На картине изображена девочка-подросток, одетая в розовое атласное платье, на фоне персидского ковра, руки девочки положены ладонями на розу и богато инкрустированный кинжал— традиционные эмблемы любви и смерти. – Особая гордость киевлян – картина Михаила Врубеля «Девочка на фоне персидского ковра». На картине изображена девочка-подросток, одетая в розовое атласное платье, на фоне персидского ковра, руки девочки положены ладонями на розу и богато инкрустированный кинжал — традиционные эмблемы любви и смерти.
Под «орнаментальностью» он понимал такой метод работы, когда художник, сочиняя или рисуя с натуры, должен следить не только за внешним контуром предмета, его абрисом, границей с фоном, а и за очертаниями самого фона, заботиться о его связанности c основным предметом изображения, чтобы все элементы композиции были крепко связаны между собой. Сам Врубель всегда стремился проникнуть «вглубь» предмета изобразить его в нескольких планах, взаимосвязанных друг с другом. Это и портреты и работы на евангельские сюжеты. () Вот в этой ссудной кассе Врубель мог не только рассматривать через стекло витрины различные драгоценные камни, заложенные ювелирами, но брать их кучкой в пригоршню и пересыпать из одной ладони в другую, любуясь неожиданными красочными сочетаниями () Это доставляло ему огромное удовольствие— пленяла ни с чем не сравнимая чистота и яркость тонов.
Материальная ценность камней не играла здесь никакой роли. Пальцы ее унизаны перстнями, а на шее нитки жемчуга. «Девочка на фоне персидского ковра»1886Холст, масло 104 х 68Киевский музей русского искусстваСамостоятельную жизнь художника Врубель начал в Киеве. Точнее, неповстречалась, он Женьку невидел, аонаего– очень даже видела. После нескольких часов позирования, Врубель откровенно сказал Мамонтову: «ваш портрет мне надоел» и на это работа была закончена. Эта работа является практическим подтверждением высказывания Врубеля о необходимости в работе «орнаментальности».
Самостоятельную жизнь художника Врубель начал в Киеве. Удверей мужик вкрасном пиджаке навытяжку стоит, пялится впустоту. На фоне ниспадающего виде складок и узоров балдахина «ковра», мы видим в восточном наряде красивую девочку, обвитую платками с расписными узорами и кистями. В центре полотна – юная девочка, на вид ей 12-13 лет.
Наряженная, очень роскошно, она как бы готова к жертвоприношению. Столики махонькие, подбелыми скатерками, наскатерках– вазы сцветами. Вона, чистенько все, аккуратненько. Он рассматривал их, пересыпал горстями и любовался игрой света. С таким же интересом Врубель пересыпал из одной ладони в другую искусственные камни, которыми моя сестра обшивала кокошник для маскарадного русского костюма».
Постановка мотива схожа с салонной эстетикой, где так и хочется воскликнуть «сделайте мне красиво». Бессильно упавшие руки многозначительно, крест-накрест положены ладонями на розу и кинжал – традиционные эмблемы любви и смерти. Упавшие от бессилия руки, столь многозначительно сложенные крест на крест, опущены на кинжал и розу, которая является эмблемами смерти и любви. Это выражение относится к душистости и цветистости восточной поэзии. Это живописнее событие и образует сюжет полотна.
Но этот признак салонной эстетики с ее императивом «сделайте мне красиво» определяет постановку, мотив: под красиво ниспадающими в виде балдахина складкам и узорного ковра красивая девочка в красивом восточном наряде, обвитая платками с кистями и расписным узором, «жемчуга огрузи-ли шею», пальцы унизаны перстнями. Жемчужиной коллекции является одно из поздних произведений Николая Ге – «Портрет мальчика-украинца». В ней слишком много этой красоты. Небось Женька втакие кафешки инезаглядывала, сразуж ясно, что цены там несусветные. – Да, это так.
Материальная ценность камней не играла здесь никакой роли. Очень часто художник воссоздавал внешнее сходство модели по памяти, вот таким образом долго позировать им не приходилось. Перед зрителем предстает красочная, яркая картина. Работая над портретами, Врубель погружал в мир собственных образов и идей, модели. Например, Николай Ге учился в Киеве в гимназии и университете. Магазинчик аккурат напротив кафешки был, атам– окна здоровенные, все распрекрасно видать. В собрании музея представлены все периоды творчества художника.
Иежели кто входит иливыходит, то он этому человеку дверь отворяет, кланяется. В этом ломбарде принимали вещи под 3 в месяц (2 за кредит и 1 за хранение залога), срок залога не должен был превышать полгода иначе залог переходил к собственникам ломбарда и подлежал реализации. В руках у неё две розы, выписанные словно живая драгоценность. Девочка не похожа на взгрустнувшую молодую деву, она как бы сама печаль. Он очень тщательно их подбирал и если, по мнению художника, она не входила «в его мир», то заставить его было невозможно, работать с ней.
Именно этим духом и пронизана вся картина. Многие сравнивают персонификацию образа девочки с фигуркой женщины в картине «Сирень» или с образом гадалки в одноименной картине. Сгущенное, мерцающее сияние красок, завораживая своей игрой, передает томительность длящегося времени в его отвлеченной многомерности.
Если по поводу композиции с такой глубоко серьезной темой, как «Христос в Гефсиманском саду», Врубель мог гоно-рить о «легкой слащаватости» сюжета, то в этом смысле «Девочка на фоне персидского ковра» прямо-таки «рахат-лукум и розовая вода», как выражался Т. Манн имея в виду цветистость и душистость восточной поэзии. Потом уехал в Петербург и закончил академию художеств. () Вот в этой ссудной кассе Врубель мог не только рассматривать через стекло витрины различные драгоценные камни, заложенные ювелирами, но брать их кучкой в пригоршню и пересыпать из одной ладони в другую, любуясь неожиданными красочными сочетаниями () Это доставляло ему огромное удовольствие— пленяла ни с чем не сравнимая чистота и яркость тонов. Если Врубель называл композицию картины «Христос в Гефсиманском саду», что сюжет слащавый, то картина «Девочка на фоне персидского ковра» выглядит некоторым рахат-лукумом. На картине изображена дочь владельца ссудной кассы в Киеве.
На эту версию намекает ее жгуче-печальный взгляд. Скрещенные руки как бы в нерешительности выбора легли на многозначные символы любви и смерти (роза и кинжал). В руках у неё две розы, выписанные словно живая драгоценность. Вот поним Женька илазила, когда сГошкою повстречалась вновь.