В Электронной Энциклопедии Художественной Эротики EroVVheel собрана полная коллекция эротической живописи художника-импрессиониста Эдгара Дега (Edgar Degas) в двух частях Эротические картины и Эротические рисунки. Эдгар Дега: Французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения. Эдгар Дега (19. 07. 1834, Париж— 27. 09. 1917, Париж)— Илер-Жермен-Эдгар де Га —французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения. Художник Эдгар Дега, живописец танцовщиц, много писал сцен из жизни театра и балета, а одна из самых знаменитых его творений Голубые танцовщицы сейчас выставлена в Музее изобразительных искусств им. Дега Эдгар (Degas), французский живописец, график и скульптор.
Илер-жермен-эдгар де Га или Эдгар Дега (фр. Edgar Degas 19 июля 1834, Париж— 27 сентября 1917)— французский живописец, один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.
Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Почти двадцать лет Дега ежегодно приобретал годовой абонемент в театр оперы и балета. Однако целый пласт работ, напротив изысканно-точен в исполнении – такие картины, как «Танцевальный класс», узнаваемы по срезанным углам, по динамичным и в то же время изящным позам юных танцовщиц. А силой зрительной памяти с ним мог сравниться разве только Домье. Он считал, что на воздухе рассеивается внимание, отдавал предпочтение среде студии. » (deliberation) — писал мастер.
Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (Мисс Лала в цирке Фернандо, 1879, Национальная галерея, Лондон). Бег линий рождает форму из вихря красочных штрихов рождается цвет. Воллару удалось заполучить несколько рисунков для использования их в качестве иллюстраций к «Заведению Телье» Мопассана и «Гримасам куртизанок» Пьера Луи. Пастель в самом деле находится на грани между рисунком и живописью, а сам Дега говорил, что она позволяет ему стать «колористом с линией».
Эдгар Дега был практически универсальным художником не только в плане жанров, но и в плане техники, в которой он выполнял свои работы. Но среди всех балетных изображений автора, по праву лучшей считается картина «Голубые танцовщицы», где помимо необычного ракурса, суетливой динамики, настроения перед выступлением, автору удалось непостижимым образом передать искусственное освещение, так живописно играющее на платьях и плечах танцовщиц.
Как лишнее доказательство того, что он уверен в своем таланте и спокоен за свою позицию, Дега замыкается в узком кругу близких друзей. Э. Дега «Мытьё» (1886). Вот она — тайна подтекста, когда так мало на поверхности и так много в глубине. Эдгар изучал творения великих мастеров живописи в Лувре, за время своей жизни несколько раз посещал Италию (где проживали его родственники по линии отца), где имел возможность знакомиться с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. Дега стремился к максимальной «реалистичности» или «натуралистичности» своих произведений.
Но отец мечтал о карьере юриста для сына. Художник, особенно начиная с восьмидесятых годов, часто пишет обнаженную натуру: «Женщина, выходящая из ванной» (1883), «Купанье» (1886), «Ванна» (1886), «Женщина в ванной» (1895-1900). Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем.
Дега оставил свыше 2000 картин маслом, пастелей и скульптур. Ее отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане. В 1873 г. художник вернулся в Париж. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов.
27 сентября 1917 года, ушел из жизни великий художник Эдгар Дега. Балет, как его понимал Дега, отлично подходил к его философии времени. Некоторые ведущие художники-импрессионисты охотно пользовались пастелью, ценя её за свежесть тона и быстроту, с какой она позволяла им работать.
Все здесь живут только хлопком и ради хлопка». В мае 1889 он добровольно поселился в психиатрической лечебнице в Сен-Реми.
«А как же месье Ренуар. »— спросили его однажды. «Месье Ренуар, — с нажимом ответил Дега, — может писать где хочет». Одна из поздних работ Дега, одна из последних в его прославленном цикле балетных сцен.
История зарубежного искусства. К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Дега Эдгар (Degas Edgar), французский художник, график и скульптор.
Дега мастерски передает движения человека в быту, взгляд его здесь порой ироничен и насмешлив: «После ванны» (ок. Под предлогом желания оставить память о брате незапятнанной Рене де Га после его смерти уничтожил большую часть рисунков, найденных им в мастерской Эдгара. Так он, разделавшись с долгами, подошел к периоду, овеянному славой и любовью публики. При этом сам Дега отвергал термин «импрессионизм», как и некоторые принципы творчества художников-новаторов и к концу жизни дистанцировался от их общества.
Дега превращает бытовые сценки в живописные драгоценности, приучая глаз зрителя видеть прекрасное в обыденной жизни (Ванна, ок. Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Композиция картины необычна — смысловой центр резко сдвинут влево, где доминирует фигура одетой в черное Лауры Беллели.
Позируя Дега, актриса точно передала образ простой женщины. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели. Демобилизовавшись в 1871, он некоторое время путешествовал по Европе и Америке.
Хюттингер). Тяга к совершенству отравляла ему жизнь- он без конца переписывал, поправлял свои картины, а проданные откупал назад, чтобы еще над ними поработать.
Фотографическая память помогала подмечать самые незначительные особенности Парижа. В возрасте 13 лет Эдгар потерял мать, что явилось для него серьёзнейшим ударом. Лаура беременна третьим ребёнком, хотя чёрное платье скрывает её положение. 1886, Париж, Музей Орсэ). Однако собственные эксперименты с содержанием и стилем не имели большого успеха.
Дега даже специально оговаривал, что рамы его картин не должны меняться.
Небольшой отдушиной были восковые фигуры. Картины темные по колориту, суховаты по форме. Каждое его произведение – результат наблюдений и упорной работы.
Этот рисунок выполнен не столько карандашом, сколько углем. Импрессионистов «первого часа» сменяют пуантилисты во главе с Жоржем Сера.
По их примеру и под их влиянием в 1869 году он поступил в компанию «Гупиль», продававшую картины и работал в ее отделениях в Гааге, Лондоне и Париже, пока в 1876 году не был уволен за некомпетентность. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги. Все здесь полно осмысленного движения. Все, что я делаю, есть результат размышления и изучения старых мастеров. То есть, далеко не всё.
Дега превращает бытовые сценки в живописные драгоценности, приучая глаз зрителя видеть прекрасное в обыденной жизни («Ванна», ок. Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте». Музей Орсе (Париж)Способности к рисованию проявились у Дега уже в детстве.
Но это скорее – исключение, подтверждающее общее правило. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Поль Валери иногда заходивший навестить Дега в мастерской, оставил описание безрадостного существования почти ослепшего художника, который уже не мог писать и лишь немного рисовал углем. Дега, не любивший открытого пространства, предпочитал искусственное освещение, газовая подсветка помогала ему найти новые решения. Несмотря на то что эти два термина часто взаимозаменялись, в действительности натурализм был более прогрессивной формой реализма, так как он обогащался новейшими достижениями науки.
Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. считая, что на воздухе художнику не следует писать. Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Художник акцентирует внимание на выражениях лиц танцовщиц.
Дега — художник Парижа, не сторонний созерцатель, однако и не участник, скорее — действенный наблюдатель парижской жизни, сам «горожанин и друг горожан». Что не мешало ему отдавать должное «затворнику» Тулуз-Лотреку и немыслимому вне пейзажа Полю Гогену. Перед её спутником стоит бокал с мазаграном – популярным средством от похмелья. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков.
По возвращении во Францию Дега создает «Хлопковую контору» (1873 год), картину, замечательную по композиции, экспрессии, свету и цвету. Некоторые выставки он помогал организовывать. Это было сказано парадоксально и резко, но, несомненно искренне. Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. Самые последовательные из них, как Моне и Писсарро, писали мгновенность впечатления от жизни.
Устроители пошли еще дальше, обнажив перед зрителями то, что обычно от их глаз скрыто, — так называемую «артистическую кулису» Например, на выставке можно увидеть палитры Ван lora и Сера, коробку с клубками разноцветных шерстяных ниток, с помощью которых Ван lor подбирал сочетание цветов для своих картин, балетную туфлю, принадлежавшую Дега, фотографии бородатых художников на пленэре и многое другое. К тому времени портрет был самой грандиозной работой художника. Это название «прилипло» к художникам, как маска к лицу, когда Клод Моне назвал так свою картину — «Впечатление. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями.
В этом особенность французской художественной школы — продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Э. Дега. Сделав важный шаг к рассекречиванию своего спецхрана, руководство Эрмитажа рассчитывало не на шумные сенсации и скандальный успех, а на притягательность художественного поля «Неведомых шедевров».
Перед ней на столе стоит явно не первый бокал с абсентом (алкогольный напиток. Эта большая работа создана около 1879 года на ней изображена балерина, сидящая на скамье.
Он также был известен как способный мимический актёр. Ту же тему вычитываю я в картине Э. Дега «Абсент». Эдгар Дега воспринимал театр именно так. Печально, дар Кайботта приняли лишь наполовину, разместив в Люксембургском дворце (ныне это собрание составляет основу Музея дОр-се), остальная часть после смерти художника «ушла» к коллекционерам за океаном.
В фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Таковы картины «Танцовщицы на репетиции», «Танцовщица у фотографа», «Ожидание», «Две танцовщицы» и др. Дега был, по определению Эдмона де Гонкура, посетившего мастерскую художника, «человеком, который лучше, чем кто-либо другой, сумел, транскрибируя современную жизнь, уловить её душу». Музей Орсе (Париж)На этой картине Дега изобразил реальных людей: художника Марселена Дебутена и актрису, звезду кабаре Эллен Андре, за столиком в кафе «Новые Афины». Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую красоту (Гладильщицы, 1884, Музей дОрсе). Его произведения ничего не воспевают.
В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. Чтобы стать настоящим большим художником, не обязательно знать жизнь во всех ее аспектах, надо знать глубоко, до дна, хоть какую-то ее частицу. Картина Дега на аукционах стоят миллионы евро.
Работы из серии монмартрских зарисовок были выполнены Дега на заказ для роскошного издания «Семья Кардиналь», задуманного Людовиком Галеви. Речь идет о картине «Семья Белели» (1860—1862, Париж, Музей Орсэ).
Она возвышается словно массивная темная пирамида.
Как позже объяснял Клод Моне, Дега делал это для того, чтобы «заставить раму помогать произведению и дополнять его», таким образом усиливая цвета. Первые образцы этих скульптур появились в 1921 году.
Не многие другие художники так упорно изучали человеческое тело, как Дега. На рубеже 60-х годов XIX века Эдгар Дега открывает собственную мастерскую в Париже. Работ Пабло Пикассо на торгах Sothebys много — целых семь. Много раз говорилось об отстранённости Дега по отношению к его моделям. Восхищался Энгром, считая его крупнейшим художником современности. Дега — истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа). Да был ли он настоящим импрессионистом.
Баронесса стоит свободно, у неё гордая, прямая и чопорная осанка. Это «Голубые танцовщицы» — пастель из собрания ГМИИ имени А. С. Пушкина, написанная около 1897 года. Эдгар Дега, сын своего времени, ничего не утратил в иной эпохе. Иногда его называют холодным, бесстрастным наблюдателем, особенно при написании женских портретов, однако Берта Моризо, одна из выдающихся художниц того времени, говорила, что Дега «искренне восхищался человеческими качествами молоденьких продавщиц в магазине». Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
Они работали с натуры, он — только по памяти. А в «Портрете итальянской нищенки» просматривалось стремление к правдивости изображения, жесткое и реалистичное. Он был практичным, но замкнутым в узком кругу близких друзей.
Его произведения ничего не воспевают. Важнейший компонент абсента – экстракт горькой полыни).
Плечи женщины опущены, взгляд потухший. Это признано совершенным воплощением отчужденности. Мне вспомнилась парочка в бистро. Всматриваясь в пастели Дега, с особенной ясностью осознаешь сущность новых завоеваний живописи.
А ведь он родился в 1834 году, при Луи-Филиппе. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства.
Современная жизнь — вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами. Первая большая картина, созданная в нюэненский период, – Едоки картофеля (1885, Амстердам, фонд Ван Гога), – изображает крестьян за ужином. В это время он начал рисовать.
Никто в дальнейшем не оказывал на Дега такого влияния, как Жан Огюст Энгр. Некоторое время он учился у известного пейзажиста Антона Мауве.
Это произошло в 1874 году. Он был в постоянном поиске новых мотивов, ракурсов, композиций. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Ни одну из этих скульптур, за исключением «Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы», Дега никогда не выставлял. Под влиянием этих людей в конце 1860 года создается серия крупных работ – «Прачки», «Скачки», «Балетные сцены» и «Модистки».
Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Получив академическое образование, художник отрицал (denied) возможность передачи различных впечатлений в картине. Там он посещал занятия в Академии художеств. Он был старшим из пятерых детей. К тому времени этот портрет был самой грандиозной работой художника.
В «Семирамиде, строящей Вавилон» Дега создал волнующее оригинальное произведение, но, казалось, он сам не был уверен в правильном направлении своих поисков. Темой балета художник увлекся в 1870-е годы. Цвет здесь как бы возникает на ваших глазах из переливчатого сияния из струящегося потока радужных «элементарных частиц» из вихря перекрещивающихся «силовых» линий. Рене и Ахилл занимались импортом вина в Новый Орлеан и Дега гордился их успехами. Музей Орсе (Париж)В 1861 г. Дега познакомился с Эдуардом Мане, дружба с ним продолжалась до конца жизни Мане.
«Всё, что я делаю — это результат размышлений. С Эдуардом Мане Дега сближает общее неприятие академического салонного искусства. Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке.
Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья. Эдгар Дега — удивительная и чем-то загадочная фигура во французском изобразительном искусстве, за которой закрепилось случайно оброненное одним критиком название «импрессионист». Бесконечные восторги изливались на знаменитое полотно Пикассо изображающее гимнаста и гимнастку за столиком, плечом к плечу, но душой поврозь.
Семья Беллелли 1858Хлопковая биржа 1866-1868Портрет мисс Кэссет 1878Рысаки у трибуны 1866-1868Интерьер (Изнасилованная), 1869 Балерина и женщина С зонтом, 1882Четыре танцовщицы 1884Кабаре «Амбассадор» 1876Балерины на поклонах 1885Женщина, моющая спину 1886 Прима 1877Арлекин и Коломбина 1886Балетная школа 1877Туалет 1885Финал арабеск 1877 Искусство Франции. В это время она продолжала носить траур по своему отцу – его портрет висит позади Лауры. С этого момента он уже окончательно прекратил работу.
Мастер пастели («Голубые танцовщицы», «Звезда»).
Дега блестящий рисовальщик, душа его искусства – линия, быстрая, точная, стремительная. Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. В 20 лет он поступает учеником в мастерскую известного в своё время художника Ламота. Пастель Эдгара Дега «Отдыхающая танцовщица» оценена в сумму более 40 млн. Э. Дега «Урок танцев» (1873-1875). Остроумие и юмор сменились более серьёзным тоном, творческая продуктивность постепенно снижалась из-за надвигавшейся слепоты. В действительности за спонтанностью его композиций скрывалась их тщательная подготовка.
Тут надо пояснить отношение Дега к импрессионистам, с которыми его часто объединяют. Он нарисовал всю картину в классически строгом духе Пуссена, но придал лицам героев черты «детей Монмартра», черты хорошо знакомой ему молодёжи парижских предместий.
В отличие от все прочих импрессионистов, Дега не слишком жаловал работу на пленэре. Первые из знаменитых изображений танцовщиц и театральных сцен Дега появились в 1867 году. Музей Хилл-Стенд (Фармингтон, Коннектикут, США)После заключительной выставки импрессионистов в 1886 г. художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов. Дега был очень скрытным человеком, сведений о личной жизни художника почти не было. К концу 80-х годов Дега реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Холст, масло.
Не менее огорчительным для сотрудников музея оказалось и другое: посетившие Санкт-Петербург министр иностранных леп Германии, а затем и сам канцлер Гельмут Коль Эрмитаж в свою программу не включили. Самая дорогая импрессионистическая вещь на Sothebys — это «Руанский собор в тумане» Клода Моне (эстимейт 16-22 млн). Она пришла к нему довольно поздно, под сорок лет. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Родился в состоятельной семье банкира де Га. Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического.
В сияющий новизной мир импрессионизма Дега вошел благодаря знакомству с Эдуардом Мане. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Но не само по себе, а в необычном движении и ракурсе.
Здесь же он и познакомился со своим, в дальнейшем, другом Мане. Чем с успехом и воспользовался, полностью посвятив свою жизнь живописи. Конечно, у него есть несколько пейзажей. Лаура беременна третьим ребенком, хотя черное платье скрывает ее положение. Он жил один. Он жил один.
Э. Дега «Перед стартом» (1862-1880). «Уловленные мгновения»— так, пожалуй, можно было бы выразиться о многих работах Эдгара Дега. Он выставляется лишь в немногих избранных публичных местах, что вызывает интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа.
Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Однако в работах пастелью подход художника становится гораздо смелее и он использует цвет так же свободно, как использовал его, работая мелом или углем. 1886, Париж, Музей Орсэ).
Он возводил это в принцип. Особенно ощутимо это в «Голубых танцовщицах» из московского музея, где из радужного мерцания чистых тонов как бы возникает мелодия танца. Несмотря на то, что французский художник конца 19 начала 20 века рисовал на всевозможные темы (в его коллекции есть пейзажи, портреты, жанровые сцены) – именно танцовщицы Дега стали визитной карточкой художника, одним из главных символов импрессионизма рубежа веков.
Этот вид искусства, как ничто другое воплощал мимолетное великолепие и блеск всего прекрасного и ту колоссальную изнурительную работу, что стояла за ними. Друзья шутили: «Картина может считаться законченной, только если её отобрать у Дега». 24 декабря Ван Гог, потеряв способность контролировать себя, набросился на Гогена, а затем отрезал себе ухо.
Основой процветания города была торговля хлопком. Та, которая продается, названа шедевром заслуженно: резко кадрированная композиция (от второй балерины виден только кусочек юбки) и сложного оттенка огромный зеленый бант за спиной танцовщицы придают работе энергичность и законченность. Дега писал своему другу: «Один хлопок. Лишь благодаря такому счастливому стечению обстоятельств эта малоизвестная сторона творчества Дега дошла до нас.
Ван Гог жил в полном одиночестве, питался только хлебом и кофе и много пил. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. 1883) «Перед сном» (ок. Другое дело, что из столкновения неустранимых противоречий Дега научился (хотя и не сразу) извлекать интенсивную энергию творчества, да и вообще склонность к разрешению трудных (для других — непосильных) задач была у него в крови. Под «правдой» он подразумевал буквальность.
Безусловно, лучшее произведение раннего Дега — великолепный «Портрет Семьи Беллелли» (около 1860). В то же время сочные тона и «мерцающий» штрих пастели помогали художнику создать ту особенную красочную атмосферу, ту переливчатую воздушность, которая так отличает его работы. Художник вел полунищенское и полуголодное существование. Для учениц это томительное ожидание, для пожилого балетмейстера – палитра новых идей. Родился 30 марта 1853 года в Гроот Зюндерт (Нидерланды) в семье кальвинистского священника.
Мастер встречался с ним, когда ещё был мальчишкой. Картина погружает в атмосферу волнительного предвкушения. В конце 1881 после ссоры с отцом, Ван Гог поселился в Гааге. О вдохновении интуиции, темпераменте я и знать не хочу».
Тут нет и следа труда и пота, тут нет подделки и нет прикрас — только танец легкий, воздушный, заставляющий вспомнить образы давно минувших эпох, более счастливых и прекрасных, думал Дега, чем его собственная О «Голубых танцовщицах» один исследователь сказал, что цвет является в них «радиацией формы». Идеал Эдгар видел в неутихающей жизни мегаполиса. В то же время картина отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. Начать стоит хотя бы с того, что подпись художника являлась своеобразным псевдонимом – из побуждений революционного толка он соединил собственную фамилию Га и частицу де, свидетельствовавшую о дворянском происхождении.
Э. Дега «Абсент» (1876). Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок «товарами», как он называл и остальными своими произведениями. Для него наступили тяжёлые времена: умер его отец, оставив большие долги.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. В работах нюэненского периода (1883-1885) начинает проявляться своеобразие творческой манеры Ван Гога. С другой стороны, Ренуар верно подметил, что зрелые работы Дега более индивидуальны, они в самом деле «расширились» по стилю, — это и отличает их в первую очередь от ранних работ художника. Каждый зал выставки имеет свою микротему. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента).
Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. И если у пейзажистов это постигалось через движение воздуха, света, смену времен дня и года, через постоянный круговорот природы, то Дега стремился передать живую сущность мира через движение человека. Темы скульптур Дега повторяли темы его картин— танцовщицы, купальщицы или скачущие жокеи. Вдохновленный образами японской гравюры и яркими работами импрессионистов, он написал картину, которая по праву считается одним из лучших его произведений: Ночное кафе (картинная галерея Йельского университета).
Он умер в 1917 году, но как художник — гораздо раньше, пораженный почти полной слепотой. Ни грация, ни мнимая поэзия не входят в его цели.
Дега, наверное, самый совершенный среди современных ему художников. Манера и яркость их творчества была близка и Эдгару Дега. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Но, на первый план у Дега всё равно выходит цвет.
Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах. Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство («Оркестр Оперы», 1868—1869, Музей Орсэ, Париж «Две танцовщицы на сцене», 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон «Абсент», 1876, Музей Орсэ, Париж). Этот момент преображения Дега и запечатлел в «Голубых танцовщицах».
Еще в юности он как-то записал для себя: «Ах, Джотто, не мешай мне видеть Париж. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Даже у теряющего зрение Дега палитра оставалась близкой к палитре фовистов».
В творчестве мастера нет ничего от экспромта. Пастель находится на грани между рисунком и живописью, тем самым позволяя художнику стать «колористом с линией», как говорил сам Дега. Летом 1888 художник создал некоторые из своих наиболее спокойных произведений: Почтальон Рулен (Бостон, Музей изящных искусств), Дом в Арле (Амстердам, фонд Ван Гога) и Спальня художника в Арле (Чикаго, Художественный институт), а также несколько натюрмортов с подсолнухами.
Известно, что с возрастом художник начал терять зрение и отдавал предпочтение скульптуре. Когда вы вкладываете абсолютно ясное значение, людям становится скучно» (Эдгар Дега). Его дар наблюдения, точность и зоркость взгляда были несравненны. Он пишет картины на исторические темы: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание спартанцев» (1860, переписана 1880, Национальная галерея, Лондон), «Семирамида на строительстве Вавилона» (1861, Музей Орсе, Париж).
К середине 1860-х годов французский художник знакомиться с будущими импрессионистами, которые заседали в кафе Гербуа. Первой знаковой работой на эту тему можно назвать «Оркестранты оперы», где автор изобразил своего друга-фаготиста Дезира Дио. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах. Ренуар, Моне. Этот приём впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.
Все эти оригинальные вещи помогают проникнуть в мир художника и попытаться ответить на вопрос: что же такое импрессионизм. Работая с глиной и гипсом, он руководствовался в значительной степени осязанием руки заменяли ему глаза. Так почему же все-таки балет и танцовщицы.
Мне нравится эта суровость». Завершенность и продуманность его композиций заставляет порой вспомнить полотна Пуссена. Таким Дега, пожалуй, знаком не каждому. Дега был так давно и так недавно. Молодой художник, желающий выставляться в Салоне, в первой половине шестидесятых годов обращается к историческим сюжетам: «Молодые спартанки, вызывающие на состязание юношей» (1860), «Семирамида закладывает город» (1861), «Александр и Буцефал» (1861—1862), «Дочь Иеффая» (1859—1860), «Эпизод средневековой войны» («Бедствия Орлеана») (1865). «Не было искусства, менее непосредственного, чем мое», — так сам художник оценивает собственное творчество.
Клод Моне писал Руанский собор в 1872 году — еще до того, как импрессионисты стали называть себя импрессионистами, а потом вернулся к этому сюжету 20 лет спустя.
Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей. У Дега же она содержит лишь часть срезанного рамой мощного потока жизни. Напротив, отец Эдгара, совладелец и управляющий одного из крупных парижских банков, сам был не чужд искусству, хотя ему, несомненно, хотелось, чтобы отпрыск все же оставил свое «несерьезное» увлечение и поступил на юридический факультет. Большинство рисунков Дега— это наброски и зарисовки человеческих фигур, как, например, «Балерина, завязывающая туфлю», 1880—1885. Критики часто сходятся в том, что, несмотря на нежелание Дега (в отличие от импрессионистов) работать на пленэре, принципиально их творчество в общем очень схоже, что, в свою очередь позволяет причислить Эдгара Дега к кругу импрессионистов.
Хотя работа производит впечатление спонтанности, её композиция была продумана так же тщательно, как и на всех полотнах Дега. «Голубые танцовщицы». В 1861 Дега знакомится с Эдуаром Мане, а позднее начинает посещать кафе Гербуа, пристанище импрессионистов Моне, Ренуара, Сислея и др. : их отказ от установок Академии, стремление запечатлеть непосредственное ощущение динамики жизни привлекают художника, Дега выставляется на выставках импрессионистов, начиная с первой (1874) и кончая последней (1886). В 1885 году эту пастель купил друг Эдгара Дега она хранилась в одной семье более ста лет — до своего первого появления на аукционе Sothebys в Лондоне в 1999 году (тогда при эстимейте 5-7 млн она была продана за 17, 6 млн).
Впрочем. Однако у Эдгара не было большого желания и способностей к юриспруденции. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Но другим он отказывал в этом праве. Говорим Дега – подразумеваем балет. Восход оолнца.
И действительно, однажды его с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. «Арлекина» Пабло Пикассо тоже можно было увидеть в Москве. Его усилия увенчались появлением нового словаря реализма, подобно тому, как это удалось сделать в современной ему литературе братьям Гонкурам (Эдмону-Луи-Антуану и Жюлю-Альфреду) и Эмилю Золя. На вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, Дега в свое время ответил: «Меня называют живописцем танцовщиц не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». У них есть удачи и неудачи, уровень мастерства колеблется, ощутим настойчивый поиск, а с ним и нестабильность.
Манера Дега сложилась под влиянием разных художников. Он был практичным и умел распорядиться своим влиянием, постоянно контактировал со многими художниками и такая активность начинала раздражать некоторых из его коллег.
Пастель состоит из красящего пигмента в порошке, смешанного с небольшим количеством клейкого вещества (обычно гуммиарабика) и спрессованного в форме мелка. Здесь он сделал наброски, но окончательно картину написал уже в Париже в 1859 году. 1860-е годы во Франции были ознаменованы пресыщением молодой прогрессивной интеллигенции буржуазными устоями Империи Наполеона III.
Поздние работы Дега выделяются также интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряжённо-драматический характер («Голубые танцовщицы», пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. Тема заинтересовала Дега и он продолжал её разрабатывать с воодушевлением, в духе Рабле, что тем более странно, так как Алеви вскоре отказался от своего замысла.
Оба эти материала сухие или быстро сохнущие, непрозрачные, что позволяло Дега легко вносить в свои композиции (и маскировать) изменения. Учился в парижской Школе изящных искусств (1855–18), в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США (1872–1873) и Испании. Это происходит уже в середине 80-х подов — начинается время, когда появляются не только разногласия внутри самого движения, но и приходят новые веяния с Ван 1огом, Гогеном, Дега (который импрессионистом себя никогда не считал). Академизм мало прельщал Дега с самого начала.
Здесь есть неоклассическая пастель «Девушка в голубой шляпке» (1923-1924 годы, эстимейт 6-8 млн), которую составители каталога Sothebys не постеснялись (в общем-то справедливо) сравнить с мраморной головой Артемиды V века до н. э. Экспрессионистический натюрморт написан Пабло Пикассо 10 июня 1941 года в оккупированном нацистами Париже. Теперь ему приходилось повторять изгибы женского тела в воске, чтобы вновь остро ощутить движение, пластичность и грацию, более недоступные взгляду.
По возвращении ему предстояло столкнуться с угрюмой действительностью лицом к лицу. Его кумиром и образцом всегда оставался Энгр — последний великий классицист Франции. Он родился в довольно состоятельной семье и мог не заботится о заработке ради куска хлеба. На тему танцовщиц Дега, в сильной степени, повлиял Оноре Домье. Необычное для художника обилие обнаженной мужской натуры наблюдается на картине «Три возраста мужчины», написанной в 1942 году ее эстимейт 2-3 млн.
С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать». Американский историк искусства Джордж Хеард Гамильтон писал об этих работах Дега: «Колорит его картин был последним и величайшим даром художника современному искусству. Так появились его ранние произведения.
Примером может служить его картина «Мисс Лала в цирке Фернандо». К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал свое желание стать знаменитым и неизвестным. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856—1857, Лувр, Париж рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).
В начале своей творческой карьеры Эдгар закончил Школу изящных искусств и копировал картины великих художников в Лувре. В картине «Танцевальный класс» Дега феноменально сочетает точный рисунок с эскизностью деталей. Несколько штрихов бывает достаточно, чтобы схватить характерную позу, профессиональный жест: «Жокеи перед трибунами», (около 1869-72, Музей Орсе, Париж) «Скачки в провинции» (около 1870-72, Музей изящных искусств, Бостон) «Молодой жокей» (около1866-68, рисунок, частная коллекция, Париж) «Мадемуазель Фьокр в балете «Источник» (Музей в Бруклине) «Оркестр оперы» (1868-69, Музей Орсе, Париж) блистательная прима-балерина, в легкой воздушной пачке, словно летящая над сценой: «Звезда» (около 1876, пастель, Музей Орсе, Париж) «Голубые танцовщицы» (около 1897-99, пастель, Музей изобразительных искусств, Москва). Ламот сумел передать Дега любовь к четким контурам, которые так ценил в рисунке сам Энгр. 92 х 68 см. С 1854 начал посещать мастерскую Л. Ламота (ученика Энгра), в 1855 поступил в Школу изящных искусств.
Пожалуй, тут Ренуар не совсем прав. В 1873году художник вернулся в Париж. Музей Орсе (Париж)«В течение всей своей жизни, – писал Поль Валери, – Дега искал в изображении обнаженной фигуры, рассмотренной со всех точек зрения, в невероятном количестве поз, во всевозможных движениях, ту единственную систему линий, которая выразила бы с величайшей точностью не только данный миг, но и наибольшее обобщение. Получил прекрасное образование в лицее Людовика Великого (1845-1852), с 1853 учился на юридическом факультете Парижского университета. Impression — впечатление. Гоген и числится по другому ведомству — постимпрессионизму. С конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь выразительности в передаче мгновенного движения (Танцовщица, бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн).
Эту картину Дега написал во время поездки к своим родственникам в Новый Орлеан. Однако импрессионистом Дега не был. Это были первые пробы, в которых Дега обобщал приобретенные навыки.
К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.
В утверждении эстетической значимости жизни людей их обыденных занятий сказывается своеобразный гуманизм творчества Дега. Цветы на картине кажутся сделанными из жести, настолько они твердые и угловатые. В этом их сила и слабость. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: «Вам нужна жизнь естественная, мне— искусственная». Мягкие цветные карандаши дробятся, обсыпаются, мерцают каждый порознь и все вместе, образуя густую полнозвучную гармонию единого целого».
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать. Кропотливым трудом Дега справляется с финансовым кризисом и 1880 году становится признанным и уважаемым художником, продающим свои работы не на выставках, а через агентов. Тем временем его младший брат Тео поступил в отделение компании «Гупиль» в Париже.
Остальные выполнены пастелью. Позже он пишет портрет художника Лепика («Площадь Согласия»)— в определённой степени революционный тип портретного искусства, когда окружение главного (условно) персонажа имеет не меньший вес, ценность и значение, чем герой портрета.
Он жил один. Каждый глядит в свою далекую пустоту, не замечая другого. Он выставляется лишь в немногих избранных публичных местах, что вызывает интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа.
Среди наиболее известных работ этого цикла «Танцевальный класс» (1873 г. ), «Танцовщица на сцене» (1879 г. ), «Танцовщицы на репетиции» (1879 г. ) и «Голубые танцовщицы» (1890 г. ). Наблюдательность Дега и феноменальная зрительная память позволяли ему с необычайной точностью улавливать жесты, позы, схватывать на ходу характерные движения и передавать их с необыкновенной правдивостью.
Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (Кафешантан в «Амбассадёр», 1876—1877, Музей изящных искусств, Лион «Певица с перчаткой», 1878, Музей Фогт, Кембридж). Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы («Мисс Лала в цирке Фернандо», 1879, Национальная галерея, Лондон). В этом его глубокое внутреннее сродство с импрессионистами. В отличие от других импрессионистов, Дега получил законченное образование в Академии.
Художник, как трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Дега «без устали искал новую технику». Художник занимался также фотографией, гравюрой и скульптурой. Портрет семьи Белелли, родственников со стороны отца, оконченный уже в Париже в 1860 году, неуловимо выдавался и ряда его работ, быть может, в силу своей непосредственности. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. У застенчивого и резкого, вечно неудовлетворенного сделанным и беспощадно строгого к другим, желчного и насмешливого нелюдима Дега было горячее сердце, отзывчивое на чужую печаль, горе, тоску, усталость, одиночество. Баронесса стоит свободно, у нее гордая, прямая и чопорная осанка.
Дело в том, что Эдгара Дега как художника привлекало человеческое тело. И, также как Энгр, Дега считал, что главное – это рисунок. Например, в «Упражнениях юных спартанцев» он пренебрег исторической точностью, чтобы по-иному и явно по-современному представить тему из древней истории. Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница.
Там, в Италии, он выработал технику точного и резкого рисунка, где его зоркая наблюдательность сочеталась со сдержанной и благородной манерой письма, как это было на ранних картинах Дега «Зарисовки брата» и «Рисунок головы баронессы Беллели». После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам. Выставка имеет оригинальное название «Как свет на хопст попал, которое многое говорит о ее концепции и построении.
В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Вот таким образом, кстати, он не любил пейзажа. Потрясающий эффект, которого он добивался с помощью этой техники, отлично иллюстрирует не датированный «Набросок с двумя всадниками».
Дега не только по-новому использовал технику пастели, но и создавал с её помощью картины, превосходящие по размеру произведения других художников, выполненные пастелью. Он боготворил Энгра. Начав со строгих по композиции исторических картин и портретов (Семейство Беллелли, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей Орсе, Париж). Говорим балет – видим картины Дега.
Дега Эдгар Картины и биография Эдгара Дега Дега Эдгар (Degas Edgar) (1834–1917), французский художник, график и скульптор. Среди десяти работ Эдгара Дега, хранящихся в российских музеях, только одна («Танцовщица у фотографа» из Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) написана масляными красками. Зимой 1885-1886 Ван Гог отправился в Антверпен. Начал художник с автопортретов, затем были портреты родных и друзей.
С Дега такого случиться не могло, он мастер до кончиков ногтей. Мне нравится эта суровость». В последние годы главным материалом для рисования у Дега стала пастель (чаще всего выпускается в виде мелков или карандашей без оправы имеющих форму брусков с круглым или квадратным сечением).
Хотя Дега все дальше уходил от той видной и активной роли, которую он играл в общине парижских художников, его влияние на молодое поколение возрастало. И эти надежды оправдались. Конечно, он изображал мимолетности бытия, останавливал мгновения, но делал это совсем иным способом, чем его друзья и сподвижники, «праведные» импрессионисты: Мане, Писарро. Поздние работы Дега выделяются интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами, стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический Ария собаки, 1877 Собрание Хэймейера, Нью-ЙоркЗвезда 1877, Музей дОрсе, Париж Абсент 1876, Музей дОрсе, ПарижВанная 1885, Музей Хилл Стид, Фармингтон Мисс Лала в цирке Фернандо 1879, Национальная галерея, ЛондонПричесывающаяся женщина 1885, Эрмитаж, Санкт-Петербург Характер (Голубые танцовщицы, пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). Дега начал писать эту картину в 1858 году, когда находился в гостях у своих родственников во Флоренции.
Когда речь идёт о большом и разностороннем мастере, то порой бывает трудно разграничить все его произведения по жанрам. При жизни Дега эти сделанные на скорую руку работы видели лишь немногие счастливчики, среди которых был приходивший от них в восторг Ренуар. 1883) «Причесывающаяся» (ок.
Маленькая Джулия выхвачена в момент минутной взволнованности.
Эти элементы были частью идеологии реализма-натурализма. Балерины, купающиеся женщины – движение в его естественности, неприукрашенной простоте и красоте – вот то, чего искал и к ему стремился Дега.
Что удивительно, если «Голубых танцовщиц» большинство зрителей узнает моментально, то некоторые полотна широкой публике незнакомы вовсе. Он хотел, чтобы воспоминания и фантазия были «свободны от тирании правды». С этой целью им было собрано множество этюдов, литографий, монотипий и рисунков. Дега интересовала обычная жизнь людей.
«Семейство Беллели». Автопортрет (1854-1855).
Ему также нравилось писать купающихся женщин и сцены скачек. Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний. Но наличие средств и родительская любовь сделали свое дело и в 1855 году молодой человек поступил в школу изящных искусств, где началось превращение Илера-Жермена-Эдгара де Га, во всемирно известного «живописца танцовщиц». 1887-1890).
В дипломатических кругах говорили: из-за этих самых «Неведомых шедевров». Три дяди Винсента занимались торговлей произведениями искусства.
Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами». Затем было знакомство с другими художниками-импрессионистами.
Одна из двоюродных сестер Эдгара, Эстель Мюссон, была слепой и Дега испытывал к ней особую симпатию, уже тогда предчувствуя, что и сам может вскоре потерять зрение. Страсть к эксперименту была у художника в крови— недаром ещё в 1879 году один из обозревателей, посетивший выставку импрессионистов, писал, что Дега «без устали ищет новую технику». Таким же творческим был подход художника к гравюре и скульптуре. Возможно, дело в теплоте семейной привязанности, но сухая и официальная манера не коснулась этого портрета. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Зиму 1880-1881 годов Ван Гог провел в Брюсселе, где изучал анатомию и перспективу. Теряя зрение, художник поверял пальцам ту нежность, что раньше доставалась кисти.