С тех пор, говорила легенда, римляне и сабиняне объединились в единый народ. Модный в то время греческий хитон изящно драпирует стройную фигуру, прическа «a la grecqua» обрамляет красивое лицо с большими умными глазами. Картина была показана на выставке.
В том же 1795 г. он задумывает картину «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (картина была выполнена в 1799 г. Лувр), которой он хотел показать возможность примирения партий, стоящих на различных политических платформах. Они стремились захватить власть, чтобы восстановить монархию. Один из современников писал: «Две недели назад Давид закончил свою картину. Этого живописца называют «свидетелем эпохи», так как, отразив в своем искусстве различные этапы политической жизни Франции — времени «старого режима» (времени царствования Людовика XVI до 1789 года), революции, консульства империи, реставрации Бурбонов, — он был не только художником, но и известным общественным деятелем.
Когда верховная власть над Францией перешла в руки Наполеона, Давид стал привилегированным живописцем императора но, увековечивая на полотне славные события Консульства и Империи (Портрет Бонапарта на перевале Сен-Бернар, Коронация Наполеона, Раздача орлов и т. п. ), он не переставал интересоваться древней историей и написал, между прочим, Леонид и спартанцы у Фермопил — картину, оконченную в 1814 году и проданную в 1819 году вместе с Похищением сабинянок за 100000 франков (обе находятся в Музее Лувра). С ростом городов развивается строительство общественных зданий и жилых домов. Он пишет старика, на лице которого запечатлена скептическая улыбка (Антверпен, Музей), а создавая галлерею портретов молодых людей, Давид будто ищет образ молодого человека, чье сознание формировалось в годы Империи или в первые годы Реставрации — в страшные годы для прогрессивной молодежи, когда попирались права, завоеванные революцией и был развенчан Наполеон как герой и защитник демократических идеалов. Модели изображены то словно уподобленными античной статуе («Госпожа де Веркинак», 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре («Портрет госпожи Серезиа «— сестра жены Давида «Портрет Пьера Серезиа», оба — 1795, все — Париж, Лувр). Вместе с тем картина сохраняет ощущение наброска, как бы выполненного с натуры (портрет должен был войти в большую, так и не написанную композицию).
В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. Давид вынужден отправиться в эмиграцию, где наряду с маловыразительными композиционными произведениями, как, например, «Марс, обезоруживаемый Венерой» (1824 Брюссель, Королевский музей изобразительного искусства) он создает ряд портретов, написанных в разной манере. Действительно, два парных портрета супругов Серезиа исполненных в том же 1795 г., по своей солнечной жизнерадостности и изысканной элегантности рисунка и красочной гаммы чрезвычайно далеки от колючей суровости «Зеленщицы». Величественный образ Марата, убитого Ш. Корде, создан на основе рисунка пером (Версаль, Национальный музей), сделанного с головы мертвого героя революции.
Так следует писать великих людей». Недаром художник между синим цветом фартука и белой повязкой вводит красный цвет косынки (три цвета революционного знамени). В картине «Смерть Марата» (1793 Брюссель, Музей) Давид по-иному подошел к изображению убитого, хотя задача оставалась та же — воздействовать на чувства зрителя, дать ему урок патриотизма.
С этого времени обращение к античности — лишь предлог для того, чтобы сотворить особый мир, далекий от современности, мир чисто эстетического любования. Совсем в ином плане написан конный портрет знаменитого полководца на привале Сен-Бернар. Италия раскрыла Давиду глаза на античный мир, увлечение которым было в духе того времени. Среди материала к «Клятве. » были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. Депрессия следует за крайним возбуждением.
После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё. В этом произведении не осталось и следа от манерности его ранней «Битвы Минервы с Марсом», здесь царит простота, строгость, скульптурность в трактовке форм, уравновешенная статичная композиция. В портретах этого времени Давида прежде всего интересовала социальная характеристика. Винкельмана.
Вот таким образом на современном этапе изучения творчества Давида нет достаточно веских оснований исключать «Зеленщицу» из списка работ художника. Бонапарт на вздыбленном коне дан как бы в застывшем движении. В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий. Сабиняне решили отомстить, собрали войско и двинулись на Рим.
И Давид признается ему, а также Пейрону, Венсану, своим товарищам по Академии: «Я хочу, чтобы мои произведения имели античный характер до такой степени, что афинянин, будь он в состоянии вернуться в мир, принял бы их за творения греческого живописца»». Некоторые полагают, что Давид именно в этот период создал свои лучшие работы в классическом стиле. Полотно «Коронование. Давида привлекло совсем другое.
Нередко именно кисти художника приходится выразить на полотне то, что лишь угадывается, но не находит еще четкого выражения. И все же, когда рисунок с общей композицией (Лувр) был выставлен в Салоне 1791 г., художник делает надпись, что не претендует на портретное сходство. Мастерская превратилась в настоящий объект паломничества.
На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. 1775—1780 годы Давид провел во Французской академии в Риме. Художник изобразил патетический момент, когда депутаты дают клятву борьбы за идеалы Свободы, Равенства, Братства. Некоторые исследователи считают, что Давид вдохновился конным памятником Петру I работы Фальконе. Во взгляде Давида можно прочесть растерянность и беспокойство.
Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. Основной принцип планировки города — это прямые улицы, которые вливаются на площадь.
Если в картине «Убитый Лепелетье» Давид запрокинул голову изображенного, что скрыло от зрителя характерность некрасивого профиля, то в скорбном лице Марата каждый мог узнать черты «друга народа». Первые опыты работы 1780-х годов («Госпожа Пекуль» и «Господин Пекуль» — парные портреты тещи и тестя художника, 1784, Париж, Лувр) продолжила большая серия портретов 1790-х годов. В этом портрете (Париж, Национальная библиотека) напряженной целеустремленности очень своеобразного и живого лица художник дал почувствовать революционный пафос эпохи. Его дядя (известный архитектор) и мать хотели видеть его архитектором, но Жак-Луи хотел быть художником. Эта задача увлекала его и раньше, но теперь он считал ее кардинальной. Общественная жизнь того периода была отражена Давидом в композиции «Клятва в зале для игры в мяч» (1789), которая, несмотря на огромный собранный материал, так и осталась незаконченной по той причине, что стремительное развитие революционных событий смело со сцены многих лиц, без которых она не могла считаться законченной. Благожелательный прием в Салоне встретило и полотно «Скорбь Андромахи у тела Гектора» (1783, Париж, Лувр).
После чего мать, оставив ребёнка в Париже на попечении брата, уехала в Эврё. Выписанность деталей характеризует портреты археолога Александра Ленуара (1817) и актера Вольфа (1819—1823 оба в Лувре). А. С. Пушкина) (В дальнейшем ссылка на этот музей дается сокращенно – ГМИИ. ). Модели изображены то словно уподобленными античной статуе (Госпожа де Веркинак, 1799, Лувр), то в свободной непроизвольной позе, отдыхающими на пленэре (Портрет госпожи Серезиа — сестра жены Давида Портрет Пьера Серезиа, оба — 1795, все — Париж, Лувр). Что касается портрета «Бонапарт на привале Сен-Бернар», то до него живописцем в 1897 г. был начат другой портрет, отличающийся большей жизненностью и драматической выразительностью (портрет остался незаконченным).
Современный Давиду критик писал: «. Во всем Давид остался верен принципам классицизма. Если в предшествующих работах Давида, начиная с «Велизария» здесь о картине, всегда очень скупо даются детали и строго осмысляется значение каждой фигуры, то в «Сабинянках», наоборот, появляются отдельные персонажи, которые не несут специальной смысловой нагрузки и нужны художнику в основном для заполнения пространства и симметрии композиции, а также для создания нового комплекса линий и форм, ласкающих взор своей красотой и высоким мастерством исполнения. Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. Причем он обосновал это новшество как лучший способ художника существовать самостоятельно и поддерживать свою независимость собственными средствами. Но Юстиниан не доверял Велизарию и боялся его.
После 9 термидора из-за контактов с окружением Робеспьера и участия в Комитете общественной безопасности, связанном с подписанием ордеров на арест, Давид был обвинен в поддержке «заговора Робеспьера» и заключен в тюрьму Люксембургского дворца из которой был освобожден в 1795 году с приходом к власти правительства директории. Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795). В ней причудливо сочетались циничная трезвость с романтической восторженностью. «Коронование. » характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией.
Конь был необыкновенно хорош – серый в яблоках, со спутанной длинной гривой. В соответствии с программой, составленной в 1776 году графом Анживийе, директором Управления королевских строений, предполагалось создание серии больших исторических полотен, «призванных оживить добродетели и патриотические чувства». Событие современной национальной истории впервые стало сюжетом исторического полотна «большого стиля». «Портрет Лавуазье» Давида, который был не только химиком и физиком, а также активным членом Якобинского движения, была запрещена властями к показу.
Национальные праздники устраивались, например, в годовщину взятия Бастилии или провозглашения республики, в честь Верховного существа или торжественного перенесения останков Вольтера и Руссо в Пантеон. Не потому ли Давид как бы по контрасту с общей пластической красотой показал кровавую рану, а над Лепелетье изобразил меч, который должен символизировать угрозу, нависшую над революцией. В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М. Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-лОсеруа.
Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида. Все, затаив дыхание, следили за поединком человека и коня. Яркий свет падает на лицо испещренное множеством мелких морщин, четко выявляет резко очерченные скулы, глубокие складки около рта, в которых как бы затаилась горечь суровых жизненных испытаний. Давиду было заказано полотно на сюжет из Римской истории Роллена «Клятва Горациев» (1784, Париж, Лувр). Забавным и трагичным фактом является то, что дочь аристократа Лепелетье, будучи ярой роялисткой, скупила все репродукции «Лепелетье де Сен-Фаржо на смертном одре» и уничтожила их.
У Тита Ливия Давид разыскал рассказ о том. Давид — один из самых крупных мастеров неоклассицизма и его искусство последовательно эволюционировало вместе со стилем, выражая эстетические идеалы раннего, зрелого и позднего неоклассицизма эпохи империи — ампира (1804—1814). В последний год непрерывного обучения в Риме экзальтация художника сопровождается бредом, маниями и это беспокоит Жозефа Вьена. В своей картине Давид передал их добродетель их качества».
Достаточно того, что я очень несчастна, чтобы рассчитывать на Ваше расположение». В 1814 г. Давид заканчивает картину «Леонид при Фермопилах» (Лувр), начатую еще в 1800 г. В ней он еще хотел выразить большую идею, как он сам об этом говорил, — «любовь к отечеству», но на деле получалась холодная академическая композиция. Позировать, однако, Бонапарт отказывается: «Зачем вам модель.
В это время пришла та женщина и ее пропустили к Марату. «Весь Рим» собрался, чтобы посмотреть «Клятву Горациев», которую посчитали величайшей данью уважения Вечному Городу. Мечи, руки отца и сыновей, соединившись в самом центре полотна, символизируют смысл и значение картины: над всем, над человеческими чувствами и жизнями, над горем женщин и старостью отца возносится клятва в верности долгу и лезвия мечей. За представленное полотно «Велизарий» (1781, Лилль, Музей изящных искусств) Давид был единогласно принят в члены Академии. Сохранилась лишь гравюра Тардье исполненная по рисунку Давида. В «Короновании» Давид дает новое цветовое решение в противоположность обычной скупости своей цветовой гаммы.
Педагогическая система последнего, проведшего несколько лет в Италии и увлечённого античностью, была основана на изучении античного искусства, произведений Рафаэля, братьев Карраччи, Микеланджело, требовании достижения в живописи «правды» и «величия». Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв. Композиция картины с сидящей у смертного ложа супруга Андромахой повторяет сцену, воспроизведенную в античном рельефе «Смерть Мелеагра», который часто копировали мастера неоклассицизма. Jacques-Louis David, в отличие от тех, кто уехал из страны от огня революции, остался, чтобы помочь разрушить старое правительство, он отдал свой голос за казнь короля Франции Людовика XVI (это было причиной развода с его женой, придерживающейся других взглядов). Однако важно отметить, что в этом же Салоне было выставлено другое произведение Давида — портрет графа Потоцкого (1781 Варшава, Национальный музей).
Обнаженные руки, шея и ступни маленьких ног были совершенны, как у богини. Глаза Андромахи, красные от слез, смотрят в глаза зрителю.
В портрете Сери-зиа (1795 Лувр) и его жены (там же) художник изобразил людей, живущих легко и бездумно. «Ликторы приносят Бруту тела его сыновей» – также была запрещена. Он прививает юноше любовь к классицизму и рококо и требует достижения «правды и величия» в произведениях.
В 80 годы XVIII века во Франции центральными были свободолюбивые идеалы и идеи. Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. французский архитектор Ланфан разрабатывает план Вашингтона.
«Героический» стиль полотна с изображением застывших в клятве единения фигур трех братьев Горациев на фоне дорической колоннады вызвал много подражаний у мастеров неоклассицизма в эпоху предреволюционных настроений во Франции. Гражданская доблесть одних оттенена личными переживаниями других. Каждая эпоха имеет свой облик, неповторимый и нелегко замечаемый своими современниками.
Эти портреты по большей части безыменные. Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата. Но эта свобода оказалась весьма относительной, так как художники, освобожденные от подчинения аристократическому заказу, попали в новое чрезвычайно сложное положение: отныне они всецело зависели от вкусов и часто совсем невысокого уровня художественных требований широкой буржуазной публики, что в дальнейшем будет губительным для развития искусства и талантов в капиталистическом обществе. После разгрома наполеоновских армий и реставрации на французском королевском троне династии Бурбонов французский художник как бывший член конвента и «цареубийца» подвергся изгнанию из Франции. Работая над «Леонидом при Фермопилах», он писал: «Я не хочу ни проникнутого страстью движения, ни страстной экспрессии. » Однако в портретное искусство Давида новые тенденции проникали все настойчивее. В этот период он создавал поистине эпические полотна, воспевавшие героизм и самопожертвование.
Здесь все (красота линейных контуров изящество жестов, грациозность, элегантность и утонченность образов) нацелено на то, чтобы передать обаяние ученого и его жены. Это четкое гендерное разделение было характерно для социальной доктрины того времени. «Истинный патриот, — говорит Давид, — должен со всем старанием пользоваться всеми средствами для просвещения своих соотечественников и постоянно показывать им проявления высокого героизма и добродетели». Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. Наконец еще один решил попытать счастья. Модный в то время греческий хитон изящно драпирует стройную фигуру, а прическа «a la grecqua» обрамляет красивое лицо с большими умными глазами.
том IV настоящего издания). т. IV настоящего издания).
Более того, в картине заключалась другая мысль, причем проведенная очень настойчиво. В светильнике, в изгибе спинки канапе было спокойное равновесие, неотрывное от человека. В 1793 г. Давид откликается на трагическое событие своей эпохи. В этой картине могли слиться воедино обе отмеченные выше тенденции Давида. От внимания фанатичной девушки случайно ускользнула только одна репродукция ученика Жака-Луи и благодаря этому нам известно, как выглядело полотно.
Педагогическая система его учителя — известного исторического живописца Ж. М. Характер лиц и пропорции фигур отличаются строгостью и благородством. Веселые восклицания, смех, оживленные голоса раздались с лужайки, расположенной поодаль.
Давид трактует его с сентиментальной чувствительностью в традиции Вьена, демонстрируя прекрасное владение передачей классически стройной композиции, мастерством четкого рисунка, благородного колорита, строящегося на разработке красного и коричневого цветов. Бюрон) и в тот же день был крещён в церкви Сен-Жермен-лОсеруа. В Риме на протяжении пяти лет (1775–1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко.
Та внутренняя выразительность, мощная энергия, которая слышится в «Скорбном марше» Госсека, ощутима и в картине «Смерть Марата». В этих портретах художник стремится приоткрыть внутренний мир изображенных юношей. Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла. По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени).
Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден. В Парижском Салоне «Клятву Горациев» публика приняла с восторгом, не уступавшим тому, что был в Риме. В картине «Коронование императора и императрицы» Давид стремился передать коронацию так, как она происходила в действительности, с возможно большей объективностью.
На картине изображена немолодая женщина, парижская торговка зеленью. Этот сюжет был не нов в живописи. И когда Давид вернулся на родину, он сразу оказался во главе течения, которое ставило своей целью выразить все эти идеалы в героической ипостаси, соединив их с «вольностями» рококо. В горестном оцепенении склоняются в объятия друг другу сестры воинов. «Зеленщица» Давида принадлежит к наиболее ярким и значительным работам художника периода революции. Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад.
Оба портрета выполнены в светлой гамме, что усиливает их изысканность. Будучи в Неаполе, молодой художник стал свидетелем того, как Потоцкий усмирил необъезженного коня. Жака Луи после смерти погребли в Брюсселе. Переехал в Брюссель, где прожил до конца жизни. В 1804 г. Наполеон Бонапарт стал императором и Давид получил звание «первого живописца императора».
Картина до нас не дошла. Он как бы показал этими произведениями сложность и противоречивость того времени.
Вьена — основывалась на требовании достижения «правды и величия» на основе изучения античности, живописи Рафаэля и мастеров болонской школы, скульптуры Микеланджело. Давид решил писать картину в Риме и показ ее здесь вызвал подлинную сенсацию.
Давид сообщает им несколько иной ритм движения, чем у главных фигур картины, он противопоставляет нежное строение их еще детских форм мужественности сражающихся воинов, а главное они (особенно мальчик справа) приобретают значение какой-то автономности в картине, заключая в себе дополнительный элемент эстетического воздействия на зрителя (эта фигура легко мыслится изолированной и несет в себе черты абсолютно самостоятельного художественного образа). Но главное, что взволновало зрителей – ощущение необходимости и благородства подвига. Большинство из этих праздников готовилось непосредственно Давидом. Священники с кафедры цитируют не Евангелие, а римского историка Тита Ливия. Несколько картин революционного содержания было выставлено в Салоне 1793 г. Так, Пурселли выставил картину «Торжество санкюлотов на развалинах Бастилии», Бальзак—«Гора и болото», Дефон—«Осада Тюильри храбрыми санкюлотами», Дюплесси-Берто—«Взятие Бастилии» (последняя картина находится в Музее Версаля).
Наступают годы реакции, в 1814 г. к власти приходят Бурбоны. В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799–1814). Викар, ставшие позднее прославленными мастерами. Рассмотрим с этой точки зрения восприятие картины зрителем.
Тема имела созвучие и с трагедией П. Корнеля. Свое художественное образование он начал у Вьенна, а в 1771 г. успешно участвовал в конкурсе на Римскую премию картиной «Битва Минервы с Марсом» (1771 Лувр). На фоне сумрачных каменных аркад факелом горит алый плащ, накинутый на плечо младшего Горация. За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство.
В августе того же года вернулся во Францию. Причиной такого поступка стал тот факт, что Давид подал решающий голос за казнь короля. В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. Давид ежедневно получает латинские итальянские, французские стихи». В 1797 году стал свидетелем торжественного въезда в Париж Наполеона Бонапарта и с тех пор становится его пылким сторонником, а после прихода того к власти — придворным «первым художником».
В конце концов император решил избавиться от слишком прославленного военначальника. Давид видел теперь в Бонапарте только героя-победителя и принял заказ изобразить его спокойным на вздыбленном коне. Об этом полотне с восхищением отозвался строгий критик Дидро в Салоне 1781 года. Давид считал, что для достижения идейной. Думаете ли вы, что великие люди в древности позировали для своих изображений.
Давид поступает на обучение в Королевскую академию живописи и скульптуры (современный Лувр). Однажды Давид с приятелем наблюдали свиту короля, отправившуюся на охоту. «И с глаз спала пелена», — скажет художник свою известную фразу по поводу увиденных им подлинников.
Но после возвращения Бурбонов художнику пришлось уехать в Брюссель. Своей жизненностью и драматической выразительностью отличается незаконченный портрет Бонапарта, начатый в 1897 году (Лувр). На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности. Полотно представляет собой огромный холст. Наполеон требует в искусстве восхваления империи и Давид по его заказам пишет две большие композиции «Коронование императора и императрицы» (1806—1807 Лувр) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810 Версаль, Музей).
Поводом к написанию портрета послужил жизненный эпизод. Античный сюжет из новеллы Мармонтеля (1767) о прославленном древнеримском полководце из-за ложного обвинения обреченном на нищету и скитания, был популярен в эпоху раннего неоклассицизма. От холста будто идет звон тяжелого и грозного оружия.
Крупнейшим мастером и организатором художественной жизни того времени был Жак Луи Давид (1748—1825), тесно связавший свое творчество с Великой французской буржуазной революцией. Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. Во время пребывания в Люксембургской тюрьме из ее окна он пишет поэтичный уголок Люксембургского сада (1794 Лувр). В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). Спокойствие разлито по всему пейзажу наоборот, в автопортрете (1794 Лувр), написанном тоже в тюрьме и так и оставшемся незаконченным, царит совсем другое настроение.
1795. Оставшись в одном камзоле, юноша казался совсем хрупким рядом с огромным жеребцом. Художника в большей мере интересует передача посредством живописи самых разных психологических состояний. Первое самостоятельное историческое полотно «Врач Эразистрат обнаруживает причины болезни Антиоха» (Париж, Школа изящных искусств) было написано в духе грациозной интерпретации античного сюжета Вьеном, с легким привкусом допустимой фривольности. Три брата, мысли которых лишены сомнений и противоречий, клянутся защитить родину.
Кого интересует, сохранено ли сходство в бюстах Александра. На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. Давид хотел показать революционный порыв народа. Однако здесь художник стремится дать почувствовать взволнованность собравшихся и передать ощущение грозы, которая действительно пронеслась над Парижем в день этого знаменательного события. Республиканские народные идеи становятся смысловым центром полотна. Образ молодого человека из семьи Грейндль (1816 Брюссель, собрание г-жи Лёр де Ронже) с напряженным и тревожным взглядом во многом уже близок к портрету двадцатилетнего Делакруа, написанному Жерико (Руан, Музей). Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации. Они с настороженным недоверием относятся к окружающему. Давид изобразил Марата так, как он представлял его в момент смерти.
Он заявил, что его главная и едва ли не единственная задача «воспроизвести античные нравы с такой точностью, чтобы грекам и римлянам созданное им произведение не показалось чуждым». Но в 1816 году был изгнан из страны как «цареубийца», несмотря на ходатайство министра полиции Эли Деказа. Несколько в другой манере написан портрет «Лавуазье с женой» (1788 Нью-Йорк, Институт Рокфеллера). Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. Когда ему было около девяти лет, его отца убили на дуэли.
Каждое лицо передано с большой экспрессией, психологичностью. В 1784 г. в Риме Давид написал свое знаменитое полотно «Клятва Горациев».
После поражения Наполеона в битве при Ватерлоо в 1815 году бежал в Швейцарию.
А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. В Салоне 1789 г., открытие которого состоялось в атмосфере революционного напряжения (на выставке охрану несли сами художники и ученики, одетые в национальные мундиры), внимание всех приковывает картина Давида, выставленная под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил своих двух сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789 Лувр). В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М.
Он создает образы людей, довольных своей жизнью и богатством, которое они охотно выставляют напоказ. Но нельзя также забывать и о том, что данное обстоятельство было присуще не всем его работам — некоторые портреты конца века были созданы в новой манере.
В этой работе нет ни заранее заданной идеи, ни обычной для Давида завершенности картины. Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества. Создается впечатление, что группа скорее изваяна, чем написана. Он напомнил Давиду коней Диоскуров с римского Капитолия. Кроме того, чувства каждого гражданина теперь не только подчинены общему энтузиазму, но отмечены и некоторыми индивидуальными чертами.
Лаконизм выражения указывает на тягу к монументальности. Давид в Неаполе был свидетелем, как Потоцкий усмирил необъезженного коня. По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). Революционные события дали непосредственный толчок дальнейшему развитию творчества Давида. Работа в портрете всегда была значительной стороной творчества Давида. Давид начинает работать над произведением, запечатлевающим событие, которое произошло 20 июня 1789 г., когда в Зале для игры в мяч депутаты давали клятву «Ни под каким видом не расходиться и собираться всюду, где потребуют обстоятельства, до тех пор, пока не будет выработана и установлена на прочных основах конституция королевства».
Итог оказался печальным., » состоящее из портретов известных исторических лиц (здесь изображены члены большой семьи Наполеона, Талейран, держащий мантию, Евгений Богарне — пасынок будущего императора, Папа Пий VII, благословляющий Наполеона и Жозефину) имело большой успех в луврском Салоне 1808 года. На первом полотне художник стремился представить коронацию так, как она происходила в действительности, с максимальной объективностью. Против этого нового искусства возражал Давид. Однако характерным и отнюдь не случайным явился и выбор сюжета, полностью созвучного общественным настроениям тех лет. Марат был болен, вот таким образом лежал в ванне, накрытый простыней, принимая лечение от простуды.
Жак-Луи Давид родился в парижской состоятельной семье. По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781). Дело не только в том, что сама идея умиротворения воспринималась в конце 90-х гг. Даже Папа Римский увидел детище французского художника. В портретах Давида мы всегда можем угадать отношение художника к модели иногда оно выражено в идеализации образа, что очень ярко сказалось в таких произведениях, как «Бонапарт на перевале Сен-Бернар» (1800 Версаль, Музей) или портрет г-жи Рекамье (1800 Лувр). И лицо женщины, царившее на холсте, причудливо сочетало в себе живость парижанки с правильностью черт статуи.
Голову его любимого ученика населяют призраки, воспламенный ум не дает ему покоя. Легко понять, что и Давид в эпоху, когда назревали новые общественные идеалы, увлекался античностью и согласно этому вырабатывал принципы нового искусства, которые сказались уже в первой картине, показанной по возвращении из Италии, «Велизарий, узнанный солдатом, который служил под его командованием, в тот момент, когда женщина подает ему милостыню» (1781 Лилль, Дворец изящных искусств). Успех «Сабинянок» был значителен, однако не столь единодушен, как в свою пору успех «Клятвы Горациев».
Последние десять лет жизни основоположник классицизма провёл в изгнании. В начале 90-х гг. Свет, падающий с одной стороны, усиливает выразительность одухотворенного лица. Это сыграло свою положительную роль в судьбе художника. С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»). Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат.
Друэ, А. Л. спокойные позы женщин, обрисованные плавным ясным контуром. Понятие «добродетель» воплощено здесь в живых конкретных образах. Первые опыты работы 1780-х годов (Госпожа Пекуль и Господин Пекуль — парные портреты тещи и тестя художника, 1784, Париж, Лувр) продолжила большая серия портретов 1790-х годов. Уничтожив все репродукции, юная аристократка добралась до оригинала.
Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806–1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810). В его честь художник создает конный портрет на фоне вымышленного пейзажа «Переход Бонапарта через перевал Сен-Бернар» (1801, Мальмезон, Национальный музей), большое историческое полотно «Коронование императора Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижского Богоматери 2 декабря 1806 года» (1805—1807, Париж, Лувр), портрет «Наполеон в своем рабочем кабинете» (1812, Вашингтон, Национальная галерея искусства), аллегорическую картину «Леонид при Фермопилах» (1814, Париж, Лувр), прославляющее походы «Великой армии». Одновременно с автопортретом Давид создает другие образы.
Тревожные настроения вполне понятны у художника, который пережил крах своих идеалов. А вот портрет «Лавуазье с женой» (1788) написан несколько в иной манере. Стиль искусства Давида в этой картине уже достаточно четко выявился.
Для периода Революции был очень характерен интерес к зданиям утилитарного назначения. Большой общественный резонанс вызвало его полотно «Клятва в Зале для игры в мяч» (1789, Версаль, Национальный музей рисунок пером — Лувр), оставшееся незавершенным.
В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Величествен общий ритм этого произведения. ВИКТОР ЖАН НИКОЛЬВид на Новый мост из Лувра (Париж, Музей Карнавале) Париж, каким его можно было увидеть из мастерской Давида в Лувре, — это кусочек Сены и Нового моста.
К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795). Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам.
Так складывался новый стиль и Давид выступил в своих картинах этого периода истинным его глашатаем (Клятва Горациев). После того, как Наполеон Бонапарт объявил себя наследником революции, Давид становится его безоговорочным приверженцем, а в 1804 году получает титул «первого живописца Императора». Давид изобразил Марата в реальной домашней обстановке (в момент покушения Марат работал, как обычно, сидя в лечебной ванне). Славу Давиду принесла картина «Клятва Горациев» (1784 г. ) изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима. Картина вызвала огромный успех. Жироде, Ж. Б. Эта картина с ее призывом к борьбе, к свершению гражданского подвига — одно из ярких проявлений революционного классицизма со всеми его стилистическими особенностями (стремление к простоте, лаконизму, прямолинейному воплощению идеи), что сказалось как в композиционном решении, в скульптурной трактовке форм, в монохромности колористической гаммы, так и в схематичной обрисовке образов. В них чувствуется большая близость к формам античных скульптур, чем это было в фигурах Горациев с их явно подчеркнутой анатомичностью, в которой сквозило непосредственное использование художником живой натуры.
Достаточно, если его изображение соответствует его гению. Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. Его личность играла здесь не последнюю роль: кипучий темперамент, эмоциональность, неуемный энтузиазм, стремление к независимости – все это было обращено против существовавшего режима, а также против Королевской академии живописи и скульптуры, члены которой не одобряли его работ и республиканских позиций (она была упразднена по инициативе художника). Своим долгом художник считает «прославление кистью революционных мучеников», посвятив этой теме полотна «Смерть Марата» (1793, Брюссель, Королевские музеи), «Смерть Жозефа Бара» (1793, Авиньон, Музей Кальве).
Несколько придворных и офицеров пытались по очереди вскочить на брыкающегося, видимо, почти не объезженного, жеребца. В момент принятия ванны Марат как раз читал письмо, в другой руке у него перо.