Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при королевском дворе в Мадриде, он поселился в Толедо). 1565 переехал в Венецию. Игнатием Лойолой. При этом он был человеком Ренессанса.
Как это возможно. Первый крупный заказ Эль Греко получил здесь от декана Толедского собора дона Диего де Кастильо. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой.
К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1560), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. Он утверждает, что ключи к пониманию творчества Эль Греко лежат в философии Платона и неоплатонизме, трудах Плотина и псевдо-Дионисия Ареопагита, а также трудах отцов церкви70. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет.
Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел». Эль Греко считается предтечей экспрессионизма и кубизма, а его личность и творчество послужили источником вдохновения поэтов и писателей, таких Райнер Мария Рильке и Никос Казандзакис.
На протяжении последних четырнадцати лет своей жизни (1600—14) он создал произведения, отмеченные усиленной выразительностью темы и исполнения, необычайной, почти мистической проницательностью в раскрытии индивидуальности персонажей портретов («Толедо в грозу», 1600—10 «Встреча Марии с Елизаветой», после 1609 «Апостолы Петр и Павел», 1612—14). Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие. Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. Терезы и других испанских мистиков XVI века.
Ранние кубистические пробы Пикассо должны были раскрыть другие аспекты в работе Эль Греко: структурный анализ его композиций, многогранное преломление формы, переплетение формы и пространства и спецэффекты бликов. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы. Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения.
Его отец — сборщик податей, вот таким образом Доменико должен был получить прекрасное образование. Основываясь на собственных заметках Эль Греко, его уникальном стиле и использовании греческих букв в подписи, авторы этих работ указывают на неразрывную органичную связь между византийской традицией и творчеством Эль Греко66. По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей. В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина.
Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. Затем переехал в Рим, где в полной мере проникся гуманистическим управлением кардинала Алессандро Фарнезе, сильно впечатлился работами Микеланджело и, в общем, значительно расширил свой кругозор. Его религиозные композиции нередко являли собой в живописи параллель к писаниям Св.
Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко.
Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега. Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку. Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного.
1576) и др. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. На ней изображена гибель Святой Девы Марии. В зрелом творчестве мастера, родственном поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утончённо-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция "Погребение графа Оргаса", 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо "Святое Семейство", около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». Микеланджело (Michelangelo) и Рафаэль (Raphael) к моменту переезда Доменикоса в Рим уже был мертвы грек, однако, сумел найти себе других кумиров – вроде Корреджо (Correggio) и Пармиджанино (Parmigianino). Братство воспользовалось этим жестом доброй воли и не пожелало справедливо урегулировать вопрос125. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ. Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением. Сейчас он находится вТоледо.
Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41.
Иностранцы специально приезжали в Толедо, чтобы полюбоваться и приходили от нее в восхищение. Некоторое влияние на его живопись также оказали другие великие итальянцы, в частности Бассано, Веронезе, Тинторетто и др. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св.
Эль Греко Доменико (El Greco собственно Теотокопули, Theotocopuli) (1541-1614) испанский художник. Художник написал в 1577—1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Крит в те времена был владением Венеции. Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества.
Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4. В 1577 году Эль Греко уехал в Мадрид, а оттуда в Толедо, где впоследствии написал свои основные работы30. Ему стал оказывать покровительство могущественный клан Фарнезе.
Одновременно работал над созданием собственных произведений: «Изгнание торгующих из храма» и «Исцеление слепого» (ок. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей. Терезой и св. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел».
26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. Тому есть несколько причин. Она познакомила его с абсолютно новым ритмом творческой работы.
Причины недовольства короля остались неизвестны. Маврикия, 1580-82, Эскориал). Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Который, кажется, знал, что такое божественный свет.
В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной. Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает.
В Италии Эль Греко почерпнул немало нового, как следует обогатив свой стиль элементами маннеризма и венецианского Ренессанса подобная гибкость для того времени была довольно нетипичной – большинство критян предпочитали придерживаться знакомого им с детства стиля и тяжело принимали новые идеи и подходы. С 1577 жил и работал в Испании. Какое-то время Филипп планировал использовать Хуана Фернандеса де Наваретте (Juan Fernndes de Navarrete), однако и он скончался в 1579-м в этой ситуации переезд в Мадрид Эль Греко оказался настоящим подарком судьбы. Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28.
Доменико Теотокопулос родился в Ираклионе в 1541 году, а в Фоделе он проживал некоторое время со своей семьей. В своих поздних работах Эль Греко демонстрировал характерную тенденцию драматизировать, а не описывать4. Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. Последние произведения мастера – вершина его творческих поисков.
Кего первым учителям относят иконописца Михаила Дамаскиноса, косвенное влияние оказал на него Феофан Критский. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. Слава Богу, что так. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. Сейчас Доменикос считается своеобразным прародителем сразу двух важных направлений современного искусства – экспрессионизма и кубизма большое влияние его жизнь и его работы оказали на Райнера Марию Рильке (Rainer Maria Rilke) и Никоса Казантакиса (Nikos Kazantzakis). В зрелом творчестве мастера, родственном поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утончённо-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд).
Здесь он учился у Тициана и художника-миниатюриста Джулио Кловио. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Как ив сюжете сисцелением слепого, Он, находясь среди людей, пребывает впостоянном общении сОтцом Небесным. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19.
По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Что касается первых 25 лет жизни, то о них практически ничего не известно. Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Это высказывание настроило против Эль Греко итальянских коллег и без того ревниво относящихся к чужакам. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой.
Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. Город оказал на него огромное воздействие. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29.
К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Со временем он внутренне разошелся сТицианом. 1572). Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление».
Сначала Эль Греко удалось получить у Филиппа два крупных заказа – Аллегория Святой Лиги (Allegory of the Holy League) и Мученичество святого Маврикия (Martyrdom of St. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк).
В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44. Помогал Тициану закончить «Мученичество Св. Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113.
Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. Около 1566 переселился в Венецию, где поступил в мастерскую Тициана. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Там он арендует бывшую резиденцию маркиза де Вильена – художник привык к тому времени жить на широкую ногу и во что бы то ни стало не хотел отставать от толедской знати. В 1570 Доменико Теотокопули оказался в Риме, где стал известен под именем «Грека, ученика Тициана». Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко.
l. Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87.
На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. Филипп II в то время как раз работал над титаническим дворцом-монастырем Эскориалом (El Escorial) подобное сооружение просто необходимо было украсить целой серией огромных картин. Не осталось унего иучеников.
Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника. Эль Греко теперь рассматривается как художник, сформировавшийся на Крите ряд работ пролил свет на его ранний стиль, некоторые из них были написаны в то время, когда он все ещё был на Крите, некоторые во время его венецианского периода, а некоторые во время его последующего пребывания в Риме65.
О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, порой отмеченных психологической и социальной проница- тельностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1600-01, Метрополитен-музей) или глубокой проникновенностью и драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-80, Прадо предполагаемый автопортрет художника, около 1595-1600, Метрополитен-музей), Черты ирреальности нарастают в поздних произведениях Эль Греко (Снятие пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – оба 1610-14). Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело.
1601), красноречивого церковного проповедника и изысканного поэта Фра Ортенсио Паравесино (1609) и др. Почему так произошло. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие.
В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. Парадокс— критикуя и осуждая Микеланджело, Эль Греко обнаружил, что не может избежать его влияния26. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками. f.
Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. e. Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. В 1570-м художник приехал в Рим (Rome), где открыл художественную мастерскую. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене.
6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это. Однако, это не совсем так. 12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98.
Бассано, Якопо Тинторетто). Ко времени приезда Эль Греко в Рим, Микеланджело и Рафаэль уже оставили этот мир, однако по-прежнему являлись примером для подражания молодых художников.
Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их.
Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Maurice). Ильдефонсо4.
Луки. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Его работы можно увидеть влучших музеях Европы.
Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. ЭЛЬ ГРЕКО (El Greco) (ок.
Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник).
Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. К сожалению, Тициан к тому времени уже скончался, а Тинторетто (Tintoretto), Веронезе (Veronese) и Мор (Mor) в Испанию ехать наотрез отказывались.
Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля. После 1560 уехал в Венецию, где, возможно, учился у Тициана. В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». Город этот на тот момент был религиозным центром Испании – и ярко воплощал в себе великолепное прошлое, процветающее настоящее и несколько сомнительное будущее страны в целом.
Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». Вероятно, что здесь Греко стал учеником великого Тициана и испытал на себе влияние творчества Тинторетто. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит.
Грек по происхождению. В Риме в 1570 он поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах), в 1983 году на острове Сирос была найдена икона «Успение Богоматери» с его греческой подписью.
Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах). В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Это хорошо видно в«Исцелении слепого». Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии. Эль Греко сделал Толедо своим домом. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св.
Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. А вот в 1577 году художник переехал в Испании, где и остался работать до конца своей жизни. Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9.
Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. По словам Дж.
Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. В возрасте 26 лет отправился в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Тициана. было забыто и заново открыто лишь в начале XX в. Долгое время считалось, что художник родился в деревне Фоделе близ города Кандии, современный Ираклион на Крите, входившем в то время в состав Венецианской республики. Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. Она стала матерью его единственного сына Хорхе Мануэля, который родился в 1578 году. Как Понтий Пилат, который спрашивал, что есть истина, втот момент, когда Истина влице Христа стояла перед ним.
С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо. Учился у иконописцев на Крите, а ок. Художнику был открыт доступ в богатейшие библиотеки.
Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров.
Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. В Толедо Эль Греко выполнил несколько крупных заказов и написал свои наиболее известные работы. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе.
Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса.
Что, вобщем-то, справедливо. Острым поэтическим восприятием жизни природы, трагизмом мироощущения овеян Вид Толедо (1610-14, Метрополитен-музей). Августин и св.
Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, а также венецианских мастеров Позднего Возрождения (Я. Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати». В полотно «Изгнание торгующих из храма» включил портреты Тициана, Рафаэля и Микеланджело, увековечив тех, чье творчество особо ценил. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль.
В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86. Первое упоминание в официальных документах об Эль Греко датировано 6-м июня 1566 года, где его величают «мастером Доменико Теотокопули, художником».
Некоторое влияние на его живопись также оказали другие великие итальянцы, в частности Бассано, Веронезе, Тинторетто и др. Однако, это не совсем так. Грек по происхождению. Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним.
Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию. Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города. С 1570 работал в Риме. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада.
Он был знаменитым художником в Толедо и у него не было отбоя от заказчиков. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц.
Ивновь фигура Христа здесь— центральная. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39. Однако вряд ли это справедливо.
Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции.
В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10. Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35. Следует, впрочем, отметить, что, несмотря на весь скепсис в адрес великого художника, полностью избежать его влияния Эль Греко так и не сумел – в его поздних работах нотки Микеланджело видны невооруженным глазом. Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна.
В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. Здесь, в Венеции, он создает известные картины — «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого». Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры.
Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет.
В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. Переехал в Парму, познакомился там с достижениями Корреджо в области светотени. Под влиянием великих итальянцев в творчестве молодого живописца появилась жизненность и свобода композиции, появились жанровые сцены («Мальчик, раздувающий лучину», ок. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей.
Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве. Именно вот таким образом Испания стала благодатной почвой для творчества Эль Греко, которое, в свою очередь, было с готовностью усвоено испанским искусством.
Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами. Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. В 1577-м художник переехал в Толедо (Toledo), где и прожил до самой смерти. 1599), жестокого главного инквизитора Ниньо де Гевара (ок.
Эль Греко был полон решимости оставить свой собственный след в Риме, отстаивая свои художественные взгляды идеи и стиль22. Художник и сам полюбил этот город. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает.
Местами он состоит практически из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт и имприматуру. Затем переехал в Венеции, где пробыл с 1567 по 1570 гг. Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. i. В 1585 году Эль Греко нанял помощника Франсиско Пребосте и основал мастерскую, в которой помимо картин, можно изготавливать алтарные рамы и статуи42.
Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. c. Лаврентия» по заказу испанского короля Филиппа II. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). В зрелом творчестве Эль Греко, родственном религиозной поэзии испанских мистиков XVI в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают подчёркнуто духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, с многочисленными, ярко выразительными портретами, 1586-88, церковь Санто-Томе, Толедо Святое семейство, около 1590-95, Музей искусства, Кливленд) резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции порой создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине (Мученичество св.
Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80. Родился в небогатой, но просвещенной семье в Кандии на Крите. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело.
К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Более того, к работам Микеланджело Эль Греко отнесся с явным скепсисом – так, он предлагал папе Пию V (Pius V) закрасить легендарный Страшный суд (Last Judgment), украшающий собой Сикстинскую Капеллу (Sistine Chapel) и изобразить на его месте что-то более достойное. АХристос пребывает как будто отдельно от них. Художник прожил вего доме до конца своих дней.
Это помогает датировать поздние работы мастера.