечение кубизмом в самой абстрактной из его версий, обозначенной Аполлинером термином « орфизм », предопределили ее приход к абстракции в живописи, о чем свидетельствует « Городской пейзаж » (Слободской музейно-выставочный центр).
В числе ее учеников были А. Г. Тышлер, И. И. Нивинский, И. М. Рабинович и др. В 1920-х гг. Влияние французской живописи особенно заметно на ранних картинах Экстер («Город ночью», «Античный пейзаж», «Натюрморт с яйцами»). В 1914 г. в Киеве организовала авангардную выставку Кольцо. Работы Экстер демонстрировались и за рубежом: в парижском Салоне Независимых и на Интернациональной свободной футуристической выставке (1914). Вкратком заявлении, опубликованном художницей вкаталоге, чётко выражен её колористический демарш того периода: «работы свидетельствуют орешениях соотношений цвета, взаимного напряжения, ритмов иперехода кконструкции цвета, основанной назаконах его самостоятельности».
В Украине и России её знают преимущественно как театральную художницу и создательницу костюмов к «Аэлите». Возвращения художницы в Киев превращались для ее друзей-авангардистов в большое событие. Эта постановка стала настоящим триумфом. Он загорелся этим и организовал поддержку двух владельцев галерей — в Париже и в Нью-Йорке.
Родилась в Белостоке 6 (18) января 1882 в семье коллежского асессора А. А. Григоровича («Экстер» – ее фамилия по мужу). Энергетическая логика, определяющая эту автономию «освобождённого цвета», проецируется в«метастилистическое» состояние, поскольку энергия поопределению является внеформальным понятием. « Экстер отталкивалась от своего кубистского опыта », писал он в 1921 году в Записках режиссера. Выставлялась в парижском Салоне независимых (1912-14), на Международной футуристической выставке в Риме (1914, вместе с А. Архипенко, О. Розановой и др. ), Познакомившись с А. Таировым, работала с 1915 в московском Камерном театре.
Эта свобода, являющаяся результатом чисто энергетической концепции цвета, достигла важного рубежа на « конструктивистской » выставке « 5х525 », открывшейся в Москве в сентябре 1921 года. Даже новое « открытие » русского конструктивизма в последней трети ХХ века не активизировало интереса к творчеству Экстер в России. Продолжая работать в Париже, Экстер активно участвовала в мероприятиях российского авангарда: будучи членом петербургского «Союза молодежи» и московского «Бубнового валета», с 1910 года она выставляла свои работы на выставках, ежегодно организуемых этими обществами. Их влияние прослеживается, например, в фильме Метрополис Фрица Ланга. «Аэлита» своей двойной любовной историей, вдохновенным изображением жизни на Марсе и неприкрашенной картиной повседневной советской жизни соединила мечты с реальностью, счастливое будущее и настоящее, как это делали фильмы с участием Мэри Пикфорд и Дугласа Фэрбенкса.
Еще она создала костюмы марсиан для фильма "Аэлита" Я. Протазанова, которые были представлены на выставках в Венеции (1924) и Париже (1925) и были с восторгом встречены публикой и кинематографистами. Конструктивистские марионетки Экстер пользовались бесспорным успехом. К этим переживаниям прибавились проблемы со здоровьем, усложнявшие ее жизнь.
Строгое световое оформление «Саломеи» ознаменовало рождение театрального конструктивизма. Мадемуазель Анзиани дала нам ее адрес, объяснив, что теперь Мишлин Строль работает старшей медсестрой в женской клинике в Фонтене-о-Роз. Её заслуги ограничиваются не только замечательными произведениями, которые стали знаковыми в русском искусстве, но и изобретением (совместно с другими художниками) нового жанра Арт-Деко.
После возвращения в Париж в 1925 году художница стала фигурой общеевропейского масштаба. Успех костюмов был обеспечен вдумчивостью и тщательностью художника. Экстер можно поставить в один ряд с самыми талантливыми и своеобразными русскими художницами.
Она переехала во Францию к своей подруге Соне Терк-Делоне. В 1903 вышла замуж за своего кузена, адвоката Н. Экстера. Александра Экстер не эмигрировала в Европу.
В товремя она стала полноправным участником парижской художественной жизни, очём свидетельствует её членство вассоциации абстрактного искусства «Круг иквадрат» издававшей журнал иустраивавшей выставки, благодаря которым вЕвропе окончательно утвердилась «респектабельность» этого художественного направления. Отныне творческая деятельность художницы ограничивалась только оформлением рукописей. Осень 1917 вМоскве ознаменовалась триумфом живописи Экстер, занимавшей значительное место навыставке объединения «Бубновый валет», недолгим председателем которого был втовремя Малевич. В 1914 г. организовала авангардную выставку "Кольцо". Причина кроется скорее всего в предубеждении, которое вызывали ее тесные связи с западным искусством и статус « беженки ».
Решительный шаг был сделан зимой 1915–1916, очём свидетельствует «Городской пейзаж» (СКМ). Будучи членом петербургского «Союза молодёжи» имосковского «Бубнового валета», Экстер с1910 показывала свои работы навыставках, ежегодно организуемых этими обществами. На камине стояли чашка и соусница, расписанные С. М. В Париже Экстер активно участвовала в модернистской деятельности: ее произведения выставлялись на Салонах Независимости и на выставке «Золотое сечение» (осень 1912 г. ) – важнейшем художественном событии, которое освободило кубофутуристскую живопись от тесных «геометрических» рамок, в которые антимодернистская художественная критика поспешила заключить зарождающийся кубизм. Экстер росла и воспитывалась в непосредственном контакте с другими языками и культурами. В 1962 г. я встретился с художником Лиссимом, бывшим киевлянином и другом Экстер.
Однако эта выставка стала лебединой песней чешского модернизма, равно как и этого периода творчества Экстер – шел 1939 год и через несколько месяцев после вторжения Bермахта в Судетскую область началась кровавая и разрушительная Вторая мировая война. При этом работы художницы экспонируются и за границей. Расписала интерьеры театра и выполнила эскиз его занавеса. Исключительный успех выпал на долю оформленных Э. с «колоссальным творческим напором» (В. Мухина) спектаклей «Фамира Кифаред» И. Анненского (1916) и «Саломея» О. Уайльда (1917). Режиссер Протазанов снял Аэлиту в 1923 году и представил ее публике в начале 1924 года.
С помощью Надежды Ламановой и Веры Мухиной (которая работала с ней в Камерном театре) Экстер создала костюмы, а ее сподвижник Исаак Рабинович вместе с Сергеем Козловским работал над декорациями. Уже в названии (а художника всегда давала своим произведения очень простые и точные названия) заложена суть произведения – плоскости, которые движутся. Она регулярно принимает участие в художественных выставках, вступает в объединения «Бубновый валет», «Союз молодежи». Разразившаяся война помешала этому проекту, но весной 1914 года художница участвовала, с несколькими русскими коллегами, в «Первой международной футуристической выставке», организованной галереей Спровьери в Риме. Как позднее писал сам Таиров об Экстер, она была «художницей с исключительной чуткостью», отозвавшейся на его «сценические замыслы и на первых же шагах обнаружившей прекрасное чувство действенной стихии театра».
На родине Экстер также активно участвовала в выставочной деятельности. Излюбленные Экстер пять цветов звучат то мощным аккордом, то нежнейшими нюансами – создается стройная музыкальная гармония. Дружила с Д. Бурлюком, М. Ларионовым, Н. Гончаровой и др. И вПариже ивКиеве Экстер шла собственной дорогой вискусстве.
Довольно надоедливо. На стенах висели четыре или пять больших картин маслом и несколько трафаретов из книги «Alexandra Exter decors de theatre», стоял расписанный Экстер сундук, а два ящика были набиты трафаретами и различными книжными иллюстрациями.
Приехав вПариж вначале 1925, Экстер была немедленно приглашена Фернаном Леже вего «Современную академию», где она преподавала сценическое оформление. В1909–1914 жила вКиеве, Москве, Петербурге, Париже. Работы Э, выставлялись в советском отделе Международной выставки художественно-декоративных искусств в Париже (1925, золотая медаль), в русском отделе выставки «Современное французское искусство» в Москве (1928), в одесском (1926) и киевском (1929) художественных музеях, на Международных выставках театрального искусства в Нью-Йорке (1926), Вене (1936) и Оттаве (1938). С конца 20-х Э. тяжело болела, в годы 2-й мировой войны испытывала материальную нужду.
Она ищет особый ритм и особую пластику, в мире для нее нет статики, она восхищается бесконечностью движения, завораживающей красотой красок Реальный мир решительно ею отвергнут. Родилась в г. Белосток. В1926 работы Экстер были представлены наМеждународной театральной выставке вНью-Йорке, авследующем году– назнаменитой «Machine age exhibition», которую Альфред Барр организовал вМоМА. Экстер привнесла в московскую культурную жизнь свежесть перемен, в том числе благодаря знакомству с новейшими сценографическими тенденциями, утвердившимися в Париже в 1910-1913 годах и « Русским сезонам » Дягилева (оформительская работа Бакста), а также революционному исполнению Вацлава Нижинского в « Полуденном отдыхе фавна ».
Из семьи акцизного чиновника, служившего с 1885-86 в Киевской губернии (город Смела) и Киеве. Тоже и с бумагой и перед тем, как печатать книгу, приходится бегать по всему городу и ее (бумагу) искать —не говоря уже о том, что она стоит в 5-6 раз дороже. Яркость красок исложность центробежных построений, устремлённых зачастую позамысловатым наклонным направлениям, свидетельствуют окипении творческой энергии, которая даже вэтот период переживаемых личных трудностей оставалась неизменной. Именно это и подтолкнуло Александру к возвращению в училище. В 1924 году она переехала во Францию и продолжила свои эксперименты в театральной области. В 1915 г. примкнула к группе К. С. Малевича.
В начале своего творческого пути Экстер была близка к круп/ символистов, в историческом прошлом ее привлекала конструктивистско-геометрическая энергетика искусства этрусков, с которым она смогла ближе познакомиться во время путешествий по Италии (1910, 1912 годы). Вплоть до начала Первой мировой войны она путешествует, надолго нигде не задерживаясь – Германия, Италия, Швейцария, Париж, Киев, Одесса, Москва, Петербург. Таким образом, художница самостоятельно подошла к идее абстракции. Их влияние прослеживается, например, вфильме «Метрополис» Фрица Ланга.
Всвоих размышлениях обэтой постановке Таиров подчёркивал революционный вклад Экстер воформление спектакля, которое эволюционировало нефронтальным способом (вперспективе), астроилось попланово– повертикали. В послереволюционные годы Экстер много работала «на благо социума»: она украшала Одессу к празднику 1мая, участвовала в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки, активно занималась преподаванием (в детской рисовальной школе в Одессе, в собственной студии в Киеве и ВХУТЕМАСе), разрабатывала дизайн рабочей одежды и парадной формы Красной Армии. Она настолько вписалась в парижскую художественную среду, что уже в 1910 году Давид Бурлюк попросил ее походатайствовать перед Ле Фоконье об организации « русской секции » на Салоне Независимых. Но ее супрематизм вовлечен в энергетику движения – и в этом гениальность Экстер.
Это событие ознаменовало начало утверждения супрематизма. « Мадам Экстер », как звали ее в Москве и Санкт-Петербурге, высоко ценили за личные качества и художественное дарование, она занимала видное положение в русской модернистской среде: так, Александра Экстер участвовала в большинстве выставок, ознаменовавших взлет беспредметной живописи. Костюмы Экстер для фантастического фильма Аэлита (1924 г. ), представленные в 1924 году в Венеции и в 1925 в Париже, были восторженно встречены публикой и кинематографистами. Тогдаже встретилась схудожником-футуристом иискусствоведом Арденго Соффичи– впериод «Парижских вечеров» между ними возникла бурная, нонепродолжительная связь. В октябре 1917 года строгое световое оформление « Саломеи » ознаменовало рождение театрального конструктивизма – эта постановка стала настоящим триумфом.
По словам А. Эфроса, первый из них явился «торжественным парадом кубизма», второй, как писала А. Коонен, – одной из лучших работ Э. «по экспрессии, темпераменту, по чувству формы» изломанные ритмы костюмов соответствовали музыкальному ритму действия, объемные декорации Э. создавали живописную атмосферу, «которой дышало развитие пьесы» (Эфрос). В декабре 1917 уехала в Киев, в годы гражданской войны жила в Киеве и Одессе. её абстрактную живопись вМузее Вильгельма Хака вЛюдвигсхафене). Оттуда они более не вернутся.
В 30-40-е она создавала декоративные панно, детские книги по заказу издательства «Фламмарион», «рукописные» книги в нескольких экземплярах, занималась художественной керамикой. Персональные выставки Э. прошли в Берлине, Магдебурге 11927), Лондоне (1928), Париже (1929), НьюЙорке (1930), Праге (1937). Увлеченная классической культурой, она ощущала особенно тесную связь с французской поэзией (Верлен, Рембо). Десять лет спустя Таиров подчёркивал новаторство Экстер, напоминая, что уже в1921 она «изобрела вертикальную сцену». Предварительный показ, организованный Экстер, состоялся вМоскве 6ноября 1915. « Конструктивная » оригинальность Экстер настолько сильна, что разнообразие ее живописных открытий и сегодня приводит в замешательство искусствоведов, привыкших классифицировать произведения согласно клише « геометрических стилей ».
Влияние ее стилистики, к примеру, можно заметить в культовом фильме "Метрополис " Ф. Ланга. За семь лет до этого Экстер выполнила макеты и костюмы к спектаклю «Саломея» Московского Камерного театра, который был признан «одной из вех 1917 года». Видимо, все же Экстер была действительно «насквозь француженка», да и разрыв с Таировым оказался слишком тяжелым. Знаменитый искусствовед Яков Тугенхольд так писал о произведениях Александры Экстер еще в двадцатые годы: «Странное, волнующее впечатление производят эти «беспредметные» работы художницы Взор зрителя ищет в них человеческого содержания, аналогий и намеков на какие-то привычные конкретные образы – и с тщетным разочарованием готов уже отвернуться от этих «ничего» не изображающих холстов. Открытие состоялось в пражском Художественно-промышленном музее (Umleckoprmyslov muzeum) – в стране, где в 1920 году появился продуктивистский неологизм робот, который писателю Карелу Чапеку удалось включить в словарь понятий европейской культуры.
Таковы заостренные треугольники кипарисов и постепенный наклон ступеней в «Фамире Кифареде». Результаты этой энергетической зрелости цвета видны в серии абстрактных произведений, выставленных осенью 1922 года в Берлине (галерея Ван Димен) и в 1924 году на Венецианском биеннале. Вместо живописных декораций она стала строить их из упрощенных трехмерных форм. Приезды художницы на каникулы в Киев превращались для ее друзей-авангардистов в настоящий праздник модернизма – Экстер привозила все парижские новинки (публикации, фотографии и даже оригиналы работ) и с воодушевлением участвовала в важнейших авангардистских мероприятиях, таких как выставка «Звено» и «Кольцо» (в 1914 г. ), ставшей единственной масштабной сэутуристской экспозицией в Киеве, да и во всей южной России. Пожалуй, ярче всего Экстер проявила себя как театральный художник и дизайнер.
Благодаря дружеским связям с Малевичем и Татлиным художница нередко выступала « третейским судьей » в постоянно возникавших типичных для авангардистов конфликтах, к примеру, тех, что сопровождали подготовку к развеске выставки « 0, 10 » (декабрь 1915 года) – которая без дипломатичного посредничества Экстер могла бы закончиться катастрофой. Это был период нового взлёта её живописи. После возвращения вПариж художница стала фигурой общеевропейского масштаба. С 1908 по 1914 годы Экстер много путешествует, посещает Швейцарию, Италию. В то время она стала полноправным участником парижской художественной жизни, о чем свидетельствует ее членство в ассоциации абстрактного искусства « Круг и квадрат » издававшей журнал и устраивавшей выставки, благодаря которым в Европе окончательно утвердилась « респектабельность » этого художественного направления.
Она регулярно принимает участие в художественных выставках, вступает в объединения «Бубновый валет», «Союз молодежи». В работах Александры Экстер можно проследить влияние импрессионизма ("Натюрморт с вазой с цветами", 1908 "Три женские фигуры", 1911), пуантилизма, постимпрессионизма, но самым сильным ее увлечением стал кубизм истоки которого она впервые отметила в картинах Николя Пуссена, выставленных в Лувре. Она была вхожа впарижский салон Е. И. Эпштейн, русской ученицы Анри Матисса иподруги В. В. Кандинского иСони Делоне, часто бывала уСержа Фера (С. Н. Ястребцова), знакомого Экстер ещё поКиеву, спонсировавшего журнал «Парижские вечера», руководство которым он поручил Гийому Аполлинеру (1912–1914). Пластический результат оформления сборников этих авторов поражает воображение.
Другими словами, движение на сцене играло вспомогательную роль. TПродолжая работать в Париже, Экстер активно участвовала в мероприятиях российского авангарда: будучи членом петербургского « Союза молодежи » и московского « Бубнового валета », с 1910 года она выставляла свои работы на выставках, ежегодно организуемых этими обществами. Виртуозность вертикальных платформ, впечатлявших публику в постановке Ромео и Джульетты, размещение наклонными уступами площадок и лестниц, устремлявшихся ввысь в ритмических (абстрактных) представлениях Голейзовского изумляли современников.
Приехав в Россию, она знакомится с К. Малевичем и супрематизмом и пишет картины. Под влиянием супрематистской революции Малевича, активной соучастницей которой Экстер стала одной из первых среди со6ратьев -«беспредметников» осенью 1915 года (именно тогда этот термин впервые прозвучал в Москве и то в отношении к ее картинам), позднее, в 1916-1918 годы, она сумела создать язык абстрактных форм и логику композиционных структур, свободные от какого бы то ни было влияния безоговорочно автономной эстетики, предлагаемой супрематизмом. В 1927 году она получила заказ на большую серию марионеток, которую она впоследствии представила в Магдебурге (1929 г. ) и Берлине (галерея Флештхейм, 1931 г. ).
Когда мир – это знак, вмещающий всеобщие категории. В 1928 году Луис Лозовик, автор первой американской книги, заказанной « Socit Anonyme » Катрин Дрейер и посвященной новому русскому искусству, опубликовал статью, посвященную марионеткам Экстер. Кроме того, там можно увидеть фрагменты фантастического кинофильма Якова Протазанова «Аэлита» (1924), чьим героям-марсианам Экстер также придумала невероятные наряды.
Экстер выставила четырнадцать масштабных кубофутуристских полотен, втом числе несколько «городских пейзажей»– футуристическое видение «Флоренция» (ГТГ), «Синтетическое изображение города» и«Парижские бульвары вечером» (также ГТГ).
Написанная в 1914, она была опубликована в Москве в 1917 году с обложкой работы Экстер. Параллельно с « чистым » творчеством Экстер очень много работала для сцены: ей принадлежат костюмы и декорации к пьесам Ромео и Джульетта (1921), Товарищ Хлестаков, Смерть Тарелкина. В Париже Экстер активно участвовала в модернистской деятельности: ее произведения выставлялись на Салонах Независимости и на выставке « Золотое сечение » (осень 1912 г. ) – важнейшем художественном событии, которое освободило кубофутуристскую живопись от тесных « геометрических » рамок, в которые антимодернистская художественная критика поспешила заключить зарождающийся кубизм. Отныне он не достоин изображения. В это время Экстер продолжает оформлять спектакли, преподает в московских « свободных мастерских » (Вхутемас), а также работает для ателье моды Ламановой и в кинематографе (эскизы костюмов для экранизации фантастической повести Аэлита).
В отличие от непримиримой Москвы или провинциальной Одессы, Киев в то время мог гордиться атмосферой подлинно европейской столицы. В ближайшее воскресенье мы отправились навестить мадемуазель Строль. Это был период нового взлета ее живописи: Экстер участвовала в самых смелых авангардистских акциях, таких как конструктивистская выставка « 5x525 » (сентябрь 1921 г. ), ставшая апогеем наиболее радикального направления в беспредметной живописи. После смерти мужа (летом 1918) вышла замуж в 1920 за московского актера Г. Некрасова.
Несмотря на такие имена, как Ермолова, Нижинский, Павлова, Шаляпин, Южин и т. д., актер обычно играл и двигался «внешне», в соответствии с сюжетом. Художница оформляет театральные представления в Московском камерном театре («Ромео и Джульетта», «Саломея», «Фамира Кифаред»).
Да мало интересного, книг выходит мало и народу мало. Космополитичность Киева (в городе проживало много молдаван, евреев и в особенности поляков) способствовала его европейской ориентации и благоприятствовала естественной ассимиляции. Родилась 6 января 1882 года в городе Белосток Гродненской губернии. В 1945 умер Г. Некрасов., но в. Начиная с 1919 года она предпринимала попытки покинуть Россию. Однако, начиная с 1930-х годов она болезненно ощущала сокращение возможностей развития модернистских направлений в искусстве.
Увлеченная классической культурой, она ощущала особенно тесную связь с французской поэзией (Верлен, Рембо). Но ее важнейшей оформительской работой 1920-х годов стал фильм Якова Протазанова «Аэлита» (1924). Костюмы Экстер для фантастического фильма «Аэлита», представленные в1924 вВенеции ив1925 вПариже, были восторженно встречены публикой икинематографистами. Под влиянием супрематистской революции Малевича, активной соучастницей которой Экстер стала одной из первых среди собратьев-« беспредметников » осенью 1915 года (именно тогда этот термин впервые прозвучал в Москве и то в отношении к ее картинам), позднее, в 1916-1918 годы, она сумела создать язык абстрактных форм и логику композиционных структур, свободные от какого бы то ни было влияния безоговорочно автономной эстетики, предлагаемой супрематизмом. Общее образование Александра получила в киевской гимназии Святой Ольги. В 1924 году Александра Экстер и ее муж едут в Венецию для участия в биеннале.
Зачем писать то, что видимо. Но у вас тогда и этих денег не было и он мне дал рассрочку на два года. Она была членом московского "Бубнового валета" и петербургского "Союза молодежи", созданного М. Матюшиным и Е. Гуро, принимала участие в выставках этих объединений. То того нет, то другого. Ее естественным образом привлекал фовизм, а связи в художественном мире и брак с известным адвокатом открыли ей двери в так называемое « хорошее общество ».
О парижской выставке режиссер Г. Бати писал, что она дает «прекрасное представление о движении, которое, родившись в России, обновило устаревшие драматические формы» оформленные Э. спектакли «открывали миру чудесный секрет взаимосвязи декораций и персонажей». Такие книги художница делала, как правило, в одном изредка — в трех-пяти экземплярах. В 1924 году Экстер отправляется в Италию. В Париже Экстер, увлеченную как кубизмом, так и футуризмом, подхватил социально-художественный вихрь, весьма далекий от « правоверного » кубизма. Их сюжеты выбирались заказчиками, нокачество исполнения указывает наособый интерес художницы кантичной лирике (Гораций, Эсхил, Сафо). Умерла Александра Экстер в Париже в 1949 году. Некоторые помнили ее имя, но, к сожалению, никто не мог точно сказать, где она жила. Эти «индустриальные» материалы, разумеется, являлись частью футуристского и конструктивистского культа машины (вспомним «Кошку» и «Стальной скок»), но для Экстер они были не просто «новинкой»: в отсутствие цвета они определяли форму и благодаря своей прозрачности и преломляемости вписывались в окружающее пространство.
Скончалась в 1949 году. В том же 1927 году в берлинской галерее « Der Sturm » Герварта Вальдена состоялась выставка, целиком посвященная сценическому творчеству Экстер – создавалось впечатление, что к концу авангардистской эпопеи ее живопись окончательно отошла на второй план. Костюмы к «Аэлите» прекрасны. Состояла в группе Супремус, организатором которой бы Малевич. Сценическое оформление спектаклей « Фамира Кифаред » (1916 г. ) и « Саломея » по Оскару Уайльду (осень 1917 г. ), которые Таиров поставил в Камерном театре, принесли Экстер известность. Это событие ознаменовало начало утверждения супрематизма.
Как и многие другие передовые художники (например, Гончарова и Ларионов), Экстер черпала вдохновение в народном творчестве, в частности в украинской вышивке. Редкие художники её поколения могут похвалиться таким разнообразием композиционных типов (Купка, Франц Марк, Отто Фрейндлих). Возможность представилась в 1965 году, когда мой нью-йоркский банк послал меня на шесть месяцев работать в парижском отделении. Она также играла ключевую роль в одном из самых значительных проектов русского авангарда имевшем своей целью «эстетизацию быта»: декоративно-прикладное искусство было для нее столь же значимо, сколь и изящное. Вевропейской культуре она ощущала особенно тесную связь сфранцузской поэзией (Верлен, Рембо). Благодаря дружбе сРобером иСоней Делоне она познакомилась сискусствоведом иколлекционером кубизма Вильгельмом Уде иберлинским галеристом Хервартом Вальденом.
Соня Делоне, Балла и английские вортицисты уже сделали важные шаги в этом направлении. Личное обаяние итонкий ум молодой женщины быстро распахнули перед ней все двери. Появление Таирова и его Камерного театра переключило основное внимание на «внутреннюю технику актера» и на свободное движение. В Государственном театре комедии и драмы Э. оформила спектакль «Товарищ Хлестаков» Д. Смолина, но А. Луначарский раскритиковал ее работу. Энергетическая логика, определяющая эту автономию « освобожденного цвета », проецируется в « метастилистическое » состояние, поскольку энергия по определению является внеформальным понятием. Она притягивала к себе людей и все, к чему обращалась – становилось значимым.
Приехав в 1907 году на несколько месяцев в Париж для продолжения образования, Александра посещала « академии » Монпарнаса и, в частности, студию портретиста Карло Дельваля в частной художественной школе « Ла Гранд Шомьер ». здесь разгулялось». пластическом искусстве мы жалкие и неумелые подражатели и всегда ими были. » Большую часть своих работ и архив Э, завещала художнику С. Лиссиму, бывшему киевлянину, проживавшему с 1940 в США, С середины 60-х произведения Э. снова стали экспонироваться – в Милане (1964), Берлине (1967), Париже (1969), Лондоне (1971) мемориальные выставки состоялись в Париже (1972), Нью-Йорке и Западном Берлине (1974). Работала в таких авангардных направлениях, как кубофутуризм, супрематизм и других. Тогда Нина показала свою французскую журналистскую карточку, которую получила, работая в парижском отделении журнала «Ридерс дайджест».
От пуантилизма натюрмортов и панно с видами Швейцарии и Бретани, написанных под влиянием Ж. Сёра и П. Синьяка, перешла к манере, близкой В. Ван Гогу (1910-12, пейзажи Москвы, городов Франции и Италии, в которых Я. Тугендхольд ценил слияние «женственно тонкого колоризма с мужской «организованностью» композиции»), а затем к кубизму и беспредметности. В 1915 году Экстер присоединилась к группе Казимира Малевича "Супремус". Десять лет спустя Таиров подчеркивал новаторство Экстер, напоминая, что уже в 1921 году она « изобрела вертикальную сцену ».
Его понимание сцены было в основе своей архитектурным, а не декоративным, что он и продемонстрировал в своем наиболее удачном оформлении, в спектакле «Любовь к трем апельсинам» 1927 года позднее, даже в самый напыщенный послевоенный период советского искусства, он оставался верен своим убеждениям. Два зала выставки были целиком посвящены творчеству Экстер. Декорации икостюмы спектаклей «Фамира Кифаред» поИ. Ф. Анненскому (1916) и«Саломея» поОскару Уайльду (1917) вКамерном театре принесли Экстер известность. Она просто не вернулась в Советский Союз после Венецианской биеннале.
Участница выставок русских авангардистов «Звено» (1908), 1-й и 2-й Салоны В. Издебского (190910, 1911), «Треугольник» (1910), «Союз молодежи» (1910, 1913-14), «Венок-Стефанос» (1910), «Бубновый валет» (1910-17), « 4» (1914), «Трамвай «В» (1915), «Магазин» (1916). В Париже Экстер, увлеченную как кубизмом, так и фугуризмом, подхватил социально-художественный вихрь, весьма далекий от «правоверного» кубизма. В этоже время Экстер продолжает оформлять спектакли, преподаёт воВхутемасе, атакже работает для ателье моды Н. П. Ламановой ивкинематографе (эскизы костюмов для экранизации фантастической повести А. Н. Толстого «Аэлита»). Но театр – лишь одна сторона деятельности художницы. Еще одним препятствием к изучению ее «чистого» (живописного) творчества стала утрата большой части ее картин, которые в 1917 году остались в доме ее бывшего свекра, где тогда находилась ее мастерская. Училась в киевской женской гимназии (1892-99) и Киевском художественном училище (1901-6).
В Париже она продолжала обучение и занималась своим искусством. Так, на недавней «конструктивистской» выставке в Галерее Тейт в Лондоне ее работы были представлены «вне каталога» рядом с произведениями Родченко и Поповой – художников, чье творчество уже несколько десятилетий задает тон формалистическим, если не «постмодернистским» классификациям. Осень 1917 года в Москве ознаменовалась триумфом живописи Экстер, занимавшей значительное место в экспозиции ежегодного салона объединения « Бубновый валет », недолгим председателем которого был в то время Казимир Малевич.
В1907 впервые едет нанесколько месяцев вПариж. Редкие художники ее поколения могут похвалиться таким разнообразием композиционных типов (Купка, Франц Марк, Отто Фрейндлих). Экстер дематериализовала декорации и беспредметным (абстрактным) образом дополнила драматическую суровость монументальных конструкций Гордона Крейга. Я долго разыскивал работы Экстер. После недолгого сотрудничества с Таировым она работала над коллекцией марионеток (вместе с Нехамой Шмушкович, 1926), над оформлением берлинской квартиры танцовщицы Эльзы Крюгер (1927) и над коллекцией трафаретов, вышедших в свет в 1930 году. Поставили в Камерном Театре «Виндзорскую проказницу» с декорациями ЛентуловаХудожник, сценограф и «Фамиру Кифаред» с декорациями ЭкстерХудожница-авангардистка, сценограф. Рабинович, И. И.
Именно вот таким образом Экстер выпала честь первой представить публике две абстрактные картины Малевича занесколько недель дооткрытия вПетрограде вдекабре 1915 подлинно революционной «Последней футуристической выставки 0, 10». Она активно участвует в художественном процессе в Париже, продолжает театральную деятельность, ее декорации даже пересекают океан и выставляются в Нью-Йорке. Наряду с новейшей французской живописью опиралась на традицию украинского народного искусства, прежде всего в фактурноцветовом содержании своих работ.
Оформляла в 1919 вместе со своими учениками Киев ко дню Красной армии и Одессу к 1 Мая, расписывала агитпоезда и агитпароход «Пушкин». В 1924 Э. участвовала в организации советского павильона на 14-й Международной выставке искусств в Венеции, где экспонировались и ее работы. При этом работы художницы экспонируются и за границей. Подобно Соне Делоне Александра Экстер берется в те годы за самые разнообразные сферы и всё у нее получается – она иллюстрирует футуристические сборники, создает эскизы платьев (1, 2), платков, подушек, абажуров, участвует в организации выставок декоративного искусства и даже проектирует форму для Красной армии. Не миновало Александру Экстер и украшение улиц к революционным праздникам.
Космополитичность Киева (в городе проживало много молдаван, евреев и в особенности поляков) способствовала его европейской ориентации и благоприятствовала естественной ассимиляции. его книгу От мольберта к машине, Москва, 1923 г. ). В своей работе для «Аэлиты» Рабинович подчеркнул вертикали как в восходящих эллиптических колоннах из гладкого «металла» (гипс и дерево), так и в полупрозрачных занавесах, веревочных и металлических. Тогдаже Экстер были созданы эскизы костюмов идекораций кпостановкам «Товарищ Хлестаков» попьесе Д. П. Смолина в (Государственном театре коммунистической драмы), «Смерть Тарелкина» попьесе А. В. Сухово-Кобылина встудии МХАТ (несостоялась).
Её творческая свобода, явившаяся врезультате энергетической концепции чистого цвета, достигла важного рубежа на«конструктивистской» выставке «5525» (сентябрь 1921), ставшей апогеем наиболее радикального направления вбеспредметной живописи. Ее учениками были И. М. Война резко оборвала многообещающую западную карьеру Экстер и в последующие десять лет она оказалась заблокированной в России.
После учебы в местном художественном училище молодая девушка, очарование и талант которой способствовали продвижению по социальной лестнице, мечтала об одном: продолжить образование в Париже. В Мюнхене Экстер познакомил жену со своим другом, художником Алексеем Явленским. Приехав в Париж в начале 1925 года, Экстер была немедленно приглашена Фернаном Леже в его « Современную академию », где она преподавала сценическое оформление, поскольку абстрактная живопись вызывала в то время гораздо меньший интерес. Абстрактная пластика подошла к концептуальному рубежу, который молодой искусствовед Николай Тарабукин вскоре назовет « концом живописной практики » и « самоубийством художника » (см. В Москве сейчас, как и везде, очень плохо с питанием. В Париже Александра Экстер успешно вписалась в художественную среду города, ее произведения выставлялись на ведущих выставках того времени: салон Независимых (1912), выставка "Золотое сечение" (1912).
Раскрасить в зеленый, синий, красный цвет Фамиру, в кубизм Нерона, в футуризм «Три сестры», Бориса Годунова в симультанизм — смело, что и говорить. в Одесской детской художественной школе, а затем в собственной студии в Киеве. С 1908 по 1914 годы Экстер много путешествует, посещает Швейцарию, Италию.
Не вызывает сомнений, что та же сознательная сдержанность привлекала Таирова в братьях Стенберг, которых он пригласил оформить целый ряд важнейших спектаклей в Камерном театре, в том числе «Грозу» и «Святую Иоанну» в 1924 году. Она посещала мастерские Бранкуши и Архипенко, помогала советами молодому искусствоведу Ивану Аксенову, автору замечательной книги Пикассо и окрестности, посвященной кубизму. Участвовала в большинстве авангардных обьединений и выставках, таких как "Бубновый валет", "Союз молодежи", "Трамвай В", «Магазин», «5525», « 4» и др.
Искусство Экстер столь высоко ценилось в парижских модернистских кругах, что в конце весны 1914 года Герварт Вальден предложил устроить ее выставку в своей берлинской галерее « Der Sturm ». Кстати, эта идея— осуществление общественно полезных проектов в сотрудничестве с теми, кто находится вне арт-мира, — близка прогрессивному современному искусству.
Движутся вообще, движется сами им внутри себя. В эскизах Экстер экспрессивная динамика острых изломанных плоскостей «молниеобразно» прочерчивает силуэт человеческой фигуры, подчеркивая стремительность ее динамичного ракурса. Новости сЗапада доходили донего также быстро, как идоМосквы. Начиная с 1916 года, художница много работает в театре, который позволяет ей осуществить свои нереализованные способности конструктора.
Посещала также парижскую академию Гран-Шомьер (1907). Знаковая деталь: картина, отосланная в 1919 году Музейным бюро Москвы в Слободской центр, фигурировала в инвентарной описи под недвусмысленным названием « Беспредметная композиция » – именно так она воспринималась в то время. А. А. Экстер родилась в 1882 году в городе Белосток, Гродненская губерния. В начале своего творческого пути Экстер была близка к кругу символистов, в историческом прошлом ее привлекала конструктивистско-геометрическая энергетика искусства этрусков, с которым она смогла ближе познакомиться во время путешествий по Италии (1910, 1912 годы). В 1924 г. уехала с выставкой за границу и больше оттуда не вернулась.
Москва) вРоссии. Среди работ этого периода эскизы костюмов для балетных спектаклей Б. Нижинской в Лондоне (1925) и Э. Крюгер в Германии (1927-29), марионетки для театра и кино. Представленные в 1924 году в Венеции на « Выставке новой театральной техники », ее декорации и костюмы сразу завоевали международное признание. Даже новое «открытие» русского конструктивизма в последней трети XX века не активизировало интереса к творчеству Экстер в России. В бурные 20-е и 30-е годы минувшего века русские парижане привнесли в мир кубизма восточную красочность, мелодичную и радостную, почерпнутую из керамики и лубка, ковров и вышиванок, писанок и икон.
Увлечённая вэтот парижский период своего творчества (1910–1914) перспективой развития нового декоративно-прикладного искусства, выросшего изпринципов кубофутуризма, она стала инициатором первых выставок «Современного декоративного искусства» (1915 и1917. Она не страдала аскетизмом и лаконичностью и, проектируя моды в 1923 году, широко использовала богатство узора и смесь стилей, объединявшую супрематистские мотивы, египетские аллюзии и дополнения из меха. Подобно тому, как абстрактное искусство упразднило ссылку на предмет (экстраживописный), Александра Экстер стала Христофором Колумбом современной сценографии – она отменила холст-декорацию, заменила его чистым светом – нематериальным и мощнейшим оформлением произведения.
Лисимом. Виртуозное соединение вертикальных платформ, впечатлявших публику впостановке «Ромео иДжульетты», размещение наклонными уступами площадок илестниц, устремлявшихся ввысь, вритмических (абстрактных) представлениях Голейзовского изумляло современников.
Выполнила эскизы костюмов к фильму «Азлита» Я. Протазанова (1923). Их семья постоянно принимает в своем доме литераторов и художников. В Москве примкнула к группе конструктивистов, участвовала вместе с А, Родченко, Л. Поповой, А. Весниным и В. Степановой в выставке «5х525» (1921), в Первой Русской художественной выставке в Берлине (1922), разрабатывала модели тканей и одежды, в частности, парадной формы Красной армии. Отстаивала согласование формы одежды с требованиями современной жизни (простота, практичность), считала главным в одежде интенсивность цвета как элемент, характеризующий русский народный костюм, подчеркивая, что «ни в коем случае не следует руководствоваться образцами Западной Европы, основанными на идеологии другого порядка». Сотрудничество Э. с Таировым прекратилось после постановки в Камерном театре «Ромео и Джульетты» (1921) как писал Эфрос, причиной «проигрыша» спектакля явилось то, что декорации Э. были «слишком хороши, вернее – роскошны», «ее исконное неистовство. В1927 она получила заказ набольшую серию марионеток, которую впоследствии представила вМагдебурге (1929) иБерлине (галерея Альфреда Флехтхайма. Кроме того, в 1910-е годы художница оформляла и иллюстрировала футуристические сборники "Молоко кобылиц" и "Первый журнал русских футуристов", создала обложку книги молодого искусствоведа И. Аксенова "Пикассо и окрестности" (1917).
Сна настолько вписалась в парижскую художественную среду, что уже в 1910 году Давид Бурлюк попросил ее походатайствовать перед Ле Фоконье об организации «русской секции» на Салоне Независимых. Так, весной 1915 она была одним изэкспонентов радикальной авангардистской выставки «Первой футуристической выставки Трамвай В» (1915), организованной К. С. Малевичем вПетрограде. Александра Александровна Экстер – известная русско-французская художница. Предварительный показ, организованный Экстер, состоялся в Москве 6 ноября 1915 года.
Экстер посещала мастерские Константина Бранкузи иА. П. Архипенко, помогала советами молодому искусствоведу И. А. Аксёнову, книга которого «Пикассо иокрестности» (1914) вышла вМоскве в1917 собложкой работы Экстер. Александре Экстер присущи смелость композиционного мышления, острая линейная выразительность в ее театральных эскизах «борются статика и преодолевающая ее воля к движению» и этот контраст «замедляет действие, останавливает его в самых выразительных фазах». Он унаследовал все ее работы, которые были пересланы ему в Америку. В конце жизни художница увлеклась созданием рукописных книг. И вот у Лиссима я увидел все эти замечательные работы.
Понятно, почему Таиров приветствовал приход архитектора Александра Веснина в Камерный театр для оформления постановки «Благовещения» Поля Клоделя в 1920 году. Что делается в Москве. Так, в своем оформлении «Ромео и Джульетты» Экстер прибегала к роскоши и великолепию, которые для Таирова были «слишком зрительны». Она отменила холст-декорацию, заменила его чистым светом– нематериальным имощнейшим оформлением спектакля. Приезды художницы на каникулы в Киев превращались для ее друзей-авангардистов в настоящий праздник модернизма – Экстер привозила все парижские новинки (публикации, фотографии и даже оригиналы работ) и с воодушевлением участвовала в важнейших авангардистских мероприятиях, таких как выставка « Звено » и « Кольцо » (в 1914 г. ), ставшей единственной масштабной футуристской экспозицией в Киеве, да и во всей южной России. В 1901–1908 годы училась в Киевском художественном училище.
Живу я ничего себе, много работаю. Это « конструктивное внутреннее взаимодействие », вышедшее из логики кубизма, создает новые формальные отношения, открывает возможности для новых композиционных схем. Последний потряс ее до глубины души. Александру Экстер знают все, даже не зная ее имени – достаточно посмотреть фильм «Аэлита» Якова Протазанова 1924 года создания, чтобы навсегда запомнить необычные костюмы, созданные А. Экстер и художником МХАТа И. Рабиновичем. Такоеже оформление спектакля «Ромео иДжульетта» вКамерном театре стало самым блестящим «барочным» претворением вжизнь этого принципа вертикального построения сценических декораций (1921). Европейские гастроли Камерного театра Таирова в1923 (Берлин иПариж) уже заложили основы этого успеха.
Так, в двадцатые и тридцатые годы Экстер рекомендовала своим ученикам изучать полотна Пуссена в Лувре, полагая, что живопись великого французского классика представляет собой прекрасную школу изобразительного «построения». В Киеве она безусловно играла главенствующую роль. Приехал он и в Нижний Тагил. Для его спектаклей в 1922 и 1923 годах она создала « линейные » конструкции неслыханной для того времени смелости. Экстер выставила четырнадцать масштабных кубофутуристских полотен, в том числе несколько « городских пейзажей » – футуристическое видение « Флоренция » (сегодня находится в Третьяковской галерее в Москве), « Синтетическое изображение города » и « Парижские бульвары вечером » (также хранится в ГТГ).
Украинская художница-авангардистка, с именем которой связывают понятие кубофутуризм. Режиссёр Я. А. Протазанов снял «Аэлиту» в1923 ипредставил её публике вначале 1924. Уже тогда унеё появились контакты савангардистами вКиеве иПетербурге. Последнее довольно отрадно. У Экстер не было преемников и все ее наследие попало в Америку. Детство и юность Александры прошли в Киеве, где в 1889 году она закончила гимназию.
«В то время» – сказал он, «Александра Экстер носила такую смешную черную шляпку – она вообще очень любила шляпки и, вполне возможно, что она исходила из некоего реального образа или реальных предметов. В пейзажах, выполненных в этот период, природа и городская среда видятся художнице в первую очередь как скопление и динамичное взаимодействие геометрических фигур и их цветов: "Мост Севр" (1912), "Берега Сены" (1912), "Город" (1913), "Город ночью" (1919) и др. Искусство Экстер столь высоко ценилось в парижских модернистских кругах, что в конце весны 1914 года Герварт Вальден предложил устроить ее выставку в своей берлинской галерее «Der Sturm». Человек очень интеллигентный, элегантный, умный.
Решительный шаг был сделан зимой 1915-1916 года. Висторическом прошлом её увлекала конструктивистско-геометрическая энергетика искусства этрусков, скоторым она смогла ближе познакомиться вовремя путешествий поИталии (1910, 1912). Александра Экстер родилась в Белостоке, около Киева.
Не эмигрировали, нет, просто остались. На выставке в ММСИ демонстрируются около 60театральных эскизов, поступивших из коллекции Бахрушинского музея.
Проблемы пришли позже. Открылся «Бубновый валет», не особенно интересный. Еще одним препятствием к изучению ее « чистого » (живописного) творчества стала утрата большой части ее картин, которые в 1917 году остались в доме ее бывшего свекра, где тогда находилась ее мастерская. Единственная монография, охватывающая всю её карьеру, начиная со студенческой скамьи и заканчивая последними днями в Париже, была написана в 2003 году Жаном Шовленом (JeanChauvelin). Но важно помнить, что именно фильмы грёз (часто импортированные Голливудом), а отнюдь не эксперименты Сергея Эйзенштейна и Дзиги Вертова привлекали московскую публику в начале 1920-х годов.
Черный цвет специалисты считают «опознавательным знаком живописи Экстер по его безграничным колористическим возможностям» – он покоряет своей «глубиной и таинственностью, бесплотностью и массивностью, активностью и нейтральностью». Выдающийся искусствовед А. Эфрос писал, что костюмы А. Экстер «застывшие в линиях и красках человеческие ритмы». Умерла в 1949 г. в Фонтене-о-Роз, под Парижем, в полной нищете. Тогда я обратился к искусствоведу Накову, моему товарищу еще со студенческих лет. Её картины участвовали во многих выставках, в том числе выставках Бубнового валета, Салона Независимых, «5х525» и многих других. Так, в двадцатые и тридцатые годы Экстер рекомендовала своим ученикам изучать полотна Пуссена в Лувре, полагая, что живопись великого французского классика представляет собой прекрасную школу изобразительного « построения ».
Они очень не похожи на пышные костюмы к «Ромео и Джульетте» и напоминают, скорее, простые и строгие костюмы Александра Веснина к «Федре». Её отец Александр Аврамович Григорович был коллежским асессором, мать была гречанкой. Кубизм в трактовке Экстер – не раскладывание предмета на простейшие формы, а напротив, обобщение изображения, своего рода чистая геометрическая гармония без отвлечения на сюжет.
«Конструктивная» оригинальность Экстер настолько сильна, что разнообразие ее живописных открытий и сегодня приводит в замешательство искусствоведов, привыкших классифицировать произведения согласно клише «геометрических стилей». Созданные пополиматериальному принципу, наподобие рельефов В. Е. Татлина или дадаистских ассамбляжей Курта Швиттерса, марионетки Экстер воплощали богатство художественной фантазии, которая возродится полвека спустя внеистовой свободе американского поп-арта ивофранцузском «новом реализме». Экстер, привыкшая к относительной интимности Камерного театра, столкнулась с проблемой преодоления барьера между зрелищем и зрителем и «Аэлита» помогла ей найти решение: с помощью создания иллюзии художница практически втягивала публику в действие. Много времени уделяла все эти годы преподаванию – в детской рисовальной школе в Одессе (1917-18), в своей студии в Киеве (1918-20), во ВХУТЕМАСе в Москве (192122), По словам А. Ахматовой, посвятившей ей стихотворение «Старый портрет» (1910) из школы Э. «вышли все левые художники Киева», в том числе П. Челищев, Н. Шифрин, И. Рабинович, А. Тышлер.
«Мадам Экстер», как звали ее в Москве и Санкт-Петербурге, высоко ценили за личные качества и художественное дарование, она занимала видное положение в русской модернистской среде: так, Александра Экстер участвовала в большинстве выставок, ознаменовавших взлет беспредметной живописи. Два года спустя Экстер приняла участие в выставке « Cubism and abstract art » – уже вошедшей в историю панораме, представленной Альфредом Барром в Нью-Йорке. Там художница создала костюмы и декорации к его спектаклям "Фамира Кифаред" (1916), "Саломея" (1917), "Ромео Джульетта" (1921). Не отягощенный безмерными амбициями, отравлявшими атмосферу Петербурга, чуждый жесткой московской конкуренции (в соревновании с Петербургом и Парижем), Киев был южным, в каком-то смысле провинциальным городом, в котором молодые художники не обременяли себя претензиями на превосходство. А ее театральные эскизы в каталоге оценены предварительно в сто — сто двадцать тысяч.
Написанная в 1914, она была опубликована в Москве в 1917 году с обложкой работы Экстер. Участвовала в оформлении павильона «Известий ВЦИК» и «Красной нивы» на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (1923). За границей Александра Экстер продолжает работать. В Италии они приняла участие в "Первой международной футуристической выставке" (1914). Участвовала ворганизации выставок «Звено» (1908. В 1908 организовала в Киеве вместе с Д. Д. Бурлюком выставку «Звено» с тех пор принимала участие в большинстве наиболее значительных экспозиций русского авангарда (выставки «Бубнового валета», «Союза молодежи» «Трамвай В» и др. ). Обладая ярким талантом декоратора, Экстер много работала как художник театра, создавала сценическое оформление и костюмы актеров к спектаклям А. Я.
Втомже 1927 вберлинской галерее «Der Sturm» состоялась выставка, целиком посвящённая сценическому творчеству Экстер. В это время она увлечена кубофутуризмом, но обязательно – беспредметным. Интерес художницы китальянскому футуризму (Джакомо Балла, Умберто Боччиони, Джино Северини), который она знала поПарижу, атакже увлечение кубизмом всамой абстрактной изего версий, обозначенной Аполлинером термином «орфизм», предопределили её приход кабстракции вживописи. После революции художница развила бурную общественную деятельность. В большой гипнотической силе полотен художницы убеждаешься, попадая в пространство беспредметной композиции «Движение плоскостей».
Ее сосредоточенность на ритмической организации пространства, на ритмической рамке действия была главной особенностью ее стилистического подхода к театру, будь то кубизм «Фамиры Кифареда» или конструктивизм парижских замыслов середины 1920-х годов, будь то театральные костюмы или марионетки. Мероприятие, названное « Выставка современного декоративного искусства », проходило в помещениях галереи Лемерсье.
Оригинальная и многогранная художница, жизненный путь которой отмечен постоянным творческим поиском, Александра Экстер внесла неоценимый вклад в формирование конструктивистской живописи в России. Свадебное путешествие молодожены устроили долгое, отправившись в Европу. Таирова в Московском Камерном театре (1916–1917).
Этапными в авангардной сценографии явились работы Экстер для Камерного театра А. Я. Таирова (оформление Фамиры Кифаред И. Ф. Анненского (1916) и Саломеи О. Уайльда (1917), где она предвосхитила принципы конструктивистской «биомеханики», подчиняющей тела актеров единому сверхличному ритму спектакля. На родину художница больше не вернется. Мадемуазель Анзиани, дама сорока с небольшим лет, вспоминала об Экстер с теплым чувством. Художница оформляет театральные представления в Московском камерном театре («Ромео и Джульетта», «Саломея», «Фамира Кифаред»). левыми художниками, но, как вспоминал А. Дейч, «талантливая искательница, скромная и сдержанная, она не любила шумихи и того «успеха скандала», который сопровождал выступления первых русских футуристов».
Она разработала оформление костюмов к фильму «Аэлита» по одноименной повести. Однако, начиная с 1930-х годов она болезненно ощущала сокращение возможностей развития модернистских направлений в искусстве. В 1923 году Александра Экстер также поучаствовала в декоративном оформлении первой « Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки », а также сделала эскизы парадной формы для создаваемой в те годы Красной Армии.
В 1907 году Александра уехала в Париж. Таким образом, художница самостоятельно подошла кидее абстракции. Ей принадлежали росписи вестибюля театра и занавес, оформление драмы Фамира Кифаред И. Ф. Анненского (1916), Саломеи О. Уайльда (1917), Ромео и Джульетты У. Шекспира (1921).
Мероприятие, названное «Выставка современного декоративного искусства», проходило вгалерее Лемерсье. Её привлекал фовизм. Маринетти. Она продолжила эти новаторства. Незадолго до смерти она завещала мастерскую и архив русскому другу Семену Лиссиму, эмигрировавшему в США.
1931). Эти качества помогли ему в создании изысканного решения «Федры» 1922 года и в построении конструкции для «Человека, который был Четвергом» 1923 года. Будучи пионером нового дизайна, Экстер всегда оставалась «поверх измов», свободно обращалась с ними и в случае конструктивизма возражала против той экономичности и скупости, которую проповедовали Родченко и братья Стенберг. Из предисловия Таирова к альбому «Alexandra Exter. Личное обаяние и тонкий ум молодой женщины быстро распахнули перед ней все двери.
В Париже Александра Экстер посещает студию портретиста Карло Дельваля, берет уроки в художественной школе «Ла Гранд Шомьер» и у Фернана Леже. После краткого пребывания в Италии в конце того же года она оказалась в Париже, где и прожила всю оставшуюся жизнь (художница скончалась в 1949 году). После возвращения в Париж в 1925 году художница стала фигурой общеевропейского масштаба. Одним из ее главных достижений стала работа в Камерном театре, где она создала ослепительные костюмы (а также декорации) для спектаклей «Саломея», «Фамира Кифаред» и «Ромео и Джульетта». К этим переживаниям прибавились проблемы со здоровьем, усложнявшие ее жизнь.
Европейские гастроли Камерного театра Таирова (Берлин и Париж, 1923 г. ) уже заложили основы этого успеха. Была преподавателем в Одесской детской художественной школе и во ВХУТЕМАСе.
В 1921- 22 гг. Причина кроется скорее всего в предубеждении, которое вызывали ее тесные связи с западным искусством и статус «беженки». В 1901–1903 и 1906 занималась в Киевском художественном училище. Родилась всемье акцизного чиновника. Приехав в 1907 году на несколько месяцев в Париж для продолжения образования, Александра посещала «академии» Монпарнаса и, в частности, студию портретиста Карло Дельваля в частной художественной школе «Да Гранд Шомьер». При этом Александра Экстер активно участвует в выставках за рубежом и в России. В Париже художница подружилась с Аполлинером, Браком, Пикассо.
она преподавала в московском Вхутемасе. Их сюжеты выбирались заказчиками, но качество исполнения указывает на особый интерес художницы к античной лирике (Гораций, Эсхил, Сафо).
Изэтого диалога энергий рождается конструкция, каждый элемент которой вписывается вткань созидательной взаимозависимости. Личное обаяние и тонкий ум молодой женщины быстро распахнули перед ней все двери. Нивинский, А. Г. Кульминацией театрального творчества Экстер стало исполнение в 1930 году альбома из пятнадцати трафаретов, выпущенного в Париже галереей « Четыре дороги » с предисловием Александра Таирова. ЭКСТЕР, АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА (1882–1949), художница, выдающийся мастер русского авангарда, одна из основоположников «ар деко». Жил он под Нью-Йорком.
Влияние французской живописи особенно заметно на ранних картинах Экстер («Город ночью», «Античный пейзаж», «Натюрморт с яйцами»). художница, как и многие деятели конструктивистского движения, обратилась к практической работе: принимала участие в оформлении I Всероссийской сельскохозяйственной выставки (1923), придумывала рисунки для тканей, сотрудничала с Московским ателье мод, где разрабатывала проекты женской одежды, участвовала в создании формы для Красной Армии. На бумаге костюмы Экстер выглядят неуклюжими и абсурдными, но в фильме они были безукоризненны. Для его спектаклей в1922 и1923 она создала «линейные» конструкции неслыханной для того времени смелости. Глубокое понимание Экстер основ этого взаимодействия ярко выявилось в первой же совместной работе с Таировым над постановкой «Фамиры Кифареда» в 1916 году, а позднее — над «Саломеей» в 1917 году, «Ромео и Джульеттой» и «Смертью Тарелкина» в 1921-м (не осуществлена).
Киев) и«Кольцо» (1914), ставшей единственной масштабной футуристской экспозицией вКиеве. О ее вкладе в дело конструирования одежды стоит сказать особо. В 1914 году она совместно с Давидом Бурлюком организовала в Москве выставку "Звено". Отныне творческая деятельность художницы ограничивалась только иллюстрацией рукописей. Это был русский еврей, сын киевского банкира. Пластический результат оформления сборников этих авторов поражает воображение. Ее естественным образом привлекал фовизм, а связи в художественном мире и брак с известным адвокатом, открыли ей двери в так называемое «хорошее общество».
Александра Экстер является одной из самых ярких представителей русского авангарда. – 17. 3. 1949, фонтене-о-Роз, Франция) – художник, тетральный художник, педагог. Театральное творчество Экстер преодолевает океан: в 1926 году ее работы представлены на « Международной театральной выставке » в Нью-Йорке, а в следующем году – на знаменитой « Machine age exhibition », которую Альфред Барр организовал в новом нью-йоркском Музее современного искусства.
Художественный талант и личное обаяние открывают перед ней все двери. В 1934 году Альфред Барр снова включил произведения художницы в « Международную выставку театрального искусства ». Некоторые критики даже говорили о «Ромео и Джульетте» 1921 года как о «самой горькой странице» в истории Камерного театра.
Служащий отказался, заявив, что записи закрыты для публики. Красивая изысканная, «насквозь француженка», по определению Лифшица, Ася Экстер начинала с удачи, благополучия и признания. В 1933 году Экстер уже иллюстрировала стихотворения Артюра Рембо и « Рубаи » персидского поэта Омара Хайяма, но основная масса рукописных книг была создана ею в тяжелые 1939-1942-е годы.
Результаты этой энергетической зрелости цвета видны всерии абстрактных произведений, выставленных осенью 1922 вБерлине (галерея Ван Димен) ив1924 наВенецианской биеннале. И в Париже и в Киеве Экстер шла собственной дорогой в искусстве. Последнее полотно представляет собой одно изфутуристских произведений, наиболее близких «орфическому» направлению, разработанному вПариже Франсисом Пикабиа иФрантишеком Купкой. С 1929 г. она жила в Фонтене-о-Роз близ Парижа.