Великий гравер, художник и рисовальщик в ем творчестве сумел оченьтонко пере дать дух эпохи с ее настроениями хилиазма (вера в тысячелетнее правление Иисуса Христа и праведников), предчувствием конца света, но вместе с тем и появлением нового гуманистического мышления. Каждый день уносила она сотни жизней. Говорили и о том, что художник ведет далеко не аскетический образ жизни: он, как пишет Вазари, прекрасно пел играл на лютне – его игра и пение «почитались в те времена божественными», – а потому был желанным гостем в любом венецианском доме, на любом празднике. Так мирный сон и мирный предвечерний пейзаж сливаются в неповторимую музыкальную гармонию. Убытки их были огромны, а потому Сеньория постановила выстроить здание заново. Холст.
Dresden, 1979 Cioci E La Tempesta interpretata dieci anni dopo. О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход к управлению собственной школой. Milano, 1955 Pignatti T. Giorgione.
К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. 5 Сонина Т. В. «Вечная связь и узы мира» («Спящая Венера» Джорджоне) // Образы любви и красоты в культуре Возрождения: Сб. Согласно одной из них картина символизирует узы брака.
Несколько поколений реставраторов старались сохранить для потомков этот шедевр. М., 1962 Дьяков Л. Три шедевра Джорджоне. Литература о Джорджоне: Вазари 2001. Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто.
London, 1900 Venturi L. Giorgione e il Giorgionismo. Пейзажная живопись отходит на второй план. В настоящее время бесспорными портретами работы Джорджоне считаются только два.
У Джорджоне нагота выглядит как естественное состояние человека: богиня отдыхает, спит обнаженная, как в те далекие времена спали все – богатые и бедные люди, да и сами боги. М., 2001 Сонина Т. В. «Гроза» Джорджоне – поэтическая трансформация мифа // Итальянский сборник. Вып. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве.
4 Шауб И. Ю. Языческие истоки сюжета картины Джорджоне «Юдифь» // Итальянский сборник. Некоторые из них неоднократно оказывались в числе произведений то одного, то другого мастера («Концерт», Флоренция, галерея Питти). Полотнонесет в себе традиционный стиль, представляя героиню как спящую весеннюю нимфу.
Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом. Сундук с нарядами на заднем плане при этом рассматривается как приданое обнажённой девушки. Вскоре, своим мастерством художник превосходит всю семью Беллини и бросает вызов даже самому Леонардо да Винчи. Milano, 1955 Della Pergola P. Giorgione.
А вдали – невысокая гряда голубых гор, здания, деревья. В собрании Габриэля Вендрамина Микиель видел самое загадочное произведение Джорджоне известное теперь под названием «Гроза» (Венеция, Академия).
Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» – единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. А еще Джорджоне слыл человеком «благородных и добрых нравов», был хорош собой и пользовался любовью женщин. В Кастельфранко, на родине художника, сохранился дом (палаццо Пеллиццари), который считается прежней собственностью Барбарелли. «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году.
Современники Джорджоне писали о нем как об одном из величайших итальянских художников. Антонием и Рохом» (Мадрид, Прадо), «Мужской портрет» (Сан-Диего, Калифорния, Музей искусств). Красоту и теплоту полуобнаженного тела женщины оттеняет меховая накидка – впоследствии этот прием использует Тициан («Женский портрет», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж «Венера перед зеркалом», Вашингтон, Национальная галерея). Milano, 1942 Fiocco G. Giorgione. Мы не можем отправиться в прошлое и узнать истинную задумку итальянского художника, но ничто не мешает нам удивляться и восхищаться чудесной чистотой и изящностью образа «Спящей Венеры».
// Художник. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». В летнюю жару пересохли колодцы и людям не хватало воды. Уже при жизни о нем ходили легенды.
Либерале, которому посвящен собор). Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи. Творил он вдохновенно, без предварительных эскизов и рисунков – сразу писал красками и получались у него настоящие шедевры, наполненные музыкой, гармонией, покоем и любовью.
Juin. Заказы на работы монументального характера – свидетельство перемен в стиле Джорджоне. Т. 2 Белоусова Н. А. Джорджоне: Очерки о творчестве.
Она спит, а сон – это состояние, когда человек наиболее близок к Богу, способен к чистому созерцанию собственного внутреннего мира и высшего начала. В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом». Неизвестно, кем был мессер Джакомо, равно как непонятным остается определение картины – «это». Художник переезжает в Марокко в городок Танжер.
Поначалу их вывозили в дворянские поместья и замки Саксонии. В большом зале этого дома располагается монохромный фресковый фриз.
Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. Лето 1510 года принесло в Венецию страшную беду – в город пришла чума. Родился 17 июня 1884 года в Вентноре на острове Уайт (Англия), в аристократической семье Маргарет и Уильяма Уэйн. В 1504 году в Венеции, в районе моста Риальто, случился страшный пожар.
Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества. Теперь волосы обрамляют лицо, смягчая его черты. В летнюю жару пересохли колодцы и людям не хватало воды. Его тело было привезено в Кастельфранко. «Спящая Венера» Джорджоне – едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему.
1961. Полотно с изображением Венеры лучше всего охарактеризовать словами Б. Р. Виппера: «Не только восхитительная замкнутость силуэта, хочется сказать «музыкальность линии», мягкость формы, не только чудеса самой живописи приковывают внимание к «Венере» Джорджоне, но и неслыханная смелость концепции Джорджоне показал Венеру без мифологии, без символики, без средневекового страха перед наготою – просто прекрасной женщиной. В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато. Действительно, с именем художника связано много неясного.
Voi. Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени. К этому времени относят «Трех философов» (Вена, Художественно-исторический музей). Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу.
Вып. Так близко подойти к жизни никто из художников Ренессанса еще не осмеливался». Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. Великолепное «Поклонение пастухов» (Вашингтон, Национальная галерея), которое относят к началу первого десятилетия XVI в., – свидетельство очень быстро растущего мастерства Джорджоне.
58 JoverM. По утверждению Вазари, Джорджоне родился в 1478. Ни один из них не прослеживается. Микиель назвал картину «пейзажик с грозой, цыганкой и солдатом». Venezia, 1955 Volpe C. Giorgione.
Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто. С учётом этого крайне удивителен факт, что Джорджоне, судя по кругу его заказчиков, темам картин и отзывам современников, получил хорошее образование. И отвечал им взаимностью. Венера, которую окружает гармоничный ландшафт, мечтает о любви. Перед ним был истинный шедевр – обнаженная прекрасная женщина, погруженная в сон. семейство» (Вашингтон, Национальная галерея), «Паж со шлемом» (Лос-Анджелес, Музей изобразительных искусств), «Мальчик со стрелой» (Вена, Художественно-исторический музей), «Певец» (Рим, галерея Боргезе), «Воин и паж» (Флоренция, Уффици), «Автопортрет в образе Давида» (Брауншвейг, Музей герцога Антона-Ульриха), «Автопортрет в образе Давида» (Будапешт, Музей изобразительного искусства), «Христос, несущий крест» (Венеция, Сан-Рокко), «Мадонна со свв.
Это был женский силуэт, который подобен нежной тени. После смерти Вазари распространилась легенда, что Джорджоне был связан с семьей Барбарелли вот таким образом позднее его часто называли этим именем (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко). Berlin, 1971 Einem H. von. Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне.
Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. Теплые золотистые, зеленые, коричневые тона подобраны с необычайным мастерством.
Mainz, 1971 Pignatti T. Giorgione: Lopera completa. В XVI в. картина находилась в собрании Иеронимо Марчелло в Венеции, где ее видел Микиель. У Тициана женщина держит в руке розы, считавшиеся символом Венеры. В 1905 году его пейзаж «Амфитеатр.
«Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо. // Художник. Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства.
«Гроза», по существу, первый настоящий пейзаж в итальянском искусстве, который и без героев не утрачивает эмоциональной содержательности и силы. Возрождение. 1969.
Точная дата его рождения неизвестна: первый биограф Джорджоне, Джорджо Вазари, дает разные даты в двух изданиях своих Жизнеописаний (1550, 1568). Среди нескольких портретов, относимых к мастерской Джорджоне, наиболее высоким качеством отличается «Портрет молодого человека» (возможно, поэта Антонио Броккардо) из музея в Будапеште. Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой.
Италия. До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло. Современники, побывавшие на том пиру, рассказывали, как все восхищались творениями обоих художников, особенно хвалили «Юдифь» – в полной уверенности, что она написана Джорджоне, а когда выяснилось, что это работа Тициана, возникла некоторая неловкость.
В 1939 году началась Вторая мировая война. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера – хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос – представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. Тогда, на площади перед домом Джорджоне, Тициан, вытаскивая холсты из костра, конечно же, не разглядывал «Венеру» – он старался спасти гибнущие полотна.
Джорджоне приехал в Венецию еще в юности и учился в мастерской Джованни Беллини. Существует две противоречащие друг другу версии интерпретации тициановской нагой красавицы. 1998.
Giorgione lenigme et la couleur // LOeil. Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету. Была обнаружена и «Спящая Венера» – она лежала в старой, грязной вагонетке. Больницы были переполнены. И все это было в картине Джорджоне.
Над ее восстановлением работали лучшие советские искусствоведы и реставраторы. Тогда, на площади перед домом Джорджоне, Тициан, вытаскивая холсты из костра, конечно же, не разглядывал «Венеру» – он старался спасти гибнущие полотна. Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». Это в последствии он станет членом Королевского института акварели, получит орден «Комендадор-де-ла-Мендавия», будет награжден орденом Альфонсо Мудрого. Черты, свойственные венецианской школе живописи, воплощены в творчестве Джорджоне.
Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. Друзья прозвали его Джорджоне – великий Джорджо, в знак уважения его таланта. «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. Она была написана по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II делла Ровере. Milano, 1955 Pallucchini R. Giorgione. И конечно же, собрания этих патрициев-гуманистов украшали работы их любимого Джорджоне.
// Итальянский сборник. 2000. Других дат его рождения нет. А теперь он уже мог это сделать. Milano, 1963 Lilli V., Zampetti P. Giorgione.
Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт». Milano, 1968 Kes-selhut U. Giorgione. СПб., 1997.
4 Дзери Ф. Джорджоне: «Гроза». Богиня изображена обнажённой, но полной чистого целомудрия. СПб., 2000. Несколько поколений реставраторов старались сохранить для потомков этот шедевр. Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты.
В ней имеется сказание о трех магах, которые из поколения в поколение проводили по три дня каждого месяца на вершине горы, ожидая звезду, предсказанную Валаамом и долженствующую возвестить о рождении Христа. Но история картины на этом не закончилась – самое страшное было впереди. На наружной стене собора укреплена его надгробная плита.
Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. «Спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему.
Около 1508-1509 Джорджоне создал одну из самых знаменитых картин в европейском искусстве – «Спящую Венеру» (Дрезден, Картинная галерея старых мастеров). Другие исследователи считают, что «Венера Урбинская» — портрет куртизанки, фактически предлагающей себя зрителю. Очевидно, «Мадонна» Джорджоне не была обычной алтарной картиной, а представляла собой своеобразный надгробный памятник: у подножия трона Марии изображен деревянный саркофаг с гербом заказчика на передней стенке. После взятия Дрездена советскими войсками эти подземные убежища были найдены. В 1939 году началась Вторая мировая война.
Джорджоне не столько строит форму с помощью рисунка, сколько «лепит» ее сразу цветом. Высказывалось также предположение, что на картине могла быть изображена мать Гвидобальдо, Элеонора Гонзага, которое основывается на определённом сходстве между портретом Элеоноры работы Тициана и «обнаженной женщиной», а кроме того на обоих полотнах изображена одна и та же свернувшаяся клубочком собачка. Milano, 1978 Water A. Giorgione. Как замечательно изображено роскошное тело богини, как великолепна вся композиция. Giorgione Maler als Dichter. «Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики – Тициан и Себастьяно дель Пьембо. Milano, 1955 Zampetti P. Giorgione e i Giorgioneschi: Cat.
Венеция. Bine Neuinterpretation // Pantheon. М., 2008 Cook H. Giorgione. Milano, 1913 Hartlaub G. Giorgiones Geheimnis. Возможно, прототипом Венеры Урбинской послужила юная невеста Гвидобальдо Джулия Варано.
В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато. Bergamo, 1948 Coletti L. Giorgione. В 1504 Туцио потерял сына Маттео, умершего в Равенне. СПб., 2001. И конечно же, собрания этих патрициев-гуманистов украшали работы их любимого Джорджоне.
Совсем иное представление о женской красоте – плоть от плоти прекрасной действительности и в то же время возвышенной и целомудренной – раскрывается в картине Джорджоне. К тому же Джорджоне не подписывал свои произведения и все это затрудняло изучение его творчества. Были попытки наделить персонажей именами (например, Архимед, Птолемей и Пифагор), а также представить их как олицетворение трех возрастов человека. Обнаженные женские фигуры в пейзаже встречались в европейской живописи и гравюрах и раньше, но никогда они не изображались в состоянии сна. Говорили, что родился он в семье Барбарелли в городке Кастельфранко. Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спящая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Работой Тициана в настоящее время считается и так называемый «Сельский концерт» (Париж, Лувр), поскольку полотно роскошно по цвету, в образах больше конкретности, а природа пышнее и богаче, чем это обычно бывает у Джорджоне.
Другие произведения Джорджоне: «Мадонна с Младенцем» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Мадонна скнигой» (Оксфорд, Музей Ашмолеан), «Св. Георгием, либо св. Биографии Джорджоне, написанные Вазари и Паоло Пино, появились спустя почти сорок лет после смерти художника. Оба датируются серединой первого десятилетия XVI в. Один из них, так называемая «Лаура» (Вена, Художественно-исторический музей) имеет на обороте надпись: «1506, 1 июня это было закончено рукой мастера Дзордзо из Кастельфранко, коллеги мастера Винченцо Катены, по заказу мессера Джакомо. » Из нее следует, что по крайней мере в означенный год Джорджоне работал совместно с Катеной, хотя и неясно – в одной ли мастерской или просто над одним заказом.
Firenze, 1991 Rapp J. Die Favola in Giorgiones Gewitter // Pantheon. В середине первого десятилетия XVI в. Джорджоне был уже знаменитым мастером. Тогда, по его свидетельству, у ног Венеры сидел маленький Купидон с птичкой в руке. Munchen, 1925 Marassi A. Giorgione.
По виду росписи напоминают интарсии и считаются одной из ранних работ Джорджоне. Друзьями они никогда не были. Хранившиеся до того времени в более-менее приличных условиях картины попали в абсолютно непригодные для этого помещения – в старые заброшенные шахты известняковые штольни. Галерея Академии.
Да и в искусстве шли разными дорогами. 5 Смирнова И. А. Джорджоне. Венера спит, не ведая своей наготы, как не ведали о ней Адам и Ева до грехопадения и потому нагота так прекрасна и безгрешна, что зритель глядит на нее только как на предмет поклонения. Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спящая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир.
Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. Нагота в картине Джорджоне является уникальным в своём роде элементом. Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ.
На ней изображен воин в берете, у его ног лежат два шлема. Его жизнь трагически оборвалась в 1510 г. во время эпидемии чумы в городе. Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. Известно, что семья Джорджоне испытывала лишения.
Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени. Ни одна из картин итальянского Возрождения не имела столько повторений и вариантов, как «Спящая Венера» Джорджоне. До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло.
В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом». Поскольку не указано имя изображенной женщины, полагали, что картина не является портретом в обычном смысле. Как и в тридцатые годы, Тициан посвятил свое творчество главным образом прославлению женской красоты. Спустя столетие К. Ридольфи уверял (1648), что Джорджоне был внебрачным сыном одного из членов семьи венецианских патрициев Барбарелли. Ридольфи писал, что Джорджоне «был первым, кто показал дорогу живописи и сочетанием своих красок с легкостью приблизился к изображению натуры». Грудь считалась красивой, если она была маленькая, круглая и упругая.
Вазари туманно упоминает, что он был «самого низкого происхождения». Одна из легенд говорит, что он заразился, ухаживая за возлюбленной, которую не покидал до самой ее смерти.
Спящая на лоне природы прекрасная нагая богиня предстает под кистью Джорджоне воплощением той Любви, которая, по мысли философов-неоплатоников, была вечной связью мироздания. От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. 82 x 73 см.
«Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне. 9 Виппер 1977. 1998. Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы. Очевидно, художник основывался на «Золотой легенде» Якопо да Вораджине.
М., 1982 (2-е изд. : М., 1996) Санина Т. В. «Юдифь» Джорджоне. Современники считали его очень большим мастером и слава его сохранялась в веках, а между тем о его жизни мы знаем очень мало. ст. Неизвестна и его семья. Попала не в лучшем состоянии.
della mostra. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья». После 1508 Джорджоне часто работал совместно с Тицианом, что чрезвычайно усложняет атрибуцию картин. 559. Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. Больницы были переполнены.
В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. Т. 3 Алпатов М. «Венера» Джорджоне. Voi. 2004.
Но потом для семейства настали трудные времена и картину пришлось продать. Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и просветленность этого мира красоты. Вып. 56 Hornig C. Giorgiones Drei Filosophen.