Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества.
В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом». Современники Джорджоне писали о нем как об одном из величайших итальянских художников. «Грозу» нередко называют первым пейзажем в истории европейской живописи, что не совсем точно, так как пейзажные панорамы с небольшими человеческими фигурами писали в это время и нидерландские и немецкие мастера. Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры).
А теперь он уже мог это сделать. Молодая женщина изображена возлежащей головой налево на высокой красной подушке и атласном белом полотне, постеленных в нескольких шагах от нас прямо на поросшей цветами лужайке, в окружении простой, но поэтичной итальянской природы, словно оберегающей ясные грезы ее тихого сна. Это позволяет предположить, что персонажей не объединяет какая-то сюжетная линия. Творил он вдохновенно, без предварительных эскизов и рисунков – сразу писал красками и получались у него настоящие шедевры, наполненные музыкой, гармонией, покоем и любовью.
Тогда, на площади перед домом Джорджоне, Тициан, вытаскивая холсты из костра, конечно же, не разглядывал «Венеру» – он старался спасти гибнущие полотна. Говорили и о том, что художник ведет далеко не аскетический образ жизни: он, как пишет Вазари, прекрасно пел играл на лютне – его игра и пение «почитались в те времена божественными», – а потому был желанным гостем в любом венецианском доме, на любом празднике. По-видимому, почти одновременно с Мадонной Кастельфранко была написана Юдифь (ок. Шедевр и знаковая работа эпохи Возрождения в Венеции принадлежит кисти знаменитого старого мастераДжорджо да Кастельфранко. В 1939 году началась Вторая мировая война.
Полотно с изображением Венеры лучше всего охарактеризовать словами Б. Р. Виппера: «Не только восхитительная замкнутость силуэта, хочется сказать «музыкальность линии», мягкость формы, не только чудеса самой живописи приковывают внимание к «Венере» Джорджоне, но и неслыханная смелость концепции Джорджоне показал Венеру без мифологии, без символики, без средневекового страха перед наготою – просто прекрасной женщиной. В летнюю жару пересохли колодцы и людям не хватало воды.
К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве.
В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом». Лето 1510 года принесло в Венецию страшную беду – в город пришла чума. Так близко подойти к жизни никто из художников Ренессанса еще не осмеливался». Была обнаружена и «Спящая Венера» – она лежала в старой, грязной вагонетке.
Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто. 1509—1510, Париж, Лувр), по-видимому, законченный Тицианом. Поначалу их вывозили в дворянские поместья и замки Саксонии. Венера, которую окружает гармоничный ландшафт, мечтает о любви.
Состав этой живописи высоко влиял, несмотря на очень общественный показ таких изображений, часто ограничиваемых в течение нескольких веков. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». Галерея Академии. 1505—1506, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
После взятия Дрездена советскими войсками эти подземные убежища были найдены. Несколько поколений реставраторов старались сохранить для потомков этот шедевр. Точная дата его рождения неизвестна: первый биограф Джорджоне, Джорджо Вазари, дает разные даты в двух изданиях своих Жизнеописаний (1550, 1568). Несколько поколений реставраторов старались сохранить для потомков этот шедевр. А еще Джорджоне слыл человеком «благородных и добрых нравов», был хорош собой и пользовался любовью женщин.
Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету. Современники, побывавшие на том пиру, рассказывали, как все восхищались творениями обоих художников, особенно хвалили «Юдифь» – в полной уверенности, что она написана Джорджоне, а когда выяснилось, что это работа Тициана, возникла некоторая неловкость. Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спящая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Мы не можем отправиться в прошлое и узнать истинную задумку итальянского художника, но ничто не мешает нам удивляться и восхищаться чудесной чистотой и изящностью образа «Спящей Венеры». Вазари в своих Жизнеописаниях итальянских художников также сообщает, что в Венеции Джорджоне открыл собственную мастерскую, пригласив в качестве помощников совсем юных Тициана и Себастьяно Лучани (Себастьяно дель Пьомбо).
Видимо, это определило и необычную тематику станковых картин Джорджоне. В 1939 году началась Вторая мировая война. Умозрительное отношение к природе и красоте числа типично для Джорджоне. В XIX веке реставраторы почти заново переписали часть правой стороны, где у ног Венеры некогда был изображен маленький Купидон, впоследствии обнаруженный с помощью рентгеновских лучей. Больницы были переполнены.
Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и просветленность этого мира красоты. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. Италия. Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» – единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет.
Джорджоне свойственна особая чуткость и тонкость восприятия звуков и мастерство, с которым он может изобразить всю эту полифонию звуков полифонией красок. Перед ним был истинный шедевр – обнаженная прекрасная женщина, погруженная в сон. Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спящая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.
Попала не в лучшем состоянии. Убытки их были огромны, а потому Сеньория постановила выстроить здание заново. Джорджоне приехал в Венецию еще в юности и учился в мастерской Джованни Беллини. Как замечательно изображено роскошное тело богини, как великолепна вся композиция. К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму.
Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени. Говорили, что родился он в семье Барбарелли в городке Кастельфранко. А вдали – невысокая гряда голубых гор, здания, деревья. Не меньше споров вызывает и сюжет «Трех философов» (ок. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера – хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос – представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом.
Иногда философов Джорджоне отождествляют с персонажами античной литературы. 1507—1508, Вена, Музей истории искусства). Но «Гроза» — первое произведение европейской живописи, тональность которого определяет состояние природы, ее жизнь. Сведения о Джорджоне очень скудны. И отвечал им взаимностью.
За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. У Джорджоне нагота выглядит как естественное состояние человека: богиня отдыхает, спит обнаженная, как в те далекие времена спали все — богатые и бедные люди, да и сами боги. После смерти Вазари распространилась легенда, что Джорджоне был связан с семьей Барбарелли вот таким образом позднее его часто называли этим именем (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко). Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ.
Но история картины на этом не закончилась – самое страшное было впереди. Многие из них оставались почти абсолютно неизвестными и с течением времени были настолько забыты, что долгое время приписывались другим мастерам. Персонажи Джорджоне предстают перед нами на скалистой, поднимающейся несколькими ступенями площадке в тихий предвечерний час, а возможно и ранним утром — бледно-голубое, покрытое легкими лиловыми облачками небо у горизонта окрашено в красноватые тона заката (или рассвета) легкий туман окутывает простирающуюся внизу зеленую долину и очертания синеющих на горизонте гор.
«Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо. До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло. Персонажи картины — и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук — философию.
Друзьями они никогда не были. Но прошло немного времени и судьба их свела снова, однако уже при совсем других обстоятельствах. Но потом для семейства настали трудные времена и картину пришлось продать.
Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». 1510, Дрезден, Картинная галерея). Уже при жизни о нем ходили легенды.
Богиня изображена обнажённой, но полной чистого целомудрия. Возрождение. От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. Такой же частью ее, как деревья, вода, облачное небо предстают и руины, на фоне которых предстает пастух и деревянный мост и дома, башни, украшенный куполом храм маленького городка, удивительно напоминающего город Кастельфранко.
Художник переезжает в Марокко в городок Танжер. В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато.
Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи. Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. Полотнонесет в себе традиционный стиль, представляя героиню как спящую весеннюю нимфу. Венеция. Так мирный сон и мирный предвечерний пейзаж сливаются в неповторимую музыкальную гармонию.
Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне — Старухи (1506—1508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина. Но, по крайней мере, два из них являют нам новый тип портрета-картины. В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато.
Период творческой зрелости Джорджоне характеризует его первая бесспорная и достаточно точно датируемая работа — алтарный образ Мадонна Кастельфранко (1504—1505, Кастельфранко, собор Сан Либерале). Да и в искусстве шли разными дорогами. Это был женский силуэт, который подобен нежной тени. Каждый день уносила она сотни жизней. Последний, по-видимому, самый плодотворный период творчества Джорджоне (1507—1510) представлен сюжетными композициями и портретами. Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры.
Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ. Как уже говорилось выше, свою идею о прекрасном человеке, о его полной гармонии с окружающим миром Джорджоне воплотил в образе Венеры – богини любви и красоты. Черты, свойственные венецианской школе живописи, воплощены в творчестве Джорджоне.
Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. Он представил ее в облике прекрасной обнаженной женщины, спящей на лугу, поросшем скромными белыми цветами. «Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне.
В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. Но Джорджоне более эмоционален, чем великий миланский мастер и как типичный художник Венеции интересуется не столько линейной перспективой, сколько воздушной средой и главным образом проблемами колорита. «Спящая Венера» Джорджоне – едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему.
Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой.
Родился 17 июня 1884 года в Вентноре на острове Уайт (Англия), в аристократической семье Маргарет и Уильяма Уэйн. Спящая Венера (иногда Дрезденская Венера) является работой, на которой впервые, почти в натуральную величину, была изображена обнаженная женщина. Действительно, с именем художника связано много неясного.
«Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. Черты ее лица напоминают черты лица старухи, которая держит в руке свиток с надписью «Col tempo» («С течением времени»). Интерпретации сюжета этой картины посвящена обширная литература. «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. Одной из последних картин Джорджоне является «Сельский концерт» (ок.
И конечно же, собрания этих патрициев-гуманистов украшали работы их любимого Джорджоне. Над ее восстановлением работали лучшие советские искусствоведы и реставраторы. Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. «Спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему. Природа и человек предстают в этой картине Джорджоне в идеальном гармоническом равновесии. Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло.
Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен — это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» — объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени — венецианца Альдо Мануцио. Столь же гармонично, как и сама богиня, вписывается в облик мирной природы и поселение на вершине холма (возможно, написанное Тицианом). О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход к управлению собственной школой.
Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. По-видимому, он учился в Венеции, затем вернулся в свой родной город Кастельфранко, входивший в состав материковых владений Венецианской республики, где работал несколько лет. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия.
Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт». «Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики – Тициан и Себастьяно дель Пьембо. Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто.
Тициан изобразил свою Венеру во внутренних покоях богатого венецианского дворца, со всеми атрибутами повседневной жизни: двумя горничными, вынимающими из сундука наряды госпожи. В 1504 году в Венеции, в районе моста Риальто, случился страшный пожар.
Тогда, на площади перед домом Джорджоне, Тициан, вытаскивая холсты из костра, конечно же, не разглядывал «Венеру» – он старался спасти гибнущие полотна. Джорджоне ненадолго стал учеником известного мастера Джованни Беллини и решает изменить по своему вкусу античные и библейские сюжеты своего мастера.
Это в последствии он станет членом Королевского института акварели, получит орден «Комендадор-де-ла-Мендавия», будет награжден орденом Альфонсо Мудрого. Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия.
И конечно же, собрания этих патрициев-гуманистов украшали работы их любимого Джорджоне. Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне. Он же, видимо со слов Тициана, пишет, что Джорджоне был талантливым музыкантом («его игра на лютне и пение почитались в те времена божественными»). Единственный живописный вариант этого Автопортрета (Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха), по мнению ряда исследователей, является подлинником, нижняя часть которого, с головой Голиафа на парапете, ныне утрачена.
Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья».
Картина эта не фигурирует в документах XVI века и авторство Джорджоне (оспариваемое некоторыми современным исследователями) установлено лишь на основании ее стиля. Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне. Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. В 1905 году его пейзаж «Амфитеатр.
Эта картина — логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды. И все это было в картине Джорджоне. Его жизнь трагически оборвалась в 1510 г. во время эпидемии чумы в городе.
Лицо рыцаря задумчиво и печально, монах обращается к нам с патетическим жестом скорби. Больницы были переполнены. Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. В летнюю жару пересохли колодцы и людям не хватало воды.
Нежный цвет пышных волос богини не контрастирует с природой, а становится её частью, находясь в единой цветовой гамме с земляным валом. Нагота в картине Джорджоне является уникальным в своём роде элементом. Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства. Друзья прозвали его Джорджоне – великий Джорджо, в знак уважения его таланта. Известно, что семья Джорджоне испытывала лишения.
С именем Джорджоне связывают ряд портретов. Хранившиеся до того времени в более-менее приличных условиях картины попали в абсолютно непригодные для этого помещения – в старые заброшенные шахты известняковые штольни.
Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени. Пейзажная живопись отходит на второй план.
.