Мало-помалу чудная живопись стала выступать из-под слоя копоти и грязи: Ван Дейк узнал в ней прославленный французскими писателями «Ночной дозор». Рембрандт принялся за работу но она шла медленно и неуспешно время проходило в пререканиях и спорах с заказчиками. Урия пал в бою.
Но откуда эти блики золотистого цвета, пытающегося пробиться сквозь тёмные тучи горизонта. Эта живописная факира делает красочную поверхность трепетно-сияющей. Лицу Ионафана приданы черты самого Рембрандта – это одно из самых мужественных и горьких его автоизображений.
Прошло уже десять лет с тех пор, как Рембрандт, по заказу амстердамских хирургов, написал свой «Урок анатомии». А Ионафану Рембрандт придал свои черты. Но когда надпись на колонне восстановила настоящее название ее: «Сбор стрелков отряда Баннинга Кока на площадке в кордегардии перед учением», – то своеобразность колорита оказалась вполне естественной и уместной.
Ни одна из картин голландской школы не испытала стольких приключений и превратностей, как так называемый «Ночной дозор» («La ronde de nuit»), – название, мало подходящее к характеру коллективного портрета членов общества стрелков его ввели французы, которые в начале XVIII столетия гораздо более интересовались произведениями Рембрандта и его последователей, чем сами голландцы. Но Ионафан, любивший Давида известил его об этом. В волнах реки Тигр мальчик вступил в бой с напавшей на него огромной рыбиной. И на этот раз Рембрандт остался верен себе.
Что это за белый петух висит у нее за поясом. Давид был молод, значит, молод был и Ионафан. Рембрандт пришел в отчаяние едва удалось его успокоить. Картина висела не на виду, в плохом освещении, против камина, в котором почти постоянно поддерживался огонь она подвергалась порче и от дыма и от пыли.
Художник рассердился, бросил кисти и палитру, грозя оставить картину недописанной, даже если потеряет гонорар. После рождения сына Саския стала часто хворать с каждым днем она слабела и таяла.
Иконографический анализ позволяет установить преобладающий вариант. Надо было найти домоправительницу. Давид в отчаянии припадает к груди своего друга, он безутешен. И мы понимаем, что ни вражда, ни ненависть не способны разрушить их дружбу. Но страшная полоса безмерных утрат только началась.
Исследователи творчества голландского художника связывают замысел картины Рембрандта «Давид и Ионафан» с библейским рассказом из Первой книги Царств (20: 40-42). Отец посылает мальчика в далёкую Мидию (местность в пределах нынешнего Ирана), где у него остались кое какие сбережения. Они договорились встретиться после того, как Ионафан попытается умилостивить царя. Но Рембрандт никогда не соглашался рабски подчиняться желаниям и капризам заказчиков.
Наконец дело уладилось и портрет стал быстро подвигаться к окончанию. Но здесь встретилось неожиданное препятствие. В описании картин города Амстердама, составленном Ван Дейком, этот художник с восторгом отзывается об обнаруженном им бессмертном произведении главы голландской школы, называя картину «Выходом стрелков из кордегардии». Зачем она здесь.
В некоторых картинах, написанных им вскоре после его банкротства, прежние прозрачные и теплые тона сменяются более тусклыми. Если Рембрандт не придерживается текста буквально (который он затем, особеннов случае библии, проверяет слово за словом), то он обращается к известной ему часто из собственной коллекции художественной традиции из которой он перенимает свои сюжеты случается так, что он поправляет перенятые образцы исходя из текста, либо, следуя традиции, отклоняется от текста. Стрелки нестройной толпой торопятся к выходу, толкая друг друга. Все улыбалось счастливому художнику. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность.
Впечатление напряженной эмоциональности создается также колоритом картины. В той части Ветхого завета, которая называется Писания, есть Книга Эсфирь, рассказывающая об одной из знаменитых библейских женщин, спасшей свой народ в эпоху владычества персидского царя Ксеркса (именуемого в Библии Артаксерксом). Эсфирь, так же как и Версавия, стала героиней многих театральных постановок, музыкальных произведений и живописных полотен. Рембрандт пригласил к себе бывшую кормилицу своего сына, немолодую уже Гертье Диркс.
Это произведение первым из рембрандтовских шедевров попало в Россию. На очень старинной копии, хранящейся в Лондоне, справа имеются еще две фигуры и барабанщик (крайняя фигура с левой стороны) не урезан наполовину.
Ведь Давид и Ионафан были друзьями, то есть людьми примерно одинаковыми по возрасту. Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. До реставрации Ван Дейка всех художественных критиков и знатоков, любовавшихся «Дозором», поражало необыкновенное освещение картины, это странное смешение ночного сумрака с неизвестно откуда появляющимися световыми бликами.
Первый из них (Петербургский Эрмитаж) изображает купца-еврея. С ней как будто ушло и семейное счастье художника. Рембрандт никогда не отличался практичностью и умением устроить свою жизнь: весь хозяйственный обиход всегда лежал на Саскии, она тщательно оберегала его от всякого беспокойства.
Но Саул, после разговора с сыном, разозлился еще больше. Вирсавия официально сделалась женою Давида и родила ему сына. Приняв свой настоящий вид, он превращается в архангела Рафаила, специально посланного Богом, чтобы спасти праведника и его семью.
Оно находит отзвук в романтичности окутанного предгрозовой атмосферой пейзажа. Из схватки он вышел победителем и вытащил свою добычу из воды. Сходство с капитаном рембрандтовского «Дозора» сразу бросается в глаза но какая огромная разница. Тут и произошло расставание друзей.
Новый этап открывается картиной Эрмитажа "Прощание Давида с Ионафаном", 1642-ой год (высота картины семьдесят три, ширина шестьдесят два сантиметра). Спор затянулся. Тот же поворот головы, та же поза, почти такой же наряд.
Рембрандт упрямо стоял на своем, говоря, что либо будет писать так, как ему подсказывает вдохновение, либо вовсе откажется от работы. Но неуживчивый и сварливый нрав этой женщины делал домашнюю жизнь невыносимой для отца. Однако царевич, узнав о намерении отца, предупредил юношу о грозящей ему опасности. Именно в такой гамме тонов написан «Ночной дозор». 73 x 61, 5 см Эрмитаж, Сюжет картины заимствован из Библии.
Одежды написаны пастозными, рельефными мазками. С каждым днем возникали все новые столкновения с упрямой экономкой. Об этих трех лицах упоминает и Бендермак в своем каталоге, говоря о первоначальном эскизе «Ночного дозора». Один из них действительно Давид, но это тот, который стоит к нам лицом.
Другие считали, что на картине – античная богиня любви и красоты Венера, ожидающая на своем ложе бога войны Марса. Знаменитая «Даная» – одна из самых спорных его картин именно из-за сюжета. В его внешнем спокойствии таится сдержанная сила. Азария велел Товии взять с собой желчный пузырь рыбы. Когда с серебром, принесенным из Мидии, все трое вернулись в Ниневию, мальчик, по совету Азарии, смазал рыбьей желчью глаза отца, от чего тот немедленно прозрел. Действительно, так и произошло.
Ионафан суров и сдержан, лицо его скорбно. Теперь Давиду оставалось одно – бежать из страны.
В таком же несколько мрачном и суровом тоне написан и портрет старого раввина (Бекингемский дворец) на лице то же выражение сосредоточенной твердости и проницательности. Приблизительно до 1750 года картина висела в клубе стрелкового общества (Klovenirdohlen). В этой картине художник предстает во всеоружии своего зрелого искусства. Вдали едва различимы очертания Иерусалимского дворца, его башни и купола. Перед расставанием друзья встретились у камня Азель, где прятался Давид. На картине плачущий Давид уткнул лицо в грудь Ионафана.
Об одной из таких картин расскажет новая серия программы «Библейские сюжеты в искусстве», – сообщается в пресс-релизе. Саския давно хворала. Давид позже раскаивался в содеянном. Один жаловался на отсутствие сходства, другой на то, что его лицо совсем в тени. Давид в отчаянии припадает к груди своего друга, он безутешен.
А припадающий к его груди юноша – его бунтующий сын Авессалом. 1642 Дерево, масло. Давид послал приказ отправить Урию в такое место, где бы тот погиб в сражении. Очень старинные копии ее, довольно близкие к оригиналу, находятся в Касселе и Лондоне. Эта история послужила сюжетом для многих известных живописных полотен.
Заказчики были довольны и сходством и композицией работа была почти окончена. За несколько дней до смерти, уже лежа в постели, Саския составила духовное завещание, по которому предоставляла мужу все свое состояние (по подлинной записи – 40750 флоринов) в пожизненное пользование. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребенка, он вызвал её мужа из похода.
Его единственным утешением и прибежищем стало искусство Рембрандт весь отдался ему. Материальное положение его не изменилось. В этом доме уже находилось несколько таких картин-портретов, между прочим, «Пирушка» Франса Хальса. Версий было выдвинуто больше десятка, однако по тем или иным причинам они последовательно отвергались. Летом 1642 года после долгой болезни, медленно угасая, умерла Саския. Затем Ионафан вышел в поле, где и встретился с Давидом.
Обликом и поведением он больше напоминает женщину. Их первый ребёнок прожил всего несколько дней. Её писали Рубенс и Рембрандт, ей посвятил свою ораторию Гендель, а великий французский драматург Расин написал трагедию «Эсфирь».
Красота кисти изумительная чудный колорит, теплый и мягкий, уже предвещает величайшее создание мастера – «Ночной дозор». Так и чувствуется, что художник всю душу свою вложил в это «творение любви и печали» он как будто хотел удержать, сохранить на мертвом полотне последние проблески жизни дорогого ему существа. В долгом и опасном пути его сопровождают верный пёс Нимврод и некий Азария.
Но какая разница в выражении, в характере одного и того же лица. И называться она должна "Давид и Авессалом". Один из солдат протягивает пику, чтобы хоть сколько-нибудь водворить порядок другой, прочищая свой самострел, нечаянно выстрелил (на лондонской копии даже виден дымок) и испуганно осматривает свое оружие.
Сюжетом полотна является библейская легенда. Всё погружено в глубокий мрак. Разве не в его доме он встретил ту, которая осветила жизнь его счастьем. Вдалеке, за спиной Ионафана, видны развалины древнего города. Они требовали от художника, чтобы он изобразил их расставленными по ранжиру, стройно и чинно, согласно табели о рангах, среди привычной обстановки, со всеми атрибутами их званий и занятий.
На верхних ступенях лестницы знаменщик компании бережно развертывает свое знамя. Вместо свежего, беспечного личика молоденькой девушки, так доверчиво всматривающейся в открывающуюся перед ней новую жизнь, с холста на зрителя смотрят задумчивые, печальные глаза женщины, уже изведавшей жизненные горести и радости, заботы и разочарования. Он, несмотря на значительные суммы, которые брал за работу, всегда настаивал на том, чтобы его фантазии и вдохновению был дан полный простор. – В своей картине «Давид и Ионафан» Рембрандт запечатлел трогательную сцену прощания царского сына и молодого воина Давида.
Затем об этом бессмертном творении гения Рембрандта как будто вовсе забыли. Она, очевидно, дитя народа но лучи «рембрандтовского» солнца играя на ее белокурых распущенных волосах, на пестрых разводах ее ситцевого платья, придают ей какой-то праздничный, сказочный характер. Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости. Рембрандт «Давид и Ионафан». Можно себе представить неудовольствие владельцев портрета.
Но напрасно они протестовали, указывая ему на то, что обезьяна уж никак не принадлежит к их семье, умоляли стереть с полотна это вовсе не нужное украшение. Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста». Прощение распространилось и на брак с Вирсавией, от которой теперь родился преемник Давида – Соломон. Иудейский царь Саул стремился погубить молодого Давида, опасаясь, что он займет его трон. Вирсавия была вынуждена подчиниться. значение – расставание, разлука). Однажды ему случилось писать большой семейный портрет.
Психологическое состояние людей обрисовано с большой выразительностью. Ионафан суров и сдержан, лицо его скорбно. Возможно изображая прощание двух библейских героев, художник рассказывал о своей утрате.