Одним из лучших полотен этого этапа творчества Дейнеки явилась картина Мать. Какие мы благородные, – дурашливо залепетал Трофим, – прямо просимся на картину Дейнеки – юноша защищает девушку от наезда самосвала, – потом басисто добавил. Дейнеку или боготворили или терпеть не могли» 1. Более того, основной корпус его работ хранится в музеях в базе AI зафиксировано всего 80 произведений, приписываемых Дейнеке, за последние 30 лет появлявшихся на открытых торгах. Дейнека смотрел на события недавнего революционного прошлого глазами своего современника — советского человека двадцатых годов.
Дейнека Александр Александрович (1899 – 1969), русский художник, советский живописец, график и скульптор, педагог, действительный член Академии художеств СССР (1947), народный художник СССР (1963). Дейнека регулярно посещал любимый им Севастополь – город моря, южного солнца, самолетов, моряков и кораблей. Всю свою жизньАлександр Александрович Дейнека искал те приемы, которые помогли бы передать всю экспрессию движения. 1932 год можно считать вехой в творчестве Александра Дейнеки, новым этапом в развитии его искусства.
Программной для творчестваАлександра Александровича Дейнеки этого времени является картина «Оборона Петрограда» (1928). Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека скончался в Москве, похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов— без малого 3, 5млн долларов.
Дух ВХУТЕМАСа наложил значительный отпечаток на творчество молодого художника: картины Дейнеки периода обучения в мастерских (Автопортрет в панаме, Женский портрет, Портрет художника Вялова) испытывают заметное влияние авангардных течений. 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека скончался в Москве, похоронен на московском Новодевичьем кладбище. В 1928 году Дейнека ушел из Общества и из «Безбожника у станка», создав совместно с объединением «Октябрь» журнал «Даешь», основанный на близких ему конструктивистских принципах.
Дейнека Александр Александрович (1899 – 1969) – советский художник, который прославлял светлый завтрашний день. За время пребывания в Октябре Дейнека пишет всего одну картину, однако создаёт множество рисунков и плакатов. Работы Дейнеки находятся в собраниях: ККГ им. Заметные картины Дейнеки этого периода Тракторист (1956) и У моря.
Картина советского художника Александра Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов— без малого 3, 5млн долларов5. В 1935 году каким-то чудом (страна все больше отгораживалась от мира) Дейнека посетил Западную Европу и США. Дейнека Александр Александрович – советский живописец, художник-монументалист, график иллюстратор, скульптор. Если попытаться охарактеризовать одним словом творчество А. Дейнеки, то словом этим будет — современность.
Дейнека Александр Александрович картины писал не кистью, а умным сердцем. Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944). Александр Дейнека относится к числу художников, безусловно, признанных и публикой и критикой и арт-рынком.
Для Дейнеки было естественно и просто работать над плакатами, листовками, оформлять обложки журналов и вложить всего себя в картину, тема которой выделена Реввоенсоветом. В 1924 году проходит его первая выставка, на которой Дейнека демонстрирует свой талант. Дейнека был художником, пронзенным чувством молодости. Александр Александрович Дейнека был вице-президентом Академии художеств, получил звание Героя Социалистического труда. 16 февраля в Риме в рамках Года России в Италии открылась масштабная выставка произведений классика советского искусства Александра Дейнеки, чье наследие стало явлением мировой художественной культуры.
Большое внимание Дейнека уделял темам авиации («В воздухе», 1932, КГ, Курск «Будущие лётчики», 1938, ГТГ) и спорта («Футболист», 1934, ГТГ «Бег», 1934, ГРМ и др. ) в связи с темой физкультуры художник нередко обращался к изображению обнажённого тела («Игра в мяч», 1932, ГТГ и др. ). За время пребывания в Октябре Дейнека пишет всего одну картину, однако создаёт множество рисунков и плакатов. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. В период Великой Отечественной войны А. А. Дейнека создал ряд выдающихся произведений. 12 июня 1969 года Александр Александрович Дейнека умер в Москве и был похоронен на московском Новодевичьем кладбище.
В 1921 году А. А. Дейнека получил направление на учёбу в Москву. За мозаичные работы Хорошее утро (1959-1960) и Хоккеисты (1959-1960) А. А. Дейнека в 1964 году получает Ленинскую премию. Так желая показать разрушительные последствия Великой войны, Дейнека рисует полотно «Сгоревшая деревня». Александр Александрович Дейнека вошел в историю советского изобразительного искусства как автор многих живописных и графических произведений, фресок, росписей, мозаик, скульптур. Несколько работ Дейнеки вошли в собрание Института русского реалистического искусства (ИРРИ).
А. а. дейнеки, ГТГ, ГРМ, Института русского реалистического искусства (ИРРИ). С начала 1930-х Дейнека обращается к теме авиации («Парашютист над морем», 1934) иллюстрации к детской книге летчика Г. Ф. Байдукова «Через полюс в Америку» (вышла в свет в 1938). Александр Александрович Дейнека был лидером. А сейчас многие хлопы, походив в дейнеках и шишах, пограбив обозы, держат в ямах побольше добра, чем в шляхетских избах.
Александр Дейнека родился 8 мая 1899 года в Курске. Дейнека Александр считал, что искусство «должно быть самой жизнью». Эпический размах и оптимизм отличают жанровые полотна Дейнеки 1940-х гг.
В 1941 году Дейнека создаёт картину Левый марш, мотивы которой очевидно навеяны стихотворением Маяковского, тогда же решается запечатлеть и образ любимого поэта (Владимир Маяковский в РОСТА, 1941). Художник Александр Дейнека создает эпопею о защите Севастополя. И в станковой форме Александр Дейнека был верен себе. В становлении живописной манеры Дейнеки важную роль играют европейские мастера.
В«Обороне Петрограда» (1927) две контрастные по ритму и пластике шеренги бойцов и раненых образуют двухъярусную композицию монохромная цветовая гамма усиливает эмоциональную напряженность. Но была и противная сторона. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин.
Эскизы их были восторженно приняты, но от изготовления самих панно почему-то отказались. Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие.
В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). Таким видит город Дейнека Александр.
На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». Первой значительной работой становится Окраина Москвы. 1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском.
В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент.
Художественный образ предельно величав и обобщен. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели.
Выходец из семьи железнодорожного рабочего, учился в Харьковском художественном училище (1915-17). Сменяясь, проходит ряд картин: стройки страны, тракторы и комбайны идут по необъятным колхозным полям, цветут сады, зреют плоды, небеса день и ночь заняты самолетами, молодежь героически работает и замечательно отдыхает, готовя себя к труду и обороне. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917).
Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. По наблюдениям Костина, особенностью живописи Дейнеки был графический подход, основанный на контрасте белого и черного, а также противопоставление изображения и фона и почти монохромного цветового решения. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Дейнека известен и как талантливый монументалист, создатель мозаик для станции метрополитена «Маяковская» (1939), «Павелецкая» (проект был изменен, часть композиций — на станции «Новокузнецкая»).
Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Но с монументальной живописьюАлександру Дейнеке долго не везло. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял.
Член Общества станковистов А. Дейнека создал яркий образец монументальной станковой картины — «Оборона Петрограда» (1927). У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Член-учредитель ОСТ. Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ).
Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). Писал футбол.
Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя.
Торопливый шаг рабочего, неуверенность, сквозящая в его облике, еще нагляднее оттеняют отталкивающее самодовольство и самоуверенность служителей Ватикана— хозяев «вечного города». В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов.
Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. носивший название Безбожник у станка (т. к. Некоторые из них в дальнейшем легли в основу картин. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места.
Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды.
После службы молодого талантливого курянина командируют в Москву, где он получает возможность продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении, у самых именитых учителей – известного живописца, графика и театрального декоратора Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя советской ксилографии и теоретика живописи – Владимира Фаворского. На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Испытал также влияние Ф. Ходлера и мастеров немецкого экспрессионизма. Очень показательна в этом отношении картина «На стройке новых цехов», где даются две точки схода, что позволяет снять ощущение прорыва картины вглубь.
Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. учебных заведениях. носивший название Безбожник у станка (т. к. Он посвятил этой теме несколько своих полотен, одно из которых — «Мать» (1932).
Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. 1941» (1942), отобразившая драматический образ военной столицы, а также цикл акварелей «Берлин» (1945). Первые смальтовые композиции на станции «Маяковская» были в основном посвящены спортивной проблематике. Новые, динамичные ракурсы вводятся мотивами авиации, которые находят наиболее выразительное воплощение в мозаиках плафонов станции московского метрополитена Маяковская (1938-39) – этих красочных прорывах из подземелья.
Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии. Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. Предметом изображения в произведениях Дейнеки становятся люди труда, спортсмены. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10.
Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог.
Ноябрь 1941». В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935). Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. Он посещает Америку, Францию, Италию.
Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал).
А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия.
Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Изображая эту сторону советской действительности, Дейнека находится как бы в собственной стихии. Ленинская премия (1964). В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны.
Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969). Преподавал во Вхутеине (1928–30) и др. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию.
Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. Продолжил учебу в московском Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1920–1925) среди наставников особое влияние на него оказал В. А. Фаворский. Она создана на основе акварели «Итальянская улица.
Его картины «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927) выполнены в полном соответствии с принципами индивидуального стиля дейнековских рисунков. появилась из небытия прямо перед торгами или в последние несколько лет— это повод очень сильно насторожиться и, если работа понравилась, тщательно всё проверить. Мерно и стройно шагает отряд. Так же, как и в акварели, ярко пылают на солнце красные сутаны монахов.
Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Дейнека действительно был большим мастером.
Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. Этому драматическому и вместе с тем убежденно спокойному пафосу картины во многом содействует ее колорит – почти монохромный, отливающий металлическими отблесками.
В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Но картина не была одинокой удачей.
Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств. Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. В полотнах, посвященных возведению нового мира («Перед спуском в шахту», 1925 «На стройке новых цехов», 1926), Дейнека «монтирует» на плоскости объемные, взятые крупным планом фигуры людей и ажурное кружево конструкций.
Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944). В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Они выглядели ярко и даже казались рельефными.
В 1930-е гг. Важной страницей в его жизни стало оформление станций Московского метрополитена. Вскоре Дейнека начал руководить студией самодеятельных художников, однако понял, что ему не хватает знаний и поступил во ВХУТЕМАС, в класс рисунка. В 1928-29 гг. И поэт и художник выбирали схожие темы для своих произведений их вдохновляло одно и то же — искренняя вера в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату, восхищение физической силой и физическим здоровьем человека. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа.
Побывав в разрушенном Севастополе, Дейнека, очень любивший этот город, потрясён произошедшими разительными и трагическими переменами. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957).
В 1935 году Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу. Одной из лучших картин этого цикла считается «Улица в Риме» (1935). «Мать» (1932) воссоздает образ материнства исполненный нежности и любви.
Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). «В двадцать четвертом году я впервые выставлялся. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи.
Ноябрь 1941 г», «Вечер. Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Почти мифологического величия достигают женские образы (Мать, 1932, там же), порой задорноэротичные (На балконе, 1931, частное собрание, Москва). Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских.
Мотивы спорта или труда всецело доминируют в его картинах с 1920-х годов революционная тема тоже (к примеру, в знаменитой Обороне Петрограда, 1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение – 1964, Третьяковская галерея) воплощается в телесной пластике героев, устремленных к жертвенной гибели. Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941). О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры.
Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Строг и суров ритм картины. Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью.
Монахи в красном», написанной во время путешествия. Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Мотивы счастливой страны будущего, – населенной прекрасными, атлетичными людьми, Дейнека находит на пляжах Севастополя, с которым связан целый ряд лучших его работ (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). Занявшись плакатом, художник предложил новую интерпретацию известного жанра.
Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Исследования, книги, выставки. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря.
Там он учился у известнейших художников — Кардовского, Штеренберга, но главным своим учителем считал В. Фаворского. В кафе, Париж. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). У финиша, 1927). И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Первая работа оказалась неудачной: задуманная в так называемом «большом стиле», с обилием знамен и показной радостью, она оказалась напыщенной и неубедительной.
1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. Лишь изредка, как в прозе А. П. Гайдара, в его образах проступают чувства отчуждения и тоски (например, в психологически напряженных, магико-реалистических пейзажах, возникших под впечатлением поездок в Италию, Францию и США в 1935). Как писал художник позднее, она изначально отстала от времени. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника.
При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Испытал также большое воздействие искусства Ф. Ходлера и немецкого экспрессионизма.
Родился в Курске 8 (20) мая 1899 в семье железнодорожного рабочего. Любая работа Дейнеки на торгах— событие, будь то картина, рисунок или карандашный набросок. Он оформляет книги, пробует свои силы в плакате. Отточенные движения девушек подчинены ритму работы ткацких станков, девушки словно вплетены в орнамент из катушек и бобин, человек и машина сливаются в некое органическое целое. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника.
адресовался в первую очередь пролетарскому читателю), был посвящён атеистическому воспитанию масс и борьбе с религиозными предрассудками. Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. Уезжающий на фронт грузовик, пустые глазницы сожженных домов, ощетинившиеся заградительные ежи наполняют внутренней тревогой этот военный пейзаж. Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь.
Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). С его именем связано появление в живописи военного пейзажа, суровость и настороженность которого подчеркнуты такими деталями, как надолбы, стальные «ежи», аэростаты («Окраина Москвы. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927). Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа.
Ноябрь. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). К числу лучших живописных работ Дейнеки относится картина «Окраина Москвы.
В этом отношении близок В. В. Маяковскому, образы которого его не раз вдохновляли. Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться.
Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Художник и сам говорил: «. И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. Картины 1920-х гг. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни.
Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Жесткая патетика Обороны Петрограда (1928, Центральный музей Вооруженных сил повторение 1964, Третьяковская галерея), с шеренгами питерских пролетариев, уходящих на борьбу с Юденичем, воспринимается как гимн героической смерти во имя революции. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938).
Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. «Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека.
Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль».
Ноябрь 1941 года (1941). Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). роман «Мастер и Маргарита» Булгакова).
Колорит становится мягче, светлей, в ряде образов нарастают черты магического реализма (Игра в мяч, 1932, Третьяковская галерея). Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57). Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством.
В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). В 1928-29 годах Дейнека сотрудничает с детским журналом Искорка, сопровождает своими иллюстрациями книги Агнии Барто, Николая Асеева. Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933).
Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов). Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия.
У финиша, 1927). В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Полетико. Утопические проекты Дейнеки создавались на фоне реальной массовой нищеты и всенародной неустроенности. И художник вновь справляется с вызовом.
Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. Дейнека известен и как художник театра: совместно с Е. Вахтанговым оформил спектакль «Баня» в Гос. Набережная Сены, Париж. Вечные темы материнства, детства с его мечтами, с мальчишеским увлечением тех-никой раскрываются в его лучших картинах «Мать» (1932), необычной по своей композиции и близкому языку фрески живописному строю и «Будущие летчики» (1938).
С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Много и успешно работал Дейнека в области монументальной живописи: панно для павильона СССР на Парижской выставке (1937), для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939), мозаические плафоны для станций Московского метрополитена (1938—43). Уже в ранний период творчества в своей островыразительной, часто использующей приёмы киномонтажа журнальной графике 20-х гг. Продолжал учебу в московском ВХУТЕМАСе (1920-25), в том числе у В. А. Фаворского, оказавшего на него особое влияние. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).
После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ). Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду.
Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933). В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932).
Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн.
Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Его персонажи в ряде случаев лишаются нарочитой угловатости, свойственной конструктивистам такие картины Дейнеки, как «Купающиеся девушки», «Портрет девушки с книгой» (1934), «Будущие летчики» (1938), вызывают чувство умиротворения, покоя. Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см.
Тема авиации занимала Дейнеку и ранее, но в Крыму художнику удалось посмотреть на мир из кабины самолета. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра.
Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления.
Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Первый в советском искусстве обобщенный образ воина, насмерть сражавшегося с фашистами за жизнь на земле, за свободу и достоинство человека, был создан в многоплановой, построенной на контрасте, динамически-экспрессивной картине Дейнеки «Оборона Севасто-поля» (1942). Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922).
Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации.
На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Удостоен звания Героя Социалистического Труда в 1969. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Они занесены снегом.
В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. И художник вновь справляется с вызовом. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Вс. С задачей он, впрочем, все равно справился.
С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена». Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем.
Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Теоретики еще не вполне понимали, в чем именно должен будет выражаться новый стиль, но главное, чтоб это было правдивое, конкретное изображение исторической эпохи в ее революционном развитии, чтоб достижения социализма были, так сказать, налицо. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию.
Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. Дейнека активно работал как скульптор, писал панно для международных выставок, выполнил мозаики для станций метро «Маяковская» (1938), «Новокузнецкая» (1940–43), мозаичные портреты ученых для нового здания МГУ им. Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. В «Будущих летчиках» (1937) фигурки мальчиков, наблюдающих полет гидроплана, воплощают молодость и мечту о светлом будущем. Уплотненная программа поездки оставляла мало времени для творческой работы.
Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности».
Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Но враг не пройдет.
Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. В 1940 году он вновь обратился к мозаике и сделал несколько панно для станции метро «Павелецкая», но установлены они не были из-за начала войны. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские).
В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов. Учился в Харьковском художественном училище (1915–1917), работал фотографом в угрозыске (1918), оформлял агитпоезда, участвовал в обороне Курска от белых. «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника.
Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников». Я очень мало писал станковых картин – в год две картины.
«В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ)., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. В 1930–50-е гг. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки.
Происходит кристаллизация режима. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки».
Мейерхольда, 1930 «День рождения» братьев Тур в ЦТСА (1945). Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается.
Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Дейнека – мастер книжной и журнальной графики, которую отличает особая, «плакатная» выразительность. Писатель Борис Хазанов так охарактеризовал совершенный в культуре переворот: «Можно заметить, как стремительно меняется общество в решающее для становления государственной литературы десятилетие: 1925 – 1935. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского — «Левый марш» (1941). На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля.
Сам он считал основополагающим период своей работы в журнале Безбожник (или Безбожник у станка с 1923). В 1924 году художник съездил в Донбасс.
Ноябрь 1941г» (1941), «Оборона Севастополя» (1942). Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. Он тоже работает на создание драматической ситуации, в которую с полным спокойствием погрузились уверенные в себе люди – защита революции для них священна. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941).
В нем, правда, тоже пробыл недолго. Александр Александрович (1899–1969) — русский художник, график и скульптор. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. театре им. Преподавал во ВХУТЕИНе (1928—30). Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы.
Картина «Окраина Москвы. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. А панно было отмечено золотой медалью выставки. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов.
Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение). Выполненные уже после возвращения художника из поездки, они сохраняли непосредственность и свежесть этюдов.
В 1928 году художником была создана картина Оборона Петрограда, которая стала одним из самых значительных творений Дейнеки. Жил в Москве. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима.
При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Вице-президент Академии художеств СССР (1962—66). Художник делает и пейзажные зарисовки, как, например, «Ночной пейзаж». Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись.
В 1930-е годы сумрачный колорит (раннего Дейнеки) светлеет, спортивные впечатления (прежде всего – с пляжей Севастополя) слагаются в утопические поэмы о счастливом юном племени, готовом к труду и обороне (Будущие летчики, 1938, Третьяковская галерея). Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934). Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились).
Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами. Они экспонировали печатную графику, в том числе книжную и журнальную иллюстрацию, живописные и графические станковые работы, макеты театральных декораций и эскизы костюмов к спектаклям. В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. В 1925 стал одним из учредителей ОСТа.
Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. картины Дейнеки насыщаются светом и радостью.
Он обычно набрасывал отдельные позы, делал схематические зарисовки местности. Естественно и органично в его творчество входит тема материнства. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века.
Правда, художника не интересовала психологическая разработанность образа, вот таким образом его персонажи кажутся одинаковыми, стереотипными, легко узнаваемыми. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР.
Дейнека даже сам удивлялся тому, как много он успевал. Он не показывает непосредственно боя с противником. С 1919 по 1920 Дейнека служил в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. И все-таки художник успел сделать огромное число зарисовок, создать массу акварелей. Его манера, основанная на плакатно-броском («снайперском», по его выражению) рисунке, сформировалась в процессе работы в журнале «Безбожник» (или «Безбожник у станка», с 1923) в этих рисунках дряхлому старому миру агрессивно противостоит новый – бодрый, полный юношеской энергии. За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии.
Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. Герой Социалистического Труда (1969). Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Как признавался сам художник, сдержанностью деталей, скупым колоритом, четкостью силуэтов верхнего и нижнего ярусов, строгим ритмом выразительных линий он хотел добиться «впечатления мужества, воли и тяжелых страданий».
Культ героической смерти с новой силой проявился у Дейнеки в образах Великой Отечественной войны (Оборона Севастополя, 1942, Русский музей). Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского. Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. В первой половине 1930-х власть впервые заговорила о том, что у людей искусства должен быть единый творческий метод и имя ему — социалистический реализм.
Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Где остальные мозаики — неизвестно. В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь.
А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. 2009–2011». Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз.
Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора.
Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». Творчество Дейнеки почти не знает каких-либо потаенных слоев. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).
Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Его скульптурные работы были в основном посвящены темам спорта. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Тогда же происходят события, которые сам художник считал основополагающими в своей карьере – начинается период его сотрудничества с рядом журналов: Безбожник у станка, У станка, Прожектор, Красная Нива. Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже.
Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Фон дан скупой линией отдаленного города. Живопись Дейнеки (особенно периода ОСТа) оказала влияние на творческие поиски художников «сурового стиля». Причем картины всегда были посвящены определенным темам.
Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила.
Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция.
Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. В 1925 стал одним из учредителей «Общества станковистов» (ОСТ). ДЕЙНЕКА Александр Александрович российский художник. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933).
Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». В картине практически нет никаких примет быта. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934).
Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека. С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. В книге Дейнеки «Из моей рабочей практики» приводится любопытный эпизод о том, как рождалась первая его картина — «Футбол» (1924).
Вещи позднего периода (мозаики Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60 за эти и другие послевоенные мозаики художнику была присвоена Ленинская премия 1964) экспрессивны, но малооригинальны по отношению к прежнему творчеству мастера. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц. Характерная для мастера любовь к героизированным, романтико-утопическим по тону темам спорта достигает апогея в работах 1930х годов (Бег, 1932-33, Русский музей).
Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. Но вместе с тем Дейнеке удалось передать саму динамику времени, бурного и непредсказуемого. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря. Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено).
«Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. После Февральской революции занятия в училище прекратились. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Из тех же ритмов слагается и его ранняя, графичная и сдержанная по колориту живопись (Перед спуском в шахту, 1925, На стройке новых цехов, 1926 обе – в Третьяковской галерее), где тоже безраздельно господствуют мускулистые тела, которые своими усилиями формируют новый мир.
В ряде образов нарастают черты «магического реализма» (Игра в мяч, 1932, там же некоторые из картин, написанных по впечатлениям от поездок художника в Италию, Францию и США в 1935). Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). Однако именно в поздний период он (работая как педагог еще с 1920-х годов) пользуется особенно большим авторитетом среди творческой молодежи: мужественная энергия его работ воспринимается как вызов дряхлеющему лакировочному искусству, став одним из важных стимулов сурового стиля., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).
Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Много общего между ними и в решении пространства. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Патриаршие пруды», 1941 г. ). путь зигзагообразный, путь колебаний.
С 1920-х гг. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Александр Александрович Дейнека родился в старинном городе Курске. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать.
Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года. Художник обращается также к темам спорта и авиации. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность.
Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города.
Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм».
Дома тревожно притихли. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938).
На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Американская исследовательница Кристина Кьер, впрочем, предполагает, что портрет в духе Кеса Ван Донгена мог быть написан с большей симпатией к модели и ее буржуазному быту. Художественные находки последних лет отразились в мозаиках «Лыжники» (1950), «Хорошее утро» (1960), «Доярка» (1960–1961). Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины».
С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. ДЕЙНЕКА, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1899–1969), русский художник. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. Через год, в 1925 году, Дейнека стал одним из основателей ОСТа и этим окончательно определился будущий путь художника, увлеченного изображением современного человека.
Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».
На переднем плане сбитая и крепкая женщина в темном платье с легкостью толкает вагонетку с углем левее и выше— более юная и легкая, но такая же крепкая девушка в небесно-голубом платье. В комитете подумали, что и не напишет он уже картины, но Дейнека собрался и написал огромную работу всего за неделю— он отличался поразительной работоспособностью, когда это было нужно. И все. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря.
Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). Ему заказали три панно для здания Наркомзема в Москве.
М. В. Ломоносова (1947–53). Во время учебы в Курском начальном училище Дейнека страстно увлекался техникой, математикой и даже мечтал стать инженером. Именно от негоАлександр Дейнека воспринял умение работать с линией и использовать цветовые контрасты. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Река Тускорь, 1945). Их получилось около 300.
В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). «Весь путь ОСТ –.