Джакомо Бароцци да Виньола (Il Vignola наст. Джакомо Бароцци да Виньола, оказавший огромное влияние на последующие поколения архитекторов своим трактатом «О пяти ордерах архитектуры», на практике не слишком стеснял себя им же сформулированными канонами. Джакомо да Виньола (Giacomo da Vignola), настоящее имя Якопо Бароцци (Jacopo Barozzi, 1507-1573) итальянский архитектор и теоретик искусства эпохи Позднего Возрождения.
Дж. В Болонье, где он поселился (1543-47) им возведено несколько мелких сооружений, в том числе палаццо Бокки, Фрокки, Каза Массеи. Цельность пространственной организации отличает и построенную В. виллу Юлия III в Риме (1550-55) с её осевой композицией, эффектными полукружиями дворового фасада и лестниц углублённого в землю среднего двора, служащего центром ансамбля. Выстроенный на склоне высокого холма замок Капрарола как нельзя лучше связывается с ландшафтом и раскрывающимися чуть не до самого Рима широкими горизонтами.
Последняя крупная работа мастера — проект церкви для Эскориала (не сохранился). Дворы имеют полукруглую форму. Джакомо Бароцци да Виньола, учившийся у Перуцци, начал с ряда построек в. Замок Капрарола близ Витербо — одно из наиболее известных сооружений Виньолы в области дворцовой архитектуры.
Ее яркой отличительной чертой стала дугообразная форма основного объема. Он проектировал крепость в Норчии (1554 г. ), фонтаны в разных городах, в том числе и Витербо (1566 г. ), церкви Санта Анна деи Палафреньери и Санта Мария дель Орто в Риме. пер. Больсено, церковь Джезу в Перудже, замок в Каподимонте (начат Антонио да Сангалло Младшим), палаццо Комунале в Веллетри (совместно с делла Порта). Здесь он расширяет и перестраивает папский дворец Ватикан. Нижний этаж представляет собой арочный портик, обработанный ордером. Кроме того, склонность Виньолы к необычным элементам и криволинейным очертаниям (дугообразные и овальные планы), казалось бы, связывают архитектора с течением маньеризма, к которому, всё же его творчество (вопреки мнению некоторых исследователей) отнести нельзя4.
(настоящая фамилия Бароцци, Barozzi) Джакомо да (1. 10. 1507, Виньола, Эмилия-Романья, – 7. 7. 1573, Рим) итальянский архитектор. Джакомо Бароцци (1507—1573 гг. ) родился в местечке Виньола близ Модены. Это одно из лучших творений зодчего. Остальные участки стены оставлены практически гладкими. Виньола превратил замок Капрарола в великолепную загородную резиденцию (1559—1564 гг. ), построил виллу епископа Гамбара (позднее Ланте) в Витербо и виллу Фарнезе на Палатине, а также выполнил некоторые доделки в римском дворце Фарнезе. Собор выиграл в единстве впечатления, сделался еще более монументальным и величавым.
В своих произведениях Виньола тяготел к торжественной монументальности. Ярусы фасада композиционно связаны волютами и фронтонами. Вилла поражает богатством аспектов, в которых предстают ее элементы через сквозные портики или при переходе с одного уровня на другой и неожиданным центром композиции во втором, развитом «по вертикали» трехъярусном дворике с нимфеем в глубине.
Эти изменения проявились еще более определенно в культовой архитектуре. Представитель Позднего Возрождения. Виньола (Vignola) (настоящая фамилия Бароцци, Barozzi) Джакомо да (1. 10. 1507, Виньола, Эмилия-Романья, — 7. 7. 1573, Рим) итальянский архитектор. Вилла папы Юлия III в Риме (рис.
Пятигранная форма, подчеркивающая объемность, рассчитана на всестороннее обозрение дворца. Образцом для многих храмов барокко послужила главная церковь иезуитского ордена Иль Джезу в Риме (1568—84), где подчеркнуто значение главного нефа и ярко освещенного средокрестия, а ярусы фасада (осуществлён с изменениями в 1575 Дж. В сложном ансамбле, раскрывающемся зрителю в эффектной смене тонко рассчитанных, чисто сценических перспектив, получили дальнейшее развитие композиционные приемы Браманте (Бельведер).
Итальянский архитектор эпохи Позднего Возрождения. Эта церковь считается первым храмом Рима, построенном в стиле барокко.
В 1546 г. поступил на службу к папе Юлию III, где совместно с Бартоломео Амманнати и Джорджо Вазари занимался возведением виллы Джулия (1551-1555). В числе прочего занимал пост секретаря Витрувианской академии в Риме. Однако спустя некоторое время строительство было свернуто. Правильное чередование пилястр и арок оконных проемов создает впечатление римской ордерной аркады.
В 1540 г. Виньола стал секретарем римской Витрувианской академии. В. построил первую овальную в плане церковь Сант-Андреа на Виа Фламиниа в Риме (1555), окончил мощный пятигранный в плане дворец Фарнезе в Капрароле, близ Витербо (1558-73), создав посредине величественный круглый двор. В 1547 году переселился в Рим. В 1552—1554 гг. Мелкие объёмы и членения, обильные декоративные мотивы отпали. В это же время он работал над иллюстрациями к трактату Витрувия «Десять книг об архитектуре».
Браманте был создан проект грандиозного сооружения эпохи Возрождения – собора св. При проектировании интерьера виллы Фарнезе (Villa Farnese) Виньола использовал идеи Донато Браманте, одного из основоположников архитектуры Высокого Возрождения. К 1558 году Виньола получает от кардинала Александра Фарнезе заказ на строительство замка Капрарола близ Витербо. Развитие этой композиции церковного фасада можно проследить на маленькой церкви Виньолы в Непи и на фасадах церквей Санта Катерина деи Фунари (1564 г., Гвидетто Гвидетти) и Сан Спирито ин Сассиа в Риме (начата Антонио да Сангалло Младшим в 1538 г. ) В этой же связи следует упомянуть церковь Сан Бенедетто в Полироне близ Мантуи (начата в 1539 г., затем реконструирована Д. Романо), а также малоизвестные церкви в Кампанье арх.
Петра на месте обветшалой раннехристианской базилики. сhiesa del Sacro Nome di Ges). Кровли в южном солнечном климате Италии со сравнительно редкими дождями имели небольшой уклон, обычно в сторону двора, крылись они черепицей. Второй трактат Вигнолы, посмертно изданный Due regole della prospettiva pratica (Болонья 1583), одобряет перспективу с одной точкой схода, а не методы на два пункта, такие как бифокальное строительство. делла Порта) композиционно связаны волютами и фронтонами. В ее плане сочленены для принципа – базиликальный и центрально-купольный.
После смерти Виньолы строительство завершил Джакомо делла Порта в 1584 году. Виньола построил дворец Фарнезе в Пьяченце (начат в 1559 г. ), церкви в Сант Оресто, в Марцано, в Капранике, на оз. После смерти Виньолы строительство завершил Джакомо делла Порта в 1584 году. На плафоне церкви расположена уникальная фреска – изображенные особым образом фигуры создают парящую под потолком иллюзию, усиливающуюся впечатлением отбрасываемой ими тени (в действительности фигуры написаны в одной плоскости).
Наиболее известная работа Виньолы – римская церковь Иль Джезу (Chiesa del Sacro Nome di Ges), соборная церковь Общества Иисуса (ордена иезуитов), построенная в 1568-1584 годах в присущем мастеру духе маньеризма. К 1573 году, сохранив первоначальный пятиугольный план замка с круглым внутренним двором на фундаменте настоящей крепости, Виньола придал ему вид роскошного жилища дворцового типа.
В. учился в Риме с 1534 у Б. Перуцци и А. да Сангалло Младшего, работал в Римме, во Франции (1541—43) и в Болонье (1543—73). Её композиция на долгое время стала каноном для храмов иезуитского ордена, строившихся по всей Европе5 и в колониях. Огромный купол вознесся над единым массивом основной части сооружения. Эта новая идея позволяла достигнуть значительного архитектурного эффекта. По возвращении в Италию он приступил к архитектурной деятельности. Виньола по приглашению короля Франции Франциска I работал в Фонтенбло и Париже.
В работах этого периода ясно ощущается влияние Микеланджело. Для этого Виньола создал монументальную декорацию в виде двухэтажного сооружения. Первоначальный проект дворца был составлен в 1558 году зодчим Пачотти для герцога Оттавио, когда и состоялась закладка сооружения. Первая римская постройка Виньолы – вилла папы Юлия III (1550-55).
Крыша при этом со стороны улицы не была видна. сhiesa del Sacro Nome di Ges). Тристано из Феррары (1515-1574 гг. ), который, став членом иезуитского ордена, настойчиво пытался разрешить поставленные орденом архитектурные задачи.
Цельность пространственной организации отличает и построенную В. виллу Юлия III в Риме (1550—55) с её осевой композицией, эффектными полукружиями дворового фасада и лестниц углублённого в землю среднего двора, служащего центром ансамбля. Главная теоретическая работа — трактат «О пяти ордерах архитектуры» — впервые издана в Риме в 1562 г. Глубокий интерес к Витрувию и античной архитектуре и пиетет, с которым Виньола относился к произведениям Браманте и его школы, сочетались у него с острым чувством современности и новых требований, стоявших перед архитектурой.
Наиболее парадной, по предположению зодчего, должна была быть дугообразная часть здания. Элементы крепостной архитектуры еще ясно сказываются в нижних частях здания. Способности Джакомо подавали блестящие надежды на его будущее. пер. Ещё одна система широких лестниц соединяет замок с внешним парком, к изящному садовому павильону— «казино».
В окрестностях возвел несколько небольших церковных сооружений – церковь Св. Впечатление усиливает и территориальное положение замка на склоне высокого холма. Ярусы фасада связаны между собой волютами и фронтонами, создавая единую композицию.
Виньола исходил из композиции церкви.
Ею была завершена многолетняя реконструкция главной площади Болоньи. После чего вернулся в Болонью. Добиться органичности решения было нелегко, каждый из вариантов имел уязвимые стороны.
1939). Ясность и непринужденность использования трактата Вигнолы заставили его стать в последующих веках наиболее изданной книгой в архитектурной истории. Виньолу пригласили во Францию (1540-42). делла Порта) композиционно связаны волютами и фронтонами. В её композиции великолепно выражена барочная идея вечного движения.
В. построил первую овальную в плане церковь Сант-Андреа на Виа Фламиниа в Риме (1555), окончил мощный пятигранный в плане дворец Фарнезе в Капрароле, близ Витербо (1558—73), создав посредине величественный круглый двор. Мощный размах полукруглой части архитектор неоднократно применял в ряде произведений (например вилла папы Юлия II) — этим средством, полагал он, достигается большая выразительность.
Но обособление капелл (заменивших ниши в церкви Альберти) и укорочение ветвей трансепта придали интерьеру новую целостность, а динамизм вытянутого нефа получил исключительно сильное завершение в величественном средокрестии с громадным куполом. 28—32) расположена за стенами города на Фламиниевой дороге. Длительное время (с 1559 по 1573 гг. ) Виньола занимался достройкой одного из самых крупных строительных проектов Итальянского Возрождения – грандиозного пятиугольного укрепленного дворца (виллы) Фарнезе (Капрарола, Лацио, в 50 км от Рима).
В её композиции великолепно выражена барочная идея вечного движения. Кроме того, склонность Виньолы к необычным элементам и криволинейным очертаниям (дугообразные и овальные планы), казалось бы, связывают архитектора с течением маньеризма, к которому, всё же его творчество (вопреки мнению некоторых исследователей) отнести нельзя.
Рваный руст сменяется гладким рустом. Прежде стрельчатые надоконные перемычки становятся строго полуциркульными. С 1568 г. по его проекту строилась церковь Иль Джезу в Риме (закончена Джакомо делла Порта в 1584 г. ). Система широких лестниц, рамп, подпорных стенок с нишами и балюстрадами соединяет его с маленькой площадью перед замком и с парком, который поднимается позади замка с изящному садовому павильону (казино), откуда водяной каскад как бы возвращает зрителя к замку. Новые вкусы отразились у Виньолы и в стремлении связать развитие композиции в глубину с движением зрителя, в эффектной живописности сменяющихся перспектив (сближающих подчас его архитектуру со скенографией), в склонности к необычным элементам и криволинейным очертаниям (овальные планы) эти черты, казалось бы, связывают Виньолу с течением маньеризма, к которому, все же (вопреки мнению некоторых исследователей) его творчество отнести нельзя. Эта церковь считается первым храмом Рима, построенном в стиле барокко4.
Кроме того, склонность Виньолы к необычным элементам и криволинейным очертаниям (дугообразные и овальные планы), казалось бы, связывают архитектора с течением маньеризма, к которому, всё же его творчество (вопреки мнению некоторых исследователей) отнести нельзя2. Учился в Риме с 1534 у Б. Перуцци и А. да Сангалло Младшего работал в Риме, во Франции (1541–1543) и Болонье (1543–1546). Джакомо Бароцци да Виньола, учившийся у Перуцци, начал с ряда построек в (сначала изданный в 1562, вероятно в Риме), представил практическую систему Вигнолы для строительства колонок в пяти классических заказах (Тосканец, дорический ордер ионический диалект, Коринфянин и Соединение) использование пропорций, которые Vignola получил из его собственных измерений классических римских памятников. По проекту Пачотти, сооружение предполагалось грандиозным по размерам. Кристины, церковь Мадонна дель Пиано, церковь в Маццано. Альберти.
В период 1541-1543 гг. Впечатление усиливает и территориальное положение замка на склоне высокого холма. Так, в барочной архитектуре были подхвачены динамические качества и глубинное развитие композиций Виньолы, его умение работать с большими архитектурными массами (Капрарола, огромный недостроенный дворец Фарнезе в Пьяченце с открытым театром во дворе), а строгая логичность его ордерных композиций сыграла большую роль в архитектуре классицизма по всей Европе.
В. учился в Риме с 1534 у Б. Перуцци и А. да Сангалло Младшего, работал в Римме, во Франции (1541-43) и в Болонье (1543-73). 1939). После смерти Юлия III (1555) Виньола по большей части находился на службе семейства Фарнезе. Пространственный облик церкви развивает новый тип сооружений, начатый Микеланджело.
Собственно, настоящее имя мастера Бароцци (Barozzi). Обучался живописи и искусству перспективы в Болонье. По возвращении в Италию Виньола работал сначала в Болонье и ее окрестностях: был главным архитектором по достройке собора Сан Петронио, строил портик деи Банки, соорудил судоходный канал от реки По к Болонье (1547 г. ), мост через реку Самоджа между Болоньей и Моденой (по Фламиниевой дороге), а также построил, по-видимому, ряд дворцов. Архитектура обретает черты подчеркнутой монументальности.
Композицию фасадов замка, украшенных ордером, отличает присущая классике благородная сдержанность и величие. Церковь Иль Джезу в Риме (1568-84) была выстроена по заказу иезуитского ордена. Ещё одна система широких лестниц соединяет замок с внешним парком, к изящному садовому павильону — «казино». Виньола хотел использовать ее, как видно из рисунка, для устройства амфитеатра.
Представитель Позднего Возрождения. Виньола сотрудничал на строительстве собора св. Остальные участки стены оставлены практически гладкими. Петра с Микеланджело, после смерти которого стал фактически главным руководителем (официально лишь с 1571 г. ). Образцом для многих храмов барокко послужила главная церковь иезуитского ордена Иль Джезу в Риме (1568-84), где подчеркнуто значение главного нефа и ярко освещенного средокрестия, а ярусы фасада (осуществлён с изменениями в 1575 Дж.