Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны.
Наряды дам сливаются с изображением на ковре, да и сами фигуры почти тонут, растворяются в этом золотом свете, в то время как на первом плане полутемное помещение, куда проникает свет только слева из окна, он выхватывает головы и спины прях, колесо прялки. Разумеется, нет. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
Этот портрет короля (теперь потерянный) произвел столь приятное впечатление на венценосного заказчика, что тот немедленно предложил Веласкесу должность придворного художника и объявил, что теперь только Веласкес будет писать королевские портреты. Былая слава и могущество Испании остались в прошлом, королевская династия испанских Габсбургов угасает. Солнечный свет заливает весь второй план картины. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент. Необычным в ней было всё — от темы (до Веласкеса никто подобных полотен в испанской живописи не создавал) до её воплощения и даже смысла. Молодой монарх, который был на шесть лет моложе Веласкеса и сам брал уроки рисования у фра Хуана Баутисты Майно (исп. )русск., сразу понял и оценил степень художественного дарования Диего.
Зарисовки повседневной жизни Севильи художник выписывал с особой реалистичностью, почерпнутой у Караваджо. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. В 1617–1622 им создаются произведения: Завтрак (ок. Веласкес также имел право принимать частные заказы, но после переезда в Мадрид ему было рекомендовано писать только влиятельных персон королевского двора. Центральное место в творчестве Веласкеса, безусловно, занимал портрет. 1625 год. По словам историка Хулиана Гальего (исп. )русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту.
Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). 25 мая 1651 года художник покинул Италию.
Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев»5. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами.
Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин». Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом.
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. С легкой руки первых биографов Веласкеса долгое время считалось, что художник пишет парный портрет короля и королевы, которые позируют, стоя за пределами картины, перед ней. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610-16). Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину.
Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 16114. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске.
Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Веласкес родился 6 июня 1599 года в городе Севилья в Испании, в семье португальских евреев, принявших христианство. По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха или Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634). " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Только там это был пятилетний веселый ребенок, а здесь уже серьезная восьмилетняя девочка.
Во всех портретах цвет и манера живописи помогают сильнее почувствовать обаяние героини. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства.
В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Слева от них – сам художник, работающий над огромным холстом. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев.
Как описывает художник Хусепе Мартинес (исп. )русск., это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск. В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея). Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. Его учитель Пачеко, а также друзья и земляки старались помочь его карьере. К тому времени изображение Гонгоры уже увидел и сам король Филипп IV.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. С неё было сразу же сделано несколько копий.
Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Однако, благодаря Хуану де Фонсеке, Веласкес всё-таки смог посетить королевскую коллекцию живописи в Эскориале, где Карлос I и Филипп II собрали произведения Тициана, Веронезе, Тинторетто и Бассано. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов.
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем.
Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Изображенная на фоне горного пейзажа компания испанских бродяг пирует вместе с античным богом Вакхом и сопровождающим его фавном. Известно, что маленький Диего воспитывался в духе христианского благочестия, посещал латинскую школу и, рано обнаружив склонность к искусству, был отдан отцом в обучение к известному живописцу Франсиско Эррере Старшему, которого вскоре покинул ради мастерской Франсиско Пачеко, теоретика искусства, заурядного художника, но опытного педагога. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.
Bookmark the permalink. В ней образы физически уродливых людей наполнены огромным эмоциональным содержанием. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.
Выставка организована согласно хронологическому порядку. Удивительный мир, созданный в своих картинах Веласкесом, завораживает своей тонкой ирреальностью и безусловной метафизикой, успешно влияющих уже сотни лет на очарованных зрителей разных эпох и народов. Среди них исключительное значение имеет портрет папы Иннокентия Х, выполненный около 1650 года. В. И.
«Менины» часто называют картиной создания картины. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет.
Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. В сумрачной дворцовой мастерской Веласкес, стоящий у холста, натянутого на высокий подрамник, пишет портрет королевской четы — король и королева как бы подразумеваются, присутствуя перед полотном (т. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Как описывает художник Хусепе Мартинес, это привело в 1627 году к конкурсному соревнованию между Веласкесом и ещё тремя художниками: Кардуччо, Кахесом и Анхело Нарди (исп. )русск.
И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей.
С неё было сразу же сделано немало копий. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами.
Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп. Размер картины 46 x 38 см, холст, масло. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует.
Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев, как его догнало письмо от Хуана де Фонсеки (исп. )русск. Художник был избран членом Римской академии, на него посыпалось множество других заказов, однако художник был вынужден вернуться в Мадрид, так как король торопил его с возвращением.
Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. По свидетельству самого Пачеко, еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. Школа живописи Пачеко, носящая название «Academia Sevillana», отражала академический, официальный взгляд на изложение религиозных сюжетов и образов. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Творчество художника Веласкеса является вершиной испанской живописи XVII века и одним из ярчайших явлений мирового искусства.
Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде. В 1617 получил звание мастера.
Воображение невольно рисует образ этого удивительного человека, всегда умеющего скрыть и свою усталость и накапливаемую годами горечь от непосильной работы, обладавшего спокойной доброжелательностью к людям. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Особенно интересны полотна, прибывшие из-за океана, например «Портрет принца Бальтазара Карлоса с карликом», хранящийся в Бостоне.
управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). 25 мая 1651 года художник покинул Италию. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Обстоятельства обучения не были задокументированы, но известно, что в октябре 1611 года Хуан Родригес подписал «договор на обучение» своего сына Диего с художником Франсиско Пачеко, на шесть лет, начиная с декабря 1611.
К их числу относятся портрет Папы Римского Иннокентия X (1650 г. ), который сам Папа назвал «слишком правдивым» и знаменитая серия «Шуты и карлики» (30 – 40-е гг. ). 1620, Лондон, собрание Веллингтона). Первые работы юноши были выполнены в жанре бодегонес (bodegn — трактир (исп. ) и представляли собой бытовые сценки из народной жизни, в изображении которых Диего показал себя великолепным наблюдателем. И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея).
Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». В качестве рекламного постера выбрана «Инфанта Маргарита Тереза Испанская в голубом платье» изображающая ту же самую маленькую девочку с трогательным взглядом, которая стоит в центре знаменитой картины «Менины». Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Богиня показана спиной к зрителю (это очень необычно), а её лицо можно видеть только в зеркале.
Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. Придворные дамы и карлица окружают маленькую инфанту Маргариту. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес»3. На это указывает отражение в зеркале. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.
Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии1. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Эта картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Итак, время действия – 1656 год. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса».
Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Кроме уже привычных портретов членов королевской семьи, в этот период были созданы две картины, считающиеся вершиной творчества великого художника— «Менины» (1656, Прадо, Мадрид) и «Пряхи» («Миф об Арахне») (около 1657г., Прадо, Мадрид). К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.
На втором показана мастерская художника. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Каким мастерством должен обладать художник, чтобы созданное его руками изображение могло соперничать с реальностью, как на вытканном Арахной ковре. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Именно в таком ключе он писал членов королевской семьи и прежде всего инфанту Маргариту. Так, до сих пор идут споры о сюжете и смысле «Менин».
Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Картина хранится в мадридском музее Прадо.
Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий.
Веласкес Диего, Родригес де Сильва Веласкес испанский художник. Художник передает ее мягкие, детские черты лица. Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Существует большое количество копий и имитаций оригинальных полотен мастера.
В картине явно читаются три плана – на переднем, более темном, работают пряхи, на втором – в арке – придворные дамы рассматривают сотканный ковер, а третий – собственно, само сотканное полотно, на котором изображен миф о пряхе Арахне, превзошедшей своим искусством саму богиню Афину и жестоко наказанная ею. Однако, в двенадцатилетнем возрасте Диего Веласкес окончательно решил стать художником. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту.
Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Будучи придворным художником, он не всегда мог свободно выбирать модели в основном ими становились члены королевской семьи и их приближённые (например, его покровитель Олива-рес). Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Их позы и жесты живые, естественные. Полотно хранится в мадридском музее Прадо. В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину.
Камердинер королевского брата кардинал-инфанта Фердинанда отнёс этот портрет во дворец и показал принцу. Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня. Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни.
В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Находится в музее Прадо в Мадриде. Теперь Веласкес перестал зависеть от случайных заработков, но вместе с этим должен был большую часть своего времени отдавать придворному церемониалу. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Каганэ.
Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план, плотность письма интерес к точной передаче особенностей натуры сближают живопись севильского периода художника Диего Веласкеса с караваджизмом. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев.
«Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И.
Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет. По второй версии, картина представляет собой вариацию на темы сразу трёх античных мифов — о мойрах (богинях судьбы в древнегреческой мифологии), об Арахне и о похищении Европы — в оригинальной авторской трактовке.
В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. До 1623 работал в Севилье. Веласкес Диего, великий испанский художник. Основной пафос картины – несомненно, великодушие. Впав в уныние от неудачи в Мадриде, в 1623году Веласкес вернулся в Севилью.
Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. («Придворные дамы») вызывает много споров. Контрасты освещения, двуслойное пространственное построение композиции, своего рода золотая пыль, окутывающая фигуры прях, создают в картине особую атмосферу общего для всех персонажей чувства, объединяющую в себе все их движения, жесты, душевные импульсы.
На первом изображена мастерская, где происходит работа. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Оставьте комментарий. Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины. Существует несколько версий, противоречащих друг другу.
Согласно биографу Антонио Паломино, по исполнении 10 лет, в 1610 году, Диего определили на учёбу в мастерскую известного севильского художника Франсиско Эрреры Старшего. Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе.
Деог был старшим из восьмерых детей в семье.
е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3.
Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид).
Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. )русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Естественно, Веласкес без колебаний принял это предложение. Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день. К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом».
Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Молодой художник приобрёл в Севилье уже достаточно хорошую репутацию.
По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков.
В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью.
В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья).
Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. 1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок. В 1622 Веласкес на короткое время посетил Мадрид, где написал портрет знаменитого поэта тех лет Луиса де Гонгора-и-Арготе (Музей изобразительных искусств, Бостон).
Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л. Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей». До 1623 Веласкес работал в Севилье. Именно портреты, созданные Веласкесом в этот период, принесли ему заслуженную славу мастера этого жанра.
Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Однако Венера Веласкеса воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции её фигуры далеки от античной «правильности». Художественный талант Веласкеса открылся в раннем возрасте. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez).
Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью.
«После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». В картине присутствуют два плана. У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. «бодегон»). Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала.
Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров.
Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Родители будущего художника поженились в севильской Церкви святого Петра (исп. )русск. Автопортрет великого испанского художника Диего Веласкеса. Классическая ясность композиции изысканность цветовых отношений сочетаются в этих больших картинах с исключительной для того времени убедительностью и живописной свободой в трактовке пейзажей. В остальных случаях большое значение имеет мнение специалистов, которое иногда бывает единогласным, а иногда спорным.
Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет». Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни.
Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. bodegуn – харчевня) – сцены из народной жизни (Завтрак, около 1617-18, ГЭ). В 1657 была создана картина Пряхи или Миф об Арахне (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. Зачем было создавать вымышленный образ ненаписанного произведения. Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы.
К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). А почему в мастерской находится инфанта. Каждый образ на редкость красноречив.
«После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. Веласкес изобразил на своем полотне сцену передачи ключей от города губернатором Юстином Нассауским главнокомандующему испанских войск Амброзио Спиноле 5 июня 1625 года. Существует несколько версий, противоречащих друг другу. Некоторые исследователи предполагают, что между ними в то время вспыхнул бурный роман, закончившийся с отъездом художника на родину и что Фламиния родила от него сына. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям.
Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. Он обращается к редким для испанской живописи античным сюжетам, стремясь трактовать их по-своему, без оглядки на предшествующие традиции («Триумф Вакха», 1628—1629 «Кузница Вулкана», 1630), а также историческим— «Сдача Бреды» (1634).
Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. В мадридский период мастерство художника совершенствуется. Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность.
Судя по составу книг и рукописей этой библиотеки, Веласкес на протяжении всей жизни серьезно интересовался литературой, архитектурой историей, философией, математикой и астрономией, читал на латыни итальянском и португальском языках. Самый великий художник испанской школы родился в Севилье в 1599. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627).
Не меньше споров вызывают и «Пряхи». Её портреты, написанные с 1653 по 1660 г., – это целая галерея, по которой можно проследить, как из хорошенькой девочки, похожей на куклу, она превращалась в замкнутую девушку-подростка, уже хорошо осознающую своё высокое положение. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую.
В июле 1629 года художник, получив от короля разрешение, в сопровождении генерала Спинолы, только что назначенного командующим испанскими войсками в Италии, покинул Мадрид. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса.
Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника — но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Наиболее значительной из этой серии является картина «Сдача Бреды» (1634—1635, Прадо, Мадрид), в которой художник не только запечатлел историческое событие (сдачу осаждённого голландского города испанской армии 2 июня 1625 года), но и с помощью многочисленных красноречивых деталей выразил своё отношение к этому событию и его участникам. Всё это позволило говорить о загадках в позднем творчестве Веласкеса.
К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды. Впоследствии оно только увеличивалось. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. На переднем плане – несколько работниц.
И в этом особенный трагизм. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев». В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок.
Лица обеих групп реальны. С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. И зачем изображать на стенах копии двух картин – «Наказание Арахны» фламандского живописца Якоба Йорданса и «Наказание Марсия» Рубенса. Ему 57 лет.
По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». Автопортрет написан живописцем в возрасте сорока лет, в годы расцвета своего таланта, в годы, когда современники стали называть Веласкеса «художником Истины». Примером этому может послужить полотно «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620 г., Национальная галерея, Лондон), представляющее собой «картину в картине» и наполненное более глубоким смыслом, чем прочие работы этого периода. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Детство Веласкеса было достаточно обеспеченным, он смог получить хорошее образование.
и о наличии вакансии на это место. В левой части картины изображен сам художник. Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Полотно хранится в музее Прадо в Риме.
Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек.
с известием о смерти придворного живописца Родриго де Вильяндрандо (исп. )русск. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года. Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию.
Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. С 1622 года он возглавил правительство. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу.
Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования. Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (1634, Мадрид, Прадо).
Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Однако парных изображений монархов среди работ Веласкеса нет. Картина украшала Эскориал до пожара, случившегося в сочельник 1734 года.
Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. С одной стороны, она драгоценная маленькая девочка (дети, рожденные от состоящих в родстве Габсбургов, часто умирали в раннем возрасте), а с другой просто пешка в дипломатической игре. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Но здоровье Веласкеса было подорвано.
Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634–1635, Мадрид, Прадо). Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Он начал работать в севильской мастерской Франсиско де Эрреры Старшего, а затем в мастерской художника Франсиско Пачеко (1611 – 1617), на дочери которого, Хуане Миранде женился в 1618 году.
1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом.