В этом году во Франкфурте-на-Майне прошла выставка картин Сандро Боттичелли, посвящённая великой любви Джулиано ди Медичи и Симонетты Веспуччи. Она связана с именами Симонетты Веспуччи, Джулиано и Лоренцо Медичи и Сандро Боттичелли.
Симонетта Веспуччи (итал. Лоренцо ди Пьеро де Медичи «Великолепный» (итал.
Это было самым главным (и одним из последних) делом его жизни, так как обещание обеспечило будущую независимость Флоренции. Четвёртый папа, носивший фамилию Медичи. Картина итальянского художника Алессандро Аллори «Изабелла деи Медичи Орсини с любимой собачкой». Первую половину 1480-х годов можно назвать античным периодом в творчестве Боттичелли. И все же это так.
La Sans Pareille) и Прекрасной Симонетты (итал. У её ног было много знатных и могущественных людей Флоренции. «Странно подумать, что лет пятьдесят назад Боттичелли считался одним из темных художников переходного времени, которые прошли в мире лишь затем, чтобы приготовить путь Рафаэлю», – писал в своих «Образах Италии» замечательный историк искусства Павел Муратов.
Стоит отметить, что оба соправителя, братья Медичи, были готовы выполнить любое её желание. Такое изображение богини любви, прикрывающей руками грудь и лоно, получило в эпоху Ренессанса название «Венера целомудренная» – «Venus pudica». (Джулиано погиб ровно через два года после её смерти, тоже 26 апреля, в результате заговора Пацци). Марко Веспуччи после смерти Симонетты женился второй раз. Во Флоренции Симонетта была открыта для живописи Ботичелли и другими известными художниками. В 1490-е годы впечатлительный художник попал под влияние проповедника Савонаролы, грозившего близкой гибелью всем, кто был приверженцем нового «мирского» мировоззрения.
Она похоронена в семейной капелле Веспуччи в церкви Оньиссанти (chiesa di Ognissanti) во Флоренции (построена членом рода Веспуччи в 1383 году). Родился во Флоренции 2 июня 1535 года. Во Флоренции близилась к концу блистательная эпоха Медичи. Скорее всего, с заказчиком были обсуждены все детали картины. И молодая красавица знала силу своей красоты. В историю искусства он вошел под прозвищем Боттичелли – «Бочонок», – полученным им от одного из братьев (о происхождении прозвища до сих пор спорят). Оставив на время свои любимые евангельские сюжеты «Мадонна с младенцем» и «Поклонение волхвов», он создал четыре заказные работы на темы античных мифов: «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Весна», «Рождение Венеры».
Боттичелли воспел в одной из своих картин красоту любви Джулиано и Симонетты, увы, обреченных погибнуть в расцвете молодости. Джулиано Медичи на портрете изумителен гордым высокомерием сознающей свое достоинство незаурядной личности. Да и мудрено ли. По одной из версия Боттичелли таким образом изобразил ее мужа Марко. Золотые, как волосы Венеры, стебли камыша вторят изгибам тела богини, лепестки анемона закругляются, как пальцы босых ног оры, ребристая раковина раскрывается, словно цветок розы. Именно после этой даты он не нарисовал ни одного портрета Симонетты Веспуччи. Вступив на тосканский престол, он оставался одновременно кардиналом, но отказался от титула, когда через два года он вступил в брак с внучкой Екатерины Медичи, Кристиной Лотарингской.
Обосновалась молодая чета в семейном доме Барго дОньисанти. К сожалению, этот штандарт не сохранился. Но не только античную статую напоминает Венера на холсте Боттичелли. Самые известные поэты слагали о ней стихи и поэмы.
Он собрал в Флоренции весь цвет художников, поэтов, философов, музыкантов и учёных. Боттичелли так и не обзавелся семьей и не оставил потомства.
Вначале отец, а затем и брат хлопотал о кардинальской шапке для него. Благоговение, молитвенный восторг перед явлением божества (не важно – языческого или христианского), несущего миру любовь и красоту, призван был воплотить Боттичелли в своем творении. Находящаяся под его патронажем Академия Кареджи, членами которой были Фичино, Пико делла Мирандола и Полициано, стала тем центром из которого по всей Европе распространилось понятие неоплатонизма. Слава о его произведениях привлекала к нему все больше внимания. Турниры сменялись балами, скачки, охота и карнавалы проводились постоянно.
Пацци и их сторонники просчитались – флорентийцы поддержали не их, а Медичи. Она похоронена в семейной капелле Веспуччи в церкви Оньиссанти (chiesa di Ognissanti) во Флоренции (построена членом рода Веспуччи в 1383 году). Именно личная ненависть к нему стало причиной заговора, в котором он был убит.
Это белизна чистого листа, который скоро заполнят слова или ноты, чистота холста, к которому вот-вот прикоснется кисть. Картина «Рождение Венеры», так же как и появившаяся несколькими годами ранее «Весна», была, скорее всего, написана для кузена и тезки Лоренцо Великолепного – Лоренцо ди Пьерфранческо. Портрет происходит из дворца Медичи и имеет наибольшие основания считаться картиной, описанной Вазари. Деталь фрески Филлиппо Липпи «Диспут с Симоном Волхвом и распятие Петра» в капелле Бранкаччи.
Частное собрание, Англия. Картина итальянского художника Алессандро Аллори «Изабелла деи Медичи Орсини с любимой собачкой». Каттанео итал. И Боттичелли, вместе со многими другими несправедливо забытыми мастерами, вернулся к нам.
1560-е. Что же.
Но, вероятнее всего, она не раз позировала ему. Токио, коллекция Марубени.
Хотя искусствоведы объясняют это влиянием Джироламо Савонаролы. Местом ее рождения называют как саму Геную, так и маленький городок Портовенере. Образцом для художников был признан Рафаэль с его непогрешимой верностью натуре. Насущной задачей неоплатоников было примирение античных и христианских верований. Боттичелли всю жизнь был очарован их любовью. По одной из версий, Симонетта никогда не позировала художнику и он писал её по памяти.
Мы никогда не узнаем точного ответа. Служила моделью картины Боттичелли «Рождение Венеры» и нескольких других его работ изображена в виде Клеопатры со змеей на шее на полотне Пьеро ди Козимо и на его же полотне «Смерть Прокриды». Подобная композиция, в согласии с уже знакомыми нам идеями неоплатоников о преемственности античности и христианства, сближала картину с привычными молитвенными образами. Сложные многофигурные композиции не всегда удавались художнику, вот таким образом в некоторых его работах фрагменты производят большее впечатление, чем вся картина (так, например, распадается на отдельные изумительные группы «Весна»). Именно ему доверил важный заказ на картину «Дары волхвов», предназначавшуюся для семейного алтаря в церкви Санта-Мария-Новелла, один знатный банкир, близкий друг братьев Медичи. Но не это делает ее шедевром, а непогрешимое совершенство целого и каждой детали.
Официальным поводом для этого турнира послужил дипломатический успех: заключение союза между Миланом, Венецией и Флоренцией 2 ноября 1474 года. После смерти отца в 1469 году шестнадцатилетний Джулиано стал соправителем Лоренцо Великолепного. После его смерти владения получает Франц I император Священной Римской империи. 1476 – 1480) Берлинская национальная галерея. Отношения Симонетты и Джулиано завораживали современников.
После свадьбы молодожёны перебралась в родной город Марко. Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти. Расположенные по диагонали фигуры ветров и оры с двух сторон устремляются к Венере. Лоренцо Великолепному удалось вырваться из рук заговорщиков. Известно, что картина долгое время хранилась в семье Веспуччи. С именем Симонетты Веспуччи связывают один из наиболее известных шедевров Сандро Боттичелли – «Весна».
Переход от рождения к бытию окрашен для Боттичелли грустью прощания. Vespuccia, Vesputia, урожд. «Портрет молодой женщины», (ок.
(По дате этого праздника вычисляют день рождения Симонетты – предполагают, что этот день был выбран не случайно). Cattaneo, 28 января (. ) 1453, Портовенере или Генуя – 26 апреля 1476, Флоренция) – возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Сандро Боттичелли (1445-1510) жил в одно время с Леонардо да Винчи, он видел, как во Флоренции устанавливали созданную молодым Микеланджело статую Давида, он умер всего на 10 лет раньше Рафаэля, но от этих мастеров его отделяла целая эпоха.
(Боттичелли имел давние взаимоотношения с родом Веспуччи: жил с ними в одном квартале, в 1461-62 гг.
1480-85). Главная фигура в таких работах помещена в центре, а с обеих сторон располагаются второстепенные персонажи: ангелы, святые, донаторы (заказчики произведения). Через месяц после убийства Джулиано 26 мая 1478 года одна из его любовниц родила сына. 1560-е. Изабелла Медичи совсем юной девушкой вышла замуж за представителя другого знатного рода Паоло Джордано Орсини, который в припадке ярости задушил Изабеллу (вероятно, с соучастием ее брата Франческо, нового Великого Герцога. ) на вилле Гауди за ее многочисленные измены и любовные связи. Её современник Полициано описывает её как «простую и невинную даму, которая никогда не давала повода к ревности или скандалу» и говорит, что «среди других исключительных даров природы она обладала такой милой и привлекательной манерой общения, что все, кто сводил с ней близкое знакомство или же те, к кому она проявляла хоть малейшее внимание, чувствовали себя объектом её привязанности.
Опущенные глаза и сжатый рот подчеркивают холодную замкнутость Джулиано. В том, чтобы получить, что хочется, не могло быть большой доблести, – особенно, для брата хозяина Флоренции (У соседского герцога Николло III ДЭсте, например, было 800 любовниц и более 30 незаконных детей). Называя Боттичелли «одним из первых художников нового человеческого сознания», Муратов в 1910 году писал: «Его беспокойная душа утратила простую гармонию мира так же, как утратили ее мы». Самую известную свою работу — «Рождение Венеры» — Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты.
Возможно, художник увековечил в своем лучшем творении лицо любимой женщины. Даже лишенный всякой сентиментальности Леонардо да Винчи делал зарисовки со знаменитого рыцарского турнира, на котором Джулиано во всеуслышание объявил Симонетту дамой своего сердца. Она ли изображена на полотнах Боттичелли. Это был Джулиано Медичи, младший брат Лоренцо, погибший во время заговора Пацци в 1478 году. В модели некоторые предполагают также мать или жену Лоренцо Великолепного (Лукрецию Торнабуони или Клариче Орсини), вот таким образом картина фигурирует в Галерее просто как «Портрет молодой женщины».
Мы видим ее в бесчисленных «Мадоннах», в произведениях на тему «Крещение Христа» и «Коронование Марии». Она была похожа на чудесный цветок. Атрибуция по всем пунктам аналогично оспаривается.
То, что казалось странным Муратову в начале 20-го века, еще менее понятно для нас в начале 21-го столетия: гениальность Боттичелли кажется нам очевидной и трудно себе представить, что триста лет, примерно с середины 16-го до середины 19-го вв., мир был равнодушен к «Рождению Венеры», к «Весне», к боттичеллиевским мадоннам. Сандро Боттичелли на тот момент обрёл славу известного художника. В то время, когда Боттичелли писал «Рождение Венеры», окутанная романтическим ореолом любовь Джулиано и Симонетты уже стала событием века, легендой и в боттичеллиевской Венере часто видят духовный портрет Симонетты – возлюбленной, которой поклонялись, как божеству.
Обстоятельства её болезни известны из переписки её тестя Пьетро Веспуччи с Лоренцо Медичи. Говорят, что Боттичелли сжег некоторые свои работы. По другой – позировала. Но даже если мы никогда не узнаем, чьи прекрасные черты запечатлел Боттичелли, несомненно одно: лицо Венеры – самое одухотворенное из всех, написанных художником идеальное воплощение того особого «боттичеллиевского» типа, который безошибочно узнается в произведениях мастера. Он сдержан и непроницаем в своей гордыне, отважен и смел, красив особой, неповторимой мужественной красотой.
Родился во Флоренции 2 июня 1535 года. Simonetta Vespucci, лат. В последние годы художник сильно болел и перестал писать. Художник изобразил не само рождение богини из морской пены, а ее прибытие на остров (по одним преданиям это был Кипр, по другим – Кифера). Возможно, Медичи позировали ему. По ней сходили с ума все знатные мужчины города, её благосклонности добивались правитель города Лоренцо Великолепный и его младший брат Джулиано Медичи.
В 1475 году он написал портрет Симонетты Веспуччи. Их кумиром был древнегреческий философ Платон. К сожалению, этот штандарт не сохранился. Она много лет украшала его виллу Кастелло. Предполагается, что это Симонетта по сходству модели с «Клеопатрой» Пьеро де Козимо.
О них упоминали многие великие люди того времени. С 1480-х годах Боттичелли работал над фресками в Сикстинской капелле Ватикана. Как считается, в 1475 году она стала возлюбленной Джулиано (хотя также утверждают, что их связь была платонической и она была «Прекрасной дамой» для Джулиано, что действительно находится в традициях куртуазной жизни флорентийского двора). Он проживал во времена подъёма и расцвета Флоренции, правления Лоренцо Великолепного, когда город считался «царством муз и искусства», столицей праздников и развлечений.
Авторство Боттичелли не доказано. Такие монументальные полотна (напомним, размер картины 172 х 278 см) пришли на смену гобеленам и фрескам в загородных домах флорентийской знати. «Рождение Венеры» – одна из тех медитативных картин, в которые можно погружаться, кажется, бесконечно, находя все новые соответствия между контурами гибких фигур, потоками струящихся волос, водоворотами тканей излучинами берегов. Это мечтательная, хрупкая, немного усталая красота.
Обладать Симонеттой мечтали многие мужчины. Поскольку Лоренцо занимался государственными делами (и поклонялся другой женщине — Лукреции Донати), у Джулиано было больше времени ухаживать за ней. Он – первый среди кавалеров, она – первая красавица Флоренции. Погруженные в свои мысли герои Боттичелли кажутся уязвимыми и беззащитными.
У него появилась собственная мастерская. Исследователи находят доводы в пользу как одной, так и другой версии. Четвёртый папа, носивший фамилию Медичи.
Впоследствии ему предстояло войти в историю под именем папы Климента VII. Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну. Ей было 22 года. Именно он пригласил во Флоренцию великого Леонардо да Винчи и первым оценил Микеланджело.
По одной из версий, она родилась в городе Генуе, по другой – в Портовенере. Ее ранний уход оплакивал и Сандро Боттичелли, который писал с нее Венеру и Весну. Прекрасная Симонетта, дочь крупного торговца, прокуратора банка Сан-Джорджо, Гаспаро Каттанео, появилась на свет в 1453 году. Это тоже о многом говоритПредполагаемое изображение Джулиано Медичи на фреске Беноццо Гоццоли «Процессия старого короля» в Капелле волхвов. La Bella Simonetta). Частное собрание, Англия. Симонетта родилась в 1453 году (предположительно 28 января) в семье крупного генуэзского торговца Гаспаре Каттанео.
и в то же время наволят на мысль о сильном темпераменте, сдерживаемом лишь усилием воли. Будучи младшим сыном герцога Козимо Медичи и Элеоноры Толедской, Фердинанд не предназначался для герцогского трона и уже в 14 лет получил титул кардинала без принятия священнических обрядов (кардинал-мирянин). Портрет молодой женщины (Ботичелли, 1480 – 1485), Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне. Большинство портретов Симонетты появилось уже после ее смерти. Считается, что для образа этого юноши позировал Боттичелли. В ее облике явилась истина слов Петрарки: Прекрасна смерть на лике сем прекрасном».
Удлиненные пропорции и характерный изгиб тела в виде латинской буквы «S» обращают нас к искусству готики. Изабелла Медичи совсем юной девушкой вышла замуж за представителя другого знатного рода Паоло Джордано Орсини, который в припадке ярости задушил Изабеллу (вероятно, с соучастием ее брата Франческо, нового Великого Герцога. ) на вилле Гауди за ее многочисленные измены и любовные связи. Как пишут ученые-биографы Лоренцо Великолепного, придерживающиеся первой версии, «эта связь по непонятными причинам скрывалась», но в 1475 году при помощи тонкой уловки удалось устроить праздник в честь Симонетты. 28 января 1475 года на пьяцце Санта-Кроче во Флоренции состоялся «рыцарский турнир» – La Giostra (Torneo di Giuliano – «Турнир Джулиано»). В «Рождении Венеры» счастливо проявились сильные стороны дарования Боттичелли и как бы нейтрализовались его слабости (если вообще можно говорить о слабостях по отношению к такому редкостному таланту).
Изабелла Медичи была дочерью великого герцога Тосканы Козимо I и Элеоноры Толедской. На неё молились, как на божество, ею восхищались, перед ней преклонялись.
Его младшего брата Джулиано готовили к карьере священника. Тем не менее, авторство Боттичелли не доказано, некоторые предполагают, что картина написана Якопо дель Селлайо «Портрет молодой женщины», (ок. Это было царство поэтов, музыкантов, художников, философов и учёных. Вся Флоренция погрузилась в глубокий траур, так же, как после смерти Симонетты. По поводу мужчины изображенного в образе Марса, также существует ряд предположений.
Боттичелли создал эту картину около 1484 года, будучи уже зрелым признанным мастером. Лоренцо Медичи устроил любимому брату пышные похороны.
Он был похоронен 14 июля 1737 года в соборе с большой пышностью. Возможно, знакомство с «Рождением Венеры» – прекраснейшей среди картин Боттичелли, поможет нам это понять. «Рифмуются» золотые штрихи на крыльях ветров и на листьях апельсиновых деревьев волнистые кудри оры и Зефира подобны прибрежным волнам. Убийцы Джулиано жестоко поплатились. Другая знаменитая возлюбленная Джулиано — Симонетта Веспуччи.
Изабелла Медичи была дочерью великого герцога Тосканы Козимо I и Элеоноры Толедской. Другую работу он назвал «Портрет молодой девушки» и писал ее с 1475 г. по 1480 г., то есть начал при ее жизни, а и закончил, когда её не стало. Пиры, карнавалы, турниры, невиданно пышные городские празднества следовали друг за другом. «Величайшим художником линии из всех, которые только существовали в Европе», назвал Боттичелли в начале 20-го столетия крупнейший исследователь живописи итальянского Возрождения, английский искусствовед Б. Беренсон и это суждение остается справедливым до сегодняшнего дня.
В соответствии с более романтизированной версией Марс – это Джулиано Медичи. Композиция «Рождения Венеры» проста и традиционна. Лоренцо ди Пьеро де Медичи «Великолепный» (итал. Джулиано Медичи (итал.
Но Ватикан не жаловал Флоренцию по многим причинам и вот таким образом был получен отказ. Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи родился 1 марта 1445 года. Ведь именно после смерти Лоренцо в 1492 году Боттичелли перестал рисовать прекрасную музу. Самую известную свою работу – «Рождение Венеры» – Боттичелли закончил через 9 лет после смерти Симонетты.
Наследник Козимо, сын его Джиованни-Гасто (1723-1737), болезненный и до времени состарившийся, не принимал почти никакого участия в управлении. (Интересно, что этот жест во времена античности символизировал плодородие и наслаждение, а отнюдь не целомудрие. ) Плоть Венеры – жемчужно мерцающая, кажущаяся твердой – похожа на мрамор. Так, в Венере они видели прообраз Мадонны, миф о рождении богини любви и красоты из морской пены истолковывали как стремление души к Богу ибо, согласно учению Фичино, «красота – это божественный свет, пронизывающий все сущее, а любовь – связующая сила, движущая мир к Богу».