Мир, предстающий в последней картине Джованни Беллини, не менее прекрасен и полон жизненных сил, чем мир Вакханалий Тициана. Загадочная по сюжету картина «Озёрная мадонна» показывает, какой силой поэтической фантазии обладал Джованни Беллини. Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи». Этот тип распространился и за пределами Венеции. В большинстве своем шедевры Джованни Беллини находятся в Италии.
Джованни Беллини был младшим сыном Якопо Беллини известного художника. Джованни Беллини (Giovanni Bellini) – один из величайших художников Эпохи Возрождения, с «легкой кисти» которого итальянское искусство вышло на новый уровень. Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470-х годов занимался портретами. Они расположены в три яруса.
и подпись Беллини. Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника – «Портрете дожа Леонардо Лоредана» (около 1501, Лондон, Национальная галерея) – силу характера и интеллектуальную энергию. Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. Столь же разнятся и мнения относительно повода, по которому этот алтарь был создан. Изображённый за парапетом св. На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св.
Так в картине Моление о чаше (около 1465, Лондон, Национальная галерея) восходящей к работе Мантенья на тот же сюжет пейзаж одушевлен светом утренней зари, который освещает облака и зажигает глубокие зеленые тона. В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии (Венеция), на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусства, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности. На картине есть подпись художника и дата 1488г. Но другие исследователи интерпретируют полотно иначе.
Себастьяна», который считается работой, целиком выполненной рукой Джованни Беллини. Однако Беллини и не думал отказываться от достижений пластического восприятия. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины.
Стигматизация святого Франциска, 1480-1485Святой Иероним, читающий на природеПортрет дожа Леонардо Лоредано, 1501Распятие 1501-1503Портрет фра Теодоро Да Урбино, 1515 В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии одной из последних картин художника стала мифологическая композиция Пиршество богов для «camerino» Альфонсо дЭсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины). К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер в Венеции, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена. Изогнутый стержень, поддерживающий зонт-балдахин, прорастает рогом изобилия. «Пиршество богов» имеет дату и подпись художника. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведётся дискуссия.
Образцом для «Святого Собеседования», написанного для церкви Сан Джоббе (ок. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски. Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Она создана совместно с братом Джентиле.
Его алтарный образ «Мадонна со святыми» привлекает уравновешенной композицией, колористическим богатством, величественностью и ясной просветленностью характеров героев, погруженных в задумчивость. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90 гг. ) из вашингтонской Национальной галереи.
Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней, скорее, напоминают маски. Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер, Венеция. Работы 1480-х годов имеют абсолютно другой характер.
В ней видели иллюстрацию к поэме Паломничество души Гийома Дегильвилля (1-я половина 14 столетия), аллегорию милосердия и «святое собеседование». Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте (Неаполь). Портретную схему (погрудное изображение в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане с подписью художника) он позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь, вероятно, Мемлинга). Мир в Священной Аллегории преображен ровным, мягким светом, в нем царствует благоговейная тишина — Беллини создал первую из тех загадочных картин-сновидений, которыми впоследствии прославится его ученик Джорджоне. Ибо Венеция сквозит из нее всюду. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски.
«Пиршество Богов» знаменовала собой переход к более светскому периоду Возрождения. Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г. и подпись Беллини.
Примером тому может служить созданная почти в этот же период «Мона Лиза». Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества».
В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте (Неаполь). 1500). В 1500 – 1505 годах художник написал картину «Читающий святой Иероним в пейзаже» (Вашингтон, Национальная галерея) и один из своих шедевров – «Мадонну на лугу» (ок. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи») связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки.
Лаврентия», «Триптих св. Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. Св. Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром.
Заказчик картины Агостино Барбариго был братом венецианского дожа Марко Барбариго, которого он сменил на руководящем посту после его смерти. – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. В это время Беллини отошел от чисто религиозных мотивов и за основу сюжета своей картины взял одну из античных поэм Овидия «Фасты». Живописные «истории» (то есть картины на мифологические сюжеты) для её украшения создавались в соответствии с программой, разработанной самим Альфонсо, возможно, совместно с гуманистами и должны были включать также три композиции Тициана («Вакх и Ариадна» Лондон, Национальная Галерея «Празднество Венеры» и «Вакханалия на острове Андрос» – обе в Прадо, Мадрид).
Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501 г. Лондон, Национальная галерея). Вероятно, живописные работы последовали сразу за этим. Картиной Фра Теодоро да Урбино художник завершает свой творческий путь. По другой версии, обнажённая женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). Это влияние явственно сказывается в одной из первых работ Беллини — Преображении (ок.
Вероятно, Беллини был в курсе религиозных дебатов, которые велись в начале XVI века. Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470-х годов занимался портретами. 1505г., Лондон, Национальная галерея). В «Преображении» из музея Коррер композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи». Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти.
И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. «Озёрная мадонна» Джованни Беллини лучше, чем более холодные фантазии одного из величайших мастеров классического пейзажа, французского живописца Клода Лоррена (1600–1682 гг. ), оправдывает крик души русского писателя Ф. М. По одной из версий сюжет ее взят из французской поэмы XIV века «Паломничество души».
Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино. Здесь на великолепном мраморном троне восседает, молитвенно сложив руки, Мадонна.
Драматически острые, холодные по цвету ранние работы Джованни Беллини (Оплакивание Христа, около 1470, Галерея Брера, Милан) к концу 1470-х годов под воздействием живописи Пьеро делла Франческа и Антонелло да Мессина сменяются гармонически ясными картинами, в которых величавым человеческим образам созвучен одухотворённый пейзаж (так называемая Озерная мадонна, 1490-е годы, Уффици Пиршество богов, Национальная галерея искусства, Вашингтон). У критики нет единого мнения касательно датировки картин. На картине есть подпись художника и дата 1488 г. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). К периоду между 1490 и 1500 годами относится одно из самых загадочных произведений Беллини— «Священная аллегория» из Галереи Уффици, Флоренция.
На нём художник изобразил в центре Мадонну с младенцем на троне, слева – святых Николая и Петра, справа – святых Марка и Бенедикта. Альбрехт Дюрер, посетивший в том же году Венецию, в письме Виллибальду Пиркгеймеру сообщал: «Джованни Беллини очень хвалил меня в присутствии многих господ, ему хотелось иметь что-нибудь из моих работ. В то же время его творческую натуру отличает внутренняя цельность. Беллини написал полиптих состоящий из девяти картин. «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины.
Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины. Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата). – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность.
Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу.
Но его постигла неудача, так как боги были внезапно разбужены рёвом осла Силена. На нем есть подпись Ioannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. Екатерины и св. Мирная, полная спокойствия природа становится для него гармонической средой человеческого бытия. Но его постигла неудача, так как боги были внезапно разбужены рёвом осла Силена. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом.
Джованни Беллини (ок. 1430-1516) родился в Венеции, в семье художника Якопо Беллини, который учился живописи у Джентиле да Фабриано, одного из ведущих итальянских живописцев XV в. Помимо сыновей Джентиле, Джованни и Никколо у Якопо Беллини была дочь Никколоса, которая в 1453 г. вышла замуж за художника Андреа Мантеньи. Обучением Джованни живописи занимался его отец в своей мастерской. К самым ранним самостоятельным работам Джованни Беллини относятся «Мертвый Христос, поддерживаемый Ангелами», «Распятие», «Мертвый Христос, поддерживаемый Мадонной и Иоанном Крестителем». К середине 1460-х годов Джованни становится известным мастером и начинает получать престижные заказы. В 1487 г. Беллини создает одно из своих наиболее известных произведений «Алтарь Сан Джоббе» для католической церкви Сан-Джоббе в Венеции. На завершающем этапе творчества Беллини создана, картина «Обнажённая перед зеркалом», которая заметно выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Последним законченным произведением мастера считается «Портрет Фра Теодоро из Урбино». Умер Джованни Беллини 29 ноября 1516 г. Работы живописца находятся в самых знаменитых музеях мира: Городском музее Коррера, Академии Каррара, Пинакотеке Брера, Музее Польди-Пеццоли, Галерее Уффици, Галерее Академии, Лувре, Берлинской картинной галерее, Лондонской Национальной галерее, Амстердамском Рейксмузеуме, Институте изящных искусств Барбера, Метрополитен музее, Национальной галерее искусства в Вашингтоне. В марте 1993 г. из венецианской церкви «Мадонна-дель-Орто» была похищена картина Джованни Беллини «Мадонна с младенцем», местонахождение которой до настоящего времени неизвестно. Большим художником стал и его старший брат – Джентиле. Они являются достоянием музеев в Венеции, Бергамо, Флоренции и других крупных городах. Но это предположение в силу отсутствия доказательств большого распространения не получило. Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике.
Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (пьета), также ведёт своё происхождение из византийской традиции. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. Художник тонко улавливает портретное сходство, особенно юношеских и старческих лиц, стремится к красочной нарядности.
Среди персонажей, предстающих на вымощенной разноцветными мраморными плитами площадке на фоне окруженного горами озера, наиболее важны те, кто находится в левой ее части. Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан, которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение. Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. Исследователи отмечают «нежную бесстрастность» его Мадонн, напрямую связывая эти качества с византийским наследием, однако сама технология производства картины была позаимствована мастером у нидерландцев. 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан). Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер в Венеции, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена.
Такой кентавр поджидает спускающегося к нему по лестнице пустынника. Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картины Беллини, обычно известной под названием Священная Аллегория (иногда также — Души в Чистилище, Озерная Мадонна Галерея Уффици, Флоренция). Покой Венеции оберегает апостол Павел его поднятый острием вверх меч — символ Правосудия. В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом.
Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св. 1455, Венеция, Музей Коррер). Лаврентия», «Триптих св. Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция). К периоду сильного влияния Мантеньи относят также «Благословляющего Христа» из Лувра, Париж, который был выполнен вскоре после 1460 года и замечательную «Пьету» из Галереи Брера, Милан.
Правой рукой Мадонна придерживает младенца, стоящего у нее на коленях. На другом, отдалённом берегу озера видны двое влюблённых, держащихся за руки. В 1500—1505 годах художник написал картину «Читающий святой Иероним в пейзаже» (Вашингтон, Национальная галерея) и один из своих шедевров— «Мадонну на лугу» (ок. Разговор между персонажами подразумевается, но не изображается. Это самый большой из портретов Беллини.
К концу жизни в своём искусстве он далеко ушёл от того, с чего начинал и в этом отношении его сравнивают с Рафаэлем. Работы 1480-х годов имеют абсолютно другой характер. Первоначально картина находилась в так называемой «камерино ди алабастро» Альфонса I дЭсте в Ферраре. Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан), которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение.
Винченцо: «Св. Исследования в рентгеновских лучах, проведённые в 1956 году, подтвердили вмешательство в картину двух художников— Доссо Досси и Тициана, однако это вмешательство относилось главным образом к лесистому пейзажу, составляющему фон сцены. Среди всех Мадонн, написанных Джованни до 1460 года, лучшей, без сомнения, является так называемая «Греческая Мадонна». Ранние «Мадонны» Беллини близки образам Мантеньи (1460-е гг., картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство просветленной задумчивости. Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. Иову и св.
Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. Привозили они свои иконы, которые хранили древние, неприглядные итальянцам каноны (плоскостность, суровость образов, знаковое изображение среды вместо реального, подчинение древним авторитетам, отказ от поисков нового). Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии».
В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св. В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. Они расположены в три яруса.
Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». Но содержание «Священной аллегории» этим не исчерпывается. Христофор» и «Св.
«Пьета» из Академии Каррара, Бергамо и «Пьета» из музея Польди Пеццоли, Милан, стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. В искусстве Беллини намечаются черты перехода от раннего к Высокому Возрождению. Несмотря на преклонный возраст (в 1505 – 1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. Особая тема искусства Беллини – его многочисленные «Мадонны», большая часть которых выполнена в мастерской художника и подписана только его именем, что часто создает трудности в атрибуции.
На нём изображён шестидесятипятилетний венецианский патриций, который в 1501 году был избран дожем (он занимал эту должность до 85-и лет). Время от времени мысль художника творила подобные золотые сны. Работы 1480х годов имеют абсолютно другой характер. 1505 г., Лондон, Национальная галерея). В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне.
Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любил помещать на фоне открытого пейзажа (Мадонна в лугах, около 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали (Мадонна, Академия Каррара, Бергамо). Увенчанная короной прекрасная женщина — это, вероятно, аллегория Венеции.
Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии). Лонги писал о пейзажах Беллини: «Покой, объемлющий извечные человеческие чувства: радующая сердце красота, благоговейная религиозность, неизменная одухотворенность, полнота жизнеощущения и всеобщее умиротворение, в котором растворены и смягчены все переживания». Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св.
В старости Беллини не утратил способности как к восприятию нового, так и к обновлению своего искусства. Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан Марко. Беллини написал полиптих, состоящий из девяти картин. «Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди-Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом.
Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501г.
В этой торжественной композиции есть дыхание жизни и задумчивая тишина. Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах. Себастьяна», который считается работой, целиком выполненной рукой Джованни Беллини. Ибо Венеция сквозит из нее всюду. По другой версии (П. Портретную схему погрудного изображения портретируемого в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане и подписью художника Беллини позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь Ханса Мемлинга). Христофор» и «Св.
По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни, поскольку тот «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». Живописные «истории» (то есть картины на мифологические сюжеты) для её украшения создавались в соответствии с программой, разработанной самим Альфонсо, возможно, совместно с гуманистами и должны были включать также три композиции Тициана («Вакх и Ариадна» Лондон, Национальная Галерея «Празднество Венеры» и «Вакханалия на острове Андрос»— обе в Прадо, Мадрид). Согласно общепринятой интерпретации, произведение иллюстрирует отрывок из «Фаст» Овидия. Отсюда неизбывная религиозность полотна, глубина покоя и чистота. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал.
29 ноября 1516 года Марин Санудо в своём «Дневнике» оставил такую запись: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всём мире». «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. Этот тип распространился и за пределами Венеции. На картине есть подпись художника и дата 1488г.
Параллельно с религиозной живописью Беллини с 1470х годов занимался портретами. Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515г. «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. На ней можно видеть, как св.
Это своего рода совместное проживание минут погружения в размышление. На нем есть подпись Ioannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини. Винченцо Феррер был испанским святым, видным деятелем доминиканского ордена. Продолжением и развитием этой творческой линии является картина «Святое собеседование» (Венеция, Галерея Академии).
Больше того — в его композициях вообще нет панорам городов или каких-то городских построек. В этом тексте говорится о вакханалии, участниками которой были не боги, а люди. На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). В 1483 году Джованни Беллини получил пост официального живописца Венецианской республики и занимал его вплоть до своей смерти (ранее в течение десяти лет этот пост занимал его брат Джентиле). Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан Джоббе (Св. крепости Градары войсками Пезаро (о чём может свидетельствовать пейзаж с множеством башен и крепостью), по другой версии поводом для исполнения алтаря могло явиться бракосочетание синьора города с Камиллой Арагонской, состоявшееся в 1474 году.
Венеция, как обычно, отставала от флорентийской моды, которая в то время уже ввела портреты, показывающие половину человеческой фигуры, включая руки. На картине есть фальшивая дата, 1499г. и апокрифическая подпись Альбрехта Дюрера. Винченцо: «Св. Исследования показали, что большая часть пейзажного фона была позаимствована Джованни из записной книжки с рисунками своего отца— Якопо Беллини.
– Андреа явился для него связующей нитью с тосканским и флорентийским искусством». На золочёной апсиде над головой Мадонны оставлена надпись «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» (Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению). Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». Не вызывает сомнений только «Триптих св.
Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90гг) из вашингтонской Национальной галереи. Примером тому может служить созданная почти в этот же период Мона Лиза. Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные Мадонны (Мадонна с деревцами, 1487, Галерея Академии, Венеция Мадонна, 1488, Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов. Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей— Джорджоне и Тициана, а также Тинторетто и Веронезе. В этом тексте говорится о вакханалии, участниками которой были не боги, а люди.
Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан, которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение. На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины).
Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера». Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. В «Преображении» из музея Коррер, Венеция, композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу— поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна.
Однако с течением времени, к 1470-м годам, живопись Беллини делается менее драматичной, но более мягкой и трогательной. Краснова). Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте, Неаполь. Стиль Джованни Беллини колебал от статического манеры венецианских работ середины XV столетия к гармонии и великолепия работ эпохи Высокого Возрождения, как, например, в алтаре Церкви Святого Захария, Венеция (1505). Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти 15 века (Карпаччо, Чима, Монтанья). Марк (покровитель брата) представляет Мадонне дожа Агостино.
Н. Харрис пишет: Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. По другой версии— обнаженная женщина— это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине— аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости). Святые Людовик и Христофор символизируют две разновидности церковной деятельности, Людовик— церковную службу во всех её видах, Христофор— проповедничество. Образы Христа, Марии, Иоанна в его работах этого периода («Мадонна со святыми», 1476 «Оплакивание Христа», 1480) исполнены одновременно поэтической одухотворенности и трагического величия» (А. Б.
Беллини воспринимал новые художественные тенденции XVI века, не отказываясь от воспитавшего его искусства кватроченто и оставаясь верным рисунку как основе произведения. Примером тому может служить созданная почти в этот же период "Мона Лиза". Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. В гораздо более свободной и мягкой живописной манере написано его второе, созданное почти двадцать лет спустя «Святое Собеседование» и поныне находящееся на том месте, для которого оно было предназначено (1505, Венеция, церковь Сан Дзаккариа).
Он же хорошо мне заплатит. Беллини не успел закончить другое произведение – «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко. Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция.
Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». На картине вроде бы ничего не происходит: все застыли в благоговейном молчании. Иову и св. Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер, Венеция, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена.
Ранее считалось, что картина написана на византийский манер – по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. По одной версии, решение о его создании было принято по случаю взятия в 1463 г. крепости Градары войсками Пезаро (о чём может свидетельствовать пейзаж с множеством башен и крепостью), по другой версии поводом для исполнения алтаря могло явиться бракосочетание синьора города с Камиллой Арагонской, состоявшееся в 1474 году. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». До сих пор нет ясной интерпретации смысла и сюжета этой картины.
Святые размещены под аркой, символизирующей церковь, на которой по-гречески написана строфа из 14 Псалма «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий ищущий Бога». Он очень стар, но все еще лучший в живописи». Особое место в творческом наследии Беллини занимает сравнительно небольшая композиция, носящая условное название «Священная аллегория» (1490-е, Флоренция, Галерея Уффици). «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни: поскольку тот, «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил».
Ранее считалось, что картина написана на византийский манер— по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба. Шедевр Беллини – «Портрет дожа Лоредана» (1501). «Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана). Последним законченным произведением мастера считают «Портрет Фра Теодоро из Урбино», на котором есть дата, 1515 г. и подпись Беллини. В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией ренессансной алтарной картины (Мадонна на троне в окружении святых, 1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку гуманистический портрет (портрет дожа Леонардо Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон портрет кондотьера, 1480, Национальная галерея, Вашингтон).
В единстве с величественной, полной жизненных сил природой предстают персонажи его последней картины «Праздник богов» (1514, Вашингтон, Национальная галерея искусства).
Автор жизнеописаний итальянских мастеров эпохи Возрождения Джорджо Вазари в биографии Беллини упоминает, что «именно он ввел в Венеции обычай, что всякий, кто имел какое-либо положение, заказывал свой портрет либо ему, либо кому-нибудь другому». Его творчеством открывается то, что принято называть «золотым веком венецианской живописи», когда достигло расцвета творчество его учеников или последователей – Джорджоне и Тициана, а также Тинторетто и Веронезе. Это похоже на грёзу о золотом веке или о рае: на берегу озера, среди природы, пребывают в задумчиво-созерцательном, счастливо-спокойном состоянии молодая женщина, старики играющие дети, животные. Позы мадонн, детали их окружения были метафорами смыслов, содержавшихся в гимнах.
На фоне спокойных, мирных ландшафтов предстают у него евангельские эпизоды изображения мертвого Христа, Мадонны, святые в многостворчатых алтарях, на фоне природы — голубого неба и легких серебристо-белых облаков предстают персонажи его портретов. Нейтральному одноцветному фону Беллини предпочитает голубизну неба, по которому скользят легкие облака. Созданный им алтарь, сохранившийся во фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусств), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании.
В ранний период его рисунок еще отличается жесткостью. Новый период в творчестве Джованни Беллини открывает большая алтарная картина «Коронование Марии», написанная для церкви Сан Франческо в городе Пезаро (ок. Он же хорошо мне заплатит. Гармонический строй этой алтарной картины, полнота жизни и естественность персонажей. «Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити. По словам Вазари, Тициан даже непосредственно вмешался в «Пиршество», написанное Джованни: поскольку тот, «будучи очень старым, не мог закончить произведение, то поручил это Тициану как самому знаменитому живописцу среди всех, чтобы он его завершил». В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии (Венеция), на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы – собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св.
В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы фигуру Мадонны Беллини любит помещать на фоне открытого пейзажа («Мадонна в лугах», около 1505, Национальная галерея, Лондон) иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали («Мадонна», Академия Каррара, Бергамо). Все пронизано атмосферой покоя и созерцательности. Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. 23 февраля 1506г. Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом.
«Пиршество богов» имеет дату и подпись художника. Он же хорошо мне заплатит. Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. Сооружение алтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохранилась расписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церкви Джованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо). «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости.
Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины». 23 февраля 1506 г. Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины».
Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. Не вызывает сомнений только «Триптих св. 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан). Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини. Они расположены в три яруса.
Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. Ибо Венеция сквозит из нее всюду. Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. Созданная им портретная галерея — одна из самых обширных в Италии XV века — насчитывает около двадцати портретов. В верхнем— «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем— «Св. «Эта картина является своего рода сводом канонов живописи Беллини и вершиной поразительного единства поэзии и метафорического языка религиозных значений, которого Джованни достиг благодаря широте культуры и эмоциональному богатству своей личности», – считает М. Оливари.
1471—1475, Пезаро, Городской музей). Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (пьета), также ведёт своё происхождение из византийской традиции. В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусств, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы.
На них Джованни изобразил четыре аллегории: «Сладострастие» искушающее добродетельного человека или «Убеждение» (Вакх предлагает воину блюдо с фруктами) изменчивую «Фортуну» (женщина с земной сферой в руках на неустойчивой лодке) «Благоразумие» (обнажённая женщина, указывающая на зеркало) «Ложь» (человек, выходящий из раковины). Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера». Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной.
Сегодня все они хранятся в Галерее Академии, Венеция. Фель, 1974) Беллини иллюстрировал не «Фасты», а отрывок из Ovidio volgarizzato (перевод Овидия для простонародья), опубликованного Джованни ди Буонсиньори. Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. У критики нет единого мнения касательно датировки картин.
Ярким образцом таланта Беллини пейзажиста является картина «Мадонна на лугу» (около 1505). По свидетельству Фра Валерио Полидоро, в 1460 году Беллини совместно с отцом и братом Джентиле исполнил алтарный образ Гаттамелаты в соборе Сант Антонио в Падуе.
В ней можно видеть застылую, мертвенную атмосферу и голый, почти лишенный растительности пейзаж, вызывающие ощущение, что время остановилось. Несмотря на то, что его называли «отцом венецианской живописи», на полотнах этого мастера никогда не появлялись пейзажи родной Венеции. И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Портрет дожа Леонардо Лоредано исполнен гораздо позже, около 1501 года. Первым учителем Джованни, естественно, стал отец.
Назначение образа православным подтверждает и греческая надпись сверху, как на иконе, что дал позднюю название произведения. По одной версии, решение о его создании было принято по случаю взятия в 1463г. Сооружение алтаря Святого Винченцо началось в январе 1464 года, об этом сохранилась расписка, выданная неким Ольрикусом да Арджентина тогдашнему настоятелю церкви Джованни да Мерано, в получении денег «pro fabrica altaris Sancti Vincentii» (для сооружения алтаря святого Винченцо). По другой версии, обнажённая женщина – это аллегория Vanitas (суета сует), а мужчина в раковине – аллегория Virtus Sapientia (добродетели знания или мудрости).
Марин Санудо в своих «Дневниках» сделал запись о смерти Джентиле Беллини и добавил: «остался его брат Дзуан Белин, самый превосходный художник Италии». Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте, Неаполь. Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений. Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». В этой Мадонне еще очень много от византийского канонического образа Одигитрии. Вероятно, живописные работы последовали сразу за этим. Святые объединены общим действом, общим чувством.
Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них — Портрет мальчика (около 1490, частное собрание, Бирмингем), Портрет молодого человека в красном (1490, Национальная галерея, Вашингтон), Портрет Пьетро Бембо (около 1505, Хэмптон-корт). К семидесятым годам живописная манера Беллини меняется. Скупой колорит картины только подчёркивает её психологическую выразительность. Цветовые соотношения вполне конкретны, хотя и не утратили своей символической наполненности объемы отличает упругая пластическая лепка одухотворенностью и музыкальностью полны движения беллиниевских персонажей.
Однако Джованни в этом завещании по каким-то причинам упомянут не был. Беллини принадлежит ряд ярких портретных произведений: «Маленький Вакх», «Обнаженная перед зеркалом», «Портрет Фра Теодоро да Урбино» (1915). Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». Достаточно вспомнить удивительный мозаичный византийский образ Мадонны Одигитрии из апсиды собора Санта-Мария-Ассунта на венецианском острове Торчелло. Беллини всякий раз находит новую позу, новый поворот головы, новый образ.
Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). В этот же период была создана великолепная «Пьета» из Галереи Академии, Венеция, на пейзажном фоне которой можно узнать главные здания Виченцы— собор, башню, базилику, а также колокольню церкви Сант Аполлинаре Нуово в Равенне. Екатерины и св.
«Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и Анной (или Елизаветой)» из Национальной галереи Урбино и «Мадонна с младенцем четырьмя святыми и донатором» (Нью-Йорк, Библиотека Пирпонта Моргана). Вот таким образом картина носит второе негласное название – «Души Чистилища». Винченцо Феррер» в центре, по сторонам от него «Св. Лаврентия», «Триптих св.
Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них – «Портрет мальчика» (Бирмингем), «Портрет неизвестного» (конец 15 в., Париж, Лувр), «Портрет Пьетро Бембо» (около 1505, Хэмптон-корт). Они немногочисленны, но значительны по своим результатам. – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. В первый раз работая над композицией такого масштаба (471 х 258 см), Джованни Беллини придал формам пластическую отчетливость, уже не свойственную его написанным в более мягкой манере станковым картинам 1480-х годов. Иову и св. Исследователи считают произведение поворотным пунктом в творчестве Беллини, поскольку оно является первым опытом мастера в области тональной живописи, которая станет основой творчества Джорджоне и других позднейших венецианских мастеров. Винченцо Феррер был испанским святым, видным деятелем доминиканского ордена.
Винченцо Феррера методом наложения красок, выразительностью форм и драматизмом. По их мнению, женщина в центре картины олицетворяет собой Венецию, чей покой оберегает апостол Павел, острый меч которого символизирует правосудие.
В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств). Он очень стар, но всё ещё лучший в живописи».
Первоначально картина находилась в так называемой «камерино ди алабастро» Альфонса I дЭсте в Ферраре. «Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди-Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру мёртвого Христа, возвышающуюся над саркофагом. На нем есть подпись Joannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами.
Сохранились документы, согласно которым 14 ноября 1514 года секретарь герцога дЭсте заплатил Джованни восемьдесят пять золотых дукатов за «картину», а именно за «Пиршество богов», которое, следовательно, к этому времени было завершено. Это было последнее завершенное произведение мастера. Картина была подвергнута сложному иконографическому анализу.
Изображённый за парапетом св. Нет картин знаменитого художника в Риме. Лондон, Национальная галерея). Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора. Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников».
Детали в изображении «Мадонн» в итальянском искусстве никогда не были случайными, в частности, элементы пейзажей являлись эмблематическими знаками Мадонны, которые находились в согласии с атрибутами, приписываемыми ей в гимнах, аналектах и хвалебных песнопениях (лаудах). Фигуры величественны и монументальны и в то же время проникновенно человечны. В этот же период он создал картину «Обнажённая перед зеркалом» (Музей истории искусств, Вена), которая своей светскостью достаточно резко выделяется на фоне его многочисленных произведений на религиозные темы. Ещё одним источником вдохновения служили работы флорентийского скульптора Донателло (1386–1466 гг. ) в Падуе. В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины. На парапете художник сделал латинскую надпись HAEC FERE QUUM GEMITUS TURGENTIA LUMINA PROMANT / BELLINI POTERAT FLERE JOANNIS OPUS (Когда эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини сможет исторгнуть слёзы). В конце века Беллини создает гениальную композицию «Озерная Мадонна» (ок.
К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». — Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Исследователи считают, что по большей части эти алтари писали другие художники, а Джованни мог принадлежать сам замысел. В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. Они немногочисленны, но значительны по своим результатам. Надписи золотом по-гречески «Матерь Божья» и «Христос», сделанные в XVI столетии, определили собой название этой картины. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица.
Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. Фигуры персонажей Святого собеседования располагались, как правило, в отдельных створках. Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. Так, в сравнительно ранней «Мадонне с Младенцем» (ок.
В «Преображении» из музея Коррер, Венеция, композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу – поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. «Пьета» из Бергамо очень трагична, однако лица персонажей в ней скорее напоминают маски.
Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений. Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св. Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведется дискуссия. Венеция, как обычно, отставала от флорентийской моды, которая в то время уже ввела портреты, показывающие половину человеческой фигуры, включая руки. Себастьяна», который считается работой целиком выполненной рукой Джованни Беллини.
По другой версии (П. Две картины— «Св. Картина полна умиротворения, возвышенной религиозности и человеческой нежности. Греческая мадонна 1460-1464Святой Георгий и дракон Алтарь Пезаро, 1474Моление о чаше (Агония в саду), 1465Воскрешение Христа 1475-1479Портрет кондотьера Джованни Эмо, 1480 С 1470-х годов пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными (Стигматизация святого Франциска, Нью-Йорк, собрание Фрик Святой Иероним для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс Преображение, Неаполь, Национальная галерея Каподимонте).
В таком же духе трактована Беллини «Мадонна с благословляющим младенцем Христом» (1509, Детройт, Институт искусств). Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника — Портрете дожа Леонардо Лоредана (1501, Лондон, Национальная галерея) — силу характера и интеллектуальную энергию. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини.
Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан, которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение. Две картины («Св. Картина полна разными символами из которых соткано сложное смысловое полотно. К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства (Вашингтон), которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Христофор» и «Св.
Несколько иная разновидность портрета представлена «Портретом кондотьера» (1480-84, Национальная галерея, Вашингтон) и знаменитым «Портретом дожа Леонардо Лоредано» (1501г. В «Портрете кондотьера» Беллини уже отходит от влияния Антонелло да Мессины. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица. В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу.
Нет ощущения душевной драмы и психологических переживаний. Достоевского (1821–1881 гг. ): «Чудный сон, высокое заблуждение человечества. «Голова Иоанна Крестителя» (Пезаро, Городские музеи) и «Мертвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами» из Берлина (Государственные музеи) очень схожи с полиптихом Св. К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства (Вашингтон), которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини – картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины».
Винченцо спасает утонувшую и воскрешает погребенных под развалинами», «Св. Ибо Венеция сквозит из нее всюду. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. В зеркальную гладь озера врезается острый скалистый мыс. Известно, что византийские греки постоянную эмигрировали в Италию и Венецию.
Этим же 1488 годом датируется «Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго» из церкви Сан Пьетро Мартире в Мурано (на ней есть подпись художника и дата). Две картины— «Св. «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины.
Несмотря на преклонный возраст (в 1505—1510-х годах ему было приблизительно 75 лет), он оказался способным создать новые шедевры. Лучшее произведение последних лет Беллини «Пиршество богов» (1514). В 1515 году Джованни Беллини подписал и датировал «Портрет Фра Теодоро да Урбино». В Портрете дожа Леонардо Лоредана (ок. Безжизненное тело Христа в нём словно высечено из холодного мрамора.
Мастера Венеции оставили все это в прошлом и обратились к привлекательной реальности. Винченцо: «Св. В «Преображении» из музея Коррер композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу – поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. У Беллини же фигуры взаимодействуют в рамках единого композиционного пространства. Джованни же вспомнил древние каноны (грустная Богородица, фон без пейзажей, однообразные краски), но много и нового. Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». Золотой век – мечта самая невероятная из всех, какие были, но за которую люди отдавали всю свою жизнь и все свои силы, для которой умирали и убивались пророки, без которой народы не хотят жить и не могут даже умереть. » Другая тема творчества Джованни Беллини – «Оплакивание Христа» («Пьета») – также ведёт своё происхождение из византийской традиции.
Часть искусствоведов продолжает считать, что Беллини в своём варианте картины среди присутствующих изобразил мать, Анну Ринверси, сестру Николозию, отца Якопо, а справа Андреа Мантенью и себя. У критики нет единого мнения касательно датировки картин. Однако может быть предложена и другая интерпретация. Шедевр Беллини — «Портрет дожа Лоредана» (1501).
За перилами стоят апостолы Павел и Петр. Расшифровке сюжета этой картины посвящена обширная литература. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер – по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надписи золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI в., сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба.
Но если в подобных композициях святые обычно неподвижно стоят у подножия трона в торжественных статичных позах, то у Джованни Беллини Святой Франциск патетически обращается к нам, стоящий рядом с ним Иов погружен в молитву, склоняет голову прекрасный обнаженный Святой Себастьян, погружен в чтение Святой Доминик торжественный алтарный образ наполняет дыхание жизни. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. Беллини, написавший множество «Мадонн с младенцем», был одним из тончайших мастеров этих импровизаций, над которыми, однако, постоянно витал византийский дух. 23 февраля 1506г. К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон) и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция). Картина «Великодушие Сципиона» (Вашингтон, Национальная галерея) была написана Беллини в монохромной технике. Итак, это своеобразный триумф Венеции, получившей власть из рук Марии, с именем которой были связаны многие памятные даты Венеции (днем основания Венеции считается день Благовещения).
Фель, 1974) Беллини иллюстрировал не «Фасты», а отрывок из Ovidio volgarizzato (перевод Овидия для простонародья), опубликованного Джованни ди Буонсиньори. Здесь уже нет линеарного и плоскостного понимания композиции, чисто символической трактовки цвета как светового знака божественной причастности. Самый ранний портрет Беллини имеет дату 1474 год, это «Портрет Йорга Фуггера».
Беллини написал полиптих, состоящий из девяти картин. Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене. Две картины – «Св.
Около 1480 года Джованни пишет картину «Мадонна с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Сан-Джоббе (Св. Однако многие считали Агостино виновником смерти брата, поскольку она случилась после их ссоры из-за политических разногласий. Следующей крупной работой художника является триптих из венецианской церкви Санта Мария деи Фрари.
Влияние византийской живописи, традиции которой сохранялись в Венеции того времени, проявилось здесь не только в греческой надписи по сторонам от основных фигур (отсюда происходит название картины), но и в изображении Мадонны, придерживающей стоящего Младенца, на фоне занавеса. В молитву погружен апостол Петр, благоговейно созерцают коронацию Святые Себастьян и Иов.
Совсем по иному решён по сути тот же сюжет в картине «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами» из музея Коррер (Венеция). Беллини не успел закончить другое произведение— «Мученичество Святого Марка», заказанное ему за год до смерти Скуола Гранде ди Сан-Марко.
Точная дата его рождения неизвестна. Критик В. Н. Лазарев назвал Джованни Беллини «самым обаятельным венецианским живописцем XV века». На рубеже пятнадцатого и шестнадцатого столетий Беллини Джованни, картины которого уже считались примером высокого искусства, создал одно из самых своих значительных произведений. В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. «Пьета» из Академии Каррара (Бергамо) и «Пьета» из музея Польди Пеццоли (Милан) стали прототипом целой серии картин изображающих полуфигуру возвышающегося над саркофагом мёртвого Христа (этот тип распространился и за пределами Венеции).
На ней можно видеть, как из темноты пространства свет выхватывает фигуры Мадонны, св. Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. Таков же и портрет «Юноши в красном» (1485-90 гг. ) из вашингтонской Национальной галереи. Иова), которая сразу стала одним из наиболее известных его произведений. Сохранились документы, согласно которым 14 ноября 1514 года секретарь герцога дЭсте заплатил Джованни восемьдесят пять золотых дукатов за «картину», а именно за «Пиршество богов», которое, следовательно, к этому времени было завершено.
Все говорят мне, какой это достойный человек и я тоже к нему расположен. Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. Это отразилось в алтаре из Пезаро «Коронование Марии», о датировке которого до сих пор ведётся дискуссия. Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. Между заказом и исполнением прошло почти двадцать лет и внесённые за эти годы художником изменения и дополнения вызвали множество вопросов у исследователей.
Согласно общепринятой интерпретации, произведение иллюстрирует отрывок из «Фаст» Овидия. Магдалины, объединённых молчанием и священными мыслями. Лондон, Национальная галерея). Картина полна разными символами из которых соткано сложное смысловое полотно. Исследования показали, что большая часть пейзажного фона была позаимствована Джованни из записной книжки с рисунками своего отца – Якопо Беллини.
К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем»: «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия) исследователи датируют 1450–1460 гг., «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Андреа Мантеньи (1431–1506 гг. ), а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан), которая считается несомненным шедевром. Себастьяну за избавление Венеции от эпидемии чумы и в качестве прославления Богородицы— защитницы Венеции, а также для утверждения францисканских ценностей над доминиканскими взглядами на Непорочное зачатие.
Все это было, все это видано — хочется сказать при взгляде на картину Беллини и мысль о Венеции неизменно овладевает душой. Шедевр Беллини – «Портрет дожа Лоредана» (1501). Картины были заказаны Тициану специально для того, чтобы составить ансамбль с «Пиршеством богов» Беллини. Картина долгое время считалась работой Мантеньи, настолько близки были их манеры в тот период.
Этот францисканский храм заказал алтарный образ в знак благодарности св.
Творчество Беллини превратило Венецию в важный центр ренессансного искусства, равный по значению Флоренции и Риму. Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене. В прелестной «Мадонне с грушей» (1480, Бергамо, Академия Каррара) ее нежное лицо подернуто печалью, задумчив и сидящий у нее на коленях малыш. Св.
Вазари назвал ее одним «из прекраснейших произведений, когда либо исполненных Джанбеллино». В первой половине XX века придерживались трактовки, что она является иллюстрацией французской аллегорической поэмы Гийома де Дегийвилля «Паломничество души» (XIVв. ). Все это было, все это видано – хочется сказать при взгляде на картину Беллини и мысль о Венеции неизменно овладевает душой. Себастьяна», «Триптих Мадонны» и «Триптих Рождества». Шедевр Беллини – Портрет дожа Лоредана (1501).
Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. Последний период творчества Беллини открывается алтарной композицией «Мадонна с Младенцем на троне», Святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом из церкви Сан Дзаккариа в Венеции, датированной 1505 годом. Однако многие считали Агостино виновником смерти брата, поскольку она случилась после их ссоры из-за политических разногласий.
Священная аллегория (другое название картины) собрала на венецианской террасе главных персонажей сакрального толка, которые взаимосвязаны в контексте мироощущения художника. На нем есть подпись Joannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами. «Сложная аллегория» воплощена Беллини без какого-то ни было дидактизма, в поэтическом ключе. Не вызывает сомнений только «Триптих св. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. 29 ноября 1516 года Марин Санудо записал в своих дневниках: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всем мире и хотя он был очень стар, писал еще превосходно».
Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти. Исследователи отмечают, что в сравнении с алтарём из Сан-Джоббе, эта работа выглядит несколько архаично, поскольку придерживается схемы полиптиха, однако считают, что, возможно, такова была воля заказчика. Исследователи отмечают, что эти слова, взятые из первой книги «Элегий» Секста Проперция, свидетельствуют о серьёзной теологической подготовке художника.
Он ещё раз обратился к теме «Оплакивание Христа» (Галерея Академии, Венеция) этот алтарный образ из ныне разрушенной церкви Санта Мария деи Серви был написан совместно с коллегами из его мастерской. Созданный им алтарь, сохранившийся в фрагментарном виде (Вена, Музей истории искусства), соединял нидерландский реализм с чисто итальянским чувством формы в абсолютно необычном для Венеции сочетании. Он же хорошо мне заплатит. Все изображенное объединяет у него жизнь природы, ее гармония, царящие в ней покой и тишина. Они немногочисленны, но значительны по своим результатам. Первыми произведениями молодого художника стали изображения Мадонны с Младенцем. В верхнем – «Пьета» и две картины «Благовещения» в среднем – «Св. На ней можно видеть, как св.
Этот тип распространился и за пределами Венеции. В этот период он написал «Опьянение Ноя» (Музей изящных искусств, Безансон), в котором видно влияние Джорджоне. Другая тема его творчества, «Оплакивание Христа» (Пьета) также ведет своё происхождение из византийской традиции.
Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. 29 ноября 1516 года Марин Санудо в своём «Дневнике» оставил такую запись: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный художник прославленный во всём мире». И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что нибудь сделал. К этой поре относится «Маленький Вакх с вазой в руке» из Национальной галереи искусства, Вашингтон, которого тематически всегда связывают с поздним шедевром Беллини— картиной «Пиршество богов» (Вашингтон, Национальная галерея искусства).
Винченцо воскрешает младенца и освобождает пленников». «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара, Бергамо, написанная в 1483 году, отличается особым чувством умиротворённости. 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина, Павия, «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона, Филадельфия, «Мадонну Леман» из собрания Лемана, Нью-Йорк, в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера, Милан. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки. Окончательной ясности нет до сих пор, саму же картину ранее приписывали Джорджоне. Но настроение отрешенности и созерцательности исполнено глубокого религиозного чувства.
«Мадонна на лугу» долгое время считалась работой Марко Базаити. Эта картина, к сожалению, не сохранилась. Джованни Беллини (Giovanni Bellini) (около 1430–1516), второй сын Якопо Беллини, – крупнейший художник венецианской школы, заложивший основы искусства Высокого Возрождения в Венеции.
К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер, Венеция, ранее находившееся в церкви Сан Сальваторе, датировка которого точно не установлена. Изображённый за парапетом св. Рядом со «Священной аллегорией» обычно упоминают четыре маленьких картины на дереве, которые раньше украшали туалетный столик с зеркалом и полочкой, принадлежавший художнику Винченцо Катене. «Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи и ранее ему приписывались обе картины.