Джакомо Бароцци да Виньола (Il Vignola наст. Джакомо Бароцци да Виньола, оказавший огромное влияние на последующие поколения архитекторов своим трактатом «О пяти ордерах архитектуры», на практике не слишком стеснял себя им же сформулированными канонами. Джакомо да Виньола (Giacomo da Vignola), настоящее имя Якопо Бароцци (Jacopo Barozzi, 1507-1573) итальянский архитектор и теоретик искусства эпохи Позднего Возрождения.
Построил первую овальную в плане церковь Сант-Андреа на Виа Фламиниа в Риме (1555), окончил мощный пятигранный в плане дворец Фарнезе в Капрароле, близ Витербо (155873), с величественным круглым двором посередине. Образцом для многих храмов барокко послужила главная церковь иезуитского ордена Иль Джезу в Риме (1568—84), где подчеркнуто значение главного нефа и ярко освещенного средокрестия, а ярусы фасада (осуществлён с изменениями в 1575 Дж. Виньола (Vignola) (настоящая фамилия Бароцци, Barozzi) Джакомо да (1. 10. 1507, Виньола, Эмилия-Романья, — 7. 7. 1573, Рим) итальянский архитектор. Способности Джакомо подавали блестящие надежды на его будущее.
После чего вернулся в Болонью. Итальянский архитектор эпохи Позднего Возрождения. Учился в Риме у Б. Перуцци и А. даСангалло Младшего. Крупный теоретик, автор классического трактата «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562, рус. Система широких лестниц, рамп, подпорных стенок с нишами и балюстрадами соединяет его с маленькой площадью перед замком и с парком, который поднимается позади замка с изящному садовому павильону (казино), откуда водяной каскад как бы возвращает зрителя к замку.
По решению городского Совета архитектор должен был объединить несколько старых зданий единым фасадом. 1939). 28—32) расположена за стенами города на Фламиниевой дороге. Мощный размах полукруглой части архитектор неоднократно применял в ряде произведений (например вилла папы Юлия II) — этим средством, полагал он, достигается большая выразительность. Образцом для многих храмов барокко послужила главная церковь иезуитского ордена Иль Джезу в Риме (1568—84), где подчеркнуто значение главного нефа и ярко освещенного средокрестия, а ярусы фасада (осуществлён с изменениями в 1575 Дж.
С 1568 г. по его проекту строилась церковь Иль Джезу в Риме (закончена Джакомо делла Порта в 1584 г. ). Виньола построил дворец Фарнезе в Пьяченце (начат в 1559 г. ), церкви в Сант Оресто, в Марцано, в Капранике, на оз. Дворы имеют полукруглую форму. Эта церковь считается первым храмом Рима, построенном в стиле барокко. Кристины, церковь Мадонна дель Пиано, церковь в Маццано.
В период 1541-1543 гг. Это небольшое сооружение, композиция которого развивается по продольной оси, состоит из немногих закрытых помещений и анфилады замкнутых дворов с портиками, укромным нимфеем с водоемами и садом, связанных разнообразными переходами и лестницами, остроумно расположенными на уклоне участка. Дж. Ярусы фасада связаны между собой волютами и фронтонами, создавая единую композицию. Так, в барочной архитектуре были подхвачены динамические качества и глубинное развитие композиций Виньолы, его умение работать с большими архитектурными массами (Капрарола, огромный недостроенный дворец Фарнезе в Пьяченце с открытым театром во дворе), а строгая логичность его ордерных композиций сыграла большую роль в архитектуре классицизма по всей Европе. Виньолу пригласили во Францию (1540-42).
В 1540 г. Виньола стал секретарем римской Витрувианской академии. Ярусы фасада композиционно связаны волютами и фронтонами. Пятигранная форма, подчеркивающая объемность, рассчитана на всестороннее обозрение дворца. 1939). Петра с Микеланджело, после смерти которого стал фактически главным руководителем (официально лишь с 1571 г. ). В ее плане сочленены для принципа – базиликальный и центрально-купольный.
В её композиции великолепно выражена барочная идея вечного движения. Но обособление капелл (заменивших ниши в церкви Альберти) и укорочение ветвей трансепта придали интерьеру новую целостность, а динамизм вытянутого нефа получил исключительно сильное завершение в величественном средокрестии с громадным куполом. Вилла папы Юлия III в Риме (рис.
Грузность основного объема умеряется ярким сочетанием серого камня и красного кирпича и тонкой ордерной обработкой верхних этажей. Элементы крепостной архитектуры еще ясно сказываются в нижних частях здания. С 1550 года работал в Риме, где возвел сооружения, принесшие ему славу и повлиявшие на дальнейшее развитие европейской архитектуры. Виньола хотел использовать ее, как видно из рисунка, для устройства амфитеатра. Главная теоретическая работа — трактат «О пяти ордерах архитектуры» — впервые издана в Риме в 1562 г. Глубокий интерес к Витрувию и античной архитектуре и пиетет, с которым Виньола относился к произведениям Браманте и его школы, сочетались у него с острым чувством современности и новых требований, стоявших перед архитектурой.
Образцом для многих храмов барокко послужила главная церковь иезуитского ордена ИльДжезу в Риме (однонефная постройка с боковыми капеллами, с залитым светом величественным подкупольным пространством и пластически выразительным фасадом, 156884). Цельность пространственной организации отличает и построенную В. виллу Юлия III в Риме (1550—55) с её осевой композицией, эффектными полукружиями дворового фасада и лестниц углублённого в землю среднего двора, служащего центром ансамбля. На плафоне церкви расположена уникальная фреска – изображенные особым образом фигуры создают парящую под потолком иллюзию, усиливающуюся впечатлением отбрасываемой ими тени (в действительности фигуры написаны в одной плоскости). пер. Представитель Позднего Возрождения.
После смерти Юлия III (1555) Виньола по большей части находился на службе семейства Фарнезе. Виньола (Vignola) (настоящая фамилия Бароцци, Barozzi) Джакомо да (1. 10. 1507, Виньола, Эмилия-Романья, — 7. 7. 1573, Рим) итальянский архитектор. В окрестностях возвел несколько небольших церковных сооружений – церковь Св. Виньола превратил замок Капрарола в великолепную загородную резиденцию (1559—1564 гг. ), построил виллу епископа Гамбара (позднее Ланте) в Витербо и виллу Фарнезе на Палатине, а также выполнил некоторые доделки в римском дворце Фарнезе. В. построил первую овальную в плане церковь Сант-Андреа на Виа Фламиниа в Риме (1555), окончил мощный пятигранный в плане дворец Фарнезе в Капрароле, близ Витербо (1558—73), создав посредине величественный круглый двор. пер.
В числе прочего занимал пост секретаря Витрувианской академии в Риме. Остальные участки стены оставлены практически гладкими. Тристано из Феррары (1515-1574 гг. ), который, став членом иезуитского ордена, настойчиво пытался разрешить поставленные орденом архитектурные задачи. Нижний этаж виллы, обработанный рустом, стилистически весьма строг и напоминает крепостной бастион.
Обучался живописи и искусству перспективы в Болонье. Первая римская постройка Виньолы – вилла папы Юлия III (1550-55). Цельность пространственной организации отличает и построенную В. виллу Юлия III в Риме (1550—55) с её осевой композицией, эффектными полукружиями дворового фасада и лестниц углублённого в землю среднего двора, служащего центром ансамбля.
Ещё одна система широких лестниц соединяет замок с внешним парком, к изящному садовому павильону— «казино». При проектировании интерьера виллы Фарнезе (Villa Farnese) Виньола использовал идеи Донато Браманте, одного из основоположников архитектуры Высокого Возрождения. делла Порта) композиционно связаны волютами и фронтонами.
По проекту Пачотти, сооружение предполагалось грандиозным по размерам. Виньола по приглашению короля Франции Франциска I работал в Фонтенбло и Париже. Виньола исходил из композиции церкви.
В Болонье, где он поселился (1543-47) им возведено несколько мелких сооружений, в том числе палаццо Бокки, Фрокки, Каза Массеи. Представитель Позднего Возрождения. Новые вкусы отразились у Виньолы и в стремлении связать развитие композиции в глубину с движением зрителя, в эффектной живописности сменяющихся перспектив (сближающих подчас его архитектуру со скенографией), в склонности к необычным элементам и криволинейным очертаниям (овальные планы) эти черты, казалось бы, связывают Виньолу с течением маньеризма, к которому, все же (вопреки мнению некоторых исследователей) его творчество отнести нельзя.
Он проектировал крепость в Норчии (1554 г. ), фонтаны в разных городах, в том числе и Витербо (1566 г. ), церкви Санта Анна деи Палафреньери и Санта Мария дель Орто в Риме. После смерти Виньолы строительство завершил Джакомо делла Порта в 1584 году. В 1552—1554 гг.
Пространственный облик церкви развивает новый тип сооружений, начатый Микеланджело. Второй трактат Вигнолы, посмертно изданный Due regole della prospettiva pratica (Болонья 1583), одобряет перспективу с одной точкой схода, а не методы на два пункта, такие как бифокальное строительство. В своих произведениях Виньола тяготел к торжественной монументальности.
Ею была завершена многолетняя реконструкция главной площади Болоньи. В. учился в Риме с 1534 у Б. Перуцци и А. да Сангалло Младшего, работал в Римме, во Франции (1541—43) и в Болонье (1543—73). Крупный теоретик, автор классического трактата "Правило пяти ордеров архитектуры" (1562, рус.
Нижний этаж представляет собой арочный портик, обработанный ордером. Длительное время (с 1559 по 1573 гг. ) Виньола занимался достройкой одного из самых крупных строительных проектов Итальянского Возрождения – грандиозного пятиугольного укрепленного дворца (виллы) Фарнезе (Капрарола, Лацио, в 50 км от Рима). В это же время он работал над иллюстрациями к трактату Витрувия «Десять книг об архитектуре». Наиболее известная работа Виньолы – римская церковь Иль Джезу (Chiesa del Sacro Nome di Ges), соборная церковь Общества Иисуса (ордена иезуитов), построенная в 1568-1584 годах в присущем мастеру духе маньеризма.
В. учился в Риме с 1534 у Б. Перуцци и А. да Сангалло Младшего, работал в Римме, во Франции (1541—43) и в Болонье (1543—73). Кроме того, склонность Виньолы к необычным элементам и криволинейным очертаниям (дугообразные и овальные планы), казалось бы, связывают архитектора с течением маньеризма, к которому, всё же его творчество (вопреки мнению некоторых исследователей) отнести нельзя4. Виньола же решил его еще более увеличить — палаццо Фарнезе в Пьяченце должен был доминировать над всеми городскими постройками, над всей местностью, подобно Капрароле. Церковь Иль Джезу в Риме (1568-84) была выстроена по заказу иезуитского ордена. Однако спустя некоторое время строительство было свернуто. По возвращении в Италию он приступил к архитектурной деятельности.
Художественная энциклопедия" « А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я ВИНЬОЛА ДЖАКОМОДАВиньола Джакомода (Vignola) (настоящая фамилия Бароцци, Barozzi) (15071573) итальянский архитектор эпохи Позднего Возрождения. Больсено, церковь Джезу в Перудже, замок в Каподимонте (начат Антонио да Сангалло Младшим), палаццо Комунале в Веллетри (совместно с делла Порта). Гибкость и цельность пространственной организации отличает и виллу ЮлияIII в Риме (155055). Лит. : WalcherCasottiM., IlVignola, v. 12, (Trieste), 1960.
Наиболее парадной, по предположению зодчего, должна была быть дугообразная часть здания. В. построил первую овальную в плане церковь Сант-Андреа на Виа Фламиниа в Риме (1555), окончил мощный пятигранный в плане дворец Фарнезе в Капрароле, близ Витербо (1558—73), создав посредине величественный круглый двор. Теоретик, автор трактата «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562, русский перевод 1939). В 1546 г. поступил на службу к папе Юлию III, где совместно с Бартоломео Амманнати и Джорджо Вазари занимался возведением виллы Джулия (1551-1555). Джакомо Бароцци (1507—1573 гг. ) родился в местечке Виньола близ Модены. сhiesa del Sacro Nome di Ges).
Впечатление усиливает и территориальное положение замка на склоне высокого холма. Собственно, настоящее имя мастера Бароцци (Barozzi). Эта новая идея позволяла достигнуть значительного архитектурного эффекта. Кроме того, склонность Виньолы к необычным элементам и криволинейным очертаниям (дугообразные и овальные планы), казалось бы, связывают архитектора с течением маньеризма, к которому, всё же его творчество (вопреки мнению некоторых исследователей) отнести нельзя. Для этого Виньола создал монументальную декорацию в виде двухэтажного сооружения.
делла Порта) композиционно связаны волютами и фронтонами. Учился в Риме с 1534 у Б. Перуцци и А. да Сангалло Младшего работал в Риме, во Франции (1541–1543) и Болонье (1543–1546). В сложном ансамбле, раскрывающемся зрителю в эффектной смене тонко рассчитанных, чисто сценических перспектив, получили дальнейшее развитие композиционные приемы Браманте (Бельведер). Виньола сотрудничал на строительстве собора св. Ее яркой отличительной чертой стала дугообразная форма основного объема.
По возвращении в Италию Виньола работал сначала в Болонье и ее окрестностях: был главным архитектором по достройке собора Сан Петронио, строил портик деи Банки, соорудил судоходный канал от реки По к Болонье (1547 г. ), мост через реку Самоджа между Болоньей и Моденой (по Фламиниевой дороге), а также построил, по-видимому, ряд дворцов. В работах этого периода ясно ощущается влияние Микеланджело. Джакомо Бароцци да Виньола, учившийся у Перуцци, начал с ряда построек в (сначала изданный в 1562, вероятно в Риме), представил практическую систему Вигнолы для строительства колонок в пяти классических заказах (Тосканец, дорический ордер ионический диалект, Коринфянин и Соединение) использование пропорций, которые Vignola получил из его собственных измерений классических римских памятников. Развитие этой композиции церковного фасада можно проследить на маленькой церкви Виньолы в Непи и на фасадах церквей Санта Катерина деи Фунари (1564 г., Гвидетто Гвидетти) и Сан Спирито ин Сассиа в Риме (начата Антонио да Сангалло Младшим в 1538 г. ) В этой же связи следует упомянуть церковь Сан Бенедетто в Полироне близ Мантуи (начата в 1539 г., затем реконструирована Д. Романо), а также малоизвестные церкви в Кампанье арх.
Вилла поражает богатством аспектов, в которых предстают ее элементы через сквозные портики или при переходе с одного уровня на другой и неожиданным центром композиции во втором, развитом «по вертикали» трехъярусном дворике с нимфеем в глубине. В 1547 году переселился в Рим. Это одно из лучших творений зодчего. Последняя крупная работа мастера — проект церкви для Эскориала (не сохранился).