Сегодня мы вспоминаем биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого прославили Курский край на весь мир. Октябрьский переворот, захлестнувший страну, не мог не оказать влияния на биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого отражали самые яркие аспекты новой, социалистической жизни. 1932 год открывает новый этап в биографии художника Дейнека Александра Александровича.
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Его почти монохромные произведения 20-х гг. Незадолго до своей кончины на своей выставке в Академии художеств СССР А. А. Дейнека выставил одну из последних своих работ — Юность.
В 1918 он работал фотографом в Угрозыске, возглавлял секцию ИЗО Губнадобраза, оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых. Ноябрь. Преподавал во ВХУТЕИНе (1928—30). Все его обширные, так называемые севастопольские и донбасские серии картин и рисунков в основном созданы по памяти.
За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). Он состоял в отделении декоративных искусств Академии художеств СССР, являясь членом президиума (с 1958), вице-президентом (1962-1966), академиком-секретарем (1966-1968). 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище. У финиша, 1927).
Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). В 1941—1946 годах он создает серию «Москва военная»: «Площадь Свердлова в декабре 1941 года», «Вечер. И хотя произведение это на первый взгляд несколько сурово, оно наполнено большой душев-.
К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения – картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Это были молодые художники, объединенные любовью к станковой живописи, несмотря на то что конструктивисты и прочие крайне левые предвещали картине как произведению искусства скорую кончину. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину.
ной теплотой. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934).
Он использовал графическую выразительность и ввел нового героя, молодого, энергичного, безоговорочно уверенного в себе. С понятием о спектре меня, мальчишку, познакомил этот простой учитель. Один из немногих – эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета – приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи.
И хотя произведение это на первый взгляд несколько сурово, оно наполнено большой душев-., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). В каталоге помещены также произведения, местонахождение которых не установлено, но факт их существования подтвержден публикациями в старых выставочных каталогах, архивными документами, фотографиями.
Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии. Редкое произведение художника не насыщено светом, динамикой, молодой энергией. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях».
Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Интенсивно работал Дейнека и в годы Великой Отечественной войны. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер.
В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927).
Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Так, в картине «Левый марш» Дейнека показал несокрушимость могучего строя революционных матросов и солдат идущих к Зимнему по Дворцовому мосту. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). Занятия в училище вскоре были прекращены, а его студенты распущены по домам на досрочные каникулы. Дискоболка» (1933), «Художественная выставка 15 лет РККА» (1933), «Здоровый дух требует здорового тела» (1939). 2009 – 2011». Река Тускорь (1945).
Патриаршие пруды. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны).
На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Очень долго он хотел написать картину о любимой игре, но многочисленные наброски по традиционным композиционным схемам не передавали динамику матча. В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея).
Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки – солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Педагоги разглядели в мальчике талант и посоветовали ему ехать в Харьковское художественное училище, куда Дейнека успешно поступил в 1916 году в класс М. Р. Пестрикова.
Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Художник, безусловно, видел, что журнальная графика теряет свое агитационное значение (ее с успехом заменяет фотография) и что больше внимания, напротив, уделяется станковой картине. Под впечатлением столичных «измов» Дейнека пробует насаждать «на курских ухабах яркий кубизм». В эти же годы художником были созданы поэтичности произведения: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами» (1933), «Купающиеся девушки» (1933), «Полдень» (1932) и другие. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы.
Дейнека, будучи опытным физкультурником, ловко схватывал динамику движений бегунов, пловцов, футболистов, баскетболистов Кто-то мог критиковать художника за излишнюю увлеченность спортивной темой, которой он якобы отгораживался от насущных проблем, но на самом деле эти работы способствовали созданию культа беззаботности, силы и красоты, ставшего одним из ключевых в соцреализме. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. По мнению художников этого объединения, картина должна была стать совершенно новой по пластическому языку и тематике, с прежними традициями не связанной. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь.
Мотивы счастливой страны будущего, населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ («Будущие летчики», 1938, Третьяковская галерея). «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея).
Аналогичная история повторилась и через двадцать лет, когда Дейнека оформлял павильон на выставке в Брюсселе. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку.
Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки. Как и в листах с рисунками, края в его ранних полотнах остаются незаполненными, что вызывает ассоциацию с росписью стены. На переднем плане сбитая и крепкая женщина в темном платье с легкостью толкает вагонетку с углем левее и выше— более юная и легкая, но такая же крепкая девушка в небесно-голубом платье.
Видят возрастно, профессионально. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Детское и юношеское сознание Дейнеки было застраховано от религиозных предрассудков.
В ранний период (20-е гг. ) работал главным образом в области журнальной графики. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Великую Октябрьскую социалистическую революцию Дейнека встретил в родном Курске. Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека. По ходатайству друзей он получает место учителя рисования в женской гимназии. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника.
Его объявляли формалистом, его самая сильная картина «Оборона Петрограда» долгое время по этой же причине не выставлялась, а лежала в запаснике музея. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. В 1969 году его награждают орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями, дают звание героя Социалистического Труда. Помимо собственно живописи, Дейнека занимался и преподаванием: в Москве во Вхутеине (1928-1930), в Московском полиграфическом институте (1928-1934), в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова (1934-1946, 1957-1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945-1953, до 1948 директор), в Московском архитектурном институте (1953-1957).
Почти мифологического величия достигают женские образы («Мать», 1932, там же), порой задорно-эротичные («На балконе», 1931, частное собрание, Москва). Дома тревожно притихли. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Его умонастроения первых революционных лет отразились в своеобразном манифесте, опубликованном в курском журнале «Наш день» 19 августа 1919 года.
Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. В 20-е годы он работал как график, печатался в журналах Безбожник у станка, У станка иллюстрировал стихи Н. Асеева и А. Барто, роман Анри Барбюса В огне. Много и успешно работал Дейнека в области монументальной живописи: панно для павильона СССР на Парижской выставке (1937), для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939), мозаические плафоны для станций Московского метрополитена (1938—43).
Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Художник и сам говорил: «. Видят, когда покажут.
Рисунки, которые впоследствии можно бы было издавать тысячными тиражами, — вот о чем мечтал юный Дейнека. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Весной 1919 года Дейнека по мобилизации идет служить в Красную Армию. Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством.
Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Запомнились Дейнеке первомайские маевки за городом. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки».
Член-учредитель ОСТ. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту.
В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». После Февральской революции занятия в училище прекратились. Одна из них — Под Курском.
Важной страницей в его жизни стало оформление станций Московского метрополитена. В результате появились такие тонкие работы, как «На балконе» (1931), «Игра в мяч» (1932), «Мать» (1932), «Купающиеся девушки» (1933). Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке.
Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). «Искусство, — писал Дейнека, — обладает изумительным качеством — воскрешать прошлое, показывать завтрашнее. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Жил в Москве. В ней он также показывает себя мастером оригинального, неповторимого таланта. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Учился в Харьковском художественном училище.
Продолжил учебу в московском Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1920–1925) среди наставников особое влияние на него оказал В. А. Фаворский. Фон дан скупой линией отдаленного города. С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов.
И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—«Хорошее утро» (1959— i960), «Хоккеисты» (1959—1960), «Доярка» (1962) и «Красногвардеец» (1962). Родился в Курске 8 (20) мая 1899 в семье железнодорожного рабочего. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Фигуры органично вписаны в пейзаж — бесконечные морские дали и бездонное синее небо. Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа.
Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду. Опираясь на идеи немецкого экспрессионизма используя новейшие достижения русского и советского искусства (супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм), ведущие художники объединения создали новый передовой стиль советского искусства. Однако атмосфера в студии была живая и демократичная. Ярки и радужны они должны быть, солнечны, как свобода». Впечатления от виденного будили фантазию, наводили на раздумья, заставляли анализировать, делать сравнения.
В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Уезжающий на фронт грузовик, пустые глазницы сожженных домов, ощетинившиеся заградительные ежи наполняют внутренней тревогой этот военный пейзаж.
Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Исследования, книги, выставки. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». При этом старался довести форму до такой степени обобщения, чтобы она говорила сама за себя, без поясняющих и захламляющих композицию деталей. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками.
В конце 1940-х – 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы. Река Тускорь (1945).
У финиша, 1927). Уплотненная программа поездки оставляла мало времени для творческой работы. А панно было отмечено золотой медалью выставки. Но все эти путидля Дейнеки были мелковаты. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Видимо, к этому времени относятся акварельные рисунки с изображением листьев различной конфигурации, но чаще взятых в укрупненном масштабе.
Много общего между ними и в решении пространства. Художник много работал и привёз из поездки значительный графический и живописный материал. Видят классово».
И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию – «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Причем картины всегда были посвящены определенным темам. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Его скульптурные работы были в основном посвящены темам спорта.
К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. За довольно долгую жизнь Александр Александровичпопробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Художественный образ предельно величав и обобщен. В это время он создал напряженные и драматичные произведения.
В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Он оформляет книги, пробует свои силы в плакате. Она во многом способствовала тому, что любовь к искусству вспыхнула в Дейнеке с необычайной силой и в скором времени вытеснила все другие интересы. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот.
За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941). Это были молодые художники, объединенные любовью к станковой живописи, несмотря на то что конструктивисты и прочие крайне левые предвещали картине как произведению искусства скорую кончину. Художника и поэта роднили идеи революции и вера во всепобеждающую силу пролетариата. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. И не случайно в 1964 году Дейнека был удостоен Ленинской премии именно за произведения монументального искусства—мозаики—Хорошее утро (1959— i960), Хоккеисты (1959—1960), Доярка (1962) и Красногвардеец (1962).
Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. С задачей он, впрочем, все равно справился. Патриаршие пруды. Некоторые из них в дальнейшем легли в основу картин. Самой значительной работой этого периода является картина «Мать» (1932). В 1935 году Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу.
У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). 2009–2011». Очень показательна в этом отношении картина «На стройке новых цехов», где даются две точки схода, что позволяет снять ощущение прорыва картины вглубь. Торопливый шаг рабочего, неуверенность, сквозящая в его облике, еще нагляднее оттеняют отталкивающее самодовольство и самоуверенность служителей Ватикана— хозяев «вечного города». Я о разных вещах могу говорить, но голос будет мой, а не соседа». Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи.
Они— символы настоящего и будущего советской страны— переговариваются, улыбаются друг другу. Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник. В книге Дейнеки «Из моей рабочей практики» приводится любопытный эпизод о том, как рождалась первая его картина — «Футбол» (1924).
Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализмне изобрели. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Она создана на основе акварели «Итальянская улица.
Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». В 1928-29 гг. И хотя статья заканчивается словами благодарности творцам прошлого, давшим великие образцы красоты, судя по невольным обмолвкам в тексте, Дейнека пока еще принимает немногое из того, что осталось «на серой длинной дороге искусства».
Художника и поэта роднили идеи революции и вера во всепобеждающую силу пролетариата. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Как прекрасно дополняет пейзаж образ человека.
Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели. А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. И все. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов – отдельная история. Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ).
Александр Александрович Дейнека родился в старинном городе Курске. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Дейнека даже сам удивлялся тому, как много он успевал. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора.
Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Перед нами легкая изящная фигура юной спортсменки в момент, когда она в стремительном порыве летит вперед, преодолевая высоту установленной планки. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись.
Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. Одной из лучших картин этого цикла считается «Улица в Риме» (1935). Писал футбол. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. Есть у Дейнеки и чисто пейзажные работы.
Итальянцы нам – Караваджо, а мы им – Дейнеку. Вс.
В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935). В 1939 – 1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Это одна из самых монументальных вещей Дейнеки как по масштабу замысла (образ матери, существующий вне времени и исторического контекста), так и по форме, доведенной до совершенства. Его картины «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927) выполнены в полном соответствии с принципами индивидуального стиля дейнековских рисунков.
Это понятно, но многим невыгодно с этим согласиться. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Это выражено прежде всего поставленными надолбами, потушенными огнями в окнах и стремительной скоростью уезжающего военного грузовика. Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников).
У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Дейнека известен и как художник театра: совместно с Е. Вахтанговым оформил спектакль «Баня» в Гос. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х.
Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. «Мать» вполне могла бы стать главной иконой тех самых «храмов современности», о которых мечтал Дейнека в 18 лет. В кафе, Париж.
Как писал художник позднее, она изначально отстала от времени. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. А обращение к новым для него, проникнутых лиризмом сюжетам можно объяснить и мечтой воплотить в живописи образ человека будущего, ориентируясь при этом на эталоны античной красоты и сугубо личными причинами (в начале 1930-х художник был влюблен в пловчиху Люсю Второву, позировавшую ему для ряда картин и плакатов). Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938. В этот период характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах («Бег», 1932—1933, Русский музей). Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался.
Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял. Композиция максимально упрощена, многие детали первоначального эскиза из живописного полотна ушли. Так же, как и в акварели, ярко пылают на солнце красные сутаны монахов. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. Предметом изображения в произведениях Дейнеки становятся люди труда, спортсмены. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря.
Чтобы собрать материал, он даже едет на передовую линию фронта в действующую армию под Юхнов и своими глазами наблюдает наступательные бои. Дейнека был бесконечно влюблен в поэзию Маяковского.
Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное.
В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935). В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры.
Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Самый интересный из них – «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Старше я дрался на кулачках и, приезжая из Харькова, ходил на замерзшую реку и идя, думал, что это грубо и дико, а приходил, сбрасывал шинель и с азартом лез в гущу и я бил и меня тузили и было замечательно». Их получилось около 300.
Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Но с монументальной живописьюАлександру Дейнеке долго не везло. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки».
В конце 1927 – начале 1928 года страна праздновала сразу две знаменательные даты: 10-летие Октябрьской революции и 10-летие Рабоче-крестьянской Красной Армии. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Кажется, все предельно просто. Если о времени, проведенном за школьной партой, Дейнека ровным счетом ничего не сообщает в своей автобиографии, то о годах учебы в городском реальном училище он будет вспоминать в связи с захватившим его увлечением техникой. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа.
Он посвятил этой теме несколько своих полотен, одно из которых — «Мать» (1932). Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин. Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма («Игра в мяч», 1932, Третьяковская галерея).
Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Исследования, книги, выставки. В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм».
Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Со свойственным вниманием ко всему новому Дейнека и в дальнейшем, несомненно, присматривался к художникам «левых» направлений и не только своим, но и зарубежным.
Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. После жаркого объяснения Дейнека сворачивает злополучное панно и оно долгое время пылится в сарае. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933). Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне.
Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). В 1925 году Дейнека стал одним из основателей крупнейшей творческой группы художников «Общество станковистов» (ОСТ). С задачей он, впрочем, все равно справился.
На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью.
Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. В 1931 появились очень разные по своему настроению и тематике произведения: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов». Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1928—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент.
В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Характер у мальчика был волевой: его закаляли опасные мальчишеские шалости вроде гонок на коньках по тонкому льду, набегов на чужие сады, уличных драк и т. д. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах.
Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944). В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Его мастерство, оригинальное и самобытное, составляет эпоху в отечественном искусстве. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели.
Картина «Окраина Москвы. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).
Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись («Перед спуском в шахту», 1925, «На стройке новых цехов», 1926 обе в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир. «В двадцать четвертом году я впервые выставлялся.
Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Типичными живописными произведениями остовского периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925 г. ), На стройке новых цехов (1926 г. ), Текстильщицы (1927 г. ). Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. За это время им были созданы сотни рисунков, многие из которых послужили основой для будущих картин. Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим.
Одним из первых в современном искусстве Дейнека разгадает социальную загадку техники, поймет, а затем ярко выразит новое, освободительное назначение машины в мире социализма. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. И все-таки художник успел сделать огромное число зарисовок, создать массу акварелей. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством.
Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Строг и суров ритм картины. Полетико.
В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Где остальные мозаики — неизвестно., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930).
В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение – плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Их получилось около 300. Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой.
Как он современен, как он живет вместе с человеком напряженной деятельной жизнью. Вице-президент Академии художеств СССР (1962—66). А ведь этой простотой Дейнека как раз и достигал поразительных результатов. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль.
«Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Ноябрь 1941 года (1941). В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Дейнека вспоминает: Сквозь вьюгу, снег, который сечёт лицо и рвёт с плеч плащ-палатки, мчался танк с людьми на нём, в масле, копоти, обледенелыми, с обожженными морозом лицами и заснеженными бровями и ресницами. Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского.
отличаются выразительностью монументальных форм, динамичной композицией, построенной на контрастном сопоставлении плоскостей, объёмов и различных пространственных планов, графически чёткой манерой письма обобщённые образы рабочих, подчинённых, то торжественно-напряжённый, то бурный ритм труда инженерная логика ажурных строительных конструкций и сама техника становятся воплощением новой эпохи в жизни страны (На стройке новых цехов).
Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Остротой наблюдений и социальных характеристик отличаются произведения, выполненные Дейнекой на основе впечатлений от поездок по США, Франции, Италии в 1934-1935 («Негритянский концерт», «Юноша-негр», «Набережная Сены», Улица в Риме, 1935, Третьяковская галерея). С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба.
Многочисленные его произведения, посвященные русской природе, поэтичны и наполнены большой сердечной теплотой и лиричностью. Ленинская премия (1964). Как он современен, как он живет вместе с человеком напряженной деятельной жизнью. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Свою любовь к поэту художник выразил также в портрете Маяковского изобразив его в мастерской РОСТА. Опять пришлось экономить целый месяц, прежде чем снова встать к мольберту.
Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Набережная Сены, Париж. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Весть о свержении царизма застала Дейнеку в Харькове.
Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Первые смальтовые композиции на станции «Маяковская» были в основном посвящены спортивной проблематике.
Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Монахи в красном», написанной во время путешествия. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. К числу лучших живописных работ Дейнеки относится картина «Окраина Москвы.
Его картины всегда отличались глубокой идеей и высоким профессиональным мастерством. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Дело в том, что в 2009 году, к 110-летию художника, был запущен трехгодичный проект «Александр Дейнека. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Первая работа оказалась неудачной: задуманная в так называемом «большом стиле», с обилием знамен и показной радостью, она оказалась напыщенной и неубедительной. В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940).
Дейнека успел походить по музеям, познакомиться с творениями своих кумиров Микеланджело, Тьеполо и других. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. В нем, правда, тоже пробыл недолго. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда».
Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Но враг не пройдет. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927).
Несколько дейнековских рисунков, сохранившихся от этой поры, свидетельствуют о стремлении педагога научить своих подопечных методике верного, осмысленного изображения, привить ясное представление о соотношении в композиции главного и второстепенного. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка» с 1923). ной теплотой. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941).
Река Тускорь, 1945). Одна из них — Под Курском. Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии.
Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). Где остальные мозаики – неизвестно. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917).
С неодолимой силой его вновь потянуло к искусству. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. ДЕЙНЕКА, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1899–1969), русский художник. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. Испытал также влияние Ф. Ходлера и мастеров немецкого экспрессионизма. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они – рабочие». Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких.
Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Мерно и стройно шагает отряд.
1941 год», «Эвакуация колхозного скота», «Колхозницы роют противотанковые рвы на подступах к Москве», «Ремонт танков на прифронтовом заводе», «Танки идут на фронт» и «Наступление началось» — великолепные работы, в которых с большой силой художественного обобщения раскрыты события суровой годины войны. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины.
На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Под их впечатлением он занялся «сюжетным» рисованием. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно.
А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ). Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю.
Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности.
Занявшись плакатом, художник предложил новую интерпретацию известного жанра. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. В 1940 году он вновь обратился к мозаике и сделал несколько панно для станции метро «Павелецкая», но установлены они не были из-за начала войны. Ему заказали три панно для здания Наркомзема в Москве.
К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). В нем, правда, тоже пробыл недолго. В 1930-е годы А. Дейнека создал выразительные, лаконичные в цветовом и композиционном отношении индустриальные плакаты: «Мы читаем» (1925), «Даешь» (1929), «Колхозник, будь физкультурником» (1930), «Мы требуем всеобщего обязательного обучения» (1930), «Ударник, будь физкультурником» (1930), «Механизируем Донбасс» (1930), «Китай на пути освобождения от империализма» (1930), «Даешь советский дирижабль» (1930), «Увеличим промышленное садоводство и огородничество» (1930), «Выполним социалистический договор. » (1930), «Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу» (1931), «Превратим Москву в Образцовый Социалистический Город Пролетарского Государства» (1931), «Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов» (1931), «Кто больше кто лучше» (1931), «Надо самим стать специалистами Сталин» (1931), «Полный ход. » (1932), «Физкультурница.
Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. К числу наиболее значительных работ конца 1930-х – начала 1940-х относится «Левый марш» (1940). «Сколько себя помню, я всегда рисовал», – вспоминал Дейнека. Он обычно набрасывал отдельные позы, делал схематические зарисовки местности. Художник делает и пейзажные зарисовки, как, например, «Ночной пейзаж».
Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Мейерхольда, 1930 «День рождения» братьев Тур в ЦТСА (1945). При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ – «Общество станковистов».
Ноябрь 1941». В училище он был принят профессором М. Р. Пестриковым. Микеланджело писал очень гладко и не пастозно, но это был великий темперамент. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Вот таким образом концентрация Дейнеки на живописи выглядит вполне естественной. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально.
Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Кто останется к ним равнодушным. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов.
С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже – с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Таким видит город Дейнека Александр.
Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. театре им.
В картине практически нет никаких примет быта. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы.
Что писать – он понимал, а вот как – пока не очень. Видимо, в один из приездов домой на каникулы Дейнекой написан мужской портрет «Инженер» (около 1916), до недавнего времени хранившийся у родственников портретируемого. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Далеко за возвышенностью по извилистой дорожке неторопливо идут три женские фигурки. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Дейнека любил необычные ракурсы, динамичные повороты, его тянуло к монументальным формам искусства.
Наши мысли должны быть чисты, чисты и красивы. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). И художник вновь справляется с вызовом. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая».
Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Многие не выносят возражений, хотя бы и правильных. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора.
После Февральской революции занятия в училище прекратились. В 1941—1946 годах он создает серию Москва военная: Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Вечер.
Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Революционные события увлекли восемнадцатилетнего юношу, у которого не было никаких причин – религиозных, семейных, материальных, – чтобы противиться переменам.
И даже почти столетие спустя, в 2011-м именно его вещиповезли на римскую выставку в рамках года культурного обмена. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Ажурная крыша строящегося цеха уходит вдаль, добавляет какого-то глубинного динамизма композиции.
В этот период им владеет мечта стать инженером, конструктором машин. Он написал ряд живописных работ, одна из самых романтических – «Будущие лётчики» (1937). В становлении живописной манеры Дейнеки также важную роль сыграли европейские мастера, прежде всего представители немецкого экспрессионизма. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте.
1941» (1942), отобразившая драматический образ военной столицы, а также цикл акварелей «Берлин» (1945). При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа.
Он знал, но не видел. " Дейнека был бесконечно влюблен в поэзию Маяковского. Александр Александрович Дейнека родился в Курске. Он посещает Америку, Францию, Италию. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию.
Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934). Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Возьмите хотя бы пейзажный фон в Трактористе. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке (не реализовано).
Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. Вскоре его назначают руководителем секции изобразительных искусств Губернского отделения народного образования с поручением наладить выпуск плакатов по типу «Окон РОСТА». Александр Александрович в 1964 году получает Ленинскую премию. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Дело в том, что в 2009 году, к 110-летию художника, был запущен трехгодичный проект «Александр Дейнека. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая».
Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Есть у Дейнеки и чисто пейзажные работы. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей.
Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс – всесоюзная кочегарка». Александр Александрович Дейнека родился 21 мая 1899 года в Курске. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности».
Возьмите хотя бы пейзажный фон в Трактористе». Естественно и органично в его творчество входит тема материнства. В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. 1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском.
Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Его персонажи в ряде случаев лишаются нарочитой угловатости, свойственной конструктивистам такие картины Дейнеки, как «Купающиеся девушки», «Портрет девушки с книгой» (1934), «Будущие летчики» (1938), вызывают чувство умиротворения, покоя.
Что-то задорное оставалось. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Знаменательной представляется общая тональность статьи, содержащийся в ней призыв к мощному всенародному искусству современности, призванному отразить созидательный порыв пролетариата, красоту заводов, героику классовых битв. Заказ был выполнен, но сам художник так и не увидел свою работу на месте: в Париж его не пустили. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение).
Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). У него возникает идея написать батальное полотно, которое станет гимном мужеству защитников города.
С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Сохранившиеся в его цепкой зрительной памяти впечатления позже лягут в основу детской книжки в картинках «Про лошадей», в которой художник с великолепным знанием дела изобразит наиболее распространенные породы лошадей, покажет их назначение в строительстве и обороне молодой Советской республики. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе.
С начала 1930-х Дейнека обращается к теме авиации («Парашютист над морем», 1934) иллюстрации к детской книге летчика Г. Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938). Вот стоит сдержанный, с черной бородкой Прусаков, внимательно слушает круглолицего, с копной волос на голове, буйно жестикулирующего Андрюшу Гончарова. Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Как прекрасно дополняет пейзаж образ человека. Движение, подчеркнутая плакатность, любовь к ракурсам и противопоставлениям, аскетизм колорита и графичность рисунка, становятся своего рода «визитной карточкой» художника. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933).
Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Первой значительной работой становится Окраина Москвы.
Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». носивший название Безбожник у станка (т. к. Тема авиации занимала Дейнеку и ранее, но в Крыму художнику удалось посмотреть на мир из кабины самолета. И художник вновь справляется с вызовом. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Новое искусство шагнуло на страницы журналов иАлександр Дейнека становится их активным автором. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными).
Броская, «снайперская» линия, четкие ритмы воспроизводят в его журнальных рисунках новый светлый, здоровый мир, противостоящий старому, грязному и дряблому, миру капиталистических пережитков. Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57). Дейнека был художником огромного таланта, страстного, неуемного темперамента. В ней он также показывает себя мастером оригинального, неповторимого таланта. Учился в Харьковском художественном училище (1915–1917), работал фотографом в угрозыске (1918), оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). На склоне лет, в конце 1950-х – 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962 – 1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др.
Эскизы их были восторженно приняты, но от изготовления самих панно почему-то отказались. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». В его рамках в 2009 году в Третьяковской галерее прошла выставка графики Дейнеки из собрания Курской художественной галереи, в 2010-м в ГТГ состоялась грандиозная ретроспектива, а в 2011-м работы Дейнеки повезли в Италию.
В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. В 1925 стал одним из учредителей «Общества станковистов» (ОСТ).
Они занесены снегом. От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное.
А Фаворский, правда, учил его классической гравюре – полезно, но не так актуально. Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника.
Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись – портреты близких, натюрморты, пейзажи. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Они выглядели ярко и даже казались рельефными.
И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941».
Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922).