Присоединяясь к этой точке зрения, разделяемой ныне многими исследователями (Делогу, Кьеричи), полагаем, однако, в отличие от Лаваньино, видящего противоречие между робкими (как он их называет) начинаниями Бреньо и «сочным» завершением Браманте, что последний сумел мастерски использовать «робкие» профили и скромную пластику нижних частей фасада для полноценного выявления решающей роли стены и второстепенной роли ордера в общем тектоническом строении фасада. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. Его биографы подчеркивают нетерпение и скорость, с какими Браманте проектировал свои здания и осуществлял управление их строительством (Вазари называл его решительным, быстрым и превосходным выдумщиком). Но любовь к архитектуре заставила Браманте покинуть Родину и отправиться в Ломбардии.
Юлий II пришел в ярость. Главное создание Браманте — проект собора святого Петра в Риме (1506), воплотивший замысел идеального центральнокупольного здания с симметричной композицией. Важную роль среди них играло освещение, которое хотя и было при Браманте значительно слабее (круглые окна в торцах трансепта были увеличены лишь в XIX в. и средокрестие первоначально освещалось фонарем), зато сосредоточивалось под куполом. В 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте: дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. Предположительно он возглавлял проектирование пьяццы (базарной площади) Вид жевано (построена между 1492 и 1494 годами, час тично подверглась переделке в конце 17 века), живописных архитектурных украшений на аркадных фасадах, которые обозначали их границы, проектировал другие сооружения комплекса Виджевано, распи сывал украшения (исчезнувшие) для внутренних покоев замка в том же городе. Ломбардский период.
Это — основной из созданных мастером четырех вариантов плана (рис. От древних времен Рим не видел такого красивого замысла. 4), один из шедевров этой эпохи, разделен в полном соответствии с главным фасадом на три яруса из которых нижние два представляют собой чрезвычайно легкие воздушные аркады, а верхний (отвечающий двум верхним этажам здания) — расчлененную мраморными пилястрами кирпичную стену, увенчанную простым и ясным каменным карнизом.
Восьмигранная в плане двухъярусная сакристия вписана в тесный квадрат. 16). Кроме того, он выполнял живописные и многие инженерные работы по реконструкции герцогского замка Карманьола (1491 г. ) и укреплению Кревола в долине Оссола (1498 г. ), участвовал совместно с Кристофором Рокки в экспертизе, переработке проекта и строительстве собора в Павии (1487—1488 гг. Может быть, все-таки существовал какой-то изначальный план, набросанный лично Донато Браманте и его-то все и придерживались. Это и создало не противоречивое, а исполненное большой целостности произведение.
До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. Дж. Он сохранил там только алтарь св. Где-то 1499 он отправился из Милана в Рим. Его завершать была должна большая купольная полусфера над центром всего сооружения.
Донато Браманте потирал руки. После консультаций с основными художниками того времени он привлек к работе Браманте. Браманте приписывают также очаровательный дворик (см. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность.
Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (примерно 1510 г. ) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45 г. ) для турниров и зрелищ разница в уровнях его трёх террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте – перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479-83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. Бедный маркеджано хотел разбогатеть хотя бы в старости.
Ко времени смерти Браманте, новое здание едва начало принимать задуманные формы. Работал в Милане и (с 1499) в Риме. Вся композиция (прототип которой можно усмотреть скорее в пизанском, чем флорентийском соборе) рассчитана на то, чтобы придать максимальное значение центральному пространству средокрестия, перекрытому куполом, легко поднимающемся на восьми высоких стройных столбах, соединенных арками равной высоты. Западный фасад Ватиканского дворIда (теперь одна из сторон двора СантаДа масо) также был выполнен в соответствии с этим проектом, хотя позже руководство строительством и завершение работ взял на себя Рафаэль. После этого его превосходительство соизволил побывать на месте, все одобрил и распорядился приступать к работам.
Исторически и идеологически отвечающее идеям Микеланджело. Самое раннее из римских сооружений, с которым связывают имя Браманте, — палаццо Канчеллерия (1483—1526 гг. ), первое римское сооружение общеитальянского значения и один из самых величественных и строгих дворцов столицы (свое название он получил от папской канцелярии, помещенной в нем вскоре после завершения постройки). Сравнительно небольшие размеры главных подкупольных устоев, неоднократно подвергавшиеся сомнению и увеличиваемые всеми позднейшими строителями собора, являются решающими для задуманной Браманте композиции. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте Донато достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами.
Первой постройков Браманте стала сакристия церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро. Постройки Браманте (церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро с сакристией и капеллой, хор и клуатр церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане фасад палаццо Канчеллерия и двор Бельведера в Ватикане в Риме) отличаются стройным величием, гармоничным совершенством пропорций, ясностью монументальных пространственных решений, творческим использованием классических форм. Точно известно лишь, что им выполнены хоры в алтарной части церкви (прообраз декоративных мотивов барокко). Здесь же, в Милане, он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие.
В 1506 году Микеланджело поссорился с папой, после чего уехал во Флоренцию. Элементы орнаментального украшения – изображения листьев, цветов, людей и животных. В основу своего проекта Браманте положил равноконечный (греческий) крест с обширным пространством в средокрестии. Оно не только лишает цельности творческую индивидуальность Браманте (Некоторые исследователи (например, Парибени) рассматривают ломбардские постройки Браманте как незрелые произведения затянувшейся (до 56 лет. ) «молодости» Вазари в своем жизнеописании Браманте просто обошел его ломбардский период), но и слишком резко отрывает римский этап его деятельности от предшествовавшего развития итальянского зодчества, обобщением и кульминацией которого он является. Умело найденное изменение пропорций ордера усиливает впечатление высоты (колонны второго яруса меньше колонн первого, а верхние пилястры — меньше колонн второго яруса, хотя все ярусы имеют почти одинаковую высоту). «храмик»), это здание является грациозным и даже величественным.
планы Фра Джокондо (проекты собора приведены в работе Гофмана — см.
рис. Нижняя, самая большая терраса Бельведера (75х140 м) должна была служить театральной сценой. Поиск внутренних взаимосвязей отошла на второй план. Спроектировал и начал строить главный храм Рима— собор Св. Цилиндрические своды, перекрывающие трансепт и средний пролет главного нефа имеют небольшие размеры (пролет около 10 м при высоте 13 м), но производят сильное впечатление благодаря низкому расположению пят свода, так что отношение ширины последнего к высоте перекрываемого пространства составляет 1 : 1, 3.
С 1503 году Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Здесь при папе Юлии II он стал главным папским архитектором. С детства он учился читать и писать и еще много времени отдавал счете. Прав ли был Микеланджело в остальном. Вздумалось Браманте украсить в Бельведере фриз наружного фасада письменами вроде древних иероглифов, чтобы лишний раз блеснуть своей изобретательностью и чтобы поместить там имя и папы и свое.
Помимо этого, в античные времена было принято возводить и места увековечивания памяти в виде круглых в плане зданий, перекрытых куполом. В Риме перед ним стояла задача воссоздать внешний облик города. Но интерес к архитектуры перевесила и он отправился в будивничи. Серед его работ в Милане – алтарная часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие, патроном которой был Лодовико Моро, сакристия в Санта Мария прессо Сатиро. В это время начались Итальянские войны Франции. Милан захватили и ограбили воины короля Франции. Браманте спасает жизнь переездом в Рим. на периоды раннего, высокого и позднего Возрождения. С 1503 года Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане.
Однако вскоре стали поступать сведения (доступ в капеллу был закрыт для посторонних), что Микеланджело не только не провалился, но, кажется, создает нечто великое. Он выгнал епископа и сказал, что никто не смеет так говорить о Микеланджело. Им было предложено центрическое сооружение с планом в виде вписанного в квадрат равноконечного креста, с мощным сферическим куполом над средокрестием, четырьмя малыми куполами и башнями по углам. В интерьер Темпьетто – шедевры живописи: «Бичевание» и «Преображение» Себастьяно дель Пьомбо, которому помогал в работе Микеланджело, а также большой плафон Вазари.
Поиски Браманте образа пластически цельного, абсолютного в своей законченности центрического сооружения (часовня-ротонда Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио, 1502 проект собора Святого Петра, 1506–1514, – оба в Риме) во многом были восприняты Рафаэлем и другими итальянскими архитекторами, воплотились во множестве центрально-купольных построек Италии и других стран Европы. Он развил гениальные идеи, заложенные еще в Темпьетто, спроектировав купольное сооружение одновременно величественное, роскошное и строгое. Строительные работы, порученные Браманте и Амадео, велись, однако, по проекту Браманте. Видимо, гравюра помогла, так как со следующего года он начинает получать серьезные заказы. План собора представляет сочетание квадрата с греческим равноконечным крестом.
– обелиск, который стоял в Большом цирке. Петра в Ватикане (с 1505г. ) и успел возвести храм до высоты арок. По многим признакам, Браманте должен был быть экстравертом.
В те же годы ведется работа над Темпяетто – капеллой при церкви Сан-Пьетро ин Монторио. В деле строительства он разбирался чудесно и строил весьма быстро, когда тому не препятствовала алчность его подрядчиков. здесь же работал римлянин Джулио Романо.
Дворик не был осуществлен и известен по гравюрам Серлио. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503г. Этот проект осуществлялся на протяжении 16 века и позже, сам проект претерпел так много изменений, что первоначальная идея Браманте стала почти неузнаваемой. В данном случае речь идет о перенесении идеи концентрических колец, восходящей к определенной формальной величине (колонне), с тем, чтобы обеспечить пропорциональное соотношение между отдельными элементами и целым.
Высшее достижение римского кватроченто и первое произведение нового века, образец вполне зрелого «классического» стиля Возрождения — Канчеллерия остается загадкой для историков, еще не пришедших к согласию относительно ее автора и доли возможного участия Браманте в ее создании. Как и Леонардо, принимал участие в постановке спектаклей при дворе Сфорца, в одном из таких, по случаю крещения, в 1492 году.
Рим стал столицей нового стиля, а Донато Браманте — его создателем. Возвратимся, однако, к Браманте. Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, – 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения. Но средокрестие представляет собой в плане не традиционный для Ломбардии восьмигранник, а большой квадрат (18х18 м), сторона которого отвечает трем нефам старой пятинефной постройки. Браманте относился к мальчику из Урбино как к внуку и, похоже, решил дать ему все, чем судьба обделила его самого.
Браманте не успел воплотить свой замысел полностью. От иллюзорной перспективности средств мастер переходит к сочности реальных архитектурных форм (Павийский собор). Он был первым главным архитектором нового собора св. Крупнейшим творением Браманте является собор св.
Прежде чем разобраться в этом вопросе, необходимо ознакомиться с самим сооружением. Тем не менее дела Донато Браманте в Риме шли совсем неплохо. 22). Браманте принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488-92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием.
Вот таким образом собор в основном воплощает замысел Браманте. Вся наружная отделка церкви не принадлежит Браманте. Браманте принадлежит композиционный замысел собора в Павии с куполом на 8 стройных столбах над обширным средокрестием (с 1488 года). Палаццо позже был приобретен Рафаэлем. Может быть, но именно эти арки Рафаэль не спроектировал, а только срисовал. Подкупольное пространство остроумно увеличено включением (на высоту до самого барабана) треугольных в плане отсеков, замыкающих боковые нефы вливаются в средокрестие также пространства одинаково укороченных ветвей трансепта и восточной части собора.
15, слева вверху). Из его работ следует выделить двор Бельведера в Ватикане (проект с 1503 г., строительство окончено после смерти Браманте), а также восьмигранный двор и винтовую лестницу-пандус при вилле Иннокентия VIII. В 1502 г. он построил Темпьетто во дворе церкви Сан Пьетро ин Монторио.
Спроектировал и начал строить главный храм Рима— собор Св. Участие Браманте в ее уничтожении навлекло на него прозвище Маэстро Разрушитель или Главный Разрушитель. В знаменитом центре паломничества в Лорето он укрепил начатый А. да Сангалло Младшим купол Санктуария Марии и создал по заказу папы модель Санта-Каса (1507-09 годы). Петра в Риме.
Там проживал в то время некий Чезаре Чезариано, почитавшийся хорошим геометром и хорошим архитектором, который толковал Витрувия и который пришел в отчаяние, не получив за это вознаграждение, на которое рассчитывал, впал в такие странности, что бросил работу и, одичав абсолютно, умер не по-человечески, а скорее по-скотски. После смерти Браманте дворцовым архитектором назначили Рафаэля, который еще раньше был занят росписью папских апартаментов и продолжал (по рисункам Браманте) строительство двора Сан Дамазо, лоджии которого стали знаменитыми благодаря фрескам великого художника. Огромная плоскость главного (восточного) фасада, завершенного по концам едва выступающими ризалитами, расчленена на три яруса (верхний охватывает два этажа) и обработана незаметно облегчающимся кверху плоским рустом, в двух верхних ярусах он сочетается с пилястрами, попарно сближенными в простенках. Описания иногда создают впечатление, что Леонардо уже работал в Милане, когда туда приехал Браманте, – тот чуть ли не стал его учеником.
Сохранилось его Христос у колонны и несколько фресок, одна из которых с изображением философов Демокрита и Гераклита (Брера, Милан). Ему принадлежит шедевр архитектуры Высокого Возрождения – храм-часовня Темпьетто (1502 год), построенный на месте, где, по легенде, казнили апостола Петра (в клуатре церкви Сан-Пьетроин-Монторио). Так, одни исследователи (Ньоли, Форстер) связывают Канчеллерию с проектом реконструкции Борго, разрабатывавшимся при папе Николае V, т. е. в конечном счете, возводят ее к Альберти.
вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Между тем Донато Браманте было уже 38 лет. Первый проект собора был составлен Кристофором Рокки в 1487 г. и, несмотря на то, что переделывался Амадео, все же не удовлетворил заказчика. В качестве помощника архитектора при Папе Александре VI он, возможно, осуществил строительство фонтанов на Пьяцца СантаМария в Трастевере и на площади святого Петра (позже перестроенных), а также участвовал в нескольких архитектурных советах.
Внутри купол представляет сферическую поверхность с круглым световым отверстием посредине. Донато Браманте добился своего – сооружение гробницы было приостановлено. Выяснилось, что Браманте был тесно связан с Леонардо да Винчи. Вазари в своих «Жизнеописаниях» сообщает, что папа Юлий II задумал благоустроить участок между Бельведером и дворцом так, «чтобы он принял форму прямоугольного театра между старым папским дворцом и каменным зданием, которое воздвиг для проживания пап Иннокентий VIII. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492-97) Браманте создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью.
Браманте, когда хотел, умел нравиться людям и новый папа проникся к нему симпатией. Творчество Браманте— одна из вершин архитектуры Возрождения.
Цокольная часть дома Браманте включала ряд полностью изолированных от помещений владельца, открытых на улицу лавок и мастерских с антресолями, предназначенных для сдачи в аренду (такие лавки имеются и в палаццо Канчеллерии по фасаду, выходящему на улицу Пеллегрини). Знаменитый двор (рис. Контрастные противопоставления родственных по формам, но различных по пропорциям церкви и крохотной, однако пластически выразительной, крупномасштабной по своим деталям часовне наглядно подчеркивает особенности каждого из этих сооружений.
Погребен он был в Сан Пьетро в 1314 году. Строгость линий и напряженность стройных колонн, а также тонко подобранное соотношение больших и малых окон двух верхних этажей создают поразительное впечатление легкости и спокойного, но неодолимого устремления вверх, не имеющее аналогий во внутренних дворцах других римских, а также флорентийских палаццо. Самые знаменитые строения, буквально втиснутые на очень малом пространстве между другими зданиями, – это церковь Санта-Мария-делла-Паче (Chiesa di Santa Maria della Pace), двухъярусная (первый ярус – аркада, второй – открытый портик), с фресками Рафаэля, а также Палаццо делла Канчелерия, при проектировании и строительстве которого Браманте искусно скрыл такую проблему, как излишняя вытянутость здания и двор Бельведера – проект, который не был полностью осуществлен, но была построена галерея, называемая сегодня галереей Браманте. Микеланджело начал работу в Сикстинской капелле с того, что разогнал всех помощников – работать он мог только в одиночку. ко Моро.
А тут подоспел упомянутый тендер на строительство нового собора Святого Петра. Франциск, арка, крыша и башня, обозначавшие по-своему: мастер Франческо, архитектор. Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру.
Папа Юлий II поручил Браманте соединить Бельведерский с Апостольским дворцом. В центре сооружения был большой квадратный двор (около 34х34 м), окруженный аркадами, к которым по углам примыкали четыре парадные лестницы.
По оси сооружения, со стороны виа Джулиа, находился главный вход, отмеченный большой квадратной башней с многоярусным завершением. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Работам зодчего этого периода свойственны расчлененность форм, обилие и разнообразие декора (интерьер сакристии при церкви Сан-Сатиро, апсида и барабан церкви Санта-Мария делла Грация).
Петра. Так что расчет Браманте выглядел верным. В вероломной придворной атмосфере был способен на искусные ма невры. Равным образом по его проекту была расширена и главная капелла в Санта Мариа дель Пополо.
Петра в Риме.
Скорее всего он получил свои навыки в живописи не только от художников, работающих в Урбино, но также и от тех мастеров, с работами которых встречался во время своих путешествий, например, таких, как Леон Баттиста Альберти (в Римини и Мантуе), Андреа Мантенья (в Мантуе и Падуе), Эрколе де Ро берти (в Ферсаре) и Фи лиипо Брунеллески (во Флоренции). Д. Браманте определил пути развития не только итальянского зодчества, но и мирового.
да Сангалло Младшего, Рафаэля и Микеланджело, см. А на противолежащей стороне, обращенной к роще, он заложил крепкие фундаменты, но завершить строительство не успел по причине приключившейся смерти Юлия, а затем и самого Браманте. Папа Юлий II избранный 1503 года, немедленно нанял его на свою службу. Недостаточно отмечалось своеобразие четкого выделения середины аркады: при повторении этого приема на всех четырех сторонах задуманного Браманте двора он должен был приобрести уникальный, не имевший прототипа облик перистиля с ярко подчеркнутыми осями, пересечение которых в центре, вероятно, должно было быть отмечено каким-либо сооружением (например, колодцем, беседкой и т. п. ). В свой римский период Донато Браманте использовал так называемый «большой ордер», что позволяло достичь идеального баланса пропорций. и известный также, как дом Рафаэля (который прожил последние годы своей жизни и умер в этом доме), был снесен в XVII в. при возведении колоннады перед собором св.
Остроумно доказав, что упомянутый Вазари в качестве строителя Канчеллерии Антонио Монтекавалло является в действительности скульптором Андреа Бреньо, прозванным Монтекавалло по месту его жительства (различие имен может быть одной из многочисленных ошибок Вазари), Лаваньино считает этого мастера, по происхождению ломбардца, первым строителем Канчеллерии, а завершение постройки приписывает Браманте. Здесь произошла его встреча с Леонардо да Винчи, градостроительные идеи которого оказали на мастера сильнейшее влияние. Возможно, к этому же периоду (около 1480 1485) относится и роспись Браманте комнаты в КасаПа нигарола в Милане (фрагменты в Брера, Милан), которая представляет собой архитектурное обрамление и фигуры вооруженных людей, написанных с помощью иллюзионистической перспективы. В рамках органичного плана на ВиаДжулия (из ПонтеСисто в Ватикане) была разбита большая пьяцца, которая должна была составлять центр деятельности правительства города Виа делла Лунгара (идущая от Ватикана через Трастевере к сооружениям речного порта РипаГранде) была начата Виа деи Банчи, на которой были построены конторы большинства крупных банков того времени, была расширена у входа в ПонтеСантАнджел о несколько улиц старой застройки времен средневекового города были видоизменены. Родился Браманте в Кастелло – Дуранте, в государстве Урбино в убогой, но уважаемой семье.
Хотя Браманте и называли необразованным (как были Леонардо, Юлий II и многие другие), скорее всего потому, что он не знал греческого и латинского языков, Браманте должен был получить значительное образование, однако носящее фрагментарный характер. Наиболее полное воплощение стиль возрождения получил в знаменитом римском соборе святого Петра. Предполагалось построить колокольни по обе стороны фасадов. Он заложил винтовую лестницу и две галереи, окаймляющие двор Бельведера, на которые можно было попасть с лестницы (западная галерея была завершена гораздо позже). Лестница Браманте не имеет ступеней, это, скорее, пандус, обвивающийся вокруг внутреннего пространства.
Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. С 1499г. В начале XVI в. папство отпускало для строительства огромные средства на благоустройство и украшение города, на пробивку новых улиц и т. д. Один за другим сюда приезжали архитекторы, художники, скульпторы, резчики по дереву, каменных дел мастера. В период с 1487 по 1490 год задокументировано несколько случаев их тесного взаимодействия.
До него этот приём применялся лишь в живописи. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. А по капителям с листьями олив внутри здания, да и по всему наружному дорическому ордеру, необычайному и прекрасному, можно судить, какой потрясающей силы были дерзания Браманте. Однако одним этим фактором союз Браманте и Рафаэля не объяснишь. Настоящий талант Браманте проявился в архитектуре, особенно в сооружениях римского периода творчества (1499 – 1514) – в зданиях Ватиканского дворца, в часовне Темпьетто монастыря Сан Пьетро ин Монторио, палаццо делла Канчеллерия, а также в проекте известного собора святого Петра в Риме. Сонеты, что он оставил, не лишены элегантности. До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи.
Несмотря на миниатюрные размеры (Tempietto – букв. Церковь прижата к виа Фальконе и это не только обусловило необычную (не в форме латинского креста) конфигурацию плана, но помешало придать трансепту третий неф и развить алтарную часть — она сведена к плоской нише, в которой Браманте иллюзорно, средствами живописи и неглубокого рельефа изобразил хор (рис. Он, повидимому, не был никогда женат и не имел детей. Все это было исполнено с величайшим изяществом и, несомненно, в высшей степени искусно, делая ему честь не меньше любой другой вещи, созданной им в этом месте.
Единственное письменное свидетельство архитектурных идей Браманте относится к этому времени (1490) и состоит из доклада о проблемах, связанных с tiburio. Такое невнимание и послужило причиной того, что все его постройки дали трещины и угрожают обрушиться, как и этот самый коридор, часть которого в восемьдесят локтей при Клименте VII рухнула и была затем восстановлена папой Павлом III, который к тому же переложил и расширил фундамент.
Тогда его имя было еще не известно. Это чуть стилизованные фрагменты строившегося тогда собора Святого Петра. Это качество сочеталось с гениальным воображением и живой, неутомимой любознательностью. Такие сооружения не имеют несущих стен, а содержат в своей конструкции лишь колоннаду.
В переводе с итальянского tempietto означает «храмик». Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. Микеланджело тогда было около тридцати, Браманте – за шестьдесят. Браманте Донато Творчество и биография Донато Браманте Собор святого Петра, 1506-1667, Рим Браманте Донато (Bramante Donato) (1444–1514) Крупнейший представитель итальянского зодчества эпохи Высокого Возрождения.
Донато Браманте (итал. Вазари (хотя и имея мало информации об этом периоде) говорит, что Браманте после работы в различных городах над вещами небольшой стоимости и небольшого значения отправился в Милан, чтобы посмотреть на собор. «Браманте был человеком очень веселым и приятным, – пишет в своих «Жизнеописаниях» Вазари, – всегда охотно помогавшим своим близким.
БРАМАНТЕ, ДОНАТО (Bramante, Donato) (1444–1514), выдающийся итальянский архитектор эпохи Возрождения (настоящее имя Паскуччо дАнтонио, Pascuccio dAntonio). Архитектура все больше притягивала его интерес, но он не бросал занятия живописью. В корпусах, выходящих на виа Джулиа и на набережную Тибра, были четыре больших зала для судебных заседаний (длиной по 18—20 м), а в боковых корпусах — служебные помещения и по два дворика с колодцами. 17 этой главы и рис.
Под непосредственным наблюдением Браманте до 1492 г. были завершены тяжелые своды крипты, две из четырех угловых сакристий и, по-видимому, перекрытие хора остальные наземные части собора также были начаты. В 1497 г. Браманте начал фасад собора в Аббьятеграссо, оставшийся незаконченным. Архитектурная деятельность Браманте повлияла (особенно в области объёмно-пространственной композиции и восприятия интерьера как единого целого) на многих архитекторов, включая Рафаэля, который был его другом, Микеланджело и А. Палладио. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. Первые архитектурные работы — двор м-ря Санта Мария делла Паче (1500—1504 гг. ) и колокольня церкви Санта Мария дель Анима.
Ярко выраженным ветвям креста с доминирующим над средокрестием купола сопутствуют по диагональным осям уменьшенные повторения той же фигуры. И потому, когда в 1503 году папой был избран Юлий И, он начал служить и ему. Однако в конце 1513 года, когда с ним обсуждался проект собора Фолиньо (СантаФелициано), был уже слишком болен, чтобы принять заказ и умер в следующем году. 1510). Браманте стал выразителем мечты понтифика (в сфере архитектурного и городского планирования) о воссоздании древней империи цезарей (обновленной империи).
Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-1545) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Обмерил он и все сохранившееся в Тиволи и на вилле Адриана и это, как будет рассказано на своем месте, широко было им использовано. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами.
Другие (Питталуга) приписывают авторство урбинскому архитектору и теоретику Франческо ди Джорджо Мартини. Но в 1478 г. прикуп земли послужил толчком к составлению нового проекта (рис. Поскольку Браманте приехал в Рим в 1499 г., когда палаццо давно уже строилось, его авторство, признававшееся некогда на основе свидетельства Вазари бесспорным, с конца XIX в. рядом ученых было поставлено под сомнение. Сначала успешно работал маляр.
Имя Браманте служит одним из символов самой яркой эпохи в истории искусства, а его биография типична для титана Высокого Возрождения. Он любил свое удовольствие в поэзии и легко сам импровизировал. Началась она с часовни (879 г. ), а строительство самой церкви относится к 1476-1478 году, по проекту великого итальянского архитектора и художника эпохи Возрождения Донато Браманте – современника Леонардо да Винчи, с которым они вместе работали над украшением замка Кастелло Сфорцеско. Уже тот факт, что церковь сооружалась самим гениальным архитектором Донато Браманте сам по себе примечателен, но войдя вовнутрь (кстати, внешне церковь выглядит маленькой и неприметной), мы поймем в чем заключалась его гениальность.
Впервые она появилась именно в творчестве Донато Браманте. Если в предшествовавших центрических сооружениях Брунеллеско (сакристия Сан Лоренцо, капелла Пацци) подкупольное пространство фактически составляло главную часть постройки, то в этой церкви с сильно развитыми ветвями креста подобное впечатление достигается искусным применением композиционных средств. Среди таких работ: перестройка церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро (с 1476 года Браманте перекрыл сводом неф и трансепт, выполнил перспективную роспись и рельеф создал композиции сакристии и капеллы Снятия с креста) строительство хора, средокрестия с лёгким куполом и клуатра церкви монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (1492-97 годы), ансамбль дворов канониката Сант-Амброджо (1492-96 годы все – в Милане). До конца жизни Браманте Донато проектировал и строил грандиозный собор св. почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами).
И хотя полной красоты в нем не было, двор принес ему величайшую известность ибо мало было в Риме архитекторов, работавших с такой любовью, с таким старанием и так быстро, как Браманте. Для того-то Браманте, обладавший в вещах подобного рода величайшей сообразительностью и смелым воображением, сначала и спланировал в самом низу прекраснейшую двухъярусную лоджию, подобную Колизею Савельи, заменив, однако, полуколонны пилястрами и выложив ее целиком из травертина, а над ней вторую, состоявшую из встроенного ионического ордера с проемами, так что комнаты второго этажа папского дворца и помещения Бельведера оказались на одном уровне, а затем выстроил галерею более четырехсот шагов длиной со стороны Рима и подобным же образом и другую со стороны рощи так, что посреди осталась долина, которая, будучи покатой, должна была собирать всю воду, стекающую с Бельведера, для прекраснейшего фонтана. В своем первом творении в Риме – церкви Санта-Мария делла Паче (1500-1504), еще ощущается сильное влияние ломбардских работ, но уже четко проявляются римские нотки. С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Значительность главных сводов подчеркивается несвойственным базиликальным церквам данного периода контрастным соотношением высоты среднего и боковых нефов (последние перекрыты крестовыми сводами). Он работал там над фресками для фасада Палаццо дель Подеста (позже подвергшимся изменениям) в Бергамо изобразив классические фигуры философов в сложном архитектурном обрамлении.
К счастью, воровали все-таки с оглядкой. Кстати, Микеланджело потом всю жизнь утверждал, что именно Браманте надоумил Юлия II поручить ему роспись плафона Сикстинской капеллы.
В 1493 году он сделал доклад для Лодовико о некоторых оборонительных сооружениях на границе со Швейцарией. Он родился 11 апреля 1444 года в маленьком городке Монте Асдруальдо (сегодня это коммуна Ферминьяно с населением чуть больше 8 тыс. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор святого Петра в Риме.
Он превосходно справился с использованием иллюзии, которую создает перспектива. Таким образом, Милан предоставлял много возможностей для молодого и современного архитектора, такого, как Браманте. Но в отличие от картины церковь или дворец нельзя создать в инициативном порядке. 224).
Начав как художник, находился под сильным влиянием А. Мантеньи («Христос у позорного столба», галерея Брера, Милан фризы на фасадах Палаццо дель-Подеста в Бергамо, Каса-Фонтана в Милане роспись с изображением «древних философов» в Каса-Панигарола – ныне в галерее Брера). Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру.
15) и зарисовка Палладио (около 1544 г. ) сохранили для нас только главный фасад дворца. В конце 1482 г. участок был вновь расширен, это позволило осуществить здесь новый, третий по счету проект, составленный полностью Браманте и превращавший ораторию в трансепт (точнее — в главный неф трансепта) сохранившейся поныне церкви. Для этого Браманте начал в Сан Бьяджо на Тибре, там, где недостроенный коринфский храм, произведение весьма редкостное, строительство дворца, от которого осталась начатая прекраснейшая рустованная кладка.
В соответствии с Вазари, около 1509 года Браманте составил архитектурный фон для Афинской школы Рафаэля (1508 1511 Ватикан, Рим), в благодарность за это Рафаэль запечатлел Браманте на фреске в облике Евклида. На Виа Джулия Браманте воздвиг огромный новый Палаццо деи Трибунали (1508), присоединив церковь Сан таБаджо (1509, проект также принадлежит Браманте). Уничтожение построек неинтересного периода носило массовый характер – особенно в Риме.
Главный акцент здесь сделан на гармонии пропорций, простоте фигур (цилиндры и полушария) и умеренности дорического ордена. Ее можно было обозревать из окон папских апартаментов и с балконов, тянувшихся по фасаду дворца (один из них был устроен еще при Льве X, второй в 1562 г. ), а также с мест для зрителей, поднимавшихся амфитеатром перед дворцом и по откосу средней террасы двора, справа и слева от центральной лестницы. Проживал там и некий Бернардино из Тревильо, миланец, соборный инженер и архитектор и величайший рисовальщик, которого Леонардо да Винчи признавал мастером редкостным, хотя его манера в живописи и была жестковатой и несколько сухой. И дело вовсе не в соперничестве мастеров. Все его теоретические труды, за исключением его доклада о тибурно Миланского собора, утрачены, но их названия служат показателем интересов Браманте, например труды о законах перспективы, о немецкой манере (то есть о готической архитектуре), о способах строительства фортификационных сооружений и другие.
Творчество Браманте— одна из вершин архитектуры Возрождения. Церковь строилась с 1469 г. в стиле поздней готики под руководством Гвинифорте Солари. Первые шаги к такому обобщению можно проследить именно в ломбардских постройках Браманте. Микеланджело рвал и метал, а Браманте тем временем начинал строить собор Святого Петра. Вот таким образом можно полагать, что знаменитый «пергаментный» (так называют чертеж, выполненный (по-видимому, самим Браманте) на пергаменте и изображающий половину плана собора (ныне в Уфицци).
После 1499 года в биографии Донато Браманте был покинут Рим. С 1503 Браманте Донато вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Браманте также консультировал при строительстве укреплений в Имоле, Фолиньо и др. Согласно надписи на гравюре, она сделана по рисунку Браманте в 1481 году, за год до приезда да Винчи.
В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492—97) Браманте Донато создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Сдвоенные и поднятые на пьедесталах полуколонны второго (главного) яруса сооружения, с их богатой пластикой и светотенью, создавали торжественный и сильный ритм. Согласно легенде именно на этом месте был распят головой вниз апостол Петр. Каждая ячейка плана завершается обращенной к центру апсидой, увенчанной конхой.
Дом Браманте, построенный, по-видимому, в 1509—1510 гг. Простая и понятная даже для непосвященного архитектура дворика, его энергичный ритм и пластическая выразительность деталей, подкрепленная резкой игрой света и тени, придают этому небольшому сооружению высокие художественные качества, несмотря на простоту материалов (пилястры — из простого камня, пьедесталы нижних столбов — из травертина только наличники некоторых дверей в нижнем обходе сделаны из мрамора). рис.
В центре был задуман огромный купол. Петра в Ватикане (с 1505г. ) и успел возвести храм до высоты арок. ниже). Его здания кажутся выше и стройнее, а пространство – шире. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года (после того, как первый план Браманте, по свидетельствам современника, был отклонен папой).
Это он привез в Рим славного Рафаэля из Урбино. Таким образом, храм становился правильным четырехугольником. Папа знал цену людям и великий мастер вернулся в Рим.
Начал он так: Julio II Pont. Собственно, настоящее имя итальянского архитектора Паскуччо дАнтонио (Рascuccio dАntonio). В 1492—1497 гг. 1510). Избрание Папы Юлия II в октябре 1503 года стало началом нового этапа в творчестве Браманте, — этапа большого, зрелого стиля.
Миланский период Браманте длился двадцать лет. Браманте оформил большую часть церкви Санта-Мария Сан-Сатиро в Милане. В миланский период творчества (до 1499) Браманте работал в Павии и выезжал в разные города, в том числе во Флоренцию (1492, 1494) и в Рим (1493, 1497).
Петра, а также создать сад и двор для развлечений и празднеств. Иногда старые здания разрушали ради того, чтобы позаимствовать какие-то фрагменты, в том числе античного происхождения.
Единственной из сохранившихся работ, сделанных на мольберте, которая приписывается его кисти, является Христос у колонны в аббатстве Чиаравалле (около 1490, в настоящее время находится в Брера, Милан). 21). Браманте вообще удивительно удачно застраивал римские дворы, преобразуя неорганизованное пространство в ставшие классическими внутренние дворики. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04 г. ), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхнем, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием.
Петра, с тем чтобы выстроить ее заново, составил бесчисленное множество проектов. Вроде бы первая их встреча, обернувшаяся конфликтом, произошла именно в связи с этим. При восстановлении двора каноники, разрушенного во время второй мировой войны, мнимая ошибка Браманте была «исправлена»: несмотря на то, что пилястры у Браманте продолжались ниже окон, доходя до единственной горизонтальной штрабы над арками, возможно отмечавшей верхнюю границу предполагавшегося керамического декора и завершавшей его сверху тяги, теперь над арками лоджии протянут обычный трехчастный антаблемент, доходящий до подоконников второго этажа. Браманте успел возвести 4 подкупольных столба с парусами, часть южной ветви креста и один из малых куполов (1506-14 годы).
И вот после того как папа постановил начать сооружение потрясающе огромного собора св. В 1493 г. Браманте уехал из Милана. Браманте и сам начинал как художник. Пологий подъём был сделан доставки животными поклажи в Ватиканский дворец. Проект впоследствии в 1545 году был воплощен в жизнь, однако масштабы значительно уменьшились.
В натуре, в тесном пространстве существующего по настоящее время квадратного дворика, Темпьетто воспринимается неожиданно не как незначительная ротонда, но как настоящая монументальная постройка, произведение подлинной «большой» архитектуры. Строг и величав завершенный Браманте в 1499-1511 фасад дворца Канчеллерия его внутреннему двору с двумя ярусами изящных аркад Браманте придал лёгкость и пластичность.
Одновременно Браманте строит дворец кардинала Риарио (Канчеллерия) и церковь Сан Лоренцо ин Дамазо. Закончить ее до своей смерти он не успел и после него завершил ее Бальдассаре, сиенец. Прожил он 70 лет. Умер Браманте в Риме 11 марта 1514. Как будто, под давлением воздуха изнутри, стены и купол поддаются, выгибаются наружу, увеличивая объем помещения на глазах.
Фреска в сложном архитектурном обрамлении (около 1490 — 1492) в Кастелло Сфорцес ко в Милане также скорее всего принадлежит ему, с участием его ученика Иль Брамантино. Максимальная (по сравнению с планами других авторов) расчлененность пространства и его преобладание над массой устоев и стен сочетается с предельной ясностью в подчинении меньшего большему, второстепенного главному. Важную роль во внутреннем убранстве храма стали играть скульптурные изображения святых. Сооружение выполнено из кирпича и снаружи богато декорировано.
В 1470-х годах переехал в Милан, где испытал влияние архитектурных идей Леонардо да Винчи. К тому же периоду относится закладка так называемых Ватиканских гротов — крипты, где использованы полы древней базилики и повышен на три метра уровень пола нового храма. В этой истории многое переплелось. Все элементы возрастают к средокрестию и постепенно повышаются по мере приближения к куполу, создавая грандиозный и сложный интерьер, отчасти напоминающий иерархической соподчиненностью своих частей готические соборы, но резко отличающийся от них ясной, быстро воспринимаемой закономерностью центрического уравновешенного построения.
Это не проект, а нечто вроде рекламного проспекта, в котором Браманте стремится показать все свои способности. В дополнение к. этому в 1506 году в качестве военного инженера Браманте сопровождал Папу в Болонью (где великолепная лестница Палаццо дельи Ан циани приписывается ему). на стр. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503—45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами.
Этому способствовала также и биография мастера. Исключительно богатая внутренняя отделка сакристии включает рельефные гротески, выполненные из тончайшего стука на поверхности угловых пилястр (их излом, не имеющий прецедентов в других памятниках, позволил Браманте обойтись на каждом углу лишь одной пилястрой), богатый скульптурный керамический, частично покрытый бронзой, фриз над первым ярусом (исполнен скульптором Фантуччи), обработку импостов в виде плоского акантового листа между парными арочками второго яруса и более плоско выполненный орнамент второго фриза. Так вот.
Просто победа Браманте была бесспорной. Браманте был человеком очень веселым и приятным, всегда охотно помогавшим своим близким. Низкий рельеф, материал (мрамор) и переменный шаг пилястр (встречавшийся до того лишь в церковных зданиях и сообщающий фасаду очень ясное ритмическое развитие по горизонтали) в сочетании с облицованной травертином могучей стеной характеризуют последнюю как действительную тектоническую основу сооружения, придавая фасаду внушительную монументальность.
Храм должен был быть хорошо уравновешенным и симметричным. Последний вернулся к базиликальной композиции, переделал проект и в 1539 г. представил папе модель сооружения, резко раскритикованную Микеланджело за характерную для «готического стиля» раздробленность композиции (см. Несмотря на необходимость включить в композицию разнородные остатки более ранних сооружений и трудности, связанные с теснотой и изрезанностью участка, почти со всех сторон сжатого улицами, Браманте создал сложный, богатый новыми композиционными приемами, крепко спаянный комплекс, который включает, помимо нетронутой мастером средневековой кампанилы, короткую Т-образную в плане трехнефную перекрытую цилиндрическими сводами церковь, восьмигранную сакристию (Сакристия строилась как баптистерий) у правой ветви трансепта и перестроенную снаружи капеллу Сан Сатиро.
С 1503 года – главный архитектор собора Святого Петра. Значение итальянского архитектора Донато Браманте для дальнейших судеб архитектуры высокого Возрождения настолько велико, что часто, характеризуя какой-то новый стиль в этом виде человеческой деятельности, его называют «брамантеско». Итальянцы не были единой нацией. Лишь в 1534 г., после многолетнего перерыва, папа Павел III привлек снова Бальдассаре Перуцци (который умер в 1536 г. ) и Антонио да Сангалло Младшего. БРАМАНТЕ (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, близ Ферминьяно – 11. 4. 1514, Рим) итальянский архитектор, художник, поэт. После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении и Антонио да Сангалло избравший базиликальную форму.
Он до фанатизма любил произведения Данте. Темпьетто в монастыре Сан-Пьетро в Монторио было построено Донато Браманте в 1502 году, по поручению испанских монархов Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской. Хотя работы велись с большой скоростью их масштабность была такой, что ко времени смерти Юлия II в 1513 году и са мого Браманте в 1514 году строительство было еще далеко до завершения.
Первое крупное произведение Браманте – церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1476) в Милане. Очень жалко, что осталось незавершенным столь достойное, полезное и великолепное дело, которое, по отзывам людей той профессии, было наилучшим когда-либо виденным решением такого рода задачи.
Карафа субсидировал первую известную ученым работу Браманте в Риме: монастырь и крытую аркаду Санта Мария делла Паче (завершены в 1504 году). Однако собор св. 22) и сакристию, перекрытую зонтичным куполом.
Здесь его встречают соотечественники и друзья: с их помощью ему поручено рисовать фрески – гербы папы Александра IV с ангелами и фигурами, которые поддерживают (в соборе Сан Джованни де Латерано), под царскими вратами. Другие работы Браманте в Риме: хор церкви Санта Мария дель Пополо (1509 г. ), здание папского трибунала с церковью Сан Бьяджо делла Паньотта (не закончено), двор Сан Дамазо в Ватикане (1510 г., завершен Рафаэлем), собственный дом (снесен в XVII в. ), церковь Сан Чельсо э Джулиано (1510—1514 гг. ). Неунывающий Браманте, каким-то образом раздобыв ключ, стал таскать в Сикстинскую капеллу Рафаэля, чьи фигуры в стансах Ватикана (ему поручили их роспись) приобрели невиданную монументальность и одухотворенность. Каждая второстепенная геометрическая группа подчинена центральной в строгой математической закономерности (диаметры большого и второстепенного куполов, радиусы главных и второстепенных арок и т. п. относятся как 2:1). Браманте вынужден был искать работу в другом месте. Родился в Монте-Аздруальдо (ныне Ферминьяно) в герцогстве Урбино в Центральной Италии.
18). библиографию), Ант.
В отличие от своих предыдущих купольных построек, довольно лаконично следующих форме креста или элементарной центрической форме (круга, восьмигранника), Браманте сочетал в плане собора обе фигуры, отдав, таким образом, дань и христианскому и чисто геометрическому символизму гуманистов. Личность и интересы. Со стороны Тибра ему соответствовала церковь Сан Бьяджо (разобрана при реконструкции набережных). Браманте принимал участие в реализации большинства архитектурных проектов, осуществленных в Риме при папах Александре VI (1489–1503) и Юлии II (1503–1513), которые стали его покровителями.
С 1499г. И в детстве своем он обучался не только читать и писать, но очень прилежно и арифметике. Воспользовавшись этим обстоятельством, Вентура сделал собственноручно модель восьмигранного храма, шириной в локтей и высотой в (Пропуск в подлиннике. ) локтей с вестибюлем или портиком, пристроенным снаружи, богато украшенного внутри и поистине прекрасного.
Другие выдающиеся работы Браманте – круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта Мария делла Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499–1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. С 1482 до 1486 года Браманте реконструировал церковь Санта Мария Прессо Сан Сатиро (проект, возможно, начат в 1478 г. ) с 1492 г. перестраивал средокрестие и апсиды церкви Санта Мария делле Грацие (до 1497 г. ), дворы каноники и монастыря Сант Амброджо (работы прерваны в 1499 г. ). Однако подобное объяснение неудовлетворительно. В 1551 г. Микеланджело дал рисунки для лестницы перед экседрой, превращенной в нишу (замыкавшая всю композицию эседра не должна была превышать боковые фасады) Пирро Лигорио (1562 г. ). Достраивал её Браманте.
Дворец, возведенный для крупнейшего вельможи, кардинала Риарио, закономерно приобрел черты не столько частного, сколько общественного сооружения (характерно, что даже церковь скрыта дворцовым фасадом), намечая одну из главных линий развития всего европейского зодчества в эпоху расцвета абсолютистских государств. Весь план пронизан нерушимой логикой. В период между 1497 и 1498 годами, в дополнение к часовне (позже перестроена) СантАмброджо в Милане, Браманте работал над Цистерцианским монастырем, воздвигнутом в Милане при содействии Асканио Сфорца. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте Донато — перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479—83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте Донато использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте Донато осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. 5).
После смерти Рафаэля строительство продолжали Б. Перуцци и А. да Сангалло Младший. Архитектор намеревался разбить сад и создать двор для развлечений и празднеств. И хотя проект Д. Браманте по реконструкции Ватикана не был полностью осуществлен (сначала умер папа Юлий II, а потом и сам архитектор), Донато Браманте остаётся одним из величайших зодчих Высокого Возрождения. Но поссорился ненадолго. Здание известно как образец архитектуры 16 столетия.
Округлая форма здания олицетворяет божественное совершенство. Гравюра Лафрери 1549 г. (рис.
Он стремится к установлению канонов для строительства зданий, которые были исторически необходимы, восстановлению исторического «лица» города, который объединяет в себе христианскую и древнюю историю. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте – дворы Бельведера (1503–1545) и Сан Дамазо (ок. Браманте занимался также перестройкой хора (алтарной части) и средокрестия в начатой за двадцать лет до того доминиканской церкви Санта Мария делле Грацие.
Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, — 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения. Другим значительным проектом Браманте стал палаццо Каприни (дом Рафаэля позже был разрушен) в Борго, ставший образцом для многих дворцов 16 века. Петра (1506–1514), но не завершил эту постройку в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте.
Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502 г. ), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503г. Стороны главного объема внизу оканчиваются тремя широкими полукружиями аспид.
Браманте рассматривает несколько вариантов решения проблемы (среди них один принадлежит ему — квадратный план), высказывая архитектурную концепцию, замечательно схожую с концепцией Альберти. Примерами таких античных построек может быть Мавзолей Святой Констанции и базилика Санто Стефано Ротондо на Целии. Мастерское изменение размера редко расположенных окон от главного (второго) этажа к верхнему, уменьшение высоты пилястр при равной высоте ярусов подчеркивают действительно значительные размеры здания (общая высота равна 24 м) и создают спокойный, но полный внутренней жизни ритм. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. К нему относится, вероятно, только цоколь и нижний ярус апсид с окнами. План, общая композиция и облик были изменены в последующем столетии.
Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500—04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Миланский период Браманте длился двадцать лет. Петра, которым он занимался, по-видимому, с 1505 г. и до самой смерти.
К лучшим произведениям Браманте относятся основанные на изучении римских вилл террасные дворы Ватикана – Бельведер и Сан-Дамазо (1503-1505 годы). Его уважали и обласкувалы прелаты и сеньоры. Основа архитектуры Высокого Возрождения – грациозная величественность.
Наибольшей пластичной цельности и жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио (1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Родился в местечке Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино.
Цилиндрическое основание, увенчанное куполом и возведенное на небольшом постаменте, окружено шестнадцатью гранитными колоннами. В городскую застройку Милана, которой характерна поздняя готика, органично вписались его творения. Однако, скорее всего, они поссорились бы в любом случае, причины были. Это творение великого зодчего входит не только в учебники по архитектуре и по истории искусства, но и в курсы градостроительства как едва ли не лучший за все века пример точечной застройки двора.
Петра в Риме. Это строение не представляло сложностей в инженерном смысле. Петра, продолжалось много лет. Начать с того, что архитекторы Возрождения уважали прошлое выборочно.
Слава его, огромная по жизни, выросла по смерти через медленное строительство собора св. Сам он возводить ее не мог – слишком занят был на строительстве собора Святого Петра. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. По задумке же Микеланджело, там должна была находится огромная, массивная гробница. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера).
Его крытый проход в замке Кастелло Сфорцес ко в Милане должно отнести также к этому периоду, а фасад церкви Санта Мария Насценте ад Аббиа теграссо (близ Милана) датируется 1497 годом. Помимо того, при вилле Бельведер Браманте должен был построить двор для установки античных статуй (первое музейное сооружение Возрождения). Хотя авторство Браманте и не доказано, у истоков идеи новой трибуны — алтаря для церкви СантаМария делле Грацие, возможно, стоял и он предназначенный стать погребальным мавзолеем рода Сфорца, алтарь был внесен в общий проект реконструкции всей церкви (реконструкция началась в 1492 году). Импровизировал и сам и сложил несколько сонетов, если и не таких тонких, как это сейчас принято, но все же довольно строгих и погрешностей не имеющих. Действительно, католическое богослужение (где священник поочередно обращается то к алтарю, то к молящимся) требует одностороннего расположения алтаря и односторонней ориентации пространства храма. Петра.
Ясная тектоническая мысль видна и в расположении колонок над верхней точкой арок (работа которых улучшается при загрузке замкового камня) и в композиции карниза (простого, очень характерного для Браманте — ср. Когда во врагах у тебя Микеланджело, это не помешает. К этому периоду относится создание им маленькой часовни-ротонды Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио.
Браманте Донато принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488—92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. Архитектурная деятельность Браманте началась в Милане, где он перестраивал церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро (1479–1483) и Санта Мария делле Грацие (1492–1497). Более того, Милан был крупным и богатым большим городом (ме трополисом), столицей государства, управляемого Лодовико Сфорца, прозванного Иль Моро и архитектура Ренессанса была товаром, на который в этом городе был спрос.
Микеланджело в то время был почти исключительно скульптором. Его неутолимая жажда эксперимента и новых знаний подстегивала его, как Браманте сам говорил в одном из сонетов изменять себя постоянно (как время меняется мгновенно, моя мысль, следующая за ним, меняется также). Браманте, проведший свою молодость в гуманистической атмосфере Урбинского княжества, знакомился с живописью по работам Пьеро делла Франческа и Андреа Мантеньи, с научной литературой — по сокровищам знаменитой Урбинской библиотеки (среди которых необходимо отметить трактат о перспективе Пьеро делла Франческа), с архитектурой — по произведениям Лучано да Лаураны, Альберти, Франческо ди Джорджо Мартини, а также по работам странствовавших мастеров-строителей из Ломбардии, в совокупности открывших ему все многообразие локальных школ современного итальянского зодчества.
В Риме Браманте закончил строительство палаццо Канчеллерия (1499-1503 годы), построил аркаду двора церкви Санта-Мария-делла-Паче (1500-04 годы).