Если еще раз сопоставить Венеру Урбинскую с Венерой Джорджоне, то могу сказать, что прекрасная женщина изображенная Тицианом, представлена величавой исполненной чувством собственного достоинства, но ее изображение уже не вызывает ощущения тайны, как в картине Джорджоне. Тициан, который наверняка был в курсе замысла учителя, закончил картину умершего от чумы Джорджоне, сохранив для нас одну из лучших картин Итальянского Возрождения «Спящая Венера». Картина художника Джорджоне «Спящая Венера» один из самых идеальных женских образов эпохи Возрождения.
Спящая Венера (Venere dormiente) – незавершённый шедевр кисти Джорджоне, представляющий собой непревзойденный образец бесконечной красоты и лаконичности. Джорджоне в выборе позы Венеры, возможно, руководствовался одной из гравюр Гипнэротомахии Полифила изданной в 1499 году.
Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». Прижимистые немецкие купцы, восхищенные росписями, проявили небывалую щедрость и устроили в честь окончания работ настоящее празднество. Уже при жизни о нем ходили легенды. У Джорджоне нагота выглядит как естественное состояние человека: богиня отдыхает, спит обнаженная, как в те далекие времена спали все — богатые и бедные люди, да и сами боги. Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато.
Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету. Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. Известно, что семья Джорджоне испытывала лишения. Говорили, что родился он в семье Барбарелли в городке Кастельфранко. Говорили, что родился он в семье Барбарелли в городке Кастельфранко. Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом. О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход к управлению собственной школой.
И конечно же, собрания этих патрициев-гуманистов украшали работы их любимого Джорджоне. Хранившиеся до того времени в более-менее приличных условиях картины попали в абсолютно непригодные для этого помещения – в старые заброшенные шахты известняковые штольни. Особенно пострадало Немецкое подворье – оно сгорело полностью, вместе с товарами немецких купцов. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела.
Друзья прозвали его Джорджоне – великий Джорджо, в знак уважения его таланта. Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. В 1939 году началась Вторая мировая война. И отвечал им взаимностью.
Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спящая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. Мы не можем отправиться в прошлое и узнать истинную задумку итальянского художника, но ничто не мешает нам удивляться и восхищаться чудесной чистотой и изящностью образа «Спящей Венеры».
В летнюю жару пересохли колодцы и людям не хватало воды. Тогда, на площади перед домом Джорджоне, Тициан, вытаскивая холсты из костра, конечно же, не разглядывал «Венеру» – он старался спасти гибнущие полотна. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества.
Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи. Несколько поколений реставраторов старались сохранить для потомков этот шедевр. Так близко подойти к жизни никто из художников Ренессанса еще не осмеливался». Современники Джорджоне писали о нем как об одном из величайших итальянских художников. Галерея Академии.
После смерти Вазари распространилась легенда, что Джорджоне был связан с семьей Барбарелли вот таким образом позднее его часто называли этим именем (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко). Венецианцы хоронили близких, постились – еды тоже не хватало – и сидели по домам, боясь подцепить заразу на улице и молясь Господу, чтобы беда поскорее их миновала. Друзьями они никогда не были. Никто в итальянской живописи до Джорджоне не передавал еще с такой осязательностью жизненную теплоту обнаженного женского тела, где абсолютность форм, завершенность и чистота линий словно воплощают в себе закон совершенной гармонии. Была обнаружена и «Спящая Венера» – она лежала в старой, грязной вагонетке. В летнюю жару пересохли колодцы и людям не хватало воды. И все это было в картине Джорджоне.
По настоятельному требованию немецких музейщиков в 1942 году было принято решение эвакуировать сокровища Дрезденской галереи. После взятия Дрездена советскими войсками эти подземные убежища были найдены. Больницы были переполнены.
Так мирный сон и мирный предвечерний пейзаж сливаются в неповторимую музыкальную гармонию. Это был женский силуэт, который подобен нежной тени.
В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спящая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Это в последствии он станет членом Королевского института акварели, получит орден «Комендадор-де-ла-Мендавия», будет награжден орденом Альфонсо Мудрого. И отвечал им взаимностью. Многие из них оставались почти абсолютно неизвестными и с течением времени были настолько забыты, что долгое время приписывались другим мастерам.
Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло. Лето 1510 года принесло в Венецию страшную беду – в город пришла чума. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве.
Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. Современники, побывавшие на том пиру, рассказывали, как все восхищались творениями обоих художников, особенно хвалили «Юдифь» – в полной уверенности, что она написана Джорджоне, а когда выяснилось, что это работа Тициана, возникла некоторая неловкость. Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой.
«Спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему. За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир.
Холст. А вдали – невысокая гряда голубых гор, здания, деревья. Перед ним был истинный шедевр – обнаженная прекрасная женщина, погруженная в сон.
Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. Его жизнь трагически оборвалась в 1510 г. во время эпидемии чумы в городе. Художник переезжает в Марокко в городок Танжер. Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. Действительно, с именем художника связано много неясного.
А еще Джорджоне слыл человеком «благородных и добрых нравов», был хорош собой и пользовался любовью женщин. Над ее восстановлением работали лучшие советские искусствоведы и реставраторы. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья». Поначалу их вывозили в дворянские поместья и замки Саксонии.
Попала не в лучшем состоянии. 82 x 73 см. Джорджоне приехал в Венецию еще в юности и учился в мастерской Джованни Беллини. Говорили и о том, что художник ведет далеко не аскетический образ жизни: он, как пишет Вазари, прекрасно пел играл на лютне – его игра и пение «почитались в те времена божественными», – а потому был желанным гостем в любом венецианском доме, на любом празднике. Она сменила несколько хозяев, а в 1697 году ее приобрел у торговца картин Ле Роя курфюрст Саксонский для своего собрания – так она попала в Дрезденскую галерею.
Как замечательно изображено роскошное тело богини, как великолепна вся композиция. Каждый день уносила она сотни жизней. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве.
Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне. Не случайно она погружена в ясные грезы тихого сна.
Пейзажная живопись отходит на второй план. Венеция. Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. Больницы были переполнены. Черты, свойственные венецианской школе живописи, воплощены в творчестве Джорджоне.
А теперь он уже мог это сделать. Нагота в картине Джорджоне является уникальным в своём роде элементом. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт».
Тогда, на площади перед домом Джорджоне, Тициан, вытаскивая холсты из костра, конечно же, не разглядывал «Венеру» – он старался спасти гибнущие полотна. Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени. Не шелохнется раскидистая листва темных крон далеких т-образных пиний, спит деревушка, прилепившаяся вдали на пригорке у правого края картины, неподвижна тоненькая горизонтальная полоска озера, сияющая над телом богини у линии горизонта, замерло в небе справа белое волокнистое облако, озаренное заходящим где-то слева солнцем.
Как замечательно изображено роскошное тело богини, как великолепна вся композиция. Возрождение. Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. Несколько поколений реставраторов старались сохранить для потомков этот шедевр. Точная дата его рождения неизвестна: первый биограф Джорджоне, Джорджо Вазари, дает разные даты в двух изданиях своих Жизнеописаний (1550, 1568).
Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто. Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы. Убытки их были огромны, а потому Сеньория постановила выстроить здание заново. Уже при жизни о нем ходили легенды.
«Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне. В 1504 году в Венеции, в районе моста Риальто, случился страшный пожар. Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. Нагота богинь у последователей и подражателей Джорджоне была оправдана ожиданием любовных утех, вакхическим опьянением, любованием собственной красотой во время туалета. До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло. А еще Джорджоне слыл человеком «благородных и добрых нравов», был хорош собой и пользовался любовью женщин. И все это было в картине Джорджоне.
Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и просветленность этого мира красоты. «Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо. Все тело Венеры выражает состояние сладкого самозабвения, полного покоя, который не тревожат мрачные сновидения. В 1905 году его пейзаж «Амфитеатр.
Друзья прозвали его Джорджоне – великий Джорджо, в знак уважения его таланта. Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. Картина была заказана Джорджоне по случаю предстоящего бракосочетании Марчелло с известной в Венеции красавицей Морозиной Пизани. Но потом для семейства настали трудные времена и картину пришлось продать. В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом». Полотно с изображением Венеры лучше всего охарактеризовать словами Б. Р. Виппера: «Не только восхитительная замкнутость силуэта, хочется сказать «музыкальность линии», мягкость формы, не только чудеса самой живописи приковывают внимание к «Венере» Джорджоне, но и неслыханная смелость концепции Джорджоне показал Венеру без мифологии, без символики, без средневекового страха перед наготою – просто прекрасной женщиной.
Но история картины на этом не закончилась – самое страшное было впереди. Родился 17 июня 1884 года в Вентноре на острове Уайт (Англия), в аристократической семье Маргарет и Уильяма Уэйн. Да и в искусстве шли разными дорогами. С тех пор прославленный шедевр Джорджоне украшает одно из лучших художественных собраний мира.
И конечно же, собрания этих патрициев-гуманистов украшали работы их любимого Джорджоне. Италия. В 1939 году началась Вторая мировая война. Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ. Говорили и о том, что художник ведет далеко не аскетический образ жизни: он, как пишет Вазари, прекрасно пел играл на лютне – его игра и пение «почитались в те времена божественными», – а потому был желанным гостем в любом венецианском доме, на любом празднике.
Богиня изображена обнажённой, но полной чистого целомудрия. Она спит, а сон – это состояние, когда человек наиболее близок к Богу, способен к чистому созерцанию собственного внутреннего мира и высшего начала.