Спящая Венера (Venere dormiente) – незавершённый шедевр кисти Джорджоне, представляющий собой непревзойденный образец бесконечной красоты и лаконичности. Тициан, который наверняка был в курсе замысла учителя, закончил картину умершего от чумы Джорджоне, сохранив для нас одну из лучших картин Итальянского Возрождения «Спящая Венера».
От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. И отвечал им взаимностью. Но потом для семейства настали трудные времена и картину пришлось продать.
Обнаженные женские фигуры в пейзаже встречались в европейской живописи и гравюрах и раньше, но никогда они не изображались в состоянии сна. К началу XVI века образ Венеры еще не был распространен в итальянском искусстве. И конечно же, собрания этих патрициев-гуманистов украшали работы их любимого Джорджоне. Покоится она на фоне холмистого луга, на темно-красном покрывале с белой атласной подкладкой.
Перед ним был истинный шедевр – обнаженная прекрасная женщина, погруженная в сон. Его жизнь трагически оборвалась в 1510 г. во время эпидемии чумы в городе. Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. Это был женский силуэт, который подобен нежной тени. Лето 1510 года принесло в Венецию страшную беду – в город пришла чума. В 1905 году его пейзаж «Амфитеатр. Несколько поколений реставраторов старались сохранить для потомков этот шедевр.
Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». О долгой жизни Тициана (1488-1576) известно практически все: поразительная карьера, привязанности и приглашение к главнейшим дворам Италии и Европы, ревнивое внимание к собственному благосостоянию, предпринимательский подход к управлению собственной школой. В частности, еще в XIX веке «Спящая Венера» считалась копией с Тициана, созданной итальянским художником XVII века Сассоферрато. В летнюю жару пересохли колодцы и людям не хватало воды. Даже его картины, хранившиеся главным образом в частных собраниях венецианских патрициев, не признавались принадлежащими ему на основании документальных данных.
Создавая богатейшую колористическую гамму, построенную на соотношении звучных и глубоких тонов, Тициан своим мастерством приподнял реальность до уровня идеала. Особая «концепция сна», той формы физического и духовного отдыха, под которой подразумевалось предрасположение души к возвышенному созерцанию и воссоединению с божественным началом, была развита гуманистами и неоплатониками 16-го столетия. Нельзя игнорировать наличие на полотне Купидона со стрелами в руке и тот факт, что после трагической смерти Джорджоне в 1510 году над картиной работали Тициан и еще какой-то неизвестный мастер. Создавая образ античной богини любви, Тициан наполнил его новым жизненным смыслом. После взятия Дрездена советскими войсками эти подземные убежища были найдены. «Спящая Венера» Джорджоне — едва ли не первое произведение живописи Возрождения, в котором нагота составляет главную его тему.
В летнюю жару пересохли колодцы и людям не хватало воды. Как замечательно изображено роскошное тело богини, как великолепна вся композиция. Так мирный сон и мирный предвечерний пейзаж сливаются в неповторимую музыкальную гармонию. Образ этой прекрасной женщины-богини лишен налета эротики даже в самой малейшей степени.
Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. Так или иначе, отношения между двумя художниками впоследствии были весьма прохладными, хотя каждый, несомненно, ценил талант другого. Современники Джорджоне писали о нем как об одном из величайших итальянских художников. В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом».
«Венера Урбино» Тициана и «Спящая Венера» Джорджоне. Тогда, на площади перед домом Джорджоне, Тициан, вытаскивая холсты из костра, конечно же, не разглядывал «Венеру» – он старался спасти гибнущие полотна. Говорили, что родился он в семье Барбарелли в городке Кастельфранко. Наоборот, мало кому из художников Возрождения (да и последующих веков) удавалось создать более возвышенный и целомудренный образ. Стареющий мастер придал всему изображенному красочный блеск высшего совершенства.
Художник переезжает в Марокко в городок Танжер. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья». Художникизображает фигуру спящей обнаженной женщины, профиль которой, кажется, сливается с холмами на фоне, а ее бледное лицо контрастирует с шелковистой тканью.
Позднее Тициан написал для Филиппа Испанского несколько вариантов темы Венеры и Данаи. Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спящая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Возрождение. «Спящая Венера», видимо, была написана в те годы, когда Джорджоне, заваленный заказами, стоял во главе художественной мастерской и менее ответственные части в его картинах заканчивали ученики — Тициан и Себастьяно дель Пьембо. Нагота в картине Джорджоне является уникальным в своём роде элементом. Созданная для Гвидобальдо, сына урбинского герцога, «Венера Урбино», один из шедевров тициановской классики, скорее всего, признана служить аллегорией супружества.
По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». Италия.
Попала не в лучшем состоянии. Каждый день уносила она сотни жизней. Тогда, на площади перед домом Джорджоне, Тициан, вытаскивая холсты из костра, конечно же, не разглядывал «Венеру» – он старался спасти гибнущие полотна. Полотно с изображением Венеры лучше всего охарактеризовать словами Б. Р. Виппера: «Не только восхитительная замкнутость силуэта, хочется сказать «музыкальность линии», мягкость формы, не только чудеса самой живописи приковывают внимание к «Венере» Джорджоне, но и неслыханная смелость концепции Джорджоне показал Венеру без мифологии, без символики, без средневекового страха перед наготою – просто прекрасной женщиной. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт».
Итак, загадочный мастер эпохи Возрождения Джорджоне в 1510 году запечатлел на своём полотне Венеру, спящую на лугу в вечерний час. А еще Джорджоне слыл человеком «благородных и добрых нравов», был хорош собой и пользовался любовью женщин. Говорили, что родился он в семье Барбарелли в городке Кастельфранко. Уже при жизни о нем ходили легенды. Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу.
за четвертым творческим десятилетием, которое истощило внутренние силы художника, вновь последовало время расслабленности.
За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. Точная дата его рождения неизвестна: первый биограф Джорджоне, Джорджо Вазари, дает разные даты в двух изданиях своих Жизнеописаний (1550, 1568). Это в последствии он станет членом Королевского института акварели, получит орден «Комендадор-де-ла-Мендавия», будет награжден орденом Альфонсо Мудрого.
Вместе с другими пострадавшими в войне шедеврами «Спящая Венера» оказалась в Москве, в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Над ее восстановлением работали лучшие советские искусствоведы и реставраторы. Действительно, с именем художника связано много неясного. Пейзажная живопись отходит на второй план. Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой. Прижимистые немецкие купцы, восхищенные росписями, проявили небывалую щедрость и устроили в честь окончания работ настоящее празднество. Современники, побывавшие на том пиру, рассказывали, как все восхищались творениями обоих художников, особенно хвалили «Юдифь» – в полной уверенности, что она написана Джорджоне, а когда выяснилось, что это работа Тициана, возникла некоторая неловкость.
Если сравнить картину сл «Спящей Венерой» Джорджоне становится очевидным, что Тициан исключил любой намек на идеализацию. Ее прекрасное тело поражает зрителя необычной красотой плавных линий и в то же время Венера Джорджоне — это земная женщина, полная чувственной прелести и очарования и эту земную красоту художник возвысил и идеализировал. Несколько поколений реставраторов старались сохранить для потомков этот шедевр. Венеция.
Была обнаружена и «Спящая Венера» – она лежала в старой, грязной вагонетке. И отвечал им взаимностью. Венера, которую окружает гармоничный ландшафт, мечтает о любви. Поэтической вершиной его искусства стала «Спящая Венера» — единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. Убытки их были огромны, а потому Сеньория постановила выстроить здание заново. И как настоящий романтик, Джорджоне был бедой, он заразился чумой от своей возлюбленной, которую не решился оставлять из-за своей гордости и сильной любви к ней. Всё это говорит о том, что она не оторвана от реального мира, а является воплощением идеала, существующего в действительности.
В 1504 году в Венеции, в районе моста Риальто, случился страшный пожар. В 1939 году началась Вторая мировая война. Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. Как замечательно изображено роскошное тело богини, как великолепна вся композиция. Джорджоне приехал в Венецию еще в юности и учился в мастерской Джованни Беллини.
Полотнонесет в себе традиционный стиль, представляя героиню как спящую весеннюю нимфу.
Больницы были переполнены. По настоятельному требованию немецких музейщиков в 1942 году было принято решение эвакуировать сокровища Дрезденской галереи.
Друзьями они никогда не были. А вдали – невысокая гряда голубых гор, здания, деревья. Холст. И все это было в картине Джорджоне.
Друзья прозвали его Джорджоне – великий Джорджо, в знак уважения его таланта.
Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. Сравним две картины этих художников, картины очень похожие по сюжету. И конечно же, собрания этих патрициев-гуманистов украшали работы их любимого Джорджоне.
Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы. Эти картины уже относятся к позднему стилю Тициана, в них выразилось новое понимание мира эроса. До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло. В 1939 году началась Вторая мировая война.
Спящая Венера (иногда Дрезденская Венера) является работой, на которой впервые, почти в натуральную величину, была изображена обнаженная женщина. «Спящая Венера» была написана художником для патрицианской семьи Марчелло и до конца XVII века находилась в их коллекции, а в Дрезденскую галерею картина поступила в 1699 году. Однако, черты лица богини абсолютно индивидуальны, взгляд ее не рассеян, она смотрит на зрителя открыто и призывно.
Так близко подойти к жизни никто из художников Ренессанса еще не осмеливался». Ландшафт на заднем плане также играет важную роль в композиции, задавая сбалансированное настроение и гармоничное единство. Да и в искусстве шли разными дорогами. Но в XIX веке были найдены «Заметки о произведениях искусства», написанные венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем (жившим в первой половине XVI века) и тогда творчество Джорджоне было как бы заново открыто.
Но история картины на этом не закончилась – самое страшное было впереди. До конца XVII века картина как фамильное достояние хранилась в семье Марчелло. Говорили и о том, что художник ведет далеко не аскетический образ жизни: он, как пишет Вазари, прекрасно пел играл на лютне – его игра и пение «почитались в те времена божественными», – а потому был желанным гостем в любом венецианском доме, на любом празднике. Говорили и о том, что художник ведет далеко не аскетический образ жизни: он, как пишет Вазари, прекрасно пел играл на лютне – его игра и пение «почитались в те времена божественными», – а потому был желанным гостем в любом венецианском доме, на любом празднике. 82 x 73 см. Галерея Академии.
Черты, свойственные венецианской школе живописи, воплощены в творчестве Джорджоне. Больницы были переполнены. В конце XV века написал свое «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли и его Венера — хрупкая, почти бесплотная, с каскадом тяжелых золотых волос — представляет собой изящное сплетение языческого мифа с последними остатками средневекового страха перед земной, чувственной любовью и красотой обнаженного женского тела. Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей.
А еще Джорджоне слыл человеком «благородных и добрых нравов», был хорош собой и пользовался любовью женщин. И все это было в картине Джорджоне. А теперь он уже мог это сделать. Либо нагота эта жестока и губительна, как в древнегреческом мифе об Актеоне. Богиня изображена обнажённой, но полной чистого целомудрия.
А росписи его было поручено сделать Джорджоне, к тому времени самому известному в Венеции мастеру. Спокойствие и дистанция позволили выразить легкость и просветленность этого мира красоты.
Друзья прозвали его Джорджоне – великий Джорджо, в знак уважения его таланта. После смерти Вазари распространилась легенда, что Джорджоне был связан с семьей Барбарелли вот таким образом позднее его часто называли этим именем (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко). Уже при жизни о нем ходили легенды. Родился 17 июня 1884 года в Вентноре на острове Уайт (Англия), в аристократической семье Маргарет и Уильяма Уэйн.
Мы не можем отправиться в прошлое и узнать истинную задумку итальянского художника, но ничто не мешает нам удивляться и восхищаться чудесной чистотой и изящностью образа «Спящей Венеры». Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. Поначалу их вывозили в дворянские поместья и замки Саксонии. Известно, что семья Джорджоне испытывала лишения.