В последние годы это произошло, например, с серией Герхарда Рихтера «Fuji» 1996 года. Вот таким образом стоит уделить внимание уместности употребления понятия «демократизация» в разных сферах и разобрать несколько практических примеров последнего времени, в основном в Германии. Наоборот, это сопровождается неприятным побочным эффектом «демократизации рассуждения об искусстве», поскольку каждый зритель считает себя вправе дать оценку тому или иному произведению или проекту художника в связи с тем, что он, как ему кажется, участвует в арт-рынке имея возможность приобрести оригинал современного искусства. Однако почти все работы были проданы за одно утро. В области современного искусства значение «демократизации», под которой в политическом контексте понимается процесс повышения возможностей всех граждан повлиять на общественные решения, далеко не ясно.
Кстати, подобные «шедевры» можно увидеть и в подземном переходе у ГТГ на Крымском валу. Но, несмотря на то что понятие «демократизации» довольно часто встречается именно в связи с multiple39ями и с дешевыми оригиналами маленького формата, оно в этом контексте совсем неуместно, так как ключевой момент меняющегося участия потребителя отсутствует.
Живопись. Если вспомнить, какой привкус имеет концепция «Outlets» – в таких магазинах одежды или мебели продаются остатки прошлого или позапрошлого сезона с некоторыми изъянами, – то легко можно себе представить качество предлагаемых там работ.
В атмосфере обычного супермаркета продается графика, акварель и живопись стоимостью от 50 до 299 евро – исключительно оригиналы с подписью, – чтобы привлечь (не только) молодую публику с ограниченными финансовыми возможностями, но и тех, кто боится заходить в галереи. Оказывается, что подобные процедуры довольно выгодны. Концепция компании Aldi требует разъяснения. Исторически этот процесс начался уже на рубеже XVIII и XIX веков во Франции, а затем в начале XIX века распространился и в Германии, когда назарейцы вышли из Академии художеств. Даже традиционные «элитные» ярмарки современного искусства в последнее время мало отличаются от таких мнимо «демократических» супермаркетов искусства, как, например, последняя Berliner Liste, берлинская ярмарка современного искусства.
В России самый яркий пример этого процесса – бунт четырнадцати в 1863 году. Это недоразумение до сих пор не до конца прояснено.
Рассуждения о «демократизации продукции» искусства кажутся совершенно справедливыми, если под этим понимается возможность для любого человека изготовить произведения искусства без официального государственного или частного образования и без заказа. «Демократизация потребления» – понятие абсурдное. Стоит заметить, что супермаркеты искусства – единичные акции.
Впрочем, уже с 1998 года в Германии существуют так называемые «супермаркеты искусства». Это ничего к пониманию явлений современного искусства не добавляет. А швейцарский художник Пьер Жульяр представил в этом году на ФИАКе в Париже на стенде галереи Art Public тысячу монохромных красных холстов «Made in China», каждый экземпляр стоимостью 100 евро, которые отличались всего лишь подписями технически изготовлявших их китайских рабочих. В 1959 году художники Даниэль Споерри и Карл Герстнер основали издательство Edition MAT (Multiplication d39art transformable), чтобы распостранять не копии оригиналов, а оригиналы в серийном производстве – multiples. Настоящее.
Дешевое». Тем не менее, в рамках дискуссий о «демократизации искусства» речь довольно часто идет именно о потреблении, то есть о возможностях для каждого приобрести подлинные произведения искусства. К феномену супермаркетов искусства примыкают так называемые «Atelier Outlets» или магазины «Art to go», два из них открыты в Берлине. «Демократизация искусства», которая со стороны рынка в основном сводится к общедоступности искусства, – феномен, который рассчитан в первую очередь на декоративное, легко усваиваемое и безвредное искусство. Вместо того чтобы правильно понять Бойса, который хотел сказать, что каждый человек способен, реализовав свой креативный потенциал изменить общество к лучшему и создать так называемую «социальную пластику», как, например, Партия зеленых, – вместо этого огромное количество непрофессионалов решило, что каждый человек способен писать картины, качественно сравнимые с произведениями великих мастеров.
Объявленная цель этой акции, разумеется, – вклад в «демократизацию искусства» и критика рынка. Бросается в глаза, что определение «демократизации искусства» довольно смутное и маловнятное. Но в последние годы в Германии возникла так называемая «культура скупости» и в магазинах Aldi стали покупать даже компьютеры. Получилась ужасная путаница.
По этой причине принципиально позитивная «демократизация продукции» сопровождается негативным побочным эффектом перепроизводства салонного искусства. Покупателям предлагаются подлинные произведения искусства уважаемых авторов за общедоступные цены, в случае восхитительного multiple «Unschuld» («Невиновность») Оттмара Херла 1997 года уже за 12, 99 евро. Но наиболее радикальное высказывание по поводу «демократизации продукции» искусства принадлежит Йозефу Бойсу, который в 60-х годах XX века возвестил: каждый человек – художник. Их основная идея заключается, так же как и у супермаркетов, в том, чтобы вступить в контакт с теми, «кто обычно не покупает искусство».
Понятие «демократизация» настойчиво фигурирует в связи с так называемыми multiples, которые возникли в 60-х годах ХХ века. Слоган берлинского «Atelier Outlets» – «Современное искусство. Под елкой будут лежать веселые картины, которые радуют сердце и отгоняют вредные мысли.