12 июня 1969 г. Александра Александровича Дейнеки не стало. Александра Александровича Дейнеку похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Дейнека Александр Александрович (1899 г. – 1969 г. ) – советский живописец, художник-монументалист, график иллюстратор, скульптор. Дейнека Александр Александрович (1899 – 1969) – советский художник, который прославлял светлый завтрашний день.
Всю свою жизньАлександр Александрович Дейнека искал те приемы, которые помогли бы передать всю экспрессию движения. 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве, похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Живописец, график и скульптор, народный художник СССР Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 г. в Курске, в семье железнодорожного рабочего.
Октябрьский переворот, захлестнувший страну, не мог не оказать влияния на биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого отражали самые яркие аспекты новой, социалистической жизни. 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека скончался в Москве, похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Дейнека Александр Александрович (1899 – 1969), русский художник, советский живописец, график и скульптор, педагог, действительный член Академии художеств СССР (1947), народный художник СССР (1963).
Об Александре Александровиче Дейнеке можно с уверенностью сказать, что он был художником одной темы. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Александр Александрович Дейнека был вице-президентом Академии художеств, получил звание Героя Социалистического труда. Александр Александрович Дейнека родился в городе Харькове, в семье железнодорожника. Дейнека Александр Александрович один из самых значительных мастеров советского искусства.
Дейнека Александр Александрович – советский живописец, художник-монументалист, график иллюстратор, скульптор. Александр Александрович Дейнека (1899 — 1969) — советский живописец, график и скульптор, педагог. Дейнека Александр Александрович картины писал не кистью, а умным сердцем. Александр Александрович Дейнека вошел в историю советского изобразительного искусства как автор многих живописных и графических произведений, фресок, росписей, мозаик, скульптур.
1932 год открывает новый этап в биографии художника Дейнека Александра Александровича. Программной для творчестваАлександра Александровича Дейнеки этого времени является картина «Оборона Петрограда» (1928). 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Творчество Александра Александровича Дейнеки принадлежит к самым значительным явлениям советской художественной культуры.
Сегодня мы вспоминаем биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого прославили Курский край на весь мир.
На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. С 1920-х гг.
В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Это "Тревожные ночи" 1942), "Сбитый ас" (1943) и другие. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского — «Левый марш» (1941). В 1935 году Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу.
Наступил долгожданный день победы. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.
На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Изображал он также и положительных героев времени в традициях ОСТ: шахтёров, строителей, женщин-пролетарок, спортсменов (Постановили единогласно, На производстве. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора.
С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Этому помогают и естественная асимметричная композиция и сдержанная простота колористического строя и выбор моделей.
Таково содер-» жание акварельного листа "Берлин, в день подписания декларации" (1945). На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке (не реализовано). Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944). Но картина не была одинокой удачей.
Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Собственно говоря, я занимался совсем другим и, естественно, у меня было тяготение превратить ОСТ в другую организацию и вот таким образом я оттуда вышел и вошёл в Октябрь. Его персонажи в ряде случаев лишаются нарочитой угловатости, свойственной конструктивистам такие картины Дейнеки, как «Купающиеся девушки», «Портрет девушки с книгой» (1934), «Будущие летчики» (1938), вызывают чувство умиротворения, покоя. Она создана на основе акварели «Итальянская улица. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг.
Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Он учился на полиграфическом отделении Вхутемаса у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского работал в плакатной и журнальной графике (в журналах «Безбожник у станка», «У станка», «Прожектор») и в свою живопись привнес чисто графическое понимание формы.
Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. В картине, как и в акварели, тонко передана атмосфера южного города: нестерпимый полуденный зной, жаркий прозрачный воздух, резкие контрасты между солнечными бликами и глубокими тенями. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933).
Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др.
Это качество особенно впечатляюще развернулось в севастопольских и заграничных работах Дейнеки. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Он оформляет книги, пробует свои силы в плакате. А панно было отмечено золотой медалью выставки. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города.
К числу наиболее значительных работ конца 1930-х – начала 1940-х относится «Левый марш» (1940). В томе, посвященном живописи, опубликованы все известные и выявленные в ходе последних исследований живописные работы. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Его картины не красочны — динамическая выразительность композиций строится на точно выверенном линейном ритме, обретающем в лучших работах знаково-плакатную и одновременно монументальную лаконичность («На стройке новых цехов», 1926 «Оборона Петрограда», 1928 «Лыжники», «Бег», обе 1934). 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет.
Наряду с данными лирическими картинами были созданы и другие общественно-политические произведения: «Безработные в Берлине» (1933 год), наполненная негодованием и гневом к роману «Огонь» А. Барбюса (1934 года). Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Необходимо отметить некоторые стороны и особенности творчества Дейнеки в этот насыщенный и плодотворный период. Писал футбол.
Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. графические серии «Дороги войны» (сангина, 1942, ГРМ) и «Москва военная» (акварель, гуашь, 1946, ГТГ). Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943).
В это же время живописцем были созданы и другие полотна, которые были не менее поэтичными и новыми для тех лет – это картины «Полдень» (932 год ГРМ), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами» (1933 год), «Купающиеся девушки» (1933 год, ГТГ). Художник делает и пейзажные зарисовки, как, например, «Ночной пейзаж». К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Но с монументальной живописьюАлександру Дейнеке долго не везло. Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин. Он посещает Америку, Францию, Италию.
О такой работе художник мечтал еще в годы юности. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Он написал ряд живописных работ, одна из самых романтических – «Будущие лётчики» (1937).
В 1928-29 гг. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Но сама его живопись становится менее конструктивно жесткой, условность композиций ближе теперь не к чертежной, а скорее к фресковой. Однако работа художника в "Безбожнике" и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой.
Дома тревожно притихли. В живописных работах Дейнека сохранил стилистику и тематику ранних графических произведений. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов).
Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Это выражено прежде всего поставленными надолбами, потушенными огнями в окнах и стремительной скоростью уезжающего военного грузовика.
Одной из лучших картин этого цикла считается «Улица в Риме» (1935). «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда».
Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Правда, культивируемая «остовцами» картина должна была стать совершенно новой по языку и тематике и с прежними традициями не связанной. Крымские впечатления легли в основу картины "Будущие летчики" (1937).
В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933). Художественный образ предельно величав и обобщен.
Это время оказывается для Дейнеки весьма плодотворным на плакатное творчество, в непривычном для себя жанре художник быстро осваивается и создаёт ряд достойных работ ("Ударник, будь физкультурником", "Мы требуем всеобщего обязательного обучения. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Полотно стало для нас олицетворением счастья мирных дней. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи.
Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Как писал художник позднее, она изначально отстала от времени. Полетико.
У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Естественно и органично в его творчество входит тема материнства. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942).
Дейнека известен и как художник театра: совместно с Е. Вахтанговым оформил спектакль «Баня» в Гос. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. Художники такого рода, как Дейнека, относящиеся к своему времени – к его делам и стремлениям, к его трудностям и успехам – с величайшей ответственностью, с глубокой личной заинтересованностью, непременно будут связаны со своей эпохой тысячей неразрывных нитей и именно вот таким образом всегда будут трогать и волновать зрителей самых разных времен. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941).
Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). ", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922). Он обычно набрасывал отдельные позы, делал схематические зарисовки местности.
После службы в армии Дейнека едет учиться в Москву. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна.
Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. Ноябрь 1941 года (1941)., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966).
Лиризмом отмечены его жанровые работы, натюрморты, портреты и пейзажи 1930-х годы («Мать», 1932, ГТГ «Девушка с книгой», 1934, ГРМ «Колхозница на велосипеде», 1935, ГРМ). Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Преподавал во ВХУТЕИНе (1928—30). Влияние Владимира Андреевича на будущее творчество Александра очевидно – достаточно взглянуть на ряд полотен Фаворского 20-30-х гг.
IB 1935 году А. А. Дейнека, будучи опытным физкультурником, ловко схватывал динамику движений бегунов, пловцов, футболистов, баскетболистов Кто-то мог критиковать художника за излишнюю увлеченность спортивной темой, которой он якобы отгораживался от насущных проблем, но на самом деле эти работы способствовали созданию культа беззаботности, силы и красоты, ставшего одним из ключевых в соцреализме. Они занесены снегом.
Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Между тем, став членом ОСТа (1925) именуемого «самой левой среди правых группировок», Дейнека оказался в ряду защитников станковой картины и, следовательно, противником авангардистской программы «производственного искусства». Они выглядели ярко и даже казались рельефными.
Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Типичными живописными произведениями остовского периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925 г. ), На стройке новых цехов (1926 г. ), Текстильщицы (1927 г. ). В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах ("Тоска по изящной жизни", 1927). Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи.
В 1940 году он вновь обратился к мозаике и сделал несколько панно для станции метро «Павелецкая», но установлены они не были из-за начала войны. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу. И художник вновь справляется с вызовом.
Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Но враг не пройдет. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм».
В нем, правда, тоже пробыл недолго. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов».
Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). Так же, как и в акварели, ярко пылают на солнце красные сутаны монахов.
Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Картины зарубежного цикла: "Улица в Риме" (1935), "Тюильри" (1935), "Негритянский концерт" (1935) разносторонне рассказывают о впечатлениях художника. Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду.
И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927).
Монахи в красном», написанной во время путешествия. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. театре им.
Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х.
Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Его картины «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927) выполнены в полном соответствии с принципами индивидуального стиля дейнековских рисунков.
Предки его, по всей вероятности, происходили из среды малороссийских крестьян. По мнению художников этого объединения, картина должна была стать совершенно новой по пластическому языку и тематике, с прежними традициями не связанной. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны).
К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). Это одна из самых драматических работ мастера. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору.
Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Современность Дейнеки много раз была предметом рассуждений критиков, она была очевидна, даже, пожалуй, чересчур очевидна, заслоняя для многих возможность, а, скорее всего и надобность более пристального внимания к большому мастеру, к очень сложной сущности его искусства. Этому драматическому и вместе с тем убежденно спокойному пафосу картины во многом содействует ее колорит – почти монохромный, отливающий металлическими отблесками. Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет.
Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Дейнека даже сам удивлялся тому, как много он успевал. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике.
Много и успешно работал Дейнека в области монументальной живописи: панно для павильона СССР на Парижской выставке (1937), для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939), мозаические плафоны для станций Московского метрополитена (1938—43). Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир.
Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. В 1919-1920 гг.
В тридцатые годы колорит в работах художника светлеет, становится мягче, портреты и пейзажи наполняются одновременно реализмом и романтизмом, появляется много женских образов. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь".
Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Много общего между ними и в решении пространства. Его авангардный стиль эволюционировал в сторону соцреализма, но его работы от этого не стали менее искренними. Исследования, книги, выставки.
Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека. Художнику предложили выполнить мозаичные плафоны для станции метро "Маяковская". Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами.
Прежде всего, Дейнека не был скован живописной традицией, как таковой. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы.
Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). В эти годы были созданы полотна "Оборона Севастополя", "Окраина Москвы" (1941 г. ). Складывается круг основных тем, к которым он будет обращаться на протяжении всей своей творческой деятельности: воспевание героического труда, спорт индустриализация, техника.
Художественное пространство полотен предельно насыщается, при этом силуэты фигур всегда изображаются резкими, четкими линиями, доминируют чистые тона. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей.
"Донбасс" (1947), "На просторах подмосковных строек" (1949), "Кузнецы" (1957), "Тракторист" (1956), "У моря", "Рыбачки" (1956) – таков не полный перечень полотен художника, созданных после войны. Изображал он также и положительных героев времени в традициях ОСТ: шахтёров, строителей, женщин-пролетарок, спортсменов (Постановили единогласно, На производстве. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. К числу лучших живописных работ Дейнеки относится картина «Окраина Москвы. Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Медленный, прерывистый ритм движения идущих в обратном направлении раненых лишь еще больше оттеняет и подчеркивает собранную, упорядоченную динамику мерно и стройно шагающего отряда, внося в то же время напряженный драматический акцент в строй картины.
Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Таким видит город Дейнека Александр.
В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм».
Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки.
Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х.
Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. У финиша, 1927). За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. В 1930-е годы А. Дейнека создал выразительные, лаконичные в цветовом и композиционном отношении индустриальные плакаты: «Мы читаем» (1925), «Даешь» (1929), «Колхозник, будь физкультурником» (1930), «Мы требуем всеобщего обязательного обучения» (1930), «Ударник, будь физкультурником» (1930), «Механизируем Донбасс» (1930), «Китай на пути освобождения от империализма» (1930), «Даешь советский дирижабль» (1930), «Увеличим промышленное садоводство и огородничество» (1930), «Выполним социалистический договор. » (1930), «Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу» (1931), «Превратим Москву в Образцовый Социалистический Город Пролетарского Государства» (1931), «Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов» (1931), «Кто больше кто лучше» (1931), «Надо самим стать специалистами Сталин» (1931), «Полный ход. » (1932), «Физкультурница. Некоторые из них в дальнейшем легли в основу картин. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени.
Трагизм и героика сливаются в ней в единое целое. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря.
Заметный след в творческой биографии художника оставили поездки в Крым. В этом произведении художника вечная тема звучит особенно величаво и героически. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Там учится у знаменитых педагогов – известного живописца, графика и театрального декоратора Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя советской ксилографии и теоретика живописи – Владимира Фаворского. Эпический размах и оптимизм отличают жанровые полотна Дейнеки 1940-х годов («Раздолье», 1944, ГРМ «Эстафета по кольцу Б», 1947, ГТГ). В это время он создал напряженные и драматичные произведения.
Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в небольшую студию. Впоследствии ему ещё раз предложат поработать в оформлении метро, но планы будут прерваны войной и лишь в 1943 году откроется станция Новокузнецкая с расписанными Дейнекой плафонами наружного и подземного вестибюлей. Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса, живопись и техника. А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту.
Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. 1941» (1942), отобразившая драматический образ военной столицы, а также цикл акварелей «Берлин» (1945).
Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934). Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского.
Самое большое полотно было создано художником для Советского павильона на Международной выставке в Париже (1937). Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие».
успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. Первой значительной работой становится Окраина Москвы. Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством.
В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. У финиша, 1927). Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Ноябрь 1941 ГОДА» (1941) — первая в этом ряду.
Причем картины всегда были посвящены определенным темам. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Их получилось около 300. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Александр Александрович Дейнека родился в Курске. В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы.
Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя.
Дискоболка» (1933), «Художественная выставка 15 лет РККА» (1933), «Здоровый дух требует здорового тела» (1939). Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем.
Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Художник и сам говорил: «. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш».
«Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925).
Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Для меня он был иной: человек нежный и тонкий, застенчивый и легко ранимый, не склонный к романтическим словам, но, по существу, – романтик, человек, мыслящий большими категориями и понятиями и в то же время умевший замыкаться в самой камерной лирике. Даже после распада объединения (в 1931 г. ) художник во многом остается верен его направленности, разве что тема спорта отчетливо выходит на первый план, обретая вполне аллегорическое звучание: спорт как воплощение силы, здоровья и радости, символ физической, а значит и духовной гармонии нового человека. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века.
«В двадцать четвертом году я впервые выставлялся.
Великой Отечественной войне посвящены его батальное полотно «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ смотри иллюстрацию в статье Батальный жанр), драматические пейзажи «Окраина Москвы. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Ноябрь 1941 года» (1941, ГТГ), «Сгоревшая деревня» (1942, ГРМ) и др. Торопливый шаг рабочего, неуверенность, сквозящая в его облике, еще нагляднее оттеняют отталкивающее самодовольство и самоуверенность служителей Ватикана— хозяев «вечного города».
Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная.
И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Член-учредитель ОСТ.
Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. Первая работа оказалась неудачной: задуманная в так называемом «большом стиле», с обилием знамен и показной радостью, она оказалась напыщенной и неубедительной. Выдающийся мастер монументально-декоративной живописи, Дейнека исполнил панно для советских павильонов на Всемирных выставках в Париже (1937, большая золотая медаль) и Брюсселе (1958, золотая медаль), ряд фресок и плафонов для ВСХВ (1939), плафон в фойе ЦТКА (1940), серию 35 плафонов «Сутки Страны Советов» для станции «Маяковская» (1938-39) и мозаики для станции «Новокузнецкая» (1943, все – смальта) Московского метрополитена фриз с портретами учёных для МГУ (флорентийская мозаика, 1951-52) и др. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского.
., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Суровых, в духе экспрессионизма шахтеров, ткачих и революционеров сменили энергичные спортсмены, чувственные и прекрасные в своей античной наготе девушки и юноши, лирические пейзажи и натюрморты. Большое внимание Дейнека уделял темам авиации («В воздухе», 1932, КГ, Курск «Будущие лётчики», 1938, ГТГ) и спорта («Футболист», 1934, ГТГ «Бег», 1934, ГРМ и др. ) в связи с темой физкультуры художник нередко обращался к изображению обнажённого тела («Игра в мяч», 1932, ГТГ и др. ). Он поступает на полиграфический факультет Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС).
Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ). С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. носивший название Безбожник у станка (т. к.
В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). После Февральской революции занятия в училище прекратились. В 1925 году Дейнека стал одним из основателей крупнейшей творческой группы художников «Общество станковистов» (ОСТ). В кафе, Париж. В суровом, строгом ритме фигур рабочих идущих на защиту Петрограда, в непреклонной воле и убежденной силе этих людей заключено мощное дыхание революционной действительности. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов.
Через год, в 1925 году, Дейнека стал одним из основателей ОСТа и этим окончательно определился будущий путь художника, увлеченного изображением современного человека. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью.
Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Вице-президент Академии художеств СССР (1962—66). Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Художником были сделаны эскизы панно для выставок в Париже и Нью-Йорке.
Герой Социалистического Труда (1969). Самой значительной работой этого периода является картина «Мать» (1932). Картина «Окраина Москвы. Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг.
В творчестве Дейнеки в полной мере воплотились идеи и художественные принципы мастеров ОСТа — «техницистов», вдохновленных новой жизнью, прежде всего ее индустриальными и спортивными аспектами и стилистически тяготеющих к немецкому экспрессионизму. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Динамичный ритм, подчеркнутая предметность и любовь к резким ракурсам становятся своего рода «визитной карточкой» художника — по этим признакам безошибочно узнается не только его книжная графика («Кутерьма» Н. Асеева, 1930), плакаты разных лет, монументальные работы (мозаики московских станций метро «Маяковская», 1939, «Новокузнецкая», 1943), но и более поздняя живопись («Окраина Москвы», 1941 «Оборона Севастополя», 1942 «У моря», 1956-57), казалось бы уже далекая от законов остовской эстетики. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Александр Александрович Дейнека родился в старинном городе Курске.
Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Тридцатые годы – пора расцвета творчества художника.
Вбирая в себя и словно конденсируя лучшие и важнейшие мысли, чувства, душевные движения своего времени, умея увидеть и выразить как будто бы невыразимые оттенки и приметы морального и физического облика современника, художник обретает вечную жизнь, неугасающую силу воздействия на людей последующих поколений. Ему заказали три панно для здания Наркомзема в Москве.
Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). Преподавал в Москве – во Вхутеине (1928-30), Полиграфическом институте (1928-1934), МХИ (1934-46 и 1957-63 профессор с 1940), Институте прикладного и декоративного искусства (1945-52, директор в 1945-48), МАРХИ (1953-57). По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Набережная Сены, Париж. Очень показательна в этом отношении картина «На стройке новых цехов», где даются две точки схода, что позволяет снять ощущение прорыва картины вглубь.
он получает художественное образование в Харьковском художественном училище. В 35 мозаиках раскрывается панорама мирной жизни страны. Эскизы их были восторженно приняты, но от изготовления самих панно почему-то отказались. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Ноябрь 1941».
Великая нежность, всепоглощающая любовь женщины к своему малышу дали художнику возможность создать обобщенный образ благородной и прекрасной материнской души. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности.
Его скульптурные работы были в основном посвящены темам спорта., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. Ноябрь. И художник вновь справляется с вызовом.
Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». носивший название "Безбожник у станка" (т. к.
Вс. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. У финиша", 1927). Тогда же происходят события, которые сам художник считал основополагающими в своей карьере – начинается период его сотрудничества с рядом журналов: Безбожник у станка, У станка, Прожектор, Красная Нива. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял.
Занявшись плакатом, художник предложил новую интерпретацию известного жанра. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Он посещает Америку, Францию, Италию.
Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Важной страницей в его жизни стало оформление станций Московского метрополитена.
В 1970 году имя Дейнеки присвоено Курской КГ. В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935). Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». Образы девушек, бегущих вдоль реки вверх по крутому склону, – одно из самых изящных и привлекательных воплощений молодости и красоты в творчестве Дейнеки. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать.
Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался.
Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Художник много работал и привёз из поездки значительный графический и живописный материал. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922).
Река Тускорь, 1945). Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). С задачей он, впрочем, все равно справился. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). В 1931 появились очень разные по своему настроению и тематике произведения: «На балконе», «Девочка у окна», «Наемник интервентов». Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь.
Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Первые смальтовые композиции на станции «Маяковская» были в основном посвящены спортивной проблематике. Опираясь на идеи немецкого экспрессионизма используя новейшие достижения русского и советского искусства (супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм), ведущие художники объединения создали новый передовой стиль советского искусства. Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины».
Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1928—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957).
Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941). Фон дан скупой линией отдаленного города.
Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938).
Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. И все.
Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934). 2009–2011». Вслед за "Обороной Севастополя" появляется целый ряд картин на темы войны. Он посвятил этой теме несколько своих полотен, одно из которых — «Мать» (1932). Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. В 1918 году художник возвращается в родной город.
К числу наиболее значительных работ конца 1930-х — начала 1940-х относится «Левый марш» (1940). Картина «Окраина Москвы. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. В картине практически нет никаких примет быта. Ленинская премия (1964). Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника.
В книге Дейнеки «Из моей рабочей практики» приводится любопытный эпизод о том, как рождалась первая его картина — «Футбол» (1924). Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. В Курске не раз организовывались выставки работ знаменитого земляка. Мерно и стройно шагает отряд.
Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Мейерхольда, 1930 «День рождения» братьев Тур в ЦТСА (1945). В 1919-1920 гг. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. По рекомендации своих тамошних наставников в 1915-1917 гг.
Предметом изображения в произведениях Дейнеки становятся люди труда, спортсмены.
Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). И все-таки художник успел сделать огромное число зарисовок, создать массу акварелей. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942).
Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57). В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). В этот период была написана самая значительная работа того времени – картина «Мать» (1932 год, ГТГ).
В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др.
Движение, подчеркнутая плакатность, любовь к ракурсам и противопоставлениям, аскетизм колорита и графичность рисунка, становятся своего рода «визитной карточкой» художника. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов.
В эти же годы художником были созданы поэтичности произведения: «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами» (1933), «Купающиеся девушки» (1933), «Полдень» (1932) и другие. Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е.
Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Ленинская премия (1964). С начала 1930-х Дейнека обращается к теме авиации («Парашютист над морем», 1934) иллюстрации к детской книге летчика Г. Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938).
Уплотненная программа поездки оставляла мало времени для творческой работы. Главной проблематикой художников этого объединения считалась индустриальная тема, а способом ее отражения — элементы графики, которая вводилась и в живописные полотна. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Пишет плакаты для Курского отделения "Окон РОСТа". Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927).
С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора". Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Работал также как сценограф («Баня» В. В. Маяковского в московском Театре имени В. Э. Мейерхольда, 1930 и др. ), с 1939 и как скульптор (композиции на спортивную тему, бронза и дерево). 1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском.
Картина «Окраина Москвы. Строг и суров ритм картины. Новое испытание Александр Александрович, как обычно, с честью проходит и мозаичные панно по сей день украшают станцию. Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940).
Где остальные мозаики — неизвестно. Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927). Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. Многие из работ мастера впервые экспонировались в Курске, на родине художника. носивший название Безбожник у станка (т. к.
проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели.