– Особая гордость киевлян – картина Михаила Врубеля «Девочка на фоне персидского ковра».
В руках у неё две розы, выписанные словно живая драгоценность. Это не взгрустнувшая «младая дева», а сама Печаль – персонификация того духа, которым сотворена и которым проникнута сама живописная материя картины. Не живопись аккомпанирует настроению лица, дополняет его, а лицо дополняет, рассказывает то, что уже сказалось в колористическом строе живописи.
После нескольких часов позирования, Врубель откровенно сказал Мамонтову: «ваш портрет мне надоел» и на это работа была закончена. На фоне ниспадающего виде складок и узоров балдахина «ковра», мы видим в восточном наряде красивую девочку, обвитую платками с расписными узорами и кистями. Потом уехал в Петербург и закончил академию художеств.
Вот таким образом и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. () Вот в этой ссудной кассе Врубель мог не только рассматривать через стекло витрины различные драгоценные камни, заложенные ювелирами, но брать их кучкой в пригоршню и пересыпать из одной ладони в другую, любуясь неожиданными красочными сочетаниями () Это доставляло ему огромное удовольствие— пленяла ни с чем не сравнимая чистота и яркость тонов. () Вот в этой ссудной кассе Врубель мог не только рассматривать через стекло витрины различные драгоценные камни, заложенные ювелирами, но брать их кучкой в пригоршню и пересыпать из одной ладони в другую, любуясь неожиданными красочными сочетаниями () Это доставляло ему огромное удовольствие— пленяла ни с чем не сравнимая чистота и яркость тонов. Девочка не похожа на взгрустнувшую молодую деву, она как бы сама печаль.
В собрании музея представлены все периоды творчества художника. Самостоятельную жизнь художника Врубель начал в Киеве. Эта работа является практическим подтверждением высказывания Врубеля о необходимости в работе «орнаментальности».
В руках у неё две розы, выписанные словно живая драгоценность. Здесь он мог использовать те знания, которые получил в Италии. Так, например известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля» и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме» и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».
Наряженная, очень роскошно, она как бы готова к жертвоприношению. Не живопись аккомпанирует настроению лица, дополняет его, а лицо дополняет, «рассказывает» то, что уже сказалось в колористическом строе живописи.
Ростовщик Дахнович так и не расплатился с Врубелем за портрет дочери. Сам Врубель всегда стремился проникнуть «вглубь» предмета изобразить его в нескольких планах, взаимосвязанных друг с другом. Работая над портретами, Врубель погружал в мир собственных образов и идей, модели. Это «живописное событие» и образует сюжет полотна.
Перед зрителем предстает красочная, яркая картина. Это и портреты и работы на евангельские сюжеты.
Постановка мотива схожа с салонной эстетикой, где так и хочется воскликнуть «сделайте мне красиво». Пальцы ее унизаны перстнями, а на шее нитки жемчуга. Жемчужиной коллекции является одно из поздних произведений Николая Ге – «Портрет мальчика-украинца». Резковатый наклон головы изломанный разворот плеч, мрачный взгляд из-под широких бровей – мысли героя далеки от созерцательности. – Да, это так. Это выражение относится к душистости и цветистости восточной поэзии.
И был счастлив, когда его пригласили в Киев на реставрацию Кирилловской церкви. Материальная ценность камней не играла здесь никакой роли. Многие сравнивают персонификацию образа девочки с фигуркой женщины в картине «Сирень» или с образом гадалки в одноименной картине. «Девочка на фоне персидского ковра»1886Холст, масло 104 х 68Киевский музей русского искусстваСамостоятельную жизнь художника Врубель начал в Киеве.
Если по поводу композиции с такой глубоко серьезной темой, как Христос в Гефсиманском саду, Врубель мог говорить о «легкой слащаватости» сюжета, то в этом смысле Девочка на фоне персидского ковра прямо-таки «рахат-лукум и розовая вода», как выражался Томас Манн имея в виду цветистость и душистость восточной поэзии. В Венеции он написал четыре иконы, особенно талантливо «Богоматерь с младенцем», в которой уже было видно мастерство художника. Прекрасный город поразил Врубеля величием храмов и красотой дворцов. Материальная ценность камней не играла здесь никакой роли. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
Если Врубель называл композицию картины «Христос в Гефсиманском саду», что сюжет слащавый, то картина «Девочка на фоне персидского ковра» выглядит некоторым рахат-лукумом. В ней слишком много этой красоты.
Это живописнее событие и образует сюжет полотна. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. На одной из самых известных картин киевского периода – «Девочка на фоне персидского ковра» – изображена старшая дочь владельца центрального киевского ломбарда.
Именно этим духом и пронизана вся картина. В центре полотна – юная девочка, на вид ей 12-13 лет. Он очень тщательно их подбирал и если, по мнению художника, она не входила «в его мир», то заставить его было невозможно, работать с ней. Но этот признак салонной эстетики с ее императивом «сделайте мне красиво» определяет постановку, мотив: под красиво ниспадающими в виде балдахина складкам и узорного ковра красивая девочка в красивом восточном наряде, обвитая платками с кистями и расписным узором, «жемчуга огрузи-ли шею», пальцы унизаны перстнями. В Венеции Врубель очень тосковал по Родине. На картине изображена дочь владельца ссудной кассы в Киеве.
В этом ломбарде принимали вещи под 3 в месяц (2 за кредит и 1 за хранение залога), срок залога не должен был превышать полгода иначе залог переходил к собственникам ломбарда и подлежал реализации. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Н. А. Прахов вспоминал3: «Блеск металла и особенно переливы цветов драгоценных камней всегда привлекали внимание Врубеля. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона». Под «орнаментальностью» он понимал такой метод работы, когда художник, сочиняя или рисуя с натуры, должен следить не только за внешним контуром предмета, его абрисом, границей с фоном, а и за очертаниями самого фона, заботиться о его связанности c основным предметом изображения, чтобы все элементы композиции были крепко связаны между собой.
Если по поводу композиции с такой глубоко серьезной темой, как «Христос в Гефсиманском саду», Врубель мог гоно-рить о «легкой слащаватости» сюжета, то в этом смысле «Девочка на фоне персидского ковра» прямо-таки «рахат-лукум и розовая вода», как выражался Т. Манн имея в виду цветистость и душистость восточной поэзии. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи – как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. Например, Николай Ге учился в Киеве в гимназии и университете.