Это произведение Диего Веласкеса находится на территории мадридского музея Прадо. Это произведение Диего Веласкеса находится на территории мадридского музея Прадо.
Но сильнее всего его манила живопись. На протяжении девяти месяцев крупнейшие художники XVII века интенсивно общались. Эти произведения создавались с 1632 по 1649. В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея).
На фрейлину она не обращает внимания. Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.
Но они никак не проявили себя. В этот период создаются необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. Живопись и творчество Диего Веласкеса Примечание. На религиозном полотне у него запросто появлялись натуралистические детали, «запрещенные» в традиционной религиозной живописи. Понятно, что этот культ не обошел стороной живопись – для испанских художников эта тема являлась популярнейшей. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив.
Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея).
Особое место в творчестве Диего занимает его единственное монументальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня. В 1622 году Веласкес переселился в Мадрид, где копировал образцовые произведения живописи в королевском собрании и написал портрет поэта Гонгоры (в Мадридском музее).
Благодаря этой работе Веласкеса в 1650 г. принимают в Академию Св. 1620, Лондон, собрание Веллингтона). Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Художник никогда не имел организованной мастерской, его главным помощником был Хуан Мартинес дель Масо, который в 1631 стал его зятем и исполнил портрет семейства Веласкес в интерьере (Вена, Музей истории искусств).
Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. И наконец, слева работает у мольберта Диего де Сильва Веласкес, придворный художник испанского монарха и один из первых художников Европы. Дама, подающая инфанте кувшин в глубоком реверансе, это донья Мария Сармиенто, за малышкой стоит донья Иабелла де Веласко. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий.
До 1623 Веласкес работал в Севилье. То же и портреты Веласкеса. Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов».
Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения.
Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Тот без раздумий принял это предложение. В 1617–1622 им создаются произведения: Завтрак (ок.
С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы.
1608-1670). Диего Веласкес оставил яркий след в истории мирового изобразительного искусства.
Культ Девы Марии распространен в Испании как ни в одной другой христианской стране. Первое смехотворно, второе – опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Деог был старшим из восьмерых детей в семье. Антонио Паломино, автор книги «Жизнеописания испанских живописцев» (1724), отмечал, что в доме Пачеко, который современники называли «академией», «собирались величайшие умы Севильи». Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность.
картина обозначалась как «Семья», «Семья Филиппа IV»), «Пряхи» (1657) написанные, за три года до кончины. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Масо, очень хороший художник, является, в большой степени, соавтором некоторых панорам с многочисленными персонажами («Королевская охота в Аранхуэсе», Лондон, Нац.
Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Картина находится на территории Рима, в галерее Дориа-Памфили. Эти произведения позднего Веласкеса, поэтическому миру которых придан несколько таинственный характер, предвосхищают искусство импрессионистов Моне и Уистлера, непосредственные предшественники которых видели в нем реалиста, снимающего с глаз пелену (Мане назвал его «живописцем живописцев»).
Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Впрочем, не бывает правил без исключений. Во-вторых, жанр портрета в тогдашней испанской живописи находился на положении пасынка гораздо большей популярностью пользовались религиозные сюжеты, да и стилистика в ходу была более эмоциональная (не без налета легкой сентиментальности), нежели у Веласкеса. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
На первом изображена мастерская, где происходит работа. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). А обрабатывать эти детали Веласкес умел мастерски, достигая такого уровня реализма, что зрителю хотелось (да и сейчас хочется) потрогать изображенный предмет. «бодегон»). Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце.
И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи». В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. Одновременно с королевскими заказами Веласкес пишет ряд «официальных» портретов – герцога Оливареса (1638, там же), герцога Модены во время его посещения Мадрида (Модена, пинакотека Эстенсе), графа Бенавенте (Мадрид, Прадо), а также более лиричных, в которых проявляется влияние венецианцев и Эль Греко (портреты жены Хуаны Пачеко, скульптора Монтаньеса, «Дама с веером», Лондон, собрание Уол-лес). В Риме он написал мастерский портрет папы Иннокентия Х (в палаццо Дориа, в Риме), необычайно смелый по откровенности образ (принимая его, Иннокентий Х воскликнул: «Слишком правдиво. »).
Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3. Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек. Так, венецианский художник и писатель Марко Боскини, встречавшийся с Веласкесом, писал, что это был «прекрасно образованный и воспитанный человек, обладавший чувством собственного достоинства». Рядом с инфантой многочисленные фрейлины.
Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Он приобрел известность еще в юности.
инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. Первое упоминание об этой картине относится к 1651 году. За год до смерти, художник получил красный крест дворянина и вернувшись к картине, не поленился выписать его на своей груди.
Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. И в этом особенный трагизм. На первой из них Филипп еще не вышел из юношеского возраста ему – около 17 лет. Стройная фигурка маленькой инфанты с распущенными золотыми волосами одета в пышное, странное для ребенка, платье с кринолином. Девочка стоит неподвижно, оцепенело, скованная этим кринолином.
Для Веласкеса, портретиста по призванию, эта была первая большая сюжетная картина, где он обратился к новому для себя и редкому для испанской живописи мифологическому жанру. «Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья.
Некоторые современные исследователи оспаривают «рабское» положение Парехи, ссылаясь на документ, датированный 1630 годом, где тот именуется «художником». Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. «Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда.
Филипп IV без своего фаворита чувствовал себя неуютно. Срок пребывания в мастерской Эрреры был очень кратким, так как тот имел весьма скверный характер, чего молодой ученик не смог выдержать. Этот, одобренный в 1787 году королем, проект предусматривал, что в новостройке будут соседствовать академия наук (для нее отводился первый этаж) и естественно-исторический музей (на втором этаже). Да и поздние, дошедшие до нас, произведения этого жанра можно пересчитать по пальцам. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей.
Здесь Веласкес овладел навыками и представлениями о шедеврах живописи в мировом масштабе.
В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. – харчевня или трактир). Уже в двенадцатилетнем возрасте подросток окончательно решил стать художником. Больше всего это гимн о красоте женщины, ее чувственной любви.
Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Какого-то серьезного влияния на современных ему художников Веласкес не оказал. Рядом с Веласкесом через семь дней была погребена сраженная горем его верная спутница жизни Хуана Миранда.
Божественного в Венере Веласкеса, кстати, не так и много – это скорее гимн человеческой красоте, чувственной стороне любви. Особенно часто изображалась инфанта Маргарита, королевская дочь. Портрет на долгие годы становится его основным жанром. Сохранилось около десятка подобных работ.
Таким образом художник напоминает об их статусе. В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу.
Однако своим положением Ве-ласкес пользовался только несколько месяцев. «бодегон»). Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. Диего Родригес де Сильва Веласкес — таково его полное имя — родился в небогатой дворянской семье в Севилье. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда.
В своей художественной работе Пачеко пытался сочетать две линии – романтического «равнения» на ренессансные образцы и своеобразного реализма, сильно отдающего так называемым «караваджизмом». Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Луки. Иакова, беспримерная честь для художника.
Так как Диего Веласкес был придворным живописцем, то за свою жизнь он написал огромное количество портретных работ. Детские портреты, созданные художником, удивительны по своему настроению и цветовой гамме (в качестве примера приводим «Портрет инфанты Маргариты в красном платье»). Веласкес посещает Северную Италию, Рим и Неаполь, где его принимают как знаменитость.
Известно, однако, что Веласкес, помимо представленного полотна, написал еще ряд ню. Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. В моем случае пока рано говорить о результате, я только недавно процедуру на гамма-ноже перенесла (делали ее мне в Гамма Клинике обнинской – там, конечно, в первую очередь, отношением к пациентам «цепляют»: сколько я разных клиник-больниц посетила до этого, нигде так внимательны и отзывчивы не были и уже потом только обращаешь внимание на окружающую обстановку – тоже, кстати, располагающую). Ключ от неё имел у себя и сам монарх, каждый день любивший наблюдать за работой творца.
Ему в одном из крыльев дворца отведены парадные апартаменты, а в пригороде, в одном из замков, у него есть просторная мастерская. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Их позы и жесты живые, естественные. Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Наряду с этим, в 1635-1636 Веласкес создает для короля два больших ансамбля, в которых сосуществуют исторический жанр и портрет.
В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Мазок у начинающего Веласкеса был густым, но гибким, а в палитре преобладали темные тона. В октябре он стал «живописцем короля» и его личным портретистом, Филипп IV любил наблюдать за его работой во дворце.
Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. Это решение оспорил король Филипп IV. Картина изображает обряд посвящения в братство этого бога.
Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов. Инфанта изображена с несвойственным для ее юного возраста спокойствием. В охотничьем павильоне Торре де ла Парада, где Рубене создал большой мифологический цикл, Веласкес написал охотничьи портреты короля, его брата и его сына, в сопровождении собак, а также величавые «философские» портреты – «Эзоп» и «Менипп».
Третья группа произведений – это портреты в рост («Дон Хуан Австрийский») или сидя («Себастьян де Морра») в придворной пышной, но безвкусной одежде. Отсюда и второе название картины («Миф об Арахне»), зафиксированное в инвентарных списках XVII века. Не вызывает сомнений и тот факт, что это чрезвычайно умный и сообразительный человек. Благодаря этому портрету Веласкеса в 1650 принимают в Академию св. Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица.
Сам король и его дети многократно были написаны в творениях художника. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628—1629, Мадрид, Прадо популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века).
Это объяснимо. В 1868 году в Испании произошла революция.
Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV». Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Итак, время действия – 1656 год. Филипп IV женился дважды. Их судьбы зачастую трагичны.
Сначала это были «бодегоны», – яйца, рыбы, кружки, бутылки, как правило, с крупными фигурами, – подобные Артсену и Бекелару («Продавец воды в Севилье», Лондон, Эпсли Хаус «Старая женщина, жарящая яичницу», Эдинбург, Нац. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Подпись – своего рода оценка художником собственного труда.
Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. В 1774 году (шла эпоха Просвещения – с ее трепетным отношением к рациональному, преимущественно естественнонаучному, знанию) по распоряжению короля Карла III и в рамках задуманного им благоустройства города (именно в это время в Мадриде появились, например, первые уличные фонари) в парке заложили ботанический сад, а чуть позже построили рядом здание, в котором предполагалось разместить академию наук. Крайне интересна и содержательная сторона портретов.
Сзади гофмаршал королевы отдергивает гардину с окна и сквозь открытую дверь солнечный свет вливается в дворцовые покои. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей). Пятилетняя девочка полна собственного величия. В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т. к. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера.
Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Смотря на полотно, мы видим недобрый взгляд коварного и действительно жесткого человека. А почему в мастерской находится инфанта. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Точная дата его рождения неизвестна, но документально зафиксирован день крестин – 6 июня (в те времена младенцев было принято крестить сразу после рождения, то есть «около» этого дня будущий художник и родился).
Местом действия выбрана королевская мастерская ковров. Согласно биографу Антонио Паломино, по исполнении 10 лет, в 1610 году, Диего определили на учёбу в мастерскую известного севильского художника Франсиско Эрреры Старшего. Иногда фон вообще выбирался условный. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634–1635, Мадрид, Прадо). Следующей весной по случаю свадьбы инфанты МарииТерезы с Людовиком XIV он совершает утомительное путешествие на границу, чтобы приготовить жилье для Двора. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании.
Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене.
Своей особой философией дышит также и природа произведения. Музыкальный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. С торжественными почестями его как рыцаря ордена Сант Яго похоронили в главном алтаре мадридской церкви Сан Хуан Баутиста. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра 28 декабря 1597 года, там же, где позже и был крещён новорождённый Диего, самый старший из восьмерых детей в семье. Дориа-Памфили), который был выставлен в Пантеоне и вызвал единодушное восхищение.
Им стал Франсиско Гойя. Разумеется, нет. За доньей Исабель из полумрака выступает Марсела де Ульоа – дуэнья, без присмотра которой благородные испанские девицы не могли сделать и шагу. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде.
Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде.
В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. Первыми произведениями этой второй манеры Веласкеса были: Кузница Вулкана (в Мадридском музее), Одежда Иoсифа (в Эскурьяльском дворце) и два вида виллы Медичи (в Мадридском музее) за ними следовал ряд других великолепных картин, каковы например: Усопший Спаситель (в монастыре Сейнт-Пласидо, в Мадриде) и многочисленные портреты королей Филиппа III, Филиппа IV их супруг инфантов и инфант, герцога Оливареса, адмирала Парехи, придворных карлов и шутов. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Примером тому может служить виртуозно написанная картина «Мулатка» (другое название – «Ужин в Эммаусе»). Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо).
Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Помимо живописных полотен, музей располагает обширной коллекцией скульптур, рисунков (в том числе и довольно редких рисунков Веласкеса) и произведений прикладного искусства (мебели, керамики, монет и пр. ). Успех сопутствовал художнику на протяжении всей жизни. В картине присутствуют два плана. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в серо-жемчужном колорите картины с нанесенными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, темно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками. Он увидел картины великого Тициана, которые произвели на него глубочайшее впечатление.
Одним из великолепных примеров таких работ является картина Диего Веласкеса «Маргарита», написанная в 1655 году. Художник задерживается в Италии и лишь приказ короля принуждает его вернуться в Испанию. Теперь штрих художника становится прозрачнее, палитра же – светлее. Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей.
Семейство известное под названием Los Meninas, Ковровая фабрика, Св. Веласкес при дворе. Диего Родригес де Сильва Веласкес был рожден в июне в 1599 году на территории Севильи. Ни одна из этих работ, к сожалению, не сохранилась. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611. В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу, чтобы взглянуть на знаменитый Эскориал (там хранилось богатейшее живописное собрание, а сам дворец называли «восьмым чудом света») и прощупать почву на предмет приличного «трудоустройства».
Изображенная на фоне горного пейзажа компания испанских бродяг пирует вместе с античным богом Вакхом и сопровождающим его фавном. Проведя в этой стране около 3-х лет (1629 – 1631), он изучал и копировал произведения П. Веронезе и Тинторетто в Венеции, Рафаэля, Микель-Анджело и антики в Риме. Художники – народ «проблемный». При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. В этом свидетельстве нет даже намека на мифологический сюжет. Вдохновенным артистизмом, смелостью живописных находок покоряют женские и детские портреты особ королевского дома.
Правда, установить эту закономерность можно только путем измерений, которых не обязан производить каждый зритель. («Триумф Вакха»). После он пошел обучаться к Франсиско Пачеко. Многие эксперты называют данное произведение одним из лучших реалистических портретов. Однако это толкование картины легко подвергнуть сомнению: среди работ Веласкеса нет ни одного парного портрета Филиппа IV и Марианны Австрийской, а сведений о таком портрете не имеется и в старинных дворцовых описях. Картина написана на евангельский сюжет: «Женщина именем Марфа, приняла Его в дом свой у неё была сестра именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Он садится на корабль в Малаге, вместе с испанской миссией, которая отправляется в Тренто за принцессой Марианной Австрийской (овдовевший Филипп IV намеревается жениться на ней вторым браком).
Безусловно, одна – привлекательная и молодая, а вторая может вызвать содрогание. Костюм, в котором здесь изображен король, давно стал знаменитым. Картина хранится в мадридском музее Прадо. До 1623 г. Веласкес работал в Севилье, писал так называемые «бодегонес» (от исп.
Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. В Риме, после портрета Хуана Парехи (НьюЙорк, музей Метрополитен), он пишет портрет папы Иннокентия Х (Рим, гал. 1625 год.
Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Немногочисленные поздние произведения отмечают обновление тем и стиля художника главенствующее место занимают теперь образы молодой королевы и ее детей. Мифологические сюжеты он трактует в очень современном иногда ироничном духе: «Кузница Вулкана», «Марс» и «Венера перед зеркалом», мадридская вариация на ре-нессансную или античную тему. Эрмитаж) или картины на священные сюжеты («Христос в Эммау-се», Чикаго, Художественный институт «Христос в доме Марфы и Марии», Лондон, Нац. Полотно хранится в Лондонской Национальной галерее и является единственным сохранившимся изображением обнаженного женского тела, написанным Веласкесом. Автор изобразил момент получения Вулканом (богом огня) от Апполона вести об измене жены (Венеры).
В то время она украшала библиотеку дворца-монастыря Эскориал, расположенного неподалеку от Мадрида, но вполне вероятно, что до этого портрет изрядно «попутешествовал». Так, если говорить о зарубежных художниках, то Иероним Босх и Тициан, которым благоволил король Филипп II, «проиллюстрированы» здесь лучше, чем в любом другом музее мира. В 1634 г. знаменитый художник получил почетное звание королевского гардеробмейстера и написал картину «Сдача Бреды»10, которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре, в котором с глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон.
Каждый образ на редкость красноречив. Именно таким для дьявола Веласкесу представился однажды папа. На них мастер с величайшим сочувствием передает трагедию людей, обиженных жизнью и судьбой.
И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея). Ве-ласкес завершил свое путешествие в Неаполе, где он посетил своего знаменитого старшего современника Риберу и написал портрет королевы Марии Венгерской, сестры короля Филиппа IV (Мадрид, Прадо). Именно он в европейском искусстве заложил основы психологического портрета. Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры.
Верхняя свободна, более воздушна и легка. Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. дворец «Голова оленя», Мадрид, Дворец Риофрио). В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). В 1618 г. молодой художник женился на дочери своего учителя -- Хуане Миранде Пачеко.
Характерно, что четкую границу между этими двумя жанрами он не обозначал и они порой «взаимопроникали». Именно Рубенс подсказал Веласкесу сюжет картины «Вакх»9 («Пьяницы»), на которой художник изобразил бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. Художник верил – обе стороны в любой войне в равной степени достойны почтения именно вот таким образом не воспевал своих соотечественников и не преуменьшал достоинства воинов Нидерландов. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.
Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. Из вытканной на ковре композиции, навеянной Похищением Европы Тициана, выдвинуты в зыбкое пространство интерьера персонажи греческого мифа — Афина и Арахна. Практически ничем не отстает от нее венский Художественно-исторический музей. Картина «Непорочное зачатие», ок. В 1643 году – получает звание камердинера и в 1642 – 44 гг.
Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634-1635, Мадрид, Прадо). Один из них представлен слева.
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. В то время профессия художника была своенравным вызовом в аристократическом кругу, но родители решили, что желание ребенка превыше всего. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Во время своей первой итальянской поездки знакомство с творчеством Тициана продолжилось. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво».
Новым жанровым предпочтениям соответствовала новая техника. Есть среди них и конные портреты короля – такие, как «Филипп IV на коне». В переводе с испанского, «прадо» означает «луг», а применительно к топографии Мадрида – это старинный парк известный с XVI века. или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Эти хрупкие и несколько невыразительные создания, облаченные в свои наряды, трактованы Ве-ласкесом словно красочные «гармонии»: бледно-розовые и серебристо-серые украшения сочетаются с кармином занавесей и приглушенным золотом консолей и зеркал. Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. Апогей славы.
Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. Его жена пережила его лишь на неделю. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства.
Среди них отметим: 1) дворянское происхождение (как по отцовской, так и по материнской линии) 2) отсутствие иудейских и мавританских примесей в крови 3) наличие состояния (кандидат – равно как его родители и деды – не должен был зарабатывать на жизнь своим трудом). Если «верить» веласкесовской библиотеке, включавшей в себя и «разноязычные» поэтические сборники, то ее хозяин читал на итальянском испанском языках и на латыни. Годом позже он женился на дочери Пачеко, совсем юной (тремя годами моложе своего мужа) Хуане. Антоний и Павел (все три в Мадридском музее) и многие портреты. Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей.
Архитектурный проект здания выполнил Хуан де Виллануэва (1739-1811), адепт строгого неоклассицизма, самого модного в то время в Европе художественного направления. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Эта церковь XV века с недавних пор является собственностью музея. В Италии он открыл для себя «большой стиль», смягчивший его рисунок и обостривший его видение.
В работе ощущается сильное влияние итальянской школы (и в первую очередь, творчества Тициана). К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью.
В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие. Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей». В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске.
В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. Эти люди изображены в композиционной группе вместе с собаками. В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра.
В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Но, кроме этого, оказывается, каждая половина картины разделена на две части границей этого деления наверху служит линия потолка, внизу — линия пола, при этом оба деления довольно точно подчиняются закону золотого сечения. 1620, Лондон, собрание Веллингтона). Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям.
Немало он, будучи вхож в высокие круги, помог юноше и своей протекцией. Веласкес Диего, великий испанский художник. Пачеко вспоминал, что был «восхищен его (Веласкеса) добродетельностью, честностью и талантом и с радостью отдал ему в жены свою дочь». Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию.
гал. Так появляются картины «Завтрак», «Старая Кухарка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Служанка мулатка», «Водонос». Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи.
Изображенная на фоне горного пейзажа компания испанских бродяг пирует вместе с античным богом Вакхом и сопровождающим его фавном. Эта книга, с одной стороны, является ценным источником многих фактов биографии Веласкеса (равно как и других живописцев той эпохи), а с другой, представляет собой свод основных правил тогдашней живописи. В качестве награды художник получил должность «хранителя королевской двери», занимать которую многие рыцари почитали за честь. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию.
Иннокентий Х был известен своей двуликостью и корыстолюбием – с полотна на зрителей недобро смотрит явно коварный и жесткий человек. Именно эти короли приобретали полотна, составившие неразложимое музейное «ядро». Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. Как не так давно выяснилось, удерживали его в Риме не только дела. 1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок.
Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея). Он рисовал углем и белым мелом на синей бумаге и всегда стремился к тому, чтобы достичь портретного сходства». Огромную роль в судьбе Веласкеса сыграл его тесть – поэт, художник и теоретик искусства Франсиско Пачеко (1564-1644). Луки. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.
Передача испанцам ключей от нидерландской крепости Бреда -- смысловой узел композиции, утверждающей за побежденным право на уважение, а за победителем -- на великодушие. Справа представлен его рисованный портрет кардинала Борджиа. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Авторитет этого мастера был столь велик, что в 1618 году его призвали на службу в инквизицию в качестве цензора по вопросам искусства. Он никогда не жил в нищете, не имел явных врагов, не знал творческих кризисов.
скажи ей, чтобы помогла мне. Второе путешествие в Италию и позднее творчество. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию.
Венера Веласкеса менее относится к чему-то божественному. В своих «Жизнеописаниях испанских живописцев» Антонио Паломино характеризовал Пареху как «полукровку неизвестного происхождения, который был рабом Веласкеса и сам пытался писать». Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Полотно хранится в мадридском музее Прадо. гал. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса.
Последнее условие Веласкеса, мечтавшего о рыцарстве, ставило в затруднительное положение. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). У него, правда, есть некоторая «специфика» – здесь представлены в основном «детские» портреты Веласкеса, запечатлевшие королевских отпрысков. Этот портрет – одно из немногих произведений, подписанных Веласкесом (среди других подобных вещей отметим портрет папы Иннокентия X). Картина смотрится на удивление современно, напоминая опыты импрессионистов.
И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. После того, как в 1629 он написал «Вакха» (Мадрид, Прадо), в котором сопоставлены несколько диссонирующие образы Вакха и андалузских крестьян, мастер получает отпуск и отправляется сначала в Венецию, где он знакомится «со всем лучшим, что есть в живописи», затем в Фер-рару и Рим, где благодаря кардиналу Барберини он свободно и в полном одиночестве изучает Ватиканские Станци и живет на вилле Медичи (несмотря на мнение некоторых современных исследователей, маловероятно, что два пейзажа, предвосхищающие Коро, – «Сады виллы Медичи», Мадрид, Прадо, – датируются этим временем).
Диего был старшим среди восьмерых детей в его семье. В 1649 Веласкес получает разрешение отправиться в Италию для покупки антиков и картин. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. При этом испанская живопись – главное сокровище музея Прадо. Художник передает ее мягкие, детские черты лица.
Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Шотландии «Музыканты», Берлин-Далем, музей «Завтрак», Санкт-Петербург, Гос.
Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп. Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо. К сожалению, ранние рисунки художника не сохранились. В салоне Рейнос во дворце Ретиро он исполнил конные портреты Филиппа III, Филиппа IV инфанта Бальтасара Карлоса, написанные в стиле, близком Рубенсу, но с гористым и лесным пейзажем на дальнем плане, а также картину «Сдача Бреды» (все королевские художники тогда создали картины, посвященные последним испанским победам), которая является шедевром ритмизованной композиции и отмечена благородством в изображении побежденных голландцев.
Сам факт выбора подобной профессии был вызовом для испанской аристократии ибо профессия художника считалась недопустимым занятием для дворянина. От первого брака у короля было двое детей, переживших детский возраст от второго – пятеро (среди них и будущий наследник испанской короны, Карл II).
Здесь наблюдается уже более смелый выбор типажей и реалистичные характеристики деклассированных представителей общества того времени. Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. В первый раз это произошло в 1615 году, его избранницей тогда стала французская принцесса Изабелла Бурбонская (она умерла в 1644 году). Уже в 1816 году Фердинанд издал указ о восстановлении здания и перемещении в него части картин из королевской коллекции. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера.
Отметим, что это свидетельство никак нельзя назвать полным – славен был этот парк, помимо прочего и как традиционная «площадка» проведения дуэльных поединков и как укромная «точка» для случайных любовных связей. Эти качества позволили Веласкесу сделать и административную карьеру. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (1634, Мадрид, Прадо). Вместе с тем собственно «божественного» в героини полотна мало.
Он успешно работает в разных жанрах живописи. Первое путешествие в Италию. В левой части картины изображен сам художник. гал. ) – четко выраженные объемы иногда кажутся словно вырезанными из дерева, они передают фактуру материалов и контрасты света и цвета. А сдав успешно экзамен – получил звание мастера. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Мастерство, проявляющееся в изображении ряда деталей (например, капли воды на кувшине), удивительно для столь молодого живописца, каким был тогда Веласкес.
Но здоровье Веласкеса было подорвано.
«Портрет Франсиско Лескано» представляет нам несчастного человека, страдающего – по всем признакам – болезнью Дауна «Дон Хуан Калабасас» – горбуна, улыбающегося бессмысленной улыбкой («калабасас» в переводе с испанского означает «тыква»). Если говорить о немногих исторических картинах Веласкеса, то его «Сдача Бреды» – по своей реалистической точности – сравнима с цветной фотографией, но ценность этой работы заключается не в ее «фотографичности», а в гениальном композиционном решении. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Обучаясь у него, вплоть до 1627 года, молодой Диего много рисует. В зрелом возрасте он предпочитал писать картины непосредственно на холсте, не делая предварительных набросков и внося необходимые поправки «по ходу дела».
Слухи о молодом мастере достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Четыре с лишним десятилетия длилось сотрудничество (вскоре переросшее в дружбу) короля и живописца. Полотно хранится в музее Прадо в Риме.
Правившая в то время королева Изабелла II лишилась трона и бежала из страны. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. За работой этой пряхи наблюдает другая женщина. Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. В течение трёх первых лет брака у молодой четы родилось две дочери.
Иисус же сказал ей в ответ: Марфа. Филипп V (1605-65) изображен на двенадцати дошедших до нас портретах Веласкеса. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами.
Есть в ней что-то от радости долгожданной встречи. Цикл был заказан Веласкесу для украшения зала королевств во вдорце Буэн-Ретиро – прославленный испанский художник должен был запечатлеть всю мощь, славу и непобедимость династии Габсбургов.
Лица обеих групп реальны. В этот период очень плодотворно трудится Диего Веласкес. У её босых ног лежит кошка. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал.
Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. И тем не менее, его картины наполнены жизнью за счет воздушного фона, тончайшего синтеза красок и эффектов цветовых сочетаний. Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом.
Тогда же Веласкес впервые увидел работы других мастеров венецианской школы, виртуозов цвета и линии. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. «харчевня») -- сцены из народной жизни, героями которых были нищие и служанки, бедные торговцы и уличные музыканты («Завтрак», «Водонос»). Имена их – за исключением Хуана дель Мазо, зятя художника, – неизвестны. Милостью короля он в 1659, после долгой проверки «чистоты» крови и отсутствия торговой деятельности, получает платье кавалера св.
У Диего и Хуаны родились две дочери: Франсиска (в 1619 году) и Игнасия (в 1620 году). Мастер дает собственную трактовку старинного мифа, поэтизируя красоту и величие человеческого труда и таланта. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы.
Своей особой философией дышит и природа произведения. 1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). По словам Франсиско Пачеко, Веласкес с юных лет кропотливо работал над рисунком. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала.
С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Да, Веласкес работал в собственной мастерской, воспитывал собственных учеников.
Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. В 1627 г. Веласкес стал победителем конкурса среди придворных живописцев, посвященного исторической теме «Изгнание морисков из Испании в 1609 г». Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос.
Ему 57 лет. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Годы пребывания в Мадриде способствовали значительному совершенствованию мастерства.
Получив должность «aposentador», Веласкес берет на себя административные обязанности. В середине 1623 г. Веласкес переезжает в Мадрид и становится королевским живописцем. Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами. Справа находится другая пряха, она сматывает в тугой клубок сделанную из шерсти нитку. Веласкес Диего Картины и биография Диего Веласкеса Веласкес Диего (1599–1660), великий испанский художник. «Кузница Вулкана» была написана им в столице Италии.
Объясняется это просто – подобные «греховные» сюжеты осуждались Святой Инквизицией. Героями трех из этих работ стали карлики. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда.
В отличие от неподвижных контуров фигур, эти цветовые пятна словно вибрируют, придавая реальности какой-то «магический» вид, скорее представленный, нежели выраженный (портреты королевы Марианны инфанты Маргариты, Мадрид, Прадо инфанты Маргариты инфанта Филиппа Проспера, Вена, Музей истории искусств). Веласкесу несказанно повезло. Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа.
Каганэ. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». Его творчество существенно отличалось от других своим проникновением в характер модели, насыщенным и тонким колоритом, обострённым чувством гармонии.
Эти поиски синтезируются в двух больших картинах: «Менины» (1656, Мадрид, Прадо), где отражена будничная жизнь королевской семьи, маленькой инфанты, ее гувернанток и карлиц и «Пряхи» (там же), где миф об Арахне, ткачихе, наказанной Афиной изображен на ковре, висящем в глубине королевской ткацкой мастерской. В это же время Веласкес создает целый ряд картин на библейские темы («Христос в Эммаусе», «Христос в доме Марфы и Марии»). 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. В изобразительном искусстве портрет -- один из главных жанров живописи, скульптуры, графики.
сопровождал короля в его походе для усмирения Аррагонии. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Веласкес – редкое исключение из этого правила.
В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. С возвращения Веласкеса из этой поездки в Мадрид (1651) начинается третий период его творчества, к которому относятся, между прочим: Св.
Таким мы видим его и на картине Веласкеса. Именно Пачеко учил юного Веласкеса «во всем следовать природе». Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Однако и это не помогло. Несмотря на то, что в рафинированной художественной среде сам жанр считался «низким», Веласкес подходил к работе над бодегонес со всей серьезностью. Глубину картины подчеркивает и рама зеркала, в которое смотрится непревзойденная Венера.
Более 50 полотен Веласкеса хранятся в Прадо. Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком. Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп.
Но это была лишь одна сторона медали.
Эту работу он подарил одному из вельмож, помогавшему столичному неофиту на первых порах. Они то ли составляют часть шпалерной сцены, то ли уподоблены актерам на театральных подмостках. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. «Менины» часто называют картиной создания картины.
Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Художник же как мог оттягивал отъезд. По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет.
Художник Диего Веласкес писал без предварительных набросков, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры со строгой продуманностью композиции, достигая впечатления, казалось бы, вольной импровизации и вместе с тем широкого обобщения. Когда во время второй поездки в Италию Веласкес изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». Вообще, полотен, написанных позже XVIII века, мы обнаружим в музее не слишком много. Искусствоведы долгое время относили их к позднему периоду творчества художника, датируя 1650-51 годами (временем второго визита в Италию), однако новейшие исследования показали, что оба пейзажа созданы во время первой итальянской поездки художника, то есть двадцатью годами раньше. Высказывались мнения, что моделью для образа Святой Девы послужила юная жена художника (а быть может, тогда еще невеста), Хуана.
Иннокентий X славился своей двуличностью и корыстолюбием. Пейзаж встречается у Веласкеса и в качестве фона – это касается нескольких королевских портретов и охотничьих сцен – подобных «Королевской охоте на кабана». Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л. Радостным событием в жизни Веласкеса был приезд Рубенса в 1628 году и общение с ним. Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня.
На портретах Веласкеса король изображен по-разному: в одних случаях – по пояс, в других – в полный рост («Портрет Филиппа V»). Этот факт нам многое говорит о характере самого автора. На переднем плане – несколько работниц.
Из опубликованного в 1983 году документа следует, что в Италии у Веласкеса родился внебрачный сын Антонио – но уже после того как мастер уехал в Испанию. Можно подумать, что эти работы созданы двумя абсолютно разными художниками. Наполеоновские солдаты умудрились даже ободрать свинцовые листы, покрывавшие крышу.
Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
Возводили громадное здание около 20 лет, но, прежде чем успели его «заселить», оно оказалось разграбленным французами, оккупировавшими Испанию в 1808 году. Он представляет собой излюбленное место отдыха горожан. Свои названия – «Венера и Купидон» и «Венера с зеркалом» – эта работа получила, когда находилась в английском поместье Рокеби Парк, в графстве Йоркшир.
В отличие от итальянцев, кисть испанца изображала Венеру целомудренно, со спины. Отныне почти все его работы предназначались для королев- ской семьи они находятся ныне в Прадо и создают уникальную картину его творческой эволюции, несмотря на то, что ряд знаменитых полотен погиб в пожаре Алькасара в 1734 (например, большая картина «Изгнание морисков Филиппом III», которая на памятном конкурсе в 1627 продемонстрировала превосходство Веласкеса над другими королевскими живописцами старшего поколения). Творчество Веласкеса не было очень обильным.
Солнечный свет заливает весь второй план картины. Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей». Марфа.
По возвращении в Мадрид, он оставался здесь на протяжении восемнадцать лет, совершив лишь одно путешествие в Арагон во время кампании против восставших каталонцев (1644). «Здесь и только здесь, – цитируем свидетельство, датируемое 1560 годом, – вы можете в полной мере насладиться как прохладным вечерним воздухом, так и звуками хорошей музыки». Одним из великолепных примеров таких работ является картина Диего Веласкеса «Маргарита», написанная в 1655 году. На одном из самых знаменитых портретов Веласкеса запечатлен Хуан де Пареха (ок.
Кроме этого, сохранилось несколько превосходных копий, выполненных в мастерской художника. Многих людей, которые отличались физическим уродством, при дворе расценивали, как утварь. «Картина изображает обнаженную женщину, – описывал свое приобретение первый ее владелец, – лежащую на ткани спиной к зрителю, облокотившись на правую руку и глядящую на себя в зеркало, которое держит перед нею ребенок». Спроектировал пристройку Рафаэль Монео (год рождения – 1937) известный тем, что в 1990-е годы по его же проекту построили Музей современного искусства в Стокгольме.
В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда.
С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. Реальные пряхи работают в реальной мадридской мастерской, обслуживающей королевский двор, а на стене висит изысканный гобелен (плод их работы) со сценой, сюжетом дм которой взят фрагмент «Метаморфоз» Овидия. Вживую художник встречался с Иннокентием Х дважды во время своего визита в Рим в 1650 году – и впечатление от обеих встреч сумел воплотить а портрете. В 1906 году ее приобрела лондонская Национальная галерея.
Если рассматривать картину вблизи, то она превращается в набор хаотических мазков краски стоит же отступить на пару шагов назад и эта художественная «какофония» волшебным образом преображается в сверкающее серебром одеяние. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. До 1623 Веласкес работал в Севилье.
В 1657 была создана картина Пряхи или Миф об Арахне (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. В Мадриде начинается новый этап его творческой карьеры. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой.
Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. На втором показана мастерская художника. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов.
Биографы утверждали, что Диего с лёгкостью давались многие науки. Модернизация его техники диктовалась высокими – вообще говоря, духовными – задачами. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. На это указывает отражение в зеркале. Он был из семьи маранов, то есть евреев, которые приняли христианство.
К первой поре его самостоятельной деятельности относятся: Продавец воды (находится у лорда Веллингтона), Поклонение волхвов (в лондонской Национальной галерее) и Поклонение пастырей (в Мадридском музее) – картины, уже замечательные по благородному натурализму, сильной лепке, но еще несколько сухие по кисти и резкие в отношении контрастов освещения. Игнасия умерла в младенчестве, а Франсиска, словно повторяя путь своей матери, вышла в 1633 году замуж за любимого ученика отца, Хуана Батисту дель Мазо. После этого вошло в обиход еще одно название этого шедевра – «Венера из Рокеби». По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес. Севильский период Веласкеса отмечен необыкновенным интересом художника к этому жанру.
В 1649 году, спустя пять лет после смерти Пачеко, увидел свет его трактат «Искусство живописи», в целом законченный еще в 1622 году и суммирующий опыт педагогической и творческой деятельности автора. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. В Италии же (или вскоре после возвращения в Мадрид) художник исполняет композицию «Венера перед зеркалом»11. Типичный пример веласкесовской «картины в картине», когда миф служит поводом для изображения сцены из современной жизни.
Кроме того, Веласкес исполнил своеобразные «портреты» животных, в которых воплотились его качества анималиста («Белый конь», Мадрид, Кор. Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Совсем молодым человеком (ему не было еще 25 лет) Веласкес оказался при дворе испанского короля Филиппа V должности придворного живописца, которую отправлял до конца своих дней.
Веласкес здесь избегает портретистики. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Для своих исторических картин, которых пишет все меньше, Веласкес часто использует чужие гравюры или античные статуи: два «Распятия» (Мадрид, Прадо меньшая картина изображающая сцену на фоне пейзажа, датируется 1631 вторая, большая, переданная монастырю Сан-Пласидо за «грехи короля», восходит, быть может, к картине Сурбарана), «Коронование Марии» и «Отшельники» (композиция заимствована из гравюр Дюрера). Далее. Дон-Диего-Родригес-Веласкес-де-Сильва (1599--1660) родился в 1599 г. в Андалузии, в городе Севилье. «Вид Сарагоссы», 1647, Мадрид, Прадо) он же создал многие реплики с портретов мастера.
Главные создания Веласкеса позднего периода -- крупномасштабные композиции «Менины» («Фрейлены», 1656, в инвентарях 17 и 18 вв. Их можно увидеть в зеркале на заднем плане. На рубеже 1630-1640-х годов он создал знаменитую серию, состоявшую из четырех картин.
Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. В 1649 году королевский выбор пал на его племянницу, совсем юную Марианну Австрийскую. Покидая Севилью, художник взял с собой свой лучший, по общему признанию, бодегонес «Водонос», 1620. Испанское слово «бодегон» означает дешевый трактир или харчевню – соответственно к жанру бодегонес относились картины изображающие сценки из жизни занятых едой и питьем простолюдинов.
Он писал портреты короля в рост и поясные, в военной аммуниции и в парадном одеянии, а также портреты его брата инфанта дона Карлоса (1625- 1628, Мадрид, Прадо). «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев. В 1617-1622 им создаются произведения: Завтрак (ок. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Диего получил хорошее образование. Ильдефонсу», Севилья, Архиепископский дворец «Поклонение волхвов», 1619, Мадрид, Прадо). Будучи сделан в 1652 г. королевским обер-гофмаршалом, Веласкес исполнял эту хлопотливую должность с редкою добросовестностью, хотя она и отнимала много времени от его художественных занятий и в 1660 г. сопровождал Филиппа IV в его поездке на границу Франции, для свидания с королем Людовиком XIV по случаю бракосочетания последнего с инфантой Марией. Среди них исключительное значение имеет портрет папы Иннокентия Х, выполненный около 1650 года. В. И.
В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. В возрасте двадцати одного года Диего Веласкес открыл собственную мастерскую. Первые сведения об этой картине относятся к XVIII веку.
Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Так Ве-ласкес, оказав влияние на развитие мадридской школы (Карреньо, Клаудио Коэльо) и освободив раннего Гойю от академизма, стал важным источником и проводником для создателей современной живописи от импрес- сионистов до Н. де Сталя.
Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). Картина изображает живописца, что трудится над портретом короля с королевой. В композиции картины находятся две самостоятельные сцены. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Эти картины запечатлели короля в разные годы его жизни: от юности до старости. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид.
Эмоции от обеих встреч настолько сильно на него повлияли, что он сумел непревзойденно перенести эти ощущения в портрете. Основной пафос картины – несомненно, великодушие. Он превзошел их и по величайшему техническому мастерству и по смелости отображения героев и по художественному замыслу. Мария Барбола и инфанта находятся на одной параллели их образы пересекаются.
Иннокентий X, увидев свой портрет, восторженно воскликнул: «Слишком правдиво. » За этот портрет художник получил в качестве вознаграждения нагрудную цепь с изображением папы, находящимся в медальоне. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Мало у кого из его собратьев по цеху жизнь сложилась столь же счастливо.
.