Выписанное светлыми и теплыми тонами нежное тело Венеры словно светится, контрастируя со смуглостью Вулкана, «опаленного» огнем кузнечного горна. Величие Ее фигуры сочетается с простотой и нежностью, которыми полон образ.
Реставрация и открытие первоначального вида были произведены лишь в 1903г. Троице» сонм святых, отцов Церкви, ангелов, парящих в небесах, объединяют, как в «Диспуте» Рафаэля, ритмические полукружия, перекликающиеся с арочным завершением алтаря.
Нежна и трепетна Богоматерь, трогателен и серьезен Младенец, а волхвы исполнены благоговейного восторга, озаряющего их лица и заставляющего двигаться медленно, торжественно и невесомо. 1498, Старая пинакотека, Мюнхен), «Поклонение волхвов» (ок. В картине явственно виден типичный для кватроченто декоративно-повествовательный план: Дева Мария наряжена в одежды модной флорентийской дамы, современницы Леонардо, Ее голубой плащ с желтой подкладкой завязан внизу так, что образует подобие водоворота на реке, а Младенец наделен живостью и непосредственностью, присущими всем детям. Ренессанс, в противовес Средневековью, был отмечен повышенным интересом к человеку. В полутемном помещении, освещенном тревожным пламенем светильника, римские воины надевают на отданного на распятие Иисуса терновый венец. Встань, подними отрока и возьми его за руку ибо Я произведу от него великий народ» (Бытие, 21:17 – 18).
Эльсхаймер расширил до невиданных пределов границы изображенного им мира, в то же время наделив его удивительным единством: здесь «и звезда с звездою говорит» и костер с луной и земля с небом и человек с Богом. Готические балдахины и уходящий вдаль выложенный плитками пол передают глубину помещений. К годам творческой зрелости Дюрера относятся его самые сложные, гармонически упорядоченные многофигурные живописные композиции — выполненный для одной из венецианских церквей «Праздник четок» (1506, Национальная галерея, Прага) и «Поклонение св. На его основе была написана сказка, опубликованная в Антверпене в 1546.
Покоем и счастьем веет от портрета Елены с их вторым ребенком – старшим сыном Францем. Дева Мария с нежностью и затаенным восторгом, прижимая руку к груди, смотрит на Сына и осторожно пододвигает Его к одному из волхвов. К тому же фигуры расположены в своих компартиментах так, что выглядят выходящими их них. Колористически утонченная живопись Стена смягчает анекдотичность сюжета.
Альбрехт Дюрер одинаково успешно работал и в области ксилографии (гравюра на дереве) и в области резцовой гравюры на меди.
Художник долгие годы провел в Италии, рисуя виды прекрасной страны классического искусства, вот таким образом на полотне «Агарь и Измаил в пустыне» запечатлен вид римской Кампаньи, то есть окрестностей Вечного города с их голубеющими вдали горами, тонущими в солнечном мареве античными руинами, пышной растительностью, хотя по сюжету действие происходит на Востоке, в пустыне Вирсавии. Он много общался с художниками, прислушивался к их советам и помогал Академии художеств.
В 1505-07 вновь был в Венеции. Это положенные один на другой густые слои краски, эффект которых проявляется изнутри. Сюжет своей картины венецианский художник Тинторетто почерпнул из «Одиссеи» Гомера, где рассказывается о чувстве, вспыхнувшем между Венерой, покровительницей любви и Марсом, богом войны.
Обязательные для получения звания мастера «годы странствий» (1490-94) провел в городах Верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников. Она «повествует» об издавна устраивавшемся 6 января, в день Богоявления или Трех волхвов, старинном нидерландском развлечении – празднике «бобового короля». Женщина держит в руке гаснущую свечу. Характер немецкой жизни тех времен превосходно передается его произведениями. Во взгляде Младенца присутствует серьезность, придающая недетскую глубину Его образу.
Но часы, рядом с которыми «сидит» нахмуривший брови Амур, намекают на то, что время уходит и уносит с собой хрупкую красоту, отчего она выглядит более притягательной. Художественная культура Возрождения представляет для человечества неповторимую и непреходящую ценность. Картина «Мадонна с гвоздикой», написанная молодым Леонардо, представляет раннеренессансный период его творчества.
На замечание о том, что сие занятие тщетно, христианский философ услышал, что, мол, не более тщетно, чем стараться постичь тайну Святой Троицы, которая как раз его занимала. Святой (в православии – блаженный) Августин, одетый в епископскую митру и черную рясу августинцев, беседует с ребенком.
В марте 1988 года освободившийся маньяк каким-то образом раздобыл два литра кислоты (ее продажу ему запретили), а в апреле посетил Старую пинакотеку в Мюнхене. Следуя за Шонгауэром, он превратил гравюру в один из ведущих видов искусства.
Рыжеволосой пышнотелой красавице отведено больше места, ее фигуру заливает свет. Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 года, в Нюрнберге. Над головой Марии помещён богато украшенный венец, который держат два ангела. В ее изображении художники опирались на апокрифическое Протоевангелие Иакова и «Золотую легенду» Якова Ворагинского, в которых рассказаны истории из детства и отрочества Богоматери, не присутствующие в канонических Евангелиях. Познакомившись в 1512 году с императором Максимилианом I, видимо, тогда же начал на него работать (вплоть до его смерти в 1519 году).
В июне 2008 года Больман вышел из голландской тюрьмы, а в январе 2009-го умер от рака. Обычно художники изображали Данаю лежащей на постели в своих покоях, но Госсарт поместил ее в интерьер круглого здания идеальная форма которого навеяна античной храмовой архитектурой, а в просветах между колоннами виден город с ренессансными сооружениями. Простая обстановка комнаты, где есть только грубо сколоченные стол, стул и ящик, позволяет сконцентрировать внимание на происходящем, точнее, на сосредоточенном лице мальчика (в главном герое узнается младший брат художника Мозес, неоднократно позировавший ему), его гладко расчесанных на прямой пробор льняных волосах, худых руках с ловкими пальцами.
Более светлым и смиренным женским образом для Дюрера была только Дева Мария. Скромная, непривлекательной наружности Марфа «входит» в картину вкрадчиво, ее жесты не столь широки, а поведение сдержаннее. Учился сначала у отца, затем у нюрнбергского живописца и гравера Михаэля Вольгемута (1486-90).
Пуссен положил во Франции начало такому стилю живописи, как классицизм. В произведении Дюрера выразилось мировоззрение северного европейца с его индивидуализмом, приверженностью к неповторимым особенностям каждого человека, являющегося неисчерпаемым кладезем знаний о мире и людях. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание.
В проеме двери видна служанка, беседующая с неким господином, вероятно, возлюбленным главной героини. Два портрета Карла, созданных в 1548 в Аугсбурге, по-разному представляют императора. Вошед в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки» (Лука, 5:2 – 3). В его гравюрах получил выражение беспокойный, мятущийся дух его творческой натуры, волновавшие его драматические нравственные коллизии. Молодость оттенена здесь старостью, грациозность – суетливостью, жажда любви – подозрительностью.
Важнейшее место в творческом наследии Дюрера занимали гравюры «Рыцарь, Смерть и Дьявол» (1513), «Св. Молодым он покинул родину, чтобы поступить на службу к богатым бернским купцам.
Св. Но, несмотря на динамичность и живость изображенного, это полотно – декоративное, оно производит впечатление гобелена, чему способствуют изысканные фантазийные цвета, уплощенный фон с условным пейзажем, виноградная лоза, вьющаяся слева и вторящая ей растительность напротив, прихотливо ложащиеся складки одеяний.
Картина «Снятие с креста» входит в серию работ на евангельские сюжеты исполненную Рембрандтом по заказу принца Фредерика Хендрика Оранского. Все в ней дышит чувственностью, которую венецианцы любили передавать как никто другой. Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. Она одета в пышное, богато украшенное и напоминающее цветущий весенний сад платье, отчего создается впечатление, что именно с него упали лежащие на полу розы.
Здание было заложено 7 апреля 1826. В том месте, по преданию, находились ветхозаветные праведники. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр. 346).
н. мастерские гравюры, 1513-14). В небольшой комнате собралась за столом семья. Художник увидел, прежде всего, человека, немолодого (император выглядел старше своего возраста – ему не было и пятидесяти лет), усталого, но еще полного внутренней силы. Небольшое тело Mладенца окружено ангелами. Впоследствии, после начала Реформации, алтарную композицию высотой 1, 8 метра разделили.
Чернокожий святой, согласно иконографии, облачен в рыцарские доспехи и держит в руке меч. В руке у «недужной» – листок бумаги, на котором написано: «Там лекарство не поможет, где замешана любовь».
Призывая не следовать безоглядно традициям классиков, художник воплощал истории из «детства человечества» так же непосредственно и полнокровно, как писал современных ему людей. Придворным архитектором Людвига I был Лео фон Кленце, обожавший классическое зодчество и мечтавший превратить Мюнхен во «вторые Афины». Для того чтобы в недрах позднего феодального общества впервые возникла и победила последовательно антифеодальная, реалистическая и гуманистическая художественная культура ренессансного типа, сложилось передовое светское мировоззрение, возникло представление о свободе и достоинстве человеческой личности, необходимо было сочетание определенных исторических условий, которые оказались возможными в определенной части земного шара, а именно в Западной и отчасти Центральной Европе. Габриел Метсю, голландский жанрист из Лейдена, был великолепным рассказчиком, что видно на примере данной картины.
Нидерландский художник Ян Госсарт начинал как типичный североевропейский мастер своего времени, но после его поездки в Италию в созданных им картинах стало явственно проступать классическое итальянизирующее влияние, недаром направление в живописи Нидерландов, начало которому положил художник, назвали «романизм» – от итальянского «Roma» («Рим»), Особенности этого течения можно видеть на примере данной работы мастера. Теперь же он стал покупать серную кислоту и обливать ею картины на выставках. Солдаты то ли совершают эту пытку при помощи палок, то ли собираются бить страждущего.
Св. Король назвал коллекцию греческим словом «пинакотека», то есть «хранилище картин», поскольку никаких других произведений искусства, декоративно-прикладного или скульптуры, там выставлять не предполагалось. Лежащий справа, вероятно, в предсмертном состоянии, человек еще не опустил руки с оружием, над поверженным участником битвы изогнул шею закусивший удила конь. На горизонте теряется холм, на котором изображены пастухи, получившие известие о рождении Иисуса.
Святой Григорий Великий, папа римский, держит за руку императора Траяна, душу которого, как повествует «Золотая легенда» Якова Ворагинского, он вызволил из чистилища. Отсюда название работы, звучащее по-испански как «эсполио» или «снятие одежд». Художник запечатлел богатого торговца зерном из Харлема. Иосиф, уронив свой посох, с удивлением и восхищением смотрит на Марию.
Лохнер выписывает каждую деталь, будь то обветшавшая крыша, деревянные ясли, овечки на далеком лугу, крылья ангелов или разбросанные по земле соломинки. Но суть его высказывания находится вне времени. В этой картине, представляющей морскую гавань в час восхода (итальянский вид изображенный живописцем не раз), он передал ощущение влажного соленого воздуха, теплого от южных ночей и того легчайшего молочного пара, который висит над морем ранним утром. Ровное, ясное настроение, стремление к гармоническому равновесию форм и ритмов определяют характер живописных работ Дюрера конца 15 века — начала 2-го десятилетия 16 в. таковы небольшой алтарь «Рождество» («Алтарь Паумгартнеров», ок. На счастливчика надевают бумажную корону, он выбирает себе свиту, а когда поднимает бокал с вином, все кричат: «Король пьет. » Отсюда идет второе название полотен на описываемый сюжет, к которому часто обращался, например, фламандец Якоб Йордане.
«Искусство Тициана настолько пришлось по душе этому непобедимейшему императору, – отмечал Джорджо Вазари, – что он после первого же портрета не пожелал больше быть изображенным кем-либо другим и каждый раз, как Тициан его писал, то получал в подарок тысячу золотых». В этой картине Пуссен обратился к изложенной в «Метаморфозах» Овидия истории фригийского царя Мидаса: когда к властителю привели связанного Силена, он вернул его богу виноделия Дионису (Вакху), получив в награду способность превращать в золото все, к чему прикоснется.
Его умные, живые глаза смотрят в сторону зрителя и в то же время «не видят» его: взгляд рассеян, поскольку человек, скорее всего, погружен в тревожные раздумья, отражающиеся в его облике. Мемлинг наделил персонажей разнообразными эмоциями. Далее в Лион, где со временем стал одним из богатейших купцов и банкиров города. (Не правда ли, возникает впечатление, что тыква у Шардена вот-вот станет каретой Золушки. ) Одухотворенное пространство обычного жилья рождается также благодаря живописной манере художника, о которой его современник, философ и писатель Дени Дидро, сказал: «В этом колдовстве ничего не понятно.
Все здесь – выдумка и все сочинено увлекательно, как хорошая пьеска.
Ван Остаде писал крестьян, подавая простонародные сценки с добрым юмором. В религиозных картинах у Дюрера, как и у нидерландцев, обыкновенно владычествует реализм.
Другой композицией из предполагаемого живописного цикла Джотто является «Сошествие Христа во ад». Недаром водруженный на дерево «стол» вызывает в памяти колесо Фортуны, а персонажи вокруг – кружащихся на этой «карусели». Чудесный младенец оказался Спасителем, Он крестил Оффера и нарек его Христофором – «несущим Христа».
Девушка лежит вроде бы в непринужденной, но, тем не менее, нарочито соблазнительной позе, в одной из тех, что любили придавать женским персонажам художники рококо. Слева мужчина собирается всадить в пасть львицы кинжал. Величественная, погруженная в мрачное размышление крылатая Меланхолия, окруженная хаотическим нагромождением орудий ремесла, символов наук и быстротекущего времени, трактуется обычно как олицетворение мятущегося творческого духа человека (гуманисты эпохи Возрождения видели в людях меланхолического темперамента воплощение творческого начала, «божественной одержимости» гения). Поощрений он не получал источником его усердия к работе было только душевное влечение. Георгий Победоносец изображён, как и положено, с поверженным Драконом у ног.
Согласно легенде, Августин однажды встретил мальчика, вычерпывавшего ложкой воду из реки. Центральная часть полиптиха «Мать Скорбящая», безусловно принадлежащая руке Дюрера по мнению современных исследователей, полностью посвящена изображению св. Полуразрушенное «античное», точнее, романское, по стилю сооружение символизирует конец старого, ветхозаветного, мира и начало нового, христианского. В его живописи сложился определенный тип персонажей – обобщенно-комический, с лицами, напоминающими маски, подобные показанным на картинах Питера Брейгеля Старшего, с той лишь разницей, что у Ван Остаде «маски» веселые. Смысл народной забавы состоит в том, что в приготовленный к столу пирог положен боб и тот, кому он достанется и становится «королем» или главой застолья. В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах воплотил ожидание всемирно-исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис», 1498), выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства (т.
Рисование было, видимо, частью каждодневной жизни мастера. Троице» (1511, Музей истории искусств, Вена). Художник изобразил эпизод из библейской истории Авраама. У креста стоят и коленопреклоненные донаторы.
Грозный характер носит образ Фортуны на одной из лучших его резцовых гравюр, вошедшей в историю искусств под названием «Немезида» (начало 1500-х гг. ). Первая значительная работа Альбрехта Дюрера — серия пейзажей (акварель с гуашью, 1494-1495), выполненных во время путешествия в Италию. Позы героев, несмотря на сдержанность в выражении чувств (в жизни Рубенса семья играла большую роль, он относился к браку как к святыне), естественны. Художник, условно названный по наиболее известному из созданных им произведений Мастером «Жизни Марии», принадлежал к кельнской школе, но учился, скорее всего, в Нидерландах, поскольку его работы отмечены влиянием Рогира ван дер Вейдена и Дирка Боутса.
Такого количества автопортретов, как у Рембрандта, нет больше ни у одного художника. Великан, спросив у мальчика, не несет ли на себе весь мир, услышал в ответ, что не только мир, но и создавшего его.
На одной из картин представлено Распятие. В центре триптиха изображено «Поклонение волхвов». Рубенс уловил момент наивысшего напряжения схватки, остановив его и растянув. Ее сюжет основывается на эпизоде из Страстей Христа, последовавшем за осуждением Его на распятие: «Тогда воины правителя, взявши Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздевши Его, надели на Него багряницу» (Матфей, 27:27 – 28).
Художник наслаждается им, обогащает его и доводит до совершенства. Художник пристально вглядывается в старую, крытую соломой сельскую постройку, в которой видны занятые своими делами крестьяне, стоящий слева сарай и полуразрушенное здание вдали с растущими на руинах деревьями. Композиции выглядят наполненными жизнью и солнцем.
Он ищет его в обоих своих браках и не перестает повторять во всех произведениях. На святых одеты рыцарские доспехи того времени. «Праздник четок» (точнее — «Праздник венков из роз») — одна из самых больших (161, 5х192 см) и наиболее мажорная по интонации живописная работа Дюрера она наиболее близка итальянскому искусству не только мотивами, но и жизненной силой, полнокровием образов (большей частью портретных), полнозвучием красок, широтой письма, равновесием композиции. Вытянутая по горизонтали многофигурная композиция носит название «Семь радостей Девы Марии», хотя в ней представлены не только счастливые события из Ее жизни, но два с лишним десятка евангельских сцен.
О ликвидации уменьшенных фигур донаторов с центральной панели уже говорилось выше. Вскоре отправился в новое путешествие, на этот раз в Северную Италию (1494-95 Венеция и Падуя). С небес в золотом сиянии спускается ангел. В ее основе лежит древнегреческий миф о том, как к Данае, запертой во дворце ее отцом, царем Акрисием, которому предсказали, что родившийся у него внук убьет его, явился в виде золотого дождя Зевс.
Недаром Джорджо Вазари заметил по поводу леонардовского творения: « он нарисовал полный воды графин с цветами и кроме того, что они сами по себе кажутся живыми, он еще сбрызнул их росой, которая смотрится естественнее, чем в натуре». Полотно вызывает в памяти сказки Шарля Перро, где предметы и вся обстановка повседневного человеческого существования ведут тайную жизнь, вовлекая в свой «заговор» людей.
Люди у художника существуют в ладу с окружающей природой, с их будничными занятиями гармонируют ее, по выражению А. С. Пушкина, «бледные красы». Георгий похож на Стефана, Св. На одной из своих картин Франсуа Буше, «летописец» французского двора, запечатлел это юное прелестное существо с пышными формами и курносым, наивным личиком отроковицы. Мастер удивительно соединил в картине рвущиеся наружу чувства и тихую молитву, звучность красок и высокое молчание.
Чувствуется, что все присутствующие затаили дыхание, глядя на явившегося в мир Спасителя. К числу лучших между ними принадлежат «Праздник четок», «Поклонение волхвов», «Мученичество 10, 000 христиан» (при персидском царе Шапуре), «Троица».
Евстахию фигуру живого оленя и превратил шапку в шлем. 900 рисунков). Приобретя триптих в 1614г., баварский курфюрст Максимилиан I передал его на реставрацию и подновление художнику Иоганну Георгу Фишеру. Полотно на сюжет поклонения пастухов Рембрандт вместе с другой работой, «Обрезание Христа», написал для принца Оранского.
В 1520 году он ездил также в Нидерланды там он научился многому. Ущерб был оценен примерно в 35 миллионов евро. В те же годы к ним присоединили собрание картин из Дюссельдорфа, в котором были, например, «Святое семейство» Рафаэля и цикл картин Рембрандта Харменса ван Рейна на сюжеты Страстей Христовых.
Есть только шпага, символ страданий, орудия, пройдущего сквозь душу. Резким контрастом ранним, спокойным и ясным живописным работам стала уже его первая большая графическая серия — 15 гравюр на дереве на темы апокалипсиса (1498). Впрочем, ни парадная поза, ни самоуверенный взгляд не снижают звучания в портрете юмористической ноты: неестественно развернуты локти изображенного и выставлена вперед нога, занавес наброшен небрежно, а благоуханные розы не слишком идут зрелому мужчине с холодным оружием. Море мягкой, пушистой зелени «плывет» к скалистым горам, дымно голубеющим вдали. В картине господствуют светлые тона, темные же служат им обрамлением, но везде красочный слой прозрачен, цвета напоены солнцем и все изображенное словно овевает теплый ветер. Незамысловатость сюжета служит тому, чтобы не отвлекать от его воплощения.
Фишер превратил его в пейзажный задник, добавил св. Но и Марс, сидящий под столом, не выглядит достойной парой уверенной в себе красавице. Голландский художник-жанрист Герард Терборх обращался к немудреным иногда нарочито сниженным историям, как в данной картине с изображением мальчика, который, отложив тетрадку и перо ищет у своего пса блох.
Уезжающая кавалькада связывает ближний и дальний планы.
Живописная поверхность картины богата оттенками, рефлексами, полутонами. За исключением этих поездок, Альбрехт Дюрер провел всю жизнь в родном городе. Краски его картин, часто напоминающие леденцы или крем на торте, не совсем естественны, недаром во времена рококо они носили причудливые названия вроде «цвета бедра испуганной нимфы», его тон также присутствует среди тех, которыми выписано тело девушки. После этого Больмана поймали и в 1979 году приговорили к пятилетнему заключению. В бедро охотника вцепился вставший на задние лапы и выгнувший тугой хвост огромный лев.
В тихом облике Богоматери видно стремление Леонардо к идеальному, недосягаемому. Оттого так красива брейгелевская живопись, все эти оттенки желтого, оливкового, коричневого, яркое цветовое пятно в виде красного плаща воина, пейзаж вдали со светлой рекой («молочные реки, кисельные берега») и плывущей лодкой. Мучители работают с каким-то отчаянным воодушевлением их лица искажены злобой. Но подспудные смыслы редко играют у Терборха важную роль.
Над ними виден деревянный круг с яствами. Тут же скачет сваренное всмятку яйцо, манит большая голова сыра и жареная утка ложится на блюдо, как новобрачная в постель. Лоррен разработал композицию классицистического пейзажа и не отступал от нее, что видно и здесь: ровная, широкая поверхность воды, низкая линия горизонта, театральные «кулисы» в виде ренессансного сооружения и парусника слева, насыщенный фигурами играющими роль актеров или зрителей, первый план. Создал полные силы и энергии образы человека реформационной эпохи («Портрет молодого человека», 1521, диптих «Четыре апостола», 1526), людей из народа (гравюра «Три крестьянина»). Основоположник искусства немецкого Возрождения.
Ван Гойен предпочитал панорамные виды, как на картине «Деревня на реке» : между небом и водой тянется полоса земли с нехитрыми сельскими домишками. В этих произведениях Рембрандт открывает интересный эффект: лицо главного героя, погруженное в тень, притягивает интерес зрителя сильнее, чем освещенное, побуждая вглядываться в него. Оттого в работах живописца много гротескного, безобразного, пугающего иногда сочетающегося с внезапно возникающими «просветами» в возвышенную, нездешнюю жизнь, но часто погруженного во тьму, как в данной картине, являющейся фрагментом неизвестной крупной композиции. Юный стражник, одетый в костюм XVI века, хватает занесенную над Иисусом палку, пытаясь остановить ее.
Согласно изложенной в «Золотой легенде» Якова Ворагинского истории, некий отшельник, приведя великана Оффера искавшего Христа, к бурному потоку, сказал ему оставаться там и перенести на другой берег того, кто попросит об этом. Радостным, трепетным чувствам участников сцены вторит пейзаж с бархатистыми зелеными холмами, опрятными домами немецкого города и прозрачным небом, синева которого сгущается наверху, где ярко сияет «примостившаяся» на уступе крыши Вифлеемская звезда. Справа «философ» в дырявом чулке, ничуть не печалясь о своей бедности, закинул ногу на ногу, грея ступню у жаровни и предается рассуждениям.
Начало нового творческого подъема граничит с поездкой Альбрехта Дюрера в Нидерланды (1520-1521), где он, кроме многочисленных беглых зарисовок, сделал ряд превосходных графических портретов («Эразм Роттердамский», уголь, 1520, Лувр «Лука Лейденский», серебряный карандаш, Музей изящных искусств, Лилль «Агнес Дюрер», металлический карандаш, 1521, Гравюрный кабинет, Берлин и др. ). На полотнище виден встреченный им во время охоты олень, между рогами которого находилось распятие. Известен как тонкий, наблюдательный рисовальщик (св. Теоретик искусства («Четыре книги о пропорциях человека», 1528). Взвихренные волосы придают романтический оттенок всему облику.
Тот не ограничился простой реставрацией, а модернизировал «старомодную» картину. Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры.
Марии. На полотне разворачивается увиденная с высоты грандиозная панорама битвы: войско греков теснит противника. Уроженец Франкфурта-на-Майне, Адам Эльсхаймер в молодости уехал в Италию, жил сначала в Венеции, потом в Риме, где попал под влияние Караваджо. В 1977 году трагически погибла жена Больмана – она выпала из окна, когда мыла его. Это остальные члены семьи Паумгартнеров: слева – четверо мужчин, справа – три женщины.
Из окон за спиной Девы Марии выглядывают бык и осел, напротив них из окон выглядывают пастухи. Вот таким образом он выбрал в качестве мотива не открытое море, а уютную гавань, «обжитую» моряками с их лодками и большими судами, показал приморскую жизнь напоминающей мифическую Аркадию и так изобразил арочный портик с растущими поверх него деревьями, что тот выглядит спускающимся к воде по мраморным ступеням.
Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет» (Матфей, 2:13 – 14). Внизу по углам семь небольших фигур с гербовыми щитами. Он отвечает Матери открытым, живым взглядом и благословляет Ее крошечными пальчиками. Альбрехт Дюрер (Durer) Альбрехт — немецкий художник и график.
Будущий мастер был сыном серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. Пейзаж, вблизи выписанный подробно, по мере продвижения к горизонту становится все более обобщенным идеализированным и превращается в широкую панораму. Вдали видна река Пактол, в водах которой предстояло омыться Мидасу, после чего он наконец утратил свою «золотоносность». За помощь в работе при подготовке настоящей книги—-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. —редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага).
В начале XIX века в связи с законом о секуляризации церковного имущества курфюрсты стали обладателями живописных алтарей кисти Ганса Гольбейна Старшего, Матиаса Грюневальда, Михаэля Пахера, чей «Алтарь Отцов Церкви» является одним из наиболее значительных произведений Пинакотеки. Центральные фигуры здесь – Иосиф и Мария.
Яркие, «играющие» цвета и изысканные, то текучие, то прихотливо вьющиеся линии свидетельствуют о заимствованиях из интернациональной готики. Приобрел правитель и замечательный дюреровский «Алтарь Паумгартнеров» и картины Питера Пауля Рубенса.
Тогда и был создан знаменитый автопортрет. Основной линии движения вторит освещение, ведя взгляд зрителя в обратном направлении: от Богоматери в небесно-голубом одеянии, держащей на коленях Младенца и вдохновенным взором смотрящей на тех, кто явился поклониться новорожденному, к пожилому волхву, потом «спускается» по ступенькам и упирается в еще одного, темнокожего, волхва. Живопись картины выглядит достойной «рамой» созданному художником сложному образу: в ней сочетается, образуя изящные силуэты форм, черный костюм и красный ковер на полу, жарко блестит бархат, которым обито кресло, мягко мерцает драпировка на стене, а за окном тает светлый пейзаж с уходящей вдаль дорогой и освещенными солнцем облаками над ней.
Работал в Нюрнберге. Центральная часть триптиха посвящена Рождеству. (Любя данный оптический эффект, художник повторил его в нескольких работах. ) Художник объединил историю и природу, человека или деяния его рук и стихию. Иногда оттенки у Буше напоминают своего рода экстракты, полученные путем долгих «алхимических» опытов. В развернутом к зрителю «стекле» отражается тщета мирских удовольствий.
На неширокой «улице», у каменного дома с деревянным навесом, символизирующим хлев, поклоняются новорожденному Дева Мария и святой Иосиф.
Художник подчеркнул красоту близких ему людей их здоровье и жизненную силу. Как позднее утверждал Больман именно после этого события у него появились наклонности вандала: ранее к искусству он относился вполне нормально. В центре картины находится самая большая по размерам композиция – «Поклонение волхвов», ее персонажи помещены на каменистой площадке, на фоне хлева или полуразрушенного сооружения с соломенной крышей, открытые проемы которого связывают сцену с окружающим пейзажем. Та не противится, наоборот, покорно воздевает руку, дабы не мешать супругу.
В данной картине присутствует тонкая связь между персонажами и окружающим миром, а Тициан любил помещать своих героев на лоно природы. Фоном служит беседка с цветущей жимолостью. Оттого одним из любимых сюжетов художника был «Сатир в гостях у крестьянина», в основе которого лежит басня Эзопа: сатир, друживший с человеком, удивился, почему тот, чтобы согреться, дует на руки, а желая остудить пищу, опять же дует на нее.
Здесь этот прием позволяет увидеть всех участников события, а также ощутить через нарочитое изменение пространства проявляющийся во всем изображенном повышенный спиритуализм. Святой Анне, лежащей в постели, повитуха бережно протягивает ее дочь. Справа стоит полный мужчина в восточном одеянии, с тюрбаном на голове, скорее всего, святой Иосиф Аримафейский, напоминающий написанного годом ранее рембрандтовского «Знатного славянина» (1632, музей Метрополитен, Нью-Йорк), только здесь он дан в профиль.
Среди любовниц короля Людовика XV была Айрин Луиза О39Мэрфи ирландка по происхождению. Куртку героя художник выписывает не менее тщательно, чем шелковые платья женщин на других полотнах, а такую безыскусную фактуру, как поверхность стены или пола, заставляет мерцать сквозь вибрирующий воздух. Например, святые на обеих створках были изображены Дюрером на простом чёрном фоне. Дева Мария, ласково касаясь щеки Сына своей щекой (такое изображение относится к иконографии «Мадонны Умиление»), нежно обнимает малыша и с улыбкой что-то говорит Ему. Художник создал настолько одухотворенный пейзаж, что человек здесь не нужен: его присутствие только обозначено в виде замка и бегущей по краю леса светлой дороги.
Эти продуманные, тщательно сбалансированные композиции с плавно чередующимися пространственными планами — первые «чистые» пейзажи в истории европейского искусства.
Действие происходит в подчиненном законам перспективы едином пространстве, при этом работа Мемлинга схожа с миниатюрой, где каждая фигура и деталь окружающего мира выписаны с ювелирной тщательностью. Композиция этой картины развивается по горизонтали, а начало «движению» задает лежащее на коленях Девы Марии тело Ее Сына. Вдали изображен Христос, проповедующий собравшимся перед Ним. Фоном происходящему служат золотые небеса. К каждому из Отцов Церкви слетает белый голубь – Дух Святой. В своих гравюрах Дюрер в гораздо большей мере, чем в живописных работах, опирался на чисто немецкие традиции, проявляющиеся в чрезмерной экспрессии образов, напряженности резких, угловатых движений, ритме ломающихся складок, стремительных, клубящихся линий.
На картине, напоминающей рельеф Донателло «Мадонна Пацци» (около 1425 – 1430, Государственные музеи, Берлин), Богоматерь с Младенцем на руках стоит на фоне неба и расстилающегося позади Нее, написанного легко и прозрачно идеализированного пейзажа. Художник, что типично для эпохи треченто изобразил льющуюся из ран умершего Спасителя кровь, но подчеркнул в Его образе не следы перенесенного страдания, а красоту и покой. Одним из тех, кому герцог сделал заказ на картину, был Альбрехт Альтдорфер, чья картина «Битва Александра Македонского с Дарием», написанная в 1529, стала жемчужиной коллекции и лучшим в истории живописи произведением батального жанра. Иероним в келье» (1514), «Меланхолия» (1514), образующие своеобразный триптих. Искусство Иеронима Босха – одна из загадочных и притягательных страниц в истории живописи.
На ней запечатлена молодая золотоволосая женщина, часто изображавшаяся тогда Тицианом в разных контекстах – от аллегории красоты и молодости («Флора», около 1515 – 1517, Галерея Уффици, Флоренция) до воплощений возвышенной и чувственной страсти («Любовь небесная и Любовь земная», 1514, галерея Боргезе, Милан). Сила духа, открытая Дюрером в его современниках, обрел новый масштаб в его последней живописной работе — большом диптихе «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), написанном для нюрнбергской ратуши. В то же время огромное значение для Дюрера имело соприкосновение с итальянским искусством, тайну гармонии и совершенства которого он старался постичь. По значению, которое имело Возрождение для развития культуры и искусства, с ним может быть сопоставлена в прошлом только эпоха расцвета античной цивилизации. Впереди всех видны Адам, которому Иисус протягивает руку и тянущаяся к Нему Ева. Персонажи этой картины с удовольствием проводят время в деревенской таверне.
Их лица сладостно красивы, «фарфоровая» кожа вспыхивает румянцем, жесты томны и в то же время ловки: девушка протягивает бокал к стеклянному графину в руке юноши, а тот, не спеша налить ей вина, схватил тонкие пальчики прелестницы. Не отождествлял ли Тициан самого себя с этим молодым, порывистым и смелым персонажем. Стоящий рядом Иосиф что-то говорит Ей, в его лице видны тревога и нежность. Верхние стеклянные плафоны давали ровный, рассеянный свет, наиболее подходящий для музеев. Екатерины в Нюрнберге в память успешного возвращения Стефана из паломничества в Иерусалим. В парадный по форме портрет художник внес лирическую, даже интимную струю.
Его прославленные акварели «Кусок дерна» и «Заяц» (Альбертина, Вена) выполнены с такой пристальностью и холодноватой отстраненностью, что могли бы иллюстрировать научные кодексы. Таким образом, к изображенному на полотне применимы библейские слова: «И это – суета и томление духа. » (Екклесиаст, 2:26). К раннему творчеству Тициана, отмеченному влиянием Джорджоне, его соученика по мастерской Джованни Беллини, принадлежит работа под названием «Суета». В мюнхенской картине «Распятие», относящейся к раннему, венскому, периоду творчества Лукаса Кранаха, отчетливо видно соединение готических традиций и ренессансных новшеств.
Так, Людвиг приобрел работы итальянских художников – «Мадонну Темпи» Рафаэля, «Оплакивание Христа» Сандро Боттичелли и многие другие, произведения кельнских мастеров живописи, например Стефана Лохнера, а также картины нидерландской школы, среди которых были «Алтарь Колумбы» Рогира ван дер Вейдена, «Семь радостей Марии» Ганса Мемлинга, «Жемчужина Брабанта» Дирка Боутса Старшего. Пуссен уловил суть греческих мифов изобразив вторжение богов в жизнь человека и человека среди богов, объединив их и в то же время показав зависимость простых смертных от высшей воли.
Одни ангелы заглядывают в окно хлева, другие поют хвалебную песнь родившемуся Спасителю. В небольшой алтарной картине «Поклонение св.
Св. Он все более отходил от государственных дел и признался в письме другу, что не стремится «ни к чему на свете, кроме мирной жизни». Восстановление разрушенного строения было поручено архитектору Хансу Доллгасту и в 1957 были открыты залы второго этажа, а в 1961 и 1963 – первого.
В работе есть несколько интересных деталей-символов. Смуглое, жилистое тело Сатира похоже на загорелое, обветренное и сильное тело крестьянина. Сохранилось всего 11 его работ и некоторые из них раньше приписывались Дюреру. Рядом с дамой на большом серебряном блюде лежит лимон, чья кислая мякоть таится под яркой кожурой, напоминая о том, чем порой чреваты удовольствия.
(Джотто любил и умел передавать ключевые моменты событий, выраженные в жестах или объятиях. ) В склоненной фигуре Иисуса отразилось Его бесконечное милосердие, с которым Он пришел к праведникам, в надежде влекущимся Ему навстречу.
Молодая женщина сидит в своем изысканно убранном будуаре. Лицам святых мастер придал черты братьев Паумгартнеров. В 1520-1521 посетил Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент, Малин и другие города).
На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. В комнате присутствует ещё несколько ангелочков, занятых уборкой. Спаситель берет протянутую длань Адама. Нищий в плаще, одиноко бредущий между праздными и деловыми людьми, вызывает в памяти работу Брейгеля Старшего «Мизантроп» (1568, Национальный музей Каподимонте, Неаполь). Иоганн Клебергер происходил из бедной семьи в Нюрнберге.
Даже его имя и фамилия приняты как бы условно. Работал он неутомимо число его картин, рисунков, гравюр очень велико.
Тогда глаза Агари открылись и она увидела колодец. Некоторое время он прожил в Вюрцбурге, во Франконии, расписывая Архиепископскую резиденцию и выполняя другие заказы, например, создал данную алтарную картину для монастырской церкви в Шварцахе.
Художника волновали античные темы и образы, которым он стремился дать новую жизнь. Никаких внешних источников, откуда могло бы исходить столь мощное сияние, нет и становится понятно, что его излучает Христос. Ее нежное тело, словно присыпанное розовой пудрой, тело нимфы, феи, а не земной женщины, подчеркнуто чувственно: парадоксально, но художник стремился создать на своих полотнах образ осязаемой красоты средствами «искусственной» живописи. Композиция картины закручена, она напоминает «восьмерку» и при этом строится по диагонали, движение которой идет вправо, куда игриво клонятся влюбленные.
Поодаль вол и осел жуют сено и удивленно смотрят друг на друга. Ангел слетает и к пастухам, благовествуя им о чудесном событии.
Так в коллекции появился огромный диптих Альбрехта Дюрера «Четыре апостола» – шедевр, когда-то принесенный художником в дар родному Нюрнбергу и украшавший городскую ратушу.
Евстахий со штандартом, на котором изображён олень. В 1836 состоялось торжественное открытие Пинакотеки, которая стала общедоступным музеем. Мастер согласно принятой иконографии изобразил святую Веронику держащей в руках свой плат. Не бойся Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится. Карла V Габсбурга художник запечатлел не один раз.
(К тому же имя святой созвучно латинскому слову «agnus» – «агнец» имеется в виду Агнец Божий. ) Святая Цецилия играет на инструменте, с которым ее часто изображают, – органе-портативе, за ее плечом виден ангел. К распространенному литературному образу «страны лентяев» обратился немецкий поэт и драматург Ганс Сакс, создавший фарс, высмеивающий праздность и обжорство. В 1520-е годы портрет стал ведущим жанром в творчестве Дюрера и в гравюре на меди (портреты крупнейших гуманистов его времени — Филиппа Меланхтона, 1526, Виллибальда Пиркхеймера, 1524, Эразма Роттердамского, 1526) и в живописи («Портрет молодого человека», 1521, Картинная галерея, Дрезден «Мужской портрет», 1524, Прадо «Иероним Хольцшуэр», 1526, Картинная галерея, Берлин-Далем и др. ). Мужчина, нарядившийся шутом, указывает на «короля», осушающего бокал. Образ сурового немолодого воина, движущегося к неведомой цели на фоне дикого скалистого пейзажа, невзирая на угрозы Смерти и следующего по его пятам Дьявола, навеян, по-видимому, трактатом Эразма Роттердамского «Руководство христианского воина».
То же относится и в значительной мере к театру и литературе. У Рубенса был свой реализм, заключавшийся не в интересе к подробностям окружающего мира, а в стремлении создать на полотне новую действительность, которая выглядела бы не менее живой, чем настоящая.
Эразм, бывший епископом Формии (город на территории современной Италии) изображен в церковном одеянии и с лебедкой, на которую намотаны его внутренности, – символом своего мученичества за веру. Мужчина, смотря прямо на зрителя, поднимает за свое и его здоровье бокал (прием, заимствованный у Халса), куда, скорее всего, налито пиво. С небес в золотом сиянии спускается ангел.