Портрет Мишеля Лепелетье де Сен-Фаржо. Замысел этого произведения возник у художника уже в 1781 году (рисунок в Альбертине, Вена). Отправляясь на смертельный бой, братья дают клятву отцу защитить отечество. Что соединяет эти две неравные части композиции. Именно эта спрессованность момента здесь исключительно важна.
Между тем она не кокетничает с нами, а смотрит сквозь нас. Русский критик А. Прахов писал: «Давид был первым историческим живописцем в истинном смысле этого слова по натуре же и в характере художественного дарования всегда оставался человеком революции».
Давид очень правильно показал два непересекающихся, совершенно трагически разделенных мира — мир действующих мужчин и мир страдающих женщин. Учился у Буше, начинал работать в стиле рококо, но после учёбы в Риме (1775-1780 гг. ) и под влиянием искусства Древнего Рима Давид выработал строгую эпическую манеру. В 1804 г. Наполеон назначил Давида "первым художником".
Самый простой ответ: Мане прежде всего художник, Мане прежде всего глаз. Несколько дней оно пустовало в ожидании полотна. Давид был также активным участником революционных событий. Вот таким образом на поле должны были встретиться две армии, а исход сражения решала битва шестерых противников.
В общем художника подвели к той черте, где он из философа и искателя вынужден становиться прохвостом и менеджером собственных «творений». Слева от него – три сына, сливающиеся в одну фигуру, справа – три женщины. Плавные очертанияженской группы противопоставленычеканным линиям фигур воинов. Отец благословляет их на подвиг.
Из его мастерской вышли Гро, Жерар, Энгр. «Французские салоны знали изображения тяжелого крестьянского труда, бедных крестьян. Горации победили, но в живых остался только один из них. Никаких колебаний, все личное должно отступить на второй план. В общем, она ведет себя так, как должна была бы вести та, на которую смотрим мы». Женщины изображены удрученными ожиданием неизбежной беды, предающимися сдержанной скорби.
Как ты можешь увидеть свободу. У двух враждующих патрицианских родов, римлян Горациев и Куриациев из италийского города Альба-Лонга, было по трое сыновей, равных друг другу по возрасту и силе. «Клятва Горациев» была принята публикой с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме. Он всегда ощущал себя провинциалом и лучше всего ему было дома, в Орнане. Человек изменяет свой масштаб, человек переживает себя по-иному в мире.
По егословам, он хотел «изобразить античныенравы с такой точностью, чтобы греки иримляне, доведись им увидеть мою работу, не сочли бы меня чуждым своим обычаям». В этом кровном переплетении кроется ужас, универсальный для любой эпохи. «Под знаком Давида» французское искусство развивалось вплоть до импрессионизма. И очень трудно понять, на самом деле, какой из них доминирует». Давид полностью закончил работу над картиной только в июле 1785 года.
Знаменитая картина Давида Клятва Горациев" появилась как манифест в Салоне 1785 года. Даже Папа Римский увидел детище французского художника.
«Клятва Горациев» обращается не к личности, а к человеку, находящемуся в строю. Мастерская превратилась в настоящий объект паломничества. Сюжетом послужила тема из истории Древнего Рима. Во имя отчизны клянутся они победить или умереть.
Это команда человеку, который сначала действует, а затем размышляет. Это Утро стрелецкой казни Василия Сурикова». В 1776 г. была разработана правительственная программа, которая поощряла создание больших картин, «призванных оживлять добродетели и патриотические чувства». 30 августа ему исполнилось 260 лет со дня рождения. 13 июля1793 г., спустя полтора месяца послеякобинского переворота, один из еговдохновителей и вождей Жан Поль Марат (1743—1793) был заколот в своей квартиредворянкой по имени Шарлотта Корде. И снова в фокусе внимания зрителя оказывается брат, стоящий на первом плане.
Но модус изображения был общепринятым. Классицизм. Картине посвящались хвалебные речи, даже папа римский пришёл на неё посмотреть. Картина закрыта, это вещь в себе.
Старик держит три меча. Это Лафайет создал триколор как новые национальные цвета. Картина «Смерть Марата» (1793 г. ) былазакончена художником меньше чем затри месяца и повешена в зале заседанийКонвента.
4 В Салоне 1789 г., открытие которого состоялось в атмосфере революционного напряжения (на выставке охрану несли сами художники и ученики, одетые в национальные мундиры), внимание всех приковывает картина Давида, выставленная под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789 Лувр). Картина Сурикова здесь – яркое исключение. Есть жертвы и есть убийцы. Картине посвящались хвалебные речи, даже папа римский пришёл на неё посмотреть.
После некоторого выжидания армии Рима и Альба-Лонга сошлись в открытом поле. «Весь Рим» собрался посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу. И это команда к человеку, который сначала действует, а потом размышляет. Для любой нации, ковавшей свое самосознание во время Наполеоновских войн, было исключительно важно осознать, что эта война есть часть вечной войны за свои ценности. Жака Луи после смерти погребли в Брюсселе.
Эта картина потрясающе проста. Вскоре этот же пожар охватит Париж. Но это позволяет Гойе превратить современное событие в звено истории Испании.
И мужчина избежал наказания. Синяя туника Телемаха ниспадает, обнажая его юношески мускулистый торс. 5 Несколько картин революционного содержания было выставлено в Салоне 1793 г. Так, Пурселли выставил картину «Торжество санкюлотов на развалинах Бастилии», Бальзак—«Гора и болото», Дефон—«Осада Тюильри храбрыми санкюлотами», Дюплесси-Берто—«Взятие Бастилии» (последняя картина находится в Музее Версаля). Чтобы привлечь внимание к картине, Давид предпринял хитрый ход.
Их страсти подчинены воле и разуму. ГОРАЦИИ И КУРИАЦИИ. Изначально Рим являлся колонией Альба-Лонга— главного города Латинского союза. Сюжет картины заимствован из древнеримской легенды. Это команда.
Энгр родился вгородке Монтобан на юге Франции. «Весь Рим» собрался посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу. После некоторого выжидания армии Рима и Альба-Лонга сошлись в открытом поле. Характер картины, суровый и риторический, соответствует гражданскому пафосу темы. Давид полностью закончил работу над картиной только в июле 1785 года. Можно встретить упоминания и изображения поднятых и согнутых в локте рук обращенных к небу ладонями вверх простертых вперед на уровне глаз (не выше) или же держащих скипетр или иные символы власти.
Двигателем становится народ. В дополнение к ним, на картине представлены близкие женщины воинов. 1917). Он назвал картины такого рода хоровыми.
Когдаистёк четырёхлетний срок стажировки, он остался за границей на свой страх ириск. Картина «СмертьМарата» — политический миф, созданныйДавидом, но миф красивый и возвышенный, в котором реальность сплетается свымыслом. Между тем, возобновилась война с персами. Трехчастное деление архитектурного фона с дорической аркадой соответствует трем смысловым группам композиции: братья Горации слева их отец, старый Гораций, держащий мечи, - в центре и группа женщин и детей (матери, младших Горациев и их сестер Сабины и Камиллы) — справа. Как на сцене, строит перспективу Жак Луи Давид. В Парижском Салоне «Клятву Горациев» публика приняла с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме. С появлением «Клятвы Горациев» во французском искусстве окончательно сложилось направление, обычно именуемое в искусствоведении революционным классицизмом.
Поводом к войне послужили обоюдные пограничные набеги и грабежи. Paris, s. d., p. 29). Давид изобразил Марата так, как он представлял его в момент смерти. Итог оказался печальным.
Клятва Горациев приносится на римской вилле, которая имеет аристократический вид. Холст, масло.
Размер картины 330 x 425 см, холст, масло. Но есть поразительные пейзажи, которые принадлежат и тому и другому модусу. «XIX век создал историческую живопись, какой мы ее знаем.
Давид тщательно срежиссировал появление своего шедевра. Энгр пытался передать в живописидекоративные возможности различныхвидов старого искусства: выразительностьсилуэтов древнегреческой вазописи— в полотнах «Эдип и Сфинкс» (1808 г. ) и«Юпитер и Фетида» (1811 г. ) пластикускульптурного рельефа — в работах«Сон Оссиана» (1813 г. ), «Вергилий, читающийЭнеиду семье императора Августа» (1819 г. ) насыщенные краски готическойминиатюры — в картине «Паоло и Франческа» (1819 г. ). Последние десять лет жизни основоположник классицизма провёл в изгнании. Этого знатного жителя римской колонии, положившей начало Отену, в конце IIв. К тому времени уже открыли Помпеи.
В те годы всё громче и отчётливее проявлялось недовольство правлением короля. Давид тщательно продумал композицию картины, «хореографию» персонажей и игру света, что концентрирует внимание зрителя в центре картины, раскрывая моральную атмосферу такой необычайной силы, что страдание отступает перед ней. После некоторого выжидания армии Рима и Альба-Лонга сошлись в открытом поле. По собственным подсчётам мастера, только прямых учеников у него было около пятисот. Один из современников писал: «Две недели назад Давид закончил свою картину. Рядового человека она отпугивала тем, что он не очень может понять, кто это. Ты забыла о братьях — о мертвых и о живом, — забыла об отечестве.
Наконец еще один решил попытать счастья. Противники Горациев — друзья их детства. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры изучал античное искусство в Риме. Женщины изображены удрученными ожиданием неизбежной беды, предающимися сдержанной скорби.
Однако к началу французской выставки Давид опоздал. «Клятва Горациев» стала образцом формировавшейся в то время школы французского неоклассицизма. Картина является частью собрания Людовика XVI.
Наиболее заметен в мужской группе красный, выражающий их силу, стремление к бою, отвагу. Славу Давиду принесла картина "Клятва Горациев" (1784 г. ) изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима. Давид запечатлел момент, когда трое братьев, подняв руки в римском приветствии, клянутся победить или умереть, а их отец протягивает им боевые мечи. Давид не только великий художник, он проявил себя как высокоодарённый педагог.
Но именно клятва Горациев отсутствует в этих классических текстах. Но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают ее уникальной. Главное, что было в нем революционным, – это то, что он перестал идеализировать свою натуру и стал писать ее именно так, как видит или так, как полагал, что он видит». Франция. Последний из Горациев преднамеренно обратился в бегство.
«Произведения искусства достигают своей цели, не только радуя глаз, но и проникая в душу, оставляя в воображении глубокий след, как нечто реальное лишь тогда черты героизма и гражданских добродетелей, показанные народу, потрясут его душу и заронят в неё страстное стремление к славе и к самопожертвованию ради блага Отечества», – писал французский художник Давид. Еще со времен Генриха IV охранники были одеты в эти цвета, затем они перешли на флаг французской революции.
«Клятва Горациев» — картина французского художника Жака Луи Давида, написанная им в 1784 году в Риме. Они идут на бой, веря в торжество справедливости. Однако понять ее довольно сложно: никто из героев не смотрит на зрителя. На следующий год картина была выставлена в Париже и принесла небывалый успех художнику.
На втором плане трх пролтная аркада, в каждую из арок вписана одна или несколько фигур. Что касается синего цвета, так он символизирует мудрость, добродетель, веру и мир. Кстати, художник был одним их тех, кто проголосовал за смерть Людовика XVI.
А в качестве члена Комитета общественной безопасности Давид подписывал приказы об аресте «врагов революции». Есть и еще одна волнующая вещь: ощущение хаоса и поножовщины здесь чрезвычайно важно. Последний из Горациев преднамеренно обратился в бегство. Поразительный был распад коммуникаций между зрителями провинциальной Франции и парижанами. Островыразителен упомянутый портрет Лепелетье и карандашный рисунок — портрет Марии Антуанетты (Лувр), .
Это первые строки I-й оды Сафо. Теперь зритель, глядя на полотно, с трудом может сказать, о чем оно. Желая смягчить строптивую жену, Менелай одаривал ее подарками, но это помогало ненадолго. И, благодаря отцу, поступок юноши был оправдан. Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия.
Провозглашённый в 1804 г. императоромНаполеон назначил Давида «первымживописцем». И среди этих великих произведений я вижу одно исключение, которым мы, русские, можем по праву гордиться. Главные герои картины Жака Луи Давида «Клятва Горациев», присягая родине, вскидывают руки в жесте, который с 30-х годов XX века ассоциируется для зрителя с фашистской символикой. Когда мастерская стала открыта для посещения публики, реакция превзошла все ожидания художника. В то время Рим воевал против соседнего города Альба-Лонга и было объявлено, что разрешить конфликт должна дуэль между тремя римскими братьями из рода Горациев и тремя братьями Куриациями из Альба-Лонги.
Мастерская превратилась в объект паломничества. Вот высокие фигуры, вот низкие фигуры, вот парусники большие, вот шлюпки под парусами. И это команда к человеку, который сначала действует, а потом размышляет. В Риме соглашаются бороться от имени города братья из семь Горации.
Действительно, в них отсутствует один герой – в них отсутствует один двигатель. Вот таким образом картина «Клятва Горациев» играла роль «связного» между прошлым страны и ее будущим и являлась в то время «маяком», символом французской революции. Мастерская превратилась в объект паломничества. Давид Жак Луи (David, Jacques-Louis) (1748-1825 гг. ), французский художник, выдающийся представитель неоклассицизма.
Он свидетельствует, кроме того (как доказал Ф. Гамильтон Хац-лехурст), о заимствованиях из Завещания Эвдамидаса" Пуссена: поза молодой женщины, круглый стол с ножками в виде лап пантеры, оружие, висящее на стене. Один из его учеников, Жан-Жермен Друэ, писал: «Невозможно описать её красоту». «Курбе переехал в Париж, но не стал частью художественного истеблишмента.
Картине посвящались хвалебные речи, даже папа римский пришёл на неё посмотреть. В итоге мы обречены на потребление кича во всём его многообразии или готовы открыв рот от изумления восторгаться «мастерством» макро художников, абсолютно не обращая внимания на то, что в подобном «произведении» нет глубокого образа, безграмотно построена композиция и т. д. Картину скрепляет дуэль взглядов Петра и рыжебородого стрельца.
Два рисунка (Париж, Школа искусств и Лувр) показывают композиционные поиски Давида. Давид тщательно продумал композицию картины, «хореографию» персонажей и игру света, которая концентрирует внимание зрителя в центре картины, раскрывая атмосферу такой необычайной силы, что страдание отступает перед ней. Таким образом, Давид в этой картине противопоставляет мужские идеалы патриотизма, гражданственности и самопожертвования во имя родины страданиям и сентиментальной слабости женщин. Давид полностью закончил работу над картиной только в июле 1785 года. Картина Жака Луи Давида «Клятва Горациев» является поворотной в истории европейской живописи. Эта история есть у Тита Ливия и Диодора Сицилийского, на ее сюжет написал трагедию Пьер Корнель.
Он был активным деятелем революции, членом Конвента (1789-1794 гг. ), организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре. Живописное легкомыслие рококо давно уже считалось устаревшим. Вас жалобы смягчат и, нежностью лукавой Лишивши мужества, толкнут на путь неправый.
Изначально Рим являлся колонией Альба-Лонги — главного города Италийского союза. Один из его учеников, Друэ (фр. Jean-Germain Drouais), писал: «Невозможно описать её красоту». Успех «Клятвы Горациев» в Салоне 1785 г. превзошел все ожидания. важно отметить, что в этом же Салоне было выставлено другое произведение Давида — портрет графа Потоцкого (1781 Варшава, Национальный музей).
«Но когда эта картина была выставлена в 1851 году в Париже, она создала скандал. Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия. Человек на переднем плане – это его конечное бытие. По правилам, опоздавших не принимали.
На рынке появилось множество атрибутов того времени – от чашек до статуй. Старик держит три меча. Яркое освещение и, по контрасту с ним, темный гладкий фон подчеркивают эти детали. И вот это сопоставление – очень энергичное и красивое – показывает тот ужас, который на самом деле стоит за историей Горациев и за этой картиной. Он стоит в центре, он представляет собой ось картины.
Трактовка лиц и фигур также получает еще большую обобщенность и строгость. В самом начале погибли сразу же два Горация, а три Куриация были ранены. Нравились и сюжет и выразительная художественная форма. А Курбе лишал своего зрителя возможности такого покровительственного сопереживания. близнецы, как было условлено, берутся за оружие. Со стороны Рима были братья Горации, со стороны Альба-Лонги – Куриации.
Он создавал одновременно и чрезвычайно суровые, строгие по композиции произведения (прославленных античных борцов за свободу) и блестящие реалистические портреты. Тут нет человека, которого ты жалеешь. Картина «Клятва Горациев» ярче всего воплощает принципы революционного классицизма. По-видимому, Давиду были известны не только отдельные строки Сафо, но и так называемое письмо Сафо, адресованное Фаону и сочиненное Овидием («Героиды»). Когда мастерская стала открыта для посещения публики, реакция превзошла все ожидания художника. Мастерская превратилась в объект паломничества. Брат убивает брата.
Это был взгляд несколько сверху. Слева от него — три сына, сливающиеся в одну фигуру, справа — три женщины. Королевский музей изящных искусств. «Клятву Горациев» повесили над портретом Марии-Антуанетты с сыновьями работы Елизаветы Виже-Лебрун, что оказалось очень выгодным местом. После некоторого выжидания армии Рима и Альба-Лонги сошлись в открытом поле.
Жак Луи Давид (1748-1825) стал основоположником так называемого революционного классицизма, выдвинувшего новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества. Поводом к войне послужили обоюдные пограничные набеги и грабежи. А поскольку этот ужас универсален, то и "Клятва Горациев" никуда от нас не уйдет. Весь Рим собрался посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу.
Давид полностью закончил работу над картиной только в июле 1785 года. Картина создана по сюжету, описанному Титом Ливием. Этот титул ему 1804 году пожаловал Бонапарт. Творческие находки и принципы Давида стали манифестом целой эпохи. А поскольку этот ужас универсален, то и Клятва Горациев никуда от нас не уйдет».
Мастерская превратилась в объект паломничества. Сначала он выставил полотно в Риме и только затем, получив восторженные отзывы итальянских мастеров (о чем, конечно же, узнали и в Париже), стал готовить работу к Салону во Франции. Плавные очертания женской группы противопоставлены чеканным линиям фигур воинов. 1793 г. Париж, Национальная библиотека илл.
История Телемаха послужила темой знаменитого романа Фенелона «Путешествие Телемаха» (русский перевод в стихах Тредьяковского «Телемахида»). Но в этой картине очень хорошо заметна роль народа. «Весь Рим» собрался посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу.
«Пейзаж абсолютно меняет оптику. Клятву принимает их отец, дающий воинам оружие. Эти символы «поддерживаются» архитектурой и, следовательно, подобны провозглашенной клятве. «Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много.
Даже Папа Римский увидел детище французского художника. «Весь Рим» собрался, чтобы посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу. Идея произведения выражена с предельной наглядностью и лаконизмом. Эта картина также известна под названиями «Телемах и Эвхарида» и «Прощание Телемаха и Эвхариды». После этого ему поручено было изгнать готов из Италии и разрушить Остготское королевство. Море у Фридриха очень часто метафора инобытия, смерти. Но из любви к родине он готов не только пожертвовать своей жизнью, но и жизнью близких.
Давид взял эту легенду за основу, что ощущается даже в деталях (гора изображенная в глубине картины, вероятно, содержит намек на самоубийство Сафо). Человек, который сочувствует, по определению находится в приоритетной позиции. Плавные очертания женской группы противопоставлены чеканным линиям фигур воинов. Оставшийся в живых римлянин перехитрил своих противников и победил их. Но главное, что взволновало зрителей – ощущение необходимости и благородства подвига. Картина французского живописца Жака Луи Давида «Клятва Горациев». Именно они салютуют на картине своему отцу, который держит в воздухе три меча.
А в 1824-м выступил с картиной Резня на Хиосе изображающей этническую чистку, когда греческое население острова Хиос во время греческой войны за независимость было депортировано и уничтожено. Вот таким образом решено было выявить победителя единоборством нескольких избранных солдат. Эта картина с ее призывом к борьбе, к свершению гражданского подвига — одно из ярких проявлений революционного классицизма со всеми его стилистическими особенностями (стремление к простоте, лаконизму, прямолинейному воплощению идеи), что сказалось как в композиционном решении, в скульптурной трактовке форм, в монохромности колористической гаммы, так и в схематичной обрисовке образов. Брюссель.
В картине «Переход Бонапарта черезперевал Сен-Бернар» (1800 г. ) художникизобразил своего нового героявозвращающимся из победоносногопохода в Италию. В 1799 г. в результатеочередного государственного переворотак власти пришёл Наполеон Бонапарт. Давид, как и многие бывшие революционеры, радостно приветствовал это событие. Все, затаив дыхание, следили за поединком человека и коня.
Власти прибегалик более гибким методам художественнойполитики: распределение крупных заказовна украшение общественных зданийприобрело особенный размах в правлениеНаполеона Iи Луи Филиппа (1830—1848). В ней изображены Сафо и ее возлюбленный Фаон.
В начале схватки все альбанцы были ранены, а двое римлян погибли. Один из его учеников, Жан-Жермен Друэ, писал: «Невозможно описать её красоту».
Поводом к войне послужили обоюдные пограничные набеги и грабежи. Благодаря емким ассоциациям и убедительной передаче царящего в картине настроения Давиду, с его огромным (не меньшим, чем его талант) честолюбием, удалось создать образ-символ — олицетворение безграничного гражданского мужества.
Женщины изображены удрученными ожиданием неизбежной беды, предающимися сдержанной скорби. Однако на этом фоне выделяется мать и соперничал с ним. Пять лет он работал над полотном.
«Общество, народ, нация в этой картине кажутся разделенными. Ему удается в одной картине – очень патетической, очень романтической, очень звучной – соединить реальность, физически осязаемую и брутальную, (посмотрите на любимые романтиками трупы на переднем плане) и символы. Вот таким образом решено было выявить победителя единоборством нескольких избранных солдат.
Не отвлеченные греческие и римские герои, действующие в идеальной обстановке, руководимые идеальными мотивами. В 1793 г. Давид откликается на трагическое событие своей эпохи. В результате все построение картины получает необычайную четкость и продуманность. За застывшим Петром, шеренгой солдат, шеренгой виселиц – шеренга зубцов кремлевской стены. Вот таким образом решено было выявить победителя единоборством нескольких избранных солдат.
Этот жест — прямая рука, поднятая вверх-вперед ладонью вниз, примерно на 135 градусов от вертикальной оси тела — называют фашистским приветствием, в просторечии зигой. Она шла против всего, к чему парижская публика на этот момент привыкла. Картине посвящались хвалебные речи, даже папа римский пришёл на неё посмотреть. Несмотря на их горе, Горации полны решимостью и готовы спасти любимую республику. Русский критик А. Прахов писал: «Давид был первым историческим живописцем в истинном смысле этого слова по натуре же и в характере художественного дарования всегда оставался человеком революции».
Поводом к войне послужили обоюдные пограничные набеги. Цвет, более локальный, чем в «Велизарий», полностью подчинен пластической лепке. Огромнейший пласт визуальной информации, который обрушился на современного человека (телевидение интернет, реклама, галереи и музейчики) не может способствовать глубокому проникновению (пониманию) графических и живописных произведений.
До Давида классицизм при всей своей ориентации на Рафаэля и Грецию не смог найти такого сурового, простого мужского языка для выражения гражданских ценностей. В начале схватки все альбанцы были ранены, а двое римлян погибли. Однако опасения оказались напрасными. Пол, состоящий из прямоугольных панелей, является важным элементом баланса. Картина вызвала огромный успех.
И именно Давид превращает клятву в центральный эпизод трагедии. Пейзаж – реалистическое изображение того, что вокруг нас, с ощущением насыщенного влагой воздуха и повседневных деталей, в которые мы погружены. Он стоит в центре, он представляет собой ось картины. А такие политические абстракции, как свобода, равенство, братство, не имеют облика. Под безобразием на самом деле понималась предельная правдивость».
Это команда. Организаторам Салона пришлось «забронировать» под картину самое выгодное место. Конь был необыкновенно хорош – серый в яблоках, со спутанной длинной гривой.
илл. Тем не менее художник вновь избралсюжет, созвучный современности:сказание о женщинах, прекратившихвойну между римлянами (их мужьями) исабинянами (их отцами и братьями), звучалов тогдашней Франции как призыв кгражданскому миру. Если в картине «Убитый Лепелетье» Давид запрокинул голову изображенного, что скрыло от зрителя характерность некрасивого профиля, то в скорбном лице Марата каждый мог узнать черты «друга народа».
Не окончен. На столе, в тепле стоят четыре бутылки шампанского – но почему не во льду. Мане историй не рассказывает. Это первая ласточка политического либерализма в живописи, который касался пока еще очень далеких стран».
На выбор сюжетов и их интерпретацию повлияло участие Давида в революционном движении. Похоронить его на родине власти не разрешили. Так Рим выиграл битву. Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом.
«Это полотно обращается не к личности – оно обращается к человеку, стоящему в строю. Он мог бы подчеркнуть их колебания, показать силу их семейных привязанностей. Давид ежедневно получает латинские итальянские, французские стихи». Однако Мет Фуфетий вызвал Тулла Гостилия на переговоры и предостерёг его о том, что междоусобица ослабит оба города и распря между Римом и Альба-Лонга может привести к тому, что оба эти города поработят этруски. Амур, протягивающий Сафо лиру, символизирует любвь как источник творческого вдохновения.
Эта картина потрясающе проста. «Клятва Горациев» написана на сюжет о том, как римские патриоты три брата Горация были выбраны, чтобы сразиться с представителями враждебного города Альба-Лонги братьями Куриациями. «Мане – провокатор. 165 x 128 см.
Именно Давид превращает клятву в центральный эпизод трагедии. После некоторого выжидания армии Рима и Альба-Лонга сошлись в открытом поле. Однако, как показал немецко-американский ученый, профессор классической кафедры Университета Джорджа Мейсона (Вирджиния, США) Мартин Винклер, никаких римских корней у фашистского приветствия нет и его невольным предтечей стал Давид — от французского художника оно через несколько ступеней дошло до Муссолини. Рим был основан выходцами из государства Альба-Лонга— главного города Латинского союза и соперничал с ним. В основе картины лежит рассказ римского историка Тита Ливия, согласно которому трое братьев из рода Горациев были выбраны, чтобы сразиться с тремя лучшими воинами враждебного Риму города Альба-Лонга – братьями Куриациями.
Один из них помолвлен с сестрой Горациев. Герои Давида свободны от противоречий и сомнений. Так как эта полнокровная женщина – это, конечно, сама Свобода. И то не было боем. Крестьян нужно было пожалеть, крестьянам нужно было посочувствовать.
Это подогревало интерес и разжигало любопытство французов.
Вернувшись домой и увидев сестру, скорбящую по мужу, он убил ее. Появляющийся в этот момент Фаон нежно касается рукой ее лица. Античность для европейцев перестала быть набором текстов – она стала осязаемой. Братья Горации вызвались сразиться в поединке с братьями Куриациями из города Альба-Лонго. Лишь бегство победит противников таких (I, 335).
На втором плане трх пролтная аркада в каждую из арок вписана одна или несколько фигур.