Гротеск в работах Оноре Домье не вызывает отвращения. Оноре Викторен Домье (фр. Оноре Викторен Домье (фр. Honor Victorin Daumier 26 февраля 1808—10 февраля 1879)— французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Великий живописец, художник-новатор и прославленный карикатурист Оноре Домье умер в городе Вальмондуа 10 февраля 1879 года.
Помимо рисунков и карикатур, Оноре Домье стал известен и как живописец. Оноре Викторен Домье (фр. Оноре Домье стал любимчиком публики, которая восхищалась его рисунками, вызывающими смех, радость и веселье. Оноре Викторен Домье – великий французский художник. Французский художник Оноре Домье (Honor Daumier) родился в семье стекольщика.
Домье Оноре Викторьен (Daumier), французский график, живописец и скульптор. Оноре Домье появился на свет двадцать шестого февраля 1808 года и вырос в семье стекольщика, которого боялись даже короли.
Стоит отметить, что карикатуры тогда, как впрочем и сегодня, многими оцениваются очень болезненно.
Его адвокаты и судьи (чей облик он изображает с особенным блеском и эффектностью благодаря их длинным черным мантиям) – это самые нормальные деловые люди, в которых нет ничего демонического и такие же стяжатели, как и разные другие представители среднего класса (по выражению Голсуорси), другие добрые буржуа, по определению самого Домье. Одной из вершин творчества Домье (да и всего искусства XIX в. ) стала большая литография Улица Транснонен 14 апреля 1834 г., также изданная Ежемесячной литографической ассоциацией. Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). В других литографиях Домье разоблачает продажность суда (Деятели правосудия, 1845–1849), буржуазную благотворительность (Современная филантропия, 1844–1846).
Вы свободны., где судья любезно обращается к подсудимому, у которого завязан рот и которого со всех сторон держат дюжие судебные чиновники, в то время как в глубине зала один из судей деловито засучивает рукава, чтобы отрубить голову другому подсудимому, уже уложенному на плаху наконец – А все-таки она движется. Действительно, только Домье и было заботы, как веселить царствующего монарха Франции. Карикатуры Д. распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Д. (в «Силуэт», «Silhouette», 1830—31 в основанных издателем Ш. Филипоном «Карикатюр», «Caricature», 1831—35 и «Шаривари», «Charivari», 1833—60 и 1863—72).
Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. и, наконец, полным именем и фамилией.
Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830—32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832—33).
Он работал очень быстро и обладал невероятно точной зрительной памятью, вот таким образом созданные им образы кажутся взятыми прямо из жизни. Параллели эти при знании того, что следующую работу на эту тему Домье назвал «Законодательное чрево», можно связать с фигурой непомерно толстого клоуна, раздутого именно в области «чрева», плоть его доминирует.
Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета ("Выход из школы", около 1853–1855 один из вариантов "Вагона третьего класса", около 1862).
На первый взгляд кажется, что четыре человеческие фигуры спокойно и мирно спят, но затем приходит осознание, что лежащие на полу люди мертвы и убили их солдаты королевской армии. Как работник газеты, художник мог часами просиживать в законодательной палате Бурбонского дворца, где изучал манеры поведения политиков их разговоры и всю систему парламентской власти Франции. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Первым листом, в котором все эти новые качества развернулись (и причем вдруг, сразу. ) с удивительным блеском, был не входящий ни в какую серию лист 1844 г. Между одиннадцатью часами и полночью. Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике., приветствуя пышный смотр в Булонском лесу приверженцев будущего Наполеона III. – Его любимый эффект – контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый.
Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет. Домье еще никак не выглядит в этих литографиях особенно и необычно одаренным художником. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину. В сериях литографий «Парижские типы» (1839—40), «Супружеские нравы» (1839—1842), «Лучшие дни жизни» (1843—1846), «Люди юстиции» (1845—48), «Добрые буржуа» (1846—49) Д. едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя.
Критиковать позволялось некоторые (не все, конечно) иностранные государства и правительства. В конце 60-х гг.
Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. Листы Домье трагично выразительны. Разгром июньского восстания резко переломил настроение Домье. Домье может выдержать такие сравнения. Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам.
Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Д. добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов — «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Д. создал героический образ рабочего-революционера.
И они, эти люди юстиции, тем страшнее, чем обыденнее и прозаичнее они выглядят, чем яснее Домье подчеркивает, что все, что они делают, считается естественным и нормальным, целиком включаясь в тот порядок вещей, какой установился во Франции после недоведенной до конца Революции 1830 года. Для Домье так же не могло быть никаких колебаний и сомнений. В конце 60-х гг. В 1850 г. Домье дал на выставку картину Нимфы, преследуемые сатирами (Художественный музей в Монреале) и красивый большой подцвеченный гуашью рисунок Шествие Силена (ныне находящийся в музее в Калэ). При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства.
Предварительно предупредив художника, чтобы он приоделся и просил за картину не меньше 5000 франков, Добиньи прибыл с покупателем в мастерскую. Для Домье наступила одна из самых мрачных полос в его жизни. Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном. В схематических и наивно догматических книгах об искусстве XIX в. (например, у Мутера) эта серия была абсолютно фантастически расценена как прямой выпад против классицизма Давида и его школы: такой классицизм ко времени создания серии Древняя история представлял собою в полном смысле слова плюсквамперфектум и воевать с ним не было никакой надобности. С 1822 посещал мастерскую А. Ленуара и академию Сюиса изучал старых мастеров в Лувре.
Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 году он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848 год, музей Орсе, Париж). По сравнению с мрачным и пессимистическим историческим фатализмом Битвы при Тайбуре или Крестоносцев Делакруа (возникших на рубеже 1830-х и 1840-х годов) Камилл Демулен, призывающий народ к восстанию явился новым и очень важным шагом в развитии исторической живописи XIX в. Но сам Домье не воспользовался непосредственно и прямо этим своим собственным открытием. Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. Виртуозно сочетая гротескную фантазию и точность наблюдения, Д. придал публицистическую обличительную заострённость самому графическому языку: язвительная, жалящая выразительность линии как бы срывала с буржуа маску благопристойности, обнаруживая под ней бездушие и пошлое самодовольство. Никакой тюремной идиллии 1832 г. не осталось и в помине.
В Пасторалях есть лист, где изображена смешная пожилая буржуазная чета, сидящая во ржи и плетущая венки из васильков, явно не подозревая, что представляет собой комическую пародию на пастушескую идиллию, - и все же Домье недвусмысленно заставляет ощутить жалость и сочувствие к этим нелепым горожанам, столь неуклюже (и вероятно, вполне чистосердечно. ) старающимся вернуться к природе и найти какое-то с ней согласие. Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). Рука Домье овладела поистине виртуозной стремительной точностью и экономностью выражения. В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860 года, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы Национальная галерея, Прага).
очень обостренных политических тем, никогда, быть может, не проникало в его журнальные литографии такого количества некарикатурных, спокойно реалистических изображений людей из народа – парижских рабочих и интеллигентов или крестьян окружающих Париж деревень. К циклу "Прачек" относится и картина известная под названием "Ноша", – пишет Н. Н. Самые сильные листы конца 1834 и начала 1835 г. посвящены французским революционерам., 1840) или где большую роль играет реально и тонко переданный пейзаж (Зрение, 1839 или Снег идет того же года). В 1830 первые литографии Домье привлекли внимание Шарля Филипона издателя либерального политического журнала «Карикатюр».
Из вереницы этих первых послереволюционных сатирических изображений не выделяется также и та, сделавшая имя Домье широко известным, - карикатура Гаргантюа (декабрь 1831 г. ), за которую в августе следующего года Домье был посажен в тюрьму Сент-Пелажи. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Сын мастера-стекольщика. Большая фигура рабочего-печатника, стоящего на защите свободы печати (что прямо указано надписью у него под ногами), всем своим непринужденно естественным обликом и в то же время крепкой, убежденной силой ведет свое происхождение от Кузнецов Гойи или от героев картин Жерико.
Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию. Франко-прусской войне 1870—71 посвящён последний шедевр Д. — альбом «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя — это мир», 1870 «Потрясённая наследством», 1871).
В тот день, 14 апреля, армия (даже не полиция. ) Луи-Филиппа свирепо расправилась с обитателями рабочих кварталов Парижа, где находился центр восстания, не щадя ни стариков, ни детей в домах по улице Транснонен не осталось ни одной живой души. Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. В сериях литографий «Парижские типы» (1839—40), «Супружеские нравы» (1839—1842), «Лучшие дни жизни» (1843—1846), «Люди юстиции» (1845—48), «Добрые буржуа» (1846—49) Домье Оноре Викторьен едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Подпись под этим рисунком, гласящая: Никогда моя дочь не будет женой какого-то писаки. Но я не думаю, чтобы даже Адемар сумел рассказать, что же именно веселое мог отыскать король Луи-Филипп в литографиях Домье, где король был выведен в виде китайского болванчика, в виде клоуна, задергивающего занавес над закончившейся комедией Палаты депутатов, в виде грабителя, хладнокровно отрезающего головы целому индюшатнику, в виде тюремного лекаря, констатирующего смерть политического заключенного, в виде груши (что стало широко распространенным прозвищем Луи-Филиппа в революционной печати), облаченной в королевскую мантию и прикрывающей ею целую толпу преступников, в виде отвратительного разбухшего толстяка, дрыхнущего на королевском троне из-под которого во все стороны торчат пушечные дула (литография Покой Франции, 1834) и т. д. Нет такого острейшего и грубейшего издевательства, которое Домье не позволил бы себе по адресу ненавистного всему французскому народу (за исключением банкиров и лавочников – по определению Маркса) и в полной мере заслужившего эту ненависть короля-буржуа Луи-Филиппа.
Строго выверенный, гармонически ясный и в то же время почти откровенно декоративно-орнаментальный силуэт, строящий композицию этих трех работ, своей чеканной законченностью перекликается даже не с приемами позднего Делакруа, а с живописью Шассерио, зенит творчества которого приходится как раз на конец 40-х и начало 50-х годов.
Опыт Домье некоторое время был целиком поглощен накоплением политической зоркости и чисто сюжетной изобретательности. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье. Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей.
В 1832 Д. за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Первые откровенно политические карикатуры 1830-1831 гг.
Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-1864 годы, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-1863 годы, музей Орсе и другие) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). Д., по-видимому, участвовал в Революции 1830, а с установлением Июльской монархии стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку.
Оба и Домье и Бодлер, вышли из кризиса примерно к 1856-1857 гг., вернувшись к обогащенным опытом, но в общем своим старым убеждениям. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860). Тема картины «У продавца эстампов» (ок. В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале). Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки».
С этого времени Д. всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. В этих литографиях, полных сдержанной, точной, безотказной экспрессии, понятной каждому без всяких подписей и объяснений и где карикатура смело совмещена с суровой и строгой жизненной правдой, Домье окончательно сформулировал и отчеканил тот язык высокой и благородной сатиры, которому следовали потом и великие художники, обращавшиеся к критике буржуазного общества, - Манэ или Дега, Тулуз-Лотрек или Руо, - и выдающиеся рисовальщики разных стран, до американских художников Клуба Джона Рида (таких, как Роберт Майнор или Фил Бард) включительно. Несмотря на естественное преобладание в графике Домье 1848-1851 гг.
Литографии 1844-1847 гг. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, к примеру, Мир проглатывает шпагу. Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 год «Олимпийские боги», 1841 год «Физиологии», 1841-1842 годы «Служители правосудия», 1845-1849 годы «Добрые буржуа», 1846-1849 годы и другие). Скорее всего, Домье не занимался в 1852-1855 гг. или, еще более, Вам предоставляется слово, объяснитесь. чем-то подготовляют этот резкий перелом: отдельные литографские листы, где человеческие типы не превращены в гротескную схему, а остаются естественными и живыми (например, Ну, вот Вы и капитан Национальной гвардии. Таким образом достигается эффект скульптурности масс.
Литографии 1852-1855 гг. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». С этого времени Домье Оноре Викторьен всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре.
Домье умел быть, когда нужно и тем и другим. Представлен групповой портрет уродства развращенных своей плотью, властью, богатством людей, причастных к управлению судьбами других и судьбой государства. Эти портреты необычайно злили тех, кто был изображен, тем более что, кроме явного сходства, они сопровождались насмешливо измененными, но весьма прозрачными именами сенаторов, депутатов, министров, - да и действительно, абсолютно идиотский облик какого-нибудь толстого Подена или пронырливая и легкомысленная внешность ДАргу не могли возбудить у моделей этих портретов ничего, кроме лютой ненависти к художнику. В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы, Национальная галерея, Прага).
Франко-прусской войне 1870—71 посвящён последний шедевр Домье Оноре Викторьен — альбом «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя — это мир», 1870 «Потрясённая наследством», 1871). Вот он предлагает руку Республике, заставляя ее обернуться к нему с брезгливым удивлением и отвращением вот он со своим достойным спутником Касмажу обходит с дубиной в руке квартиры парижских обывателей, собирая пожертвования на дело Бонапарта вот во главе своего штаба – кучки каких-то отвратительных подонков – кричит во все горло да здравствует император. Но эта вынужденная депрессия отразилась, по-видимому, лишь на его журнальной графике. Домье (Daumier) Оноре Викторьен (26. 2. 1808, Марсель, — 11. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник и скульптор.
Напротив, Шарль Бодлер сражался на июньских баррикадах на стороне рабочих. С августа 1832 г. Домье просидел два с половиной месяца в тюрьме Сент-Пелажи, где содержались политические заключенные, а потом еще до февраля 1833 г. содержался в полутюремном, полупсихиатрическом заведении д-ра Пинеля. На революционные годы или, точнее, на годы Второй республики (1848-1851) приходится один из высших подъемов творчества Домье. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана.
Огромное наследие Домье Оноре Викторьен (около 4 тыс. Особенно увлекала Домье Оноре Викторьен тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Домье Оноре Викторьен — театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856—60, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Над каждой своей работой мастер трудился, как над произведением искусства. Литографии Домье наполняются отныне неистовой ожесточенностью. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ.
Смело и точно вылепленные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830—32, сохранились 36 бюстов в частном собрании) послужили основой для серии литографических портретов-шаржей («Знаменитости золотой середины», 1832—33). Листы Домье трагично выразительны. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики.
Он продолжал в эти годы старые серии Все, что вам угодно и Папы, где и раньше встречались в изобилии подобные несатирические образы.
Листы Домье трагично выразительны. Словно в противоположность геометрии и статике Законодательного чрева изданный той же Ассоциацией в марте 1834 г, большой лист, названный Не суйтесь (Ne vous у frottez pas. ), оказался пронизанным вольной и свободной динамикой. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. При этом в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу.
Вероятно, он чувствовал себя, как лев, которому вырвали все зубы и остригли когти. В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849 года, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850 год, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале).
Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862). Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ.
Сухой, однообразный рисунок литографий 1836-1843 гг. Мятая, рваная, угловатая экспрессия этой зловещей фигуры (отлитой Домье из гипса, а в XX в. переведенной в бронзу) не сравнима буквально ни с чем в мировой скульптуре: только Паоло Трубецкой в своем Александре III использовал по-своему некоторые приемы уникальной в своем роде скульптурной карикатуры. Н. Н. В литографии Империя – мир изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Нелепый, неестественный мир, в котором живут действующие лица литографий серии Добрые буржуа (да, впрочем и других, близких к ней по своему существу, серий – как Прекрасные дни жизни, Пасторали и др. ), во всем противоречит естественной природе человека и не только той идеальной природе, о которой думали и мечтали Жан-Жак Руссо или утопические социалисты, но и гораздо более конкретной и реальной, какую Домье видел и в Бланки и его Обществе времен года и в обитателях небуржуазных кварталов Парижа от Монмартра до Сент-Антуанского предместья и в самом себе и своих друзьях писателях и художниках.
Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг. (к 1822 относится первая литография – «Воскресенье»).
При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851, музей Орсе). Домье не довольствуется первыми достижениями. Основываясь только на сюжете, относят к 1848 г. несколько композиций Домье изображающих восстание или группы и отдельные фигуры парижских рабочих (Восстание из б. коллекции Герстенберг, так называемая Семья на баррикадах в Пражском музее и др. ).
Данные клетки на уровне зала соответствуют единообразным фигурам заседателей. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. Современники (О. Искусство Домье оказало большое влияние на позднейшую европейскую живопись, от Э. Мане, Э. Дега, А. де Тулуз-Лотрека, В. Ван Гога до фовистов, немецких экспрессионистов, П. Пикассо и Х. Сутина. По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме. какой-либо жанровой живописью, тем более со спокойной лирической настроенностью.
Такой отвлеченно рационалистической метафизикой он явно никогда в жизни не увлекался. Психологическая и социальная характеристика изображаемых персонажей, не столько смешных, сколько отталкивающе безобразных, резко снизилась по сравнению с литографиями 1833-1835 гг. и если можно было бы расценивать такие работы, как некое отрешенное от времени и места холодное изучение свойств человеческой мимики, то следовало бы счесть это изучение чересчур мизантропическим. Д. создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре.
У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Подлинная пропасть отделяет его работы 1832-1835 гг. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Домье Оноре Викторьен создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836—38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. Свою волнующую силу она сохранила навсегда. Но как и тогда, скульптура стала для него источником целого ряда первоклассных литографий.
В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). Но теперь его дар анализа и обобщения словно проходил стороной мимо всей бестолковой, крикливой и шумной жизни официального буржуазного Парижа новоявленной Второй империи, почти не затрагивая ее подлинного существа. Обычно для Домье типична приглушенная гамма красок, насыщенная всевозможными оттенками, отсветами. ДОМЬЕ (Daumier) Оноре (Оноре Викторьен) (26. 2. 1808, Марсель – 10. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник, скульптор. Домье не довольствуется первыми достижениями.
Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848—49. 1848, Прага, Национальная галерея). В ряде литографий Домье показывает всю убогость самоудовлетворенности французского мещанина. Не знаю.
На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста проходимца, спекулянта умирающего и вновь воскресающего (серия Карикатюрана, 1836–1838).
Этот поворот очень отчетливо выразился в их творческой эволюции со второй половины 50-х годов. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Ведь даже о кузнецах Гойи можно было еще думать как о художественном воплощении деревенской жизни, - не говоря уж о шлюзовщиках или возчиках щебня Джона Констебля, а в первом городском (в полном смысле слова) пейзаже – в Печи для обжигания извести Жерико – не было людей. Домье (Daumier) Оноре Викторьен (26. 2. 1808, Марсель, — 11. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник и скульптор. Н. Н.
Чтобы эта классификация не выглядела излишне педантической или попросту ненужной, я приведу только один пример совсем иной оценки хода развития искусства Домье, естественно и основанной на абсолютно иных взглядах на этого художника. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. Домье.
Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. А. С. Пушкина в Москве и изображающую Камилла Демулена, призывающего народ к восстанию. Впрочем, его живопись шла своими и очень сложными путями. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». С 1814 жил в Париже, где в 1820-х гг. Всю жизнь художник терпел лишения.
Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. Таков, к примеру, лист Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке (из серии Салон 1857 года). Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Физиологии», 1841-42 «Служители правосудия», 1845-49 «Добрые буржуа», 1846-49 и др. ). Министр Гизо выбрасывает лозунг Обогащайтесь.
Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. Все свои силы он собрал теперь для борьбы против взявшей верх реакции. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Бестолковые, нередко уродливые и грубые взаимоотношения родителей и детей вызывают у Домье не один лишь гнев, но и горечь и с абсолютно открытым сочувствием (хотя и без всякой сентиментальности) изображена им плачущая и вытирающая слезы публика галерки в литографии Пятый акт в Ла-Гэтэ или сидящая на парковой скамейке старушка, застывшая в ужасе при виде того, как какой-то оборванец подымает за хвост ее пуделя (в литографии Это Ваша собака. ). Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты.
Свою лучшую литографию "Законодательное чрево" Оноре Домье создает в 1834 году. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. Но больше всего простоты и свободы было в книжной графике, которой Домье много занимался в самом начале 1840-х годов и где непосредственные наблюдения и зарисовки повседневной жизни не обязаны были превращаться непременно во что-то развлекательное и смешное. Работая в технике литографии (реже ксилографии), Домье великолепно использует её живописные возможности, передавая тончайшие переходы от бархатисто-чёрного к серебристо-серому, воссоздаёт световоздушную среду и освещение. Вспыхнувшее в июне 1848 г. мощное рабочее восстание было жестоко разгромлено войсками республиканского правительства под командованием генерала Кавеньяка (этого человека не нужно путать с умершим к тому времени благородным революционером, с которым Домье сидел вместе в свое время в тюрьме Сент-Пелажи). В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846). Злободневные события, современные политические деятели оживают в его литографиях (всего – около 4 тысяч), поражающих глубиной социальных оценок, гражданским бесстрашием: «Маски» (1831), «Опустите занавес, фарс окончен» (карикатура на Луи Филиппа), «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года», «Свобода печати», «Законодательное чрево» (все – 1834). При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства.
В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. При кажущейся простоте композиция строго продумана. Острая карикатура на короля Луи Филиппа «Гаргантюа» (1831), повлекшая за собой 6 месяцев тюрьмы и штраф, принесла Домье широкую известность. Ранние литографии Домье, сделанные до Революции 1830 года, не имеют сколько-нибудь серьезного художественного значения: его портреты или нехитрые жанровые сцены тех лет, как и более интересные с точки зрения своего сюжетного содержания, но довольно-таки внешние отклики на разные исторические и политические события времени, во всем еще следуют распространенным и совсем уже выродившимся штампам развлекательной графики идущей от Дебюкура и Буальи и очень мало обновленной более молодыми художниками вроде Шарле. Какой.
В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Таковы, к примеру, картины "Перед купанием" (около 1852), "Любопытствующие у витрины" (около 1860). Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном.
В эти годы он еще дважды выставлял свои работы в Салоне: в 1849 г. там появилась большая картина Мельник, мальчик и осел, написанная на сюжет басни Лафонтена (ныне в Музее Глазго), представляющая трех, крупно данных на первом плане, смеющихся крестьянских девушек, а вдали – мелкие фигуры героев этой басни, смущенных насмешками. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением ("Мелодрама", 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой ("Криспен и Скапен", 1858–1860). Всеми способами он издевается над Тьером, вплоть до представления его в виде кокетливого голого амура, поворачивающего свой зад к зрителям или над доктором Вероном, редактором и издателем реакционной газеты Constitutionel – его увенчанная ночным колпаком грузная, жирная туша обыгрывается Домье в самых смехотворных ситуациях особенно противен он и особенно хорош (с точки зрения мастерства карикатуры) в роли святого Себастьяна, проткнутого стрелами Шаривари. Обычно для Домье типична приглушенная гамма красок, насыщенная всевозможными оттенками, отсветами. Они дали Домье материал для нескольких самых совершенных сатирических творений. Карикатуры Домье Оноре Викторьен распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях, где сотрудничал Домье Оноре Викторьен (в «Силуэт», «Silhouette», 1830—31 в основанных издателем Ш. Филипоном «Карикатюр», «Caricature», 1831—35 и «Шаривари», «Charivari», 1833—60 и 1863—72).
В 1848 Д. выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). Что нам в конце концов до личности короля Луи-Филиппа – личности явно ничтожной – или до забытых нынешним зрителем личных характеров его министров и тогдашних пэров Франции. Я не вижу необходимости связывать эти работы (за исключением превосходного Портрета мятежника) непременно с 1848 годом. Общий итог этого периода художественной биографии Домье не становится от этого меньше.
стоит серия Древняя история (1842), отличающаяся от других прежде всего своим откровенно пародийным характером. Изобразительным искусством стал увлекаться с раннего детства. Впрочем, особенного ухода от современных событий тут не было: с речи Камилла Демулена перед народом во дворе Пале-Ройяля накануне взятия Бастилии началась Великая французская революция 1789 года. Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок. В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания.
Он сразу лишился возможности безудержно фантазировать изобретать необыкновенные метафорические и аллегорические образы, дерзко сопоставлять реальность и воображение, не говоря уже о самом смысле сатирического обличения и о пафосе революционной борьбы. Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838). Резким сопоставлением света и тени, энергичными линиями художник сумел дать мощный образ, олицетворяющий жизненную силу страны. к однообразной и поверхностной развлекательности.
Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Домье вспомнил и восстановил свое блестящее рисовальное и литографское мастерство, совсем было растерянное в Карикатуране и последующих физиологических сериях. Новый недолгий подъём французской политической карикатуры связан с Революцией 1848—49. Есть определенное сходство у персонажа клоуна и частного персонажа карикатур Домье – Луи-Филиппа (например: «Гаргантюа»), Это подчеркнуто не только сходством черт и толстой фигурой, но и тем, что этот персонаж здесь представлен своего рода хозяином этого шоу, управляющим, смеющимся злорадно, выявляя суть происходящего, как бы издеваясь над теми, кто искренне верит в справедливость власти и тех законов, которые она производит. Домье Оноре Викторьен создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). Сын мастера-стекольщика.
1863, Париж, Музей Орсэ). приобрели необычайную живописную свободу и колористическую тонкость. Огромное наследие Д. (около 4 тыс. Домье не довольствуется первыми достижениями.
Домье не позабыл свое сатирическое оружие, когда дважды, в последний раз изобразил с величайшим презрением свергнутого короля Луи-Филиппа (Луи-Филипп, последний король Франции и Все потеряно, кроме кассы) или когда ему пришлось весной и летом 1848 г. представлять в полных шутливой иронии рисунках (очень малокарикатурных) растерянных национальных гвардейцев или напуганных буржуа-обывателей, шипящих на новые порядки. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ). В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. Герман.
В сериях «Древняя история» (1841—43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Д. зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Таков цикл «Прачки» (1850—1860). Под рисунком подпись: Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки.
Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». Иллюзии о возможности мирно добиться демократических реформ общественного порядка были с необыкновенной быстротой развеяны без остатка и революционное напряжение в стране достигло еще большей остроты, чем то было в июле 1830 г. Рабочие восстания были подавлены правительством Июльской монархии с величайшей жестокостью. В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. и Свободы, ведущей народ Делакруа и даже Умирающего Марата Давида.
Такова литография Законодательное чрево (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. Известно ведь, что уже в эти годы им была написана одна (неизвестно которая) из его картин на сюжет, взятый из Дон Кихота. Приветствуя революцию, Д. разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий.
Таких листов у Домье много, в них выступает его доброта, которую так верно определил Бодлер в своем стихотворении К портрету Оноре Домье и в статьях о нем, - я бы сказал, что в этих созданиях Домье больше от Достоевского, чем от Щедрина. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860). Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. В сериях «Древняя история» (1841—43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Домье Оноре Викторьен зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Яворская. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объёмны, пластичны.
Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860).
Особенно увлекала Д. тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Д. — театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856—60, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Я думаю, что на создание такой иронической и злой серии литографий, показывающих в самом глупом и смешном виде античных богов и героев, Домье был вдохновлен не Давидом (чьим достойным потомком был он сам), а только что законченным (в 1841 году. ) Полукружием Делароша в Школе изящных искусств с его нелепыми и чудовищно вульгарными фигурами голых девиц, олицетворяющих, пo замыслу художника изящные искусства и великих древнегреческих мастеров, с бесхитростным натурализмом списанных с безобразных, тупых и безнадежно прозаических натурщиков. Приветствуя революцию, Домье Оноре Викторьен разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. Домье видел и знал не меньше и умел с величайшей прозорливостью видеть очень далеко. При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851 года, музей Орсе).
В этом плане Домье создал и другие серии: День холостяка (1839), Супружеские нравы (1839–1842), Пасторали (1845–1846), Лучшие дни жизни (1843–1846). Современники (О. то дерева. Цензура не обратила своего внимания на это весьма сомнительное, с точки зрения общественных верхов Второй империи изображение, обманутая безобидным названием серии, в которую был включен этот лист (Современные художники), так же как и явным портретным сходством с Моннье.
После июньского восстания 1848 года этой романтике пришел конец. Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. Но и не все друзья Домье вели себя одинаково в этот час испытания. Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Домье Оноре Викторьен ограничиться бытовой сатирой. В этих сериях, печатавшихся в Шаривари нередко одновременно (т.
В 1833-1835 гг. После Июльской революции 1830, когда в условиях относительной свободы слова во Франции начался расцвет политической сатиры, Домье начал сотрудничать с журналом «La Caricature» и «Le Charivari». Никакой материальной обеспеченности у родителей Домье не было и ему пришлось с 12 лет зарабатывать на хлеб, служа рассыльным у судебного исполнителя (что дало ему богатый, хотя и весьма мало приятный жизненный опыт), а затем, уже с 14 или 15 лет, работая продавцом в книжной лавке у Делоне или рисовальщиком и шлифовальщиком камней для предпринимателей-литографов Беллиара и Рикура. Особняком по своему сюжетному содержанию среди литографий 1839-1843 гг. Предательство этого болота не было для него неожиданностью. Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен.
«К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н. Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Д. ограничиться бытовой сатирой. Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-64, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-63, музей Орсе и др. ) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло).
В 1848 Домье Оноре Викторьен выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. Силу и значение этой работы Домье не решались отрицать или умалять даже самые крайние его враги и даже те консервативные ученые XX в., которые считают, что художник лучше бы сделал, если бы держался подальше от всякой политики и не вмешивался бы в то, что никак его не касается. Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860).
Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Домье Оноре Викторьен добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов — «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Домье Оноре Викторьен создал героический образ рабочего-революционера. Но образы карикатур Домье 1833-1835 гг.
Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией. Сын стекольщика, перебравшегося с семьёй в Париж в 1814 года. Это литографии Действительно, стоило труда убивать нас. он впервые обратился к ним не как робкий ученик, а как равный им большой мастер. Он не просто шут, говорящий правду, раскрывающий суть явлений, но причастен этому действу, он здесь выходит на поклон, как режиссер пьесы.
Наоборот, его искусство скорее, при желании, можно было бы упрекать в том, что оно всегда было слишком верным эхом наиболее глубоких процессов, происходивших в общественном сознании эпохи. В 1833 г. политическая ситуация во Франции стала быстро и резко меняться.
Нужно сказать также, что постоянное присутствие в литографиях 1844-1847 гг. Он работал очень быстро и обладал невероятно точной зрительной памятью, вот таким образом созданные им образы кажутся взятыми прямо из жизни. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника.
Я постараюсь показать дальше, в чем здесь дело. Монументальная сила и благородная тонкость Республики Домье поражают воображение сейчас несомненно глубже и больше, чем они могли это делать тогда, в 1848 г. И хотя в бурных событиях того времени из конкурса ничего не вышло, картина Домье осталась не только свидетельством гениального дара Домье и прекрасным памятником революционной эпохе, но и одной из самых лучших и сильных картин (и не только французского искусства) из тех, что ныне Хранятся в Лувре. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862). Калитина. Он более не опасен.
Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». Домье Оноре Викторьен создавал и рисунки для гравюр на дереве (главным образом книжные иллюстрации). Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики.
в подавляющем большинстве не представляют интереса ни с какой точки зрения. символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Д. создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836—38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Американец отверг картину и вообще больше не обращал внимания на художника, продающего свои вещи по дешевке».
Домье-художника отличает прежде всего уверенность. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. В литографии Домье впервые в таком изобилии, широким потоком проник пейзаж – не только городской, но и деревенский, неразрывно связанный с человеческой жизнью, нередко очень резко с ней контрастирующий.
Бодлер выделял Домье, которого уже в 1845 году поставил в один ряд с Энгром и Делакруа: «Домье поднялся до больших высот, сделал карикатуру жанром серьезного искусства, он великий карикатурист. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника.
В 1832 Домье Оноре Викторьен за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Всю жизнь художник терпел лишения. Книга Жана Адемара представляет в этом отношении абсолютно удивительное по своей последовательности явление.
Он оказался отброшенным далеко вспять – к своим малозначительным и бессодержательным, делавшимся исключительно для заработка литографиям дореволюционных лет. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Создал порядка 4000 литографий и ещё порядка 900 иллюстраций карандашом. 16 апреля 1846 года он женился на своей подруге – Мари Александрии Дасси, уже несколько лет делившей тяготы и радости его беспокойного существования, – рассказывает М. Ю. Литографии 1844-1847 гг.
Художник показал еще одно, гораздо более значительное произведение, за которое, однако, не получив инструкций от Добиньи, со свойственной ему скромностью нерешительно попросил 600 франков. Не случайно похождения Робера Макэра изображенные Домье, так понравились совсем тогда еще молодому Теккерею, который и сам делал в то время нечто похожее: ему было еще далеко добираться до собственного Пенденниса или Ярмарки тщеславия и, например, его ранние Записки Барри Линдона (или, вернее, Счастье Барри Линдона) при всей их благородной обличительной резкости читать, по правде сказать, так же противно, как и смотреть на листы Карикатураны.
Домье знал Капричос и Бедствия войны Гойи, а может быть и его картины. От случайных французских типов, повадок, костюмов (как аннонсировал эти литографии Шаривари в конце 1835 г. ) Домье перешел теперь к длинной серии похождений одного и того же героя – жулика и проходимца Робера Макэра, давно известного парижанам по театральной пьесе, ему посвященной и по блистательному исполнению этой роли знаменитым Леметром. Таким образом достигается эффект скульптурности масс.
Была ли Республика Домье его первой живописной работой. На полотне зрители видят зверски убитую семью. Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 году после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике. Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848, музей Орсе, Париж). Д. создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифологические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен).
Следом за тем, с 1832 г., Домье стал работать и во втором журнале Филипона – Шаривари.