Очевидно, художник основывался на «Золотой легенде» Якопо да Вораджине. На лице Юдифи играет загадочная полуулыбка, которую принято называть «джокондовской» – по названию знаменитой картины Леонардо да Винчи. Среди нескольких портретов, относимых к мастерской Джорджоне, наиболее высоким качеством отличается «Портрет молодого человека» (возможно, поэта Антонио Броккардо) из музея в Будапеште. М., 2008 Cook H. Giorgione. Он песет (как в Кающейся Марии Магдалине Тициана) сильную эмоциональную нагрузку. Старец, зрелый муж и юноша олицетворяют собой три стадии развития европейской философской мысли.
К этому времени относят «Трех философов» (Вена, Художественно-исторический музей). Тогда, по его свидетельству, у ног Венеры сидел маленький Купидон с птичкой в руке. Был близок к кругу венецианских гуманистов.
della mostra. В середине первого десятилетия XVI в. Джорджоне был уже знаменитым мастером. Он словно «обволакивает» действующих лиц, сообщая всей картине особую, задумчиво – торжественную, атмосферу.
939 Chatelet 1970, р. 24, 7, fig. Изнеженная красавица держит тяжелый меч так легко и изящно, словно «применение холодного оружия» для нее не в новинку. Существует предположение, что в образе св. Вазари туманно упоминает, что он был «самого низкого происхождения». И хотя сама по себе диагональ всегда вносит в композицию напряжение, Веронезе смягчает его, создавая за счет ритмично склоняющихся фигур по-ренессансному замкнутое построение картины.
Milano, 1968 Kes-selhut U. Giorgione. Juin. М., 2001 Сонина Т. В. «Гроза» Джорджоне – поэтическая трансформация мифа // Итальянский сборник. «И пошли маги. Некоторые из них неоднократно оказывались в числе произведений то одного, то другого мастера («Концерт», Флоренция, галерея Питти).
Данная трактовка в полной мере относится и к картине художника «Три возраста жизни». То есть была символом смертности. От гармонической ясности и цельности в изображении ничего не остается. Пошли три царя в свою страну. Корявый и толстый ствол дуба контрастирует своей мощью с гибкими очертаниями тела Юдифи.
Все же философы при всем индивидуальном различии образов в первую голову воспринимаются не столько как неповторимые, яркие, портретно охарактеризованные индивидуальности или тем более изображение трех возрастов (юноша, зрелый муж и старец), сколько как воплощение различных сторон, различных граней человеческого духа. Это усматривается в частности, в том, как художник трактует образ святого Иосифа. 5 Сонина Т. В. «Вечная связь и узы мира» («Спящая Венера» Джорджоне) // Образы любви и красоты в культуре Возрождения: Сб. По утверждению Вазари, Джорджоне родился в 1478.
В ней, по-видимому, смешались два события. Правая рука Юдифи покойно лежит на рукояти меча. London, 1900 Venturi L. Giorgione e il Giorgionismo. Во-вторых, полотно после смерти Джорджоне осталось незаконченным и его дописывал Тициан. Milano, 1955 Della Pergola P. Giorgione. Учился, вероятно, у Джованни Беллини.
Упавший с коня Савл распростерт на земле, его тело показано в сильном ракурсе (ракурсы такого типа любил использовать Микеланджело). В 1504 Туцио потерял сына Маттео, умершего в Равенне. Такой тип изображения был выработан еще венецианскими мастерами XV века: Христа, сидящего на краю саркофага или (как у Веронезе) па погребальной пелене, поддерживали в одном случае скорбящие ангелы, в другом – Мария и Иоанн.
иллюстрацию). Георгием, либо св. Когда все приготовления были закончены, волхвы отправились в долгий путь. История создания картины неизвестно.
Неизвестна и его семья. Venezia, 1955 Volpe C. Giorgione. «Гроза», по существу, первый настоящий пейзаж в итальянском искусстве, который и без героев не утрачивает эмоциональной содержательности и силы. Либерале, которому посвящен собор). Его Юдифь – это не живая женщина, а символ, статуя, своего рода «макет» памятника, который могли бы установить на главной площади благодарные жители спасенного решительной вдовой города, если бы они были греками или римлянами, а не иудеями.
А на стропилах вертепа могли сидеть воробьи. Из пещеры выглядывают животные. Т. 3 Алпатов М. «Венера» Джорджоне. СПб., 2000.
Письменный договор на «Поклонение волхвов» показывает, что распространенной в то время практикой было платить художнику «натурой». В настоящее время бесспорными портретами работы Джорджоне считаются только два. То же мнение выражено в Евангелии Псевдо-Матфея (16).
// Итальянский сборник. Рассказ следующий. Из этих скупых строк мы узнаем, по крайней мере, две важные вещи. 2004. Firenze, 1991 Rapp J. Die Favola in Giorgiones Gewitter // Pantheon.
559. В ней Веронезе строг и лаконичен. Есть греческие варианты их имён (Аппелликон, Америн и Дамаскон) и еврейские (Магалат, Галгалат и Серакин). Одиниз параграфов договора весьма странен: Леонардо должен был выдать 150 флоринов на приданое «дочери Сальвестро ди Джованни», внучке покровителя монастыря. Наряду со станковыми картинами, Веронезе создавал стенные росписи.
Картина «Три философа» итальянского художника Джорджоне. Волхвы. Другие произведения Джорджоне: «Мадонна с Младенцем» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Мадонна скнигой» (Оксфорд, Музей Ашмолеан), «Св. На наружной стене собора укреплена его надгробная плита.
Высказывались также предположения, что картина является аллегорией Мужества и Милосердия. // Художник. Его тело было привезено в Кастельфранко.
Фигурная группа в картине восходит к композиции Федерико Цуккаро из Музея Джироламини в Неаполе, особенно близкой работе из собрания ГМИИ, в том числе и по размеру (92 х 58). Армяне и сирийцы считают, что волхвов было 12. Евангелисты не пишут о количестве волхвов. Все замерло остановилось. и поклонятся ему все цари» (Псалт. 71:10— II). На ней изображен воин в берете, у его ног лежат два шлема.
Подготовительная работа для «Поклонения волхвов» продлилась с марта по сентябрь 1481 года, но осталась незавершенной в связи с отъездом Леонардо в Милан. Неизвестно, кем был мессер Джакомо, равно как непонятным остается определение картины – «это». Судя по записи, эта земля была дарована монастырю «Симоном, отцом брата Франческо». На заднем плане зритель видит сражение.
«Большая страна Персия. Спустя годы, когда монахи перестали надеяться на то, что Леонардо когда-нибудь закончит работу, заказ был передан Филиплино Липпи (1496) (галерея Уффици, Флоренция). Три философа изображенные художником в одноименной картине интригующе неопределенны: старец, мужчина среднего возраста и юноша, представленные рядом с темной пещерой, предположительно на фоне заката в горной долине, могут быть и тремя волхвами и аллегориями разных наук (астрологии, философии, математики) и, наконец, фигурными воплощениями трех разных эпох в жизни человечества (ветхозаветно-библейской, средневеково-схолатической и ренессансной). Но, при всей своей хрупкости и беззащитности. Milano, 1955 Zampetti P. Giorgione e i Giorgioneschi: Cat.
Это не так. Джорджоне пошел абсолютно иным путем. Фигуры расположены уже в самой пейзажной среде, хотя еще в пределах переднего плана.
В евангельском подлиннике стоит греческое слово. Теплые золотистые, зеленые, коричневые тона подобраны с необычайным мастерством. ст. По большому счету приходится довольствоваться словами Маркантонио Микиеля, видевшего эту картину в доме ее владельца: «Холст с обнаженной Венерой, которая спит в пейзаже с купидоном, сделан рукой Дзордзо да Кастельфранко, но пейзаж и купидон были закончены Тицианом». 1998. В большом зале этого дома располагается монохромный фресковый фриз. Были попытки наделить персонажей именами (например, Архимед, Птолемей и Пифагор), а также представить их как олицетворение трех возрастов человека.
Представитель венецианской школы. Джорджоне (Giorgione собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) итальянский художник. Один из основоположников Высокого Возрождения. Существует не менее двадцати истолкований «Грозы», первое из коих было предложено Маркантонио Макиелем в 1530 году («пейзажик на холсте с грозой, цыганкой и солдатом, сделанным рукой Дзордзи да Кастельфранко»), а последнее относится к семидесятым годам прошлого столетия несмотря на обилие гипотез, выдвигаемых по поводу содержания этого полотна, мы до сих пор далеки от того, чтобы разгадать его. Оба датируются серединой первого десятилетия XVI в. Один из них, так называемая «Лаура» (Вена, Художественно-исторический музей) имеет на обороте надпись: «1506, 1 июня это было закончено рукой мастера Дзордзо из Кастельфранко, коллеги мастера Винченцо Катены, по заказу мессера Джакомо. » Из нее следует, что по крайней мере в означенный год Джорджоне работал совместно с Катеной, хотя и неясно – в одной ли мастерской или просто над одним заказом. 58 JoverM. Вазари так комментирует эскизы работы: «Он начал писать полотно «Поклонение волхвов», на котором мы видим множество прекрасных изображений, особенно голов и которое так же осталось незавершенным, как и другие его работы». Одних только знаменитых «Юдифей» в истории мировой живописи набирается не менее десятка.
Предание о персидском происхождении волхвов дольше всего держалось в византийской иконографии (этой гипотезы придерживается и Иосиф Волоцкий5) в европейском искусстве оно было утрачено: волхвы либо не имели этнической принадлежности, либо, в целом, соотносились с арабским или византийским Востоком. Voi. Религиозные сцены (часто изображающие пиры) разворачиваются на фоне сказочных дворцов, а их действующими лицами становятся современники художника, облаченные в разноцветные шелка и бархат, сияющие драгоценностями, окруженные толпой шумных слуг. СПб., 1997. Особенно укрепилась последняя гипотеза после проведенного в 1939 году исследования «Грозы» в рентгеновских лучах, когда на месте пастуха (или солдата) была обнаружена нагая женщина, опустившая ноги в реку. семейство» (Вашингтон, Национальная галерея), «Паж со шлемом» (Лос-Анджелес, Музей изобразительных искусств), «Мальчик со стрелой» (Вена, Художественно-исторический музей), «Певец» (Рим, галерея Боргезе), «Воин и паж» (Флоренция, Уффици), «Автопортрет в образе Давида» (Брауншвейг, Музей герцога Антона-Ульриха), «Автопортрет в образе Давида» (Будапешт, Музей изобразительного искусства), «Христос, несущий крест» (Венеция, Сан-Рокко), «Мадонна со свв. Однако самая большая опасность подстерегала их в Иерусалиме.
В любом случае эта идея могла принадлежать только Новому времени, но всё же она связана и с тем, что волхвы всегда образно представляли всё языческое человечество. Иустин Мученик утверждает: «Тотчас по рождении Его, волхвы из Аравии пришли поклониться Ему, зашедши прежде к Ироду, царствовавшему тогда в вашей земле» (Иустин Мученик. Сведения, оставленные современниками Джорджоне о «Спящей Венере», крайне скудны. Эрмитажная картина вообще принадлежит к числу лучших созданий художника.
Микиель назвал картину «пейзажик с грозой, цыганкой и солдатом». Giorgione lenigme et la couleur // LOeil. Литература о Джорджоне: Вазари 2001. Вып.
Причём привезённые волхвами дары помогли его семье прожить на чужбине не менее двух лет. Свет и тень, отбрасываемая фигурами Дианы и ее собаки, создают впечатление глубины ниши. Voi. Спустя столетие К. Ридольфи уверял (1648), что Джорджоне был внебрачным сыном одного из членов семьи венецианских патрициев Барбарелли.
Богиня охоты, обнимающая собаку, подобна ожившей статуе. Milano, 1955 Pignatti T. Giorgione. Ножка богини – на самом краю, словно Диана собирается покинуть нишу. Одна из самых старых версий гласит, что в «Грозе» автор изобразил четыре стихии – огонь, воду, воздух и землю. Волхвы— славянское слово используемое в переводах на русский язык. 1961. Позади нее два ангела, слева – Иосиф.
Около 1508-1509 Джорджоне создал одну из самых знаменитых картин в европейском искусстве – «Спящую Венеру» (Дрезден, Картинная галерея старых мастеров). Историки много лет спорят об эскизе Леонардо к «Поклонению волхвов». Главное отличие его прочтения ветхазаветной истории о Юдифи состоит в том, что в его работе нет действия, нет времени. Белокурая богиня одета в голубовато-розовые одежды, легкая ткань юбки клубится складками, обнажая стройную ногу.
Джорджоне не столько строит форму с помощью рисунка, сколько «лепит» ее сразу цветом. Один из них, как правило, темнокожий. Существует также мнение, что картина представляет собою «бессюжетный идиллический пейзаж». 5 Смирнова И. А. Джорджоне. И вошедши в дом, увидели Младенца с Марией, Матерью Его и падши поклонились Ему».
Нет уверенности что эта работа целиком и полностью принадлежит кисти Джорджоне. Кроме того, обычны кони (до относительно позднего периода европейские художники, которым верблюды были известны только по словесным описаниям, старались не рисковать и заменяли их более привычным средством передвижения). Леонардо оставил во Флоренции это полотно и картину «Святой Иероним», начатую ранее.
Развитие инфракрасной технологии исследования живописи позволило увидеть, что скрывается под мрачной полупрозрачной коричневой краской, покрывающей поверхность полотна. Одного волхва звали Белтазаром, другого Гаспаром, третьего Мельхиором. Berlin, 1971 Einem H. von. Отдельные фигуры перекрывают друг друга, скрещиваются, сталкиваются. Ридольфи писал, что Джорджоне «был первым, кто показал дорогу живописи и сочетанием своих красок с легкостью приблизился к изображению натуры».
По виду росписи напоминают интарсии и считаются одной из ранних работ Джорджоне. 4 Шауб И. Ю. Языческие истоки сюжета картины Джорджоне «Юдифь» // Итальянский сборник. И увидели маги Младенца с Матерью Его Марией» (Протоевангелие, 21). Эти имена, в частности, приведены на Равеннской мозаике в в Сант-Аполлинаре-Нуово (см. И тем не менее, картина «Гроза» глубоко поэтично передает сдержанное волнение человеческой души, пробужденной от своих грез отзвуками далекого грома. Ирод казнил даже трёх своих сыновей и брата, боясь, что они могут свергнуть его.
Красоту и теплоту полуобнаженного тела женщины оттеняет меховая накидка – впоследствии этот прием использует Тициан («Женский портрет», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж «Венера перед зеркалом», Вашингтон, Национальная галерея). Т. 2 Белоусова Н. А. Джорджоне: Очерки о творчестве. Других дат его рождения нет. Milano, 1942 Fiocco G. Giorgione.
Сюжет использованный здесь мастером, можно отнести к числу «бродячих». Он ценился буквально на вес золота, поскольку использовался во многих священных ритуалах. Работой Тициана в настоящее время считается и так называемый «Сельский концерт» (Париж, Лувр), поскольку полотно роскошно по цвету, в образах больше конкретности, а природа пышнее и богаче, чем это обычно бывает у Джорджоне. Этим приемом художник как бы стирает грань между реальным и воображаемым пространством и изображение приближается к зрителю.
Место действия, пейзаж и расположение фигур схожи с эскизами Леонардо. Существует предположение, что отрубленная голова Олоферна – это автопортрет Джорджоне.
Разговор с Трифоном, 77). Все эти разнородные элементы образуют своеобразное, несколько загадочное целое. Эта работа пользовалась широкой известностью и была гравирована, в частности, Корнелисом Кортом (1533/36-1578 Bartsch (TIВ) 1986, 52, р. 47, 38 (59) ill.
Последняя считается подготовительным эскизом для большой алтарной композиции, написанной Цуккаро в 1564 году на мраморе для капеллы Гримани в церкви Сан Франческо делла Винья в Венеции (Cantalamessa 1902, р. 49-52). Есть тут город Сава, откуда три волхва вышли на поклонение Иисусу Христу. Milano, 1913 Hartlaub G. Giorgiones Geheimnis. Веронезе и в Обращении Савла проявляет свое замечательное дарование колориста. Bine Neuinterpretation // Pantheon.
На первом плане оказываются ступни его босых ног. СПб., 2001. Преподнесён в дар монастырю в 1470 году Марой Бранкович, дочерью правителя Сербии Георгия Бранковича, вдовой османского султана Мурада II12, крёстной Мехмеда II Завоевателя. История живописи эпохи Возрождения. Вот примерно пятьсот лет эта загадочная картина будоражит умы зрителей и искусствоведов. 9 Виппер 1977. Он велик и пастухи с благословением снимают перед Ним шапки.
Мертвый Христос представлен в позе живого человека. Волхвы поднесли Христу дары. В знаменитом средневековом сочинении Марко Поло «Книга Чудес» приводится любопытная «персидская» легенда о трех царях Волхвах, поклонившихся Младенцу Христу.
В западной традиции волхвов чаще именуют «маги» (лат. 3) и Государственных графических собраний Мюнхена (инв. // Художник. Мне остается лишь предложить несколько наиболее известных и правдоподобных версий. Известно более десяти названий этой картины, каждое из них предполагает свой сюжет. Пушка представлена здесь как ответный подарок Христа царям-Волхвам.
Ориген впервые предположил по числу принесённых даров, что их было трое. Принесенные волхвами дары наделялись символическим смыслом: золото – знак уважения к Царству Христову ладан – признание божественности Христа миро, употреблявшееся при бальзамировании, указывало на грядущую смерть Христа. Это был один из самых жестоких правителей. Вып. Интересно, что Веронезе, как это было ему свойственно, придал лицу Савла свои черты. Поддерживают его постоянно и как Богу молятся ему.
Антонием и Рохом» (Мадрид, Прадо), «Мужской портрет» (Сан-Диего, Калифорния, Музей искусств). Полны оптимизма сочные, живописные полотна Паоло Веронезе (Паоло Калиари, 1528-1588). Существуют легенды о четвёртом волхве, которого зовут Артабан (как брата или потомка брата персидского царя Дария I). Так возникают новые композиционные приемы и принципы, которым предстоит дальнейшее развитие в XVII столетии. Milano, 1978 Water A. Giorgione. Munchen, 1925 Marassi A. Giorgione. Ни один из них не прослеживается. Giorgione Maler als Dichter.
Св. В ранних рукописях Бальтазара зовут Вифисарей. Но данная гипотеза не дает ответов на все вопросы. magi)— это слово также исконно обозначало членов жреческой касты Персиды и Мидии. Царь Ирод пришёл на трон с помощью римлян.
В XVI в. картина находилась в собрании Иеронимо Марчелло в Венеции, где ее видел Микиель. Типичен для Веронезе и архитектурный фон в виде живописных античных руин. Андреа Мантенья, например, прибегал к этому сюжету, по крайней мере, пять раз. 22, 23).
Поклонились и поднесли ему злато, ливан и смирну. 2000. Mainz, 1971 Pignatti T. Giorgione: Lopera completa. Картина «Гроза» воистину революционна по своей жанровой структуре: главным героем властно становится здесь именно грозовой пейзаж с молнией на заднем плане, а фигуры (мужчины слева и полунагой женщины, кормящей ребенка справа) превращаются почти что в чистый стаффаж, хотя, несомненно и наделены своей, до сих пор неясной, сюжетной ролью (возможно, это Адам и Ева после Грехопадения). М., 1982 (2-е изд. : М., 1996) Санина Т. В. «Юдифь» Джорджоне. И, наконец, заслуживает внимания версия, что «Гроза» могла быть своего рода иллюстрацией к какому – либо литературному произведению – например к «Фьезоланским нимфам» Боккаччо, написанным в 1477 году. И пользовавшимся большой популярностью в начале 16 столетия.
Согласно преданию, Мария лично хотела принести дары волхвов в монастырь, но перед стенами её остановил небесный голос и напомнил о запрете женщинам находится на Святой Горе. Вып. 56 Hornig C. Giorgiones Drei Filosophen. Иосиф так и поступил.
Вокруг Савла стремительный поток движения. Композиция строится по диагонали – именно так располагается фигура Христа. Очевидно, «Мадонна» Джорджоне не была обычной алтарной картиной, а представляла собой своеобразный надгробный памятник: у подножия трона Марии изображен деревянный саркофаг с гербом заказчика на передней стенке. Судя по стилю, это дополнение было сделано не рукой Леонардо. Bergamo, 1948 Coletti L. Giorgione.
В собрании Габриэля Вендрамина Микиель видел самое загадочное произведение Джорджоне известное теперь под названием «Гроза» (Венеция, Академия). Заказы на работы монументального характера – свидетельство перемен в стиле Джорджоне. На нем представлены трофеи, музыкальные инструменты, астрономические приборы и овальные медальоны с профильными изображениями древних философов и римских императоров. Справа в профиль изображена Мария с Младенцем Христом на коленях. Во-первых, прежде рядом с Венерой присутствовал еще и купидон. Символизирует ли оно вытеснение язычества христианством.
Так-то здешние люди МОЛЯТСЯ ОГНЮ». В картине всего три действующих лица. Второе событие – изобретение пушек христианским святым Сергием Радонежским. Волхвы окружают их и преклоняют пред ними колена. Его волхвы в раннем «Поклонении волхвов» и философы в картине «Три философа» отличаются друг от друга не только по возрасту, но и по своему личному облику.
В Кастельфранко, на родине художника, сохранился дом (палаццо Пеллиццари), который считается прежней собственностью Барбарелли. Младенец взял все три приношения, а им дал закрытый ящичек. Данная картина относится к тем немногим картинам, которые искусствоведы с полной уверенностью приписывают Джорджоне (долгое время, впрочем, считалось, что она принадлежит кисти Рафаэля). Великолепное «Поклонение пастухов» (Вашингтон, Национальная галерея), которое относят к началу первого десятилетия XVI в., – свидетельство очень быстро растущего мастерства Джорджоне. 4 Дзери Ф. Джорджоне: «Гроза». Dresden, 1979 Cioci E La Tempesta interpretata dieci anni dopo.
21132 Barocchi 1965, р. 263, fig. 106е). Скорее всего они следовали с каким-нибудь торговым караваном, чтобы обезопасить себя от нападения разбойников.
Описанный в Евангелии от Матфея (Мф. 88). Milano, 1955 Pallucchini R. Giorgione. Например «три астролога», «три возраста», «Архимед, Птолимей и Пифагор» и т. д. Предполагается, что на картине такой сюжет. Сказочным блеском отмечены волхвы и их свита. Другие древние авторы, как, например, Евсевий Памфил (Церковная история, кн. 1, глава 8), полагают, что поклонение волхвов произошло примерно на втором году жизни Христа. Толкование на святого Матфея Евангелиста, 63).
Стоит отметить невероятное разнообразие животного мира на подобных картинах. Это архетипичное число пришельцев позволяло поиграть с воплощением различных идей. 1969. Размер работы мастера 124 x 145 см, дерево, масло. Деньги на создание образа были пожертвованы в 1479 году фабрикантом изготовителемседел. Темные деревья гнутся от порывов ветра и сквозь тучи пробивается яркий луч света. На картинах, которые обычно носят название «Путешествие волхвов» изображено трое мудрецов, держащих путь в Вифлеем с целым караваном даров.
1998. Milano, 1963 Lilli V., Zampetti P. Giorgione. М., 1962 Дьяков Л. Три шедевра Джорджоне.