Победителю предоставлялось право нарисовать картину в Большом главном зале Королевского дворца в Мадриде на тему изгнания мавров из Испании. По возвращении в Испанию в 1631 году Веласкес был назначен гофмейстером королевского двора, в 1634 году художник получил почётное звание гардеробмейстера. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 161110.
Первое смехотворно, второе — опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Простолюдин стал памятником самому себе. 28 декабря 1597 года, там же, где позже и был крещён новорождённый Диего, самый старший из восьмерых детей в семье.
Оно проявляется во многих его работах. В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу. 1650-е годы – время наибольших творческих свершений Веласкеса. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина.
«Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Веласкес был прилежным учеником и, по утверждению ранних биографов, все схватывал буквально «на лету». Фирс Журавлев известен прежде всего своими многофигурными жанровыми картинами, подчас очень драматичными и эмоциональными («Перед венцом», «Девичник в бане», «Купеческие поминки» и др. ). Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Портрет на долгие годы становится его основным жанром.
Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Эта реалистичная картина, наверное, единственная среди «бодегонес» Веласкеса, которая, несмотря на бедность изображаемой обстановки и унылый фон излучает молодость и оптимизм. Академическая идеальность отсутствует. При наличии внешней мифологической атрибутики в лице услужливого купидончика божественного в картине чрезвычайно мало, вся она пронизана теплотой, человечностью искренним восхищением земной, а отнюдь не небесной красотой, поскольку изображённая модель не так идеальна, как того требовали бы каноны подобной живописи.
«Старая кухарка» — одна из ранних работ знаменитого испанского художника Диего Веласкеса. Трактирные и кухонные зарисовки были внове для испанского искусства того времени, вот таким образом их часто критиковали за низменные и ничтожные сюжеты. Таковы портреты Диего де Аседо по прозвищу Эль Примо (1644, Прадо, Мадрид) и Себастьяно Мора (ок. Веласкес Диего (1599 – 1660), великий испанский художник.
Он имел «тайную свободу» своей кистью высказывать правду о людях, которых он рисовал. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов.
Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610 – 1616), в 1617 получил звание мастера. При этом натура не исправляется.
Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Усталая пожилая женщина в темной кухне готовит завтрак из яиц.
Стряпни дожидается мальчишка, видимо, ученик какого-то ремесленника или прислуга героини. Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»9. И только пожилой мужчина с бородой смотрит на своих приятелей с усмешкой. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны.
Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. Профиль ее похож на тот, который обычно чеканят на медалях. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Строгая темная гамма оживлена изысканными сочетаниями серого и красно-розового, зеленоватого и серо-оливкового, черного и золотого.
Для этих и многих других портретов характерны легкие линии, намечающие очертания силуэта. Однако учитель обладал тяжелым характером, уже через год юный Диего оставил его и перешел в мастерскую Франсиско Пачеко (1564–1645). Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника.
Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего. Простолюдин с загорелым морщинистым лицом подает бокал с водой задумчивому мальчугану. Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде – на тот момент было почти шестнадцать лет. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда.
Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса. Она является одной из ранних работ художника. На переднем плане – несколько работниц.
Это дорого стоило. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Но писал художник и отдельных героев, чаще всего он словно выхватывал их из окружающей действительности, застигал врасплох («Мачеха», «Пряха», «Официант»).
Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Молодая кухарка что-то толчет в ступке. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».
Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце. Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Примером такой композиции является полотно «Старая кухарка» (около 1618, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург). Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку.
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Интересны и легенды создания этой картины. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам.
Например, не вызывает сомнения, что им была выполнена картина «Завтрак» (ок. На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. «Прачка», «Кухарка, моющая посуду», «Три мальчика, пускающие мыльные пузыри», «Молодая женщина, вышивающая ковер» — на всех этих картинах люди изображены такими, какие они есть на самом деле.
Однако подобное назначение имело не только положительные, но и отрицательные стороны. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. На родине он писал в основном портреты королевской семьи, среди которых правдивый, как всегда, портрет ФилиппаIV (1657, Прадо, Мадрид, версия в Лондоне), а также портреты инфант, хранящиеся сегодня в музеях Мадрида, Вены и Лувра.
Единственным минусом такой жизни стало ограничение тематики картин, которые творил Веласкес Диего. и о наличии вакансии на это место. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль.
В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет — «Вакх» или «Пьяницы» (16281629). Многосторонне образованный педагог не только помог юноше как можно полнее раскрыть свои художественные способности, но и войти в высшие круги общества, а в дальнейшем устроил ему протекцию. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610 – 1616), в 1617 получил звание мастера.
Автор прописал её очень крупно и реалистично, а уверенность и точность движений он передаёт при помощи изображения крупных рук с закатанными рукавами и широкой спины. «Сдача Бреды» (1634 – 35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. «бодегон»).
Веласкес отказался от этих условностей, закладывая основы реалистической исторической картины. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. За ней последовали «Старая кухарка» (Национальная галерея, Эдинбург), «Служанка-мулатка» (частное собрание), «Водонос» и «Завтрак двух юношей» (собрание герцога Веллингтона, Лондон).
Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Быт абсолютно не похож на быт. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери. Он написал несколько пейзажей с видами парка около виллы Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид). По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс.
И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея). К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Так как за всеми людьми в Испании тайно следила Инквизиция. 1648, Прадо, Мадрид).
Все работы выполнены с использованием тёмного, часто условного фона, лишённого глубины, что оставляет ощущение безвоздушности, в лаконичной и выразительной манере. Но самое крупное произведение художника 1630-х – картина «Сдача Бреды». Впоследствии оно только увеличивалось. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
Еще современниками художника она воспринималась как шедевр. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры). К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией. Перед ней на столе лежат головки чеснока, рыба в чашке и два яйца на тарелке. В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа.
В полотне «Завтрак» (около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник изобразил двух веселых молодых людей и солидного пожилого человека. Главные создания Веласкеса позднего периода — крупномасштабные композиции «Менины», «Пряхи» (1657) — обе в Прадо. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды.
На заднем плане с наслаждением допивает свой бокал крепкий юноша. Этот жанр получил название «бодегонес» (от испанского «bodegon», что означает «трактир, харчевня»). На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов.
Рядом лежит скомканная тряпка, видимо, служившая полотенцем. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии7. В картине «Менинах», наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Его портреты необычайно реалистичны и естественны. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх» или «Пьяницы» (1628 – 1629).
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634–1635, Мадрид, Прадо). Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения.
Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). По меньшей мере, один из этой пирующей в харчевне троицы имеет благородное происхождение. Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать.
Художник Диего Веласкес писал без предварительных набросков, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры со строгой продуманностью композиции, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. В 1623 году в возрасте двадцати четырех лет Веласкес переехал в Мадрид.
По сути на холсте в образе богини любви изображена обыкновенная женщина, смотрящаяся в зеркало, что придаёт картине оттенок доброй иронии автора: Веласкес как бы подсмеивается над ожиданиями зрителей увидеть в очередной раз античную Венеру и в то же время даёт понять, что любая женщина является богиней такого высокого чувства. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. И бытовые сцены подходили для такой практики как нельзя лучше. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога.
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. В этот поздний период своего творчества он создал знаменитую композицию «Венера перед зеркалом» и пейзажи «Вилла Медичи», композиции «Менины» и «Пряхи». Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью.
В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту.
У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами. Эта картина Яна Вермеера известна также под названиями «Девушка/женщина/служанка с кувшином молока» и «Кухарка». В большом зале стоя перед холстом, он пишет портрет королевской четы, которая находится за пределами картины, отражения монархов видно в зеркале, висящем на противоположной стене. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).
1617, Эрмитаж, Санкт-Петербург, вариант — в Художественном музее, Будапешт). Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»11. Она стала одним из самых значительных произведений живописи в историческом жанре.
Замешивает тесто или взбивает масло. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Кроме придворных портретов Веласкес создал целую галерею изображений деятелей испанской культуры драматурга Лопе де Вега, Тирсо де Молина и Кальдерона, поэта Кеведо. Все эти работы были выполнены в короткий период с 1618 по 1620 год.
Известно, что в 1669 году «Молочница» была продана за огромную по тем временам сумму — 175 флоринов, а позже, на аукционе 1719 года, ее отрекомендовали как «знаменитую работу кисти Вермеера Дельфтского, подлинное произведение искусства». В произведении «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон) чувствуется совсем другая атмосфера. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Творчество Шардена ознаменовало собой рассвет реализма XVIII века.
Слухи о молодом художнике достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». Как правило, хозяева дома относились к молочнице с большим уважением. Наряду с другими испанскими творцами Диего обращается к библейским сюжетам, но они не занимают большого места в жизни автора.
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». «Шоколадница» — одна из наиболее известных картин Жана Этьена Лиотара.
Церковь не позволяла рисовать ничего лишнего на картинах. Художник передает ее мягкие, детские черты лица. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Вскоре между королем и Веласкесом сложились вполне дружеские отношения, что было не слишком характерно для порядков, царивших при испанском дворе. Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца. Однако Филипп 4 был доволен своими портретами.
«Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – Вакх или Пьяницы (1628-1629). Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Но для этих достаточно трудоемких процессов женщина сидит слишком вальяжно. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей».
Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. С 1622 года он возглавил правительство. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Это произошло 6 августа 1660 года. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды.
Недолго думая, Лиотар изобразил девушку в костюме официантки. Юноши, один из которых допивает свой напиток, склонились над столом и о чем-то тихо беседуют. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.
Тот без раздумий принял это предложение. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив.
Это картина, вошедшая в ансамбль Зала Королевств мадридского дворца Буэн-Ретиро, — одно из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, в котором с глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение.
Картина построена на сложном переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Чьей именно кисти принадлежит данное изображение, остается загадкой. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Кажется, что девушка действительно движется вперед, а не просто стоит, позируя в неподвижности.
Все предметы похожи на отлитые из металла. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). В поздних произведениях Веласкеса с наибольшей полнотой сказались особенности его творческого метода: глубокое постижение жизни во всем богатстве и противоречивости ее проявлений, целостность ее образно-пластического воплощения, единство всех элементов художественной формы. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Чаще всего его героями становились женщины и дети. Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте.
Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Сюжет здесь обыденный, спокойный и простой. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх» или «Пьяницы» (16281629). Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере.
Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес. У Эрреры Диего Веласкес проучился недолго, они не сошлись характерами. В домашнем хозяйстве XVII века существовало различие в прислуге.
Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу.
Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. 1625 год. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна.
В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Первое смехотворно, второе — опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV.
По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (1634, Мадрид, Прадо). На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. 1620, Лондон, собрание Веллингтона).
В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует.
У её босых ног лежит кошка. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Серо-коричневый фон кажется воздушным, обладающим глубиной, свободно положенные мазки образуют тончайший слой, сквозь который просвечивает крупнозернистый холст. С неё было сразу же сделано несколько копий.
Его творчество существенно отличалось от других своим проникновением в характер модели, насыщенным и тонким колоритом, обострённым чувством гармонии. Его возвращением в Мадрид в июне того же года искусствоведы датируют начало позднего периода его творчества. Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657). Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. После возвращения художник много работает, тридцатые годы стали самым плодотворным периодом его творчества.
Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо).
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Таким образом, пожилой мужчина небрежно предлагает испробовать «чашу любви» ничего не подозревающему мальчику. Князь был покорен ее красотой и, несмотря на протесты своей семьи, взял девушку в жены. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес».
Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Там была написана композиция «Принесение Иакову одежды Иосифа» и картина на мифологическую тему «Кузница Вулкана». А приукрашивать действительность в Испании было не принято. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь.
Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Монарху и аристократам это нравилось и они не давали Веласкеса на растерзание церкви. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года.
В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. По разрешению короля и, возможно, совету Рубенса, вместе с известным полководцем Амбросио Спинолой Веласкес посещает соседний полуостров, где он копирует картины и фрески именитых мастеров, знакомится с античной скульптурой и творчеством своих современников. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Первое смехотворно, второе – опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо).
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. bodegon — трактир, харчевня), сочетающем в себе элементы бытовых сцен и натюрморта. На них художник изображал всевозможные дары природы: сочные фрукты и овощи, свежую рыбу, битую дичь. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Интересно, что Снейдерс не любил изображать на картинах людей.
Официанткой в кофейне была Анна Бальтауф, дочь обедневшего дворянина. Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Так, на портрете папы Иннокентия X, написанном в 1650 году, с необычайной достоверностью передана алая, переливающаяся ткань мантии. В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея).
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. И почти невероятным. Кстати, что именно она делает — не очень понятно.
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Веласкес Диего (1599 – 1660), великий испанский художник.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Веласкес изобразил кухарку по-настоящему торжественной. Юноша уже держит в руке склянку с вином и прижимает к себе спелую дыню, очевидно, собираясь подать все это на стол. Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в работу скульптор Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Расплата за вольнодумство часто заканчивалась для смелых людей сожжением на костре.
Другое полотно «Продавец воды из Севильи» (1622, Собрание Уоллеса, Лондон) призвано представить зрителю совсем иную жизненную аллегорию. К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен. Так и на картине «Кухарка» героиня будто отвлечена кем-то от своего кулинарного занятия. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани.
1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок. Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению.
К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654). «Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. А сам художник получил весьма высокую по тем временам награду – он стал хранителем королевской двери, что было равноценно должности камергера. Как и другие картины севильского периода, она выполнена в жанре бодегонес (исп. В 1657 была создана картина Пряхи или Миф об Арахне (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу.
Она готовит пищу (рыбы — символ Христа), а старая умудренная женщина указывает на картину, повествующую о евангельском сюжете. В доме учителя Диего познакомился со своей женой. Постепенно отходя от традиций своих предшественников, художник стремился к психологической точности в изображении своей модели и ставил своей задачей передать не только характер человека, но и показать противоречивость его черт.
А в качестве свадебного подарка для супруги князь заказал у швейцарского художника картину. По сравнению с другими полотнами Снейдерса, его картина «Кухарка у прилавка со снедью» выглядит довольно сдержанно: в первую очередь внимание зрителя привлекает не изобилие стола, а лицо и руки женщины, растирающей в ступке специи. К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией. Сюжет с удручающей обстановкой трактира обыгран также в картине «Двое юношей у стола» (около 1618, Музей Веллингтона, Лондон). В 1617–1622 им создаются произведения: Завтрак (ок. Художник пишет портрет молодого короля Филиппа IV имевший большой успех и вскоре получает звание придворного живописца.
И, хотя на столе лежит довольно скудная еда, молодые люди явно довольны происходящим. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив.
Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Так появляются картины «Завтрак», «Старая Кухарка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Служанка мулатка», «Водонос».
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. На готовом гобелене Диего изобразил финал предания об Арахне, но не превращение девушки в ужасного паука, а торжество непревзойдённой богини искусства, что является аллегорией с политическими нотками.
Именно вот таким образом ценителями живописи в Севилье были встречены с презрением работы молодого Веласкеса, «низменный сюжет» которых не вызывал у публики восхищения. Менин часто называют картиной создания картины.