«пряхи» — картина Диего Веласкеса, написанная около 1657 года, в поздний период творчества художника. Картина Диего Веласкеса Пряхи (миф об Арахне): описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными.
– спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев.
Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. Эту суетливую работу он проводил в своей голове. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая).
В портрете Филиппа IV (1628, Мадрид, Пра-до) передано анемичное холодное лицо с бесстрастным взглядом и тяжелой челюстью но данная в рост стройная фигура удлиненных пропорций с широким разворотом плеч и небольшой головой импозантна. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость.
Впоследствии оно только увеличивалось. «Пряхи» (описание картины заслуживает большого внимания, так как на ней изображены только женщины) – это портрет трёх любимых женщин художника. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Даже не так. Его живописи присуща свободная гармония цветов и уникальный реализм в передаче атмосферы. Художник не только руководил работами, но и сам принимал активное участие в оформлении дворца. Это период, когда Испания правила миром.
Их объединяют общая атмосфера приподнятости, близость к силам природы. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери.
Она очень мила. Но этот его автопортрет — один из ключевых образов картины, в которой господствует идея творческого восхождения и преображения жизни созидательной силой искусства. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск.
В картине «Вакх» (до 1630, Прадо, Мадрид) В. изобразил на фоне пейзажа бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. Веласкес Диего, великий испанский художник. Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос.
Там картина провисела несколько недель, после чего король велел перенести ее в зеркальный зал, где висели его любимые картины Тициана и Рубенса. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании».
Деог был старшим из восьмерых детей в семье. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Они изображены на переднем плане, в центре картины. или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить. Вместе с тем и взгляд В. на мир становился всё более проницательным.
В аллегории картины прослеживаются политические убеждения автора. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. На первом плане он изобразил ткачих королевской мануфактуры.
Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.
Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. 318 x 276 см. Он скуп в выборе изобразительных средств, предельно сдержан в выражении эмоций. Он практически не делал лишний мазков, прорисовок, эскизов.
Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Этот портрет был написан В. во время его второй поездки в Италию (конец 1648 — середина 1651).
и о наличии вакансии на это место. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.
Произведения Веласкеса того периода, особенно его натюрморты, оказали большое влияние на современных ему севильских художников. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Картина испанского живописца Диего Веласкеса «Пряхи». Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили.
В «Пряхах» (1657, Прадо, Мадрид) Веласкес воспевает красоту и благородство простой женщины-труженицы. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в общем серо-жемчужном колорите картины с нанесёнными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, тёмно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. С неё было сразу же сделано несколько копий. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны.
Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Итак, время действия – 1656 год.
Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня. В 1617 получил звание мастера.
Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс.
Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Новый период исканий Веласкеса в первую очередь сказался в портрете и бытовом жанре. Барокко. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Она занимает плоскость почти всего полотна, черный плащ придает обобщенность и величественность строгому силуэту, выделяющемуся темным пятном на сером фоне. Картина хранится в мадридском музее Прадо.
Он стоит, подчеркивая, тем самым, свой статус ибо только благородным особам позволялось стоять в присутствии короля. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. Зеркальное отражение лица фиксирует самосозерцание, в которое погружена молодая женщина.
С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. Сам факт выбора подобной профессии был вызовом для испанской аристократии ибо профессия художника считалась недопустимым занятием для дворянина.
Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса.
Прадо. Холст, масло. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица.
Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. В этих портретах, становящихся все более нематериальными, кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Особенно важной для творчества художника была первая поездка (1629-1631годов), когда он соприкоснулся с итальянским Ренессансом. Веласкес оттачивает мастерсто, копируя Леонардо, Микеланджело и великих венецианцев. В 1630—1640-х годах Веласкес писал портреты короля, королевской семьи, сановников, друзей, учеников, королевских шутов. Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины.
К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». В то же время он искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль.
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу.
Пластическая выразительность формы передается тончайшими переливами красок. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. К этому же времени относится создание Веласкесом серии картин, воспевающих военные победы Филиппа IV. Ему дорого их здоровье и самочувствие. Следствием этой первой встречи с королём было получение Веласкесом приказа в октябре 1623 года переселиться на жительство в Мадрид. Мягкие черты растворяются в потоке света, обостряя выражение взволнованности.
Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами. Каганэ.
Полотно хранится в мадридском музее Прадо. Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л. 1625 год. Однако, прелестное лицо девочки по-детски надменно, оно уже выражает сознание своего особого положения, своей недосягаемости. Погруженная в полумрак прозрачных теней среда напоена мерцающим золотистым светом.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Красная скатерть стола мягко вписывается в серый фон, оживляя его.
В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере.
Необычайно тонко и точно разработанная цветовая гамма красных и розовых оттенков в портрете папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) — эмоциональный ключ образа, жестокой правдивости которого устрашился сам папа. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес».
Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Бытовой жанр приобретает новое звучание. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью.
Это лишь одна из трактовок сюжета картины, которую написал за три года до смерти Веласкес. все — 1631—48, Прадо). Каждая из них не только является прекрасно изображённым эпизодом из жизни, но и наполнена глубоким подтекстом благодаря многим деталям, позам фигур их расположению, освещению — всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса. Веласкес, собственно Родригес де Сильва Веласкес (Rodrguez de Silva Velsquez) Диего (4 или 5. 6. 1599, Севилья, — 6. 8. 1660, Мадрид) испанский художник.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. Его замысел становится очевиден только после завершения работы. В них можно разбираться бесконечно долго – слишком много смыслов в них спрятано. В картине «Менины» («Фрейлины», 1656, Прадо, Мадрид) показан момент, когда художник пишет портрет королевской четы (с 1623 г. Веласкес был придворным живописцем).
А почему в мастерской находится инфанта. «Менины» часто называют картиной создания картины. инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. «Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. А позади, в тени, благодаря отодвинутому тяжелому красному занавесу, видны сложенные стопкой уже готовые гобелены (один из видовдекоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией).
Марфа. У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. В картине «Венера с зеркалом» (ок. Художник был избран членом Римской академии, на него посыпалось множество других заказов, однако художник был вынужден вернуться в Мадрид, так как король торопил его с возвращением.
До – это неэтично, после – невозможно, так как картина ему уже не принадлежала. Красота народа, его созидательная сила — лейтмотив картины.
Новизна художественного мышления проявляется у Веласкеса в разных жанрах. Их позы и жесты живые, естественные. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). Наряды дам сливаются с изображением на ковре, да и сами фигуры почти тонут, растворяются в этом золотом свете, в то время как на первом плане полутемное помещение, куда проникает свет только слева из окна, он выхватывает головы и спины прях, колесо прялки.
Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. Ясность пропорций рождает у зрителя чувство гармонии. Эти два разных плана находятся в прямом и одновременно сложном взаимодействии друг с другом. 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Рядом с ней находится другая женщина, наблюдающая за работой. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.
Таким мы видим его и на картине Веласкеса. Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. Может быть, он забыл о работе.
И нет этому конца и нет покоя. Сын небогатого дворянина. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Жизненно верно показаны переживания действующих лиц, характеры. В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко (1610—16). В картине присутствуют два плана.
Композиционно картина делится на две части: верхнюю — свободную, нижнюю — занятую фигурми. На первом изображена мастерская, где происходит работа. Разумеется, нет.
Каждый образ на редкость красноречив. Там же (или вскоре по возвращении в Испанию) В. исполнил «Венеру с зеркалом» (1651, Национальная галерея, Лондон). скажи ей, чтобы помогла мне. Согласно установочному принципу учителя все искусство живописца в рисунке, Диего много рисует.
На это указывает отражение в зеркале. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Возвращается к мольберту и делает несколько уверенных мазков. Лица обеих групп реальны. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья).
Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Веласкес приобщился к демократическим устремлениям общественной мысли того времени. Историческая тема по-новому интерпретируется в картине «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид).
На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Его картины очень многоплановы. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид).
В монументальной композиции «Пряхи» (1657, Мадрид, Прадо) одновременно изображены сцены труда (испанские пряхи за работой — на переднем плане), светской жизни (нарядные дамы, рассматривающие великолепный гобелен, — на дальнем плане) и миф (об Афине и ткачихе Арахне), вытканный на гобелене, повешенном на стене дальнего плана. Победа в состязании обернулась для неё наказанием. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке.
Картина «Пряхи» наглядно объясняет существо испанского реализма и, в частности, реализма Веласкеса — путь к красоте через обыденную действительность. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Но за кажущимся внешним бесстрастием В. таится глубоко человечное отношение к окружающему. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид).
На многофигурном полотне с двумя планами изображена гобеленовая мастерская. Основной пафос картины – несомненно, великодушие. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Среди них выделяется женственной прелестью девушка справа.
Все изображенные персонажи также смотрят на зрителей, которые, в то же время, ощущают близость к королю и королеве, т. к стоят на их месте. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Возле ее босых ног уютно приютилась кошка. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову.
В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Растерянный Эль Бобо из Корин (ок. В последние годы жизни В. написал две самые знаменитые свои картины: «Лас Менинас» («Фрейлины», 1656) и «Пряхи» (первоначальное название — «Миф об Арахне», 1657) — обе в Прадо. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Веласкес дважды совершил путешествие в Италию.
Необычный композиционный приём (лицо Венеры видно только в зеркале) придаёт особую свежесть и остроту изображению обнажённого женского тела — гибкого, стройного, полного прелести и жизненного обаяния. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью. Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек.
Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене.
Композиционно полотно состоит из двух частей. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда.
В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Картиной «Сдача Бреды» (1634, Прадо) В. закладывает основы всей европейской исторической живописи на тему современной действительности. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии).
Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. В картине «Вакх» («Пьяницы», 1628—1629, Мадрид, Прадо) он обратился к мифологической теме, но интерпретировал ее в бытовом аспекте. С 1622 года он возглавил правительство.
Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей). Пятилетняя девочка полна собственного величия. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами.
Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим.
Мастер композиции не мог допустить подобной оплошности. Срок пребывания в мастерской Эрреры был очень кратким, так как тот имел весьма скверный характер, чего молодой ученик не смог выдержать. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил.
Картина «Менины» написана с удивительной смелостью, легкостью и свежестью. Поразительны эффекты серых тонов, то более темных, мягких, бархатистых, то достигающих чистого, свежего жемчужного оттенка. В них мягко вписываются розовое платье инфанты, ее хорошенькое, с трепетно-нежными очертаниями надменное лицо с живыми глазами, в обрамлении золотистых волос, кораллово-красные и голубые цвета лент на платьях и в волосах инфанты и фрейлин, световые блики на потолке комнаты, «Это не картина, а сама жизнь», — писал о «Менинах» французский писатель Теофиль Готье. Совершенствованию мастерства В. во многом содействовали знакомство с королевскими собраниями, богатыми итальянской живописью (в частности, картинами Тициана), а также встречи с прибывшим в Испанию П. П. Рубенсом (конец 1628 — начало 1629) и поездка по Италии (конец 1629 — начало 1631). И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня.
По широте охвата мира в «Пряхах» Веласкес идет дальше, чем в «Менинах». Эта картина мифологического жанра имеет и другое название «Легенда об Арахне». К этому же периоду относятся и два пейзажа В. (оба — «Вилла Медичи», 1650—51, Прадо), в которых художник при необычных для того времени свежести и кажущейся этюдности письма создал целостные образы природы.
Для формирования Веласкеса-живописца большое значение имела поездка в Италию (1629—1631), знакомство с произведениями великих мастеров Возрождения. Они могущественнее богов, так как привели его к вершине славы и карьеры.
Между образами огрубленных жизнью бродяг и античного божества нет непреодолимой дистанции. Вот таким образом у многих складывалось впечатление, что он и не напрягается вовсе. Луч света озаряет прекрасную пряху, сидящую вполоборота к зрителям – она сосредоточена на своей работе – ее рука вытянута в сторону готового гобелена и как бы задает вектор движения взгляда.
Они поглощены работой позы и движения их естественны и красивы. Ничуть не бывало. В поздний период своего творчества Веласкес написал многоплановую по замыслу художника картину «Пряхи». Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. В левой части картины изображен сам художник.
Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Герцог приказал изобразить себя полководцем на коне, на фоне сражения, хотя первый министр никогда не учавствовал ни в одной битве, а войнами руководил из своего кабинета, причем неудачно. Веласкес родился в 1599-м, а умер в 1660 году.
В атмосфере дальнего плана растворяются контуры предметов и вытканные на коврах мифологические фигуры сливаются в живописном единстве с изображенными реальными. Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи. Он не мог его подрисовать ни до присвоения, ни после.
Правда, в год написания картины он еще не был посвящен в рыцари – это произошло лишь в 1659 г. и Веласкес, очень гордившийся своим рыцарством, дополнил давно законченную картину, написав на костюме крест. Вместе с тем жизнь в Мадриде открыла для Веласкеса возможность изучения ценнейших собраний живописи, сблизила его с испанской культурной элитой. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи.
Веласкес смело расширил границы бытового жанра, насыщая его содержательностью. Очевидно, наследная принцесса уже выучила, что сдержанность в ее семье является главной добродетелью – известно, что король Филипп IV смеялся на людях всего дважды, а прожил он 60 лет. Веласкес очень глубоко чувствовал характер своих моделей. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса».
«После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Мастер находит неожиданный прием. Размер картины 222 x 290 см, холст, масло. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.
Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. С немощным телом Эль Примо (1644, Мадрид, Прадо) контрастирует его умное сосредоточенное лицо, сдержанно-печальное, полное душевной красоты и значительности. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Совершенна композиция картины, основанная на равновесии фигур и архитектурных, форм. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо).
Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Границы империи простирались далеко за пределы одного материка. В середине 1623 В. переехал в Мадрид и в том же году стал королевским живописцем.
Испанский адмирал Спинола принимает символические ключи от города из рук побежденного голландского полководца. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. По второй, наоборот инфанта со своей свитой пришла в гости во время позирования короля и королевы художнику. Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. До 1623 работал в Севилье, писал «бодегонес» (испанский bodegn — харчевня) — сцены из народного быта («Завтрак», около 1617, Эрмитаж, Ленинград «Водонос», около 1620, Музей Уэллингтона, Лондон).
Но зритель видит ее только в зеркальном отражении позади художника. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо).
Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Она посвящена взятию в 1625 г. голландской крепости испанскими войсками. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Колористическое богатство и свободный пастозный мазок отличают одну из самых знаменитых картин Веласкеса «пряхи». В основе этого произведения лежит миф о состязании между Афиной-Паладой, которая дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам, и гордой пряхой Арахной, которая дерзнула утверждать, что в ткацком искусстве она превосходит богиню. Веласкес – один из величайших портретистов в истории искусства эта картина считается шедевром позднею периода его творчества.
1648 г., Мадрид, Прадо) забился в угол. Солнечный свет заливает весь второй план картины. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде.
Здесь не только противопоставление тяжелого труда и его результата. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей. Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV». Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Наиболее дотошные искусствоведы даже сумели доказать, что холст, стоящий перед художником, не подходит по размеру для портрета королевской четы. В ряду портретных образов В. привлекают особое внимание изображения придворных шутов и карликов (портреты, так называемого, Хуана Австрийского, Эль Бобо из Кории, Эль Примо, мальчика из Вальескаса, Себастьяна Мора и др.
С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Испания. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. За гордыню всемогущая Афина превратила ткачиху в паука. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Он почти не пишет аксессуаров, редко изображает жесты, движение.
В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. И в этом особенный трагизм. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию.
К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV. В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т. к. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Оно проявляется во многих его работах. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать.
Веласкес одним из первых среди художников Западной Европы воспел красоту повседневного человеческого труда изобразив гобеленную мастерскую с ее рабочей обстановкой. Веласкес отказался от этих условностей, закладывая основы реалистической исторической картины.
Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. Но прежде всего Веласкес – художник. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения.
Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. С ними античный бог вина Вакх и фавны. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
Всё пронизано трепетным движением серебристого воздуха. Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Порой В. вводит в бытовую сцену религиозный сюжет как самостоятельный мотив («Христос в доме Марфы и Марии», около 1622, Национальная галерея, Лондон).
В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Веласкес картины писал в особенной манере.
Лицо Иннокентия X — грубое, багровое, с настороженным взглядом глубоко посаженных глаз — притягивает своей властной силой. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо.
Придворные дамы в глубине ярко освещенной комнаты любуются ковром изображающим миф об Арахне — ткачихе, превзошедшей в мастерстве богиню Афину. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Наряды фрейлин сливаются по колористике с пространством ковра, как бы становясь частью мифологического сюжета. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ".
Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Полотно хранится в музее Прадо в Риме. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет.
Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа. Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.
Но здоровье Веласкеса было подорвано. Нидерландские солдаты — мужественные люди из народа. В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. Полная обаяния молодая испанка запечатлена на ложе в случайной непринужденной позе.
Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Картина кажется жанровой, но ее иконография относится к мифу об Арахне из «Метаморфоз» Овидия, согласно которому ткачиха Арахна бросила вызов самой Афине. Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). Ему 57 лет. В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане.
Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо. Она посвящена взятию в 1625 г. голландской крепости испанскими войсками. Теперь Веласкес перестал зависеть от случайных заработков, но вместе с этим должен был большую часть своего времени отдавать придворному церемониалу. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес.
Мадрид. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. На втором показана мастерская художника. И почти невероятным.
Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. Помимо колоний в Европе, Испания владычествовала над территориями, расположенными на американских континентах, в Африке, Азии и Океании.
Действующих лиц мы можем перечислить поименно. В свою очередь каждая половина имеет свои внутренние деления. Свойственный художнику артистизм исполнения ярко проявился в этих двух полотнах. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.
Изображая короля и знать, он исходил из традиции испанского парадного портрета 16 в., но внутренняя характеристика портретируемых у Веласкеса многограннее. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Он не хочет, чтобы они чувствовали себя скованными неудобной одеждой моды тех лет.
Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда. Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком.
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Одновременно с картинами В. написал много портретов, составивших необычайно разнообразную галерею представителей испанского общества: конные парадные портреты (герцога Оливареса инфанта Бальтасара Карлоса оба — 1634—35, Прадо), поясные или погрудные изображения придворных, друзей, учеников (Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж дамы с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон Хуана Парехи, 1650, собрание Раднор, Солсбери), серия портретов инфант (Художественно-исторический музей, Вена Прадо Лувр, Париж). Богиня Афина сказала Арахне :- «Послушайся моего совета : стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание» Арахна проиграла состязание и Афина превратила её в паука-Арахну. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
«Кузница Вулкана» (1630, Прадо) полна ощущения реальной жизни благодаря колориту, близкому к натуре и естественности поведения её несколько простодушных героев. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. В центре, опустившись на одно колено, молодая работница подбирает с пола мотки шерсти.
Их предводитель, прямодушный герцог Юстин Нассаусский — коренастый, в походной одежде, без светского лоска, в момент поражения не утрачивает человеческого достоинства, добивается почетных условий сдачи крепости. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. После возвращения, художник много работает, тридцатые годы стали самым плодотворным периодом его творчества.
Огромное уходящее пространство равнины наполнено серебристым туманом раннего июньского утра, с которым сливается дым пожарищ пылающих на горизонте селений. Постоит, посмотрит, походит, попьёт воды.
Вероятно. Картина была написана для дона Педро де Арче, егермейстера Филиппа IV3. Он написал большую картину на современную историческую тему —«Сдача Бреды» (1634—1635, Мадрид, Прадо). В «Лас Менинас» художник изобразил на первом плане инфанту Маргариту в сопровождении фрейлин и карликов, а рядом — себя за мольбертом в момент исполнения им портрета королевской четы, отражение которой видно в зеркале в глубине зала. В картине «Менины» или «Фрейлины» (1656, Мадрид, Прадо), художник тонко улавливает внутреннюю подвижность и изменчивость жизни, ее контрастные аспекты. На фрейлину она не обращает внимания.